Когда пасха и троица в году. Когда праздновать католическую и православную пасху. Что нужно знать перед походом в храм

Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha , от ивр. ‏פסח‏‎‎‎ ), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение - главное богослужебное событие церковного календаря, древнейший и самый важный христианский праздник, отмечавшийся ещё во времена апостолови установленный в честь Воскресения Иисуса Христа- центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. Название праздника в русском и многих других языках происходит от еврейского слова Пе́сах, которое обозначает иудейскую Пасху и связано со словом пасах - «миновал» (иногда название толкуют как «минул, обошёл»).

Даты пасхального воскресенья:

Пасха Христова 2016 -1 мая ; Пасха Христова 2017 -16 апреля ; Пасха Христова 2018 -8 апреля ; Пасха Христова 2019 -28 апреля ; Пасха Христова 2020 -19 апреля

Арамейское название праздника звучит как писха, и существует мнение, что именно через арамейский язык слово «Пасха» вошло в греческий.

Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена. У христиан название праздника приобрело иное толкование - «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу».

Ветхозаветная Пасха, как и нынешний праздник Пе́сах (еврейская Пасха), праздновалась в память исхода евреев из Египта, то есть освобождения евреев от рабства. Название «Пе́сах» (ивр. ‏פסח‏‎‎‎) означает «миновал», «прошёл мимо». Оно связано с рассказом о десяти египетских казнях.

Одно бедствие («казнь») сменялось другим, и наконец за отказ фараона отпустить израильский народ Бог «наказал Египет страшной казнью», убив всех пе́рвенцев, то есть всех первых по старшинству потомков мужского пола - и у людей, и у ското́в. Казнь миновала лишь первенцев иудеев, жилища которых Бог различил по условному знаку (крови а́гнца на косяке двери) и прошёл мимо:

«А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Исх. 12:12 »

После последней казни фараон отпустил еврейский народ вместе с его стадами, а напуганные египтяне торопили евреев, чтобы те скорее ушли (Исх. 12:31-33).

Как исторически, так и этимологически ветхозаветная Пасха была связан с исходом евреев из Египта через Чермное море (Залив Бардавиль на севере Синая, или Суэцкий залив Красного моря).

Пасхальный агнец

В память об этих событиях «всему обществу Израилевых» предписывалось вечером 14-го ниса́на (первого месяца еврейского календаря) приносить в жертву а́гнца - однолетнего ягнёнка или козлёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опре́сноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1-10, Чис. 9:1-14). Вкушение пасхальной трапезы выступало как «свидетельство главного события всей ветхозаветной истории» - исхода евреев из Египта.

Пасхальный агнец иначе именовался «пасхой» («песахом»). Такое употребление можно найти, в частности, в рассказах евангелистов о Тайной Ве́чери (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15).

Пасха в Новом Завете

Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них рассказ о Тайной Ве́чери, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15), и о последующем распятии Иисуса Христа.

Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия.

Поскольку казнь состоялась в пятницу, «то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу … просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19:31), и воины перебили голени распятым разбойникам, однако же, «придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32-32). Иоанн Богослов, который рассказывает об этих событиях, находит в них исполнение слов Священного Писания: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36).

Новое понимание пасхальной жертвы хорошо отражают слова апостола Павла (1Кор. 5:7):

«…Пасха наша, Христос, заклан за нас.»

Прекращение ветхозаветных жертв

После разрушения в 70 году Иерусалимского храма ритуальное закла́ние пасхального агнца прекратилось, и в современном ритуале совершения Песаха о нём напоминает предписание «съесть небольшой кусочек испечённого мяса» во время ночной трапезы.

Раннее христианство

После Пятидесятницы христиане начали совершать первые богослужения Евхаристии, посвященные воспоминанию смерти Иисуса Христа. Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианств.

В некоторых ранних источниках говорится о еженедельных празднованиях: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье - днём радости (Тертуллиан, «De corona mil.», гл. 3). Эти празднования становились более торжественными в период еврейского Песаха - годовщины смерти Христа.

В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейским Песахом - 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 - PL 26,192). Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы - то есть в воскресенье. Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквах. В сочинениях ранних христианских писателей - в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского - есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» - πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, она совпадала с еврейским Песахом, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная» - πάσχα άναστάσιμον, pascha resurrectionis. В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих древних праздников. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные четыренадесятниками или квартодециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп, епископ Смирны, посетил римского епископа Аникета, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Позднее, в 190-192 гг., римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, выступил против отлучения малоазийцев, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви.

Многие общины ориентировались на принятые у иудеев расчеты пасхального месяца. К этому времени твердая связь между равноденствием и месяцем нисаном не соблюдалась, и в некоторые годы это приводило к празднованию Пасхи до дня весеннего равноденствия (то есть, наступления нового астрономического года). Эта практика не принималась другими общинами.

Первый Вселенский собор

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названном Первым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия:

«Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… »

Как сообщает историк, епископ и участник собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на Первом Вселенском все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время:

«Глава 14. Единогласное определение Собора касательно Веры и (празднования) Пасхи:

Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.»

Евсевий Кесарийский, пересказывая слова императора Константина, приводит и аргументы, которыми руководствовались отцы Первого Вселенского собора для такого решения:

«Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз.

Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся.»

