Национальная обувь коми народа. Коми-пермяцкий национальный костюм. Традиционная одежда коми

  • Актуализация знаний;
  • Получение информации при работе с электронной презентацией.
  1. Практический этап - 60 мин.
  • ПТБ, инструктаж по выполнению задания.
  • Самостоятельная работа детей по намеченному плану.
  1. Рефлексивный этап - 10 мин.
  • Закрепление материала в форме теста.
  • Коллективный просмотр работ.

Ход урока:

Задачи этапа

№ слайда в презент.

Вводно-мотивационный

Создание условий для успешной работы на уроке, мотивация учащихся к мыследеятельности, вызов познавательного интереса.

Организация целеполагания.

Формирование регулятивных действий (выработка умения принимать и сохранять учебные задачи в течение урока).

Организационный момент.

Проверка рабочего места.

Целеполагание.

Учитель: Одежду, которую сегодня мы с вами носим, называют современной. В наше время эта одежда разных народов практически ничем не отличается. А как вы думаете: раньше, в старину люди носили такую же одежду, как мы? (Ответы детей) Отличалась ли одежда русских, коми-пермяков, украинцев, карелов и других? (Ответы детей)

Конечно же, отличалась. И сегодня мы с вами познакомимся с коми-пермяцким национальным костюмом. В качестве практической работы сегодня на уроке мы выполним бумажную куклу в национальном костюме. Работать будем в технике аппликации из ткани.

Объявление темы урока:
«Коми-пермяцкий костюм. Аппликация из ткани. Коллаж» (слайд 1)

Работа с понятием «коллаж».

Коллаж - техника наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету или фактуре (ткань, верёвка, кружево, кожа, бусы и др.)

Учитель: Какие условия мы должны соблюдать с вами, чтобы у нас получились хорошие результаты? (Ответы детей)

Слайд 1

Поисково-познавательный

Формирование коммуникативных действий (выработка своего мнения, существование других точек зрения).

Развитие познавательных действий

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, скажите, а где в наше время мы можем увидеть коми-пермяцкий костюм? (Ответы детей) (слайд2)

Сообщение информации

Учитель: Давайте теперь познакомимся с элементами женского и мужского коми-пермяцкого национального костюма.

Работа с презентацией (слайды 3,4) -информационный материал (см.приложение 1)

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Практический

Обучение общим приёмам выполнения практической работы.

Закрепление изученного материала через практическую работу.

Объяснение задания

Сейчас мы с вами выполним практическую работу - бумажную куклу в коми-пермяцком национальном костюме. (слайд 5)

ПТБ при работе с ножницами.

Последовательность выполнения роботы (см.приложение 2)

  1. Заготовить по шаблону куклу.
  2. Используя способ подбора, изготовить детали костюма (рубаху, сарафан, фартук, штаны, обувь).
  3. Украсить рубаху, сарафан, фартук тесьмой, имитируя вышивку.
  4. Приклеить все детали одежды к основе.
  5. Из цветных ниток сплести пояс, обвязать им талию.
  6. Завязать головной убор (лента, косынка, платок, шапка).
  7. Оформить работу.

Практическая работа детей. Выполнение изделия по намеченному плану.

Слайд 5

Рефлексивный

Формирование личностных действий (способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности, осознание себя как гражданина России).

Воспитание чувства гордости за свой край и свою родину.

Что нового узнали на уроке (см.вопросы в презентации)(слайд 6)

  1. Общий элемент коми-пермяцкого костюма и у мужчин и у женщин. (Рубаха)
  2. Первоначальное название сарафана. (Дубас)
  3. Название мужского пояса. (Кушак)
  4. Название женского головного убора квадратной или трапециевидной формы, приходящейся на верхнюю часть головы. (Шамшура)
  5. Вид обуви сшитый из кусков кожи с мягкой подошвой у женщин, у мужчин. (Коты, бахилы)

Коллективный просмотр работ «Наш хоровод»
(с музыкальным сопровождением)

Ребята, посмотрите, какие замечательные работы у нас получились! Молодцы!

Я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам понять, что культура каждого народа неповторима, в то же время она является частью культуры не только нашего родного края, России, но и частью общенациональной культуры! И я лично горжусь, что принадлежу к той малой народности, которая имеет богатую, самобытную, уникальную культуру.

Спасибо и вам за то, что вы сегодня внесли крупичку в созидание и восстановление истории наших предков.

Слайд 6

Слайд 7

Используемая литература:

  1. Коми-пермяцкий национальный костюм: Из собрания Коми-Пермяцкого окружного краеведческого музея им П.И.Субботина-Пермяка / Г.Н.Чагин, В.В.Климов, Л.В.Караваева. - Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн.издательство, 2006; Пермь: Пермское кН.издательство, 2006.
  1. Национально - региональный компонент в образовательной области «Технология». / ГКОУ ДПО Коми-Пермяцкий окружной институт усовершенствования учителей, 2008 г.
  1. Уроки технологии с применением информационных технологий, 1-4 классы. Знакомство с народными художественными промыслами: методическое пособие с электронным приложением / В.В.Старикрва. - 2-е изд, стереотип. - М.: Планета, 2011.
  1. Электронная презентация «Коми-пермяцкий национальный костюм». Автор неизвестен.

Обращение к своим истокам необходимо для того, чтобы, по словам К. Д. Ушинского «не быть иностранцем посреди своей родины». Нельзя ощущать себя носителем той или иной национальной традиции, не ознакомившись с таким важным обстоятельством жизни народа, как его происхождение, история, культура, декоративно-прикладное искусство.

Народное искусство во всем своем многообразии служит отражением национального характера. Это мощное средство в формировании эстетического вкуса, правильных понятий о прекрасном и безобразном. Всякое дошедшее до нас произведение народного искусства способно дать обильную пищу сердцу, уму, побудить к глубокому и серьезному размышлению о сохранении собственного национального лица. Среди различных видов народного искусства выделяется национальный костюм. Он является удивительно богатым, незаменимым источником изучения исторического прошлого народа, национального самосознания, художественно-эстетических взглядов.

