Создание распространение сохранение духовных ценностей. Духовные ценности современной цивилизации. Какие бывают принципы

Термин «культура» - латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.), и каждая дает ей свое определение. Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты - вещи, технические средства, произведения искусства.

Духовная культура - своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии. В истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям - по вертикали и горизонтали. Первое направление накопления культурных ценностей (по вертикали) связано с передачей их от одного поколения другому, т. е. с преемственностью в культуре.

Наиболее устойчивая сторона культуры - культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды.

Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что в отличие от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение.

Различные подходы к трактовке культуры:

  • Философско-антропологический: культура это выражение человеческой природы, совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку, как члену общества.
  • Философско-исторический: культура как возникновение и развитие человеческой истории, движение человека от природы, стада в историческое пространство, переход из «варварского» состояния в «цивилизованное».
  • Социологический: культура как фактор образования жизни какого-либо общества, культурные ценности создаются обществом и определяют его развитие.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ:
  • познавательная – целостное представление о народе, стране, эпохе;
  • оценочная – отбор ценностей, обогащение традиций;
  • регулятивная или нормативная – система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
  • информативная – передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
  • коммуникативная – способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности, развитие и совершенствование личности через общение;
  • социализация – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным слоям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

В творчестве культуры органически слито с уникальностью. Каждая культурная ценность неповторима, будь то художественное произведение, изобретение, научное открытие и т. д. Тиражирование в той или иной форме уже известного - это распространение, а не создание культуры.

«Массовая культура» сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео– и компьютерная техника способствовали ее распространению. В западной социологии «массовая культура» рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.

«Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»), полукультурой. В 80-х гг. термин «массовая культура» стали употреблять реже, поскольку он скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие «популярная культура», или «поп-культура». Характеризуя ее, американский филолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам, людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства». Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. «Массовой», или «поп-культуре», часто противопоставляют «элитарную», сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятия культуру. К ней обычно относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, Базена, Воннегута, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.

В последнее время ученые заговорили о появлении «экранной культуры», что связано с компьютерной революцией. «Экранная культура» складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план. Появляется новый тип общения, основанный на возможностях свободного выхода личности в мир информации. Таковы, например, видеотелефоны или электронные банки и компьютерные сети, позволяющие получать на экране компьютеров информацию из архивов, книгохранилищ, библиотек. Благодаря использованию компьютерной графики удается увеличить скорость и улучшить качество получаемой информации. Компьютерная «страница» несет с собой новый тип мышления и образования с характерными для него быстротой, гибкостью, реактивность Многие сегодня считают, что именно «экранной культуре» принадлежит будущее.

В условиях интернационализации обостряются проблемы сохранения культуры малочисленных народов. Так, у некоторых народностей Севера нет своей письменности, а устный язык быстро забывается в процессе постоянного общения с другими народами. Подобные проблемы можно разрешить лишь благодаря диалогу культур, но при условии, что это должен быть диалог «равных и разных». Положительным примером может служить существование в Швейцарии нескольких государственных языков. Здесь созданы равные возможности для развития культур всех народов. Диалог предполагает также взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Не случайно культурный обмен (выставки, концерты, фестивали и т. д.) стал доброй традицией в жизни современной цивилизации. В результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.

Уровень развития духовной культуры измеряется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми, каждым человеком. Оценивая уровень духовного прогресса в той или иной стране, важно знать, сколько научно-исследовательских институтов, университетов, театров, библиотек, музеев, заповедников, консерваторий, школ и т. д. имеется в ней. Но одних количественных показателей для общей оценки мало. Важно принять во внимание и качество духовной продукции - научных открытий, книг, образования, кинофильмов, спектаклей, картин, музыкальных произведений. Цель культуры - формировать способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры. Значит, необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и то, как этими достижениями пользуются люди. Вот почему важным критерием культурного прогресса общества является степень достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ:

  • Витальные – жизнь, здоровье, физическое и духовное благосостояние, качество жизни.
  • Социальные – социальное положение и благополучие, социальное равенство, личная независимость, профессионализм, комфортная работа.
  • Политические – свобода слова, гражданские свободы, правопорядок, законность, безопасность.
  • Моральные – добро, честность, долг, бескорыстие, порядочность, верность, любовь, дружба, справедливость.
  • Религиозные – Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.
  • Эстетические – красота, стиль, гармония, следование традициям, культурная самобытность.

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжелое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье - причина многих бед в экономике, природопользовании. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия - злая поросль на почве бездуховности. Некультурный врач безразличен к страданиям больного, некультурный человек равнодушен к творческим поискам художника, некультурный строитель строит пивной ларек на месте храма, некультурный земледелец уродует землю... Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками,- язык, засоренный иноземными словами, блатными словечками, а то и нецензурной бранью. Сегодня под угрозой разрушения то, что столетиями создавали интеллект, дух, талант нации - разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства. Опасность для настоящего и будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.

Проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого, вобравшего в себя общечеловеческие ценности,- проблема общепланетарная. Исторические памятники культуры гибнут и от неумолимого разрушительного воздействия природных факторов: естественных - солнца, ветра, мороза, влаги и «неестественных» - вредных примесей в атмосфере, кислотных дождей и т. п. Гибнут они и от паломничества туристов и экскурсантов, когда трудно сохранить культурное сокровище в первозданном виде. Ведь, скажем, Эрмитаж в Санкт-Петербурге при закладке не был рассчитан на посещение его миллионами людей в год, а в Ново-Афонской пещере из-за обилия туристов изменился внутренний микроклимат, что тоже угрожает ее дальнейшему существованию.

Науку в целом можно рассматривать с трех точек зрения:

  • как особую систему знаний;
  • как систему специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми (например, отраслевые научно-исследовательские институты, Академия наук, вузы), вырабатывающими, хранящими и распространяющими эти знания;
  • как особый вид деятельности - систему научных исследований, опытно-конструкторские изыскания.

Особенность научных знаний заключается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность - общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Со временем некоторые научные познания переходят в область практики. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т. е. в широком смысле ее теоретическое отражение. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей четкостью и строгостью. Наука - это мышление в понятиях, а искусство - в художественных образах. На разных этапах развития общества научные знания выполняли различные функции: познавательно-объяснительная, мировоззренческая, прогностическая.

Со временем промышленники и ученые увидели в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства. Осознание этого факта резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой ее решающего поворота в сторону практики. С революционизирующим влиянием науки на сферу материального производства вы уже познакомились. Сегодня у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна функция - она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления им. Наиболее ярко данная функция проявляется в ситуациях, когда методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития, например, таких, как программа экономической и политической интеграции стран - членов ЕЭС.

В науке, как и в любой области человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических (нравственных) норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы можно разделить на три группы. К первой относятся общечеловеческие требования и запреты, такие, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности.

Ко второй группе относятся этические нормы, которые служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Примером таких норм является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно изречение Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже», смысл которого заключается в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными ненаучными соображениями.

К третьей группе относятся нравственные правила, которые касаются взаимоотношения науки и ученого с обществом. Этот круг этических норм часто обозначают как проблему свободы научного поиска и социальной ответственности ученого.

