Проектная деятельность «Человек в истории и культуре. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о человеке в истории и культуре на основе изучения традиций и обычаев родного края Задачи музейной педагогики

Протокол

заседания Совета педагогов №3

ГБОУ СОШ с. Курумоч

Структурное подразделение Детский сад «Белочка»

Протокол № 1,

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Бородай Т.А.

СЕКРЕТАРЬ: Архипова Т.В.

Присутствовали:

Заведующий Бородай Т.А.

Ст. воспитатель Архипова Т.В.

Воспитатели групп

Узкие специалисты: Сураева И.М.

Хохрина А.В.

Повестка дня.

1.Планирование работы по формированию представлений о человеке в истории и культуре: проблемы и пути их решения с учетом ФГТ (по результатам проверки планов)

2.Круглый стол по теме: «Развитие представления о человеке в истории культуры»

3.Практическая часть: презентация каждой группой новых перспективных форм работы по формированию у детей представления о человеке в истории культуре

4.Итоги тематического контроля по воспитанию представлений о человеке в истории и культуре

Заслушали:

  1. Архипову Т.В.

Вхождение ребенка в мир человеческой культуры является одним из приоритетных направлений педагогической работы по подготовке детей к обучению в школе. В связи с этим возникает необходимость проведения углублённой работы по формированию основ социального и правового сознания, развитию представлений о месте человека в истории и культуре, роли в техническом прогрессе. Для планомерной работы были определены следующие задачи:

  • знакомство детей с историей возникновения с.Курумоч; культурой, традициями и бытом коренного населения.
  • формирование у детей основ национального самосознания и любви к Родине;
  • формирование у детей представлений об истории цивилизации: образе жизни человека в древности и на современном этапе, о развитии труда человека;
  • развитие у детей элементарных представлений о техническом прогрессе: усовершенствование средств передвижения, изменении условий быта человека, развитии средств коммуникации;
  • развитие основ правового сознания дошкольников;
  • воспитание у детей чувства гордости за достижения науки и техники нашей Родины;
  • воспитание положительного отношения дошкольников к окружающим людям - уважения к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка; уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, культуре и традициям.

Планирование работы с детьми по данному разделу осуществляется в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, а также на основе методических пособий «Что было до … Игры - путешествия в прошлое предметов» «Рукотворный мир» О.Б. Дыбиной, «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» И.Ф. Мулько, парциальной программы социального развития «Я - человек». Перспективное планирование разработано по трём направлениям: специально организованные занятия, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Тематика занятий распределена по следующим блокам:

  • Я и моя семья;
  • Наша Родина - Россия;
  • История родного края;
  • Быт, культура и искусство народов Севера;
  • Безопасность поведения дома и на улице;
  • История цивилизации;
  • Технический прогресс;
  • Права человека.

Для проведения работы по развитию представлений о человеке в истории и культуре создана соответствующая предметно-развивающая среда:

  • уголок по обучению правилам дорожного движения: макет «Наша улица», «Перекресток», дидактические игры «Азбука осторожности», лото «Дорожные знаки», демонстрационный и раздаточный материал по ОБЖ;
  • уголок нравственно-патриотического воспитания «Моя родина - Россия», где приставлена символика страны, округа, города, куклы в национальных одеждах, предметы быта и культуры народов Крайнего Севера, альбомы «Мы на Севере живем», «Надым город детства»»
  • мини-музей «В гостях у бабушки Арины» для ознакомления с бытом, культурой и традициями русского народа.
  • тематические выставки «Виды транспорта», «Специализированная техника», «Где жил человек (эволюция жилища)», «Современная и древняя письменность», «Средства связи».

2. Брындину А.А.

Выступила за идею создания мини- музеев в каждой возрастнойгруппе по определенной тематике.

Работа идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям. Сотрудничество педагогов с родителями в вопросе организации мини-музеев, творческих выставок необходима.

Родители информируются о посещении детьми выставок, музеев. Заранее, до экскурсии родители извещаются о том, где и когда она состоится. Родители большое участие принимают в пополнении экспонатов мини-музеев, а также активное участие принимают в выставках. Например: "Вторая жизнь игрушке", "Куклы наших бабушек". Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот процесс ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относиться к художественному и культурному наследию своего народа.

Быкова М.А. Выступила с презентацией по определенной тематике.

Актуальность:

Народное искусство - великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

Проблема:

У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек,о народных мастерах,о росписи.

У детей бедный словарь по декоративно-прикладному искусству.

Произведения художественных промыслов шли на продажу и славились не только в России, но и за рубежом. На них больше сказывались веяния времени, капризы моды, вкусы заказчиков. Крестьянское же искусство развивалось в русле традиций, обусловленных устойчивым, размеренным укладом народной жизни, который во многом определил и специфический художественный строй народного промысла, особенности его формы и содержания.

3.Архипову Т.В.

Вывод по тематическому контролю.

Проведенный тематический контроль показал, что проблема по формированию представлений о человеке в истории и культуре актуальна и она в ДОУ решается:

через занятия, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок.

В группах созданы условия для формирования представлений о человеке в истории и культуре: отражение этого в зонах, в дидактических и сюжетно-ролевых играх, в накопленном воспитателями иллюстративном материале.

1. обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах;

2. Включать в план работы театрализованную деятельность детей;

3. пополнить иллюстративный наглядный материал;

4. продолжить обмен опытом между педагогами;

5. создать и пополнить мини-музей в своей группе.

Проект решения педсовета

1.Разработать памятки для педагогов и родителей по реализации прав детей в детском саду и в семье.

2.С целью активизации работы по ознакомлению детей с историей и культурой создать условия в группах для повышения познавательной активности дошкольников.