Каждый народ создаёт и сохраняет в костюме те особенности и элементы, которые в наибольшей степени соответствуют характеру его занятий, быту, природным условиям, отвечают представлениям народа о красоте.

Для традиционной женской одежды коми-пермяков характерен сарафанный комплекс северорусского типа: рубаха с прямыми поликами и прямой сарафан - дубас.

Дубас шили из разных тканей: пестрядь в крупную клетку и набивка. Дубас - тип сарафана из домотканого крашенного холста с неширокими пришивными лямками, который сшит из шести или восьми полотнищ ткани, причем две полоски использовались для пошива переда и шесть полосок для пошива спинки. Ширина дубаса в подоле достигала 4-5 метров. Верх сарафана представляет собой корсет высотой 14-16 см. Корсет получается таким образом: сзади дубаса прошиваются складки мелкой сборкой в 6-8 раз. Более широкая сборка проходила по спинке дубаса, а спереди на груди была только сборка на кулиске. К корсету с внутренней стороны подшивается подклад, по ширине равной высоте складок корсета. Бретели крепятся к чиби - треугольному кусочку ткани. Иногда чиби выкраивали вместе с бретелями из одного куска холста. Подвязывали дубас тканным или плетеным пояском, два раза обернутым вокруг талии и подвязанным, как правило, на правом боку так, чтобы кисти свисали до колен.

Поясок, или покромка - непременная принадлежность народного костюма - как мужского, так и женского. Пояс выполнял две функции: утилитарную и эстетическую. Подпоясанная одежда, плотно прилегая к фигуре, лучше согревала, обеспечивала свободу движения во время работы. Кроме этого считалось, что пояс охраняет от нечистой силы, особенно от лесных и домашних духов. Пояс играл также существенную роль при совершении различных обрядовых церемоний. Среди вещей, подаренных новорожденному, непременно был пояс; на свадьбах дружка подпоясывали полотенцем; при гадании обязательно снимали пояс и крест. Покромка символизировала кромку участка земли черного цвета, поэтому часто в покромах встречается этот цвет. Будничные пояса были менее яркие, чем праздничные. Женские праздничные покромки были пестротканые: красных, черных, желтых расцветок. Покромки ткали шириной 2-4 см из цветных шерстяных ниток, при ткачестве выполнялся орнамент.

Чаще пояса заканчивались кистями или бахромой. Свадебные пояса, особенно красные, являлись предметом особой важности: они якобы обладали магической силой. Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от наговоров. Техника изготовления поясков очень разнообразна: их плели, ткали, вязали. Тканые пояса, а они, по моему мнению, самые красивые и нарядные, изготовляли преимущественно без ткацкого станка - на дощечках.

Рубаха состоит из двух частей: верхней и нижней. Верхняя часть рубахи (в зависимости от ее предназначения) изготовлялась из разных материалов. Для повседневной будничной одежды использовалась пестрядь в мелкую клетку. Полики могли быть выкроены из похожей ткани, но другой расцветки. Праздничные рубахи шили из тонкого, хорошо отбеленного холста с браным рисунком или вышивкой черного и красного цвета. Нижняя часть рукава должна быть заранее вышита и к ней пришиты кружева. Верхнюю часть спинки и полочки шили на кокетке, причем кокетка двойная - для прочности и для того чтобы скрыть изнаночную часть вышивки, потому что кокетка украшалась вышивкой или браными узорами. Орнамент был неширокий. Спереди на кокетке обязательно была потайная застежка на пуговицах или кнопках. Планка для застежки тоже была вышита. Воротник-стойка, который был сшит по размерам шеи, тогда как у русской рубахи чаще ворот не имел выреза, и выкраивался по размерам головы, а не шеи. Вся вышивка выполнялась заранее, перед тем как соединить верхние детали в единое целое.

Передник - еще одна обязательная деталь костюма. Будничные передники были неяркими, шились из холста или другой дешевой ткани. Праздничные передники украшали узорными полосами. По низу чаще всего шили браные полосы, кружева. Коми-пермяки передники подвязывали только на талии.

Девичьи головные уборы представляли собой обруч или твердый околышек, облегающий голову, а также ленту - прямоугольный кусок парчи или тесьмы. Наиболее древним видом головных уборов девушек считаются берестяные обручи. Они долгое время были популярными. Девичьи головные уборы оставляли открытыми волосы и теменную часть головы. Головные уборы замужних женщин отличались большим разнообразием. Кокошник представлял собой высокий головной убор на твердой основе, сшитый из дорогих тканей и богато украшенный. Шамшура (самшура) - чепец с твердым дном трапециевидной формы из кумача на холщевой подкладке. Затылочная часть шамшуры украшалась цветными хлопчатобумажными или шерстяными (гарусными) нитками, нашивками из полос парчи или золотой нитью. Кроме этих головных уборов были и мягкие головные уборы типа волосника и разнообразные платки. Женщины заплетали волосы в две косы, укладывали их вокруг головы и покрывали волосы платком. Платок одевали поверх кокошника или шамшуры когда выходили из дома. 7,8

Украшения древних коми-пермяков - бусы, герданы (гайтаны). Реже встречались браслеты. Видимо они были привозными и не пользовались большим спросом у населения. Украшения располагались на голове, шее, груди, руках. Изготовлялись они чаще из бересты, глины, но были и из жемчуга, бисера. (Приложение 6)

Логинова Надежда Андреевна
Особенности традиционного костюма коми народа. Материалы для проекта «Моя малая Родина - Республика Коми»

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа , если он не проникнется теми основными чувствами, которыми живет народная душа . Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», - писал известный русский философ В. В. Зеньковский.

Актуальной педагогической задачей настоящего времени является возрождение, сохранение и развитие народных традиций в условиях негативного воздействия массовой культуры, возросшего интереса к истории и традициям культуры своего региона. Ознакомление детей с национальной культурой является важной составной частью формирования личности ребенка. Осваивая элементы национальной культуры, ребенок усваивает представления о родном крае, традициях народа , приобретает умения отражать доступные его пониманию элементы национальной культуры в своей деятельности и получает богатую почву для развития чувств. Этому способствует высокая эмоциональность ребенка, его активный интерес к окружающему, стремление к деятельности. Исследования психологов (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев и др., убедительно показали, что процесс формирования личности дошкольника развертывается как процесс присвоения доступного для ребенка социально ценного опыта человечества.

