Кто ввел лунный календарь. Лунный календарь: откуда он взялся? Лунный календарь по годам

Лунный календарь – это разновидность календаря, в основе которого лежит период смены фаз Луны, то есть синодический месяц. Профессиональные астрологи, используя лунный календарь, обращают внимание на Знак Зодиака, в котором находится Луна, лунный день (период от восхода до следующего восхода Луны на небе) и множество других нюансов расположения спутника Земли и других планет Солнечной системы по отношению к нему.

Как пользоваться лунным календарем человеку без астрологических знаний и навыков?

Мы собрали все нужные данные и приготовили для Вас календарь с наиболее полным списком конкретных астрологических рекомендаций! В удобной форме привычного и обычного календаря сочетаются даты, состояние Луны в этот момент и благоприятные и неблагоприятные действия для каждых лунных суток. Попробуйте прямо сейчас или ознакомьтесь с короткой инструкцией ниже:

1.

В общем виде календаря Вы найдете фазу Луны и номер лунных суток , соответствующие конкретной дате. Но, если Вы хотите получить больше информации о любом из дней, просто нажмите на него.

В описание дня включена общая характеристика лунных суток – их настроение, стихия, энергетика, счастливые цвета и талисманы; указан Знак Зодиака , в котором пребывает Луна, ее фаза и, конечно же, длительность данного лунного дня. Затем, следуют советы по категориям: “+” – то, чему Луна благоволит в этот день; “-” – то, что лучше перенести на другой:

2.


Если Вас интересует какая-то конкретная категория, и Вы не хотите читать советы по другим, просто нажмите на календарь соответствующей тематики в списке слева.

3.


Чтобы запланировать, например, стрижку на следующий месяц, или проверить себя в прошлом, листайте календарь с помощью стрелок.

4.


Так же, как и на общем календаре, на всех календарях из списка можно нажимать на дне, чтобы получить рекомендации на него.

5.


Вот и все!
P.S. Теперь Вы всегда можете вызвать справку в календаре, нажав на знак вопроса в верхнем меню.

У нас на сайте ограничения на вставку таблиц. 1/3 посетительниц сайта использует для посещения сайт смартфоны и планшеты, на которых из-за маленького экрана таблицы просто не читаются.

Вы можете, конечно, сделать снимок экрана с таблицей, вырезать из снимка таблицу и вставить ее как фото. Получиться что-то такое:

Но основную информацию в лунном календаре лучше подавать в виде обычных предложений и абзацев, без таблиц.

Лунный календарь от Лиры

На вариант подачи лунного календаря от Лиры не особенно ориентируйтесь. Она кандидат математических наук. А у них, у математиков, любые прогнозы нужно обосновывать, прилагая исходные материалы. Без обоснования лунный календарь это пустой звук и непонятно, стоит ли ему верить. Поэтому она без всяких лишних слов берет быка за рога и расписывает подходящие дни для разных агротехнических работ, а в обоснование прикладывает к ним таблицу, на основе которой она дала прогноз. Это просто у математиков стиль такой, "воду" в тексте они на дух не переносят.

Но 99% виденных мной лунных календарей на женских сайтах даются без всякого обоснования, зато в весьма цветастых выражениях. Это вполне нормально и я никогда не читал, чтобы кто-то из женщин, пользующихся подобными лунными календарями, просили составителей предоставить обоснования расчетов.

Поэтому Вы вполне можете давать Ваш лунный календарь без всякого табличного обоснования. Обычно весь месяц разбивают на периоды от 1 до 3 дней, внутри которых астрологическая обстановка сильно не меняется (один знак Зодиака при неизменной фазе Луны). Под каждый такой период отводится один или несколько абзацев, в которых описывается какие операции в этом период рекомендуются, какие нет. Часто для каждого периода указывают знаки Зодиака и фазу Луны, чтобы не подумали что календарь взят с потолка.

Получается что-то такое:

24 (с 6:37 по мск.времени), 25 , 26 (до 19:13 по мск.времени) - убывающая Луна в знаке Рака.

Возможны любые мероприятия с фиалкой: посадка семян, пересадка взрослых фиалок, стартёров, отсаживание и разделение деток, укоренение черенков, формирование розетки, омолаживание фиалки, борьба с вредителями.

Фиалкам, растущим в условиях дневного освещения, после проведённых мероприятий необходимы дополнительное освещение, подоконник и температура не ниже 20 градусов.

26 (после 19:13 по мск.времени) 27 , 28 , 29 (до 2:42 по мск. времени) - убывающая Луна в знаке Льва.

Воздержаться от любых мероприятий по уходу за фиалкой, включая полив.

В экстренных случаях возможны обработка от вредителей.

29 (после 2:42 мск. времени), 30 , 31 (до 11:21 по мск.времени) - убывающая Луна в знаке Девы.

Опытные фиалководы и те, кто в эти дни будет очень настроен на мероприятия с фиалками, могут себе и фиалкам в этом не отказывать.

Выбор подходящего формата

Какой вариант лунного календаря лучше - я, признаться, не знаю.

Мне как компьютерщику ближе стиль Лиры. У нее вся существенная информация очень плотно упакована и видна как на ладони. В то же время при желании можно легко проверить, откуда она взяла свой прогноз. Не то чтобы я каждый раз проверяю очередную Лирину таблицу. Но регулярно кто-то из знатоков-составителей лунного календаря не ленится и проверяет таблицу с построениями Лиры в поисках возможных ошибок. Нет сомнений, если бы в ее расчетах было бы что-то неправильное, на это давно бы и публично указали. Но раз Лира уже годами публикует лунный календарь с обосновывающими таблицами и до сих пор никто пока не указывал на ошибки в ее расчетах, то это означает что фиалковое сообщество принимает ее календарь и способ построения как правильный. Так что в Лирин календарь я верю.

Но на женских сайтах вполне возможно народ будет рад подаче лунного календаря в бездоказательном стиле, зато с длинно и красиво расписанными текстами. По моим наблюдениям, для многих фиалочниц вообще не нужны никакие доказательства, лишь бы были в лунном календаре какие-то циферки на которые можно опереться и приятный текст, расписывающие что можно и что не можно делать в указанные циферками дни. А уж за верой в "правильность" ухода по лунному календарю у них дело не встанет.

