Межнациональные браки. Как смотрит ислам на брак людей разных национальностей? Правовые особенности межнациональных браков

Актуальность темы исследования . Основной формой социальной организации отношений между мужчиной и женщиной является брак. Брак- это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям . Ценность брака как жестко контролируемого социального образования в России снижается в силу различных причин. Среди них низкая стабильность заключаемых браков и рост привлекательности индивидуальной частной жизни, которая все больше распространяется в связи с трансформированием норм семейно-брачных отношений, изменением экономической ситуации, прогрессом в сфере домашнего хозяйства и бытовых условий. В современном мире люди, не вступающие в брак и лишенные бремени ответственности за другого человека, не подвергаются социальному давлению и обладают всеми возможностями и услугами, организованными обществом. Модификация общественной значимости института брака стала, прежде всего, результатом изменения системы социальных ценностей, среди которых на первый план чаще стали выходить несемейные ценности, связанные с личными достижениями и личным благополучием. Изменение места брака в системе социально-ценностых взаимодействий общества, особенно среди молодежи, связано также с либерализацией взглядов на характер половых отношений до брака, в браке и вне брака и структурными изменениями аксиологической системы в сфере семейно-брачных отношений. Позиции брака в современном обществе становятся менее прочным и в результате существования культа потребления в плане секса, эротизации брака, поскольку половое общение в современном обществе осуществляется в основном с гедонистической целью. Переходная экономическая ситуация в стране также оказывает дестабилизирующее влияние на институт брака. Вступление в юридический брак, который по-прежнему имеет и экономическую сторону, для определенной части населения является недоступным в связи со стесненными материальными возможностями. Происходит перекос в сторону образования большего количества фактических сожительств, которые менее формализованы, или одинокой жизни. В силу перечисленных факторов совершается активное видоизменение института брака и приспособление его к новым социальным условиям. Еще более сложными для научного описания и анализа фактами в сфере брачности являются процессы, происходящие в поликультурных регионах, поскольку к общим проблемам формирования новой ценностной системы семейно-брачных отношений здесь присоединяются серьезные проблемы межнациональной совместимости. Проблема межэтнических отношений имеет глубокие социальные корни и обусловлена рядом социальных, психологических, исторических, религиозных и конфессиональных причин. Тем не менее, эти вопросы требуют своего разрешения, поскольку явление межэтнической брачности как массового процесса заключения национально-смешанных браков достаточно распространено. Каждый седьмой заключенный в России брак является межнациональным, а в советские времена этот показатель был еще выше . Смешанные в национальном отношении семьи - средство интеграции общества. Образование этнически смешанных семей играет важную роль в процессе изменения этнического состава населения. Основная доля браков, в том числе и межэтнических, заключается людьми в молодом возрасте, что обусловлено свойствами репродуктивного периода, поэтому особенно важно проследить, какой отпечаток накладывают изменения общепринятых ориентации в сфере межэтнической брачности на ценностные установки молодежи. Девальвация прежних ценностей затронула молодежь в большей степени, чем какую-либо иную возрастную группу, так как именно молодые люди в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Специфика данной социальной группы состоит в том, что она находится в состоянии поиска. Система взглядов молодых людей не сформирована окончательно, и потому молодежь более восприимчива к новым ценностям. Можно предположить, что мир ценностей формирующейся личности, на которую оказывали влияние преобразования последних лет, стал более изменчив и противоречив. Увеличение количества разводов и нерегистрируемых браков, снижение рождаемости, падение авторитета институтов семьи и брака в целом и межэтнического брака в особенности - явления, которые требуют пристального внимания и тщательного изучения, как в плане разработки молодежной и семейной политики, так и с целью выработки рекомендаций оптимального поведения молодых людей при заключении брака и создании семьи. С учетом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема исследования: «Отношение современной молодежи к межэтническим бракам». Объект исследования: современная молодежь. Предмет исследования: особенности отношения современной молодежи к межэтническим бракам. Цель исследования: провести теоретическое и практическое изучение особенностей отношения современной молодежи к межэтническим бракам. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, философии, этнокультуры, социологии семьи и брака. Теоретический анализ проблемы отношения современной молодежи к межэтническим бракам. Определение понятия брак. Концептуальный анализ межэтнических браков. Выявление отношения молодежи к семейной жизни и браку предполагает, прежде всего, обращение к анализу таких базовых рабочих понятий, как «семья», «брак». Анализ понятия «семья» свидетельствует о том, что имеется много подходов к его интерпретации. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «семья» означает «объединение лиц, связанных родственными или брачными узами» . В «Философском словаре» дается определение «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» . А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» . В последние годы семью все чаще называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. Зарубежные исследователи признают семью социальным институтом только в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных общений: супружеством, родительством и родством; при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа». Мы рассматриваем семью как духовно-нравственный союз, состоящий из родителей и детей и связанный не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности. Относительно понятий «брак» и «семья» нужно отметить, что между ними существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Брак прошел определенные стадии развития - от полигамии к единобрачию. Само слово «брак» в русском языке происходит от глагола «брать». В «Философском словаре» брак определяется как «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям» . Моногамные браки как союз одного мужчины и одной женщины являются более поздней и наиболее распространенной в настоящее время формой брака. Современные ученые определяют брак как исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной. А.Г. Харчев отмечает, что семья представляет собой более сложную систему взаимоотношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей . В.А. Рясенцев дает следующее определение брака: «Брак есть заключенный в установленном порядке с соблюдением требований закона добро- 16 вольный и равноправный, в принципе пожизненный союз свободных мужчин и женщин, направленный на создание семьи и порождающий у них взаимные права и обязанности». Таким образом, союз мужчины и женщины еще не семья, и только после появления детей брак перерастает в семью . А.В. Мудрик считает, что «...семья являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи» . Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни семьи. Наконец, демографический параметр обусловливается структурой семьи (расширенная или нуклеарная, полная или неполная, бездетная, мало- или многодетная). Социальная сущность брака определяется, в конечном счете, господствующими общественными отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в брачные отношения, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а, следовательно, за будущее семьи. Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях:

1. Регулирование личных половых отношений.