Проблема социальной ответственности ученого имеет глубокие исторические корни. Среди областей научного знания специфическое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека. Неоспоримые достижения этих наук сочетаются с растущей для человечества опасностью непродуманного или злонамеренного использования их методов и открытий, способных привести к появлению так называемых организмов-мутантов с совершенно новыми наследственными признаками, ранее не встречавшимися на Земле и не обусловленными эволюцией человека.

Развитие генной инженерии и близких к ней областей знания потребовало иначе осмыслить связь свободы и ответственности в деятельности ученых. На протяжении веков многим из них не только словом, но и делом приходилось утверждать и отстаивать принципы свободного научного поиска перед лицом невежества, фанатизма, суеверий. Сегодня идея неограниченной свободы исследований, которая была, безусловно, прогрессивной прежде, уже не может приниматься безоговорочно, без учета социальной ответственности. Ведь есть ответственная свобода и есть принципиально отличная от нее свободная безответственность, чреватая при современных и будущих возможностях науки весьма тяжелыми последствиями для человека и человечества.

Основные компоненты мировоззрения:

  • познавательный – включает в себя знания, научное познание, стили мышления сообщества, народа;
  • ценностно-нормативный – идеалы, убеждения, верования, нормы;
  • эмоционально-волевой – социально-психологические установки индивида и общества, превращение в личные взгляды, убеждения, ценности, знания, нормы сообщества, народа;
  • практическая – актуализация обобщенных знаний, ценностей, идеалов и норм, готовность человека к определенному типу поведения.

«Всякое переустройство общества всегда связано с переустройством школы. Требуются новые люди, силы - их должна подготовить школа. Где общественная жизнь приняла определенную форму, там и школа соответственно установилась и вполне отвечает настроениям общества». Написанные во второй половине XIX в., эти слова актуальны и поныне.

На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации - усвоения им социального опыта прошлых и современных ему поколений. Этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни и в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе воспитания и прежде всего через ту систему образования, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям. Но общество неоднородно: каждый класс, социальная группа, нация имеют свое представление о содержании образования.

Основные направления реформирования образования:

  • демократизация: расширение прав и свобод образовательных учреждений, открытость обсуждения и принятия решений;
  • гуманитаризация: повышение роли гуманитарных знаний в подготовке специалистов, увеличение количества специалистов в области гуманитарных наук;
  • гуманизация: внимание общества к личности, ее психологии, интересам и запросам;
  • компьтеризация: использование новых современных технологий обучения;
  • интернационализация: создание единой системы образования на национальном и мировом уровнях.

В современном мире существует огромное количество разнообразных типов школ и других учебных заведений: квакерские школы в Англии, дающие религиозно-пацифистское образование, общеобразовательные школы и профессионально-технические учебные заведения в странах СНГ, духовные семинарии во всех христианских странах, медресе в мусульманских государствах Востока, университеты, колледжи, технические школы. Но в этом чрезвычайно пестром многообразии систем и видов образования можно проследить общие направления его развития в современном мире.

Религия - это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Вера, по словам Евангелия,- есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Она чужда всякой логике, и поэтому ей не страшны обоснования атеистами того, что Бога нет, и не нужны логические подтверждения того, что Он есть. Апостол Павел говорил: «Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией». Особенности религиозной веры. Первым ее элементом является вера в само существование Бога как творца всего существующего, управителя всеми делами, поступками, помысла людей. Согласно современным религиозным учениям, человек наделен Богом свободой воли, обладает свободой выбора и в силу этого сам отвечает за свои поступки и за будущее своей души.

Ступени развития религии:

  • естественная религия: находит своих богов в природных условиях;
  • религия закона: представление о всемогущем Боге-господине, повиновение божественным заповедям;
  • религия искупления: вера в милосердную любовь и милость Бога, освобождение от грехов.
Структура религии:
  • религиозное сознание;
  • религиозная вера;
  • религиозные представления;
  • религиозная деятельность;
  • религиозные общины, конфессии, церкви.
Религиозное сознание:
  • религиозная психология, которая включает в себя: чувства и настроения, привычки и традиции, религиозные представления;
  • религиозные представления, которые включают в себя: теологию(теория Бога), космологию (теория мира), антропологию (теория человека).
Антропологические основания религии:
  • онтологические (онтология – философское учение о бытии) – это отношение смертного человека к вечности, вера в личное бессмертие, предположение о посмертном существовании души;
  • гносеологические (гносеология теория познания) – это познавательное отношение человека к Бесконечности, противоречие между абстрактной возможностью познать мир как целое и реальной невозможностью такого познания, только религия объясняет мир как целое от его начала до «конца времени» религиозное мировоззрение является целостным мировоззрением;
  • социологические – это отношение к реальным условиям человеческой жизни в прошедшем, настоящем и будущем, желание человека справедливо организованного мира;
  • психологические – это чувство страха, одиночества, неуверенности, стремление быть суверенным, самодостаточным, быть понятым, причастным к миру других людей, утвердить себя, найти второе «я», разрешение проблемы понимания в сфере религиозного сознания, надежда на Бога.
Функции религии:
  • мировоззренческая – это религиозное миропонимание, объяснение мира, природы, человека, смысла его существования, миросозерцания;
  • компенсатеорская – это социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, страдании, людская разобщенность заменяется братством в общине, бессилие человека компенсируется всесилием Бога;
  • регулятивная – это регулятор поведения людей, упорядочивает мысли, устремления и действия человека, групп, общин с помощью определенных ценностей, идей, установок, традиций;
  • культурнотранслирующая – это приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатания, искусства, передача накопленного наследия от поколения к поколению.

Идея существования Бога - центральный момент религиозной веры, однако не исчерпывает ее. Так, религиозная вера включает в себя: нормы морали, нормы нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается; определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате божественного откровения, или как результат вдохновленной Богом деятельности законодателей, как правило, царей и иных правителей; веру в боговдохновленность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т. п.; так, в католицизме принято считать, что глава католической церкви - папа римский - является наместником (представителем) Бога на земле; веру в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, обрезание плоти, молитва, пост, богослужение и т. п.); веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной веры.

В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы политеизма (многобожия), традиции которых идут от первобытных религий (веры в духов, поклонения растениям, животным, душам умерших). С ними соседствуют разные формы монотеизма (единобожия). Здесь и национальные религии - конфуцианство (Китай), иудаизм (Израиль) и т. д., и мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе приверженцев среди народов, говорящих на разных языках,- буддизм, христианство, ислам. Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.

Буддизм - самая ранняя по времени появления мировая религия. Наиболее широкое распространение она получила в Азии. Центральную область буддийского учения составляет нравственность, нормы поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Элементарные, обязательные для всех заповеди сводятся к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправду, не пить вина. Но для тех, кто стремится достичь совершенства, эти пять заповедей-запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний. Запрещение убийства доводится до того, что не допускается умерщвление даже едва заметных для глаза насекомых. Запрет брать чужую собственность заменяется требованием отказа от всякой собственности вообще. Одна из важнейших заповедей буддизма - любовь и милосердие ко всем живым существам. Причем буддизм предписывает не делать различий между ними и относиться равно благожелательно и сочувственно к добрым и злым, к людям и животным. Последователь Будды не должен платить злом за зло, ибо в противном случае не только не уничтожаются, а, наоборот, возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия и наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойно, терпеливо относиться к злу, уклоняясь лишь от участия в нем.