3.Запланировать родительское собрание во II квартале тематическое родительское собрание по правовому воспитанию во всех возрастных группах.

4.Разработать перспективное планирование по разделу «Развитие представлений о месте человека в истории и культуре».

5.Произвести подборку музыкальных произведений для прослушивания по данной тематике возрастным группам.

5.Произвести подборку иллюстративного материала по темам занятий.

6.Повышать свой профессиональный уровень по данной теме.

Срок постоянно Ответственные: Ст. воспитатель, воспитатели

Цель: формирование ценностного отношения к человеку.

Задачи:

— уточнять представления о последовательности этапов жизни человека;

— способствовать проявлению потребности в получении информации об истории развития человека;

— формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: настольно-печатная игра «Что нужно взять с собой в школу?»; картинки с изображением детей разного возраста и взрослых; аудиозапись «Чему учат в школе» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского); мяч; аудиопроигрыватель.

Воспитатель . Ребята, к нам обратилась за помощью воспитатель младшей группы Нина Семеновна. Она очень хочет рассказать своим малышам об истории развития человека. Но у нее так мало об этом картинок! А малыши очень любят их рассматривать! К кому только ни обращалась Нина Семеновна с просьбой подобрать ей такие картинки! Родители детей младшей группы даже искали такую книгу в книжных магазинах. Однако ни в одном магазине они не смогли ее найти. Тогда Нина Семеновна вспомнила о вас, ребята, и не случайно обратилась за помощью именно к вам. Она знает, что вам много рассказывали и читали по этой теме, у вас в группе есть альбомы, картинки, книги, игры об истории развития человека. Как можно помочь воспитателю младшей группы?

Дети. Мы можем подарить им наши картинки, рассказать о наших играх, книгах, альбомах.

Дети выкладывают заранее подготовленные вместе с родителями фотографии, вырезанные из глянцевых журналов, каталогов, рекламных проспектов с изображением людей разного возраста: младенцев, дошкольников, школьников, взрослых, пожилых.

Воспитатель. Молодцы, как вы все хорошо придумали! Посмотрите, как много у нас картинок о разных по возрасту людях! Давайте наклеим их на большой лист бумаги, тогда малышам удобно будет их рассматривать, а Нине Семеновне сделанный нами плакат поможет интересно рассказать о тех важных и интересных событиях, которые происходят в жизни любого человека. Вспомните, пожалуйста, с чего начинается история человека?

Дети . С его дня рождения.

Воспитатель . Правильно, история человека начинается с его появления на свет.

Как вы думаете, смог бы человек родиться, если бы на свете не было папы и мамы?

Дети . Нет.

Воспитатель. Правильно, ребята, без папы и мамы человек никогда бы не смог родиться, поэтому все люди благодарны своим родителям, что появились на свет. Как можно выразить эту благодарность?

Дети. Помогать родителям, не огорчать их.

Воспитатель. Да, ребята, все люди стараются не огорчать папу и маму, помогают им во всем, делают так, чтобы они побольше отдыхали, не болели. Предлагаю вам выбрать из картинок те, на которых нарисованы младенцы, и наклеить их на большой лист.

Дети самостоятельно выбирают место на листе и наклеивают картинки с изображением младенцев. Возле этой группы картинок воспитатель пишет фломастером на листе слово «малыши».

Когда ребенок немного подрастет, он идет в детский сад, где его ждут няни, воспитатели, другие дети. Чему учатся дети в детском саду?

Дети . Петь, рисовать, придумывать рассказы, танцевать, играть.

Воспитатель . О детском саде придумано много песен, предлагаю спеть одну из них.

Дети поют песню о детском саде.

А самое главное, что происходит с человеком в этом возрасте — он приобретает друзей. И бывает так, что эти друзья остаются с ним на всю жизнь.

Физкультминутка «Игра на пальцах»

Дружат в нашей группе Дети соединяют пальцы рук "в замок"

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим Прижимают ладони друг к другу.

Маленькие пальчики.

Подушечками пальцев постукивают друг о друга.

Раз, два, три, четыре, пять — Опускают руки вниз, встряхивают кистями.

Воспитатель. Выберите, пожалуйста, картинки, на которых нарисованы маленькие дети, посещающие детский сад, и наклейте их на лист.

Дети выбирают картинки с изображением дошкольников и наклеивают их в определенном месте листа. Возле этой группы картинок воспитатель делает надпись «маленькие дети».

Ребята, а куда идет ребенок после детского сада?

Дети. В школу.

Воспитатель . Да, после детского сада ребенок идет в школу. А вы знаете, чему учат в школе?

Звучит аудиозапись песни «Чему учат в школе» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Воспитатель . Предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет вам вспомнить, с какими школьными принадлежностями ученики ходят в школу.

Игра-лото «Что нужно взять с собой в школу?»

На большой карте нарисован портфель, вокруг которого нужно разложить маленькие карточки с изображением школьных принадлежностей (тетради, азбуки, ручки, карандаша, ластика, линейки) и других предметов.

Воспитатель . Выберите картинки, на которых нарисованы школьники, и наклейте их на лист.

Дети выбирают из других картинок те, на которых нарисованы школьники, и наклеивают их на плакат.

Возле группы картинок с изображениями детей школьного возраста воспитатель делает на листе надпись «школьники».

Что делает человек по окончании школы?

Дети. Работает или учится.

Воспитатель. Когда человек оканчивает школу, он становится взрослым и может или устроиться на работу, или учиться дальше. Взрослый человек создает семью, у него появляются дети. Он любит членов своей семьи, заботится о родителях, работает, интересно проводит свободное время. Выберите, пожалуйста, картинки, на которых нарисованы взрослые люди, и наклейте их на лист.