Одной из основных проблем воспитания определилось воспитание национальной культуры детей. Общие задачи эстетического воспитания не могут решаться вне содержания той национальной культуры, народных традиций , которые веками создавались народом , чей менталитет на данной территории является приоритетным.

Традиционная одежда коми

Коренные изменения в жизни Республики Коми , суверенитет, возросшая ответственность перед будущими поколениями за сохранение самобытной национальной культуры Коми края вызвал интерес к историческому прошлому Коми Края , коми языку , духовной и материальной культуре народа . Традиции – явление живое , постоянно формирующееся. Это не только строгая преемственность, это неиссякаемый источник для творчества. Их необходимо сохранить и передать подрастающему поколению.

В народном костюме как в фокусе сосредоточены черты и особенности народного сознания , его социальные, нравственные, религиозные представления, этнические идеалы, для выражения которых использованы художественные средства. Это – композиция и цвет, ритмическая система построения, объемно-пластические формы, реализованные в крое одежды, орнаменте. Народный костюм коми в опосредованном виде выражал этические традиции коми – зырян . Именно через костюм проявилась индивидуальность этноса. Практически любой бытовой костюм обладал определенной символикой. Сама орнаментация, манера ношения свидетельствовала об этом.

Для декоративного оформления народного костюма коми характерно сочетание различных материалов и фактур (домотканые натуральные льняные, шерстяные ткани, мех, кожа, кружево, шелк, бархат, сукно и т. д., которые создавали удивительно целостный образ. В народном костюме образ предполагал гармонию всех составных частей. Основу ансамбля связывали в народном костюме с проблемой синтеза , единства жизненно-бытовой среды этноса коми – зырян с природой . На протяжении длительного времени народной одежде была свойственна неизменность покроя и традиционного декора , что объяснялось консервативностью жизненного уклада коми : занятие охотой, рыболовством, позже и земледелием; устойчивостью обычаев, передававшимися из поколения в поколение.

Характерное для традиционного мировоззрения коми восприятие одежды как «покрова, оболочки» и, одновременно, «следа, тени» человека достаточно наглядно представлено в обобщенном коми названии одежды – «паськм» . С точки зрения лингвистов В. И. Лыткина и Е. С. Гуляева в сложносоставном коми слове «паськм» отражено понятие комплекса одежды (пась – «шуба» ) и обуви (км – «охотничья кожаная обувь» ). Интересно, что у коми одеждой «паськм» называют и послед новорожденного. О ребенке родившемся без «сорочки» у коми скажут «пасьтм кага» (букв без одежды, раздетый ребенок) . Послед новорожденного, так же как и вся одежда, носимая человеком в течении жизни, считалась неразрывно связанными с ним и его судьбой.

У коми говорят , что одежда подобна вуджр (тень – оберег) человека. Традиционно выражением пасьтм морт (букв. «человек без одежды» ) характеризуют не только раздетого, но и обессиленного, больного человека, о котором могут также сказать – вуджрыс абу, то есть «нет у него тени – оберега» .

Традиционное восприятие одежды как тени – оберега человека во многом определяло строгое соблюдение запретов, связанных с порядком каждодневного ее одевания, ношения и хранения. Считается, что нарушение этого порядка чревато различными неприятностями для человека в течение всего дня. Любое переодевание в течение суток порицалось, поскольку воспринималось окружающими как тунавны «колдовство, ворожба» . Женщины, одевая с утра сарафан, старались больше не снимать его в течении дня, а при необходимости одевали другую одежду поверх него. Если охотник, собираясь на промысел, забывал что – либо одеть на себя сразу, то не переодевался второй раз дома, а брал забытую одежду с собой и одевал ее на себя только дойдя до лесной избушки – иначе не будет удачи в промысле. Лишь в период праздников не возбранялось многократное переодевание в течении дня в разную одежду, хотя многие женщины и в этом случае одевали сразу по 2-3 сарафана, один под другой, и таким же образом несколько юбок для пышности наряда. В сказочном фольклоре и поверьях коми магической силой наделяется не только одежда в целом, но и отдельные ее элементы. Бытует мнение, что с помощью варежки можно легко определить найдется украденная вещь или нет : если подброшенная рукавица упадет на землю большим пальцем кверху – значит пропажа скоро обнаружится. Узорчатая перчатка, подоткнутая за пояс в летнее время, считается лучшим оберегом от мошкары и комаров. Согласно фольклорным текстам коми вся сила легендарной чуди заключалась в чудесной шапке, а сила злого колдуна - в его черном платке.

В традиционном мировоззрении коми одежда отчетливо связывается с представлениями о душе и тени – обереге человека. При этом одежда осмысляется не только как покров человека от физического воздействия, но и как защита тела, разума и воли ее владельца от возможного злого умысла со стороны постороннего человека, колдуна или нечистой силы.

В 19 веке изготовление одежды происходило преимущественно домашним способом , ткани делали на ткацком станке, богатые ижемцы покупали на ярмарках, взамен на пушнину, фабричные ткани : бархат, шелк, сукно, парчу.

Народная одежда коми имеет много общего с одеждой населения русского севера и некоторых финно-угорских народов (например, карел и удмуртов) . Вместе с тем в самом комплексе традиционной одежды коми , в особенностях покроя , в характере украшений, в некоторых специфических атрибутах народного костюма наглядно проявляется этническая специфика. Следует отметить, что не всегда наличие у разных народов общих типов одежды следует рассматривать как прямое заимствование. Происхождение тех или иных общих элементов в традиционной одежде у разных народов могло быть обусловлено и близкими природно-климатическими условиями и, соответственно, общими типами ведения хозяйства.

До начала ХХ века коми шили одежду преимущественно из тканей домашнего производства : холста (белого и цветного) и сукна. На изготовление верхней одежды, помимо сукна, шли и полушерстяные ткани. Меховую одежду шили в основном в северных районах – на Удоре и Печоре.