Так что делайте как считаете нужным. Вам как фиалочнице виднее, какая форма подачи лунного календаря будет удобнее для нашего сообщества.

Юрий Рубан ,
канд. ист. наук, канд. богословия

Этимология термина

Слово "календарь " приобретало в своей истории разные значения. Сам термин восходит к латинскому calendae, календы - это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. В свою очередь это существительное происходит от архаического глагола cal(e)o - "провозглашать", "созывать", потому что когда-то в Риме начало месяца провозглашалось учеными жрецами. Затем возникло слово calendarium - так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. А еще позднее, в Средние Века, появилось современное значение. Таким образом, календарь (calendarium) - это определенная система счета продолжительных промежутков с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Характерная особенность христианского календаря в том, что он сочетает в себе принципы двух календарей - еврейского лунно-солнечного и римского солнечного. Первому соответствуют праздники подвижного цикла; причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников - Песах (в греч. транскрипции Пасха) и Пятидесятница. Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла; причем, главный из них - Рождество Христово - Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) - днем важного языческого солярного праздника - Днем Рождения Непобедимого Солнца, Dies Natalis Solis Invicti. Римский солнечный календарь дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. (поэтому назван юлианским), а затем, с целью сделать его более точным, - папой Григорием XIII в 1582 г. (это и есть наш григорианский календарь).


Необходимость календаря

Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология). Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.

Природа - или Господь Бог, как кому больше нравится - предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:

1) смену дня и ночи,

2) смену фаз луны и

3) смену времен года.

На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Совершенно ясно, что число суток и в календарном месяце и в календарном году может быть только целым. Между тем, их астрономические прообразы - синодический месяц и тропический год - содержат дробные части суток.

Синодический месяц (от греч. "сближение"; во время новолуний Луна как бы сходится с Солнцем) - это промежуток времени между двумя новолуниями; он колеблется от 29,25 до 29,83 дня (причина - эллиптичность лунной орбиты). Средняя продолжительность синодического месяца - 29,53059 дня (= 29 дней, 12 часов 44 минуты 3,0 секунды).

Тропический год (от греч. - поворот) - это промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается. Иными словами - это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Т = 365,24220 суток.

Таким образом, ни синодический месяц, ни тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток; следовательно - все эти три величины несоизмеримы. Это значит, что невозможно достаточно просто выразить одну из этих величин через другую, - то есть нельзя подобрать некоторое целое число солнечных годов, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число средних солнечных суток. Именно в этом - вся сложность календарной системы и вся путаница, которая в течение многих тысячелетий царила в вопросе счисления больших промежутков времени.

Неудивительно, что создание и совершенствование календарных систем было доступно ранее лишь жрецам - интеллектуалам древности, определявшим даты праздников, которые были одновременно и церковными и гражданскими, и по которым сверяли время простые люди. Достаточно вспомнить, что календарь, по которому Европа жила 1600 лет (а Русская Православная Церковь живет до сих пор) был введен верховным языческим жрецом Рима (Юлием Цезарем); реформу этого (юлианского) календаря провел в 1582 г. папа Римский Григорий XIII (верховный христианский "жрец"), а летосчисление по которому ныне сверяет время все человечество (эра от Рождества Христова, или Anno Domini, сокращенно AD) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый.


Три рода календарей

Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к появлению трех календарных систем:

1) солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год;

2) лунный календарь, основанный на движении Луны, цель которого - согласование суток и лунного месяца; наконец,

3) лунно-солнечный, в котором делается попытка согласовать между собой все три единицы времени.

Лунно-солнечные календарные системы намного сложнее, чем лунные и солнечные календари. Здесь необходимо, чтобы начала календарных месяцев возможно ближе располагались к новолунию, а сумма некоторого числа целых лунных месяцев возможно точнее соответствовала истинной продолжительности тропического года. Календарные месяцы имеют двадцать девять или тридцать дней. Основой почти всех действовавших лунно-солнечных календарей является так называемый цикл Метона, по имени древнегреческого астронома и математика Метона, установившего этот девятнадцатилетний цикл в 432 г. до н. э. Он служит для того, чтобы лучше всего согласовать изменения лунных фаз с движением Солнца. В этом цикле 12 лет по 12 лунных месяцев и 7 лет - по 13 месяцев. Вставные месяцы получили название "эмболисмических" (от греч. - вставка). Год с 13-ю месяцами - високосный; древние евреи называли его иббур - "беременный". Они располагаются так: 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.

Еврейский лунно-солнечный календарь лежит в основе христианской пасхалии (системы правил и поправок для вычисления даты празднования Пасхи на каждый год). Зависимые от Пасхи праздники и покаянные дни (это Пасхальный цикл) фиксируются у нас по календарю, который именуется подвижным (потому что его дни передвигаются каждый год по числам месяца), или триодным, потому что богослужебные тексты всех этих дней содержит книга с греческим названием Триодь.

Источник: Библия в русском переводе. РБО, Москва, 1999

Справка о календарях

1. Гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь («но-вый стиль») вве-ден в 1582 г. н. э. па-пой Гри-го-ри-ем XIII для то-го, чтобы день ве-сен-не-го рав-но-ден-ствия со-от-вет-ство-вал опре-де-лен-но-му дню (21 мар-та).

2. Юли-ан-ский ка-лен-дарь («ста-рый стиль») был вве-ден в 46 г. до н. э. Юли-ем Це-за-рем и на-счи-ты-вал 365 дней; ви-со-кос-ным яв-лял-ся каж-дый тре-тий год. Эту ошиб-ку ис-пра-вил им-пе-ра-тор Ав-густ: с 8 г. до н. э. и до 8 г. н. э. до-пол-ни-тель-ные дни ви-со-кос-ных го-дов про-пус-ка-лись.