Христианство - вторая по времени возникновения мировая религия. Ныне это самая распространенная на Земле религия, насчитывающая свыше 1024 млн. приверженцев в Европе и Америке. Нравственные правила христианства изложены в заповедях Моисея: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «почитай мать и отца твоих», «не делай себе кумира», «не произноси имени господа Бога всуе»...Центральными в христианстве являются идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид безгранична. «Любите врагов ваших,- учит Иисус.- Благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас».

Ислам (мусульманство) - самая поздняя по времени возникновения мировая религия. На Земле насчитывается около миллиарда ее приверженцев. Наибольшее распространение ислам получил в Северной Африке, Юго-Западной и Южной Азии. «Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность». Человек, по Корану, существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, ислам предписывает такую же покорность и земным властям. Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она энергично вмешивается во все сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих мусульман, политика, правовые отношения, суд - все должно подчиняться религиозным законам.

В связи с этим сегодня все чаще говорят о процессах «исламизации», под которой подразумевают, во-первых, содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира (в Пакистане, Иране, Ливии). Хотя воплощение их может быть разным, тем не менее все они объявляют своей целью построение «исламского общества», в котором экономическая, социальная и политическая жизнь будет определяться нормами ислама.

Во-вторых, «исламизацией» называют продолжающееся распространение этой сравнительно молодой религии в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока. Процесс «исламизации» очень противоречив. С одной стороны, он отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой - реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые беды.

Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой - проповедует (по крайней мере это делают многие религиозные общины) покорность и смирение, отказ от активных действий даже тогда, когда они имеют целью благо людей. В отдельных случаях (как в ситуации с сикхами) она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству. Если мы не можем дать общую формулу, позволяющую нам оценить, прогрессивной или реакционной является та или иная позиция по отношению к религиозной вере, то некоторые общие положения, касающиеся взаимоотношений между верующими, между верующими и атеистами, все же имеются.

Они существуют как нравственные, юридические (правовые) отношения. Прежде в уважении к другому человеку, к другим людям, даже если они верят в другого Бога (или богов), по-иному верят в того же Бога, если не верят в Бога, не отправляют религиозные обряды вообще. Верить или не верить в Бога, отправлять религиозные обряды или нет - частное дело каждого человека. И ни один государственный орган, ни одно государственное учреждение, ни одна общественная организация не вправе привлечь кого-либо к ответственности - уголовной или гражданской - за его веру или неверие. Это не означает, что государство и общество равнодушны к любой религиозной деятельности.

Есть религии, которые требуют человеческих жертвоприношений, обряды которых физически и духовно уродуют людей, возбуждают толпы и направляют их на погромы, убийства, бесчинства. Разумеется, государство, закон, общественное мнение против этого. Но ведь это не сама религия, не сама вера, а деятельность вредоносная и противоправная. И борьба государства с этой деятельностью отнюдь не означает нарушения им принципа свободы совести.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Отмечается, что духовное - это характеристика и практики, а не только сознания. Человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен. В основе духовной жизни - сознание. Некоторое представление о нем вы уже имеете. Напомним: сознание - эта такая форма психической деятельности и духовной жизни, благодаря которой человек осмысливает, понимает окружающий его мир и свое собственное место в этом мире, формирует свое отношение к миру, определяет свою деятельность в нем. История человеческой культуры - это история человеческого разума.

Исторический опыт поколений воплощен в созданных культурных ценностях. При общении человека с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию. К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна также без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь.

Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек - необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества. Свободно и непринужденно чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей. Способность к саморазвитию и самосовершенствованию - принципиальное отличие человека от всех других живых существ.

Этический (обычай, нравственный характер) – значит поступать всегда в соответствии с нравственным законом, который должен быть основой поведения всех.

Религиозный (благочестие, набожность) – в жизни доминирует вера, а не разум, самоотверженное служение Богу, выполнение божественных заповедей. Принять волю Отца Небесного и строить свою жизнь в соответствии с ней.

Гуманистический (человечность) – это стремление к совершенствованию, самовыражению, самоутверждение личности, гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей, чувства и разума, развитие человеческой культуры и нравственности.

Критерии духовной культуры личности.

  • Активное творческое отношение к жизни.
  • Готовность к самоотдаче и саморазвитию.
  • Постоянное обогащение своего духовного мира.
  • Избирательное отношение к источникам информации.
  • Система ценностных ориентаций.

Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в исключительно противоречивых условиях человек может лишь в том случае, если он сформировался как личность. Быть личностью - значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям. Чем сложнее мир и богаче палитра вариантов жизненных устремлений, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции. Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное - взаимозависимость общечеловеческой, национальной культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а общечеловеческая культура - как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

В процессе познания формируется и такое качество внутреннего мира человека, как интеллект. Слово это латинского происхождения, означает познание, понимание, рассудок. Но это такая способность человека, которая отличается от его чувств (эмоций), воли, воображения и ряда других. Интеллект прежде всего наиболее близок понятию «ум» - способности человека понять что-либо, найти смысл каких-либо вещей, явлений, процессов, их причины, сущность, место в окружающем мире. Интеллектуальный потенциал человека связан с той культурой, на которой он строит свою деятельность, которой овладел и которая проникла в его внутренний мир. Интеллект - это способность человека получить новую информацию на основе той, которая у него имелась на том или ином этапе процесса познания, путем рассуждений, выводов, доказательств.

Духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции - субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя и радости, любви и ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной «цвет», выражают отношение человека к ним. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, человек не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, способная не только обладать «спокойными» чувствами, но в которой могут бушевать страсти - чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами. Для управления как этими сторонами духовной жизни, так и всей деятельностью человека в ходе его развития вырабатывается воля. Воля - это сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий для достижения поставленной цели.

Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как вместилище общечеловеческих ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле. И в этом направлении планетарный разум делает первые, но вполне ощутимые шаги от идеи нравственной ответственности науки к идее соединения политики и нравственности.

Необходимо объяснять различия и взаимосвязь духовной и материальной культуры.

Обосновать свою точку зрения на появление субкультуры, массовой и элитарной культуры, контркультуры.

Обратитесь к материалам истории, которые рассматривают вопросы культуры, а также к учебному курсу МХК.

Попытайтесь определить состояние духовной культуры Вашей страны.

Обратите внимание на достижения науки и техники, которые есть в мире и Вашей стране.

Попытайтесь определить особенности образования в мире, в России, в Вашей стране.

Определяя роль религии, рассматривайте проблему как диалог и сотрудничество верующих и неверующих, ибо основа этого процесса - свобода вероисповедания.


Для выполнения заданий по Теме 8 Вам необходимо:

1. ЗНАТЬ ТЕРМИНЫ:
Духовная культура, народная культура, массовая культура, элитарная культура.

2. ОПИСЫВАТЬ:
Религию как феномен культуры, образование в современном обществе.

3. ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ:
Многообразие культурной жизни, науку как систему знаний и вид духовного производства, научную картину мира, сущность искусства, его происхождение и формы.

Духовный мир человека и деятельность

Духовный мир человека ученые нередко характеризуют как нерасторжимое единство разума, чувств, воли. Мир личности индивидуален и неповторим.

Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом особенностей общности, к которой индивид принадле­ жит, лишь в тесной связи с духовной жизнью общества.

Духовная жизнь человека, общества постоянно меняется и развивается.

В чем ценность книги: в ее содержании или в ка­ честве бумаги, обложки, шрифта и т, д.? Явля­ ется ли творческой деятельность тех людей, ко­ торые не создают, а лишь распространяют ду­ ховные ценности? Чем «потребление» книги от­ личается от потребления еды?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Понятие «культура», духовная культура, виды дея­ тельности, потребности человека.

Вспомним отличие духовной деятельности от материаль­ ной: первая связана с изменением сознания людей, вторая - с преобразованием объектов природы и общества. Рассмотрен­ ная выше познавательная деятельность является важным про­ явлением духовной деятельности. Ее результатом являются знания.

Однако духовная деятельность не сводится только к позна­ вательной. Рассматривая духовную деятельность в целом, мож­ но условно выделить два ее вида: духовно-теоретическую и ду­ ховно-практическую.

Первый вид - это производство (создание) духовных цен­ ностей (духовных благ). Продуктом духовного производства яв­ ляются мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных, философских, религиозных и художественных произведений (например, мысли об эволюции органического мира, изложенные в книге Ч. Дарвина «Проис­ хождение видов путем естественного отбора», идеи и образы ро­ мана Л. Толстого «Война и мир», образы, запечатленные в жи­ вописи И. Репина или музыке П. Чайковского), законодатель­ ных актов.

Второй вид - это сохранение, воспроизведение, распределе­ ние, распространение, а также освоение (потребление) создан­ ных духовных ценностей, т. е. деятельность, результатом ко­ торой является изменение сознания людей.

СОЗДАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Для того чтобы уяснить особенности духовного производ­ ства, сопоставим его с материальным производством. Если ска­ зать коротко, то материальное производство - это создание ве­ щей, а духовное - создание идей. Созданные вещи - продукт труда. А идеи? Они тоже результат трудовых усилий, преиму­ щественно умственных. Вы знаете, что роман или научная кни­ га, художественное полотно или крупное музыкальное произве­ дение - это нередко многолетний труд автора.

Можно ли считать, что материальное и духовное производ­ ства отличаются тем, что первое основано на физическом тру­ де, а второе - на умственном? Если задумаемся, то придем к выводу, что все, что делает человек в материальном производ­ стве, предварительно проходит через его сознание. Не бывает

труда без осознания его целей и средств. Как говорится, все нужно «делать с головой». А духовное производство наряду с умственным трудом требует подчас и немалых физических уси­ лий. Вспомним о труде скульптора или дирижера, балерины или ученого-экспериментатора.

Отметим также, что духовное производство, как видно из сказанного, связано с производством материальным. Во-первых, бумага, краски, приборы, музыкальные инструменты и многое другое - необходимое условие духовного производства. Во-вто­ рых, некоторые продукты духовного производства являются элементом материального производства: это технические идеи и научные теории, которые становятся производительной силой.

Духовное производство осуществляется, как правило, осо­ быми группами людей, духовная деятельность которых являет­ ся профессиональной. Это люди, имеющие соответствующее об­ разование, владеющие мастерством. Конечно, знаний, владения приемами данного вида деятельности недостаточно. Ведь про­ дукт духовного производства отличается новизной, уникаль­ ностью, а следовательно, это результат творческой деятель­ ности.

Но духовное производство наряду с профессиональной дея­ тельностью включает в себя и деятельность, постоянно осуще­ ствляемую народом. Ее результатом могут быть народный эпос, народная медицина, обряды, имеющие самостоятельную цен­ ность (народные сказки и былины, рецепты лечения травами, народные свадебные обряды и т. п.). Многие люди, не будучи профессионалами, с увлечением приобщаются к творческой ду­ ховной деятельности через участие в художественной самодея­ тельности. Некоторые из них в своем творчестве поднимают­ ся до уровня профессионалов. Нередко образы или знания, со­ зданные, например, творчеством народных музыкантов или целителей, становятся основой художественных произведе­ ний профессиональных мастеров или научных трудов специа­ листов.

Важная особенность духовного производства состоит в том, что его продукты создаются не только для удовлетворения су­ ществующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника и др. Они удовлетворяют внутреннюю потребность автора проявить, выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои спо­ собности. Для ученого, музыканта, художника, поэта ценность труда заключается в ценности не только его результатов, но и самого процесса создания произведения. Вот что писал англий-

ский естествоиспытатель Ч. Дарвин (1809-1882): «Главным мо­ им наслаждением и единственным занятием в течение всей жиз­ ни была научная работа, и возбуждение, вызываемое ею, поз­ воляет мне на время забывать или совсем устраняет мое посто­ янное плохое самочувствие».

С этой особенностью духовного производства связано и то, что между моментом создания духовного продукта и временем раскрытия его значения для других людей нередко существует промежуток времени. Некоторые технические изобретения и ху­ дожественные произведения были поняты и достойно оценены лишь после смерти их создателей, а иногда - через века.

Итак, духовное производство - деятельность людей по созданию духовных ценностей. Многие из них - научные от­ крытия, изобретения - способствуют развитию производства материальных благ. Другие, например социальные нормы, по­ могают упорядочить жизнь общества. Все духовные ценности способны удовлетворять духовные потребности человека, воздей­ ствовать на его сознание. Это воздействие, следствием которого является рост духовной культуры людей, обеспечивается дея­ тельностью по сохранению, воспроизведению, распространению духовных ценностей в обществе, т. е. духовно-практической дея­ тельностью.

Продуктом духовного производства могут быть и заблуж­ дения, утопии, ложные суждения, которые нередко получают широкое распространение. Однако человечество хранит те идеи и образы, в которых воплощены мудрость, знания, опыт.

СОХРАНЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Оригинальные идеи, научное открытие, роман или карти­ на могут быть утрачены безвозвратно или остаться в безвестно­ сти, и тогда они не окажут никакого влияния на людей. Вспом­ ним, какую горечь и скорбь вызывает уничтожение в Москве в 30-е гг. величественного храма Христа Спасителя, возведенного в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Ныне на народные средства восстановлены этот и другие разру­ шенные храмы. Представим, как оскудело бы человечество, ес­ ли бы не знало античной мифологии, если бы не сохранились египетские пирамиды, росписи Рублева, пушкинский «Евгений Онегин» или загадочная Мона Лиза Леонардо да Винчи, как по­ тускнел бы облик Петербурга без «Медного всадника» -- памят­ ника Петру I или Москвы без храма Василия Блаженного.

Кто же способствует сохранению и распространению духов­ ных богатств? Это прежде всего различные учреждения, выпол­ няющие функции собирания, хранения, исследования и попу­ ляризации культурно-исторических и естественно-научных цен­ ностей. Начнем с музеев. Сущность их первоначально хорошо раскрывал древний вьетнамский термин «бао та», что означает «хранилище реликвий». С развитием музеев (ныне их в мире свыше 12 тыс.) они стали не только собранием ценностей, но благодаря своим экспозициям, выставкам, экскурсиям и серь­ езным источником пополнения знаний миллионов посетителей.

Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические, этнографические и т. д.), худо­ жественные, литературные, естественно-исторические (ботаниче­ ские, геологические и т. д.), технические. В России и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев: это музеи истории учебных заведений, воин­ ских частей, предприятий.

