Ребенок не отпускает от себя маму ни на шаг: что делать. Не хочет оставаться без мамы Ребенок боится детей в садике, что делать

Мама, ты знаешь, у нас в классе есть девочка, с ней сидит мама на уроках, - сообщила мне Полина, новоиспеченная первоклассница.
Это было ново даже для учительницы - шестилетний ребенок боялся остаться один, без мамы. Из-за слез, переходящих в судороги пришлось согласиться, чтобы мама осталась с девочкой. Только через месяц удалось уговорить ее, что мама будет в коридоре. Ей поставили стул возле двери, чтобы девочка видела ее.
Она играла с детьми, отвечала на вопросы учителя, но периодически проверяла: здесь ли мама.
(Не знаю, что с нею стало: они перешли в другую школу, и я потеряла с ними связь).
Обычно уже к трем годам психика ребенка уже готова к тому, чтобы он смог обходится без мамы или других значимых взрослых какое-то время. Но разные условия воспитания, разные особенности нервной системы ребенка отражаются на способности ребенка открыто шагать в мир, не прячась за спину мамы. Детям до трех лет иногда свойственны страх новой окружающей среды, страх отдаления от матери, боязнь посторонних людей. Именно это заставляет малыша следовать за мамой, как хвостик, пытаясь не выпускать ее из виду.
Можно сказать, что практически всем детям поначалу свойственно открытое принятие людей. Это формирование так называемого «базового доверия к миру». Эта фаза (в русле теории Э. Эриксона) захватывает первый год жизни. Степень доверия, каким ребенок проникнется к окружающему миру, к другим людям и к самому себе в значительной степени зависит от заботы, которая к нему проявляется. Если ребенок не получает необходимого ухода, не встречает любви и ласки, то у него вырабатываются недоверие - боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, а к людям в отдельности и неверие эту она несет с собой в другие стадии своего развития.
Нельзя не сказать о второй стадии развития по Эриксону, который захватывает второй и третий годы жизни. В это время у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. В 2-2,5 года ребенок начинает выделять себя как личность из прежде для него единого целого - семьи - и как бы рождается второй раз, обрывается его сверхзависимость от матери. Это очень важный шаг на пути самостоятельности, и если в положенное время такого обрыва не происходит, то при чрезмерно глубокой связи с матерью может нарушиться дальнейшее развитие ребенка. В это время дети начинают осознавать свою автономность и самоценность. Несформированная в раннем возрасте самостоятельность («Я сам») может явиться причиной появления страха независимости и, соответственно, стремления к зависимости от мнения и оценок окружающих. В этом роковую роль играет тревожность родителей, ожидание опасности для младенца с любой стороны. Такие родители сверх меры опекают малыша, даже когда он вполне самостоятельно может сделать то, в чем ему хотят оказать помощь (покормить, залезть на лесенку).
Не приобретая уверенности в общении, способности воспринимать без тревоги отсутствие мамы, ребенок становится маминым хвостиком».

Какие они, эти «хвостики»?