3. Дни неде-ли . Семь дней неде-ли ста-ли стан-дар-том при-мер-но в III ве-ке на-шей эры. Име-на дни неде-ли по-лу-чи-ли по небес-ным те-лам:

Day Roman Day в честь:
1 Monday dies Lunae The Moon
2 Tuesday dies Martis Mars
3 Wednesday dies Mercurii Mercury
4 Thursday dies Iovis Jupiter
5 Friday dies Veneris Venus
6 Saturday dies Saturni Saturn
7 Sunday dies Solis The Sun

Зачем ввели новый стиль?

Гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь да-ёт го-раз-до бо-лее точ-ное при-бли-же-ние к ре-аль-ной дли-тель-но-сти го-да. С те-че-ни-ем ве-ков по-сте-пен-но сме-ща-лись аст-ро-но-ми-че-ские дни, к ко-то-рым при-вя-зы-ва-лись сель-ско-хо-зяй-ствен-ные ра-бо-ты и ре-ли-ги-оз-ные празд-ни-ки: ве-сен-нее и осен-нее рав-но-ден-ствие и т.п.

Глав-ным по-во-дом к вме-ша-тель-ству па-пы Рим-ско-го и при-ня-тию но-во-го ка-лен-да-ря ста-ло по-сте-пен-ное сме-ще-ние по от-но-ше-нию к юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю дня ве-сен-не-го рав-но-ден-ствия, по ко-то-ро-му опре-де-ля-лась да-та Пас-хи. До па-пы Гри-го-рия XIII уточ-не-ние ка-лен-да-ря уже пы-та-лись осу-ще-ствить па-пы Па-вел III и Пий IV, но успе-ха не до-стиг-ли. Под-го-тов-ку ре-фор-мы по ука-за-нию Гри-го-рия XIII осу-ществ-ля-ли аст-ро-но-мы Хри-сто-фор Кла-вий и Ало-и-зий Ли-лий.

В 1583 го-ду Гри-го-рий XIII на-пра-вил Кон-стан-ти-но-поль-ско-му пат-ри-ар-ху Иере-мии II по-соль-ство с пред-ло-же-ни-ем пе-рей-ти на но-вый ка-лен-дарь. В кон-це 1583 го-да на со-бо-ре в Кон-стан-ти-но-по-ле пред-ло-же-ние бы-ло от-верг-ну-то, как не со-от-вет-ству-ю-щее ка-но-ни-че-ским пра-ви-лам празд-но-ва-ния Пас-хи.

Пе-ре-ход на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь по-влёк сле-ду-ю-щие из-ме-не-ния:

      • но-вый ка-лен-дарь сра-зу на мо-мент при-ня-тия сдви-гал на 10 дней те-ку-щую да-ту и ис-прав-лял на-ко-пив-ши-е-ся ошиб-ки;
      • в но-вом ка-лен-да-ре ста-ло дей-ство-вать но-вое, бо-лее точ-ное, пра-ви-ло о ви-со-кос-ном го-де — год ви-со-кос-ный, то есть со-дер-жит 366 дней, ес-ли:
        1. но-мер го-да кра-тен 400 (1600, 2000, 2400);
        2. осталь-ные го-ды — но-мер го-да кра-тен 4 и не кра-тен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …);
        3. мо-ди-фи-ци-ро-ва-лись пра-ви-ла рас-чё-та хри-сти-ан-ской Пас-хи.
      • С те-че-ни-ем вре-ме-ни юли-ан-ский и гри-го-ри-ан-ский ка-лен-да-ри рас-хо-дят-ся всё бо-лее, на трое су-ток каж-дые 400 лет.

Процесс перехода на григорианский календарь

В ря-де слу-ча-ев пе-ре-ход на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь со-про-вож-дал-ся се-рьёз-ны-ми бес-по-ряд-ка-ми. На-при-мер, ко-гда поль-ский ко-роль Сте-фан Ба-то-рий ввёл в Ри-ге но-вый ка-лен-дарь в 1584 го-ду, мест-ные куп-цы под-ня-ли мя-теж, за-явив, что сдвиг на 10 дней сры-ва-ет их сро-ки по-ста-вок и при-во-дит к зна-чи-тель-ным убыт-кам. Мя-теж-ни-ки раз-гро-ми-ли риж-скую цер-ковь и уби-ли несколь-ко му-ни-ци-паль-ных слу-жа-щих. Спра-вить-ся с «ка-лен-дар-ны-ми бес-по-ряд-ка-ми» уда-лось толь-ко ле-том 1589 го-да.

В неко-то-рых стра-нах, пе-ре-шед-ших на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь, впо-след-ствии воз-об-нов-ля-лось юли-ан-ское ле-то-счис-ле-ние в ре-зуль-та-те их при-со-еди-не-ния к дру-гим го-су-дар-ствам.

В пе-ре-шед-шей по ре-ше-нию ко-ро-ля Ге-ор-га II на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь 2 сен-тяб-ря 1752 го-да Бри-та-нии при-шлось сдви-гать да-ту впе-рёд уже не на 10, а на 11 дней, по-сколь-ку с мо-мен-та вступ-ле-ния в си-лу но-во-го ка-лен-да-ря в кон-ти-нен-таль-ной Ев-ро-пе ми-но-вал уже це-лый век и на-ко-пил-ся ещё один лиш-ний день. По-сле 2-го сра-зу на-сту-пи-ло 14 сен-тяб-ря. Под-дан-ные оста-лись недо-воль-ны ре-ше-ни-ем, сде-лав-шим их стар-ше. В стране бы-ли за-ме-че-ны про-те-сты под ло-зун-гом: «Вер-ни-те нам на-ши один-на-дцать дней!». Вре-ме-на-ми вспы-хи-ва-ли бун-ты, ино-гда при-во-див-шие к ги-бе-ли лю-дей, на-при-мер, в Бри-сто-ле.