Мужской костюм состоял из рубахи (дрм, штанов (гач, кафтана (дукс) или шубы (пась) . Туникообразную рубаху обычно шили из белого холста или пестряди. Праздничная рубаха украшалась вышивкой или полосками узорного тканья на груди, по вороту и на манжетах рукавов. По покрою рубаха у коми имела некоторые отличия от русской косоворотки : более длинный подол (почти до колен, разрез на правой стороне груди либо в центре (у русских – слева, более широкие рукава. Носили такие рубахи навыпуск, подпоясывая пояском (внь) .

Нижние штаны (порты, более широкие, чем верхние, шили из сурового холста, глухие. Такие штаны закрепляли на поясе шнуром на вздежке. Верхние штаны шили их пестряди в синюю или белую полоску либо из домотканого сукна (для зимы) . Праздничные штаны шились из бумажного трико черного цвета. Штаны заправлялись в сшитые из холста или вязаные (шерстяные) чулки, обычно украшенные узорами (сера чулки) .

В верхней мужской одежде выделяется три основных типа.

Первый тип характерен для земледельческих районов (Вычегда, Сысола, Луза) .

Шабур, сшитый из синего или сурового грубого холста. По своему виду эта летняя верхняя одежда представляла собой длинную глухую рубаху с рукавами, бока которой состояли из четырех скошенных и сшитых между собой полотнищ; такой покрой делал ее более широкой в подоле. Для головы было прорезано отверстие, с краю которого иногда пришивали капюшон из холста. Такую одежду носили обычно в качестве рабочей и подпоясывали ремнем или бечевкой. Сукман или дукс – армяк или кафтан, из домотканого сукна серого или белого цвета длиной до колен – коми носили осенью . Зимой одевали шубу из овчины, нагольную или покрытую сукном. В некоторых районах, в частности на Мезени, мужчины носили тулупы прямого покроя на меху неблюя, тоже покрытые сукном.

Второй тип – промысловый костюм охотника и рыболова .

Основной его деталью является прямоугольная короткая накидка с отверстием для головы – лузан. Изготовлялись такие накидки из домотканого холста или из сукна. По краям для прочности лузан обшивался узкими сыромятными ремешками. Для большей прочности лузан обшивался кожей на плечах, груди и на спине, куда пришивалась петля для топора. Под полотнищем лузана сзади и спереди за счет подшивного холста образовывались мешки – карманы, которые использовались во время переходов для хранения добытой дичи, шкурок зверей, а также необходимых охотнику принадлежностей. Лузан подпоясывался кожаным ремнем (тасьма) .

Третий тип – одежда оленевода, которая характерна главным образом для коми – ижемцев . Этот тип одежды получил распространение у коми одновременно с развитием оленеводства в XVI – XVII вв. и во многом заимствован от оленеводов – ненцев. Малица (малича) – глухая одежда прямого покроя из оленьих шкур мехом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и пришитыми к ним меховыми рукавицами. Поверх малицы носили специальный чехол (малича кыман, сшитый из сатина или хлопчатобумажной ткани. В сильные морозы поверх малицы накидывали совик – меховую одежду такого же покроя, как и малица, но сшитую мехом наружу. В качестве осенней одежды мужчины – ижемцы носили суконные малицы, аналогичные по покрою меховым.

Традиционными головными уборами коми мужчин до первой четверти ХХ века оставались вяленые, суконные и меховые шапки различной формы – одни с низкой тульей и широкими полями, другие с высокой тульей и приподнятыми загнутыми кверху краями. Цвет этих головных уборов варьировался между оттенками черного, серого и белого. Охотники носили суконные шапки двух видов : «зырянки» в форме шлема с небольшой полоской сукна, спадающей сзади на шею, напоминающие матросские, с дном из пяти клиньев, оторочкой из зеленого сукна. Коми – ижемцы носили зимой меховые шапки – долгоушки из пыжика и неблюя, а население южных районов – вычегодские, летские коми и коми – пермяки – ушанки из овчины.

Для женской одежды коми характерен сарафанный комплекс севернорусского типа с некоторыми специфическими деталями. По различиям в выборе покроя и материала , по характеру убранства исследователи выделяют пять основных типов женского костюма коми : прилузский, верхневычегодский, ижемский, удорский и сысольский.

Комплекс традиционного женского костюма состоял из двух основных элементов : рубахи и сарафана. Обувью почти повсеместно служили кожаные коты, зимой – валенки (у ижемцев – пимы, а верхней наплечной одеждой служил сукман, зимой – овчинная шуба, у ижемцев еще и малица.

Ижемский женский костюм отличается прежде всего тем, что для его пошива всегда использовали покупные ткани, поскольку северная природа не позволяла выращивать на Ижме лен и коноплю для производства тканей. Ижемцы предпочитали не добротность тканей, а их яркость и благородство . Поэтому покупали в основном дорогие завозные ткани – шелк, атлас, саржу, альпак, кашемир. Женские рубахи к примеру, шились из шелка. Для ижемского типа женкой рубахи характерен специфический ворот : он высокий; застегивается на две пуговицы и выкраивается из широкой тесьмы. Ижемские сарафаны представляют собой тип круглого сарафана. Шились они, как правило, из шелка с растительным орнаментом, для чего обычно использовали 7-8 прямых полос тканей. Складки закладывались от центра спинки к передней части сарафана, на спинке делалась одна двойная глубокая складка. В передней верхней части сарафана между бретелями продевался шнурок – вздержка для затяжки передней части сарафана под грудь. Снизу к сарафану пришивались богатые кружева, а по подолу – бахрома.

На Удоре население почти не занималось прядением и ткачеством, и поэтому здесь, как и на Ижме, уже в конце XIX века одежду, и в том числе рубахи, шили из фабричных тканей. Покрой женской рубахи был аналогичен севернорусскому : ее шили с прямыми плечевыми вставками – «ластович» или поликами. Рубаху шили со стойкой. Удорский сарафан, который имел название «кунтей» , «синюка» , «синяк» , шился из грубого холста синего цвета. Лиф сарафана был на холщовой подкладке, подол подклада не имел. Удорский сарафан шился без складок. На переднем полотнище праздничного сарафана («штофника» ) по центральному шву, соединяющему две половины ткани, пришивалась широкая тесьма фабричного производства, а между полосками тесьмы пришивались мелкие металлические пуговицы на расстоянии 3-4 сантиметров друг от друга. Удорский вариант праздничного сарафана шился из парчи. Головными уборами служили различные шали.