2. Регулирование передачи и получения наследства, правопреемства и общественного порядка, что является его более древней и изначальной функцией.

Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения. Однако, хотя браки могут одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а не церковный институт. Конечно, религия должна оказывать ощутимое воздействие на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его своему исключительному управлению и контролю. Говоря об отношениях на уровне социальных общностей, то можно отметить, что семья и семейные отношения рассматриваются как организм, способный существовать и функционировать даже, если его составляющие (члены) находятся на большом расстоянии друг от друга, способный подчиняться закону развития, то есть облик семьи претерпевает со временем изменения: семья может перестроиться, разделиться, дать начало другой. Таким образом, делая выводы из вышесказанного, брачные отношения можно выделить в особую группу отношений, которые могут характеризоваться и первым и вторым типами отношений. Несмотря на высокую распространенность межнациональной брачности при определенных исторических и социальных условиях, наиболее подробная информация о динамике этого явления стала появляться с развитием системы статистической информации, в частности, при переписях населения. После революции 1917 года число этнически-смешанных браков в России начинает расти. Этому способствовали не только отделение церкви от государства, но и отмена юридических брачных запретов, изменение общественных взглядов на национально-смешанный брак, массовые миграции. В период Великой Отечественной войны межнациональная брачность приобрела массовый характер, и на фоне резкого снижения общего количества заключаемых браков доля межэтнических браков по отношению ко всем бракам в этот период возросла. Мощные изменения в структуре межэтнической брачности населения бывшего Советского Союза определены целым рядом факторов, в числе которых наиболее значимы следующие: 1) снижение с конца 1988-1989-х гг. естественного прироста русских в ряде союзных республик; 2) рост миграционной активности населения страны с конца 80-х гг.; 3) проводимая в республиках бывшего СССР этноизбирательная политика . Это позволяет сделать вывод о том, что установки на смешанный брак детерминируются множеством факторов, среди которых немаловажное значение имеет состояние межэтнических отношений в том или ином регионе, что, в свою очередь, выступает показателем толерантных отношений. В 1998 г. в результате некоторой стабилизации положения в стране наблюдается фиксирование числа межэтнических браков на определенном уровне. Доля смешанно-национальных супружеских союзов в Российской Федерации колеблется от 10% до 15% в различных регионах, что является наивысшим показателем в ближнем зарубежье. В 2000 году в России примерно 23% населения составляли межнациональные семьи. В 2004 году их стало уже 37%. В Москве насчитывается 22% смешанных пар. И каждая пятая такая пара - православно-мусульманская. По прогнозам ученых, к 2025 году доля русских в Москве может уменьшиться до 73% (сейчас - 89%). Зато заметно возрастет доля народов Закавказья, Средней Азии и Северного Кавказа. В свете психологических исследований и по результатам житейских наблюдений межэтнические браки могут выглядеть порой как браки более успешные по сравнению с моноэтническими. Однако это не снижает интереса к проблематике, так или иначе связанной с межэтническими браками, со стороны в первую очередь тех людей, жизнь которых в той или иной степени была связана с межэтническими браками, даже если с точки зрения ряда формальных критериев жизнь в этих браках выглядит внешне вполне успешной. Межличностные отношения представителей разных этносов регулируются двумя противоположно направленными тенденциями . С одной стороны, можно наблюдать любопытство, желание познакомиться с иной, чем своя собственная этнической идентичностью, стремление к разнообразию, проявляющееся в том, что внешность непохожего на субъекта человека кажется ему более привлекательной. С другой стороны, ощутимо действие защитных, охранительных сил этноса, побуждающих конкретного представителя этноса воздерживаться под разного рода предлогами от межэтнических браков или, если такой брак все-таки имел место, заботиться о том, чтобы дети, выросшие в межэтническом браке, сохранили в той или иной форме свою принадлежность к этносу субъекта. Есть основания полагать, что с возрастом последняя тенденция может усиливаться. Влияние защитных, охранительных сил этноса ослабляется в двух случаях:

1) кризисные явления в рамках того этноса, к которому субъект принадлежит;

2) кризисное состояние самого субъекта, вызывающее у него проблемы в отношениях с представителями своего этноса (в этом случае другой этнос, хотя бы на время, может показаться более привлекательным). Рассмотрим эти причины подробнее.

Кризисные явления в рамках того этноса, к которому субъект принадлежит, могут приводить к массовым межэтническим бракам и формированию новых этносов. Но происходит это лишь в том случае, когда присущая этносу внутренняя способность к саморегуляции полностью исчерпана. В молодом возрасте, когда в основном заключаются браки, у части молодых людей может возникать ложное, преждевременное ощущение, что положительное значение их этноса полностью исчерпано. Это побуждает их стремиться к интеграции в иной более успешный этнос или же делает для них привлекательной культуру космополитизма. Первым робко заявляющим о себе признаком привлекательности культуры космополитизма является просто допущение на уровне сознания её для себя возможности. Ощущение того, что положительное значение собственного этноса исчерпано, может субъективно ощущаться даже как просто полное отрицание ценности своего этноса в прошлом, настоящем и будущем, как враждебное отношение к нему. Все это ослабляет влияние защитных охранительных сил этноса и усиливает побудительную силу любопытства, желания познакомиться с иной, чем своя собственная этнической идентичностью, стремления к разнообразию. Ощущение того, что положительное значение собственного этноса полностью исчерпано, может приобретать форму характерного сочетания с состоянием влюбленности. В основе состояния влюбленности лежит неразрешенный внутренний конфликт между стремлением человека к совершенному и несовершенством образа окружающего мира, формирующегося при взаимоотношениях с ним. Конструктивное разрешение этого конфликта предполагает:

1) признание несовершенства окружающего мира как факта;

2) осознанное и произвольное творческое отношение к окружающему миру, при котором человек последовательно и целенаправленно, преодолевая трудности и обретая союзников, пытается этот мир преобразовать. Неразрешенность этого внутреннего конфликта (который можно рассматривать как стадию в развитии молодого человека или девушки) периодически обусловливает вовлечение субъекта в состояние влюбленности, при котором другому человеку приписываются положительные качества, которых у него на самом деле нет. Положительные качества не просто приписываются, возникает страстное отношение к другому человеку, как носителю некоей принципиально иной по отношению к известному окружающему миру совершенной реальности, в результате этот человек получает значительную власть над субъектом влюбленности, которой он не всегда способен распорядиться с пользой для себя и для другого. Отрицание положительной значимости собственного этноса, негативная оценка принадлежности к своему этносу могут побуждать к состояниям влюбленности в представителей других этносов и неразделенной любви. Персона из другого этноса ещё до встречи с ней становится потенциально желанной, невозможность вступить с ней в брак уже до встречи восприниматься как трагедия, благодаря которой утрачивается смысл жизни. Так, например, в консультативной практике автору приходилось сталкиваться с переживанием подростка, чьи предки с Кавказа, по поводу того, что он "черный", поэтому никакая русская девушка его никогда не полюбит. По мере того, как люди становятся более мудрыми, ложное, преждевременное ощущение того, что положительное значение собственного этноса полностью исчерпано, может сменяться более трезвыми и взвешенными оценками своего этноса и своего значения в нём. Защитные, охранительные силы этноса в этих условиях могут провоцировать чувство беспокойства по поводу сложившегося брака, субъективно ощущаемого неблагополучия, природу, причины которого человек зачастую понять не может. Психологическая защита от травмирующих переживаний в этом случае может выражаться в следующих явлениях:

1) человек старается исказить реальность в том направлении, чтобы уменьшить в своих глазах и в глазах окружающих положительные черты и значимость того этноса, из которого он вышел;

2) человек становится горячим патриотом этноса своего брачного партнера, отрицая при этом проблемы данного этноса и связанные с ними недостатки;

3) человек становится все более горячим и некритичным патриотом этноса, откуда он вышел, пытается другого супруга и своих детей максимально интегрировать в свой этнос . Эти три формы психологической защиты связаны с чрезмерными обобщениями и искажениями значимой информации, они затрудняют формирование объективной картины мира. С психологической защитой, видимо, связан также и тот феномен, что в межэтнических браках порой уделяется больше внимания бытовой культуре, чем в семьях моноэтничных. Для представителей межэтнических семей гораздо более важно выглядеть для себя и окружающих благополучной семьей, чем для членов моноэтнических семей. Однако связано это может быть с подспудным ощущением страдания, и осуществляется за счет глубины общения, в ущерб этой глубине. Инициаторами проверки этносов на прочность путем межэтнических браков становятся люди, которые вследствие своей высокой чувствительности (и по этой причине невысокой выносливости) острее, чем остальные, ощущают кризисные явления внутри своего этноса. Это чаще бывают женщины, чем мужчины. Готовность к межэтническим бракам является частным случаем эпатирующего поведения, когда индивид совершает с точки зрения сообщества абсурдные, нелогичные, отвергающие каноны поступки, являясь в этом случае своего рода юродивым - человеком, который через шутки и несуразности, "пощечины общественному вкусу" пытается обличить несовершенство сообщества, в котором он живет. Если этнос способен реагировать (в том смысле, чтобы меняться) на подобного рода поведение отдельных своих членов, это говорит о том, что у него есть ресурсы для преодоления кризисных явлений. Если нет - этнос продолжает разрушаться, а эпатирующее поведение и межэтнические браки в нём становится всё более частыми. Если говорить про кризисное состояние субъекта, вызывающее у него проблемы в отношениях с представителями своего этноса, побуждающее его воспринимать брак с представителями другого этноса более привлекательным, то в массовом масштабе оно может быть спровоцировано кризисным состоянием самого общества. По мере развития кризиса всё больше ситуаций становятся источниками долговременных психологических травм чаще всего невысокой интенсивности, что приводит к большому количеству неврозов и невротических состояний, деструктивных установок, проявляющихся в общении. Если проблемы, связанные с этим не будут решены, представителям такого этноса будет всё труднее общаться между собой, осуществлять совместную деятельность, что будет побуждать их к выходу за пределы собственного этноса, в частности в межэтнические браки. В этом случае стабилизирующее значение иного этноса будет заключаться в его ярко выраженной психотерапевтической функции. Но по мере того, как данная психотерапевтическая функция будет производить свой эффект, некогда травмированная личность будет все более приобретать сущностные характеристики подлинного бытия. На каком-то этапе в форме внутренних переживаний вновь заявят о себе охранительные силы этноса, что может дестабилизировать брак, приводить к связанным с этим феноменам, описанным выше. Что же может быть основой позитивной этнической идентичности детей из межэтнических браков? - Лучшие черты этнической идентичности одного этноса усиленные недостающими чертами идентичности другого этноса. Этот ответ особенно применим к ситуации, когда из двух и более этносов складывается новый этнос. Это означает, что по отдельности оба этноса в процессе истории оказывались все более недееспособными, но, объединившись, они создают новый дееспособный этнос, у которого есть своя историческая задача и свои перспективы в изменившихся экономических, социальных и природных условиях. Выходец из межэтнического брака усиливает тот этнос, который он выбирает в качестве системообразующего, культурой другого этноса. Выбор этноса в качестве системообразующего зависит от того, какой этнос субъекту покажется более дееспособным. Естественно, что по мере развития субъекта взгляды на этот вопрос могут меняться. Увеличение степени осознанности и произвольности поведения людей применительно к реальности, связанной с межэтническими браками, способствует ощущению благополучия на субъективном уровне и позитивному эмоциональному климату в семье. Межэтнический брак следует рассматривать как элемент в процессе сближения двух этносов . Этот процесс может длиться и довольно долгое время (столетиями) и зависит от степени интенсивности контактов между этносами. Если контакты редки, образуется инцидент, который со временем приобретает историческое значение, способствующее международным отношениям. Таким образом, становление межнациональной брачности как формы межэтнического взаимодействия имеет исторический характер. Развитие межэтнической брачности показывает: в стабильном обществе количество смешанных браков увеличивается, что позволяет говорить о межэтнической брачности как показателе благополучия общества и наличия терпимых, толерантных отношений между народами. Динамику межэтнических браков в Европе и мире связывают с развитием глобализационных процессов, то есть, можно предположить, что развитие межэтнических браков также является показателем информационного развития общества.