В Шве-ции ре-ши-ли пе-ре-хо-дить на но-вый ка-лен-дарь по-сте-пен-но, от-ме-няя ви-со-кос-ные дни с 1700 по 1740 го-ды. В 1700 го-ду был от-ме-нён пер-вый ви-со-кос-ный день. По-том на-ча-лась вой-на и про пе-ре-вод за-бы-ли. Та-ким об-ра-зом, стра-на жи-ла по сво-е-му соб-ствен-но-му швед-ско-му ка-лен-да-рю. В 1711 го-ду Карл XII при-знал это непрак-тич-ным, ре-шил вер-нуть-ся к ста-ро-му сти-лю и до-ба-вить в фев-ра-ле 2 дня. По-это-му в Шве-ции бы-ло 30 фев-ра-ля 1712 го-да. Лишь в 1753 го-ду был вве-дён но-вый стиль. При этом по-сле 17 фев-ра-ля по-сле-до-ва-ло сра-зу 1 мар-та. Вве-де-ние но-во-го ка-лен-да-ря име-ло так-же и се-рьёз-ные финан-со-вые по-след-ствия. В 1753 го-ду — пер-вом пол-ном го-ду по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю, бан-ки-ры от-ка-за-лись пла-тить на-ло-ги, до-жи-да-ясь по-ло-жен-ных 11 дней по-сле при-выч-ной да-ты окон-ча-ния сбо-ров — 25 мар-та. В ре-зуль-та-те финан-со-вый год в Ве-ли-ко-бри-та-нии на-чал-ся лишь 6 ап-ре-ля. Эта да-та со-хра-ни-лась и до се-го-дняш-них дней, как сим-вол боль-ших пе-ре-мен, про-изо-шед-ших 250 лет на-зад.

Неко-то-рые стра-ны пе-ре-хо-ди-ли на но-вый стиль ча-стя-ми, на-при-мер раз-лич-ные кан-то-ны Швей-ца-рии при-ни-ма-ли ре-фор-му ка-лен-да-ря на про-тя-же-нии по-чти 120 лет!

Необыч-ным был пе-ре-ход на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь на Аляс-ке по-сле её про-да-жи Рос-си-ей, так как там он со-че-тал-ся с пе-ре-но-сом ли-нии пе-ре-ме-ны да-ты. По-это-му по-сле пят-ни-цы 5 ок-тяб-ря 1867 го-да по ста-ро-му сти-лю сле-до-ва-ла ещё од-на пят-ни-ца 18 ок-тяб-ря 1867 го-да по но-во-му сти-лю.

В 1872 го-ду ре-ше-ние о пе-ре-хо-де с тра-ди-ци-он-но-го (лун-но-сол-неч-но-го) ка-лен-да-ря на гри-го-ри-ан-ский при-ня-ла Япо-ния, так что сле-ду-ю-щим днём по-сле «вто-ро-го дня две-на-дца-то-го ме-ся-ца пя-то-го го-да Мэйд-зи» ста-ло 1 ян-ва-ря 1873 го-да, в ре-зуль-та-те че-го ка-лен-дарь Япо-нии был при-ве-дён в со-от-вет-ствие с ка-лен-да-рём ос-нов-ных за-пад-ных дер-жав (за ис-клю-че-ни-ем Рос-сии). Тем не ме-нее, в офи-ци-аль-ных до-ку-мен-тах од-новре-мен-но про-дол-жа-ет ис-поль-зо-вать-ся си-сте-ма нэн-го. На-при-мер, год 1868 мо-жет быть за-пи-сан как пер-вый год Мэйд-зи, 1912 — Тай-сё 1, 1926 — Сё-ва 1, 1989 — Хэй-с-эй 1, и так да-лее. В обыч-ной прак-ти-ке, од-на-ко, при-ме-ня-ет-ся ле-то-счис-ле-ние от Рож-де-ства Хри-сто-ва по «за-пад-но-му ка-лен-да-рю» (seireki), став-ший в те-че-ние XX ве-ка в Япо-нии ос-нов-ным.

Ко-рея при-ня-ла гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь 1 ян-ва-ря 1896 го-да. Хо-тя со-глас-но при-ня-то-му ка-лен-да-рю уста-но-ви-лась вер-ная ну-ме-ра-ция ме-ся-цев и дней, но ещё в про-дол-же-нии 1895-1897 го-дов про-дол-жи-лась ста-рая ну-ме-ра-ция лет по пер-во-му го-ду прав-ле-ния ди-на-стии Чо-сон, по ко-то-рой 1896 год гри-го-ри-ан-ско-го ка-лен-да-ря со-от-вет-ство-вал 1392 го-ду Чо-сон. За-тем при-ме-ня-лись от-сче-ты лет от раз-лич-ных ис-то-ри-че-ских со-бы-тий, по-ка с 1962 го-да не уста-но-вил-ся от-счет лет, иден-тич-ный гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю. В Се-вер-ной Ко-рее с 8 июля 1997 го-да при-ня-то но-вое «ле-то-счис-ле-ние чучхе», на-ча-лом ко-то-ро-го яв-ля-ет-ся 1912 год — год рож-де-ния Ким Ир Се-на.

Ки-тай-ская Рес-пуб-ли-ка офи-ци-аль-но при-ня-ла гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь при сво-ём про-воз-гла-ше-нии с 1 ян-ва-ря 1912 го-да. С объ-еди-не-ни-ем Ки-тая под вла-стью Го-минь-да-на в ок-тяб-ре 1928 го-да На-цио-наль-ное пра-ви-тель-ство по-ста-но-ви-ло, что с 1 ян-ва-ря 1929 го-да бу-дет ис-поль-зо-вать-ся гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь. Тем не ме-нее, Ки-тай со-хра-нил ки-тай-скую тра-ди-цию ну-ме-ра-ции ме-ся-цев, а на-ча-лом ле-то-счис-ле-ния был на-зна-чен пер-вый год про-воз-гла-ше-ния Ки-тай-ской Рес-пуб-ли-ки — 1912 год. Эта си-сте-ма всё ещё ис-поль-зу-ет-ся на Тай-ване, счи-та-ю-щий се-бя пре-ем-ни-ком Ки-тай-ской Рес-пуб-ли-ки. По-сле про-воз-гла-ше-ния в 1949 го-ду Ки-тай-ской На-род-ной Рес-пуб-ли-ки, кон-ти-нен-таль-ный Ки-тай про-дол-жил ис-поль-зо-вать гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь, но бы-ла от-ме-не-на ну-ме-ра-ция и ле-то-счис-ле-ние, вве-дён-ное преж-ним пра-ви-тель-ством, и уста-нов-ле-но со-от-вет-ствие с ле-то-счис-ле-ни-ем от Рож-де-ства Хри-сто-ва, при-ня-тым в СССР и на За-па-де.

