«Сказка, как средство воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста. Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Пешкова
Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста»

Тема моего доклада :

«Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста через различные формы совместной деятельности детей , родителей и педагогов ДОУ»

Цель работы по духовно -нравственному воспитанию, это создание условий для развития духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в тесном взаимодействии ДОУ с семьей.

Задачи :

1. Повысить свою профессиональную компетентность по духовно -нравственному воспитанию старших дошкольников .

2. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране. Воспитывать у детей отзывчивость , общительность, дружелюбие.

3. Способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в различных формах совместной деятельности.

4. Вовлечь детей в различные формы совместной деятельности по воспитанию духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников .

Настоящий человек начинается там,

где есть святыни души…” В. А. Сухомлинский

Что же это такое – духовно - нравственное воспитание ребёнка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема воспитания детей .

Ведь, в конечном итоге, от того, каким в духовно - нравственном отношении формируется ребёнок, зависит, состоится ли он вообще как человек. Именно нравственность включает в себя такие понятия как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, то есть самые ценные, самые главные человеческие качества .

Кто-то может сказать : «Какая может быть нравственность у такой крохи, как дошкольник ?» Это большое заблуждение. Воспитывать духовно- нравственные качества необходимо с самых первых шагов ребёнка, именно дошкольный возраст самый чувствительный и отзывчивый на всё доброе.

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования . В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России . Проблема духовно нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.

В соответствии с ФГОС ДО на современном этапе одним из педагогических оснований изменения дошкольного образования является активное вовлечение родителей в работу ДОУ , чем я занималась и занимаюсь по сей день, для того чтобы развивать духовно-нравственные качества личности у детей старшего дошкольного возраста .

Уделяя внимание интеллектуальному развитию своего чада , родители забывают о получении ребенком духовного опыта . Развлечения современного малыша банальны : компьютерные игры, просмотр бессмысленных мультфильмов, прогулки по торговым центрам. В дошкольном возрасте у детей формируется основа духовно -нравственной системы, от которой зависит дальнейшее отношение ребенка к окружению и миру в целом.

Нравственное развитие ребенка осуществляется в социальной среде : в семье, в детском саду. Несомненно, особую роль в развитии личности ребенка играет педагог. Именно мы, должны создать такую микросреду и ППРС в ДОУ, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей , на их духовно -нравственное воспитание, социальное развитие и управляет возникающими взаимоотношениями.

Приоритетным направлением работы с детьми считаю , формирование у детей общечеловеческих , духовных ценностей и ориентиров, среди которых : доброта и любовь к близким, терпимость к окружающим, чувство Родины, любовь к родному городу, знание традиций своего народа.

А целостное социально-личностное , духовно-нравственное развитие ребёнка становится оптимальным и идет более успешно при согласованном взаимодействии детского сада и семьи.

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальным. Мы педагоги, и мы открыты для взаимодействия с семьями воспитанников.

Очень интересная, на наш взгляд, форма взаимодействия ДОУ и семьи по духовно -нравственному воспитанию, является организация семейного клуба в ДОУ. Данная форма интересна тем, что тематику заседаний клуба мы выбирали в зависимости от социального запроса родителей, а также от того какую тему мы сами считали наиболее актуальной на данный момент.

Совместно с родителями в начале учебного года разрабатываем перспективное планирование «Семейного клуба» .

Мы как организаторы стремимся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараемся отметить личные успехи и достижения детей , индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогает достичь радости и чувства удовлетворения от совместной деятельности.

Наши стремления к сотрудничеству с семьей по духовно -нравственному воспитанию детей приносят нам не плохие результаты, такие как доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения.

Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу.

Важное место в работе с детьми и родителями по духовно -нравственному воспитанию в рамках «Семейного клуба» занимают тематические беседы. Беседы побуждают как детей , так и родителей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера.

Благодаря беседам мы имеем возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе такие понятия, как «доброта» , «честность» , «правдивость» , «смелость» , «справедливость» , «дружба» и т. д. С помощью таких бесед мы ставили детей перед выбором поступка формулируя вопросы с нравственной направленностью, чтобы они пробуждали у детей активность , самостоятельность в решении поставленной задачи.

Большой интерес у детей и родителей вызывает совместная продуктивная деятельность. У детей формируется такие качества , как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца это способствует развитию личности ребенка .

В рамках реализации задач годового плана по духовно -нравственному воспитанию, дети и родители принимали участие в выставках, в смотрах-конкурсах рисунков и поделок.

При взаимодействии с родителями в рамках духовно -нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста мы применили метод коллекционирования. Проходил он у нас в форме выставок и бесед на темы «Мне нравится…» или «Я умею…» , папы с гордостью демонстрировали свою коллекцию поделок из дерева, коллекцию самолетиков ручной работы , коллекции старинных значков . А мамы и бабушки демонстрировали свои умения в вязании, вышивке, изготовлении кукол, даже кулинарные способности. Приобщаясь к таким увлечениям взрослых, дети углубляют свои знания, формируют гордость за близких им людей.

Одной из более эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по развитию духовно-нравственных качеств детей , являются мастер- классы. Участвуя в таких мероприятиях, родители лучше узнают своего ребенка. Такая форма взаимодействия способствует повышению уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, установлению эмоционального контакта между родителями и воспитателями, родителями и детьми.

В рамках реализации задач по духовно -нравственному воспитанию старших дошкольников «Семейный клуб» объединяет в себе такую форму совместной деятельности детей , родителей и ДОУ, как «Клуб выходного дня»

В рамках «Клуба выходного дня» были организованы экскурсии в библиотеку имени Бабушкина. Дети познакомились с творчеством Вологодских поэтов : Н. Рубцова, Т. Петуховой, закрепили свои знания о символах нашей страны, принимали участие в беседе «Что такое хорошо и что такое плохо» , ближе познакомились с православным праздником Рождеством Христовым.

Бережное отношение к природе и окружающему миру, трудолюбие, уважение к труду других людей воспитывалось у детей в совместных субботниках, как городским, так и на территории ДОУ. Участие в акции «Посадка кленов» на территории ДОУ.

В рамках «Клуба выходного дня» были организованы экскурсии «Дом-музей Петра первого» , «Музей забытых вещей» , «Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», Интерактивный музей-театр сказок "Небылица". Экскурсии к памятникам Н. Рубцову, Яшину.

Совместные экскурсии и походы не оставляют никого равнодушными. Такие мероприятия помогают укреплению детско-родительских отношений, что очень важно в духовно -нравственном воспитании.

Нравственное воспитание детей через совместные мероприятия, по благоустройству прогулочных участков в весеннее и зимнее время воспитывают уважение к труду других, бережное отношение к природе, любовь к красоте.

Приобщая детей к народным традициям и обычаям посещали праздник «Масленица» , где на конкурс выставляли сделанную совместно с родителями куклу-масленицу. Дети познакомились с изделиями разных промыслов : плетение из бересты, глиняные игрушки, свистульки, вологодское кружево и многое другое.

Дальнейшая перспектива развития духовно-нравственных качеств личности детей в рамках «Семейного клуба» , планирую защиту детско-родительских исследовательских проектов детьми по темам :

«Традиции нашей семьи» , «Православные праздники» , «Тайна моего имени» , «Семейное древо» .

Современные родители зачастую игнорируют духовно-нравственное воспитание дошкольников, уделяя при этом больше внимания умственному и физическому развитию. Но не стоит забывать, что человек — существо социальное, и одной из главнейших задач взрослых является воспитание в подрастающем поколении нравственных качеств, которые в будущем могли бы обеспечить ему комфортные условия жизни в обществе. Для полноценного нравственного воспитания детей родителям и воспитателям следует с раннего дошкольного возраста знакомить малышей с общекультурными, моральными, духовными и эстетическими ценностями, прививать любовь к красоте и добру.

Развитие личности в дошкольном возрасте

Личностное развитие детей наиболее активно происходит в период дошкольного возраста. На определенном возрастном этапе происходит становление конкретных личностных черт. Личностное развитие в дошкольном возрасте наглядно можно представить так:

  • 3-4 года (младший дошкольный возраст) — развитие эмоциональной саморегуляции;
  • 4-5 лет (средний дошкольный возраст) — развитие нравственной саморегуляции;
  • 5-7 лет (старший дошкольный возраст) — развитие деловых навыков.

Неотъемлемой частью формирования личности ребенка является постепенное постижение окружающего мира и осознание своей роли в нем. Таким образом происходит зарождение основ социально-нравственного воспитания дошкольников. На данном этапе большое значение имеет отношение взрослых (прежде всего родителей и воспитателей) к жизни и происходящим событиям. Например, если мать настроена пессимистически, часто проявляет свое недовольство окружающей действительностью, то велика вероятность, что и у ребенка разовьется недоверие и враждебность к миру.

У детей старшего школьного возраста в процессе личностного развития обнаруживаются особенности волевой и эмоциональной сферы. Например, ребенку становятся доступными чувство красоты и гармонии, открываются возможности анализа всего происходящего вокруг, на основе чего формируется свой внутренний мир.

Основы духовно-нравственного воспитания

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является необходимым условием для гармоничного развития личности ребенка. Именно в раннем возрасте происходит накопление нравственного опыта, что создает основу для формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Проблема нравственного воспитания должна решаться при помощи совместных усилий родителей и воспитателей, которые обязаны быть примером для подражания. В результате духовно-нравственного воспитания дошкольников формируется личность, имеющая определенные нравственные и духовные ориентиры: ребенок учится различать добро и зло, вырабатывает позитивное отношение к людям, учиться сочувствовать им, проявляет свое благодушие в действии.

Методы и способы нравственного воспитания дошкольников

Как уже было сказано ранее, самый действенный способ воспитания нравственности и духовности, особенно у детей старшего дошкольного возраста, — это личный пример. Кроме того, существуют и другие методы нравственного воспитания дошкольников. Данные методы условно можно разделить на три группы: наглядный, словесный и практический. Рассмотрим средства нравственного воспитания дошкольников подробнее.

Наглядный

К наглядному методу относятся прогулки по городу и экскурсии в картинную галерею или зоопарк. Также широко используются показы мультфильмов и кинофильмов, разглядывание иллюстраций и репродукций в книгах. Большой популярностью у детей пользуются различные игры. Например, социальная игра «Муравьи», в которой при помощи мимики и жестов детям требуется выразить различные эмоции по отношению друг к другу без помощи слов. Акцент делается на изображении положительных чувств, что направлено на сплочение коллектива и развитие дружелюбия между малышами.

Словесный

Наибольшая эффективность наблюдается при сопровождении наглядного метода словесным. К средствам словесного метода прежде всего относят нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу. Действенными приемами являются также:

  • беседы с родителями/воспитателями;
  • ответы на вопросы ребенка;
  • загадки, пословицы и поговорки;
  • комментирование иллюстраций, схем, прочитанных произведений;
  • разбор жизненных ситуаций.

Особо стоит сказать о сказке как средстве духовно-нравственного воспитания дошкольников. Сказка как древний фольклорный жанр вобрала в себя множество мотивов и сюжетов, на примере которых дети учатся не только сопереживать и эмоционально реагировать на различные события, но и овладевать способностью образного мышления.

Практический

Не менее успешно для воспитания детей дошкольного возраста используется практический метод, наиболее подходящий для младших дошкольников, ведь основным его средством является игра. Практический метод включает:

  • инсценировки;
  • приготовления блюд;
  • рукоделие (шитье, лепка из пластилина, поделки из бумаги);
  • постановки спектаклей;
  • конкурсы и викторины;
  • детская благотворительность.

Самый эффективный способ духовно-нравственного развития дошкольников — это грамотное сочетание методов и соблюдение комплексного подхода.

Задачи и цели нравственного воспитания дошкольников

Развитие моральных качеств у ребенка и освоение им моделей правильного поведения — главные задачи нравственного воспитания дошкольников.

Уже в раннем дошкольном возрасте происходит стремительное формирование широкого диапазона чувств и эмоций. Они могут иметь разную направленность и проявляться:

  • по отношению к самому себе — совесть, чувство уверенности, гордость или стыд, чувство неуверенности, печаль;
  • по отношению к другим людям — симпатия, сочувствие, любовь, привязанность или антипатия, гнев, раздражительность;
  • по отношению к коллективу — чувство товарищества, сплоченности или отстраненность, одиночество.

