Родительское собрание «Нравственное воспитание детей. «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей Родительское собрание нравственному воспитанию дошкольников

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 ГО Староуткинск»

родительское собрание

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

р. п.Староуткинск

Проблемы духовно-нравственного воспитания детей в семье и в детском саду в условиях современного общества".

Доклад: , заведующая детским садом

В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Они ежедневно обрушиваются на интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и , все же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как детский сад, школа, средства массовой информации, улица.

Однако важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем родители.

Семья и детский сад должны объединиться в противостоянии всем негативным факторам.

Еще в 1928 году Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье... Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья...».


Другой вопрос, что на сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере (а часто даже и фрагментарно) не в состоянии целенаправленно решать задачу своего духовного возрастания, духовно-нравственного воспитания своих детей и взаимодействия в этом процессе.

В обществе, идеалом которого являются успех и процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте, становиться носителями духовной культуры, осваивать свое родительство, как терпеливое и милосердное служение детям, близким; учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться сегодня нам всем.

В связи с этим перед учреждением стоят следующие задачи:

 просветительская (научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми);

 консультативная (совместные психолого-педагогические поиски методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков);

 коммуникативная (обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры).

Порой родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без их вмешательства, и самоустраняются от непосредственного воспитания собственных чад. Такие родители и не подозревают, что их поступки являются примером для детей, которые есть подобие отца и матери — подобие не только потому, что рождены от них, а потому, что бессознательно впитывают в себя настроения и мысли тех, кто около них.

"Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" ().

Выстраивая взаимоотношения семьи и учреждением, педагоги понимают, что на каком-то этапе мы теряем тесную связь с родителями. Возможно, устарели наши формы работы с родителями, а может быть, это и занятость родителей, неустроенный быт семьи, социальная незащищенность, рост количества асоциальных семей?

Что же нужно делать?

Приобщать семью к социокультурным категориям и ценностям на основе использования активных форм воспитания и взаимодействия семьи и дошкольного отделения, а именно: вовлечь родителей в совместную с детьми и педагогами учебно-познавательную, культурно-досуговую, общественно-полезную и спортивно - оздоровительную деятельность.

Одной из таких форм являются совместные занятия родителей и детей.

Ежегодно в дошкольном отделении проводятся такие совместные мероприятия, как конкурсы, утренники и выставки (например, осенняя выставка) и др.

Невозможно вырастить духовно-богатую личность, не воспитывая духа настоящих патриотов, не воспитывая уважения к своим корням, традициям. Этому посвящены занятия на тему «Наш родной город».

Развитие активных форм сотрудничества семьи и дошкольного отделения в общем практическом деле воспитания и духовно-нравственного развития личности ребенка в единой воспитательной среде помогает положительно разрешить многие проблемы.

Родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от воспитания детей. И на родительских собраниях мы должны делиться опытом семейного воспитания, говорить о семейных традициях. О том, что семейные традиции — это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе.


Закончить своё выступление хочется словами «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей? Давайте каждый из нас, взрослых задумается над этим.

«Семейные традиции»

Доклад:, старший воспитатель

"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”

Семья для ребенка – это место его рождения и становления, это определенный психологический климат, это школа отношений с людьми. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Так, что же такое семья в понимании детей:

Семья - это, где тебя любят.

Семья – это близкие люди.

Семья – это любящие люди, поддерживающие друг друга в трудную минуту.

Семья – это те люди, которые поддержат и помогут, те, кто дарит тепло и заботу и ничего не требуют взамен.

Семья – это источник доброты и тепла, это место, куда хочется приходить, где тебя всегда поймут.

Да, совершенно правильно дети понимают значение слова «семья».

Семья – источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе.

Сегодня, мне бы хотелось, более подробно остановиться на семейных традициях.

Традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семье каждый человек связан со всеми членами, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг, есть семейные ритуалы и правила, они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях. Из семьи складываются представления ребенка о справедливости, вежливости, внимательности, доброте, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе.

У каждой семьи есть свои семейные традиции: семейные праздники, походы, совместный отдых, семейные концерты, интересное совместное проведение вечера всей семьей и т. д. Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. Загадки, викторины, познавательные игры – развивают ум ребёнка. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, вычистить – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически? Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а на столе стоит праздничный сервиз – тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

Главные ценности жизни под угрозой исчезновения. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания детей имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности


Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как детский сад или школа, средства массовой информации, улица. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать.