В Рос-сии (на тер-ри-то-рии, на-хо-див-шей-ся под кон-тро-лем Со-ве-тов) гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь вве-дён де-кре-том от 26 ян-ва-ря 1918 го-да Сов-нар-ко-ма, со-глас-но ко-то-ро-му в 1918 го-ду по-сле 31 ян-ва-ря по-сле-ду-ет 14 фев-ра-ля. На тер-ри-то-ри-ях быв-шей Рос-сий-ской им-пе-рии, на-хо-див-ших-ся под кон-тро-лем дру-гих го-судар-ствен-ных об-ра-зо-ва-ний, воз-ник-ших по-сле па-де-ния Вре-мен-но-го пра-ви-тель-ства, да-ты офи-ци-аль-но-го вве-де-ния но-во-го сти-ля от-ли-ча-ют-ся. Так, Вре-мен-ное Си-бир-ское пра-ви-тель-ство вве-ло но-вый стиль де-кре-том от 31 ав-гу-ста 1918 го-да, по-ста-но-вив счи-тать день 1 ок-тяб-ря 1918 днём 14 ок-тяб-ря 1918 го-да.

Од-ни-ми из по-след-них на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь пе-ре-шли Гре-ция в 1924 го-ду, Тур-ция в 1926 го-ду и Еги-пет в 1928 го-ду. До сих пор не пе-ре-шли на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь лишь Эфи-о-пия и Та-и-ланд.

Смена календарей в Церкви

С 1923 го-да боль-шин-ство По-мест-ных Пра-во-слав-ных Церк-вей, за ис-клю-че-ни-ем Рус-ской, Иеру-са-лим-ской, Гру-зин-ской и Серб-ской, при-ня-ло по-хо-жий на гри-го-ри-ан-ский «но-во-юли-ан-ский» ка-лен-дарь, бо-лее точ-ный и сов-па-да-ю-щий с гри-го-ри-ан-ским до 2800 го-да.

Так-же гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь был вве-дён пат-ри-ар-хом Ти-хо-ном для упо-треб-ле-ния в Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви 15 ок-тяб-ря 1923 го-да. Од-на-ко это но-во-вве-де-ние, хо-тя и бы-ло при-ня-то прак-ти-че-ски все-ми при-хо-да-ми, вы-зва-ло смя-те-ние у мно-гих иерар-хов церк-ви, что бы-ло из-лишне в это слож-ное вре-мя, по-это-му уже 8 но-яб-ря 1923 го-да пат-ри-арх Ти-хон рас-по-ря-дил-ся «по-все-мест-ное и обя-за-тель-ное вве-де-ние но-во-го сти-ля в цер-ков-ное упо-треб-ле-ние вре-мен-но от-ло-жить». Та-ким об-ра-зом, но-вый стиль дей-ство-вал в Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви толь-ко 24 дня.

В 1948 го-ду на Мос-ков-ском со-ве-ща-нии Пра-во-слав-ной Церк-ви по-ста-нов-ле-но, что Пас-ха, так же, как и все пе-ре-хо-дя-щие празд-ни-ки, долж-на рас-счи-ты-вать-ся по алек-сан-дрий-ской пас-ха-лии (юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю), а непе-ре-хо-дя-щие — по то-му ка-лен-да-рю, по ко-то-ро-му жи-вёт По-мест-ная Цер-ковь.

Как пересчитывать прошлые даты?

Ес-ли бы ис-то-ри-ки все-го ми-ра не до-го-во-ри-лись о том, как и ка-кой ка-лен-дарь ис-поль-зо-вать для да-ти-ров-ки ис-то-ри-че-ских со-бы-тий, это при-ве-ло бы к раз-но-бою и су-мя-ти-це в опре-де-ле-нии дат.

Ка-кие бы-ва-ют ошиб-ки пе-ре-сче-та дат?