Конечно, нельзя не сказать о психологических особенностях детей-«хвостиков». Обычно осторожничают в общении и прячутся за маму дети-меланхолики. Особенности темперамента видны с первых дней жизни. По данным ученых, таких детей около 20 %. Тонкая организация психики, повышенная возбудимость, природная сниженная общительность, ориентация больше на свои внутренние ощущения и чувства, чем на общение с другими людьми (интровертированность) определяют поведение этих детишек по отношению к матери. Им, безусловно, надежнее, когда мама рядом, а если окружающие люди еще не знакомы, и знакомиться с ними неохота, и вообще лучше спрятаться «от греха подальше».
Конечно, наличие меланхолического темперамента само по себе еще не говорит, что ребенок станет увиваться за мамой и будет бояться отойти от нее. Как считают специалисты, страх внешней агрессии может возникать, если в младенчестве не сформировалось базовое доверие к окружающему миру. Ребенок старается спрятаться за самого надежного, как он чувствует, человека - за маму. На первых порах это довольно мило выглядит: мама преисполнена гордости от такого доверия, от осознания того, что малыш настолько оценивает ее как своего защитника. Но, поощряя и развивая такой уход от общения и «опасностей», можно развить в ребенке застенчивость и даже замкнутость.
Как уже говорилось, до трех-четырех лет дети научаются обходиться без мамы какое-то время. Потому в возрасте трех лет и советуют начинать «погружение в социальную жизнь» - оформление в детский сад. Если ребенок младше и не отпускает маму - нужно более внимательно обратиться к анализу собственного поведения и психологических особенностей малыша, чтобы предупредить «вростание» «хвостовства» в более старший возраст.
С детьми-меланхоликами следует вести себя особенно осторожно, следить за своим поведением и «не подливать масло в огонь», потому что лучше всего постараться предупредить недоверие к миру. Этим нужно заниматься с самых первых дней жизни малыша (а, возможно, и раньше).
К сожалению, многое в мироощущении ребенка привносится из мироощущения родителей, особенно мамы. Если мама тревожна, особенно если в семье довольно сложные отношения, в воздухе «витает» напряжение, то даже «несознательная» кроха ощущает это напряжение. Другими словами, малыш чрезвычайно зависим от эмоционального состояния окружающих людей. О тесной связи матери и младенца очень красноречиво говорит эксперимент, проведенный американцами: мамам часто и долго кричащих младенцев давали возможность просто хорошо отдохнуть. Тогда, возвратившись к детям, они отмечали, что малыши более спокойны. Если мама опасается «отдать в руки» ребенка кому-то, это чувство «впитывается с молоком». Вспомните: не казалось ли вам на первой прогулке, что муж, отец ребенка, не справится с коляской, и что только вы способны это сделать? Такие мысли поначалу приходят в голову довольно большому количеству мам.
В таких ситуациях нужно вовремя говорить себе «стоп». Расслабьтесь, постарайтесь медленно сказать себе: никакой опасности, что ребенка подержит дедушка (хотя бы это случилось и впервые!). Передавая малыша, сохраняйте спокойствие, одобрительно улыбайтесь «новому взрослому», станьте с ним рядом. Большое значение при этом играет психологическое состояние этого «нового взрослого». Если его жесты уверенны, но мягки, то малыш не почувствует недоверия. А если руки его дрожат, он сам не уверен в себе, прикасаясь к малышу, то это же состояние перейдет к ребенку, может последовать протест в виде плача.
В этом случае не утешайте малыша словами: «Ах, этот противный дедушка, напугал маленькую!», при этом испуганно или сердито оглядываясь на «виновника» стресса вашей крохи. Лучше говорите «Ничего, моя дорогая, все будет хорошо. Это наш дедушка, ты к нему еще не привыкла». В интонации вашей фразы должен быть подтекст и для дедушки: похоже, адаптация к ребенку нужна и ему самому. Потому к страху малыша должно быть снисхождение, а не опасение, готовность защищать!
Только ваша уверенность в безопасности ребенка в данной конкретной ситуации может восстановить доверие ребенка к другим людям и обстоятельствам!

«Зеркальный хвостик»

Иногда «мамиными хвостиками» становятся и другие дети: этих меланхоликами назвать никак нельзя: шустрые, вертлявые… Но из-за своей общительности они просто не могут оставаться в одиночестве. Даже в играх им нужен «коллектив», хотя бы в виде мамы. Конечно, поведение малыша-сангвиника очень отличается от меланхолического. Но постоянное требование присутствия мамы тоже иногда утомляет.
Нужно помнить, что для нормального психологического развития малыша ему просто необходим тесный контакт с мамой. Иногда ее хочется просто потрогать. А если она в другой комнате, и нет возможности ожидать, или малыш еще не умеет передвигаться к ней, то лучше всего расположить ребенка где-то рядом с собой: устроить манеж или положить теплый ковер на кухне, подальше от плиты. Привязать его к себе в «кенгурушке».
Став немного постарше, ребенок-сангвиник сам дает «рецепты избавления от хвостовства». Эта проблема отпадает в момент, когда есть кто-то другой для общения, тогда малыш охотно на некоторое время отрывается от мамы, потом это время увеличивается. На долгое время остается лишь проблема занять чем-то малыша, когда ему не с кем больше общаться, кроме мамы. Нужно отдавать себе отчет: ему действительно тяжело играть одному. Такого ребенка нужно обучать самостоятельной игре.