Слова «хранилище» и «распространение» относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. до н. э. при дво­ ре ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиоте­ ка из «глиняных книг». С развитием книгопечатания постоян­ но возрастала роль библиотек как важнейшего средства содей­ ствия тому, чтобы все больше людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями.

Сеть библиотек громадна: от небольших - личных, школь­ ных, городских - до крупнейших книгохранилищ. Расположен­ ная в Москве Российская государственная библиотека насчиты­ вает более 41 млн единиц хранения на 247 языках мира.

Слово «архив» (в переводе с лат.- письмохранилище) не­ редко ассоциируется с чем-то очень давним и от жизни дале­ ким. Архивы, как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том числе и самых древних, и совсем недавнего времени. Собрания архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации прак­ тических целей. Архивы непрерывно пополняются, ибо каждо­ дневно накапливаются новые сведения о деятельности отдель­ ных людей, организаций, государственных учреждений. Архи­ вы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о его работниках) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще не познанное или восстановить исти­ ну, которая долго скрывалась. Так, благодаря архивным изыс­ каниям удалось сделать достоянием гласности ранее засекречен­ ные договоры (например, секретный протокол, подписанный

Молотовым и Риббентропом накануне Второй мировой войны). При восстановлении старинных русских городов, разрушенных фашистами в годы войны, привлекались данные об архитектур­ ных особенностях и размерах возрождаемых сооружений, па­ мятников культуры. Хранящиеся в архивах давние сообщения о тех или иных природных явлениях помогли геологам XX в. обнаружить колоссальные запасы полезных ископаемых (нефть, газ и т. д.). Архивные справки помогают гражданам подтвер­ дить некоторые их права (например, справки о стаже работы влияют на размер пенсии).

Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не толь­ ко хранилища; древние египтяне называли их «домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и пе­ редаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки - до­ стояние народа, они должны быть доступны для всех.

Результативность духовно-практической деятельности, осу­ ществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом за­ висит от «лоцмана», прокладывающего посетителю, читателю наилучший путь к познанию. Эти «лоцманы» - экскурсоводы, библиотекари, архивариусы.

Афоризм «смотреть не значит видеть» напоминает об од­ ной из коренных задач музейного работника - научить «ви­ деть», т. е. выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации. Вспом­ ним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый испытывает ее эстетическое воздействие. Но нередко многое остается непоня­ тым из-за слабого знакомства с тематикой (например, с сюже­ тами на библейские темы), из-за недостаточно четкого воспри­ ятия художественного стиля, его особенностей. В таких случа­ ях объяснение экскурсовода очень значимо.

В библиотеках весьма трудна ориентировка в мире книг.

И здесь совет библиотекаря помогает выбрать верный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов и вкусов.

Наибольший по охвату людей и по общенародной значи­ мости вклад в деятельность по распространению духовных цен­ ностей вносит школа, прежде всего учитель.

Вспомним широкий, общественный смысл слова «учитель»: это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым ис­ точником знаний и умений, носителем эстафеты времен, он рас­ пространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное

и человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, тех­ никой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учи­ тель стремится заложить основы понимания современной систе­ мы развивающегося научного знания о мире, человеке, общест­ ве. Но чтобы дать ученикам искорку знаний, писал один из из­ вестных педагогов - В. А. Сухомлинский, учителю надо впи­ тать целое море света.

Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные цен­ ности, - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слу­ шателей радио, телезрителей, т. е. те, на кого постоянно воз­ действуют средства массовой информации (СМИ).

Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки и кинофильмы, воспро­ изведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народов России, зарубежных стран. Со­ кровища петербургских музеев благодаря серии телевизионных передач стали достоянием миллионов людей, живущих вдали от Эрмитажа и Русского музея. Вы без особого труда сможете ум­ ножить число примеров, раскрывающих роль телевидения в вос­ произведении и распространении духовных ценностей.

ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Создание, сохранение и распространение духовных ценно­ стей направлены, как отмечено выше, на удовлетворение духов­ ных потребностей людей. Процесс их удовлетворения называет­ ся духовным потреблением, приобщением к духовной культуре.

Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: «Нет стремления бо­ лее естественного, чем стремление к знанию».

Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармо­ нию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живо­ пись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения - все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека - в общении. Лю­ бовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человечес­ кие потребности. Моральная и психологическая поддержка, вни­ мание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потреб­ ности в общении. (Вспомните, что говорилось о значении обще­ ния в предшествующих главах.)

Духовные потребности порождают виды деятельности, на­ правленные на их удовлетворение. Происходит как бы движе­ ние навстречу друг другу: деятельность писателя встречается с деятельностью читателя, деятельность актера - с деятельнос­ тью зрителя, деятельность учителя - с деятельностью ученика. Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовно­ го производства и духовного потребления. Никто не сможет на­ слаждаться музыкой, которая не создана. Но профессиональный музыкант будет огорчен, если на его концерте зрительный зал окажется полупустым. Духовные потребности, таким образом, вызывают к жизни те виды деятельности, которые направлены на создание, распространение духовных ценностей и на приоб­ щение к ним. Но и сами потребности не являются неизменны­ ми. Когда появляются новые духовные ценности, возникает и потребность в приобщении к ним. Новая книга, например, на­ ходит своих читателей. Создание духовных благ, таким обра­ зом, влияет на духовные потребности, расширяет и изменяет их. А освоение (потребление) духовных ценностей также воз­ действует на духовные потребности, расширяя, обогащая и углубляя их.

Итак, в духовной жизни общества деятельность, направ­ ленная на создание, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные потребности и духовное потребление пред­ ставляют собой неразрывное единство.

Рассмотрим подробнее духовное потребление. Духовные цен­ ности чаще всего предстают перед нами в вещественной форме (иногда говорят, что они имеют вещную форму). Так, содержа­ ние литературного произведения, мысли и образы, созданные писателем, могут быть запечатлены мелким или крупным шриф­ том на ослепительно белой или серой бумаге, в мягкой облож­ ке или жестком переплете. Книга - это ценность духовная, но в то же время вещь, предмет.

Когда потребляются материальные блага, то конкретная материальная ценность (данная вещь) прекращает свое сущест­ вование. Например, изношенные одежда и обувь уже не суще­ ствуют как ценности, определяемые их назначением. Духовные ценности, как правило, могут использоваться многократно и многими людьми на протяжении длительного времени. В тех случаях, когда произведение может быть воспроизведено (кни­ ги, ноты и т. д.), гибель одной вещи - носителя духовной цен­ ности не ведет к исчезновению самой духовной ценности. По­ требление (использование) уникальной картины в художествен­ ном музее никак не влияет на ее вещественную форму, если со­ блюдаются оптимальные физические условия ее сохранности

(температура воздуха, влажность и т. п.). Более того, ценность духовных продуктов в процессе их потребления все большим числом людей, как правило, возрастает.

Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принад­ лежностью. Такова первая особенность духовного потребления.

Вторая особенность состоит в том, что процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духов­ ного производства. Восприятие духовных ценностей носит твор­ ческий характер. Каждый по-своему осмысливает содержание литературного произведения, восприятие музыкального произ­ ведения рождает собственные образы и чувства. Любой человек переживает духовные ценности через призму собственного опы­ та, но всегда это творческая работа души и ума человека.