Днём Пасхи был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия.

Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни. В Александрии были созданы пасхальные таблицы - пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. В VI-VIII веках эта Пасхалия была принята западной церковью.

Исходное определение Первого Вселенского собора относительно Пасхи стало основанием для церковного устава.

Поместный Антиохийский собор 341 года в своем первом правиле требует строгого соблюдения решений Первого Вселенского собора о дне празднования Пасхи под страхом отлучения от Церкви и извержения из священнического сана.

Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней».

Средние века и Новое время

В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию. Но в течение почти 500 лет после Никейского собора Пасха праздновалась по разным пасхалиям. Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Восточная или Александрийская Пасхалия построена на четырёх ограничениях, изложенных Матфеем Властарем:

«Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое - мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе - совершать не в один день с иудеями; третье - не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое - и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету. Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях, - отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений.»

В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии. В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь, в частности в правиле Великого Константинопольского собора 1583 года сказано:

«Ζ. Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить - да будет анафема»

В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

Современность

В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл т. н. «Всеправославное» совещание с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской церквях после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе.

В марте 1924 года на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская церкви. Румынская церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924 года.

Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года. 20 мая 1926 года Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки прежде принятому соборному решению, вводит новый календарь. В греческих церквах произошел масштабный церковный раскол, не уврачеванный по сей день. Образовалось несколько самостоятельных старокалендарных греческих Синодов.

На Московском Совещании 1948 года было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными церквами по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, по которому живёт данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская православная церковь.

Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Афон.

Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь.

Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники - по новому стилю.

В Великобритании Пасхальный Акт 1928 года устанавливал дату Пасхи на первое воскресенье после второй субботы апреля; однако данное постановление не вступило в силу. В 1997 году на саммите в Алеппо (Сирия) Всемирный совет церквей предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре (также второе воскресение апреля) либо утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа была назначена на 2001 год, но не была принята всеми членами Совета.

Общее правило для расчёта даты Пасхи:

«Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь) (Матфей Властарь, Синтагма. О Святой Пасхе).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);

Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье;

Для расчёта даты полнолуния в год Y надо найти золотое число G - порядок года в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);

В 1 год н. э. золотое число равнялось 2, соответственно в год Y от Р. Х.

G = (остаток от Y/19)+1;

Основание Луны - число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы. Разница между основаниями последующиx годов равна 11. Число дней лунного месяца равно 30.

Основание = остаток от (11·G)/30 .

Новолуние = 30 - Основание;

Полнолуние = Новолуние + 14;

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Однако восточные (православные, греко-католики и верующие древневосточных церквей) и западные (католики латинского обряда и протестанты) христиане используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Согласно восточной традиции, Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) выпадает на один из 35 дней в период с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю (что в XX-XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (25 марта), то она называется Кириопасха (Господня Пасха). Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую субботу перед православной Пасхой.

В Римско-католической и протестантских церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. В XVI веке Римско-католическая церковь провела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, не соответствующие реальному положению светил). Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.

Расхождение между датами Пасхи в восточных и западных церквях вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями (13 дней в XXI веке). Западная Пасха в 30 % случаев совпадает с восточной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % - на 4 недели и в 20 % - на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Вечный календарь из Швеции для вычисления дня Пасхи в 1140-1671 по юлианскому календарю. Каждая руна соответствует определённому номеру недели, на которую будет приходиться праздник

Пасха в церковном году

К Пасхе привязаны важнейшие переходящие праздники, отмечаемые в последовательности евангельских событий:

Лазарева суббота; Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи:

По древнему иудейскому преданию, Мессия - Царь Израилев должен быть явлен на Песах в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя (Ин. 12:12);

Страстная Седмица - неделя перед праздником Пасхи:

Вели́кий понедельник , Страстно́й понедельник - понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Вели́кий вто́рник - вторник Страстной недели, в который вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме.

Вели́кая среда́ , Страстна́я среда - среда Страстной недели на которой вспоминается предательство ИудойИисуса Христа и помазание его миром.

Великий четверг - Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху(Песах). Евангелие от Иоанна и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху после дня казни Христа, то есть двумя днями позже. Одно из объяснений, также с учётом кумранских находок, предполагает, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветный Песах - агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной Пасхой - Христом, Его Телом и Кровью;

Страстная пятница - по традиции, перед праздником Песах Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает, что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху(Песах) есть прообраз Пасхи новозаветной - заклания Христа как Агнца Божьего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя. При погребении присутствуют Мария Магдалина и «другая Мария»;

Великая суббота - первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых;

Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово» (наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170-1180-х гг.)

Пасха - Светлое Христово Воскресение:

Воскресение Христово (первый день после субботы) - после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Явление Христа ученикам;

Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме - явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверение Фомы:

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

Христос продолжает являться ученикам в течение сорока дней после своего Воскресения, в частности, на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы (о чём сообщает Иоанн Богослов), а также более чем пяти сотням свидетелей (1Кор. 15:6);

Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи:

На сороковой день после Воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов;

Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы):

На пятидесятый день после Воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

Пасхальные традиции

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста - времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

Пасхальное богослужение

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром - с рассветом.

Пасхальное приветствие

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16), также 1Пет. 5:14, 1Кор. 16:20.