Дети наклеивают картинки с изображением взрослых людей. На плакате возле этой группы картинок воспитатель делает надпись «взрослые» и предлагает их рассмотреть.

Попробуйте отгадать, кем работают эти люди.

Дети высказывают предположения.

Как вы догадались?

Дети. По форменной одежде, инструментам, которые они держат в руках.

Воспитатель. Взрослые люди много работают, у них разные профессии. А чтобы вспомнить о том, кем работают ваши родители, предлагаю поиграть в игру.

Физкультминутка «Назови мамину (папину) профессию»

Воспитатель бросает ребенку мяч, а тот возвращает его и называет профессию мамы (папы).

Воспитатель . Ребята, для чего взрослые люди работают?

Дети. Чтобы заработать деньги и на них покупать одежду, еду, мебель, машину, ходить в театр, путешествовать.

Воспитатель . Правильно, ребята, если бы взрослые люди не работали, они не могли бы жить, потому что необходимо питаться, лечиться, быть красивым, слушать музыку, интересно отдыхать. Родители всегда старше своих детей, они много знают, умеют. Они очень любят своих детей, заботятся о них и всегда делают так, чтобы детям было хорошо. Как родители заботятся о своем ребенке?

Дети . Готовят вкусную еду, читают интересные книги, гуляют с ним, путешествуют, покупают одежду, игрушки.

Воспитатель . Вы все верно рассказали о том, как родители заботятся, чтобы их дети были здоровыми, быстро росли, интересно жили, многому учились. Поэтому родителей нужно всегда слушать и делать так, как они советуют. У взрослых много времени и сил уходит на работу, творчество. Когда взрослый человек стареет, он уходит на пенсию. Выберите, пожалуйста, картинки, на которых нарисованы пожилые люди, и наклейте их на лист.

На листе возле группы наклеенных детьми картинок с изображением пожилых людей воспитатель делает надпись «пожилые люди».

Ребята, у кого из вас бабушки на пенсии? Чем они занимаются?

Дети отвечают.

Предлагаю поиграть в игру, во время которой вы не только расскажете, но и покажете с помощью рук о том, чем любят заниматься ваши бабушки.

Физкультминутка «Моя бабушка»

Дети идут по кругу, а воспитатель читает стихотворение.

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно,

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Воспитатель спрашивает, чем может заниматься бабушка, дети руками изображают это занятие.

Воспитатель. Пожилой человек не может делать многое из того, что могут дети. Почему?

Дети. Пожилым людям трудно бегать, прыгать, ходить.

Воспитатель . Как можно им помочь?

Дети . Не шуметь, когда они отдыхают, уступать место в транспорте, поднимать вещи, которые они уронили.

Воспитатель . Какие пословицы и поговорки о пожилых людях вы знаете?

Дети . «Молодость плечами крепка, старость — головою», «Без старых не проживешь», «Чем старее, тем правее», «Стар да умен — два угодья в нем».

Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословицы «Чем старее, тем правее»?

Дети . Пожилые люди много знают, много умеют.

Воспитатель . Да, ребята, пожилые люди прожили долгую жизнь, они много знают и умеют, они мудрые, к ним нужно прислушиваться. Человек живет долго, а состарившись, умирает. Человека и после смерти помнят другие люди. Почему его помнят?

Дети. Потому что человек сделал много хороших и добрых дел для других.

Воспитатель . Все верно, за свою жизнь человек успевает сделать много хорошего. И чем больше радости он приносит другим людям, тем дольше живет о нем память.

Воспитатель обращает внимание детей на лист с наклеенными картинками.

Посмотрите, какой замечательный плакат об истории человека у нас с вами получился! Как вы думаете, он поможет Нине Семеновне познакомить малышей с историей развития человека? Почему?

Дети. Да, поможет, потому что мы разделили картинки на группы: «малыши», «маленькие дети», «школьники», «взрослые», «пожилые люди» и подписали их.

Воспитатель . Я согласна с вами, что этот плакат поможет Нине Семеновне рассказать малышам о том, что в жизни каждого человека от рождения до старости происходит много событий, которые и составляют его историю.

Поликарпова Нина Александровна,
методист ГБДОУ детский сад №23
Петроградского района Санкт-Петербурга

На сегодняшний день наметились тенденции в усилении поликультурности образования, которое предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных народов, взаимодействие между людьми с разными традициями. Под этнокультурным образованием понимается комплексный, содержательный, педагогически организованный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру народа. В литературе существует несколько подходов к определению этнокультурного образования детей. Первый подход раскрыт в работах С.А.Козловой. Автор связывает этнокультурное образование с социально-личностным развитием детей и рассматривает воспитательный потенциал народной педагогики как условие развития национального и планетарного мышления. Позиция С.А. Козловой заключается в том, что у детей необходимо воспитывать интерес и уважение к культуре своего и других народов, умение проявлять терпимость к детям и взрослым, независимо от национальных различий. Другой автор, Т. Ю.Купач, рассматривает гуманизацию социального воспитания дошкольников на основе приобщения детей к культурно-историческим традициям. По мнению автора, культурно-исторические традиции- это такие традиции, которые накоплены непосредственно в ближайшем социуме: труд, обычаи, нравы, ремесла, творчество, фольклор и т.п. Второй подход определяет значимость культурно- исторического опыта народа, представленного в материальной и духовной культуре (Т.Ю.Купач, Г.Н.Волков, И.Ф.Галигузов и др.).