Сказанное выше позволяет нам сделать вывод о том, что

духовное потребление - это особый вид деятельности и, следо­ вательно, он имеет свою направленность, требует определен­ ных усилий, использования соответствующих средств.

Направленность духовного потребления определяется обще­ ственными условиями и духовными запросами человека. Один ищет книги, побуждающие размышлять о смысле человеческой жизни, другой не выходит за пределы приключенческой лите­ ратуры. Один вчитывается в описание природы, другой пропу­ скает эти страницы. Одному нужна серьезная музыка, другому только развлекательный жанр.

В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой - соответствующие знания и навыки. Чтобы прочи­ тать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиоте­ ке или купить. Чтобы слушать музыку, надо либо попасть в концертный зал, либо владеть записями и техническими уст­ ройствами, позволяющими воспроизводить звучание. В данном случае магнитофон - это одно из средств удовлетворения по­ требности в музыке. Но, с другой стороны, подняться до вер­ шин духовной культуры нельзя без знаний о литературе и ис­ кусстве, о писателях и художниках, о выразительных средст­ вах и способах их использования, без навыков смотреть и ви­ деть, слушать и слышать, читать и понимать. Уровень образо­ вания и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

Научные исследования позволили сделать вывод: чем вы­ ше культура человека, тем больше средств из семейного бюдже­ та он стремится выделить на удовлетворение духовных потреб-

ностей (покупку книг, компакт-дисков, подписку на журна­ лы, посещение театров и т. д.), тем больше свободного време­ ни затрачивает на самообразование, чтение художественной литературы и другие виды духовного потребления и твор­ чества.

Но дело не только в количественных показателях (затра­ тах денежных средств и времени), главное - качественная характеристика духовного потребления. Можно с помощью со­ временной звуковоспроизводящей техники наслаждаться шеде­ врами мирового музыкального творчества, но та же аппаратура может воспроизводить примитивные произведения, ценность ко­ торых сомнительна. Из программы телевизионных передач мож­ но выбрать спектакли с участием великих актеров современ­ ности. Но кто-то смотрит только спортивные соревнования, а кто-то часами сидит у телевизора и смотрит все подряд. Следовательно, потребление духовных ценностей зависит преж­ де всего от субъекта этой деятельности, от его духовных запросов.

Во многих случаях на духовное потребление оказывает боль­ шое влияние мода. Модными могут стать те или иные книги, театральные спектакли, стихи и песни. (Подумайте, как оце­ нить воздействие моды на духовное потребление. Положитель­ ной или отрицательной будет эта оценка?)

Наиболее распространенные средства приобщения к духов­ ным ценностям - книга, радио и телевидение. Чтение книг - это важнейший вид духовного потребления. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать, - говорил французский философ Д. Дидро (1713-1784). А другой французский мысли­ тель - Р. Декарт (1596-1650) писал: «Чтение хороших книг есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков - их авторами, и причем ученая беседа, в которой они открыва­ ют нам только лучшие из своих мыслей».

Исследования социологов в 60-80-х гг. показали, что за несколько десятилетий произошел сдвиг в структуре культур­ ной деятельности людей.

Значительно возросло потребление культуры «в домашних условиях» (индивидуально организованные формы культурной деятельности) по сравнению с посещением учреждений культу­ ры (общественно организованными формами). Растет числен­ ность книг в личных библиотеках по сравнению с библиотечны­ ми учреждениями, увеличилось количество фильмов и спектак­ лей, просмотренных по телевизору.

Возникли споры: вытесняется ли чтение книг просмотром телепередач?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Забота государства о сохранении духовных ценностей Подготовила: учитель начальных классов Матвеева Светлана Александровна 2015г Основы Духовно-нравственной Культуры Народов России 5 класс

Конституция Российской Федерации Статья 44. 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. 2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

Памятник Гермогену

Открытие памятника Гермогену

Памятник Минину и Пожарскому

Мечети в Казани

Буддийский храм в Чите

Буддийский храм в Санкт-Петербурге

Спасо -Преображенский монастырь

Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье

Верхотурский монастырь на Урале

Серафимо-Дивеевский монастырь

Храм Христа Спасителя

Музей-заповедник «Царское село»

Сююмбике «Падающая башня»

Музей народного деревянного зодчества « Витославицы »

Музей Ширяево Самарской области

КАЗАНСКИЙ СОБОР. В самом сердце города стоит величественный пятиглавый храм с высокой колокольней. Это - Казанский кафедральный собор, один из самых красивых и богатых храмов в Поволжье. Над ним воистину простирается благодать Божья. Ведь собор остался одним из немногих сооружений в Сызрани, уцелевших после страшного пожара 1906 года. Весь город был охвачен огнем, а собор возвышался среди пламени, как мученик на костре, своей величественной колокольней. Уцелел он благодаря сторожу, вовремя потушившем перекинувшийся на храм огонь.

СЫЗРАНСКИЙ КРЕМЛЬ. Сызрань стала единственным городом в Самарской губернии, где сохранилось его сердце - кремль. Он стал не просто символом и визитной карточкой нашей малой родины. Сызранский кремль объединяет в себе две идеи - доблестного прошлого города, основанного для защиты окраинных рубежей России, и истинности христианской веры.

Храм Христа Спасителя Часовня Иверской иконы Божьей матери Московский Кремль Памятник Минину и Пожарскому Спасские ворота Колокольня Ивана Великого и царь колокол

О сохранении духовных ценностей должны заботится государство, общество и каждый человек

Спасибо за внимание!

http://imigo.ru/uploads/images/cities/Moscow/Moscow-Russia-Red-Square-IMIGO.jpg http://img.travel.ru/images2/2015/06/object246303/shutterstock_258450185.jpg http://p5.img.cctvpic.com/photoAlbum/source/2013/05/24/PHOT1369362955143172.jpg http://img.rg.ru/i/gallery/d9fb6318/687354d0.jpg http://www.bankgorodov.ru/public//photos/sights/1391955759.jpg http://afisha.mosreg.ru/sites/default/files/shapka_2_1.jpg http://www.alpindustria.ur.ru/userfiles/IMG_7348.JPG http://img-fotki.yandex.ru/get/9306/123408768.78/0_a2349_e8d7eae0_XXXL.jpg http://bestmaps.ru/files/content_images/20131004132459.jpg Интернет-ресурсы


Основными задачами новой дискуссионной площадки, созданной при поддержке правительства Москвы, заявлены мобилизация отечественного интеллектуального потенциала для решения проблем преодоления кризиса, актуализация приоритетов национальной безопасности в сфере укрепления духовного единства и сохранения культурно-нравственных ценностей нации, а также определение ценностных и смысловых ориентиров развития России. Тема первой встречи участников клуба звучала так: «Об основных направлениях государственной политики в области сохранения культурно-нравственных ценностей и укрепления духовного единства российского народа».

Открывая заседание, глава Комиссии по культурной, информационной и градостроительной политике Общественного совета Москвы Михаил Лермонтов сказал: «Самое главное слово в понимании духовности - это ответственность перед Богом, людьми, перед собой, народом, нацией». По словам потомка великого русского поэта, разделенный народ, которым, как недавно было признано Министерством иностранных дел, является сегодня народ русский, действительно требует духовного единения. Михаил Лермонтов напомнил, что лозунгом наших соотечественников первой волны эмиграции был: «Разделены, но не разъединены», и этот принцип, по его словам, должен быть реализован.