  1. В свя-зи с раз-новре-мен-ным пе-ре-хо-дом стран на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь мо-гут воз-ни-кать фак-ти-че-ские ошиб-ки вос-при-я-тия: на-при-мер, ино-гда го-во-рит-ся, что Ин-ка Гар-си-ла-со де ла Ве-га, Ми-гель де Сер-ван-тес и Уи-льям Шекс-пир умер-ли в один день — 23 ап-ре-ля 1616 го-да. На са-мом де-ле Шекс-пир умер на 10 дней поз-же, чем Ин-ка Гар-си-ла-со, так как в ка-то-ли-че-ской Ис-па-нии но-вый стиль дей-ство-вал с са-мо-го вве-де-ния его па-пой, а Ве-ли-ко-бри-та-ния пе-ре-шла на но-вый ка-лен-дарь толь-ко в 1752 го-ду и на 11 дней поз-же чем Сер-ван-тес (ко-то-рый умер 22 ап-ре-ля, но был по-хо-ро-нен 23 ап-ре-ля).
  2. Есть и дру-го-го ро-да ошиб-ки, ко-гда для по-лу-че-ния да-ты ис-то-ри-че-ско-го со-бы-тия по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю за-чем-то до-бав-ля-ют чис-ло дней, со-став-ляв-ших раз-ни-цу меж-ду ка-лен-да-ря-ми на мо-мент пе-ре-хо-да стра-ны на но-вый стиль ка-лен-да-ря, то есть рас-про-стра-ня-ют раз-ни-цу чис-ла дней ка-лен-да-рей вглубь ве-ков. Та-кую ошиб-ку про-де-мон-стри-ро-ва-ла на-ша Гос-ду-ма, на-зна-чив го-судар-ствен-ный празд-ник на 4 но-яб-ря — де-пу-та-ты к да-те взя-тия Ки-тай-Го-ро-да 22 ок-тяб-ря 1612 го-да при-ба-ви-ли 13 дней, хо-тя раз-ни-ца меж-ду ка-лен-да-ря-ми то-гда со-став-ля-ла лишь 10 дней. Это уже не го-во-ря о том что соб-ствен-но Кремль, а вер-нее кремлев-ский гар-ни-зон поль-ских войск сдал-ся еще мно-го поз-же и этой да-ты.
    Кро-ме это-го Гос-ду-ма так-же бе-с-дум-но на-зна-чи-ла неко-то-рые па-мят-ные во-ин-ские да-ты:
    . Ле-до-вое по-бо-и-ще про-изо-шло 5 ап-ре-ля 1242 го-да, па-мят-ную да-ту на-зна-чи-ли на 28 ап-ре-ля (раз-ни-ца опять 13 дней);
    . День по-бе-ды рус-ских пол-ков во гла-ве с ве-ли-ким кня-зем Дмит-ри-ем Дон-ским над мон-го-ло-та-тар-ски-ми вой-ска-ми в Ку-ли-ков-ской бит-ве; про-изо-шло 8 сен-тяб-ря 1380 го-да, да-ту на-зна-чи-ли на на 21 сен-тяб-ря (13 дней);
    При-чем эти ошиб-ки вы-бо-роч-ные, боль-шая часть дат вер-но под-счи-та-ны, что осо-бен-но под-чер-ки-ва-ет небреж-ность пе-ре-сче-та ра-нее упо-мя-ну-тых дат:
    . День по-бе-ды рус-ской ар-мии под ко-ман-до-ва-ни-ем Пет-ра I над шве-да-ми в Пол-тав-ском сра-же-нии; про-изо-шло 27 июня 1709 го-да, да-ту спра-вед-ли-во на-зна-чи-ли на 8 июля (11 дней);
    . День Бо-ро-дин-ско-го сра-же-ния рус-ской ар-мии под ко-ман-до-ва-ни-ем М. И. Ку-ту-зо-ва с фран-цуз-ской ар-ми-ей про-изо-шло 26 ав-гу-ста 1812 го-да, да-ту пра-виль-но на-зна-чи-ли на 5-7 июля (12 дней);
  3. Ес-ли в ис-то-ри-че-ском со-бы-тии участ-во-ва-ли две стра-ны, в раз-ные ве-ка пе-ре-шед-шие на но-вый стиль, небреж-ные ис-то-ри-ки обо-их стран мо-гут вне-сти еще боль-шую су-мя-ти-цу, по незна-нию пе-ре-счи-ты-вая ста-рин-ную да-ту каж-дый по-сво-е-му. Те же шве-ды да-ту нев-ской бит-вы (15 июля 1240 по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю) мог-ли бы непра-виль-но пе-ре-счи-тать в 26 июля по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю (+ 11 дней), а та-кие же го-ре-ис-то-ри-ки пе-ре-счи-та-ли бы в 28 июля (+ 13 дней).

Во из-бе-жа-ние по-доб-ной пу-та-ни-цы при-ня-ты пра-ви-ла пе-ре-во-да дат:

      • Для обо-зна-че-ния всех дат до 1582 г. н. э. ча-ще все-го ис-поль-зу-ет-ся юли-ан-ский ка-лен-дарь, вве-дён-ный толь-ко с 1 ян-ва-ря 45 го-да до н. э.
      • Да-ты до вве-де-ния юли-ан-ско-го ка-лен-да-ря 1 ян-ва-ря 45 го-да до н. э. обо-зна-ча-ют-ся по т.н. про-леп-ти-че-ско-му юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю. Про-леп-ти-че-ский (от греч. «пред-вос-хи-ща-ю-щий») ка-лен-дарь — ка-лен-дарь, рас-ши-рен-ный на пе-ри-од до его вве-де-ния. Про-ще го-во-ря, да-ты счи-та-ют по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю, несмот-ря на то что ка-лен-дарь еще не был да-же при-ду-ман.
      • Для пе-ре-сче-та дат по-сле 1582 г. в тех стра-нах, где на мо-мент ис-то-ри-че-ско-го со-бы-тия про-дол-жал дей-ство-вать юли-ан-ский ка-лен-дарь, да-ту пе-ре-счи-ты-ва-ют в гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь, до-бав-ляя то чис-ло дней, на ко-то-рое от-ли-ча-лись ка-лен-да-ри на мо-мент со-вер-ше-ния со-бы-тия.
      • В ре-ги-о-нах, где не ис-поль-зо-вал-ся юли-ан-ский ка-лен-дарь, да-ти-ров-ка всех со-бы-тий про-из-во-дит-ся по про-леп-ти-че-ско-му гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю (опре-де-ля-ю-ще-му да-ти-ров-ку со-бы-тий по пра-ви-лам гри-го-ри-ан-ско-го ка-лен-да-ря до его по-яв-ле-ния 15 ок-тяб-ря 1582 го-да).

Луна таинственно улыбается нам с ночного неба или прячется, повинуясь своему особому распорядку. Она может быть полной, убывающей и растущей. От Луны зависят приливы и отливы в морях и океанах, поведение и характер человека, рост всего живого. А лунный календарь способен не только рассказать о том, какие сегодня лунные сутки, но и дать особые рекомендации.

Так что такое лунный календарь?!

Отличие лунного календаря от солнечного

Лунный календарь – родитель временного исчисления. Именно фазы Луны стали поводом для того, чтобы разделить год на месяцы – от одного новолуния до другого. Позже астрономы сделали уточняющие поправки и отделили солнечный календарь, по которому сейчас живет весь мир, от календаря лунного.

В лунном календаре, в отличие от солнечного, не 30 или 31 день, а 29,5 или 30.

Солнечные сутки составляют ровно 24 часа, а у лунных нет четкой продолжительности – они могут длиться от нескольких мгновений – это, как правило, либо 30-е, либо 1-е лунные сутки - до 2 дней.

По солнечному календарю мы считаем началом нового дня полночь (точнее, одну секунду первого), а по лунному следующие сутки начинаются с восходом Луны. И это может произойти в любой час дня и ночи.

Солнце находится в одном и том же знаке зодиака около месяца (все четко и зафиксировано в гороскопах), а Луна путешествует по зодиаку, задерживаясь в одном знаке не более чем на три дня. И это тоже находит отражение в лунном календаре. Однако если нам не составляет труда выяснить, в каком знаке было Солнце на момент нашего рождения, то для того, чтобы узнать, в каком знаке была Луна, надо произвести сложные подсчеты. Или обратиться к специальной компьютерной программе.