Пасхальный огонь

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Пасхал

В католическом богослужении перед началом Пасхальной службы возжигают Пасхал - особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем верующим, после чего начинается служба. Эта свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.

В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой костёр. С одной стороны, смысл костра такой же, как и у пасхальной свечи, - огонь есть Свет и Обновление. Пасхальный костёр также разводят для символического сожжения Иуды (Греция, Германия). С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра, у которого грелся Пётр. В дополнение к световой иллюминации костров и фейерверков используют всяческие хлопушки и «шутихи» для торжественности праздника.

Пасхальная трапеза

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи и пасхальные яйца, приготовленные к праздничному столу для разговения после Великого поста.

Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него, и поэтому яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его».

Пасхальные яйца. Творожные пасхи

В православной традиции обычай дарить яйца связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию.

Согласно изложению Димитрия Ростовского, святая равноапостольная Мария Магдалина нашла возможность явиться к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!» Выбор яйца как подарка, согласно святителю Димитрию, был вызван бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора.

Хотя яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа. (Вообще, красный цвет характерен для Пасхи. В частности, таков цвет богослужебных облачений этого праздника.)

В православной традиции с Пасхой связан а́ртос - особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы, который в русской приходской практике освящается в конце Пасхальной литургии, после заамвонной молитвы. Этот хлеб на протяжении всей Светлой Седмицы находится в храме и раздаётся верующим после литургии в Светлую субботу. «В России распространен обычай не потреблять артос полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак», что происходит в особых случаях, например, при болезни.

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы (на практике, конечно же, это редко соблюдается).

Пасхальный крестный ход

Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

В Римско-католической церкви крестный ход совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.

Пасхальный звон

В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.


Пасха в 2017 году – самый главный христианский праздник и радостное событие не только для православных, но и для католиков. Он несет в себе величайшую любовь и надежду на духовное очищение. В этот день двери каждой церкви открыты для желающих принести и освятить пасхальные куличи, крашеные яйца и другие лакомства, доступные после .

Когда наступает праздник, и какого числа православная Пасха в 2017 году?

Христианская Пасха в 2017 году, как и всегда, отмечается в воскресенье. В этом году один из редких случаев, когда Пасха в 2017 году у православных совпадает с празднованием католической Пасхи. Чаще всего разница между датами православной и католической Пасхи бывает в несколько недель, а в этот раз все католики отмечают праздник совместно с православными.

Для того чтобы определить дату Пасхи в 2017 году, достаточно просто обратиться к церковному календарю. Если вы хотите высчитать эту дату самостоятельно, сделать это можно с помощью лунного календаря. Определите полнолуние после дня весеннего равноденствия: следующее воскресенье после этого дня и станет радостным праздником Пасхи в 2017 году.

История празднования

Светлый и радостный христианский праздник знаменует веру в Бога и его силы. Именно с этого дня началась когда-то новая эпоха. Приняв мученическую смерть за человеческие грехи, воскресший на третий день по воле Господа и во славу его Иисус стал символом человечества, знамением того, что любой сможет войти в Царство Божие после завершения земной жизни.

Для верующих христиан время пасхальных праздников – главное событие года. Подготовка к празднику начинается задолго до начала Пасхи. Суть поста – подготовка духа и тела к празднованию воскрешения Сына Божьего. Во время поста задача состоит не столько в физическом очищении при отказе от многих продуктов, сколько в возможности познать свою силу духа и очиститься духовно.

Продолжается пост 40 дней, столько же длился пост Христа после его . Следует за ним Страстная Седмица.

Символами праздника воскрешения являются:

  1. Жизнь (представленная в виде пасхального кулича, крашеных яиц).
  2. Вода (пасхальные ручьи).
  3. Огонь (Благодатный огонь, выносимый из гроба Господнего).

В ночь празднования Пасхи все верующие люди шли в церковь, слушали праздничное богослужение и святили пасхальную корзину с куличами и крашеными яйцами.

Католическая Пасха

Празднование католической Пасхи отличается немногим. Католики также красят яйца, ходят на ночную службу и поздравляют родных и близких. Особым обрядом считается крещение взрослых людей в ночь перед праздником. Католики верят, что это принесет им счастье и удачу.

Семейный обед – неотъемлемая часть праздника. Родные собираются за общим столом, который обязательно украшают пасхальной атрибутикой, сладостями и выпечкой. Дети, взрослые и влюбленные обмениваются крашеными яйцами, а на улицах целый день проходят театральные представления на религиозную тему.

Традиции, обряды и приметы

Пасхальные обряды и традиции предполагают множество правил. После ночной пасхальной службы люди приходят домой и начинают разговляться (то есть позволять себе принимать пищу, от которой долгое время отказывались). Особенно этот обряд значим для тех, кто постился весь срок. Делать это нужно правильно, в первую очередь нужно разбить и скушать яйцо. После вкушения яйца кушают пасхальный кулич. После этого можно приступать и к другим продуктам. Для большинства детей любимой традицией является разбивание яиц. Для этого каждый выбирает яйцо и бьет его о другое. Выигрывает тот, чье яичко останется целым.

Еще выходя из церкви, все знакомые люди должны приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!», ответом на это приветствие должно быть «Воистину воскрес!», люди обнимают друг друга и обмениваются троекратным поцелуем в щеку.