В свою очередь, я так же считаю необходимым приобщать ребенка к культурно-историческому наследию. При работе с дошкольниками в наше время остро встает вопрос о нравственном, духовном, патриотическом воспитании детей, этнокультурном образовании. И одним из верных способов является наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры, что, прежде всего, начинается с ближайшего окружения: с любви и уважения в семье, с любви и уважения к родному городу, к родной культуре. При этом в дальнейшем важно показать всю значимость человечества в целом, как развивался человек, как постепенно он обустраивал свою жизнь, проявляя всю свою изобретательность, воображение, творчество.

С тех пор как в глубокой древности первобытные люди создали первые каменные орудия и добыли огонь, человеческая мысль не успокаивалась не на минуту. Люди стремились все больше узнавать об окружающем мире, все активнее на него воздействовать.

Результатом этого воздействия явилось то, что мы имеем сейчас. В будущем каждому ребенку предстоит сохранить все нажитое его предками, а для этого ему необходимо научиться правильно распоряжаться нажитым имуществом и владеть им так, чтобы приумножить. В связи с этим, нашей задачей является развить у ребенка чувство трепетного отношения ко всему, что завещало ему человечество и желание сделать наш мир прекраснее.

В вышеуказанном и заключается актуальность заявленной темы.

Приступив к работе по данному направлению более двенадцати лет назад, я столкнулась с отсутствием методической литературы. Чуть позже появились такие разработки как:

Дыбина О.В., Что было до…: Игры- путешествия в прошлое предметов.- М.: ТЦ Сфера, 2004.;

Новицкая М.Ю., Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Пинка-Пресс, 2003.;

Мулько И.Ф., Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2004.;

На сегодняшний день уже существуют парциальные программы:

О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Е.В. Пчелинцева, Непреходяшие ценности малой родины.

Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова, Развитие у детей представлений об истории и культуре.

Я, в свою очередь, хочу предложить свою систему работы, мною были выделены следующие разделы и подразделы:

1.История цивилизации.

Образ жизни человека в древности.

Труд человека.

2.Технический прогресс.

Изменение условий быта человека.

Усовершенствование средств передвижения.

Развитие средств коммуникации.

3.Социальное и правовое сознание.

Кроме того, в связи с тем, что цель - физическое и психическое развитие воспитанников всегда является актуальной, я считаю нужным включить в качестве одного из подразделов раздела «История цивилизации» тему: «История спорта и спортивных состязаний».

Мною было разработано тематическое планирование, на основе которого уже несколько лет ведется работа в детском саду

Тематическое планирование по направлению

«Развитие представлений о человеке в истории и культуре»

Октябрь-ноябрь, тема: «Развитие средств коммуникации»

Старшая группа

«Как люди общаются на расстоянии»

Цель: формировать представления о развитии средств коммуникации

Задачи:

· познакомить детей со средствами связи в древнем мире и в настоящее время

· развивать наблюдательность, способность к суждениям

· воспитывать интерес к техническому прогрессу

Подготовительная группа

«Что? Где? Когда?»

Цель: приобщить детей к великим достижениям людей в сфере обмена информацией

Задачи:

· уточнить и систематизировать знания детей о развитии средств коммуникации

· развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи и отношения, умение рассуждать и делать выводы; умение работать в команде; любознательность, внимание и силу воли

воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе совместной работы, интерес к истории человечества

Совместная деятельность

Рисование наскальных рисунков (на камнях)

Игры-драматизации

· «Передай информацию посредством мимики и жестов»

· «Расскажи сказку по телефону»

Просмотр отрывков из видеофильма «Из истории русской письменности»

П/И «Где мы были мы не скажем, а что видели - покажем»

- «Расскажи посредством звука» (муз. деятельность)

Конструирование средств коммуникации из мелкого конструктора

Сочинение загадок

Пальчиковая гимнастика

Экскурсия в библиотеку (или совместная деятельность по теме на базе библиотеки)

Выпуск первого номера журнала под названием «От наскального рисунка до компьютера»

Организация развивающей среды

Д/И «От наскального рисунка до компьютера» (разрезные картинки)

Наскальные рисунки - продукт детской деятельности

Иллюстрации по теме

Детские энциклопедии

Журнал «От наскального рисунка до компьютера»

Ноябрь-декабрь, тема: « Образ жизни человека в древности»

Непосредственно образовательная деятельность

Старшая группа

«Пещерный человек»

Цель: приобщить детей к истории человечества

Задачи:

· формировать представления об образе жизни пещерного человека

· развивать любознательность и воображение

· воспитывать интерес к образу жизни человека в древности

Подготовительная группа

«Образ жизни пещерного человека»

Цель: приобщить детей к истокам зарождения человечества

Задачи:

· уточнить и систематизировать представления детей об образе жизни человека в древности

· развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения

· воспитывать интерес к культурному наследию древности

Совместная деятельность

Постройка макета жилища древнего человека

Рассматривание иллюстраций и познавательные беседы по теме

Просмотр отрывков из видеофильма «Прогулки с пещерным человеком»

Рисование и сочинение рассказов по рисункам детей

- «Пещера древнего человека»

(конструктивная деятельность)

- «Охота на мамонта» (продуктивная деятельность из бросового материала)

Координация речи с движением

Пальчиковая гимнастика

Организация развивающей среды

Д/И «Эволюция обычных вещей»

Пещера древнего человека (макет)

Иллюстрации по теме

Выставки продуктивной изобразительной деятельности детей

Детские энциклопедии

Журнал «На заре человечества»

Декабрь-январь, тема: «Изменение условий быта человека»

Непосредственно образовательная деятельность

Старшая группа

«Мой дом»

Цель: показать роль коммунальных услуг и бытовых приборов в жизни человека

Задачи:

· формировать представления об условиях жизни современного человека, используя понятия: бытовая техника, водопровод, центральное отопление, электроосвещение; показать. Как сильно изменились условия жизни со времен пещерного человека

· развивать умение сравнивать, выражая свои мысли в связной речи

· воспитывать у детей желание быть активным и неравнодушным по отношению к окружающему миру

Подготовительная группа

«Как менялось жилище человека»

Цель: приобщить детей к великим достижениям в области технического прогресса

Задачи:

· формировать представления об изменении условий быта человека от древнего мира до сегодняшних дней (отопление, освещение, водоснабжение)

· развивать умение видеть связь между явлениями, развивать речь детей

· воспитывать стремление быть изобретательным

Совместная деятельность

Д/И «Бытовая техника»

Д/И «Моя квартира»

Д/И «Эволюция обычных вещей»

Работа с энциклопедиями

Коллаж «Как уютно в нашем доме» (коллективная работа)

Рисование и составление рассказа «Дом будущего»

Составление, отгадывание загадок о бытовой техники

Изготовление макетов жилища (в индивидуальной работе)

Координация речи с движением

Пальчиковая гимнастика

Подготовка и выпуск журнала «Дом, в котором я живу»

Пешеходная прогулка по ознакомлению с ближайшим окружением (разные виды зданий, их назначение)

Организация развивающей среды

Д/И «Бытовая техника»

Д/И «Моя квартира»

Д/И «Эволюция обычных вещей»

Иллюстрации по теме

Макеты: «Квартира», «Многоэтажный дом», «Русская изба», «Замок»

Коллаж «Как уютно в нашем доме»

Журнал «Дом, в котором я живу»

Детские энциклопедии

Раскраски

Январь-февраль, тема: «История спорта и спортивных состязаний»

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательно-физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие во времени»

Цель: формировать у детей позитивное отношение к спорту и ведению здорового образа жизни через ознакомление их с яркими страницами истории спорта, ролью спорта в жизни людей в различные исторические эпохи

Задачи:

· обобщить и систематизировать знания о видах спорта, способах организации соревнований, о значении и месте спорта в культурной и общественной жизни людей с следующие исторические эпохи: пещерного человека, Древней Греции, Средневековья (рыцарство), 21 века

· развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между известными им фактами, рассуждать, делать выводы; работать в команде - осознавать значение своих действий для результата команды

· формировать навыки участия в эстафетах

воспитывать интерес к истории спорта, уважение к достижениям предшествующих поколений; желание быть сильным, ловким, умелым, красивым; желание заниматься спортом

Совместная деятельность

- «Замок рыцаря» (конструирование)

Д/И «Олимпийские игры»

П/И - имитация «Мы - спортсмены»

Д/И «Кому что нужно»

- «Отгадай спортсмена по действию» (словесная игра)

- «Я - спортсмен» (лепка)

Р/И «Команда чемпионов»

Составление рассказов по теме «Зимние виды спорта»

Координация речи сдвижением

Пальчиковая гимнастика

Выпуск третьего номера журнала «Ловкий, сильный и быстрый»

Организация развивающей среды

Д/И «Кому что нужно»

Д/И «Олимпийские игры»

Наглядно - дидактическое пособие «Рассказы по картинкам. Зимние виды спорта»

Оформление темы на фланелеграфе (олимпийская символика)

Продукт детской деятельности « Я - спортсмен»

Детские энциклопедии

Фотовыставка «Мы - спортсмены»

Журнал «Ловкий, сильный, быстрый»

Февраль-март, тема: «Развитие социального и правового сознания»

Непосредственно образовательная деятельность

Старшая группа

«Дети и родители»

Цель: способствовать формированию представления о значении семьи в жизни каждого человека

Задачи:

· формировать представление о значении семьи в жизни ребенка

· развивать интерес к семейным традициям

· воспитывать уважительное отношение к старшим

Подготовительная группа

«Конвенция о правах ребенка»

Цель: формировать представления о правах человека, данных ему с рождения

Задачи:

· познакомить детей с основным содержанием международногодокумента «Конвенция о правах ребенка»

· развивать у детей основы правового сознания, желание и умение считаться с правами других людей

воспитывать уважение к мнению и чувствам другого человека

Совместная деятельность

Рассматривание иллюстраций и проведение познавательных бесед по теме

Рисование «Моя семья»

Составление рассказов «Семейные традиции»

Беседа «Что и почему изображено на моем семейном гербе»

Рассуждение на тему «Что такое дружба?»

Д/И «Фоторобот»

Д/И «Угадай чувство»

Игры-драматизации

Чтение отрывков из художественных произведений

Координация речи сдвижением

Пальчиковая гимнастика

Подготовка и выпуск четвертого номера журнала «В мире любви и согласия»

Организация развивающей среды

Выставка «Герб нашей семьи»

Д/И «Фоторобот»

Д/И «Угадай чувство»

Выставки продуктивной деятельности детей по темам

Иллюстрации по теме

Дидактическое пособие на фланелеграфе «Конвенция о правах ребенка»

Журнал «В мире любви и согласия»

Март-апрель, тема: «Усовершенствование средств передвижения»

Непосредственно образовательная деятельность

Старшая группа

«Вокруг света за 80 дней»

Цель: показать роль транспорта в жизни людей

Задачи:

· формировать представления о различных видах транспорта (воздушный, водный, железнодорожный, городской, космический и п.т.)