Рубахи в комплексе костюма верхней Печоры шились со стоячим воротником и глухой застежкой на пуговицах посреди груди. Под разрез подшивали планку. Рубахи были с узкими обшлагами и оборками. Этот тип рубах появился достаточно поздно и сходен с русским. В селениях по берегам Печоры были распространены прямые сарафаны, которые появились у коми позже , чем косоклинные. Их называли «московскими» . Появление прямого сарафана у коми , как и у русских, по всей вероятности, связано с широким распространением фабричных тканей. Прямые сарафаны были двух разновидностей : на лямках и с лифом или корсажем. Первый тип прямого сарафана представлял собой юбку с неширокими лямками, сшитую из пяти – шести полос ткани. На подоле нашивали полоски из цветной ткани, кружева и бахрому. Юбку сарафана с корсажем шили из одного поперечного куска ткани, а корсаж закладывали в мелкую складку. Юбку делали на холщовой подкладке. Корсаж застегивался спереди на два железных крючка. Шили этот сарафан тоже с бретелями. Головным убором верхнепечорских женщин был сборник.

На Сысоле женские наряды шили из пестряди, сатина, атласа. Рубаха сысольских женщин состояла из двух частей : верхней – «сос» и нижней – «стан» . Рубахи шили со стойкой, которая была разной длины – девушки носили рубахи с более открытым воротом и у них стойка была длиннее; рубахи замужних женщин имели более глухой ворот. Низ рукавов собирался в мелкую складку, а края обшивались тесьмой. Стока ворота и рукава украшались вышивкой. Сысольские сарафаны относятся к типу косоклинных. Для пошива сарафанов использовали различные ткани – пестрядь в крупную клетку, а с конца 19 века, с проникновением фабричных тканей – сатин, корсетную ткань, атлас. Сарафан шили обычно из восьми полос ткани, которые были заужены кверху в виде трапеции. Верхняя часть сарафана собиралась в складку до размеров объема грудной клетки. Верхняя часть сарафана представляла собой корсет высотой 14-16 см, который сбоку имел разрез, застегивавшийся на крючки. По подолу сарафана обычно пришивались три полосы из сатина красного цвета. Женскими головными уборами на Сысоле были сборник и сорока.

Комплекс вычегодского костюма сходен во многом с сысольским. Женские рубахи шили их отбеленных холстов. Рубаха состояла из двух основных частей – верхней и стана. Основным типом сарафана на Вычегде был косоклинный сарафан, он состоял из двух прямых полос и четырех клиньев, подол украшался тремя полосками из сатина. Передник и задние полотнища были прямыми, а боковые полосы выкраивались в виде клиньев, доходящих до верхней кромки сарафана. Сарафан был сравнительно узким и носился на коротких лямках. На праздник поверх сарафана надевали короткую распашную кофту с широкими рукавами, собранными на запястье в сборку. Головным убором являлся сборник, который был совершенно лишен вышивки и шился из парчи или цветного наливного шелка.

В женским костюме Прилузья особенно выделялся так называемый летский сарафанный комплекс. Рубаха состояла из верхней и нижней части. Стойка воротника собиралась в мелкую складку. Верхняя часть рубахи украшалась вышивкой, а низ рукавов был украшен браным узором, а самый край рукавов отделывался мережкой.

Прилузский сарафан - косоклинный, лиф у него закрытый, без бретелей. Спинка выкроена целиком из полосы холста, перед – из двух ровных полос, а сбоку к ним крепились клинья. Подол сарафана выкраивался полукругом, чтобы бока не отвисали. Ворот сарафана и проймы обшивались кумачом с лицевой стороны. Если это был праздничный сарафан, то поверх кумача пришивались полоски парчи. Праздничный сарафан спереди от выреза на груди до кромки подола украшался петельками из домашней крашенной пряжи.

Женским головным убором у прилузских коми являлась сорока , которая украшалась красочным орнаментом с преобладанием красного цвета и различных его оттенков : от оранжевого до бордового.

Традиционная обувь у коми для обоих полов почти не разделялась по покрою. Летом и осенью носили : поршни (чуктм, чарки, сшитые из сыромятной кожи и стягаемые у щиколотки ремешком; коты (кот) – кожаная обувь с невысоким суконным голенищем. Обували такую обувь поверх холщовых портянок или шерстяных чулков. На Лузе и Вычегде носили берестяные и лыковые лапти (нинкм) . В зимнее вре6мя носили валяную обувь (тюни, катанки, ишим) – валяные головки с пришитыми суконными или холщовыми голенищами. В северных районах (на Печоре) зимой носили : «тобоки» - сапоги высотой 40 см из оленьего меха ворсом наружу; «пимы» - сапоги с голенищами выше колен, также сшитые из оленьего меха ворсом наружу. В качестве весенней и осенней обуви оленеводы носили «кисы» - головка сшита из оленьего камуса, а голенища высотой до 20 см – суконные или кожаные.

Низкую кожаную обувь носили с длинными шерстяными узорчатыми чулками, которые завязывались под коленом специальными повязками. Меховую обувь носили с меховыми чулками – липтами. До начала ХХ века у коми широко были распространены самодельные холщовые и суконные чулки (чрс) без пятки.

Основное питание коми в настоящее время состоит из растительных, молочных и мясных продуктов.

Развитие земледелия, повышение урожайности полей, внедрение такой культуры, как пшеница, полностью удовлетворяют потребности населения в хлебе и мучных изделиях. В дореволюционное время хлеб из чистой ржаной и ячменной муки могли печь только зажиточные крестьяне, беднейшие слои населения ели хлеб из ячменной муки пополам с мякиной, добавляя в него и другие суррогаты, главным образом размолотую пихтовую и осиновую кору, а весной травы. Теперь население широко употребляет в пищу различные домашние печения: пироги с разнообразной начинкой, шаньга - лепешки из ячменной муки с картофелем или творогом, сочён-слоеные лепешки с творогом и т. д. В крестьянском быту за последние годы широкое распространение получили печеный хлеб и кондитерские изделия, которые продаются в сельских магазинах, имеющихся и на лесных участках.