Приготовление пасхальных куличей и покраска яиц перед Пасхой также является традицией для многих. Родные люди собираются и проводят вместе время за разговорами и подготовкой к светлому празднику, это объединяет и наполняет души любовью.

Среди католиков символом Пасхи считается кролик. Это он приходит в дом и оставляет угощения в корзинах. Рисунки кролика присутствуют в большинстве атрибутов праздника – открытки, разнообразные сувениры, шоколадные конфеты, крашеные яйца и печенье производятся с его изображением.

Кроме основных традиций, существуют народные приметы и обряды, вот основные из них:

  1. Пришедший первым в дом после ночной службы привлечет к себе удачу на весь год.
  2. Привлечь богатство можно, если окунуть золотые украшения в воду с освященным яйцом.
  3. Прокатив по лицу ребенка пасхальное яйцо, можно защитить его от сглаза.

Праздничные запреты

В период до Великого поста в церкви нельзя преклонять колени в молитве: разрешено это после Воскрешения. Такое же ограничение распространяется и на колокольный звон, возобновляющийся после Пасхи.

Пасха – чистый и светлый праздник, в этот день не следует заниматься уборкой, стиркой, выполнять ремонтные или сельскохозяйственные работы. В этот день в церкви не поминают усопших и не проводят никакие обряды. Пасха – это праздник духовного возрождения и очищения собственной души и мыслей. В этот день родные люди собираются за одним столом и наслаждаются общением друг с другом, думают о хороших делах и отгоняют прочь хмурые мысли.

Зная, какого числа Пасха в 2017 году, каждый верующий человек сможет подготовиться к этому празднику, изучив все традиции и историю празднования, очистив свою душу и тело от накопившегося негатива за год.

    Каждый год Светлое Христово Воскресенье празднуется выходя из числа. Это значит что этот праздник более привязан к дню недели (воскресенью) ближайшему к расчетной дате. Пасха Православная празднуется как правило спустя неделю после празднования Пасхи Католической.

    Православная Пасха будет праздноваться -

    • в 2016 году 1 мая,
    • в 2017 году 16 апреля,
    • в 2018 году 8 апреля,
    • в 2019 году 28 апреля.

    Католическая Пасха будет праздноваться -

    • в 2016 году 27 марта,
    • в 2017 году 16 апреля,
    • в 2018 году 1 апреля,
    • в 2019 году 21 апреля.
  • Праздник конечно очень светлый, и особенно он запинается с малых лет, ведь дети впитывают в себя всю доброту и все приятные события который происходят, и когда вырастут будут творить еще больше добрых дел.

    дата Пасхи в 2016 году выпадает на 1-е мая, а до этого с 14-го марта по 30-е апреля пройдет Великий Пост.

    Поскольку Пасха как Католическая так и Православная не имеет постоянной календарной даты, то ежегодно даты Светлого праздника Пасхи меняются.

    Пасха - это переходящий православный праздник и каждый год празднуется в разные дни.

    Вот здесь можно смотреть за всеми переходящими православными праздниками вплоть до 2099 года.

    Для определения даты празднования Пасхи и других переходящих православных праздников действует так называемая Пасхалия,т.е. система расчтов.С учтом того,что Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния,Пасха согласно этим расчтам выпадает на промежуток между 4 апреля и 8 мая по новому стилю (старый стиль с 22 марта по 25 апреля). Конкретно по годам и по новому стилю получаем следующие даты на ближайшие 5 лет:

    Я не богослов и мне как-то непонятно,почему нельзя установить конкретную дату Воскресения Христа. Ведь для Рождества точная дата есть.Хотя так даже интересно.Лично для меня Пасха - любимый церковный праздник с детства и до сих пор. Помню,как в 50-е годы,там,где жила наша семья Пасху праздновать было нельзя. Поэтому мама тайком красила яйца,а цветные скорлупки прежде чем выбросить,заворачивали в газетку,дабы никто не увидел.

    По лунно- солнечному календарю ежегодно Светлое Воскресение отмечается по переходящим числам и основное празднование выпадает на апрель. 2016 исключение, православное Светлое Воскресение будет поздним праздником-1 мая. В 2017 году- 16 числа отпразднуют Пасху Католическая и Православная церковь. В следующие два года католическая церковь отпразднует Пасху на неделю раньше православной- 2018- 1 апреля и 2019- 21 апреля.

    Православная Пасха каждый год случается в разные даты.

    Православной Пасхе предшествует 7 недель Великого Поста.

Дата в 2019 году: в апреле 28 числа, воскресенье.

Уже несколько тысячелетий верующие и даже люди, далекие от церковных традиций, радуются в пасхальный день великому чуду, связанному с воскрешением Иисуса Христа. Этот праздник – Пасха, один из самых древних в истории христианства и почитаемых торжеств. За время его существования церковные правила празднования обросли интересными новыми ритуалами. А благодаря народной наблюдательности собралась огромная копилка ритуалов и примет, которые связаны с днем празднования Пасхи.