Солнце не имеет своих персональных фаз, оно постоянно, поэтому мы никогда не говорим, например, растущее Солнце. А Луна за свой лунный месяц проходит четыре фазы: новолуние, 1-ю четверть (растущая Луна), полнолуние, 4-ю четверть (убывающая Луна). И каждой фазе соответствуют свои собственные процессы и события, происходящие на самой Земле и с ее жителями.

Солнечный год равен 365 или 366 суткам, а лунный составляет 354 или 355 суток. Таким образом, каждый год лунный календарь как бы отстает от солнечного, в среднем, на 10 дней. И не исключено, что именно такое «опоздание» вынудило ученых древности отказаться от лунного летоисчисления. А иначе блуждали бы наши привычные месяцы по всему году.

Что «может» лунный календарь

Несмотря на то, что в повседневной жизни мы не считаем время по лунному календарю, он оказывает на нас огромное влияние. И если знать особенности «поведения» Луны, то можно сделать свою жизнь более гармоничной и успешной. Ведь Луна обладает настолько мощной энергетикой, что от нее просто невозможно отмахнуться.

Однако в одной небольшой статье физически нереально описать все аспекты лунного календаря, поэтому остановимся на основных моментах.

На растущую Луну первыми «активизируются» ноги, а к полнолунию энергия доходит до головы. И именно поэтому в это время нас посещают отличные идеи или, напротив, слабый мозг дает сбой, то есть в полнолуние мобилизуют свои силы и гении, и маньяки. Кстати, у растений все то же самое – в новолуние все соки находятся в корнях, а к полнолунию поднимаются к самой вершине.

За два дня до новолуния и в течение двух дней после него надо беречь силы – Луна высосала жизненную активность. И в это же время человек наиболее уязвим для воздействия негативной энергии или, как еще говорят, для темных сил.

Что такое лунный календарь?

На растущую Луну рекомендуется начинать новые дела, а на убывающей – заканчивать уже начатое. Даже деньги лучше вкладывать, руководствуясь положением Луны и тем, в каком знаке она находится.

С новолуния до полнолуния стремительно растут волосы и ногти, активно функционируют жизненно важные органы и, соответственно, увеличивается работоспособность. А потом все жизненные процессы замедляются. И именно поэтому еще древние медики рекомендовали удалять что-либо на убывающей Луне, избегать хирургического вмешательства в полнолуние и стараться отдыхать в новолуние.

Более того, каждые лунные сутки имеют свое название и обладают своими уникальными свойствами. В какие-то лунные сутки хорошо строить планы, в другие – расставаться с прошлым, в третьи – стричься, устраивать разгрузочные дни, наедаться, запасаясь энергией, и т.д.

Как «общаться» с лунным календарем

Лунный календарь не постоянен, каждый месяц первые лунные сутки сдвигаются, а потому нет и не может быть четких универсальных рекомендаций. Для того, чтобы понять, как следует себя вести в тот или иной день, чем лучше заниматься, а чего стоит избегать, надо учитывать и знак, в котором Луна находится в этот день, и какие по счету лунные сутки наступили. А также входит ли или не входит в этот день Луна в новую фазу. Только комплексный анализ дает полную, адекватную картину влияния лунного календаря на нашу жизнь.

Например, полнолуние, приходящееся на 14-е лунные сутки (называемые «Труба»), проходит менее конфликтно и бурно, чем тогда, когда оно приходится на 15-е сутки («Змея»). Однако если во время полнолуния Луна находится в Скорпионе, то даже 14-е лунные сутки не спасают.

Что такое лунный календарь?

Периоды вхождения Луны в новую фазу опасны сами по себе, недаром их называют неблагоприятными днями. В это время рвется все, что тонко, обостряются болезни, выходят из-под контроля эмоции. Это может быть сглажено положением Луны в том или ином знаке зодиака и числами лунных суток. А может быть и гипертрофировано.

Грамотное «общение» с лунным календарем дает человеку возможность не только выбрать нужный день для важных действий или событий. Оно также позволяет лучше узнать себя, особенности своего организма и характера.

Например, на экстравертов и на интровертов фазы Луны влияют по-разному. И если первые в полнолуние выплескивают свои эмоции на окружающих, кричат, истерят, то вторые еще больше замыкаются в себе, и иногда это приводит к серьезным нарушениям психики и даже к суициду. Если это учитывать, то можно избежать многих неприятностей.

То же самое происходит и с состоянием здоровья. Если принять в расчет, что хронические болезни тоже обостряются в зависимости от фаз Луны, то можно «подстелить соломку», заранее приняв лекарства или просто имея под рукой нужные медикаменты.

Кстати, женские «критические дни» тоже живут не по солнечному, а по лунному календарю, поэтому и благоприятные для зачатия дни рассчитывают, исходя из положения Луны. А советы, которые дают астрологи относительно действий в тот или иной лунный день, помогут предварительно оздоровить организм, а потом и родить полноценного ребеночка.

На самом деле, это, конечно, далеко не все, что можно сказать по поводу лунного календаря. Однако мы надеемся, что теперь вы имеете общее представление о том влиянии, которое Луна и лунный календарь оказывают на всех нас. И сможете построить свою жизнь таким образом, чтобы стать еще счастливее, успешнее, здоровее и богаче. Главное – не лениться и соотносить свою жизнь с движением прекрасной и загадочной Луны.

Надежда ПОПОВА

В предыдущем материале мы вкратце рассмотрели историю летоисчисления в западном мире. Обратившись к мусульманскому средневековью, мы увидим, что мусульманские ученые раньше, чем их европейские коллеги, разработали более совершенную и точную систему исчисления времени. Однако системы летоисчисления хотя и превосходили европейские календари по точности, но при этом требовали высоких научных знаний, проведения сложных расчетов и использования астрономического инструментария и приборов для наблюдений. В общем, точные календари для исчисления времени и выдающиеся достижения мусульманских ученых в области астрономии и морской навигации были результатом большого научного труда.