Из ячневой и овсяной крупы часто варят кашу (рок) и традиционное блюдо азя шыд - похлебку, заправленную специально приготовленной закваской и ячневым толченым зерном, которую называют щами. Приготовляют также овсяный кисель. В селениях по Вычегде делают густоо толокно, а в других местах толокно жидко разводят водой или квасом.

Развитие скотоводства, увеличение поголовья скота, повышение его. продуктивности позволяют колхознику в значительно большем количестве потреблять мясо (главным образом свинину) и молочные продукты: молоко в пресном и квашеном виде, сметану, творог, сливочное и топленое масло. С развитием домашнего птицеводства широко стали употреблять, в пищу куриные яйца, тогда как раньше ели только яйца лесных птиц.

В северных районах республики важную роль в питании колхозников, главным образом ижемцев, играет оленье мясо. Оленину едят мороженую, вяленую и вареную.

Медвежье мясо несколько лет назад считалось запретным. Теперь медвежатину едят и заготовляют впрок (солят и коптят). Значительное место в питании населения, в особенности зимой и осенью, занимает дичь: рябчики, глухари, куропатки. Большим подспорьем в питании служит также рыба, которую употребляют как свежую, так и сушеную и соленую. Многие рыбные кушанья подаются к праздничному столу или в торжественных случаях - на свадьбу, при закладке нового дома и т. п. Особенно любят коми рыбные пироги (черинянь), в них рыба запекается целиком и даже в чешуе. В последние годы широкое распространение получили треска и морской окунь, покупаемые в магазинах.

Значительно разнообразнее стало питание и благодаря развитию* огородничества. Картофель в настоящее время занимает важное мест в пище и городского, и сельского населения. Он почти совершенно вытеснил репу, преобладавшую в пище населения многих районов в прошлом столетии. Из овощей употребляют теперь лук, редьку, капусту, брюкву, морковь, свеклу.

В большом количестве коми собирают грибы и разнообразные лесные ягоды: малину, черемуху, бруснику, чернику, клюкву, голубику, морошку, которые едят и в свежем виде (например, малину и бруснику с молоком), и сушеными, и мочеными; приготовляют также своеобразный вид джема (ляз). Бруснику в большом количестве мочат на зиму, малину г черемуху и чернику сушат. Грибы (тшак) нередко жарят, но чаще их: заготовляют впрок - солят или сушат.

Повсеместно вошло в обычай пить ежедневно чай. В дореволюционное время население многих районов края коми потребляло чай и сахар в очень малом количестве; но ижемцы и раньше очень любили чай и пили его много.

В каждой семье приготовляют квас. К праздникам варят пиво {сур) из ржаного солода с добавлением хмеля.

Широко распространено общественное питание. В деревнях и рабочих поселках открыты столовые, которые охотно посещает население. В летнее время для колхозников организуется общественное питание на сенокосе и жатве. Пища сельских жителей коми в наше время все больше приближается к пище горожан. Последние, однако, больше употреб ляют покупных продуктов. Так, например, хлеб значительно реже, чем в деревнях, пекут сами, больше употребляют кондитерских изделий и различных консервированных продуктов.

Одежда

Традиционная одежда коми по покрою, общему виду и многим названиям повторяет одежду соседнего северновеликорусского населения.

Основным элементом традиционного женского костюма является рубаха (ддрбм) длиной до колен, сшитая из двух частей. Верхнюю часть - «рукава» (сос) шили из кумача, пестряди, кисеи или шелка. На плечах сос вшивали прямоугольные вставки-полики (ластавич) из кумача, цветного шелка или холста, затканного красными нитками. Вырез ворота - круглый, собранный на обшивке в сборку, разрез - посередине груди. Иногда к рубахе пришивали стоячий воротник. Широкие рукава с квадратными ластовицами (кунлдс) собраны у кисти и заканчиваются оборкой, перехваченной узкой обшивкой или обшлагами.

Нижнюю часть рубахи - «подставу» (мыг) шили из более грубой ткани, большей частью из четырех прямых полотнищ или двух прямых полотнищ и четырех клиньев. Рубаху носили с сарафаном и только в жнитво обычно надевали белую холщовую рубаху с затканным красными нитками подолом без сарафана.

Сарафаны (сарапан), бытовавшие у коми, были нескольких видов. Более древней формой был косоклинный сарафан с выкроенными из того же полотнища лямками и швом спереди. Подобный сарафан из синей набойки или пестряди назывался, как и у русских, шушуном. Носили также косоклинный сарафан из хлопчатобумажной ткани китайки.

Более поздним был прямой сарафан из цветного кашемира, сатина, кумача. Сарафан опоясывали тканым узорным поясом (вонь) и надевали сверху цветной или белый передник.

Верхнюю одежду шили из самого различного материала: холста, домотканого или покупного сукна, меха. По покрою ее можно подразделить на прямоспинную - шабур, сукман и сшитую в талию со сборами и подрезной спинкой - это суконная поддевка (дукбс) и шуба (пасъ). Осенью и зимой на Ижме и Печоре и в настоящее время распространены совик и малича, сшитые из оленьего меха.

Традиционные головные уборы были различны у девушек и замужних женщин. В Усть-Вымском и Усть-Куломском районах 20-30 лет назад девушки еще носили «ленты» - повязки, представляющие собой полосу холста размером 8x31 см, покрытую позументом, с завязками из кумача. Наряду с налобной повязкой в Усть-Вымском районе (села Турья, Кони, Шошки) носили в качестве праздничного головного убора сплетенные из ниток «сетки», обшитые разноцветными лентами и бусами.

С замужеством и переходом женщины в семью мужа были связаны перемена прически и головного убора. После венчания в церкви молодушке заплетали волосы в две косы, которые укладывали вокруг головы, а затем надевали сборник - высокий твердый головной убор из парчи, вокруг которого повязывали сложенный в виде полосы платок - патка или девичью повязку - «ленту», а сверху покрывали шелковый полушалок.