Начиная с беременности матери, ребенок всегда находится с мамой. Малыш уверен, что бы ни произошло, она будет рядом и сможет ему помочь. Потому что раньше так было всегда, и он надеется, что также будет в дальнейшем. Мама для него – оплот надежности, так как защитит от любых неприятностей, окажет помощь и не оставит голодным. После своего рождения малыш все еще остается связанным с матерью, пусть это уже не физическая связь, а глубокая эмоциональная.

Нормально развитый малыш всегда будет рад появлению мамы в поле его зрения и обеспокоен ее отсутствием. Часто оказывается, что родственники не могут успокоить ребенка, и только одна мать может сделать это с легкостью. Такое чувство привязанности является естественным явлением, одной из фаз развитии психики. Изначально кроха воспринимает маму частицей самого себя, в дальнейшем – как опору, поддержку, без которой он ничего не сможет сделать.

Первый свой страх остаться одному без мамы малыш испытывает в возрасте семи месяцев. Данный страх появляется на подсознательном уровне и является вполне нормальным для ребенка вплоть до трех лет. «Нормальным» – вовсе не означает, что мама должна потакать данному страху и, как результат, брать с собой ребенка даже в случае необходимости отлучиться на 2 минуты. Такой страх является показателем того, что ребенок развивается по возрасту.

С научной точки зрения данному страху есть свое объяснение. Учеными доказано, что когда рядом с ребенком нет мамы, у него возникает паника и на этом фоне в его крови повышается количество «гормона стресса» (кортизон).

Другие специалисты предполагают, что причина такого страха скрывается в том, что для малыша пока нет полного понимания временных рамок и пространства помещения. Он считает, что если он не видит маму, то она ушла из квартиры насовсем. А каких-то 5 минут он может принять за целую вечность.

Источником детского страха может быть и неправильное поведение родителей в различных ситуациях. К примеру, он может возникнуть, если мать слишком сильно печется о своем малыше, не дает ему возможности действовать самостоятельно или преднамеренно не отпускает его от себя. Основанием может послужить отсутствие участия в воспитании ребенка отца или же его холодное отношение к ребенку. Также кроха может сильно переживать развод родителей или исчезновение отца, так как это может его подтолкнуть к боязни потерять и мать.

Чтобы развеять все тревоги ребенка перед необходимой разлукой с мамой, нужно время, терпение, понимание малыша, и, конечно же, доброта и любовь.

Мне кажется, что стоило его все же получше расспросить - а что такое произошло сегодня. Что он думал, что он делал, почему не заходил, как он думает обходиться с этим дальше.
Я бы дома не устривала никаких наказаний и не демонстрировала обид. Ну, ничего же не случилось. Это его право - ходить или не ходить на кружки. Он не заходил, Вы его увели - это я поддерживаю, нельзя мешать другим.
Давай договоримся, ходим ли мы туда. Если ходим, то без выкрутасов. Ехать, везти тебя туда, а потом уходить мне тоже не интересно. Если не ходим, то больше не пойдем.
Реветь и объявлять бойкот было неправильно. ИМХО.

Я бы советовала пойти к ребятенку и помириться.
Рассказать, отчего Вы так расстроены, и что Вы сами сожалеете, что на него рассердились, что плакали, что отказывались потом играть. Объяснить, что Вам было очень неприятно было создавать помехи окружающим и мешать занятию, что Вам ужасно жалко, что пришлось одеваться, ехать, собираться на занятие, когда это, оказывается, ему не нужно, что Вам очень некомфортно, что он не объяснил внятно, чего хочет, что Вы вспылили еще и от неожиданности.
А потом поговорить о делах.
Расспросить, почему он не заходил на занятия. Обсудить, что делать дальше. Предложить варианты - пропустить несколько занятий и отдохнуть (если ты устал), бросить занятия вообще (но мне казалось, что тебе нравится) или все же ходить на них (попробуем в следующий раз? но уж, пожалуйста, без таких вот шуточек).

А еще. Я бы посоветовала Вам все-таки стараться приучить сына оставаться одного не только на занятиях. Дома - в другой комнате. когда Вы на кухне. Возможно, с другими детьми. На улице, когда Вы отошли в сторонку. Все же с папой или с бабушкой, а не с Вами. Наконец, снова с няней.
Мне кажется, что это все более простые и щадящие вещи, чем посещение в одиночестве занятий. И с них лучше было начать.