Отметим, что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Поэтому семья и детский сад должны объединиться в противостоянии всем негативным факторам.
Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют человека о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

Пусть семья несет лишь счастье

Ни капли грусти, ни одной слезы

Душевного богатства и здоровья

Желаем мы от всей души.

Желаем вам взаимопонимания, взаимоуважения, будьте терпимее друг к другу и трепетно храните чудо человеческих отношений – семью!

Классное родительское собрание

«Нравственное воспитание учащихся в семье и в школе»

Цель:

1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;

2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.

Задачи:

1. Выявить уровень нравственного воспитания детей в семье.

2. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.

Эпиграф: «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»

(В.А. Сухомлинский).

План:

Сотрудничество семьи и школы.

Роль семьи в формировании нравственных качеств ребёнка.

Воспитательный потенциал семьи.

Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье.

Принципы взаимодействия взрослых и детей.

Материал для обсуждения.

Вопрос о нравственном воспитании – один из наиболее важных вопросов в педагогике. Ещё большее внимание уделено ему в педагогике народной, в пословицах и поговорках, например:

Не всякому строгое взыскание идёт на пользу.

От наказания хороший улучшается, а плохой ухудшается (итальянская).

Но потакать капризам и проступкам детей нельзя.

Кто детям потакает, тот сам плачет (украинская).

Дай ребёнку волю – сам пойдёшь в неволю (литовская).

Всё же с наказанием нельзя спешить, следует сперва вникнуть в причину проступка.

Сперва вытащи ребёнка из речки, а потом уж карай (так говорят в некоторых странах африканского контингента).

В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и младших подростков. Сегодня многие учителя говорят о том, что трудно работать не в 10-11 классах, а в 5-6 классах, так именно переход во взрослость зачастую сопровождается изменением в глазах ребенка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для родителей?

В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.

Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», - говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений.

Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.

Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток - слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы - воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам. В связи с этим одной из стратегических линий развития и успешного функционирования школы является серьезное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления ребенка. Задача школы - сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для школы.

Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы - заложить в ребенке понимание того, что школа - это определенная социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.

Одна из важнейших особенностей школьного возраста - развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми ребенок в школе начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

В подростковом возрасте родители приходят в школу к учителям и говорят о том, что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье.

В первую очередь родители обвиняют самого ребенка, не понимая того, что он «сменил очки»: то, что раньше ему казалось смешным, понятным, повернулось совершенно иной стороной. Родительская любовь становится незначимой, «незаметной», повседневной, из общения между членами семьи исчезают доверие и искренность. Данная сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что не подозревая того сами, отец и мать «проглядели» душевное становление своего ребенка. Поэтому, чтобы этого не произошло, никогда нельзя терять из поля зрения психическое состояние своего дитя. Почувствовали какие-либо «нелады» у ребенка – вмешайтесь, т. к. без помощи взрослых ребенку, не имеющему жизненного опыта, очень трудно найти ответы на вопросы «отчего?» и «почему?». Вмешательство взрослых как со стороны семьи, так и со стороны школы, не должно быть вероломным, оно должно быть осторожным, чтобы не навредить. Не навредить – один из главных принципов в формировании и воспитании личности ребенка.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.

Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец 2 тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причиной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.

Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.

Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача

родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

1) Родители должны осознавать важность этой задачи.

2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение (воспитательный потенциал семьи):

По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов:

её материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально- психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье.

Задачи педагога:

а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка;

б) убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указать методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье.

Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:

1) Атмосфера любви . Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».

При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие.

Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»

3) Разъяснение. Воздействие словом .

Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает

взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни

упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха, В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считал наказание.

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании

строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает

запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно,

надо, нельзя.

Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «…искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

9) Регулярный труд в присутствии ребёнка . Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей

из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми . Важнейшим

методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация.Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные

нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных

отношений и в связи этим:

а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку,которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;

б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей.«Супружеское ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто», - писал И. А. Ильин.

Выводы:

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная,творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности,духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности ребёнка; найти пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.

Принципы взаимодействия:

Взаимное уважение и доверие.

Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.

Верить в творческие силы ребёнка.

Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки.

Решение родительского собрания :

Способствовать созданию воспитательной среды, основанной на идее самосовершенствования и саморазвития школьника.


Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье.
Задачи:
-помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом воспитании;
-объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно – патриотических качеств у детей.
Предварительная работа:
- подбор произведений для музыкального оформления («Родительский дом»)
- провести анкетирование родителей на тему «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», которое поможет определить уровень знаний родителей о нравственно – патриотическом воспитании
- дать родителям задание подготовить презентацию семьи на тему «Самая, самая семья …»;

    подготовить фотовыставку «Моя семья. Традиции нашей семьи»;
    - заучивание стихотворений на тему «Семейное воспитание»
    - подготовить атрибуты для игры «Бабушкин сундук»;

    подготовить буклеты;
    - подготовить заготовки и ленточки для оберегов;
    - подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании, для составления родителями;
    - подготовить сладкие призы для награждения за участие в конкурсе.
    Участники: воспитатель, родители,
    Место проведения: музыкальный зал
    План проведения:
    1.Вступительный этап:

разминка «Сложи пословицу».

2.Основная часть:
педагогический всеобуч (понятие: воспитание, семейное воспитание, нравственное и патриотическое воспитание);
введение в проблему (выступление воспитателя группы на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

игра «Бабушкин сундук»;

В сундуке находятся:
*красивая книга русских народных сказок;

*альбом и краски;

*букварь;

*банка варенья, шоколад, конфеты;

*старинные семейные фотографии;

*игрушки бабушек и дедушек;
*открытки памятников города Котово
*картинки с изображением орденов и медалей;

*пряники, ватрушки;
*спортивные атрибуты;
*перчаточные куклы для кукольного театра;
*рыбий жир.
презентация «Самая, самая семья … .

    Практическая часть
    "Обереги»

    Подведения итогов собрания .Чтение стихов воспитателями
    памятка «Нравственно – патриотическое воспитание»;

Хо д собрания

Вступительный этап
- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.
- Хотим попросить Вас быть активными, инициативными, придерживаться следующих правил:
1. Время свято – говори ясно и сжато.
2. Закон один: все слушают, когда говорит один.
3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом».
Зачитываются родителями пословицы:
1.Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).

2.Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).

3.Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).
Итог разминки.
- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Семейное воспитание» (воспитание нравственно – патриотических качеств).

Основная часть:
Педагог группы раскрывает понятия:
Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности.

Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.
Введение в проблему
Круглый стол «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Выступление воспитателя

Доклад
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

И ведущая роль в воспитании нравственно-патриотических качеств у ребёнка принадлежит семье.

Всё начинается с семьи, с её традиций. Папа и мама – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Именно в любви ребёнка к своей маме и своему папе заложено его будущее чувство семейного воспитания.
Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. Проанализировав ваши анкеты, которые вы заполнили накануне, можно сделать вывод, что в каждой семье, как и в дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у подрастающего поколения нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Мы предлагаем вам послушать песню: «Малиновый звон» (исполнении песни в моём исполнении)

А сейчас мы поговорим о методах и средствах, которые можно использовать для успешного воспитания нравственно-патриотических качеств у ребёнка. О семейных традициях, которые передаются из поколения в поколение. Для этого нам понадобится

« Бабушкин сундук, « в котором лежат разные вещи. Я буду доставать, а вы должны назвать варианты использования предмета в воспитании детей.

Мы предлагаем вашему вниманию презентации на тему: «Самая, самая семья, « Какие же методы, формы, традиции используете вы уважаемые родители в современных условиях. Можно ещё раз сделать вывод, что всё закладывается в семье.
В своем выступлении вы должны рассказать:
* из кого состоит семья (родословная);

*историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи;
* о семейных реликвиях;
* о семейных традициях;
* о семейном увлечении, хобби;
* о семейной мечте.

    Можно ещё раз сделать вывод, что всё закладывается в семье.
    По итогам презентации, награждение семей сладкими призами.