Межэтнические браки в современном обществе - это закономерное социальное явление, приводящее к обмену культурными ценностями между представителями разных наций.

Межнациональные браки неизбежны вследствие коммуникации между представителями различных народов. Благодаря им происходит взаимообогащение супругов за счёт обмена информацией о культурных ценностях и традициях этносов.

Межнациональные браки являются показателем стабильности общества.

Чем больше межнациональных браков в обществе - тем устойчивей государство за счёт толерантных отношений между этносами. В многонациональном государстве межэтнические браки - гарантированная защита от конфликтов между народами. Дети от таких браков более толерантны и терпимы к представителям других наций.

Против межнациональных браков выступают только националисты и фашисты всех мастей.

Межэтнические браки и сексуальные отношения между представителями разных рас официально запрещались в Германии в период Третьего рейха, в ЮАР во времена апартеида, а также практически по всех штатах США до 1967 года. Детям в таких семьях отводился маргинальный статус, который обычно выражался в оскорбительных прозвищах. Например, в Индии их называли «чандала» (неприкасаемые).

Дети от межнациональных браков более красивы и талантливы, чем дети от моноэтнических браков, потому что исключается редукция предков.

Во многих обществах межродственные браки заключались из-за территориальных, социальных или идеологических ограничений. Это приводило к редукции предков - то есть уменьшению числа общих предков у супругов. К примеру, у детей от брака двоюродных брата и сестры будет шесть прабабушек и прадедушек вместо обычных восьми. Подобные браки приводили к тяжелейшему умственному и физическому вырождению потомства. Межнациональные браки исключают редукцию предков и рост наследственных заболеваний.

Благодаря межнациональным бракам молодые люди могут поменять образ жизни, место жительства и гражданство.

Всё больше молодёжи желает заключать браки с иностранцами, будучи иногда знакомыми просто по переписке. Подобный брак помогает улучшить материальное положение, повысить социальный статус, близко познакомиться с другой культурой, полностью изменить свой образ жизни и начать с "чистого листа".

Современные психологи убеждены, что национальность партнеров не влияет на успешность их брака.

Большинство современных психологов считают разговоры о проблемах межнациональных браков скорее лицемерием, чем справедливой точкой зрения. Они обращают внимание на то, что благополучие любой семьи зависит только от ее членов. Проблемы непонимания, конфликтов с родственниками, разных религий и мировоззрений встречаются и в однонациональных, и в межнациональных браках. И лишь от умения слышать друг друга, готовности работать над отношениями, идти на компромиссы, взаимного уважения зависит, в конечном счете, успех того или иного союза.

Дети от межнациональных браков, как правило, двуязычны, что повышает их конкурентоспособность в современном обществе

Билингвизм (двуязычие) естественным образом формируется у ребенка, если его родители говорят на разных языках. При этом второй язык усваивается не менее глубоко, чем первый, и воспринимается не как нечто заученное и чужеродное, а как родная речь. Знание в совершенстве второго языка дает детям из этнически смешанных семей дополнительный рабочий инструмент, возможность заработать и вести более интересный образ жизни. В сочетании с умением вести себя адекватно в разных культурах это существенно повышает их шансы преуспеть в эпоху глобализации.

Межнациональный союз – это еще и возможность существенно разнообразить свой рацион питания.

Как правило, у представителей разных национальностей пищевые привычки не совпадают. Если люди не очень ладят друг с другом и не умеют договариваться, то это может стать настоящей проблемой. Но в гармоничной паре национальная еда может привести к формированию разнообразного меню, замене надоевших блюд новыми их вариантами из рациона партнера. Супруги могут многому научиться друг у друга и даже придумать свои собственные блюда, которые будут сочетать традиционные продукты из двух разных национальных кухонь.

Предложить свой факт

Межнациональные браки - зло

Как показывает мировая практика, в большинстве межнациональных браков супруги сталкиваются с неразрешимыми проблемами и трудностями из-за разного взгляда на жизнь, веру, роль жены и мужа в семье.