Пасха относится к таинственному и светлому празднику, возвышающему воскрешение Господне. Для всех христиан этот праздник считается самым большим и торжественным. Одно из поверий гласит, что звон пасхальных колоколов и радостные приветствия: «Христос воскрес» – яркие признаки торжества добра и любви. И пока они звучат, в мире будет мир и согласие. Поэтому все люди, не смотря на глубину их религиозных чувств, в этот светлый день стараются посетить церковь и соблюсти большинство традиций.

История светлого праздника

Происхождение самого слова « Пасха» имеет древнееврейские корни. В первоначальном звучании « Пехас» оно обозначало «прошел мимо, миновал». А сам праздник был посвящен исходу из Египта еврейского народа.

Христианская Пасха историю праздника и смысл имеет глубоко сакральный. Причем и значение обрело новую окраску. Праздник всегда отмечают весной, в дни, когда пришло время пробуждения.

Переход от земли к небу, от смерти к жизни, воскрешение – вот он глубокий смысл Пасхи. И всегда это воскресенье – день, когда воскрес Господь после принятия мученической смерти. Жизнь победила смерть, дух возобладал над плотью.

Это особый день, когда все верующие радуются главному событию христианского мира, и даже рьяные атеисты не прочь поддержать традиции. По крайней мере, пасхами, куличами и крашеными яйцами угощаются все.

Дата Пасхи в 2019 году, какого числа будет праздник, хорошо известна, так как прописана в церковном календаре. Она приходится на конец календарной весны, и будет праздноваться православными 28 апреля.

Пасхальное освящение

Первые ритуальные действа начинаются еще с вечера субботы, когда прихожане в красивых праздничных одеждах с богатыми пасхальными корзинами спешат в церковь, чтобы успеть на ночную службу.

Именно во время этой торжественной литургии священники сообщат о радостной новости, что Христос Воскрес.

Ритуал всегда начинается со входа в храм, где проводится обход всей службы. Обстановка торжественная и волнующая, так как каждому известно, что в это время Ангелы спешат вывести Спасителя из гроба, и даже святые спускаются с икон, чтобы поцеловаться.

С заутренней начинается освящение пасхальных корзин, куда принято класть все съедобные символы Пасхи. Старательные хозяйки специально для праздника напекли куличей, приготовили творожные пасхи, подготовили крашенки и писанки, запекли колбасы и буженину.

Кроме пасхальных символов, в корзинку для освещения по церковным канонам не положено класть различные изыски.

Пасхальный стол, корзинка и символы

В корзинке для освящения и на праздничном столе обязательно должны быть определенные продукты. Именно с таких угощений начинается разговение.

Пасхальная корзинка

Пост закончен и можно смело отведать разных вкусностей. Только обязательно трапеза начинается с освященных в церкви продуктов.

Сдобный кулич

Это главный пасхальный символ. Именно этому угощению отведено центральное место и в самой корзинке, и на пасхальном столе, да и в церковной церемонии.

Сдобные куличи

Хлеб отождествляется с телом Христа, с его жертвой. Именно хлеб Апостолы поставили после воскрешения перед Господом. И во время Тайной Вечери Иисусом был благословлен дрожжевой хлеб.

Только на Пасху готовится сдобный, сладкий, воздушный хлеб. Хозяйки стараются, чтобы их куличи получились изысканными, как и сам праздник – светлый и радостный.

Яйца являются вторым атрибутом Пасхи. Но церковным символом считается именно красное яйцо. Это связано с красивой легендой, рассказывающей о покраснении обычного куриного яйца в руках императора Тиберия, который не поверил словам Марии Магдалины о чудесном воскрешении.

Конечно, хозяйки стараются подготовить необычные крашенки: расписывают узорами и обклеивают картинками, окрашивают в яркие цвета всех оттенков радуги.

Но вот в корзинку и на праздничный стол кладут именно красные яйца без рисунков. Именно с них должна начаться праздничная трапеза.

Готовят это символическое угощение из молочных продуктов без выпечки с добавкой цукатов, сухофруктов и других сладостей.

Именно оно является у христиан символом достатка и сытой жизни. Кусочек такого угощения обязательно нужно оставить после праздника, если в семье ожидается пополнение в этом году.

Его дают роженице, чтобы у нее было много молока для новорожденного.

Мясные деликатесы

Каких только изысков из мяса ни готовят на пасхальный стол. Это колбасы и сало, ветчина и буженина. Исключением стала только кровяная колбаса, которую запрещено употреблять во время празднования.

Мясной характер символики объясняется его отождествлением с душевной радостью человека за выполнение Божьей воли. А еще свинья для христиан всегда была символом плодовитости, плодородия, а кабан – мужской силы.

Кроме таких угощений обязательно освещался хрен, перетертый со свеклой, как знак крепости корней веры, несокрушимости духа. Приносят для освящения соль, означающую достаток.

И обязательно берут свечи, символизирующие связь с Богом. Их после службы стараются донести до дома в зажженном виде, так как огонь от такой свечи в этот день священный, и связан с иерусалимским огнем.

Поздравления

В праздник светлой Пасхи желаем, чтобы в вашей жизни всегда была добрая мечта и искренняя надежда, возвышенная любовь и высокое стремление. И пусть в этот прекрасный день ваш дом наполнится звонким смехом и светлыми улыбками, нежным запахом ароматных куличей. Пусть случится настоящее чудо и у вас будет прекрасное настроение. Христос Воскрес!