И поболше разговаривать об этом с малышом. Сказки сочинять про храброго мальчика (как его зовут?), который не боялся (и про того, который боялся) оставаться один. Смеяться с ним вместе над историями, которые с теми происходили. Не ругать сына, что он боится (трус, как девочка, маленький!), но вместе с ним стараться этот процессу упростить. Он должен понимать, что Вы знаете, что он боится, что считаете, что страшного нет, пытаетесь ему это объяснить (весело, не злясь) и помочь не бояться. 11.11.2004 15:25:14, Anykey

Спасибо большое.
Да, я спросила его сразу, почему он не захотел идти заниматься. Он ответил, что захотел домой. Ясное дело, что придумал это объяснение, т.к. дома только и спрашивал, когда мы пойдем, и шел целенаправленно с радостью.
Проблема в том, что это не единичный случай, а повторяется с любыми занятиями из раза в раз.
"Его право - ходить или не ходить на кружки"... Да! Но ведь ему там нравится, а это просто каприз какой-то! И хочет он туда ходить, т.к. начинает ныть, когда говорю, что сегодня мы не сможем пойти, например.
И в принципе я сказала ему все примерно Вашими словами. Ходить на занятия хочет, бросать не собирается, больше так не делать - обещает, но в следующий раз все повторяется. Что же действительно сдержать свое "если будешь так себя вести, то больше не будем ходить"? Но ведь жалко, т.к. очень хорошие занятия, и для развития нужные нам они.
11.11.2004 15:50:54, Растерянная

Вас так жалко, растеряная. Конечно, никто не железный. Может, попробуйте сыграть на любви к вам ребенка и жалости к вам? Я со своим сыном и дочерью так иногда делала: идете на занятия, молчите или отвечаете односложно, но ласково типа: "да, котенок", "нет, зайчонок" - лицо очень грустное, спокойное, усталое, безучастное, потерявшее всякую надежду - утрируйте, как можете (ребенок то-маленький, а надо, что-бы заметил), как заметит - вспомните все самое грустное в своей жизни, присядте до уровня его глаз и, не кривя лицо и глядя ему в глаза все с той же вселенской грустью, пустите слезу. Обясните, что очень любите и гордитесь своим сыном, но вам очень грустно, что у него не получается молча и твердым шагом войти в класс и сесть за свой коврик. Скажите, как сильно вам хочется, то-бы он поцеловал маму, сказал "сиди здесь и не уходи", вошел в класс и сел за свой коврик. Попросите вам помочь и дать возможность восхищатся и гордится им. Потом немного поплачте вместе, обнявшись - это снимет нервное напряжение у ребенка и он, напереживавшись и наплакавшись - спокойно войдет в класс. (мои бы что угодно после этого сделали)Но не веселейте после обещания, даже выразите некоторые сомнения, что, мол, уже потеряли надежду. Идете медленно, вяло держите его за руку. Если все получится, после занятия, возьмите его на руки, поднимите вверх, покрутите - короче, выразите свой восторг. Больше об этом не говорите - но пару дней побольше улыбайтесь и изображайте ничем не омраченное счастье. Потом дома поиграйте как он целует вас около какой-нибудь двери, говорит - сиди здесь, не уходи - заходит в дверь и садится на одеяльце на полу. Сидит секунды три, чего-нибудь поет - изображает занятия - выходит из двери, вы его хватаете под мышки, поднимаете наверх и покачиваете, смотрите на него и смеетесь. Расскажите при ребенке знакомым, как вы совсем отчаялись и как он вас порадовал.
Уф... ну и графоманка же я.
Ирунчик 13.11.2004 22:11:54, _Ирунчик

От кого:

Крепкие узы

До 6-8 месяцев младенцы спокойно реагируют на расставание с мамой. Но ближе к году ребенок неожиданно для родителей может начать бурно протестовать против маминого ухода: безутешно рыдать и рваться «бежать» следом. Некоторые мамы чрезмерно болезненно воспринимают такие проявления детской любви и с огромным трудом покидают чадо, испытывая угрызения совести и чуть не плача. А ведь такие реакции лишь усугубляют положение. В результате разлука становится мучительнее, привязанность ребенка к матери грозит перейти в патологическую форму. Ситуация, когда кроха не пускает маму даже в туалет или соседнюю комнату, должна заставить серьезно насторожиться и проконсультироваться с невропатологом. Однако подобные истории - редкость. Чаще же дети спокойно реагируют, когда мама моет посуду на кухне, а малыш сидит в манеже в детской, но приходят в волнение, как только видят, что родители начинают собираться на работу или в магазин. Дело в том, что маленькие дети еще не сознают, что мама уходит не навсегда, а на определенный промежуток времени. Малыши мыслят только на шаг вперед. Поэтому важно объяснить, что расставание будет длиться недолго. Непременно нужно утешить малыша словами, что вы вернетесь. Быть может, кроха и не совсем поймет смысл сказанного, однако спокойная, ласковая речь вселит в него уверенность, убежденность, что мама не исчезнет и скоро вернется. Полезно также играть с малышом в прятки: спрятаться за дверью, а потом резко выглянуть со смехом, еще раз спрятаться - и снова высунуть голову. Подобным образом можно играть и с куклой, пряча ее под подушкой со словами: «Где куколка? Куда же она делась? Наверное, ушла в магазин», - а после вынуть, восклицая: «Вот куколка! Пришла! Вернулась из магазина!» Такие наглядные примеры продемонстрируют крохе, что исчезновение куклы, мамы длится короткий период и всегда заканчивается возвращением.

Прекрасная няня

Иногда бурные реакции малыша могут быть вызваны резкой сменой обстановки. Например, при переезде, который для чувствительного ребенка может стать настоящим стрессом. В такой ситуации стоит подождать несколько дней, пока малыш привыкнет, и некоторое время не оставлять кроху без маминого внимания. Адаптация к детскому садику или появление няни, когда маме необходимо выйти на работу, тоже зачастую сопровождается психологическим напряжением. Снизить стресс можно, заранее подготовившись к новым событиям. Если мама собирается отдать малыша в садик, стоит заранее рассказывать крохе, что его ждет, с кем он будет находиться, важно донести до малыша, что мама обязательно вернется за ним вечером. Лучше всего приучать кроху постепенно, приводя в группу сначала на часок и играя вместе с ним, потихоньку увеличивая временные интервалы. После того как ребенок обвыкнется, можно пробовать оставлять его одного вместе с детьми на полчаса. Если кроха не заливается слезами, а, «забываясь», спокойно играет, значит, адаптация проходит успешно. Та же ситуация с няней: никогда не оставляйте малыша с незнакомым человеком сразу, дайте ребенку привыкнуть. Первые дни не стоит отлучаться, желательно провести их вместе с ребенком и воспитательницей. С одной стороны, мама увидит, насколько хороша няня, сумела ли наладить контакт с малышом, а с другой - создаст атмосферу доверия, когда ребенок начнет воспринимать няню как родного, близкого, «безопасного» человека и будет спокойно оставаться с ней наедине. Впрочем, здесь, безусловно, важен настрой мамы. Дети тонко чувствуют тревогу и неуверенность, что вселяет в них беспокойство. Поэтому маме самой необходимо доверять человеку, на помощь которого она рассчитывает.

Уходя, уходи...

Довольно рано малыши понимают, что определенные стимулы порождают конкретные реакции. Уже годовалые дети четко знают, что плачем можно заставить взрослых обратить на себя внимание и добиться желаемого. И зачастую 1,5-, 2-летние малыши могут пытаться манипулировать родными, прибегая к крику или слезам. Если ребенок привык, что на любой его писк мама несется сломя голову, бросая важные дела, он будет применять этот метод по мере необходимости. Нередко можно встретить детей, которые кидаются на пол, стуча ногами и кулачками, добиваясь согласия родителей. Необходимо приучать ребенка к ожиданию, не бежать стремглав на призывы и не поддаваться на провокации. Уходить нужно решительно. Однако перед уходом обязательно стоит предупредить ребенка, что «через 10 минут мама уйдет и вскоре вернется», крепко обнять малыша, поцеловать. Уходить тайком - неверная стратегия. Неожиданно обнаружив исчезновение, малыш может не на шутку разволноваться, решив, что его покинули навсегда. Непременно следует попрощаться с малышом, можно дать ему мягкую игрушку, платочек или заколку, которые будет олицетворять мамин образ, «соединять» невидимой нитью с ребенком. И нужно заинтересовать его веселой игрой или увлекательным занятием. Когда малыш занят, времени на тоскливые раздумья не остается, часы пролетают незаметно.