В современном обществе институт семьи переживает кризис. Различие в обычаях, традициях и образе жизни в межнациональном браке добавляет супругам в дополнение к обычным трудностям множество новых специфических проблем, обусловленных их принадлежностью к разным культурам. Чем больше супруги отстоят друг от друга в культурном, языковом, идеологическом плане, тем труднее им найти общий язык.

Члены семей супругов проявляют неприятие, сопротивление и враждебность по отношению к партнёру иной национальности.

В межнациональных семьях неминуемо возникают проблемы, связанные как с идеологическими, так и с бытовыми вопросами. Особенно ярко это проявляется в отношениях с родственниками жены (или мужа) другой национальности. Даже в обычной семье отношения тёщи и зятя, свекрови и невестки нередко бывают осложнены множеством конфликтов. В межнациональном браке это может привести к полному отторжению одного из супругов от своей семьи и родственников, к серьёзным переживаниям и конфликтам.

В межнациональных браках неминуемо возникает проблема определения этнической идентичности и самих супругов, и их детей.

Как правило, каждому из супругов редко удаётся сохранить свою национальную идентичность, ему приходится полностью перенимать привычки, обычаи и традиции другого. Дети, рождённые в межнациональных браках, не принимаются национальными общинами родителей в качестве полноправных членов и в результате превращаются в этнических аутсайдеров.

Если межнациональный брак предусматривает переезд и смену гражданства, появляются огромные трудности с законом.

В законодательстве России и многих других стран недостаточно чётко отражены права супругов и детей, рождённых в браке с иностранными гражданами. Отсюда возникают многочисленные проблемы и в самом браке, и в случае развода, усыновления ребёнка, установления опеки над детьми. Закон, как правило, становится на сторону гражданина своей страны. К тому же законы этих стран могут быть совершенно отличными от российских.

Дети в межнациональных браках часто рождаются больными и слабыми из-за несовместимости родителей на генном уровне.

Исследования различных научных центров свидетельствуют о том, что у родителей, которые принадлежат к далёким друг от друга этническим группам, с высокой вероятностью рождаются дети с врождёнными генетическими отклонениями. Этот факт учёные объясняют тем, что у детей от межнациональных браков складывается биологически более слабый комплекс генов из-за разницы между генотипами родителей.

До недавнего времени бытовало мнение, что дети, рожденные в смешанных браках, обладают более крепким здоровьем и развиваются гораздо быстрее, чем их сверстники, рожденные от родителей одной национальности

Никакими научными исследованиями этот миф не подкреплялся. В Америке в деревнях для белых и черных переселенцев, где смешанные браки встречались особенно часто, были обследованы дети. Результаты показали, что дети в таких семьях в 1,5 раза отставали в развитии, и намного чаще болели наследственными заболеваниями, чем их ровесники в монорасовых семьях. Напротив, народы, которые исторически мало ассимилировались, более здоровы и развиты. Для иллюстрации следует взять японцев, которые в силу культурных традиций и географического положения очень мало смешивались с другими народами. Сегодня это одна из самых здоровых наций с наибольшей продолжительностью жизни. К тому же у японцев практически отсутствуют случаи заболевания раком. При этом после смешанных браков у 3-4 поколений заболевание отмечается с той же частотой, что и у других народов. И еще один момент: люди скрупулезно заботятся о чистоте наследственности собак, лошадей, но напрочь забывают себя. Не парадокс ли?

О противоестественности межнациональных браков можно прочитать в древних славянских ведах. В них прямо указано на то, что с люди с разным цветом кожи имеют специфическую энергоновую структуру Крови, группу Крови, психоматрицу и т.п.

Согласно Ведическим летописям люди разных национальностей имеют отличную энерго-генетическую структуру крови, состояние которой зависит от получаемой энергии из космоса и от целостности генетического ядра. Генетический аппарат человека отвечает за Родовую память и физиологию, а энергоновая структура Крови отвечает за Дух и Душу. При смешивании различной крови происходит резкое снижение защитных сил организма, наследующего смешанную кровь. Иммунная система перестаёт работать нормально и не защищает эффективно организм от инфекций и болезней. Кроме физиологических проблем в сознании, в душе человека перепутываются такие понятия и ценностные ориентиры, как совесть, преданность любовь. Дети от смешанных браков не могут установить тесные доверительные отношения с родителями, основанные на единой природе естества, и рано покидают отчий дом. Как правило, они при поиске партнера страшатся представителей своих исходных национальностей и зачинают потомство с такими же метисами, как они, что делает уже их детей еще более уязвимыми. Все это в конечном итоге к уничтожению Рода как в обыденном понимании семьи, так и в смысле передаваемой через века наследственной информации.

Представители РПЦ считают, что межнациональный брак – это прелюбодеяние в духовном смысле.

На всём протяжении истории церковная мысль требовала от супругов придерживаться единства в вопросах веры. По утверждению православных священнослужителей, Господь Бог, когда вёл народ в землю обетованную, предостерегал людей от вступления в смешанные союзы: «Не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего, ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» (Втор. 7: 3-4). С пастырской позиции, межнациональные браки искажают православную ориентированность семей. Даже между православными и инославными христианами существуют серьёзные отличия во взглядах на христианское единство, на основы христианской жизни (на грех, общество, государство и т. д.), на фундаментальные основы Церкви. Слово Божие называет смешанные браки «великим злом, грехом перед Богом» (Неем. 13:27), «беззаконием, превышающим голову, и виной, выросшей до небес» (1Езд. 9:6). Семья обречена на разрушение, если один из супругов верит в Триединого Бога любви, а другой страшится некого одинокого властителя, который не даёт с собой встретиться. О какой крепости союза можно говорить, когда глава семьи имеет право на основании своей веры заводить любовниц и называть их новыми женами или наложницами? Как может муж, носящий на груди нательный крестик мирно ужиться с супругой, считающей, что Христа не распинали?