Благостный звон церковных колоколов сообщает о великом чуде. И в доме разносится аромат куличей. Глаз радуют богатые пасхальные корзинки с писанками и крашенками. Пусть таким же богатым будет ваш душевный мир, а дух будет крепким и нерушимой вера. Желаем вашей семье мира и здоровья. Пусть ее покинут недуги и хвори, дом оставят беды и невзгоды, а душа навсегда избавится от тревог и обид.

Воскресает природа,

Воскресает душа,

Светлый праздник сегодня

В наши семьи спешит.

Праздник начинается,

Солнышко улыбается,

Светит всем с небес,

Ведь Христос воскрес.

Звучит церковный перезвон,

О празднике трезвонит он,

К нам Пасха в дом уже идет,

Душа от радости поет.

На столе кулич пасхальный,

Рядом бокал хрустальный,

Крашенки и яйца,

Не хватает леденца.

Мы накрыли стол пасхальный,

Будем вместе пировать,

Ведь сегодня праздник главный,

Время веселиться, не горевать.

Пусть наши души вера согревает,

И Господь никогда не оставляет.

И только добрые дела нас ждут.

Пусть будут в мире счастье и уют.

Лариса , 8 апреля 2017 .

Пасха – величайший праздник всего христианского мира. Именно в этот день воскрес Христос – основа христианской веры. День воскресения Христова празднуют не только православные, но и католики и все протестантские конфессии.

Праздник Пасхи в 2017 году. Католическая Пасха в 2017 году

Как правило, католическая и православная Пасха празднуется в разные дни. Но иногда эта дата может совпадать. Так будет и в 2017 году. Православная и католическая Пасха будет праздноваться 16 апреля. Все христианские конфессии каждый год вспоминают важнейшее событие в истории. Название «Пасха» было позаимствовано у еврейского народа. А именно «Песах». Хотя название праздника похоже, но значение у них совершенно разное. Еврейский Песах означает выход евреев из Египта, где они были рабами. Христиане же празднуют воскресение Христа и Его победы над смертью и грехом.

Когда в 2017 году Масленица и Пасха

Один из веселых праздников – Масленица, будет праздноваться в России с 20 по 26 февраля 2017 года. Целую неделю устраиваются гулянья и веселья по всей стране. Масленица символизирует собой предвестие начала Великого поста. Так как Масленица приходится как раз на последнюю неделю перед Великим Постом. После которого приходит долгожданный и великий праздник Воскресения Христова.

Если заглянуть в церковный календарь, то там не найдете праздника, как Масленица. Название пошло из народных примет и поверий.

Если посмотреть вглубь веков, то Масленица – это языческий праздник, который нес в себе три значения:

  • Первое из них – приветствие грядущей весны. Ожидание, что год будет обильным на плоды.
  • Второе значение – знакомство молодых девушек и парней для того, чтобы создавать семьи.
  • И третье значение говорило о продолжении рода.

Во время празднования Масленицы язычники прославляли бога Ярилу, который символизировал бога солнца, плодородия и грядущей весны. В честь этого бога пекли лепешки, а позже блины, которые напоминали солнце. Было поверье, что при откусывании блина человек получал тепло солнца, которое наполняло его жизнью и теплом.

Таким образом, языческая Масленица прижилась в православном народе и празднуется из года в год.

Праздник Пасхи в 2017 году. Христианская Пасха в 2017 году

Воскресение Христа – именно то событие, без которого бы не было христианского народа. Пасха празднуется каждый год в воскресенье. Ведь день «воскресенье» и был назван в честь воскресения Иисуса. В 2017 году Пасха будет праздноваться 16 апреля. Распяли Спасителя людей в пятницу и на третий день, по Писанию, Он воскрес.

Пасхе приписывают разные значения, но самое главное значение в том, что если человек надеется только на эту жизнь – он самый несчастный человек на земле. Ведь Пасха – это символ того, что после земной жизни существует вечная жизнь. Именно это значение открывает нам Библия – священная книга всех христиан на планете.

Католики и православные празднуют Пасху в разные даты, так как отсчет времени и календарь у них разные.

Праздник Пасхи в 2017 году. Пасха еврейская 2017

Песах, еврейская Пасха, также один из самых важных праздников израильского народа. В этот день, согласно Ветхому завету, Бог вывел весь народ из Египетского рабства, в котором они находились 400 лет. Выход евреев был ознаменован большими чудесами и карами над египтянами. Ведь фараон не хотел отпускать евреев. И Бог показал все Свое величие и славу, после чего фараон выгнал евреев из своей страны.

Бог заповедал праздновать выход из Египта. Чтобы будущие поколения знали, что случилось с их предками. И знали о том, какому Великому Богу они поклоняются.

В 2017 году еврейская Пасха будет отмечаться 11 апреля. Песах празднуют 7 или 8 дней. Стоит помнить о том, что еврейский календарь отличается от всех остальных календарей мира. По еврейскому календарю Песах будет праздноваться 14 нисана 5778 года, что соответствует 11 апреля 2017 года. Еврейский народ – особенный народ. Бог особым образом благоволит к нему. И праздники еврейские так же особенные. Ведь еще с выхода из Египетского рабства, праздник Песах практически не изменился ни в традициях, ни в обрядах и в своем значении.