У старших дошкольников начинают проявляться более сложные чувства, к примеру, в отношении государства (патриотизм). Зарождающиеся и приобретающие все большую глубину чувства детей искренны и чисты, но при этом неустойчивы и подвержены отрицательному воздействию. На данном этапе нравственного развития взрослым нужно не только подавать достойный пример и стараться не показывать негативных проявлений чувств, но и максимально контролировать источники информации, воздействующие на восприимчивую психику ребенка. К примеру, нельзя допускать, чтобы дошкольник имел возможность смотреть телепередачи и кинофильмы без одобрения взрослого.

Чувства пробуждают тягу к определенным действиям, благодаря чему ребенок усваивает нравственные модели поведения, которые в дальнейшем формируются в привычки. Уже в раннем возрасте у дошкольника вырабатываются определенные простейшие навыки дисциплинированного поведения, опрятности, самостоятельности. Малыш получает опыт взаимоотношений с другими детьми и взрослыми, а вместе с тем и умение вести себя в обществе.

Роль семьи

Задача взрослого — развить привычки, которые облегчат ребенку дальнейшее социальное взаимодействие: научить здороваться со всеми и прощаться, вежливо просить и благодарить за оказанную помощь, возвращать вещи на место, порядочно вести себя в общественных местах.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети закрепляют ранее выработанные привычки и совершенствуют культурные навыки: приучаются к соблюдению правил поведения в общественных местах (в поликлинике, к примеру, шуметь нельзя, а в парке развлечений можно и повеселиться). Понимают, что говорить правду — хорошо, но ябедничать — плохо. Приучаются соблюдать чистоту и порядок. В нравственных представлениях старших дошкольников трудовая деятельность и взаимопомощь уже не кажутся чем-то навязанным извне, а укореняются как необходимость. Таковы основы социально-нравственного воспитания дошкольников, которых нужно придерживаться для развития в будущем полноценной личности.

Таким образом, работа над духовно-нравственным воспитанием детей дошкольного возраста со стороны родителей и педагогов должна быть направлена на расширение чувственного мира детей, его созидание и укрепление. У ребенка должны быть сформированы критерии добра и зла, правды и лжи. Не нужно забывать, что при формировании нравственных качеств у дошкольников обязательно следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка и важность комплексного подхода к воспитанию.

На сегодняшний день вопросы нравственного воспитания детей стоят очень остро. Современные дети часто проявляют агрессию к старшему поколению, обесценивают чувства других, близких людей, не испытывают уважения к ценностям родителей и так можно перечислять очень много. Поэтому просто необходимо воспитывать нравственные качества детей. Очень важно, чтобы груз ответственности за нравственное воспитание личности возлагался не только на профессиональных педагогов в образовательных учреждениях, но и в первую очередь, на родителей. Основа нравственности человека закладывается в самом раннем возрасте и здесь очень важно не упустить момент её формирования. Поэтому значимо, чтобы взрослые обращали внимание на поведение ребёнка в этом самом раннем детстве и во время объясняли «что такое хорошо и что такое плохо». Самое эффективное средство нравственного воспитания – это совместная деятельность со взрослым. Именно в деятельности проявляются истинные чувства и эмоции детей. Ещё хочется добавить, что именно чувства лежат в основе формирования нравственных качеств малыша. В первую очередь в любом воспитании у ребёнка необходимо сформировать определённое положительное отношение к тому качеству личности, которое вы собираетесь формировать. И ни в коем случае не следует забывать, что личность и её составляющие формируются не сразу, а постепенно, поэтому следует запастись вагоном терпения.

Итак, какие же качества ребёнка формируются в процессе нравственного воспитания?

Во-первых, воспитывается ответственность . Под ответственностью подразумевается понимание ребёнком последствий за собственные поступки или бездействие. Ответственность – это качество личности, которое определяется чувствами ребёнка к общественным нормам и собственным обязанностям. С точки зрения воспитания, ответственность считается очень сложным явлением, которое очень тесно граничит с воспитанием самостоятельности. А самостоятельность, как известно, формируется с трёх лет. Значит, и целенаправленным воспитанием ответственности мы займёмся с трёх лет. До этого периода наше воспитательное воздействие, скорее всего, будет бессмысленно. Самым эффективным способом в воспитании ответственности будет введение штрафов и санкций. И не следует забывать, что можно ограничить ребёнка в сладостях, в просмотре мультфильмов и т.д., но ни в коем случае не лишать его еды и прогулки. Очень близко к воспитанию ответственности относится воспитание честности. Начало дошкольного возраста — достаточно сложный период, когда дети начинают лгать. могут быть разными. Какие при этом применять средства воспитания и будут зависеть от этих причин.

Во-вторых, воспитывается патриотизм . Это сложное качество личности, которое выражается в любви к Отечеству. Многие патриотизм сводят только к любви к Родине, но это качество включает в себя и любовь к семье, родителям, к дому, к родному городу, к родному краю, к стране, к планете и т.д. В рамках решаются задачи и трудового, и умственного и эстетического и даже физического воспитания. Основу патриотического воспитания составляет сформированный познавательный интерес к семейным традициям, к народным традициям, к истории родного края, к настоящему времени, стремление сделать лучше. Патриотизм включает в себя и воспитание чувства национального достоинства, гордость за страну, за достижения людей, живущих в нашей стране.

В-третьих, воспитывается гуманизм . Под гуманизмом понимается уважительное отношение к человеческой личности, внимательное и заботливое отношение к близким, человеколюбие. Ребёнка важно научить сопереживать людям, нуждающимся в этом. Воспитывая гуманизм, нужно учить ребёнка ставить себя на место другого человека. И конечно, именно воспитывая гуманные чувства, учат оценивать хорошие и плохие поступки. Очень хорошим средством воспитания гуманизма является детская литература, собственный пример поведения, рассматривание картинок, дидактические игры по нравственному воспитанию.

В-четвёртых, воспитывается дисциплинированность и культура поведения . Под этими понятиями подразумевается умение подчинять своё поведение установленным в обществе нормам. Без дисциплинированности не возможна ни одна деятельность, особенно в детском коллективе. Здесь важно провести тонкую грань между уважением ребёнка к принятым нормам и страхом перед наказанием. Главное, чтобы у малыша выработалось положительное отношение к общественным нормам и уважение к окружающим людям. Считается, что дисциплинированность равнозначно результату хорошего воспитания.

В-пятых, воспитывается чувство коллективизма . Под коллективизмом понимают качество личности, которое проявляется в осознании принадлежности к сообществу сверстников, уважении перед членами коллектива и умении ставить общественные интересы выше, чем личные. Детский коллектив особенный. Им всегда руководит взрослый. Воспитывается чувство коллективизма исключительно в совместной деятельности. В младшем дошкольном возрасте об этом понятии говорить очень трудно. Полноценный детский коллектив может сложиться только к концу дошкольного возраста. О сформированности чувства коллективизма говорят такие качества как сотрудничество, взаимопомощь и контроль.

В-шестых, воспитывается уважительное отношение к старшим . Можно сказать, что это часть воспитания гуманности. Важно начинать воспитывать это качество как можно раньше. Одним из средств воспитания уважения к старшим является личный пример. Нельзя избегать общения с дедушками и бабушками. Необходимо радоваться их приезду, интересоваться их здоровьем и т.д. Учить здороваться со взрослыми при встрече. Формировать желание ребёнка помогать по хозяйству. Хорошим средством в этом будут .

В-седьмых, воспитывается бережное отношение к животным и растениям . Это качество можно отнести к части ответственности. Лучший способ воспитать бережное отношение к животным и растениям – заботиться о них. Поэтому, если есть возможность завести живой уголок, нужно это сделать. И, конечно же, показывать личным примером свою заботу об окружающем мире.

Нравственное воспитание личности - длительный и сложный процесс.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста

«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш » (Сухомлинский В.А.)

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Нравственное воспитание личности - длительный и сложный процесс и его успешное осуществление требует согласованности действий всех участников педагогического процесса: детей, воспитателей, родителей. Основная задача детского сада в области нравственного воспитания детей заключается в том, чтобы обеспечить накопление у детей положительного опыта и тем самым добиться прочного преобладания общественно и личностно значимой направленности, предупредить возможность накопления отрицательного опыта эгоистической направленности. А это значит добиться того, чтобы для детей дошкольного возраста были эмоционально неприятными, отталкивающими даже представления о таких поступках, которые наносят ущерб окружающим людям, чтобы у них не появилось стремление нарушать интересы и желания других, даже ради лично очень привлекательной цели.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении к самому себе, и в отношении к другим людям, к коллективу, к искусству.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками.

Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет. Условия эти - положение его в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него.

Нравственное, трудовое планомерно осуществляется в повседневной жизни ребенка, в процессе организуемого взрослыми посильного труда, в игровой и учебной деятельности.

Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и поведение гражданина общества.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

Нравственное развитие ребенка-дошкольника осуществляется тем более успешно, чем теснее контакты между детским садом и семьей.

Глубочайшее своеобразие процесса нравственного воспитания состоит в том, что он органически вплетен в повседневную детскую жизнь, его нельзя организовать как особую деятельность детей, его нельзя выделить в особый акт и регламентировать подобно занятиям. Нравственно воспитать ребенка в детском саду - значит соответствующим образом организовать весь строй его жизни. Это значит, что построить деятельность следует таким образом, чтобы в каждом факте общения ребенка с окружающими людьми всегда находили свое конкретное воплощение те нравственные качества, которые мы хотим у него воспитать. Дело решается не только созерцанием положительного примера, сколько такой организацией жизни детей, при которой они становятся активными участниками отношений и реально овладевают положительным образцом путем совершенствования своих поступков и поведения.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества, формирование морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения. Этот процесс протекает с первых лет жизни ребенка и отличается целостностью и единством, предполагая установление органической связи и преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания дошкольников с учетом их возрастных особенностей.

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем: воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т.); воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к трудящимся. Особенно важной задачей является воспитание у детей трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудится.

Осуществляя во взаимодействии все эти задачи, педагог влияет на сферу чувств ребенка, воспитывает привычки нравственного поведения, формирует правильные представления о некоторых моральных качествах и доступных детям явлениях общественной жизни, постепенно развивает способность к оценке и взаимооценке.

Воспитание нравственных качеств может происходить на занятиях, в игре, в труде, в бытовой повседневной деятельности.

Одним из средств формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте является подвижная игра.

Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры, а также при использовании подвижных игр необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, возраст ребенка.

Роль воспитателя в формировании нравственных качеств дошкольников огромна. Воспитатель должен поощрять даже самые незначительные стремления к общению детей друг с другом, к проявлению гуманных чувств, доброжелательности. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности. Уже малышей трехлетнего возраста педагог учит проявлять чуткость к окружающим взрослым и сверстникам. Педагог на общих делах побуждает детей к сопереживанию. Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений.

Воспитание у детей нравственных качеств таких, как культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим людям), способности оказать помощь одна из важнейших задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.

Игры создают доброе, радостное настроение детей.

Итак, нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется в отношении его членов, ребенок овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения, делает их своими, принадлежащими себе, выражения отношения к окружающим его взрослым, сверстникам. Процесс формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте имеет следующие особенности:

В этот период взрослый является для детей образцом для подражания, а также источником познания или значимости и ценности объектов, явлений окружающей действительности. Подражая взрослым, они усваивают образцы поведения, соотношение нравственным нормам;

Дошкольники осознают себя и других носителями определенных качеств, способны оценить себя, свое поведение и действие других с точки зрения тех нравственных норм, которые они усваивают.

Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, осознание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.


Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе игры.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.Формирование нравственно-волевой сферы -- важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Игра -- одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка.

«Дерево дружбы»

Цель: Учить оценивать свои поступки, поступки других

Ход игры: На обратной стороне листа написаны понятия «забота», «доброта», «честность» и др. Воспитатель говорит, что из-за неприятности листочки с дерева дружбы осыпались и предлагает это исправить.

Дети, собирая опавшие листочки и объясняя заданные понятия, прикрепляют его к дереву. (Эту игру можно использовать, если необходимо проанализировать какой-то поступок или ситуацию, подобрав соответствующие листочки)

«Лабиринт»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, закреплять прочность формируемого качества.

Ход игры: в комнате, где разложены предметы-препятствия, дети, распределившись по парам, должны пройти лабиринт. У одного из них завязаны глаза, а другой объясняет как ему двигаться. Потом они меняются ролями.

«Посмотри и расскажи»

Цель: развивать умение оценивать свои действия, воспитывать доверительные отношения между детьми.

Ход игры: дети по очереди выполняют действия с игрушками, а другие наблюдают и оценивают.

Театрализованная игра «Наоборот»

Цель: учить различать поведение героев, закреплять знания о особенностях характера, нормах поведения.

Ход игры: предложить разыграть хорошо знакомые сказки, изменив характеры персонажей на противоположные.

Театрализованная игра «Моя семья»

Цель: закреплять знания о морально-нравственных ценностях.

Ход: Дети самостоятельно изготавливают фигурки персонажей.

Воспитанникам объясняются отношения, которые необходимо разыграть.

«Подбери слово»

Цель: расширять словарный запас детей, учить понимать смысл и значение слов.

Ход игры: ребёнок должен подобрать как можно больше слов к вопросу.

Примерные вопросы: Когда человек испытывает страх, что он делает?

Человек, лишенный чувства жалости, сострадания, причиняющий боль другим.

Что доставляет людям веселье?

Человек тихий, мягкосердечный.

Когда человеку невесело, какой он?

Человек, которому можно довериться?

Человек, не испытывающий страха? и т. п.

«Будь внимательным»

Цель: учить различать эмоции другого человека, анализировать, оценивать их и объяснять причину происхождения.

Ход игры: ребёнку предложить изобразить определённые эмоции с помощью движений, изменения голоса

«Оживи предмет»

Цель: развивать коммуникативные навыки, умение выслушать другого.

Ход игры: взрослый предлагает детям представить, что чашка, швабра и т. д. -живые предметы, с которыми можно общаться. О чём бы вы их спросили? Что бы они вам ответили?

Беседа «Цветик-семицветик»

Цель: развитие чувства принадлежности к миру, развитие умения общаться.

Ход: каждый ребёнок по желанию открывает лепестки с вопросами.

Я похож на других, потому что…

Я отличаюсь от других, потому что…

Я мог бы всех научить, потому что…

Я хотел бы быть похожим на, потому что…

Мой любимый герой, потому что…

Когда я хочу познакомиться с кем-то, то…

Я никого не обижаю, потому что…

Беседа «Кто заботится? »

Цель: закреплять понятие «заботливый», «вежливый».

Ход: дети сидят в кругу и передают символ-солнце, отвечая на вопросы.

Что для тебя делает дворник?

Что для тебя делает шофёр?. строители?. врачи?. садовники и лесники?

Как быть внимательным?

Зачем нужна вежливость?

www.maam.ru

«Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников»

«… из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств - главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро… ». Л. Н. Толстой

Вы сегодня увидели игровой досуг «Путешествие с страну Добра». Целью которого является формирование у детей представлений о нравственных качествах; воспитывать стремление совершать добрые дела; воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоуважения; знакомить с нормами христианской этики; пробудить у них желание к приобретению добрых привычек.

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

Ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания.

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую наблюдают педагоги дошкольных образовательных учреждений. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению многих педагогов (Л. С. Выготский; Д. Б. Эльконин; Л. И. Божович, А. В. Запорожец; Я. З. Неверович и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В процессе нравственного воспитания старшего дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания.

Таким образом, возникает явное противоречие между богатым накопленным теоретическим и эмпирическим материалом нравственного воспитания и сложившейся ситуацией недостаточного развития и усвоения детьми дошкольного возраста нравственных норм и представлений. Это определило выбор темы моей работы: формирование нравственных качеств личности у дошкольников старшего возраста.

Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета, а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы, то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания, должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм на основе активных форм взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Очень важно, чтобы нравственное становление ребенка предполагало не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила и воспитание нравственных чувств, но и происходило освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во всех аспектах его проявления.

Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребенка одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения в старшем дошкольном возрасте. Другим не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. В сюжетно-ролевых играх детей оно реализуется в том, что ребенок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование и во что бы то ни стало стремится в нем одержать победу.

В соответствии с ФГТ мною использовались следующие формы организации детей: непосредственно организованная образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная детская деятельность, дополнительное образование детей по программе «Добрый мир».

НОД включала в себя различные формы работы с детьми:

Ознакомление с народным фольклором

Театрализованные представления

Беседы духовно-нравственного содержания

Православные праздники

Выставки детского творчества

Экскурсии по городу и к Храмам

Проектная деятельность.

Сюжетно-ролевые игры.

Индивидуальная работа с детьми (ситуативные разговоры) .

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника красной нитью проходит в содержание всех образовательных областей:

Социализация:

Формирование нравственных представлений о нормах социальных отношений и моделях поведения,

Формирование семейной гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств.

Познание:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Знакомство с историей родного города

Знакомство с православными праздниками

Этические беседы.

Чтение художественной литературы:

Знакомство с народным фольклором (сказки, былины и т. д.)

Художественное творчество:

Знакомство с народными промыслами, творчеством

Знакомство с народными музыкальными произведениями

Физическая культура:

Знакомство с народными играми.

В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относится и коммуникативное общение, а в частности - этические беседы. Большую помощь в подборе материалов для этических бесед мне оказывает программное обеспечение к программе «Добрый мир» и рабочая программа «Давайте жить дружно».

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

Результаты проведенной работы.

Работа по данной теме ведётся уже второй год

За период работы по духовно-нравственному воспитанию был активизирован процесс духовно - нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших детей к культурно-историческому наследию страны и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста.

Большое внимание уделялось особенностям формирования у детей знаний и представлений о нормах и правилах поведения в обществе; эмоционально-ценностного отношения к этим нормам и правилам; опыта нравственно направленных поступков и творчества при решении нравственных задач, выборе способа действий в различных жизненных ситуациях. Использовались проблемные ситуации, беседы, игры, упражнения, направленных на формирование ценностных ориентиров и различных компонентов духовно-нравственной воспитанности дошкольников.

Ведётся постоянна работа по данной теме. Предварительно дети занимались на нескольких занятиях, были прочтены дополнительные тексты литературных произведений, проведено много этических бесед.

www.maam.ru

Сказка как средство формирования нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Выступление к презентации

(Слайд 1) Уважаемые коллеги! Сегодня я представлю вашему вниманию тему своей творческой работы «Сказка как средство формирования нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста».

Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.

Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения в виде тревожности, гипер-активности. Наблюдая за детьми четырехлетнего возраста, иногда можно наблюдать некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям.

Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему.

(СЛАЙД 3) Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: вы можете видите эти известные фамилии на слайде. Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Ф. Гербарта, И. П. Песталоцци, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.

В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

Многие современные ученые - педагоги и представители педагогической общественности указывали на большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. (СЛАЙД 4) По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.

Сказка формирует нравственный багаж ребёнка и является могучим, действенным средством нравственного воспитания детей.

В практике работы ДОУ существует много различных программ по ознакомлению детей с художественной литературой, которые решают задачи развития речи а задача формирования нравственных качеств у детей почти не решаются. Такое узкое использование произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребёнка возможности осознать, почувствовать и правильно оценить их моральную сущность.

Кроме того нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей.

Таким образом, возникает противоречие между огромными потенциальными возможностями сказки в нравственном развитии дошкольников и недостаточной разработкой способов формирования нравственных качеств у детей в процессе ознакомления со сказкой.

Выделенной противоречие указывает на проблему разработки системы работы направленную на формирование нравственных качеств в процессе ознакомления со сказкой.

Данная проблема определила тему творческой работы «Сказка как средство формирования нравственных качеств».

Методологической основой моей работы являются методики и разработки представленные на слайде (СЛАЙД 6) Виноградовой А. М., Пеньковской Л. А., Водовозовой Е. Н. Буре Р. С. Ушаковой О. С., Гурович Л. М. профессора Натальи Николаевны Светловской "Основы науки о читателе", методика работы над выразительностью Людмилы Петровны Стрелковой; программа "Воспитание сказкой" Ларисы Борисовны Фесюковой.

Исходя из вышеизложенного, а также анализа научной литературы, были выделены объект и предмет исследования а также сформулировали цель и задачи. Вы их видите на слайде (слайд 7) (Можно зачитать цель)

(Слайд 8) Также определены этапы работы. Их три, это подготовительный, преобразовательный и рефлексивно-обобщающий. На каждом этапе поставлены определённые задачи. Вы можете их видеть на слайде.

(СЛАЙД 9) При создании единого педагогического пространства мы определили направления работы с детьми и родителями воспитанников. В каждом направлении поставили перед собой задачи решающие реализацию творческой работы. Это (можно зачитать а можно и не читать со слайда)

Изучив методическую и педагогическую литературы по вопросу нравственного воспитания дошкольников мы выделили (Слайд 10) механизм нравственного воспитания в целом. Следуя высказываниям психолога Э. М. Грюнелиуса по поводу закономерностей формирования нравственных понятий у ребёнка, которые складываются по схеме от образа к желанию затем формированию чувства и формирование мысли мы выделили основные этапы работы над сказкой.

(СЛАЙД 11) 1 этап это знакомство со сказкой на котором решается задача развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки, через чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей. 2 этап эмоциональное восприятие детьми сказки. На этом этапе решается задача закрепить содержание сказки и понять, как дети поняли суть сказки и какое отношение возникло к героям, событиям и явлениям, через пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.

(СЛАЙД 12) 3 этап это отражение отношения ребёнка к героям, событиям, явлениям сказки в продуктивной деятельности. Цель которого

развивать навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки, выражая своё отношения к героям и воплощая свои переживания в продуктивной деятельности, через продуктивные виды деятельности. И 4 этап подготовка к самостоятельной деятельности при разыгрывании сюжетов из сказок, игр драматизаций, театрализованных, творческих игр

что способствует развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки героев и окружающих людей.

(СЛАЙД 13) На первом этапе работы со сказкой мы выделили общепринятую классификацию сказок. Это (можно прочитать слайд) .

Согласно этой классификации составили картотеку сказок соответствующую особенностям воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.

(СЛАЙД 14) Воспитание нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, специфической особенностью является подражательность, начинает ярко выражаться социальная потребность. Дети очень внимательны к словам взрослого, особенно если это мотивируется к действию, процессу, желанию заслужить похвалу. Но, тем не менее, для детей младшего дошкольного возраста характерна конкретность мышления, поэтому, выполнение поручений может завесить от ситуации. Дети не умеют соотносить представления о нравственной норме со своими поступками. Этот возраст переживает кризис трёх лет, поэтому у детей проявляется своеволие, негативизм и при неправильном общении с ребёнком может вылиться в агрессивность.

Согласно этим особенностям мы проанализировали задачи нравственного воспитания младших дошкольников согласно программе по Вераксу.

(СЛАЙД 15) Например, вы видите как усложняется одна из задач нравственного воспитания на каждом возрастном этапе младшего дошкольного возраста (читаете слайд прослеживая усложнение задачи)

Эти задачи по формированию нравственных качеств решаются на последующих этапах работы со сказкой. (СЛАЙД 16) На этом слайде вы видите нравственные качества формирующиеся в процессе работы со сказкой.

Для эмоционального восприятия детьми сказки мы создали условия отвечающие всем требования детского восприятия художественных произведений: (СЛАЙД 17) Это уголок книги с подборкой красочных книг и иллюстраций по сказкам.

(СЛАЙД 18) Подобрали различные виды театров.

(СЛАЙД 19) В условиях доступности расположения предметно-развивающей среды по театральной деятельности дети имеют возможность с педагогом и самостоятельно проигрывать сюжеты сказок с помощью разных видов театра.