[

Актуальность темы исследования . Основной формой социальной организации отношений между мужчиной и женщиной является брак. Брак- это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям . Ценность брака как жестко контролируемого социального образования в России снижается в силу различных причин. Среди них низкая стабильность заключаемых браков и рост привлекательности индивидуальной частной жизни, которая все больше распространяется в связи с трансформированием норм семейно-брачных отношений, изменением экономической ситуации, прогрессом в сфере домашнего хозяйства и бытовых условий. В современном мире люди, не вступающие в брак и лишенные бремени ответственности за другого человека, не подвергаются социальному давлению и обладают всеми возможностями и услугами, организованными обществом. Модификация общественной значимости института брака стала, прежде всего, результатом изменения системы социальных ценностей, среди которых на первый план чаще стали выходить несемейные ценности, связанные с личными достижениями и личным благополучием. Изменение места брака в системе социально-ценностых взаимодействий общества, особенно среди молодежи, связано также с либерализацией взглядов на характер половых отношений до брака, в браке и вне брака и структурными изменениями аксиологической системы в сфере семейно-брачных отношений. Позиции брака в современном обществе становятся менее прочным и в результате существования культа потребления в плане секса, эротизации брака, поскольку половое общение в современном обществе осуществляется в основном с гедонистической целью. Переходная экономическая ситуация в стране также оказывает дестабилизирующее влияние на институт брака. Вступление в юридический брак, который по-прежнему имеет и экономическую сторону, для определенной части населения является недоступным в связи со стесненными материальными возможностями. Происходит перекос в сторону образования большего количества фактических сожительств, которые менее формализованы, или одинокой жизни. В силу перечисленных факторов совершается активное видоизменение института брака и приспособление его к новым социальным условиям. Еще более сложными для научного описания и анализа фактами в сфере брачности являются процессы, происходящие в поликультурных регионах, поскольку к общим проблемам формирования новой ценностной системы семейно-брачных отношений здесь присоединяются серьезные проблемы межнациональной совместимости. Проблема межэтнических отношений имеет глубокие социальные корни и обусловлена рядом социальных, психологических, исторических, религиозных и конфессиональных причин. Тем не менее, эти вопросы требуют своего разрешения, поскольку явление межэтнической брачности как массового процесса заключения национально-смешанных браков достаточно распространено. Каждый седьмой заключенный в России брак является межнациональным, а в советские времена этот показатель был еще выше . Смешанные в национальном отношении семьи - средство интеграции общества. Образование этнически смешанных семей играет важную роль в процессе изменения этнического состава населения. Основная доля браков, в том числе и межэтнических, заключается людьми в молодом возрасте, что обусловлено свойствами репродуктивного периода, поэтому особенно важно проследить, какой отпечаток накладывают изменения общепринятых ориентации в сфере межэтнической брачности на ценностные установки молодежи. Девальвация прежних ценностей затронула молодежь в большей степени, чем какую-либо иную возрастную группу, так как именно молодые люди в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Специфика данной социальной группы состоит в том, что она находится в состоянии поиска. Система взглядов молодых людей не сформирована окончательно, и потому молодежь более восприимчива к новым ценностям. Можно предположить, что мир ценностей формирующейся личности, на которую оказывали влияние преобразования последних лет, стал более изменчив и противоречив. Увеличение количества разводов и нерегистрируемых браков, снижение рождаемости, падение авторитета институтов семьи и брака в целом и межэтнического брака в особенности - явления, которые требуют пристального внимания и тщательного изучения, как в плане разработки молодежной и семейной политики, так и с целью выработки рекомендаций оптимального поведения молодых людей при заключении брака и создании семьи. С учетом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема исследования: «Отношение современной молодежи к межэтническим бракам». Объект исследования: современная молодежь. Предмет исследования: особенности отношения современной молодежи к межэтническим бракам. Цель исследования: провести теоретическое и практическое изучение особенностей отношения современной молодежи к межэтническим бракам. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, философии, этнокультуры, социологии семьи и брака. Теоретический анализ проблемы отношения современной молодежи к межэтническим бракам .Определение понятия брак. Концептуальный анализ межэтнических браков . Выявление отношения молодежи к семейной жизни и браку предполагает, прежде всего, обращение к анализу таких базовых рабочих понятий, как «семья», «брак». Анализ понятия «семья» свидетельствует о том, что имеется много подходов к его интерпретации. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «семья» означает «объединение лиц, связанных родственными или брачными узами» . В «Философском словаре» дается определение «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» . А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» . В последние годы семью все чаще называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. Зарубежные исследователи признают семью социальным институтом только в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных общений: супружеством, родительством и родством; при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа». Мы рассматриваем семью как духовно-нравственный союз, состоящий из родителей и детей и связанный не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности. Относительно понятий «брак» и «семья» нужно отметить, что между ними существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Брак прошел определенные стадии развития - от полигамии к единобрачию. Само слово «брак» в русском языке происходит от глагола «брать». В «Философском словаре» брак определяется как «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям» . Моногамные браки как союз одного мужчины и одной женщины являются более поздней и наиболее распространенной в настоящее время формой брака. Современные ученые определяют брак как исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной. А.Г. Харчев отмечает, что семья представляет собой более сложную систему взаимоотношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей . В.А. Рясенцев дает следующее определение брака: «Брак есть заключенный в установленном порядке с соблюдением требований закона добро- 16 вольный и равноправный, в принципе пожизненный союз свободных мужчин и женщин, направленный на создание семьи и порождающий у них взаимные права и обязанности». Таким образом, союз мужчины и женщины еще не семья, и только после появления детей брак перерастает в семью . А.В. Мудрик считает, что «...семья являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи» . Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни семьи. Наконец, демографический параметр обусловливается структурой семьи (расширенная или нуклеарная, полная или неполная, бездетная, мало- или многодетная). Социальная сущность брака определяется, в конечном счете, господствующими общественными отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в брачные отношения, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а, следовательно, за будущее семьи. Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях.