Песах празднуют все евреи, независимо от их места проживания.

Праздник Пасхи в 2017 году. Что делают в Чистый четверг перед Пасхой

Чистый четверг в 2017 году приходится на 13 апреля. За три дня до Пасхи считается, что нужно сделать разные обряды, чтобы в будущем в доме была радость, счастье и все удавалось. Чистый четверг не празднуется, но имеет большое значение для православных верующих. Уже многие годы складываются поверья и обряды, которым следуют некоторые православные. И одно из поверий гласит, что так как после Чистого четверга наступает Страстная пятница, то нужно избавиться со старыми грехами, страхами и проблемами. Ведь не стоит в светлый праздник Воскресения нести груз прошлого и ненужного.

В этот день считают, что нужно сделать обряды, которые приведут к улучшению жизни.

  • Один из таких обрядов гласит о том, что после того, как семья проснулась в Чистый четверг, она должна умыться с серебряной посуды (монета или ложка). Легенда гласит о том, что подобный обряд дает человеку крепкое здоровье и красоту.
  • Каждый православный обязан в этот день убраться в доме. Очищение нужно провести как в доме, так с телом и в душе.
  • Вынести весь мусор из дома, убрать вещи, которыми давно не пользовались. Считается, что если любым предметом не пользовались больше 1 года, то ее нужно отдать бедным или выбросить. Такой обряд помогает освободить место для новых благословений в доме. Все знают, что мусор там, где мусорят. А там, где мусор, приходят плохие мысли, плохие слова и поступки. Исчезает любовь и добро. Именно поэтому нужно следить за чистотой в доме, по возможности.
  • Еще одно суеверное предание гласит о том, что если искупаться до восхода солнца в четверг, то уйдет усталость, боль. И тело наполнится новой силой. Перед тем, как искупаться, нужно помолиться. В молитве поблагодарить Всевышнего за все блага, что имеете в жизни. А также раскаяться во всех совершенных грехах. Советуют во время купания, это может быть душ или ванна, представлять, как вода смывает грязь с тела и души. После купания нужно облиться себя прохладной водой из кружки.

Приметы на Пасху 2017

Как и во все времена, приметы на Пасху 2017 имели свое значение. Например, по погоде определяли, какими будут предстоящие весна и лето.

По народному календарю могли предсказать будущую погоду на весну и лето.

  • Считалось, что если на Пасху ночное небо было звездным, то нужно было ждать заморозки.
  • Крестьяне верили, что если в этот день был теплым и ясным, то будущее лето будет наполнено солнцем, а значит, и урожай будет хорошим. Точно и наоборот, если небо пасмурное, то жаркого лета не жди.
  • Если на Пасху была гроза, то ждали позднюю и сухую осень.
  • А вот если на первый день Пасхи был мороз, это означало, что будет хороший урожай.
  • Если на Пасхальную неделю выпадали дожди, то будет хороший урожай пшеницы.
  • Суеверные поверья гласили, чтобы в будущем избежать неудач, нужно проснуться, чтобы не пропустить утреню.
  • Многие девушки имели надежду ушибить локоть. Суеверия гласили, что если это случится, то она встретит жениха в этом году.
  • Те, кто услышат стук дятла, по приметам, скоро будут жить в своем доме.
  • Удачными считались те люди, которые в этот день встречали рассвет или провожали разноцветный закат.
  • Те, кто в Пасхальную ночь приносили воду из колодца домой, таким образом изгоняли злые мысли и наговоры. Этой водой нужно было окропить все комнаты.
  • Считается, что те, кто родился в Пасхальную неделю, будут здоровыми и удача будет сопутствовать им по жизни.
  • Проспать утреннюю службу – означало иметь неудачу.
  • Девушки верили, что если на Пасху, после православного служения сказать: «Пасха Христова! Пошли мне жениха холостого!», то вскоре они выйдут замуж.
  • Считается, что на Пасху нельзя много пить алкоголя. И шуметь. А то будущий год будет неудачным.

Обряды в Чистый четверг перед Пасхой 2017

Кроме обрядов омовения, уборки и приготовления еды существовали и другие обряды, которых придерживались православные верующие.

  • Также в это время незамужние девушки старались привлечь к себе женихов с помощью разных заговоров и магии.
  • Проводились обряды для того, чтобы привлечь деньги и красоту.
  • Нужно было в этот день исповедаться. Чтобы будущий год быть вести благочестивую жизнь.
  • Принято давать подаяния бедным. Считается, что помогая другим, помогаешь себе. Священники говорят, что рука дающего не оскудеет.

Почему Пасха каждый год празднуется в разные дни?

Ориентируясь на лунный календарь, определяют дату празднования Пасхи. Неизменным остается правило – Пасху отмечают в первое воскресенье после первого полнолуния. Также христианскую Пасху не празднуют в один день с еврейской.

Что касается православной и католической Пасхи, то они ведут свое летоисчисление по разным календарям. Юлианского календаря придерживаются православные, а Григорианского – католические верующие. Поэтому и празднуют Пасху они в разные дни, а то и месяцы.

Еврейская Пасха постоянна и неизменна в своей дате празднования. Она всегда приходится на один и тот же день – 14 нисана. Пасха совпадает у католиков и православных раз в несколько лет. Например, в один день ее будут праздновать в 2017 году, а также в 2025, 2028, 2031, 2034 годах и так далее.