В настоящее время пожилые замужние ижемки в некоторых деревнях еще носят на голове мягкий матерчатый чепец (кокошник), большинство же коми ходит в платках: вниз покрывают небольшой красный платочек, а сверху цветной платок, завязывая концы его под подбородком.

В наши дни традиционный женский костюм в быту даже у пожилых женщин встречается редко. Старинные головные уборы также почти ни у кого не сохранились и заменены платком. Женщины, в особенности молодые и средних лет, как и подростки, носят общераспространенную одежду, без каких-либо национальных особенностей. Верхнее платье многие покупают готовым в магазинах или заказывают в ателье, а белье чаще шьют сами.

В качестве украшений носят серьги, брошки, кольца, ожерелья современной фабричной работы.

Повседневная мужская одежда коми состоит из рубахи-косоворотки и штанов, заправленных в сапоги. Рубаху носят подпоясанной тканым или кожаным поясом; на него в старину подвешивали самодельную сумочку из сыромятной кожи (бива), в которой хранили иголку, нитку, кремень для добывания огня и трут. Поверх рубахи надевают обычный пиджак.

Самобытные черты мужской одежды сохраняются в охотничьем костюме.

У некоторых охотников и теперь еще имеется дукос - кафтан из самодельного сукна и холщовый шабур в виде широкой длинной рубахи с длинными рукавами и круглым вырезом ворота. Обязательной принадлежностью охотничьего костюма и теперь является лаз (лузан)- безрукавка из холста или сукна с незашитыми боками, обшитая сверху кожей, иногда с капюшоном. Лаз подпоясывается ремнем. Спереди и сзади на внутренней стороне лаза имеются карманы для дичи и беличьих шкурок. С внешней стороны на спине у лаза - ременная петля для топора. Без лаза и топора ни один охотник не отправляется в лес. Зимой охотники носят меховую шапку с длинными ушами, летом фуражку, а у некоторых сохраняются белые или серые шапки из самодельного сукна. На ногах бродни - кожаные сапоги без каблука с мягкой подошвой, а зимой- ком - самодельная старинная обувь, бытующая до настоящего времени во многих охотничьих районах. Ком шьют из цельной сыромятной кожи так, чтобы головка имела загнутый кверху носок с петлей на конце. К кожаной головке пришивают суконное голенище. Ком пропитывают смоляной водой, и эта обувь не пропускает влагу.

Некоторые женщины и мужчины и теперь носят длинные шерстяные чулки (чувки), связанные на спицах, с узорами из разноцветной шерсти. Чулки были неотъемлемой частью женского приданого, их дарила невеста жениху на свадьбе. Интересны чорос - чулки, сшитые из сукна или холста, без пятки (подобные чулки известны удмуртам и коми-пермякам). Лыковая обувь не типична для коми. Лапти из березового лыка носили бедняки, надевая их во время работы в лесу и поле, и то лишь в южных районах Коми края. Значительно больше, чем лапти, были распространены кожаные галоши, которые назывались, как и у русских, «коты», а зимой - валяная обувь ишим, или валеги, состоящая из валяных головок с пришитыми к ним суконными голенищами, а также обычные валенки - катанки.

Теперь и мужчины и женщины носят обычно кожаные сапоги, а рыбаки и охотники, отправляясь на промысел, надевают бакилд (бахилы)- кожаные сапоги с очень высокими голенищами, которые могут отгибаться вниз. Бахилы перетягивают ремнями, чтобы вода не могла проникнуть внутрь.

В годы Советской власти широкое распространение получили фабричная кожаная обувь, резиновые сапоги и ботики.

В северных районах республики, где население занимается оленеводством, носят обувь из оленьего меха: кыс, туфли, пими, тобоки. Такую обувь женщины шьют дома оленьими сухожилиями; имеются и специальные мастерские, где изготовляют такую обувь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

« Коми национальные костюмы »

Волгина Юлия Андреевна, воспитатель МБДОУ 41, г. Воркута

Пояснительная записка

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своего края.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

Актуальность проекта:

Проблема приобщения детей к народному искусству никогда не потеряет своей актуальности. Что более затронет душу, чем родное и близкое? Родное - это улица, это деревянные узоры, чудом, уцелевшие в доме, это диковинные старинные вещицы, подаренные своей школе, своему кабинету изобразительного искусства.

Именно народное искусство, особенно если это искусство твоих предков, твоей малой Родины, может разбудить у маленького человека дремлющую генетическую память и побудить его к сопереживанию, творчеству и формированию ответственности за сохранение и развитие традиций.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции своей национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с Коми культурой.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ : «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки, сказки». Знакомясь с Коми национальнымкостюмом в детском саду, дети видят колорит, самобытность своей национальности, красоту и величие своего народа.

Цель проекта:

Формировать представления детей о Коми национальном костюме.

Задачи проекта:

Расширить и углубить знания детей о народах проживающих на территории Коми.

Расширять представление детей о национальной культуре, в частности о Коми национальном костюме.

Познакомить детей разновидностями Коми орнамента и его особенностями.

Ввести в словарь детей новые слова: малица, пимы, орнамент - развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Ожидаемый результат:

Дети должны знать и называть:

Место проживания: республику, город.

Свою нацию.

Национальный костюм своего народа, элементы одежды.

Национальную вышивку и элементы национальной вышивки.

Механизм реализации проекта:

Организация педагогического процесса в рамках реализации проекта предусматривает организацию элементарной поисковой, творческой деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие основные методы работы с детьми как: проблемный, метод сотрудничества, метод планирования деятельности, игровой, практической деятельности, партнёрского диалога.

Используемая нами методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности с усвоением ими необходимых знаний в доступной форме.

Для педагогов проект способствовал повышению профессионализма и педагогической компетентности педагогов в области применения интерактивных технологий в обучении дошкольников, освоение и применение технологии проектирования.

Паспорт педагогического проекта

Тема : « Коми национальные костюмы »

Адресация проекта дошкольным работникам.

Участники проекта дети старшей группы

Возраст воспитанников 5-6 лет.

По характеру проект : информационно-познавательный, творческий.

По количеству участников : групповой.

По продолжительности : краткосрочный.

По профилю знаний : межпредметный.

По уровню контактов : на уровне образовательного учреждения.

Ресурсы проекта

Информационное обеспечение:

Программа «Истоки» ; авторы Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др

Беседы

Презентации,

Интернет,

Подборка художественной литературы согласно возраста,

Информационно-техническое :

Компьютер,

Телевизор,

Фотоаппарат,

Организационное обеспечение :

Непосредственная образовательная деятельность,

Режим дня,

Материалы к занятиям :

Демонстрационный :

Книги с Коми народными сказками, для рассматривания альбом «Куклы в народных костюмах» , Картина «Северный олень» , кусочек оленьего меха, Презентация «Коми национальные костюмы» ,

Раздаточный :

Листы бумаги, карандаши, фломастеры, разнообразная ткань, нитки, пластилин, стеки, доски для лепки; д\и «Собери орнамент» , «Одень куклу» .

Требования к уровню подготовленности воспитанников :

1. Дети проявляют познавательный интерес к художественным произведениям, любознательность.

2. Умеют обсуждать просмотренный материал

Предполагаемые продукты проекта

Продукты деятельности педагогов:

Обогащение предметно - развивающей среды альбомом «Куклы в народных костюмах

Презентация проекта,

Продукты деятельности детей:

Обогащение предметно - развивающей среды Коми куклами

Рисунки

Вылепленные пимы,

Продукты совместной деятельности педагогов и детей:

Коми куклы для театра

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап.

Цель : развитие интереса к деятельности

Срок проведения

Ответственные

Предполагаемый результат работы

3 неделя февраля

Сотрудничество с семьями воспитанников :

Доведение до сведения смысла и цели проекта.

Воспитатели

Родители

Привлечение родителей к совместной творческой деятельности по развитию у детей познавательной активности, овладению способам поиска информации.

Работа с детьми :

Выявление первоначальных знаний.

Рассматривание альбома «Коми край»

Разработка проекта совместно с детьми, поиск путей решения проблемы.

Детская проблема : Почему жители Коми так одеваются?

Детская цель : Узнать больше о национальных костюмах жителей Коми?

Создание кукол для режиссерских игр.

Практический интерес для детей (мотивирующий фактор) : найти ответы на вопросы для создания кукол

Воспитатели

Выявление знаний по данной теме.

Постановка проблемных вопросов.

Постановка общей цели.

Воспитатель получает информацию о базовом запасе знаний и

представлений детей по теме,

ориентируется сам и обговаривает с детьми примерный план работы по проблеме.

Данные сообщаются родителям : об интересах, знаниях детей, о том, чем дети будут заниматься в ближайшее время.

2 этап. Основной .

Цель : способствовать развитию и накоплению опыта и необходимой информации о национальной одежде и практических умений детей в совместной и самостоятельной деятельности.

Сотрудничество с семьями воспитанников :

Выполнение индивидуальных домашних заданий :

а) принести бросовый материал для создания макета

Воспитатели Активное включение родителей в практическую реализацию содержания проекта.

3 неделя февраля

Работа с детьми :

1. Воспитатель предлагает начать работу по изучению Коми народных костюмах

Активизация сотрудничества с детьми в достижении намеченных результатов.

Познание окружающего мира

Тема : Тема : «Классификация Коми национальной одежды»

Цели и задачи.

Используя системный подход, расширить представление детей о национальной культуре, в частности о Коми национальном костюме.

Познакомить детей с историей национального костюма.

Развивать творческие способности детей.

Воспитатели

У детей формируются представления о национальной одежде

Развитие речи.

Тема : Мультимедийная презентация

«Коми национальный костюм» .

Цель : Познакомить детей с историей Коми национального костюма.

Продолжать знакомить детей с Коми национальными костюмами и узорами .

Развивающие :

Развивать интерес к культуре народов своего края.

Развивать связную речь, активизировать познавательную и речевую деятельность.

Воспитательные :

Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес к Коми народному орнаментальному искусству.

В свободной деятельности просматривают альбом «Куклы в народных костюмах» ; д\и «Собери Орнамент» «Одень куклу» .

Раскрашивают раскраски « Коми народ »

Воспитатели

Рисование

Тема : «Оленеводы»

Цель : приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения искусства Коми народа живущих на севере, воспитывать уважение к национальному искусству .

Задачи :

- познакомить с национальным костюмом народов севера Коми .

Учить видеть и передавать красоту национального костюма , его характерные особенности.

Упражнять детей в рисовании фигуры человека. Воспитатели Дети узнали, что такое «Малица»

Художественное творчество (лепка)

Тема : Северные пимы

Цель : знакомство сприкладным искусством жителей северных районов Коми .

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров.

Задачи :

Познакомить детей с сапожным промыслом

Учить детей на основе полученных знаний самостоятельно составлять узоры. Воспитатели Дети на учились лепить обувь и отображать Коми узоры

Художественная литература

Тема : Чтение Коми народной сказки «Марпида-царевна» .

Задачи :

Воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам.

Поддерживать интерес к литературным произведениям.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев.

Развивать активность, логическое мышление, воображение, память.

Воспитатели Дети знают произведения, могут назвать главных героев.

Конструирование из ткани

Тема : « Коми куклы » .

Цели и задачи :

Обучающие : обучать вырезанию из ткани (квадратики по 12 см и 15 см, для создания куклы) и украшению орнаментом.

Развивающие : работать над обогащением словарного запаса, развивать творческие способности.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к труду взрослых, уважение к культуре родного края и народа.

3 этап. Итоговый.

3 неделя февраля Сотрудничество с семьями воспитанников :

Родители принесли не большой макет для режиссерских игр

Родители

Работа с детьми :

Оформление кукол « Коми орнаментом »

Воспитатели

4 этап. Презентация.

Работа с сотрудниками ДОУ.

Презентация проекта на Педагогическом совете

Воспитатели Оценка педагогами результатов использования проектной технологии в образовательном процессе ДОУ.

Работа с детьми :

Проведение презентации.

Беседа с детьми об их удовлетворенности : Что нового узнали? Что удивило? Что было трудным?

Воспитатели Создание ситуации успеха у воспитанников

Появление у детей новых знаний