«Замуж за иностранца» - зазывают нас объявления. Почти каждая женщина хоть раз, да сходила по ссылке и пролистала каталог заморских женихов. Вариантов предостаточно, и каждый вроде бы хочет создать хорошую семью. Знакомые говорят о положительных примерах, газеты пугают отрицательными. Можно ли утверждать, что межнациональные браки - рецепт личного счастья?

Очень многие вышли замуж за граждан других государств и вполне довольны. Однако межнациональные браки в России часто осуждаются. Особенно мужчинами. Их позиция понятна - ведь уезжают женщины, которых можно было бы включить в свой неофициальный гарем. Пресловутые демографические показатели позволяют очень многим мужчинам иметь параллельные отношения более чем с одной женщиной. К тому же не секрет, что особой популярностью пользуются молодые и красивые женщины, которые могут быть кандидатками даже в жены, а не только в любовницы.

На самом деле, красавицей быть не обязательно. Иностранцы часто самым ярким девушкам делают вовсе не те предложения, которые эффектные леди хотели бы услышать. А кому иностранцы предлагают руку и сердце чаще всего? Дамам, которым свойственны подчеркнутая женственность и заботливость. И неправда, что ищут только прислугу - быт в развитых государствах максимально облегчен, так что его не ставят во главу угла. нужна подруга и соратница, которая всегда выслушает и поддержит. Многие из них просто устали от эгоистичного поведения соотечественниц, которые готовы рвать отношения при малейших неудобствах.

Есть ли однозначные «противопоказания» к вступлению в межнациональные браки? Только одно - консервативность и нежелание менять привычное поведение. Причем, это не всегда связано с возрастом, есть примеры, когда женщины после 60 выходили замуж за ровесников и были безоблачно счастливы.

Препятствие ли дети? Для многих мужчин - да, но остается еще очень много хороших кандидатов, которым ваши дети от предыдущего брака не будут помехой. Обычно это мужчины, принадлежащие к среднему классу, не имеющие своих малышей или имеющие взрослых отпрысков. Даже женщинам с двумя детьми приходят письма. Но понятно, что требования к мужчинам придется снижать. Возможно, понадобится смириться с большей разницей в возрасте.

Чаще всего межнациональные браки заключаются между людьми с в 12-15 лет, 10 лет и менее - большая редкость. Так что, если вы нашли молодого мужчину, считайте, что вам очень повезло. Хотя все-таки заморские женихи моложе 30 лет весьма ненадежны. Также не стоит давать надежду мужчинам старше вас на более чем 15-17 лет. Такие браки чаще всего обречены, а вы будете чувствовать себя обманщицей и мучиться виной, когда вам захочется его покинуть. Ведь годы идут, а молодые тянутся к ровесникам.

Морально следует подготовиться к тому, что профессионально придется все начинать сначала. Многие профессии, для которых требуется больше таланта, чем навыка, вроде парикмахерского дела, доступны за рубежом только после особого обучения и сертификации. Легче бизнес-леди, знающим иностранные языки: навыки ведения дел актуальны везде. Юристам же придется переучиваться полностью. Если вы не готовы пожертвовать сложившейся карьерой ради личной жизни, то лучше искать милого в родной стране.

Отдельный разговор - межрассовый из развитого государства. Стоит ли в него вступать? Если вам люди другой расы нравятся - смело выходите замуж. Но постарайтесь не заводить детей до получения постоянных документов. Потому что в России с ребенком другой расы вам спокойной жизни не будет. Так что межрасовый брак - это для любителей экстрима, хотя и он может сложиться счастливо.

Чтобы знакомство сложилось и перешло в серьезные отношения, следует отнестись к поиску не иначе, как к работе. Изучать иностранные языки и не лениться отвечать на все приходящие письма. Отношения чаще складываются у пар, где мужчина проявил инициативу, но встречаются и исключения. Так что, если пишут мало - пишите сама. Не сдавайтесь, пробуйте - и все сложится лучше, чем вы думаете.

Если хорошие межнациональные отношения на уровне дружбы еще хоть как-то являются возможными для большинства, то межнациональные отношения на уровне брака – достаточно тяжелое испытание для слабо верующих, которое не все могут пройти достойно.

Часто слышится фраза: «Родители против нашей свадьбы». Причина – невеста (жених) другой нации. Поводы – все остальное: из другого города, разница в возрасте, не красивая (-ый), не богатая (-ый), родители не министры, приданого в виде квартир и машин нет, хороший калым заплатить не может, высшего образования нет, другой религии и т. д. Хотя и поводы могут стать дополнительными причинами.

Это показатель отсутствия богобоязненности, невежества этих родителей. Они просто возгордились и пошли на поводу у шайтана, соблюдая языческие обычаи, осуждая при этом законы Создателя! Опасность такой гордыни, такого непринятия человека другой нации в свою семью состоит в том, что это может вообще вывести человека из Ислама, сделать из мусульманина кафира.