Когда после Пасхи родительский день?

Родительский день (Радоница) в 2017 году будут праздновать на 9-й день после Пасхи, 25 апреля. Этот праздник посвящен дню поминовения усопших. Свои корни праздник берет в языческие времена. Как ни странно, Православная церковь внесла этот языческий праздник в свой список праздников. В этот день проведывать кладбища, где похоронены родные и близкие люди.

Что делают в Страстную пятницу перед Пасхой?

Самый важный день перед Пасхой считается Страстная пятница. В 2017 году она выпадает на 14 апреля. В этот день распяли Спасителя людей – Христа. Он был избит, нес крест и преодолел свой путь, Виа долороса, чтобы умереть на холме Голгофа ради каждого человека на Земле.

  • В этот день религиозные, православные люди воздерживаются от веселия, пения и танцев.
  • В Страстную пятницу стараются не работать физически.
  • После службы в церкви принято нести домой 12 свечей, которые горят. И дают свечам догореть до конца.
  • В пятницу не убирают в доме. Это нужно сделать днем раньше, в Чистый четверг.
  • Нежелательно в пятницу красить крашенки. Их приготовляют в Чистый четверг. Но, как говорят некоторые священники, если семья не успела из-за работы сделать крашенки, то можно сделать это и в пятницу, но до того, как начнется вечерняя служба в церкви.
  • Позволяется в Страстную пятницу печь куличи.
  • В этот день нужно приготовить свое тело. Омыть его и привести в порядок. Если нужно подстричься, следует сделать в этот день.
  • Важно в этот день приготовить себя духовно. Читать историю смерти Христа и молиться.

Праздник Пасхи в 2017 году. История Пасхи

Празднуя Пасху, многие люди даже не задумываются о самом значении великого праздника. Многие считают, что Пасха – это крашеные яйца и поход в церковь, чтобы посвятить еду. Так как Пасха – самый главный праздник христианского мира, стоит знать историю возникновения этого дня.

В четырех Евангелиях описываются события, предшествовавших Пасхе. В пятницу Иисус Христос был приведен к Пилату, который не нашел никакой вины в нем. Но иудейские священники уже задумали убить Христа, так как он мешал их власти. Поэтому они подговорили народ кричать, чтобы Иисуса выдали на распятие, а помиловали Варраву, который сидел в темнице за убийство. Слово народа было решающим, поэтому Пилат омыл руки, сказав, что он не повинен в смерти этого Человека и выдал Христа на распятие.

Христос, вися на кресте, молил Своего Отца не наказывать людей за их злодеяния. Когда Иисус умер, произошло землетрясение, и завеса в храме разорвалась, сверху донизу, как доказательство того, что это сделал не человек.

Никодим, который был тайным приверженцем Христа, попросил Пилата снять тело его с креста и похоронить. Чтобы исполнились все пророчества о жизни и смерти Иисуса.

Суббота – была днем покоя для евреев. В этот день запрещалось делать любые дела.

В воскресенье, утром рано, несколько женщин из окружения Иисуса пришли к пещере, чтобы помазать тело Христа. По дороге они думали о том, кто отвалит им камень от гроба, так как он был тяжелым. Когда они пришли, камень был отвален, а тела Христа не было в пещере.

Не только эти женщины, но и ученики Христа был свидетелями того, что тела Христа не было в гробнице. После Своего воскресения Христос являлся многим людям, в том числе, Своим ученикам.

Четыре евангелиста описывают события со своей стороны. Но соединив их рассказы, можно получить полную картину того, что происходило в те дни.

Христиане празднуют Пасху, так как она – свидетельство того, что как Христос воскрес, воскреснут и они. А значит, есть надежда на жизнь вечную.

Праздник Пасхи в 2017 году. Что нужно делать на Пасху? Приметы

Встречая воскресный день Пасхи, православные идут в церковь на службу. Несут с собой корзинки с приготовленной едой, чтобы священник водой освятил ее.

  • В этот день не делается никакой работы, дарятся подарки близким и проводят день в благоговении.
  • Пасха считается семейным праздником, поэтому проводится в кругу близких людей.
  • Первым, что можно съесть после Великого поста, с пасхального стола, так это крашенное яйцо, которое принесли с церкви.
  • Поощряется подаяние бедным в этот день и помощь нуждающимся.
  • Хорошая примета – сделать венок из живых цветов. Повесите ли вы его на стену или положите на пол, решать вам.
  • Пасхальные дни посвящают тому, чтобы делать добрые дела. Не только близким, но и тем, кого не особо любишь.
  • На Пасху одевают новую одежду.
  • Считается, что день Пасхи – самый подходящий, чтобы примириться с недругами, решить спорные вопросы.
  • Хорошей приметой считается – отдать долги и простить все грехи, которые совершались против вас.
  • На Пасху нежелательно быть грустным и ругаться с людьми.
  • Считают, что в этот день нужно обязательно позвать к себе в гости кого-нибудь, посетить тех, кто нуждается в поддержке. И тогда до следующей Пасхи в доме будет радость и мир.

Главное, как считают священники – в этот день посетить Богослужение. Там, во время хода служения, думать о вечной жизни, о любви Бога к людям.