· развивать умение находить сходства и отличия, пользоваться обобщающим словом

· воспитывать интерес к технике

Подготовительная группа

«От кареты до ракеты»

Цель: приобщить детей к великим достижениям детей в области технического прогресса

Задачи:

· формировать представления об изменении форм разных видов транспорта в связи с техническим прогрессом и потребностями общества

· развивать умение рассуждать, делать выводы

воспитывать интерес к техническому прогрессу

Совместная деятельность

Д/И «От кареты до ракеты»

Д/И «Эволюция транспорта»

Д/И «Летит, плывет, едет»

Продуктивная изобразительная деятельность

«Подводный транспорт» (из бросового материала)

«Космический транспорт» (оригами)

Конструктивная деятельность по замыслу детей и презентация своей конструкции

Рассматривание иллюстраций и проведение познавательных бесед по теме

- «Звуки колес» (музыкальная деятельность)

Координация речи с движением

Пальчиковая гимнастика

Пешеходная прогулка «Транспорт нашего города»

Подготовка и выпуск пятого номера журнала «От кареты до ракеты»

Организация развивающей среды

Д/И «От кареты до ракеты»

Д/И «Эволюция транспорта»

Д/И «Летит, плывет, едет»

Выставки детских работ

Иллюстрации по теме

Детские энциклопедии

Журнал «От кареты до ракеты»

Тема «Труд человека» является сквозной, и частично присутствует в каждой из указанных тем, как составляющая часть. В конце апреля предлагается одно обобщающее мероприятие, цель которого довести до сознания детей, что все достигнутое человечеством стало возможным только благодаря непрерывному труду и усердию. В совместную и самостоятельную деятельность выносятся следующие игры:

Д/И «Играем в профессию»

Р/И «Профессии»

Д/И «Кольцо и меч» (ремесла киевской Руси)

Консультация для воспитателей.

«Формирование у детей дошкольного возраста представлений о человеке в истории и культуре на основе изучения традиций и обычаев родного края».

МДОУ «Золушка», п. Янгель, 2015г.

Воспитатель:

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Историзм присущ всякому познанию, независимо от его формы, поскольку не существует в мире неразвивающихся объектов. Общественно – исторический опыт человечества накапливается в форме явлений внешнего объективного мира, окружающего человека.

Необходимость исторического знания для развития перспективного взгляда на окружающие предметы отметил еще Аристотель, выдвинув идею о том, что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего.


Окружающий мир предметов с раннего возраста вызывает у человека любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать. Для удовлетворения данного желания ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.

Всю совокупность исторических знаний условно можно разделить на две большие группы:

1) знания об истории возникновения и развития каких – либо объектов материальной действительности;

2) знания об истории познания человеком этих объектов.

Детям дошкольного возраста доступна для усвоения первая группа исторических знаний, так как представления о процессе преобразования человеком предметного мира с момента его создания создают перспективу его дальнейшего совершенствования. Кроме того, обращение к прошлому – одно из средств самопознания, определения своего места в мире и во времени (прошлое – настоящее – будущее), своих ценностных ориентаций.

В процессе исторического познания ребенок осваивает мир предметов, постигает диалектику его развития, наследует опыт прошлого, достраивает предметный мир, «переделывает» природу, выступает как субъект, активный носитель социальной сущности, творец, деятель.

изложении исторического взгляда на предметный мир нельзя:

1) ограничиваться только монологом – рассказом о прошлом предметов; необходимо включать в процесс ознакомления как можно больше действий (посидеть на бревне, осветить комнату свечой, надеть длинную одежду и походить в ней, написать несколько слов перьевой ручкой и т. д.);

2) терять из виду основное направление процесса при изложении истории создания вещи: человек создает много предметов, изменяет и совершенствует способы их использования для удовлетворения разных потребностей (естественных, духовных, интеллектуальных и т. д.) взрослых и детей;

3) перегружать детей сложной исторической информацией;

4) сводить организацию ознакомления с историей только к форме познавательных занятий.

И в первую очередь надо воспитывать в ребенке гуманистическое начало, дать понятие о подлинных человеческих ценностях, чтобы сформировать у детей представление о человеке в истории.

В свою очередь, я так же считаю необходимым приобщать ребенка к культурно-историческому наследию. При работе с дошкольниками в наше время остро встает вопрос о нравственном, духовном, патриотическом воспитании детей, этнокультурном образовании. И одним из верных способов является наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры, что, прежде всего, начинается с ближайшего окружения: с любви и уважения в семье, с любви и уважения к родному городу, к родной культуре. При этом в дальнейшем важно показать всю значимость человечества в целом, как развивался человек, как постепенно он обустраивал свою жизнь, проявляя всю свою изобретательность, воображение, творчество.

С тех пор как в глубокой древности первобытные люди создали первые каменные орудия и добыли огонь, человеческая мысль не успокаивалась не на минуту. Люди стремились все больше узнавать об окружающем мире, все активнее на него воздействовать.


Результатом этого воздействия явилось то, что мы имеем сейчас. В будущем каждому ребенку предстоит сохранить все нажитое его предками, а для этого ему необходимо научиться правильно распоряжаться нажитым имуществом и владеть им так, чтобы приумножить. В связи с этим, нашей задачей является развить у ребенка чувство трепетного отношения ко всему, что завещало ему человечество и желание сделать наш мир прекраснее.

в своей статье «Дошкольное образование» отмечает: «Можно говорить о многих причинах данного явления, но главной, на наш взгляд, является недостаточное внимание образовательных структур к региональным культурно- историческим процессам и явлениям. Близкое и родное всегда закладывается в человеке как основополагающее и незыблемое. А ближайшее предметно- пространственное окружение человека обеспечивает ему освоение даже самого сложного материала на личностном, понятном и доступном уровне».

Именно на региональном уровне можно реализовать многие функции культуры как необходимых условий ее существования: познание истории культуры региона, ее сохранение, трансляция и возрождение. Поэтому необходимость использования региональных культурно - исторических ценностей на всех ступенях образования комплексно и целенаправленно для становления гражданина своей малой Родины и страны в целом.

Притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их теплотой, а живя в селе, постоянно, с гордостью рассказывает он гостю о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Именно на региональном уровне можно реализовать многие функции культуры как необходимых условий ее существования: познание истории культуры региона, ее сохранения и возрождения. Необходимо использовать региональные культурно - исторические ценности на всех ступенях образования для становления гражданина своей малой Родины и страны в целом.
С Михалков сказал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»

Колесина Надежда Алексеевна

Воспитатель, МАДОУ Михневский ЦРР д\с, пос. Михнево Ступинский район Московская область

Колесина Н.А. Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества (из опыта работы) // Совушка. 2016. №3(5)..12.2019).

Цели:

Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Как национальная государственная идея, он формируется на всем протяжении истории Отечества, и в то же время, опираясь на прошлое, как развивающая идея, всегда устремлен в будущее. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенсивного становления личности ребенка. В этот период происходит формирование духовно - нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что воспитание патриотических чувств — задача актуальная и достаточно сложная для современной России.

Нами была разработана программа воспитательно-образовательной работы с детьми, направленная на обогащение представлений дошкольников о родном крае и формированию у них патриотических чувств.

Перспективный план ознакомления воспитанников с историей и культурой нашего края

Тема ООД

Цель ООД

1

«Путешествие по России»

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине

2

«Большая и малая Родина»

Расширить представления дошколят о Родине, большой и малой

3

«Символика родной страны»

Познакомить детей с гербом, флагом, гимном России. Дать понятие об обозначениях символики на гербе и флаге.

4

«Я люблю свой поселок»

Расширить знания детей о родном поселке, его достопримечательностях

5

Развивать у детей патриотические чувства к своей Родине, прививать любовь к малой Родине, воспитывать толерантность, культуру поведения

6

«Знаменитые люди поселка»

Знакомить детей с нашими земляками, которые внесли свой вклад в процветание нашего края.

7

«Защитники земли Михневской»

Формировать чувство гордости за своих героев земляков, знакомить с боевыми победами нашего народа и памятниками боевой славы

8

Досуг «Семейные традиции и обычаи на Руси»

Расширять и углублять представление воспитанников о старинных семейных традициях и обычаях. Вызывать желание быть участниками этих праздников.

Уровень представлений детей о родном крае во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в дошкольном образовательном учреждении.

При воспитании у детей чувства любви к родному поселку, мы старались подвести их к пониманию, что их поселок — это часть нашей большой Родины. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну мы сочетали с формированием толерантного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Так, в ходе занятия «Путешествие по России» дети узнали, какая большая наша Родина, ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Дети узнали, что когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом — припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде, надо ехать 7 дней — неделю, а на самолете лететь — почти сутки. Узнали, какие национальности проживают в России, какое количество культур живут и соприкасаются друг с другом на территории одной страны. Ребята познакомились с названиями городов, рек, гор, совершив заочное путешествие по карте России.

Дети совершали экскурсии в Спасо-Преображенский храм поселка Михнево, к достопримечательным местам посёлка. Стало традицией проведение в детском саду Рождественских встреч, Масленицы, праздника Пасхи. Все эти мероприятия помогают нам воспитывать у детей уважение к нравственным нормам, формировать чувство любви к Родине на основе изучения культурных национальных традиций, а также ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей через формирование представлений о формах традиционного семейного уклада. В ДОУ и группах оснащены уголки с государственной символикой России. В течение года мы организовывали встречу с ветеранами ВОВ, проводили досуги ««Девятое мая — День Победы» , « День защитника Отечества» , а также в детском саду реализуется программа О. JI. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Для выявления динамики в развитии патриотических чувств у старших дошкольников нами было проведено тестирование. Сопоставление полученных результатов с данными стартового тестирования, позволили выявить положительную динамику в формировании патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой региона.

Подводя итоги исследования, можно утверждать, что любовь к Отчизне у детей начинается с любви к своей малой Родине — месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом, поселком, страной, его достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к истории и культуре нашего Отечества. Основные показатели любви к родному краю, я думаю, это и любовь к малой Родине, и к людям, и знание истории народной культуры и традиций, народные промыслы.

С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своим народом, своей страной. Однако, как отмечают педагоги - практики, проблема воспитания у детей любви к Родине чрезвычайно сложна. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Зарождается это сложное чувство из любви к близким, к тому месту, где ребенок родился, где прошли годы его детства, к своей малой родине.

Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время. В последние годы наше Отечество изменилось. Критически пересматривается его прошлое. Но у нас не будет другой истории, другой Отчизны. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторять их ошибок.

Подмосковье, с её богатым боевым и трудовым прошлым, предоставляет большие возможности для формирования у молодого поколения чувства

гордости за свой народ. Сама социально - культурная среда здесь способствует воспитанию основ нравственности, патриотизма у подрастающего поколения. За последние годы вырос интерес к национальной культуре, художественным истокам своего народа, края.

Ведущая идея состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре малой Родины, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и духовных ценностей родной культуры в дошкольном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Основывается идея на богатой культуре русского народа,

На теоретическом материале,

На практическом материале,

а также на этнографическом материале, собранном коллективом детского сада, который отражает традиционно-бытовую культуру русского народа.

Любовь маленького ребенка дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, селе. Углубленно работая по проблеме духовно - нравственного, патриотического воспитания детей мы убеждены, что воспитание любви к малой Родине, должно быть в первую очередь связано с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Экспонаты нашего музея «Русская изба» позволяют знакомить детей с материальными формами народной культуры (бытом, утварью, интерьером крестьянской избы) художественными формами (изделиями народных промыслов, народными костюмами, игрушками.)