(СЛАЙД 20) Также для полного осознания сути сказки и выражения своего отношения к героям, событиям и явлениям мы составили картотеку подвижных, творческих игр и этюдов.

(Слайд 21) Начиная работу по творческой теме мы полагаем, что нравственное воспитание младших дошкольников будет более эффективно при использовании сказки как педагогического средства, если работа осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

(Слайд 22) Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-jatchenko-v-v_di2gt.ppt | 5588 Кб | Скачан: 329

Работа в данном плане спланирована через все разделы деятельности: управление, методическая работа, работа с родителями и детьми.

С целью разработки целостной системы управления ДОУ и реализации плана инновационной деятельности автор постоянно осуществляла контрольно-аналитическую деятельность, которая включала в себя:

Анализ и контроль профессиональной компетентности педагогов;

Анализ и контроль диагностики детей по теме;

Анализ и контроль работы с родителями;

Анализ и контроль организации мероприятий.

Результаты данной деятельности рассматривались на педагогических советах, планерках, производственных собраниях и общих родительских собраниях.

В результате системы контрольно-регулятивной деятельности автора через все виды контроля выявлялись как положительные, так и отрицательные результаты, что позволяло оперативно ориентироваться в дальнейшем выборе содержания форм и методов работы.

В результате по реализации плана инновационной деятельности в ДОУ автором был представлен анализ и материалы:

На научно-методическом совете комитета по образованию Октябрьского района;

На методической районной выставке по теме: «Система инновационной деятельности в ДОУ района», где получили высокую оценку.

Условия, созданные в МДОУ для нравственного воспитания дошкольников

В целях совершенствования теоретического и практического уровня педагогов в создании условий для нравственного воспитания детей автором была организована методическая работа через следующие формы:

Тематические консультации по созданию условий в группах;

Методическая выставка литературы и пособий;

Практикум по разработке проектов нравственных центров в возрастных группах;

Смотр-конкурс условий для воспитания нравственных качеств дошкольников.

В ходе данной работы педагогами, под руководством автора, разработаны авторские модели развивающего пространства как единого нравственного центра. Выделение нравственного аспекта проходит во всех зонах деятельности детей через правила поведения, памятки, рисунки - схемы, картотеки, рассказы-коллизии.

Оформлены авторские уголки: «Здравствуйте, я пришел», «Дерево добрых дел», «Правила нашей группы», «Я самый, самый», «Поздравляем», «Мой день рождения». Они направлены на стимулирование развития морально-этических качеств у детей, правильной самооценки, выделению своего «Я» в обществе и стремлению совершать положительные дела и поступки.

Оборудованы и оснащены необходимым методическим материалом:

Методический кабинет: программы и новинки методической литературы по нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников; консультативный и рекомендательный материал для работы с педагогами, родителями, детьми; информационный материал для родителей; наглядный и демонстрационный материал, плакаты;

Кабинеты педагога - психолога и руководителя ФИЗО, «музыкальная гостиная». В «Музыкальной гостиной» собрана фонотека классической и детской музыки, музыкальных сказок для формирования эмоциональной сферы и чувства прекрасного; картотека музыкально – дидактических игр для развития нравственных качеств характера. Оснащена костюмерная для проведения театрализованной деятельности.

Музыкально-спортивный зал – эстетически оформлен, что создает психологический комфорт у каждого ребенка.

В результате данной деятельности:

Повысился уровень компетентности педагогов в создании психологически – комфортных условий для каждого ребенка;

Создана предметно-развивающая среда всех возрастных групп, отвечающая современным требованиям и направленная на развитие у детей внутреннего потенциала самосовершенствования и выработки характера;

Разработаны проекты предметно-развивающей среды групп с учетом возрастных особенностей детей.

Методическая работа с педагогами по повышению теоретического уровня и мотивированность на работу по нравственному воспитанию дошкольников

С целью совершенствования теоретического уровня и мотивирования на формирование нравственных качеств дошкольников с педагогами проводилась методическая работа, через следующие формы:

- «Школа педагога» - по ознакомлению с построением программы «Главное – характер». Деятельность на данном мероприятии строилась через цикл занятий, направленных на изучение целей и задач данной программы, практических и методических приложений; изучения опыта работы других ДОУ города.

Семинар-практикум по теме: «Нравственное воспитание дошкольников с учетом современных программ и методик» и практические занятия, которые направлены на систематизацию и углубление теоретических знаний, на осмысление собственного педагогического опыта, на овладение современными технологиями; обзор методической литературы, раскрывающей актуальность работы в данном направлении;

Тематические консультации: «Психологические основы нравственного развития детей дошкольников», «Развитие нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста», «Формирование взаимоотношений между детьми», «Формирование чувства любви к природе в процессе прогулок дошкольников» и др.;

Открытый просмотр мероприятий у педагогов - стажистов для молодых воспитателей,

- «Круглый стол» – цель данного мероприятия: совершенствование системы планирования работы педагогов с детьми по нравственному воспитанию, разработка стратегии взаимодействия специалистов и воспитателей, выявление эффективного опыта работы по данному направлению;

- «Творческая группа» - участники которой, приняли участие в разработке плана инновационной деятельности, в разработке и составлении перспективных планов для детей и родителей, в подборе эффективных методов сотрудничества с родителями;

Индивидуальная работа, направленная на консультирование в проблемных ситуациях, анализ собственной деятельности, знакомство с результатами анализа;

Результатом работы в данном направлении стало следующее:

  • повысился уровень педагогической компетентности и мотивационной
  • готовности у 73% педагогов ДОУ;
  • в результате реализации системы интеграции повысился уровень компетентности специалистов в вопросах взаимодействия,
  • внедрены и эффективно используются перспективные планы работы для всех возрастных групп по нравственному воспитанию дошкольников в совместной с педагогом деятельности;
  • внедрен перспективный план работы с родителями по теме «Нравственное воспитание дошкольников».
  • опыт работы ДОУ по данному направлению представлен на районной методической недели для воспитателей «Образовательная работа дошкольных учреждений в условиях полипрограммности и вариативности»;
  • эффективно используются разработанные и составленные конспекты практической деятельности, картотеки: дидактических и сюжетных игр, ситуаций, бесед и правил;
  • разработаны и оформлены: дидактические игры: «Как поступить», «Башня доверия», «Можно – нельзя», «Хорошо – плохо», «Мир добра»; пособия: «Дерево добрых дел», «Копилка добрых дел», «Доска настроений», «Добрых дел мастера», «Я, ты, мы!» и др.

Использование современных эффективных форм и методов работы с педагогами позволило:

Повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе;

Повысить общую социальную зрелость детей, снизить их агрессивность, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми.

Результаты диагностики детей показали:

Воспитание культуры поведения: 72% 83% 79,5%

Взаимоотношения со сверстниками: 68% 79% 78,5%

Взаимоотношения со взрослыми: 79% 77% 81,5%

Нравственные черты характера: 71% 84% 75%

Поведение в окружающей среде: 85%

Общий показатель нравственных качеств детей в 2009 г показал уровень сформированности у 73% детей, в 2010 году увеличение уровня на 8%, а в 2011г снижение уровня на 1%.

Так как при проведении диагностики в 2011г упор в основном делался на применение и использование имеющихся знаний детей на практике

Система взаимодействия детского сада и школы в вопросах нравственного воспитания детей

Автором в ходе становления опыта решалась задача по созданию условий для формирования профессиональной компетентности всех участников воспитательно-образовательного процесса в вопросах воспитания нравственных качеств дошкольников как важного аспекта подготовки к школе.

Автор и педагоги детского сада по данному вопросу тесно взаимодействуют со школой- гимназией №74. Совместная работа педагогических коллективов направлена на единство требований в работе по нравственному воспитанию детей, с учетом целей и содержания образования на возрастных этапах развития ребенка. Автором был проведен «Круглый стол» - на котором в процессе практической деятельности был разработан перспективный план совместной работы по теме, а также проведен сравнительный анализ программ М. Васильевой «Воспитание и обучение в д/саду» и Л. Б. Занкова «Первый класс» по разделу «Нравственное воспитание», которые направлены на обеспечение устойчивых положительных результатов в работе.

Для реализации опыта работы, для совершенствования теоретического и практического уровня педагогов в данном направлении автором составлены и разработаны:

Тематические консультации: «Формирование нравственных качеств - как важнейший аспект подготовки к школе»; «Необходимость воспитания нравственных качеств при подготовке к обучению в школе» и др;

Школа молодого педагога: «Коммуникативные навыки в работе педагога с детьми»;

Круглый стол по взаимодействию специалистов: «Совместная деятельность специалистов, воспитателей и учителей в вопросах нравственного воспитания детей».

Были организованы: экскурсия по детскому саду для учителей начальных классов с целью ознакомления с условиями для воспитания нравственных качеств дошкольников; методические выставки новинок литературы и наработанных материалов для педагогов и родителей.

Результатом данной деятельности стали:

Повышение уровня мотивационной готовности во взаимодействии педагогов и учителей по данной теме;

Разработанный план совместных мероприятий по воспитанию нравственных качеств детей;

Организация «шефской пары» между учителем и учащимися 4 класса, воспитателем и детьми подготовительной группы, которая способствует качественному проведению совместных праздников, акций, экскурсий, спортивных эстафет, а главное приводит к снижению стрессогенных факторов при переходе ребенка к школьному обучению;

Проведение на базе ДОУ, под руководством автора, районной «Педагогической мастерской» для старших воспитателей, педагогов и учителей школ Октябрьского района по организации преемственно-перспективных связей детского сада и школы в вопросах нравственного воспитания и решения проблем по данной теме; «Районной школы старшего воспитателя по теме: «Формирование нравственных качеств – как важный аспект подготовки к школе»;

Материалы работы детского сада по преемственности со школой автором были представлены на методическую выставку района, где получили высокую оценку.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Основными задачами совместной работы выделяет:

Изучение семьи с целью согласованности воспитательных воздействий на ребенка; дифференцированного подхода к каждой семье;

Внедрение в практику работы эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи в вопросах нравственного воспитания.

Повышению осознанного отношения родителей к тому, что они являются для ребенка источником моральных представлений.

Система работы автора с семьей основывается на активной практической деятельности детей и взрослых. Стало традицией проведение совместных праздников и развлечений, экскурсий, творческих семейных конкурсов, проектов и акций, а особенно полюбившимися формами общения являются: тематические встречи, «День матери», «Рождественские посиделки», которые создают положительный психологически-благоприятный микроклимат и способствуют формированию компенсаторных социальных навыков.

С целью реализации задач нравственного воспитания автор успешно организует работу клуба для родителей «Я и моя семья», целью которого является повышение нравственной культуры родителей, оказание помощи в понимании процесса формирования личности ребенка и становления его характера.

С целью повышения родительской компетентности, а также для изучения семьи автором используются активные формы работы: нетрадиционные родительские собрания, дни открытых дверей, тематические выставки, информационные центры, анкетирование. Организуются родительские часы – эта форма основана на индивидуальных запросах родителей, где они имеют возможность задать интересующие их вопросы специалистам ДОУ, а также приглашенным специалистам.

Автором для повышения имиджа ДОУ и распространения опыта работы по данной теме среди родителей в журнале «Звездочка наша» были опубликованы статьи: «Маленькие игры в большое счастье», «Частичку сердца дарим!».

В результате неформального подхода в работе с семьями воспитанников:

Повысился уровень психолого-педагогической культуры и родительской компетентности у 63% родителей;

Возросло число родителей готовых к продуктивному взаимодействию с педагогами д/сада;

Родители стали активными участниками проводимых в ДОУ, районе, городе мероприятий для детей / выставок, конкурсов, концертов и др./.

Трудоемкость опыта

Трудоемкость опыта заключается в систематизации плана инновационной деятельности, применении инновационных технологий, в создании соответствующей методической базы и выборе эффективных форм методической работы способствующей повышению психолого-педагогической компетентности педагогов; в организации творческой группы среди педагогов ДОУ; в организации открытых мероприятий и мастер-классов среди педагогов.

Адресная направленность

Данный опыт в своей деятельности могут использовать старшие воспитатели, методисты и заведующие ДОУ.

Перспектива