Президент Фонда русских экспедиций и путешествий Виталий Сундаков заявил в ходе дискуссии, что он - «сторонник конкретных действий, а не философствований». Начинать, по его словам, нужно с себя, с инвентаризации своих ресурсов, своих возможностей, своих приоритетов, своих целей и ценностей.

По словам президента Фонда исторической перспективы Наталии Нарочницкой, «нация - это живой организм, с целями, ценностями, с общим духом, миросозерцанием, представлением о добре и зле». Если все это разрушается, то нация превращается в народонаселение, а страна — просто в территорию с полезными ископаемыми и промышленностью. «Материя без духа не творит историю, она мертва, она только деградирует»,— резюмировала Нарочницкая.

Известнейший российский философ, политолог и публицист Сергей Кара-Мурза заявил, что необходимо дать четкий ответ на вопрос, «является ли Россия самостоятельной цивилизацией, или это - часть западной цивилизации». По мнению ученого, «если власть в этом вопросе идет вразрез с пониманием большинства населения, то это подрывает легитимность власти». Сергей Кара-Мурза призвал избавиться от иллюзии, «которая осталась в русской интеллигенции от XIX века и советского времени» - что духовные ценности могут сохраняться без материальной поддержки со стороны государства, независимо от социальных, политических, экономических условий. «Если за цветком не ухаживать, он погибнет», - резюмировал ученый, посетовавший на негативную роль СМИ, которые, по его словам, буквально «репрессировали» духовные ценности русского народа.

О негативной роли многих отечественных средств массовой информации говорил на заседании Клуба народный артист России, актер и режиссер, президент фестиваля «Золотой Витязь» Николай Бурляев. По его словам, девизом многих из них стал призыв к своим читателям: «Будьте бесстыдны!». «Основой большинства телепрограмм стали сегодня идеологический цинизм, жажда развлечений любой ценой, отказ от уважения к человеку, от категорий добра и зла, от осознания ответственности за своего зрителя», - подчеркнул он. Особую опасность Николай Бурляев видит в том, что сегодня в России «ликвидировано всякое общественное влияние и контроль функционирования кинематографа и, главное, телевидения».

Тему сохранения духовных ценностей развил председатель правления Фонда «Русские» Вячеслав Рудников, по мнению которого, сначала нужно понять, в чем эти ценности заключаются, и четко их сформулировать. А затем придется вести настоящую борьбу за их сохранение, поскольку против этого выступают и будут выступать «серьезные силы». Особое внимание, по словам Вячеслава Рудникова, нужно уделить воспитанию подрастающего поколения. «Нужно кардинально менять воспитание, нужно переосмыслить систему образования. Необходимы санация информационного пространства, совершенно иной подход к издательскому делу. Необходимо очень внимательно посмотреть, какие книги издаются и рекомендуются для чтения, особенно в детском и юношеском возрасте», - перечислил первоочередные шаги председатель правления Фонда «Русские».

Действительно, сегодня Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения и утраты национальной самоидентификации. Возникли критические деформации ее культурного и информационного пространства. Печатные и электронные СМИ загружают сознание и подсознание чуждыми нашей духовности и культуре стереотипами мышления и поведения, а существующие институты, призванные развивать в человеке нравственные и эстетические ценности, не справляются со своими задачами. Сегодня настало время сделать духовные ценности нации национальными интересами России. Пора вести речь о духовном суверенитете России, без которого, очевидно, невозможен ни государственный, ни экономический суверенитет.

Пока же Россия продолжает оставаться кораблем, который не знает, куда плывет, и для которого поэтому никакой ветер не будет попутным. В такой ситуации роль структур, подобных учрежденному вчера клубу «Ценности нации и национальные интересы России», особенно важна. Они могут стать инструментами, осуществляющими своеобразный «общественный аудит» любых действий и принимаемых на всех этажах власти решений на предмет их соответствия традиционным духовно-нравственным ценностям и национальным интересам. Это может стать формой действенного общественного контроля, позволяющего реально бороться с произволом чиновников и разъедающей страну язвой коррупции, и позволит пресечь захлестнувший Россию мутный поток безнравственности и бездуховности.

Определяющее значение духовных ценностей в будущем России и мира; "сбережение Народа" - как цель развития страны и любых проводимых преобразований; суверенность России в выборе своего пути ("суверенная демократия"); приоритетность культурно-нравственной составляющей при преодолении коррупции и других негативных явлений нашей жизни; критерии "качества жизни" - не только в материальном, но и в духовном измерении; такие базовые понятия, как "единство Нации", "самодержавие Народа и его духовное единство", - всё это неоднократно звучало в выступлениях В.В.Путина, Д.А.Медведева, Ю.М.Лужкова, Святейшего Патриарха Алексия Второго.

При этом огромным разочарованием стало отсутствие в программе стратегического развития государства "2020" упоминания о ценностях и смыслах этого развития, о социокультурной составляющей нашего будущего. Предлагаемый сценарий для России без этих основ не может восприниматься, как приемлемый и должен быть дополнен существенными для нашего Отечества критериями жизни.

И это притом, что Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации. Возникли критические деформации ее культурного и информационного пространства. В геополитических интересах США с союзниками ставят перед собой цели по дальнейшему ослаблению роли России в мировом сообществе. Через использование социальных и национальных факторов инспирируются негативные процессы в духовной сфере, влекущие за собой разрушение исторических, культурных, этических традиций. Утверждается культ индивидуализма, эгоизма и насилия, неверие в способность государства защитить своих граждан; девальвируются такие понятия как долг, достоинство, честь, верность Отечеству, присяге. Печатные и электронные СМИ для поднятия рейтинга и привлечения рекламодателей загружают сознание и подсознание стереотипами мышления и поведения. Традиционные формы формирования внутреннего духовного мира вытесняются телевидением и Интернетом. Существующие институты, призванные развивать в человеке нравственные и эстетические ценности, не справляются со своими задачами.

Пришло время сделать следующий, совершенно необходимый шаг: перейти от осознания - к формулированию целей и смыслов, а затем - к их реализации. Уже принятая в качестве одной из политических основ России "суверенность демократии" подразумевает не только право суверенного государства на выбор методов, которыми в нем будет построена демократия "обязательного для всех образца", но и право выбирать саму форму этой демократии, сами ценности и подходы, которые будут положены в её основу. Речь идёт о духовном суверенитете России, без которого, очевидно, невозможен ни государственный, ни экономический суверенитет. Между тем, ценности в сегодняшней России не идентифицируются, смыслы не определены, ответственность за следование им для действующей Власти и Общества не установлена.

Инновационное развитие, рост экономических показателей и уровня потребления - всё это, конечно, важно и нужно.

Но необходимо понимать и то, что всё это - не цель развития, а лишь технология достижения главной цели, которой является ЧЕЛОВЕК (или более широко - НАРОД) и его счастье. Человеческое счастье, согласно миропониманию Русской цивилизации, никогда не сводилось к желанию потреблять завтра больше, чем сегодня, а тем более - к "свободе" добиваться личного успеха за счёт несчастья окружающих, не обременяя себя при этом такими "неконкурентоспособными" ограничениями как Совесть, Нравственная и Гражданская ответственность.

Поэтому, выстраивая для страны "образ будущего", к которому надлежит стремиться, необходимо исходить из того, что у России - свой исторический путь, свои ценности, свой идеал общества. Именно в соответствии с ними веками выстраивались миропонимание, культура и мораль не только государствообразующего Русского Народа, но и всех иных народов, составивших с ним вместе единую государственность и Нацию. Следование этой своей внутренней сути, а не рецептам иноземных "учителей", выстраивание в соответствии с ней всей системы общественных, государственных и экономических отношений - вот единственная возможность для нашего Народа создать для себя и своих потомков действительно счастливую жизнь на своей земле. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи - когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране сохраняется уважение к родному языку, к самобытным национальным ценностям, к памяти предков, к отечественной истории.

Именно это способно стать той самой главной - социокультурной - инновацией, которую Россия в состоянии предложить сползающему в кризис человечеству в качестве реальной альтернативы изжившей себя модели общества эгоизма и потребления.

Но кто способен взять на себя высочайшую ответственность - сформулировать эти ценности и смыслы, являться их мерой и контролировать соответствие им всех ветвей демократически избранной Власти? Только сам Народ, являющийся согласно Конституции "носителем суверенитета и единственным источником власти", имеет на это право.

Сегодня мы предлагаем всем гражданским силам консолидированные действия в рамках Общественного совета города Москвы, который возьмёт на себя своеобразный "общественный аудит" действий и принимаемых решений - на предмет соответствия их ценностям нации и национальным интересам. Это может стать действенной формой общественного (гражданского) контроля, позволяющего реально бороться с произволом чиновников и разъедающей страну язвой коррупции. Это, наконец, позволит пресечь захлестнувший Россию мутный поток безнравственности и бездуховности, остановить построенную на нём индустрию порока, ради денег калечащую души, уничтожающую мораль и истинную культуру.

Для объединения усилий общества по защите духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного наследия участники общественных слушаний заявляют:

1. Мы осознаём, что Россия является основой самобытной тысячелетней Русской цивилизации с собственным путём исторического развития, с собственной Великой Русской культурой, обогащённой культурами коренных народов России.
2. Учитывая выдающуюся роль в формировании нравственно-этических ценностей и культурных традиций Православия и в некоторых регионах нашей страны Ислама, а также Буддизма, мы считаем необходимым всемерно содействовать усилиям этих конфессий в духовном оздоровлении общества, включая такие сферы как культура, образование и армия.
3. Мы считаем, что осуществление власти в стране должно быть направлено на сохранение национальной самоидентификации Народа и его культуры, защиту наших традиционных ценностей и образа жизни, воспитание патриотизма и преданности Родине, соблюдение национальных интересов в условиях глобализации.
4. Мы призываем власть и гражданское общество применить действенные механизмы: для обеспечения информационной безопасности, особенно в гуманитарной сфере; противодействию развращению Нации; пропаганде чуждых Русской цивилизации, навязываемых извне ценностей и идеалов; разложению устоев государства через СМИ, "массовую культуру" и псевдо-образовательные программы.
5. Наш язык и отечественная литература - важнейшие составляющие отечественной культуры, духовная среда обитания Нации - служат не только основой ее бытия, но и средством единения и взаимообщения всех народов России, а также наших соотечественников, где бы они ни проживали. Мы считаем, что русскому языку и литературе необходимо вернуть в школе, обществе и во всем Русском мире положение, соответствующее их значению.
6. Главное наше богатство и ценность - это люди. Они сформировали и сохранили наше духовное наследие, нашу культуру, нашу экономическую мощь. Создав великую страну, предки завещали ее не только нам, но и потомкам. И наш долг - сохранить и возродить Россию, сделать сильным и процветающим ее народ.
7. Имеющийся у нашей страны опыт солидарности в моменты высшего напряжения сил народа, множественность национальных культур и многовековая устойчивость основных религий, незыблемость духовных ценностей для подавляющей части населения, эмоциональная открытость, само геополитическое положение России создали необходимые условия для переосмысления нами своего прошлого и создания надежной, соборной системы защиты традиционных духовно-нравственных ценностей и культурного наследия.
8. Мы считаем, что в условиях нарастания мирового цивилизационного и ценностного кризиса Россия способна предъявить миру свою традиционную этику духовного единения и солидарной деятельности людей ради общей цели как реальную альтернативу насаждаемому Западом в процессе глобализации культу эгоизма и потребительства, а потому призвана стать одним из ведущих мировых цивилизационных центров.
9. Мы убеждены, что:
- права и свободы неразрывно связаны с обязанностями гражданина перед страной и обществом, при этом личность, реализуя свои интересы, обязана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, всего Народа;
- России необходим правовой механизм взаимной гражданской и нравственной ответственности власти, общества и гражданина; при этом государственные служащие должны принимать присягу о личной ответственности за действия и результаты принятых ими решений, а также за бездействие;
- коррупция и казнокрадство должны быть приравнены к государственной измене, а наказание за них включать конфискацию имущества, в том числе - имущества ближайших родственников и находящееся за пределами России;
- исполнительная власть должна немедленно обеспечить открытость и прозрачность расходования бюджетных средств, а также прозрачность доходов и расходов всех государственных служащих и членов их семей;
- в системе образования не менее важным, чем получение знаний и навыков, должно стать воспитание полноценной творческой личности и её гражданских добродетелей на основе национальных духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
- существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека; это такие ценности как Вера, Нравственность, Святыни, Отечество; когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое.
10. Мы считаем патриотическое воспитание молодёжи приоритетнейшей задачей, призванной не допустить появления новых "потерянных поколений". Уверены, что патриотическое воспитание молодых москвичей наряду с любовью к Родине и гражданскими добродетелями должно включать приобщение их к традиционным ценностям, духовной, культурной и этической традиции России, к её истории и миропониманию. Считаем необходимым создание в Москве единого Центра патриотического воспитания молодёжи с отделениями во всех районах города, объединяющего в ассоциацию военно-патриотические, военно-спортивные, поисковые, исторические и прочие клубы, занятые патриотическим воспитанием молодёжи.
11. Мы всецело одобряем внешнеполитическую активность Правительства Москвы и позицию мэра Ю.М.Лужкова на Украине и в Крыму. По нашему мнению, превращение Москвы в признанный центр интеграционных процессов и международного сотрудничества, кроме того, должно способствовать воспитанию у наших сограждан интернационализма, солидарности с соотечественниками за рубежом и неприятия любых форм межэтнической и межрелигиозной нетерпимости, включая и подрывающую основы государства русофобию. Предлагаем в ближайшее время провести в Москве круглый стол по этому вопросу со всеми гражданскими силами, поддерживающими инициативы Ю.М.Лужкова.
12. Мы предлагаем Ю.М.Лужкову на основе результатов настоящих общественных слушаний создать совершенно необходимую для гражданского общества площадку для общественной дискуссии "Ценности нации и национальные интересы" - по определению системы базовых ценностей и смыслов развития России, по образцу созданных "Единой Россией" дискуссионных площадок в виде клубов предметной направленности. Предлагаем Ю.М.Лужкову поддержать инициативу о размещении этой площадки в Институте философии РАН по адресу Волхонка, дом 14.