Если же кто-то запрещает то, что сделал свободным Всевышний, то приравнивает себя к самому Аллаху, так как этот человек берет на себя функцию Бога! Запрещение разрешенного Аллахом является малым ширком! Аллах в Коране говорит (смысл): «Понесли урон те, которые убивали своих детей по глупости, безо всякого знания, и запрещали то, чем наделял их Аллах, возводя навет на Аллаха. Они впали в заблуждение и не последовали прямым путем » (сура 6, аят 140); «О уверовавшие! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас, и не преступайте границы дозволенного (не грешите) » (сура «аль-Маида», аят 87).

Родители заботятся по большому счету о том, что скажут родственники, соседи, знакомые. Боятся пересудов, сплетен, насмешек. В то время как истинные мусульмане должны бояться только Всевышнего и следовать Его законам. «Кто добьётся довольства Аллаха, вызвав негодование людей, того Аллах избавит от людей; а кто добьётся довольства людей, разгневав Аллаха, того они ничем не избавят от Аллаха » (ат-Тирмизи и Абу Наим в «аль-Хилйа»).

Родители эгоистично и расчетливо выдают своих дочерей замуж против их воли, сыновей женят на той, которую сами выбрали для них. А потом удивляются, почему нет теплоты и любви в этом браке, почему их сын начинает «гулять», становится безрадостным и больше времени проводит где угодно, но только не с женой; с радостью выбирает работу в другом городе, оставляя жену караулить его дом. И весь смысл отношений сводится к рождению детей и материальному обеспечению. И это в лучшем случае. В худшем – бесконечные скандалы, рукоприкладство, пристрастие к спиртному, отсутствие желания что-либо делать для семьи, женитьба на второй женщине как способ заглушить свое несчастье, развод.

«Если к вашей дочери посватается человек, чьей религией и нравом вы будете довольны, не отклоняйте этого предложения, чтобы на земле не распространялась смута и безнравственность » (ат-Тирмизи). В этом хадисе ясно указывается, что главной причиной отказа от брачного предложения может быть недостаточная религиозность молодого человека и дурной характер. Истинные мусульмане никогда не страдали древними предрассудками, идущими вразрез с Исламом. Им четко ясно, что браки между мусульманами разных наций – это сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и баракат от Всевышнего. Как известно, сам пророк Мухаммад (мир ему и благословение) показал дозволенность смешанных браков: он сам был женат на еврейке Сафии.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Все мирское – это лишь вещи, материя. А лучшим существом в ней (мирской жизни) является благочестивая женщина ».

Хорошая жена – это половина имана (веры). Ведь сказано в хадисе: «Тому, кому Всевышний дал в жены благочестивую женщину, тому он помог стоять на ногах и восполнил половину (всей) возложенной на него религии. Пусть же вторую часть ее он сохраняет, стараясь сам, и страшится Аллаха ».

В другом хадисе говорится: «Тому, кому в мирской жизни дается четыре вещи, тому даются блага этой жизни и жизни вечной. И это благодарное сердце, язык, поминающий Аллаха, тело, терпеливо сносящее беды и невзгоды, и преданная жена, которая не обманет его ни в том, что касается чести, ни в том, что касается его имущества ».

Как видно, Пророк советует выбирать супругу, смотря на ее религиозность и добрый нрав, а не на национальность или что-то другое. И даже если мусульманину понравилась девушка другой религии, это также не является препятствием. В Исламе нет безвыходных ситуаций. Напротив, есть прекрасная возможность предложить ей изучить Ислам, показать красоту религии, показать истинный путь. Возможно, благодаря тому, что у девушки есть чувства к этому парню, она прислушается к каждому его слову и в итоге поймет что Ислам – это истинный путь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если Аллах направит посредством тебя одного человека, то это лучше для тебя, чем этот мир и всё, что в нем ». Так не упускайте же такую возможность!

Конечно же, нельзя сказать, что смешанные браки подходят абсолютно всем. Прежде чем принять окончательное решение, нужно трезво все взвесить, отключить сердце и включить разум: способны ли вы вдвоем идти на компромиссы, насколько уважительно вы относитесь в целом к нации друг друга, готовы ли вы изучать и уважать обычаи, традиции, кухню другой нации, изучать язык нации вашего жениха, а возможно, еще и язык страны его проживания, обладаете ли вы оба достаточным терпением, силой духа, гибкостью характера, подходит ли вам климат той страны, в которую вам предстоит переезжать (в случае если вы из разных стран) и многое другое. И, конечно же, самое главное, будь это брак внутри одной нации или смешанный брак, это одинаковые духовные и нравственные ценности.

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Скверные женщины – для скверных мужчин, а скверные мужчины – для скверных женщин, и хорошие женщины – для хороших мужчин, а хорошие мужчины – для хороших женщин. Они непричастны к тому, что говорят они (клеветники). Им уготованы прощение и щедрый удел » (сура 24, аят 26).

По статистике, количество межнациональных браков из года в год растет. К примеру, в Москве доля смешанных браков более 50%. Такие браки являются не только популярными, но и наиболее крепкими и долговечными, они учат людей уважительно и равноценно относится к представителям других наций, учат терпимости, способствуют улучшению отношений между нациями и странами, социальному сотрудничеству.

Итак, подведем итоги:

Национализм (гордость, высокомерие) это первый грех во Вселенной, совершенный Иблисом, за что он будет вечно гореть в Аду;

Национализм – это признак кафира, может вывести человека из Ислама, ведет человека в Ад;

Всевышний и его пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не любят национализм и националистов;

Мы все одной нации – мусульмане, и перед Богом все равны, кроме как в богобоязненности;

Истинная любовь к Всевышнему и его Посланнику должна выражаться не в словах, а на деле.

В заключение хочу пожелать, чтобы наше общество стало более религиозным, более богобоязненным и как следствие – счастливым!

Вероника Черноморская