    Практическая часть

Возьмите заготовки, которые лежат перед Вами. В дырочки мы будем завязывать ленточки, при этом приговаривать: 1 «Привязываем красную ленточку, чтобы дети были здоровыми» 2 «Привязываем синюю ленточку, чтобы были умными» 3 «Зелёную ленточку, чтобы были жизнерадостными» 4 Оранжевую ленточку-добродушными» 5 «Жёлтую ленточку ласковыми» 6 «Розовую-послушными»

Любите своих детей ВСЕГДА, уважайте своих детей ВСЕГДА, и никогда не забывайте, что даже совсем маленький малыш – это уже ЧЕЛОВЕК! Принимайте и цените его таким, какой он есть.

Пусть ваш ребёнок, ваше солнышко всегда согревает вас, дарит вам только тепло, свет, ласку и радость!
Чтение стихов о семейном воспитании

Семья - источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье.

Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья - оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок - главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.

Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!

Уважаемые родители! Возьмите по ромашке, положите на свои ладошки и встаньте вдоль тропинки. Вот и подошла к концу наша встреча. По этой тропинке мы шагали с вами и с вашими детишками на протяжении 6 лет. Этот путь был нелёгким,мы были вместе и в радости и в горе.

И вот через месяц, мы будем прощаться с Вами, а ребят будем провожать в новый, интересный, школьный путь. И чтобы этот путь был ясным, светлым, солнечным-давайте выложим его из ромашек.

Мы благодарны Вам за душевную, встречу. До свидания!

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ»

(старшая логопедическая группа)

Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.

Эрих Фром.

Форма проведения:

поисково-апробационная игра,

на родительском собрании определяются следующие группы:

  • «Добрые родители»;
  • «Активные родители»;
  • «Строгие родители»;

Цель:

  • Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;
  • Призвать к самостоятельному педагогическому творчеству;
  • Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей.

Оборудование:

  • Включить тихую мелодию;
  • Детские работы, фотографии;
  • Таблички с обозначением групп;
  • Варианты ситуаций;
  • Карточки с вопросами;

Воспитатель.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня вы станете участниками деловой игры. Мы рады встречи с вами. Сегодня побеседуем на тему, которая интересует нас всех: и вас, уважаемые родители и нас, воспитателей и наших с вами детей - что такое семья, счастье, домашний очаг.

Основные наши условия - это создание непринужденной обстановки, которая поможет оперативному поиску новых идей и решений. Это позволит нам лучше узнать друг друга, поспорить, подумать, принять решения.

Итак, правила игры:

Внутри группы должен высказаться каждый, но помните: «краткость - сестра таланта», аргументы обязательны, идеи разрешается дополнять и развивать. Условия игры:

Все участники должны быть доброжелательными и доверительными друг к другу Психологическая разминка «УЛЫБКА»

Воспитатель.

У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей - улыбка - подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.

В.А. Сухомлинский писал: «Отец и мать - величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок - одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее - тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду

нравственных начал». Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке.

Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.

Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

«Правила родительской гармонии».

(Каждой группе раздаются листы с вопросами, которые помогут в формировании идеи). Вопросы:

  • В проявлении, каких родительских чувств нуждается ребенок?
  • Нужно ли устанавливать равенство позиций ребенка и взрослого?
  • На чем необходимо строить контакт с ребенком?
  • Всегда ли ребенок должен походить на родителей?
  • Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных отношений? Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

Семья - 50%

СМИ, телевидение - 30%

Детский сад - 10%

Улица-10%.

Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье. Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он не один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи. «Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности»

Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.

Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща. Подумайте:

  1. Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?
  2. Как учитываются возрастные особенности ребенка?
  3. Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?

Поговорка гласит: посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу.

Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (как наши дети здороваются) ответы родителей в микро группах

Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Нравственные потребности начинаются

  1. С отзывчивости , которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

  1. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка , которую можно сформулировать так: « Не вредить никому, а приносить максимум пользы ». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.
  2. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла .

Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы

Оказаться. Как поступит достойно?

Рассмотрим некоторые законы семейной жизни

СИТУАЦИЯ№1:

Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ №2:

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ№3:

Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Дом для ребёнка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

СИТУАЦИЯ№4:

Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

СИТУАЦИЯ №5:

В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра - в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети-свидетели, они учатся жить у жизни.

Если:

  1. Ребенка постоянно критикуют, он учится... (ненавидеть).
  2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
  3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
  4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
  5. Ребенка хвалят, он учится... (быть благородным).
  6. Ребенок растет в честности, он учится... (быть справедливым).
  7. Ребенок растет в безопасности, он учится... (верить в людей).
  8. Ребенка поддерживают, он учится... (ценить себя).
  9. Ребенка высмеивают, он учится... (быть замкнутым).
  10. Живет в понимании и дружбе, он учится... (находить любовь в мире).

Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад - что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Практическое задание родителям

«Загибаем лист»:

Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Работа в микро группах.

Активные родители:

"Лукошко сказок "

Вспомним русскую народную сказку: «Очень показательна сказка «Репка», которая символизирует крепкую связь разных поколений. Сама репка - это то огромное количество важных знаний, которое накоплено в течение многих лет разными представителями одного большого семейства. Основной смысл этой сказки - преемственность поколений, предложение жить полной дружной семьей, потому что одному человеку ну никак не осилить весь огромный родовой опыт.

В сказках - кладезь мудрости воспитания. Сказка «Колобок» - о трудном ребенке.

Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нем заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы - символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины.

Добрые родители:

"В лучах родительского солнца"

В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите по очереди, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю.

Строгие родители.

"Конверт откровений"

С признаниями в любви.

Организовать выставку рисунков родителей «познакомьтесь - это я!» (рисование родителями своих детей).

Благодарю всех за работу! И в заключении небольшое четверостишие:

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего мы - родители,

Л все остальное - потом!

Удачи вам, дорогие родители!

Памятка для родителей

«Секреты воспитания вежливого ребенка»

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы ведете себя:

Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям и знакомым;

Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и не применяете в целях воспитания физические наказании;

Не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а где возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка;

Предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, высказываете их в отсутствии ребенка;

Предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их к себе;

Уважайте достоинство ребенка, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано» и др.

Не забывайте сами чаще говорить вежливые слова «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь» тогда и ребенок будет следовать вашему примеру;

Часто используйте похвалу;

Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.


Задачи: обсудить с родителями роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей; способствовать формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в форме круглого стола «Духовно-нравственное воспитание»

Родительское собрание

(Круглый стол)

Тема : «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Задачи : обсудить с родителями роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей ; способствовать формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности.

Форма проведения : круглый стол .

Предварительная работа : анкетирование родителей .

Ход собрания

Уважаемые родители , я хочу сегодня вам рассказать одну притчу.

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

Не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой :

Где же обещанный Путник Вечности?

А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

Беседа с родителями .

Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

Ведь именно ему жить в будущем.

И от нас с вами зависит, каким он будет и какую жизнь он проживет. Представьте себе, что солнышко – это душа ребенка, а лучики – качества его характера. Каким вы хотите его видеть? Какими чертами характера он должен, по- вашему, обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?

У вас на столах лежат «солнечные лучики» , на которых вы должны написать черты характера. Выберите то качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка.

Перечисляю качества, которые написали родители (- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым)

Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

К сожалению, не все дети обладают такими чертами характера и духовно -нравственными ценностями.

Сегодня мы с вами и поговорим на тему : « Духовно - нравственное воспитание ребенка , через семейные традиции и досуг в семье».

Для начала я хотела бы вам задать такие вопросы :

1. Как вы понимаете нравственное воспитание ?

2. Что такое духовное воспитание ?

3. Почему они объединены через дефис?

Вывод :

Воспитание - навыки поведения , привитые семьёй, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества , необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность , не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания

« Духовность - свойство , состоящее в преобладании духовных , нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка . Формирование долга , ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает . Основной вклад родителей в подготовку подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у ребенка отношения к семье, осознания ее личностной значимости.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно -нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Семейные традиции - это основное средство формирования духовных ценностей , норм семьи.

Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи) . (Словарь русского языка С. И. Ожегова) . Если Вы перенесетесь в свое детство, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие.

Скажите, пожалуйста, какие традиции - в ваших семьях?

Вывод :

У каждого это свое : совместные чтения интересной книги; парадный сервиз на семейном празднике; сказка на ночь; семейный выход на парад в День Победы; яблочный пирог, испеченный бабушкой; вечер, когда все собирались к чаю и рассказывали друг другу о событиях дня; подарки, сделанные своими руками для членов семьи.

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь детство ваших детей намного богаче.

Дорогие родители , сегодня мы выяснили, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей . Чтобы вырастить духовно богатого человека , культурную, нравственно зрелую личность, ребятам необходим родительский пример . Им нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью.