Научно практическая работа на тему минералы. Исследовательский проект "минералы". Алмаз «Куллинан» - Малая звезда Африки

Конкурс «Проектная деятельность младших школьников »

Введение

Я выбрал эту тему потому, что я коллекционирую камни уже 3 года, мне очень интересно открывать свойства камней и минералов. Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Когда я рассматриваю камни, как будто отправляюсь в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу.

На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку!

Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга, бывают ли съедобные камни, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?

Цель исследования - изучение разнообразия мира камней и минералов Пермского края.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности внешнего вида, свойств и разнообразия камней и минералов.
2. Систематизировать информацию о камнях и минералах, полученную из библиотек, музеев и других источников.
3. Собрать коллекцию минералов.

Объектом исследования - являются камни и минералы.

Предметом - свойства камней и минералов.

Гипотезы: Предположение 1: Допустим, что форма кристалла напрямую зависит от внутреннего строения. Предположение 2: Если кристаллы существуют в природе, то о них есть упоминание литературе.

В моей работе применялись следующие методы исследования: изучение литературы и интернет-информации, наблюдение, просмотр документальных фильмов.

Глава 1. Что такое камень?

С чего же начинается история камня? Академик А. Е. Ферсман говорил, что история камня начинается с отдаленнейших эпох существования человека. А разве до появления человека камень не существовал на Земле? Существовал. И это подтверждает геология. Камню столько же лет, сколько нашей Земле. Он является составной частью Земли и особенно ее верхней части - земной коры. Камень неотделим от Земли и участвует в ее геологической истории.

Камень это природный материал и горная порода, использующийся во многих областях промышленности, в том числе в строительстве. Самые распространённые виды минералов и горных пород в виде строительных и отделочных камней:

  • Гранит - природный камень магматического происхождения, который состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и слюд. Цветовая гамма: серый, красный, бордово-красный, красно-розовый, розовый, коричнево-красный, серо-зеленый, черно-зеленый с крупными светлыми вкраплениями. Одна из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала.
  • Известняк - природный камень осадочного происхождения, белого цвета, состоящий из карбоната кальция (кальцита).
  • Мрамор является самым популярным и элитным камнем среди натуральных камней.
  • Кварцито-песчаник - натуральный камень, монолит осадочного происхождения, породообразующим минералом которого является кварц. Цветовая гамма: желтые, бежевые, серые природные оттенки с ярко выраженным рисунком.
  • Песчаник - природный камень осадочного происхождения, состоящий в основном из частиц кварца. Цветовая гамма: желтые, желто-коричневые, серые, серо-зеленые природные оттенки.
  • Кварцит - природный камень, который относится к метаморфическим горным породам, состоящим в основном из кварца и слюды. Цветовая гамма: серо-зелёные и желто-коричневые природные оттенки, с серебристыми вкраплениями слюды.
  • Сланец - обобщённое название различных горных пород с параллельной слоистостью и способностью расщепляться на отдельные пластины; природный камень темно-зелёного, серого, коричневого, жёлтого, красного и др. оттенков.
  • Порфир - природный камень, который относится к мелкокристаллической магматической горной породе с крупными включениями кристаллов кварца. Цветовая гамма: темно-красные, коричневые природные оттенки, с черными вкраплениями.
  • Доломит - природный камень осадочного происхождения, состоящий целиком из минерала доломита. Цветовая гамма: розовые, желтые природные оттенки.
  • Оникс является декоративно-поделочным камнем. У этого камня необычная расцветка, красивые и тонкие полоски придают ему необычную красоту.

Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов, мостов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень может стать украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов.

В современном строительстве чаще всего натуральные камни используют при внешней и внутренней облицовке зданий. Для внутренней облицовки используют специальные мраморные или гранитные обои.

Сочетание мозаичных рисунков и узорчатых структур придают внешнему виду красоту и богатство. Природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу.

Вывод. Я выяснил, что камень это природный материал и горная пород. Самые распространённые виды минералов и горны пород в виде строительных и отделочных камней.

Природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу. Камень используется во многих областях промышленности, в том числе в строительстве.

Глава 2. История возникновения минералов

Минералы появились на самой ранней стадии развития Земли как планеты. Они самые первые свидетели геологической истории Земли.

Современное определение звучит так: минерал - это твердое тело природного неорганического происхождения, имеющее кристаллическое строение и состав, который можно выразить химической формулой. То есть минералы - это кристаллы (или кристаллики), их можно пощупать, измерить, взвесить или хотя бы увидеть, пусть даже в лупу или микроскоп. само понятие «минерал» возникло относительно недавно.

Конечно, оно было совершенно незнакомо первобытному человеку. Ничего не знал он и о химических составах и кристаллических структурах. Вокруг он видел просто камни, и ему достаточно было знать те их свойства, что были важны при изготовлении примитивных орудий и сооружений. Но находки археологов указывают на тот любопытный факт, что отдельные минералы (как мы назвали бы их сегодня) были интересны древнему человеку независимо от их практического использования.

Для чего, например, понадобился ему куб галенита, через десятки тысяч лет, в 1986 г., найденный американскими археологами при раскопках палеолитических курганов Долины Миссисипи? Ведь галенит, как известно, не валяется под ногами где угодно. Древний человек мог подобрать его не ближе чем в сотне километров от места раскопок, там, где рудная залежь полосы Вайбернум - Тренд выходит на поверхность земли. Свидетелей этого события нет, и нам остается предположить, что кристалл галенита заинтересовал человека необычным видом - блеском, тяжестью.

До начала XVI столетия все еще не знали разницы между минералами как таковыми и горными породами, окаменелостями, рудами, а также искусственными продуктами.

Сам термин «минерал», насколько известно, впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал «то, что из рудника», «ископаемое». Намек на практическое отношение к минералам был отражением более зрелой стадии разделения труда и, соответственно, дифференциации знания: из понятия минерала исключались искусственные тела. Но к минералам все еще относили любые ископаемые: и обломки горных пород, и окаменевшие остатки животных и растений, а также воду, нефть, каменный уголь. Потребность разделить понятия еще не назрела.

В эпоху Ренессанса расцвет промышленного производства и торговли увеличил спрос на металлы, особенно цветные и благородные. Спрос вызвал интенсивное освоение рудных месторождений, развитие горного дела и металлургии. Возникли новые вопросы к науке, прежде всего, относительно рудных минералов и их спутников в рудных жилах и залежах. С этого началась минералогия как наука.

Ежегодно открывается 40-60 новых минералов. В наше время это обычно какие-нибудь налеты или отдельные зернышки, ведь минералы, образующие большие кристаллы и крупные скопления, уже были замечены и открыты в прошлом.

С развитием человеческого общества и освоением природы выявлялись все новые полезные свойства камня, расширялось его применение, и усложнялась его история. Поэтому современная жизнь немыслима без камня.

Вывод. Минералы появились на самой ранней стадии развития Земли как планеты. Термин «минерал» впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал «то, что из рудника», «ископаемое». Ежегодно открывается 40-60 новых минералов. Современная жизнь немыслима без камня.

Глава 3. Полезные камни

Галит - природный минерал класса галоидов, подкласса хлорид натрия. Для обычного человека - это каменная поваренная соль, которая ежедневно употребляется им в пищу. История минерала уходит в эпоху зарождения жизни на планете, когда вода в мировых океанах уже была соленой. Именно поэтому Древние греки назвали его «галитом», что означает «море», «соль».

Химическая формула галита - NaCl, включает 60,6% хлора и 39,4% натрия. Чистый минерал прозрачный, непрозрачный или просвечивающий, бесцветный или белый со стеклянным блеском. В зависимости от дополнительных примесей может иметь оттенки: при окиси железа - желтые и красные тона, органических включениях - цвета от бурого до черного, примесях глины - серые оттенки. Интересный синий и сиреневый цвет придает галиту примесь сильвина (хлорида калия).

Крупные залежи галита были сформированы сотни миллионов лет назад в Северной Америке и Евразии в Пермский период, когда этим территориям был свойственен жаркий и сухой климат.

В современности каменная соль в больших количествах добывается в России - в Соликамском и Соль-Илецком месторождении Урала, Усолье-Сибирском бассейне, расположенном в окрестностях Иркутска, районах Илецка Оренбургской области, Сольвычегодском месторождении Архангельской области, а также Верхнекамском районе, расположенном в окрестностях Перми. Самосадочный галит разрабатывают в Нижнем Поволжье и прибрежных районах озера Баскунчак Астраханской области.

Каменный уголь. Каменный уголь - это осадочная порода, которая образуется в результате разложения остатков растительности (папоротников, хвощей, семенных растений). Основными видами угля по классификации являются: уголь антрацит, бурый уголь, каменный уголь. Добыча угля ведётся открытым (карьерным) и закрытым (шахтным) способом. Уголь применяется для отопительных, энегретических, сельскохозяйственных (в виде удобрений) и других отраслях промышленности. Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Он позволил совершить промышленную революцию, которая в свою очередь способствовала развитию угольной промышленности, обеспечив её более современной технологией.

Гранит. Гранит является распространенной горной кристаллической породой, залежи которой расположены по всей планете. В переводе с латинского «гранит» обозначает «зерно», что характеризует структуру камня. Это застывшая интрузивная магма, которая не успела подняться на земную поверхность, и образовала крупнозернистые кристаллы гранита.

Основную долю минерального состава гранита в количестве 60-65% занимают полевые шпаты. 25-30% включений приходится на кварц, и малый процент отводится темноцветным минералам - роговой обманке и биориту.

Гранит имеет высокие показатели твердости, прочности и плотности. Камень в 2 раза прочнее мрамора, а его плотность достигает 2600 кг/м³. Он устойчив к низким температурам, влаге и загрязнениям. Камень подвержен плавлению при температуре от +700°С.

По химическому составу гранит является кислой породой, состав кислотности которой можно определить по количеству двуокиси кремния. Чем выше процент двуокиси кремния в граните, тем светлее окраска минерала. Месторождения гранита имеют мировые масштабы, и расположены по всей планете. Более 50-ти месторождений гранита разных видов находится в России. Залежами минерала богаты Хабаровский край и Забайкалье, Воронежская, Свердловская и Челябинская области, Карельский перешеек и Урал.

Мел. Кто из нас не знает мела? Чьи карманы и пальцы не пачкал кусочек легкого камня цвета снега? Кому не известно счастье художественного творчества «мелового» периода? Кто, будучи подростком, не исследовал свойства мела в «пузырящихся» опытах, не рассматривал меловой мазок под микроскопом?

Минеральный мел - свидетель эпох, миновавших десятки миллионов лет назад. Осознание этого факта меняет восприятие привычного материала. Имея биологическое происхождение, камень мел свойства свои почерпнул у организмов, живших в незапамятные времена.

Меловым периодом именуется промежуток времени, охватывающий около 80 млн. лет во времена господства динозавров. Теплые и мелкие (30-500 метров глубины) моря той поры давали приют мириадам мельчайших моллюсков, строивших свои скелеты и раковины из добываемого из воды кальция.

Останки этих существ, скопившиеся в донных отложениях многометровыми пластами, и превратились, в хорошо нам знакомый, мел. В процентном отношении минерал мел разделяется на следующие части:
обломки скелетов - около 10%. Речь идет не только о простейших существах, но и о многоклеточных животных, наделенных способностью извлечения и концентрации солей кальция в тканях.

Вывод. Я узнал, что есть полезные камни, такие как: галит - природный минерал; каменная поваренная соль, которая ежедневно употребляется им в пищу; каменный уголь был первым, из используемых человеком, видов ископаемого топлива; гранит имеет высокие показатели твердости, прочности и плотности; хорошо нам знакомый, мел.

Глава 4. Самоцветы

Камни-самоцветы олицетворяют красоту, которую преподносит нам природа. День ото дня, год за годом, она растит в своих недрах сказочное великолепие, что предстает перед нами в виде дивных линий и причудливых цветов и оттенков камней-самоцветов.

Природа насчитывает огромное количество цветных, полудрагоценных и драгоценных камней, приблизительно около 160 видов, но особенно ценных среди них всего около тридцати видов - алмаз и сапфир, рубин и изумруд, турмалин, топаз, александрит, опал, аметист, бирюза, жемчуг - эти камни особо ценятся.

Первые упоминания о самоцветах найдены на глиняных табличках Вавилона, которые были созданы около шести тысячелетий назад, и рассказывали о священных амулетах- талисманах из сердолика, нефрита и лазурита. В Древнем Египте любовь к драгоценным камням было просто огромной - их использовали для украшения одежды, зданий, мебели и даже кухонной утвари. Египтянам были известны практически все драгоценные камни.

Во времена Средневековья очень многие ученые увлеклись изучением магических свойств камней, описывались минералы и их целебные и магические свойства.

Но привлекали к себе людей гораздо больше не магические свойства, а красота камней - кольца, серьги, ожерелья, изготовленные ювелирами, украшали королей, царей, а об украшениях калифов и раджей, ходят легенды, им до сих пор нет аналогов.

Недавно я узнал о лечебных воздействиях камней (минералов) на организм людей. Этот раздел называется литотерапия. Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов. Считается, что минералы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга.

  • Авантюрин - уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, ясность ума.
  • Аквамарин - снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.
  • Александрит - успокаивает, способствует открытости, общению.
  • Алмаз - улучшает функции мозга, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность.
  • Аметист - снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему, увеличивает активность правого полушария мозга.
  • Бирюза - уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.
  • Жемчуг - укрепляет память, приносит покой и умиротворение.
  • Изумруд - устраняет аффекты.
  • Кораллы - укрепляют память, избавляют от тиков, контролируют эмоции.
  • Лазурит - улучшает остроту зрения, уменьшает боли.
  • Малахит - стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких.
  • Нефрит - стимулирует работу почек.
  • Опал - усиливает чувство интуиции.
  • Сапфир - помогает при лечении диабета, нарушений костной системы, избавляет от бессонницы.
  • Сердолик - укрепляет зубы, стимулирует речь.
  • Топаз - влияет на щитовидную железу.
  • Хрусталь - улучшает кровь, стимулирует гипофиз и эпифиз.
  • Янтарь - стимулирует нервную систему, улучшает дыхательную систему, повышает гемоглобин в крови.

Вывод. Природа насчитывает огромное количество цветных, полудрагоценных и драгоценных камней, приблизительно около 160 видов, которые привлекали к себе людей магическими свойствами, лечебными воздействиями и красотой камней.

Глава 5. Как стать коллекционером

Я был совсем маленьким, когда впервые заметил на дорогах села Воскресенское, куда я приезжал на лето к бабушке и дедушке, необыкновенной красоты камень. Он переливался всеми цветами радуги, имел странную форму. Как объяснил мне дедушка, это был шлак, отработанный побочный продукт от производства меди, которую выплавляли почти 300 лет назад на местном Воскресенском медеплавильном заводе.

Мне стало очень интересно, что такое камни, какие они бывают. Я стал интересоваться ими, собирать их, у меня появилось желание знать о них всё больше и конечно каждый раз пополнять свою коллекцию камней и минералов.

Можно просто собирать красивые привлекательные образцы, а вот сбор минералов и пород, который показывает, как образовались минералы или, какое геологическое строение имеют и коллекционирование приобретает черты научного исследования.

К формированию коллекции существует несколько подходов. Можно собирать минералы по классам согласно справочнику, по месторождениям и районам, по геологическим процессам их образования, по принципу использования в промышленности. Интересна коллекция по таблице Менделеева, где большинству элементов соответствовали бы минералы, в форме, которых они существуют в природе.

К каждому образцу непременно должна прилагаться этикетка, на которой указано название минерала, месторождение, дата сбора, номер по каталогу. Вообще советую не полагаться на память, а тщательно каталогизировать свое собрание, когда оно с годами будет насчитывать сотни или тысячи образцов, немудрено совершенно запутаться без ведения записей.

Номер следует нанести тушью на маленький кусочек лейкопластыря или на белую нитроэмаль на не самой привлекательной части минерала.

Немного о хранении. Разумеется, организовать дома музейную витрину не всегда получается, однако стоит озаботиться, чтобы образцы не пылились, не бились друг о друга, не падали на пол. Не держите на открытых полках минералы, которые могут обесцветиться под действием солнечного света (например, аметисты). Для не слишком хрупких образцов удобны зип-пакеты, прочие следует держать в индивидуальных коробочках с вложением этикетки.

Большинство минералов можно мыть обычной водой, но все же загляните в справочник, иные могут требовать специфической чистки. Скажем, карбонаты покрываются налетом при мытье с мылом, легкорастворимые минералы, разумеется, в воде полоскать не стоит.

Сульфиды подвержены окислению, грани тускнеют, появляется характерный запах. Гигроскопические и обезвоживающиеся минералы целесообразно покрыть защитным бесцветным лаком. Опалы со временем мутнеют и разрушаются, необходимо периодическое погружение их в воду.

Вывод. К формированию коллекции существует несколько подходов.

Можно собирать минералы по классам, по месторождениям и районам, по геологическим процессам их образования, по принципу использования в промышленности, по таблице Менделеева. Хранить камни минералы нужно, учитывая их свойства.

Заключение

Проведя свое исследование, я установил, что:

  • из камней, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
  • известно около 3500 видов минералов;
  • процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;
  • единственный минерал, который можно употреблять в пищу - галит, или поваренная соль;
  • минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
  • искать минералы для коллекции можно везде!

На основе полученных мной данных можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.

Мне очень интересны минералы и камни и я буду продолжать собирать коллекцию минералов.

Список использованной литературы

1. Большая серия знаний. Планета Земля. - М.: ООО «Мир книги», 2004.
2. Кленов А.С. Малышам о минералах.- М.: «Педагогика-Пресс», 1996.
3. Кэрол Варли, Лайза Майлз. Всемирная география. Энциклопедия. - М.: РОСМЕН, 1997.
4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Георафия / Авт.-сост. В.А. Маркин. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
5. Минералы. Сокровища Земли. - ООО «Де Агостини», 2009.
6. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийная энциклопедия. - ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
7. http://klopotow.narod.ru/soveti/min_1.html

Выполнил: Аничин Александр, ученик 4 «Б» класса, г. Пермь. Научный руководитель: Оборина Е. А., классный руководитель 4 «Б» класса.

Презентация. Камни и минералы Пермского края

Ольга Кирова
Проект «Этот удивительный мир камней и минералов» старший возраст.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Детский сад «Светлячок» . П. Уральский, Нытвенский район, Пермский край.

ПРОЕКТ

«Этот удивительный мир камней и минералов »

Первой квалификационной категории

Кирова О. С. 2014 год.

Тип проекта : познавательно- исследовательский.

участники проекта – дети средней группы, воспитатель, родители.

Срок проведения- июнь- июль 2014г.

Предмет изучения – предметы не живой природы – камни , минералы , кристаллы

Основные направления проекта :

Познавательно-исследовательское

Актуальность проекта :

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах . Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы.

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Цель проекта :

Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности. Развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей.

Задачи :

Способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенности камней и минералов ;

Развивать познавательную активность.

Расширять словарный запас детей, формировать связную речь

Воспитывать чувство прекрасного видеть многообразие мира.

Предполагаемый результат :

дети научились различать минералы и кристаллы ,

уметь называть их особенности;

научились работать с лупой, пинцетом.

Работа с родителями :

Познакомить с проектом .

Помощь в сборе материала о камнях

Помощь в оформлении мини- музея «камни »

План действий :

Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

Определение направлений познавательной практической деятельности;

Организация совместной творческой познавательной практической деятельности.

План проведения проектной деятельности

Этапы Совместная работа педагога с детьми

1. Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Подбор демонстрационного материала по данной теме.

Подбор художественной литературы.

«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;

«Как живут камни » Е. Чуйко. Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края . Заинтересовать в предстоящем проекте/

2. "Удивительные камни "

Цель : познакомить детей с разнообразием мира камней . Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов

3.«Мы – геологи»

Цели : развивать тактильные ощущения. Познавать "наощупь" свойства вещества : твердость, мягкость, плавучесть.

Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

4. «Полезные ископаемые»

Цель : Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Рисование по замыслу «Превращение камешков»

Цель : учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм . Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

Чтение художественной литературы

Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

П. Бажов «Малахитовая шкатулка» , «Серебряное копытце» , «Хозяйка медной горы»

Стихи, пословицы и поговорки о камнях .

Цель : познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа» , в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Просмотр мультфильмов;

По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок»

Цель : Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.

Подвижные игры : «Мы скалолазы» , «Царь горы» , «Найди свой камень»

Цель : Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно

Просмотр презентаций : «Мир камней » , «Драгоценные камни »

Цель : Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов , камней

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики

Что лишнее? "

- "Найди пару"

-"Продолжи ряд""

Настольно-печатные игры

- «Живая, неживая природа»

Сюжетно-ролевая игра

«В поисках клада»

Цель : Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету, Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

Оформили мини-музей «Удивительные камни »

Провели викторину «Что мы знаем о камнях »

Выставка «Изделия из камня »

Цель : Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.

Минералы и горные породы России и СССР

Часть 1. Минералы. Что такое минералы

История понятия "минерал"

Дать определение термина "минерал", или, говоря по-научному, дефиницию , не очень-то просто. Ведь представления о том, что следует понимать под названием "минерал", неоднократно менялись с годами, развиваясь и углубляясь по мере совершенствования методов исследования минеральных веществ и - в тесной связи с этим - теоретических основ науки о минералах - минералогии ; в свою очередь, как всегда бывает в науке, дальнейшая разработка и совершенствование теории во многом способствовали все более правильному пониманию новых экспериментальных данных, все более адекватной интерпретации эмпирических наблюдений.

Особенно резкие изменения во взглядах на минералы произошли за последнюю четверть века; во многих отношениях они носят принципиальный характер и по существу означают коренную ломку прежних представлений, господствовавших с середины XIX до середины XX века. Поэтому определение понятия "минерал" лучше всего попытаться дать в его историческом развитии.

Попутно придется хотя бы в самых общих чертах коснуться некоторых явлений , непосредственно относящихся к миру минералов, - таких, как изоморфизм и твердые растворы, полиморфизм и политипия, порядок-беспорядок в кристаллах, смешанослойные и метамиктные минералы и др. не разобравшись во всем этом, нельзя понять и современного научного подхода к минералам как к весьма сложным природным объектам. Кроме того, вводится представление о минеральных и парагенетических ассоциациях, а также о типоморфизме минералов.

Термин "минерал" происходит от среднелатинского слова "minera", что значит "кусок руды", "камень, из которого получают металл, и возникновение его теряется в дали веков . Кто, когда, где и при каких обстоятельствах придумал слово "минерал" - неизвестно. Наиболее вероятно, что оно родилось в позднем Средневековье или на заре эпохи Возрождения где-нибудь в Саксонии или Богемии: там в Рудных горах издревле велась добыча олова, свинца, серебра и других металлов; а латинский язык оставался международным языком науки вплоть до рубежа XVIII-XIX веков.

В русский язык слово "минерал", как и многие другие иностранные слова, вошло со времен Петра I; скорее всего, оно было тогда заимствовано из немецкого языка, представляя собой "кальку" немецкого слова "Mineral".

На протяжении многих сотен лет минералы не отличали от горных пород ; впервые их попытался разграничить - хотя и не довел эту попытку до конца - "отец немецкой геологии" А.Г.Вернер (1749-1817) в конце XVIII - самом начале XIX веков. Действительное отделение минералов от горных пород произошло в середине XIX века - тогда же, когда в недрах минералогии зародилась и затем обособилась от нее самостоятельная наука о горных породах - петрография . Разграничение горных пород и минералов базировалось на четком критерии : внутренней неоднородности (гетерогенности) первых и однородности (гомогенности) вторых. Ведь все горные породы состоят из минералов, причем лишь в редких случаях в их составе резко преобладает какой-нибудь один минерал; тогда их называют анхимономинеральными, т.е. почти мономинеральными (но все-таки - почти, а не вполне).

Примеры таких почти мономинеральных образований известны среди магматических, метаморфических и осадочных пород: дуниты и оливиниты, сложенные в основном оливином ; некоторые пироксениты , состоящие преимущественно (более чем на 90%) из пироксена одного вида; анортозиты и лабрадориты, содержащие почти 100% основного плагиоклаза ; кварциты и кварцевые песчаники - существенно кварцевые породы; карбонатные (существенно кальцитовые) породы: известняки , мраморы , карбонатиты и др.; анхимономинеральные альбитовые и микроклиновые породы - альбититы (до 96% альбита) и микроклиниты (до 95% микроклина). Но и в подобных породах всегда присутствует хотя бы небольшое количество (в сумме - от первых до 10-15%) других минералов, называемых в таких случаях второстепенными или акцессорными.

Абсолютное же большинство горных пород содержат одновременно 4-5 (и даже более) породообразующих минералов, т.е. они заведомо неоднородны (гетерогенны) по своему составу и строению. Причем одни породы характеризуются относительным постоянством качественного и количественного минерального, а также химического состава, тогда как другие, наоборот, его большой пространственной изменчивостью.

Как бы отталкиваясь от факта неоднородности и полиминеральности громадного большинства горных пород, еще не столь давно смешиваемых с минералами, а теперь перешедших во "владение" петрографов, минералоги, в поисках надежного критерия для разграничения "сфер влияния" с петрографами, выдвинули на первый план утверждение о том, что уж они то изучают природные кристаллические вещества вполне определенного (в каждом конкретном случае) и постоянного состава, - химические соединения, однородность (гомогенность) которых не подлежит сомнению. В любых дефинициях понятия "минерал" вплоть до совсем недавнего времени прежде всего постулировались и весьма настойчиво акцентировались оба, казалось бы, неотъемлемых свойства минералов: постоянство и определенность их химического состава, равно как и неразрывно с этим связанная внутренняя однородность.

Есть и другая версия, согласно которой слово "минерал" производится от латинского mina - подземный ход, штольня; возможно, впрочем, что и само слово minera тоже связано с mina. Кстати говоря, русское слово "руда", также появившееся в средние века, является производным от старинного славянского "рудой", или "рудый", означающего рыжий, рыже-бурый, темно- и жарко-красный цвет (по В.И.Далю); в такие цвета окрашены болотные руды Карелии, из которых впервые на Руси стали выплавлять железо. В ряде западно-славянских языков слово "руда" означает "кровь"; можно, стало быть, понимать глубинный смысл горняцкого термина "руда" как "кровь горных (рудных) жил".

Как бы отталкиваясь от факта неоднородности и полиминеральности громадного большинства горных пород, еще не столь давно смешиваемых с минералами, а теперь перешедших во "владение" петрографов, минералоги, в поисках надежного критерия для разграничения "сфер влияния" с петрографами, выдвинули на первый план утверждение о том, что уж они-то изучают природные кристаллические вещества вполне определенного (в каждом конкретном случае) и постоянного состава, - химические соединения , однородность (гомогенность) которых не подлежит сомнению. В любых дефинициях понятия "минерал" вплоть до совсем недавнего времени прежде всего постулировались и весьма настойчиво акцентировались оба, казалось бы, неотъемлемых свойства минералов: постоянство и определенность их химического состава, равно как и неразрывно с этим связанная внутренняя однородность.

В.И.Вернадский еще в начале XX века определил минералы как продукты природных химических реакций, протекающих в земной коре и в недрах Земли. Это совершенно правильное определение остается в силе и сейчас, но ввиду его слишком общего характера нуждается в дополнительном уточнении и конкретизации.

Между тем применение рентгенографии к изучению минералов (с 1915 г.) не только не поколебало общей уверенности в их однородности, но, как это ни парадоксально звучит, даже укрепило ее, установив индивидуальность кристаллической структуры различных минералов (подробнее о кристаллической структуре минералов см. в главе 2А). Дело в том, что рентгенография - интегральный и не очень чувствительный метод; она "не замечает" ни тонкодисперсных минеральных выделений, ни примесей, присутствующих в низких концентрациях.

Правда, сочетание рентгеноструктурного и химического анализа позволило выявить в мире минералов многочисленные изоморфные ряды и серии (об изоморфизме см. ниже, п. 1.12.), химический состав промежуточных членов которых закономерно меняется в рамках, определяемых составами конечных членов рядов (например, ряд оливина : форстерит Mg 2 SiO 4 - фаялит Fe 2 SiO 4). Но это, хотя и очень важное, положение носило, скорее, общий характер, т.е. касалось в основном минералогической систематики, ее упорядочения и дальнейшей разработки классификации минералов на кристаллохимической основе. По отношению же к отдельно взятым кристаллам или иным выделениям минералов укоренившийся в умах минералогов традиционный взгляд на них как на внутренне однородные вещества постоянного состава оставался незыблемым, по-видимому, вплоть до рубежа 60-70-х гг. XX века.

Именно к этому времени относится все более широкое проникновение в минералогические исследования новых методов , в основном заимствованных из арсенала физики твердого тела и базирующихся на использовании аппаратуры с большой разрешающей способностью - прежде всего, электронного микроскопа, в том числе высокого разрешения (позволяющего подчас непосредственно видеть и различать отдельные молекулы вещества и даже узлы кристаллической решетки), и электронного микрозонда, дающего возможность проводить локальный микрорентгеноспектральный анализ минералов, т.е. определять их элементный состав "в точке".

К двум названным методам следует добавить еще нейтроно- и электронографию (в "паре" с электронной микроскопией), способствующие уточнению кристаллических структур минералов, инфракрасную (ИК) спектроскопию - метод исследования состава и структуры вещества на уровне молекул и радикалов, люминесцентную спектроскопию, методы резонансной спектроскопии (электронный парамагнитный резонанс - ЭПР, ядерный магнитный резонанс - ЯМР, ядерный гаммарезонанс - ЯГР, основанный на эффекте Мессбауэра), "чувствующие" отдельные "точечные" примесные и радиационные дефекты в кристаллах, а также фиксирующие характер "расселения" атомов и ионов в кристаллической структуре (т.е. переводящие изучение ее тонких особенностей на атомный и даже на электронно-ядерный уровень).

Массовое применение этих и других физических методов в минералогических лабораториях всех развитых стран мира привело за последние примерно 25 лет к коренному пересмотру прежних представлений о реальных минералах.

Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран -

МОУ «Катайская средняя образовательная школа № 1»

Исследовательская работа

Окружающий мир Минералы

Ученик 4 «б» класса

Панов Максим

Учитель:

Галунчикова Елена

Николаевна

г. Катайск 2010 г

1. Введение

2. Минералы

2.1. Многообразие минералов

2.2. Происхождение минералов

2.2. Минералы вокруг нас

3. Интересное о минералах

3.1. Начало коллекции

3.2. Минералы Урала

4. Заключение

5. Список использованной литературы

1. Введение

Тема моей исследовательской работы – «Минералы».

Я выбрал эту тему, потому, что мне всегда нравились камни. Когда я был маленький, я набирал их полные карманы и носил домой. Я складывал их в коробочки, подолгу рассматривал, играл с ними. В песке, у реки или на дороге, я все время искал красивые и необычные камни. Мне было очень интересно, почему все камни разные, не похожи друг на друга? Откуда вообще берутся камни? Где найти настоящий минерал, и можно ли найти его под ногами? Что, если на Земле не будет минералов? А бывают ли съедобные минералы? Раньше я думал, что какой-то вулкан выкидывает камни наружу, когда я сплю. Или какая-то сила выталкивает их из-под земли.

Цель моего исследования – узнать ответы на возникшие вопросы.

Задачи работы:

· изучить литературу о минералах;

· выяснить, как образовались минералы на Земле;

· сколько существует различных минералов;

· установить, где можно найти минералы для коллекции.

Методы исследования :

Опрос других людей,

Изучение литературы,

Обращение к компьютеру,

Посещение музеев,

Наблюдение,

Исследование образцов из коллекции.

2. Минералы

2.1. Многообразие минералов

Если внимательно рассмотреть камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным - или в полосочку, из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что камешек состоит из разных минералов. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из них, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы - и огромные валуны, и мелкий песок. Красивые «поделочные» и драгоценные камни (нефрит, агат, бирюза, гранат, алмаз, сапфир) - это тоже минералы.

По определению, минерал - это твердое тело природного неорганического происхождения, имеющее кристаллическое строение и состав, который можно выразить химической формулой. То есть минералы - это кристаллы (или кристаллики), их можно пощупать, измерить, взвесить или хотя бы увидеть, пусть даже через лупу или в микроскоп. Сам термин "минерал", насколько известно, впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал "то, что из рудника", "ископаемое".

Сегодня известно около 3500 видов минералов, однако только несколько десятков распространены на поверхности земли.

Гранат Сапфир

2.2. Происхождение минералов

В природе минералы встречаются в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами. Такие природные соединения минералов называют горными породами. Например, гранит состоит из кварца, слюды и полевого шпата. На нашей планете насчитывается несколько тысяч горных пород. По способу происхождения горные породы и минералы разделяют на магматические, осадочные и метаморфические.

При извержении из недр Земли расплавленных горных пород образуются магматические породы . Это - гранит, андезит, базальт, габбро, перидотит. Раскаленная масса поднимается по природным трещинам, постепенно остывает и затвердевает. Иногда расплавленные породы изливаются на поверхность Земли в виде лавы (при извержениях вулканов) и также застывают.

Гранит Базальт

Из обломков древних пород, разрушаемых ветром и резкими перепадами температур, возникают осадочные породы . Такие обломки и песчинки часто вместе с остатками растений и животных накапливаются на дне океанов и морей. Это процесс очень длительный и непрерывный, поэтому на уже осевшие обломки и частицы постепенно наносятся следующие слои, под тяжестью которых нижние слои уплотняются. Образуются известняк, песчаник, гипс.

Если осадочные или магматические породы попадают на большую глубину, то под действием высоких температур и давления они сильно изменяются и превращаются в новые горные породы - метаморфические. Таким способом из мягкого и рыхлого известняка образуется твердый мрамор.

Таким образом, Земля в своих глубинах вынашивает, а затем создает феноменальное творение - камни. Этот процесс скрыт от наших наблюдений, так как происходит глубоко в недрах Земли. В результате процессов, связанных с внутренним жаром Земли, под громадным давлением образуется основная масса минералов.

2.3. Минералы вокруг нас

Со многими минералами мы действительно имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день - с самым жизненно важным, незаменимым минералом № 1 - обыкновенной поваренной (каменной) солью, галитом. Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, - минерал, который геологи называют галит. Соль не только растворена в морской воде. Она встречается и в горах в виде кристаллов. Такая каменная соль и называется галит. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. Название происходит от греческого «галлос» - морская соль. По цвету он преимущественно белый, бывает бесцветным. Иногда из-за примесей других минералов приобретает интенсивно синий или красный цвет.

Без остальных минералов жить кое-как можно; хотя что за жизнь, например, без полевого шпата, из которого делают фарфор, фаянс и зубные пасты; или, тем более, без минералов - драгоценных камней? Природные камни, применяемые в строительстве, тоже состоят из минералов. Некоторые минералы служат источниками металлов, из которых делают гвозди и часовые механизмы, провода, микросхемы, компьютеры и еще множество нужных вещей. Один из самых распространенных минералов - кварц. Именно из него в основном состоит песок на пляже и в карьере.

3. Интересное о минералах

3.1. Начало коллекции

Когда я был маленький, у меня появился первый минерал - агат. Это было так: мы с дедушкой ездили в село Боровое. Знакомый моего дедушки подарил мне агат. Он сказал мне: «Этот камень называется агат. Я подарю тебе его, он защищает от болезней». Этот камень всегда лежит у меня на столе. Он мне очень нравится. Он имеет неповторимый красивый рисунок и цвет. С одной стороны он отшлифован.

Мой агат

Минерал агат - красивый поделочный камень, он считается полудрагоценным. Агат бывает голубовато-серым, темно-серым, белым и коричневым. Месторождение агатов есть в Катайском районе. Агат находят у реки Синара около села Зырянское. Здесь находится Зырянский карьер. Летом я был там и наблюдал за работой техники в карьере. Мой папа рассказал мне, что здесь добывают минерал – гранит. Его дробят и получают щебень, который используют при строительстве дорог. Летом я хочу поехать к реке Синара, и возможно, найти минералы для своей коллекции.

Зырянский карьер

Я собираю камни для коллекции у реки, озера, в горах, в лесу и просто на дороге. Сейчас издательством «Де Агостини» выпускается журнал «Минералы- сокровища Земли». Он интересен тем, что с каждым номером журнала я получаю образец какого-либо минерала для коллекции.

Ещё мне нравится минерал Арагонит. Он мне интересен формой.

Арагонит из моей коллекции

После кальцита арагонит – самый известный карбонат кальция. Он образуется при низких температурах, например, в пещерах. Визитная карточка арагонита- шестигранные призматические тройники, то есть срастаются три кристалла. Встречается арагонит в Испании, Марокко, а также в России на Урале.

3.2. Минералы Урала

Я узнал из сети Интернета, что Урал - район с которого началась минералогическая слава России. Сегодня в этом район находят множество интересных минералов для коллекций. На Урале находят практически все известные минералы, золото, платина, топаз, гематит, изумруд, пирит, хризолит и другие. Пожалуй, ни одна страна, ни один уголок нашей планеты не может сравниться с нашим седым Уралом по богатству и разнообразию минеральных ресурсов.

Особенно много различных минералов встречается в Ильменских горах, на территории Челябинской области, недалеко от города Чебаркуль. Там находится знаменитый Ильменский заповедник. Я побывал в этом заповеднике. В музее представлены образцы горных пород и минералов Ильменских гор. Там, представлены 764 минеральных вида и их разновидностей. Также я был на выставке минералов в Краеведческом музее города Челябинска. Мне очень понравилось на этих выставках. Там я увидел множество камней, различных минералов, очень красивых и разнообразных. Я узнал, что некоторые камни, найденные мной, являются минералами, например, горный хрусталь.
Горный хрусталь встречается на Урале почти повсеместно. Цветные разновидности горного хрусталя имеют свои названия. Горный хрусталь, кристаллический кварц, относится к наиболее распространенным минералам на земле.

Я узнал из Интернета, что искать минералы для коллекции можно везде! В первую очередь, конечно, на различных рудниках и карьерах, а также в скалах, осыпях, речных каньонах, речной гальке. Камни для коллекций находят даже на склонах железных и автомобильных дорог, в строительных котлованах, различных канавах.

В гальке горного хрусталя одной из Уральских речек живет яркая радуга

Отдельные кристаллы и включения пирита в жильном кварце, золото гор. Встречается в горах Урала почти повсеместно.

Пещерный оникс, сталагмит в разрезе. Пещеры Среднего Урала

4. Заключение

Проведя свое исследование, я установил, что:

5. Список использованной литературы

1. Планета Земля. Энциклопедия. – М.: Издательский дом «РОСМЭН», 1997.

2. Райли П., Оливер К. Земля и океаны. – ЗАО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.

3. Минералы. Сокровища Земли. – ООО «Де Агостини», 2009.

4. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийная энциклопедия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

5. Сеть Интернет.

Доклад для защиты работы

Тема моей исследовательской работы – «Минералы». Я выбрал эту тему, потому, что мне всегда нравились камни. Мне было очень интересно, почему все камни разные, не похожи друг на друга? Откуда вообще берутся камни? Где найти настоящий минерал, и можно ли найти его под ногами? Что, если на Земле не будет минералов? А бывают ли съедобные минералы?

Я предполагал, что какой-то вулкан выкидывает камни наружу, когда я сплю. Или какая-то сила выталкивает их из-под земли.

Цель моего исследования – узнать ответы на возникшие вопросы.

Задачи моей работы :

Изучить литературу о минералах;

Выяснить, как образовались минералы на Земле;

Сколько существует различных минералов;

Установить, где можно найти минералы для коллекции.

Использовались следующие методы исследования: опрос других людей, изучение литературы, обращение к компьютеру, посещение музеев, наблюдение, исследование образцов из коллекции.

План исследования был таким:

1. Изучить происхождение минералов и горных пород, свойства минералов, их применение в повседневной жизни человека.

2. Узнать, какие минералы встречаются на Урале. Как можно пополнить коллекцию минералов.

Проведя свое исследование, я установил, что :

Из минералов, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;

Известно около 3500 видов минералов;

Процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;

Единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;

Минералы широко применяются в строительстве и промышленности;

На Урале можно найти практически все известные минералы;

Искать минералы для коллекции можно везде!

На основе полученных мной данных можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.

Я очень хочу побывать в Уральских горах, Ильменских горах, Кунгурских пещерах. Мне очень интересны минералы и камни. Я буду продолжать собирать коллекцию минералов.