Моя 5-ти летняя дочь не может без меня. Как она объясняет, у нее появляются постоянные страхи, что мама уйдет и не вернется, что со мной что-то случится, она не может без меня и минуты. Она даже не хочет себе сестренку, потому что мама будет не только с ней, да еще и в роддом придется ехать маме, как она без меня. Папа и две бабушки с ней общаются практически постоянно, но без мамы она никуда не пойдет, даже в Парк чудес. В этом году проблема усугубилась, из-за этих страхов у нас большие проблемы в саду, она с утра начинает кричать, биться в истерике, задыхаться и хвататься за сердце. Но самое главное, она не актриса, она действительно доводит себя до этого состояния. Мы купили ей телефон-часы и звоним раз в день, когда они гуляют, вроде бы помогает, но не на долго, постоянно плачет. Я никогда ее не оставляла, но сейчас пытаюсь больше времени проводить совместно с другими людьми, детьми. У нее много друзей, сестер, большая семья. Она прекрасно общается но зависимость от меня только усиливается. Меня это очень пугает. Ребенок не может без мамы Добрый день, Мария
у нее появляются постоянные страхи, что мама уйдет и не вернется, что со мной что-то случится
Вы не пишите как давно появилось такое состояние? Я так понимаю, раньше этого у ребенка не было и вы спокойно отводили ее в сад и занимались своими делами? Что могло спровоцировать такой страх?
Вы не разговаривали с ребенком ПОЧЕМУ она так решила?
Лучше всего поработать совместно с детским психологом, можно будет выявить и причины страхов и их суть и найти оптимальный выход.
Пока же могу предложить две версии. Первая - ей не хватает вашего внимания. Не бабушек, папы и родственников, а вашего, направленного на нее. Когда ей читаете сказку, вместе рисуете или играете. Возможно, вы заняты домашними делами или общением с другими членами семьи, а дочке мало контакта с вами. Обнимайте ее, целуйте, введите в ежедневное расписание время, когда вы с ней вдвоем и больше никого.
Вторая версия - активизировался страх смерти и потери вас, как наиболее значимого лица. Почему так случилось, сказать сложно, может что-то увидела по ТВ, почувствовала беспокойство кого-то из близких или услышала фразы в духе "заболею и умру". Предложите нарисовать свой страх или слепить из пластилина, а потом придумать что может его победить и перерисовать рисунок с мамой рядом или феей, которая будет оберегать без мамы или что-то еще.

С уважением, Завгородняя Юлия

Ребенок не может без мамы Мария, здравствуйте.
Зависимость ребенка от мамы становится причиной и ваших тревог. А дети очень чутко реагируют на эмоции родителей. Поэтому в первую очередь вам стоит поработать над своим спокойствием на тему отделения дочери. И всем членам семьи тоже. Даже если ребенок плачет. Очень сложно, в этот момент сохранить спокойствие, но когда это спокойствие появляется внутри вас, ребенок это считывает на уровне подсознания. Перестаньте обсуждать дома эту тему, как проблему, ни явно, ни тайком. Расставание - это нормально, так же нормально и спокойно, как почистить зубы. Как вы обсуждаете чистку зубов, с таким же эмоциональным накалом можете обсуждать расставание.
Второе - это повышение самостоятельности ребенка. В присутствии вас отдавайте ей все больше свободы по выполнению тех или иных дел и самостоятельных игр. При этом у вас должно быть какое-то важное для вас дело, в которое вы погружаетесь без ребенка. И желательно, чтобы это было не на словах важно. А действительно нужно вам. Например, вы осваиваете какие-то новые знания, которые нужны вам для работы. Постепенно повышайте продолжительность этих самостоятельных занятий. Это позволит наиболее плавно выводить дочь из позиции слияния с вами в позицию мы рядом.
Замечательно, что вы уже практикуете увеличение времени пребывания с другими людьми. Продолжайте это делать.
Ну и вспомним про волшебную силу сказок на ночь. В которых маленькая героиня самостоятельно справляется со всеми сложностями. И хочется быть похожей на эту героиню. И если потом в эти сказки еще и играть, то эффект станет еще сильнее.
Более глубокие причины страха отвержения можно проработать только на консультациях.
С уважением, Светлана Осипова.
[email protected]