Однако уже упоминавшийся хадис:

«Мы – неграмотная община: мы не пишем и не считаем» подразумевает, что в основе календаря, предлагаемого для всеобщего пользования в исламском мире, должна лежать очень простая и ясная метода, которая не нуждается в записи и счете. Летосчисление, используемое для повседневных религиозных нужд населения, должно представлять собой систему счета, основанную на простых вещах, видных и понятных, как говорится «невооруженным глазом».

Именно по этой причине в том, что касается поклонения и других религиозных вопросов исламский шариат взял на вооружение не солнечный, а лунный календарь. При этом необходимо помнить, что это нисколько не умаляет достижения мусульманских ученых-естествоиспытателей в деле создания точного солнечного календаря. Предпочтение шариатом учета времени по фазам луны не означает отказ от использования солнечного календаря.

Рассмотрим подробнее основы лунного летоисчисления .

Луна совершает полный оборот по своей орбите в течение отрезка времени, равного двадцати семи дням, семи часам, сорока трем минутам и четырем целым семи десятым секунды. Этот отрезок времени называется лунными сутками. Если остаток, превышающий 27 дней, перевести в десятичные дроби, получится 0,321582 дня.

Таким образом, лунные сутки равны 27,321582 земных дней.

Время, которое проходит между двумя новолуниями равно двадцати девяти земным дням, двенадцати часам, сорока четырем минутам и двум целым девяти десятым секундам. Если остаток, превышающий целые дни, перевести в десятичные дроби, то получится 0,530589 дня.

Таким образом, один лунный месяц равен 29,530589 дням. Поэтому лунный год, состоящий из двенадцати месяцев, оказывается равным: 12×29,530589 = 354,327068 дням.

Иными словами, один лунный год равен тремстам пятидесяти четырем целым и тремстам двадцати семи тысячам шестидесяти восьми миллионным дня.

Если принять, что месяцы равны попеременно 30 и 29 дням, то окажется, что в каждом месяце имеется неточность, равная приблизительно 0,030589 дня. В течение одного года это искажение достигает 0,367068 дня.

В течение тридцати лет неточность достигает 30×0,367068 = 11, 012204 дней. Иными словами, за каждые тридцать лет накапливается искажение, едва превышающее одиннадцать дней.

Если бы мы считали, что в каждом лунном году имеется 354 дня, то в этом случае (относительно солнечного календаря) каждые тридцать лет накапливалось бы одиннадцать «лишних» дней, а каждые девяносто лет – тридцать три дня. То есть после первых девяноста лет начало месяца мухаррам приходилось бы на 27-й день месяца зу-л-каада, начало рамадана на 27-й день месяца раджаб. Это привело бы к полному аннулированию таких религиозных актов, как пост , хадж и Курбан-байрам . Это привело бы к восстановлению отвратительной практики «насий’», запрещенной Кораном, и к потере почтения к Священным месяцам.

Для того, чтобы лунные месяцы, сдвигающиеся вперед на одиннадцать дней в течение каждых тридцати лет, вернулись на свои изначальные места, понадобилось бы около 965-ти лет.

Во избежание столь больших искажений мусульманские ученые решили добавлять одиннадцать дней к каждому тридцатилетнему циклу. Иными словами, они постановили, что в одиннадцати из каждых тридцати лет , имеется не 354, а 355 дней, т.е. одиннадцать лет являются високосными.

Согласно этому установлению мусульманских ученых високосными годами в каждом тридцатилетнем цикле являются: 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й и 29-й годы.

Позволяет ли такой способ установления високосных лет полностью избежать искажения летоисчисления?

Если бы один месяц равнялся только 29 дням, 12 часам, 44 минутам, то подобный способ определения високосных лет мог бы полностью решить проблему искажений. Ибо 44 «лишние» минуты каждого месяца в течение года превращались бы в: 12×44 = 528 минут. Каждые тридцать лет: 30×528 = 15840 минут. Иными словами, накапливалось бы ровно одиннадцать дней искажения без остатка. Таким образом, одиннадцать високосных лет, по которым распределялись бы эти одиннадцать дней, полностью снимали бы проблему неточности лунного календаря относительно солнечного.

Но один месяц не равен только 29 дням, 12 часам и 44 минутам. Есть еще две целых, девять десятых (2,9) секунды излишка.
Поэтому в каждом году накапливается: 12×2,9 = 34,8, а в каждом тридцатилетнем цикле: 30×34,8 = 1044 секунды излишка. В течение трехсот лет эта величина достигает 10440, за три тысячи лет – 104400 секунд. Последнее число равно полновесным двадцати четырем неучтенным часам. А это – целые сутки! В течение тридцати тысяч лет количество неучтенных суток превысит двенадцать дней.

Если выразить сказанное в десятичных дробях, то получится следующее:

Каждые 30 лет остаток составит 11,01204 дня.

Одиннадцать целых данного остатка вводятся в оборот посредством добавления одиннадцати високосных лет. Но остается еще 0,01204 «неприкаянного» излишка. Этот излишек в течение трех тысяч лет достигает 1,204 дня, а в течение тридцати тысяч лет – 12,04 дней. То есть 12 суток и около одного часа сверх того.

Столь значительная ошибка в лунном летосчислении, хоть и растянута на колоссальный временной отрезок, тем не менее, указывает на несовершенство такого метода, как добавление високосных лет.

По этой причине, наш исламский шариат нуждается в точных расчетах. Но он не принимает во внимание календарные годы, по причине того, что, сколько бы тщательно не велся их учет, ошибок при этом избежать не удается. Можно выразить эту мысль еще лучше: шариат не предписал людям следовать неверной в своей основе, а потому нуждающейся в точных расчетах системе летоисчисления, но привязал исполнение актов религиозного характера к астрономическим годам . Поскольку календарные годы никогда не совпадают с астрономическими годами, будучи либо дольше, либо короче их, исламский шариат никогда не привязывал поклонение и другие религиозные акты к календарным годам.

В продолжении материала мы рассмотрим причину, по которой шариат предпочел лунное летоисчисление.

Айдар Хайрутдинов