Мы разработали познавательные занятия по ознакомлению детей с народными промыслами и ремёслами, а также цикл занятий, развлечений по ознакомлению детей с традиционно - бытовой культурой русского народа. Работая над проблемой духовно - нравственного воспитания дошкольников необходимо учитывать следующее:

  • ознакомление дошкольников с родным краем должно естественно входить в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала;
  • введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого к ребенку, личностно значимого, к менее близкому культурно - историческим фактам;
  • формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни поселка, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости того, что происходит вокруг;
  • привлечение детей к участию в общественных праздниках (День поселка, День Победы, День Защитника Отечества, Рождество, Пасха, Масленица и др.), чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья, познакомиться с жителями нашего поселка - носителями социокультурных традиций в области ремесел, песни, танца;
  • особая роль в работе по патриотическому воспитанию дошкольников отводится родителям. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребенок.

Планирование работы осуществляется по следующим темам:

  1. Моя маленькая и большая Родина. История образования поселка Михнево.
  2. Традиции поселка и русского народа.
  3. Мастера нашего поселка.
  4. Легендарное прошлое и настоящее нашего края.

Тематическое планирование способствует системному и эффективному усвоению детьми знаний о своем крае, родном поселке. Темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность.

Такая схема работы позволила интегрироваться с любым этапом познания за счет установления новых связей между тематическими блоками путем обогащения новым жизненным опытом ребенка. При повторном возращении к материалу краеведческое содержание наполняется новыми понятиями, смыслом, ценностями. Так, с малышами, дом мы рассматриваем как место, проживания и труда взрослых, а со старшими детьми как место, связанное с жизнью интересного заслуженного человека. Для младших детей Спасо - Преображенский храм - святое место, куда приходят помолиться, а для старших - и архитектурный памятник, воздвигнутый на нашей земле. Отдельные темы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам, например: «Богатыри земли Русской» - в феврале, перед «Днем защитника Отечества».

Учет возрастных особенностей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например: в игре «Магазин игрушек» ребенку предлагается узнать, где и из какого материала изготовлена поделка (народные промыслы). Большой интерес вызывают у детей игры - путешествия в прошлое нашего поселка. Каждую тему подкрепляем различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов, тематических рисунков), например подборка фото для альбома «Я люблю Михнево.» Беря во внимание особенности мышления детей дошкольников (наглядно - образное), используем не только иллюстрации, художественную литературу, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей с прошлым, народными промыслами. Для этого используем музей «Русская изба» в детском саду, экскурсии в библиотеку, Спасо-Преображенский храм: именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края, его прошлого и настоящего. Каждый момент ознакомления дошкольников с родным поселком пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику нашей земли, гражданину. На протяжении всего пребывания в детском саду дети знакомятся с лучшими людьми нашего поселка: художниками, мастерами народно - прикладного искусства, ветеранами войны и труда.

Так организовали встречу детей с нашей землячкой, поэтессой А.С. Зубковой. Стихи Александра Сергеевна (педагог на заслуженном отдыхе) пишет давно. А.С. Зубкова пишет о большой и малой Родине, щедро использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, напевность, язык прост, стихи доступны для понимания даже детям. Вот поэтому всем надолго запомнилась эта встреча.

Совместно с педагогами и родителями, дети подготовили литературно - музыкальную композицию, выставку рисунков «Дорогами войны», посвященную Дню Победы. В этот день дети вместе с взрослыми возлагали цветы к Вечному огню, принимали участие в концерте, проходившем в Доме культуры. Именно на таких занятиях, праздниках устанавливается связь

поколений и познания ближайшего окружения, связанного с традициями прошлого, воспитываются лучшие человеческие качества - уважение к старшим, желание быть похожими на них. Одно из направлений работы детского сада - взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей в освоении традиций нашего народа. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, усваивает и ребенок. Поэтому, работая по проблеме нравственно - патриотического воспитания, мы поставили задачу не только воспитания нравственно — патриотических чувств, но и решить проблему: как помочь родителям сохранить духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что понимаешь, чувствуешь и знаешь. Поэтому, вовлекая в работу родителей, мы соблюдаем определенные условия и ориентируем их на то, что:

  • в семье надо создавать и развивать свои традиции;
  • семья не должна существовать изолированно;
  • родителям желательно владеть воспитательными методами народной педагогики (фольклором, песенным и танцевальным искусством);
  • дети в условиях дома должны выполнять посильную работу, выработать систему правил и норм поведения, участвовать в посильном труде, помощи другим людям;
  • члены семьи должны постоянно обращаться к истокам национальной культуры, а педагоги детского сада оказывать им постоянную поддержку в этом направлении.

Родительский коллектив - единомышленник и помощник воспитателей. Для этого мы организуем разнообразную совместную деятельность педагогов, детей и родителей, в которую входит:

  • оснащение групповых комнат, нашего музея предметами русского народного быта, народно - прикладного искусства, народными играми и игрушками;
  • участие в фольклорных и православных праздниках, развлечениях;
  • организация экскурсий к Вечному огню;
  • совместные выставки работ детей и родителей;
  • совместные субботники по озеленению территории детского сада;
  • праздники, посвященные Дню Победы, Дню поселка.

Таким образом, работа в нашем педагогическом коллективе по ознакомлению детей с историей и культурой Отечества, ведется постоянно, целенаправленно, результативно.

Литература:

  1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.
  2. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать - М.: Изд-во «Скрипторий», 2003.
  3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М.:ЦГЛ, 2005
  4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ, 2005.
  5. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).- М.:УЦ «Перспектива», 2011.