Мниченко карточки домана учимся читать с рождения. Методика Домана-Маниченко, раннее развитие ребёнка. Развитие чувства баланса, равновесия

С рождения ребенок начинает впитывать всю окружающую его информацию как губка. Детский мозг уникален своими механизмами подражания, отождествления себя со значимым взрослым. Повторение привычек и повадок, слов и действий, интонаций голоса любимого взрослого - все это дает малышам отличную базу для создания своего уникального способа взаимодействия с окружающим миром.

Пользуясь таким впитыванием и активным развитием, специалисты начали разрабатывать различные методы и методики раннего развития. Эти программы и методики направлены на то, что маленький исследователь в игровой форме познает все понятия и закономерности нашего мира. У него активизируются мозговые центры, отвечающие за слаженную работу психических процессов, и вследствие этого ребенок обучается, не напрягаясь. Одной из самых известных методик раннего развития является преобразованная

История преобразования методики Домана

Работая с которые имели отклонения в работе нервной системы, американец Доман (по профессии нейрохирург) пришел к выводу: если не получается задействовать все механизмы ЦНС и психики, то нужно воспользоваться компенсаторными функциями мозга. Исходя из этого, он разработал такой метод, который позволяет компенсировать недостающие функции с помощью стимуляции других органов или функций. Например, через органы зрения можно восполнить потерю слуха, и так далее. Детям давали карточки с разными изображениями, чаще всего занятия начинались с карточек, на которых были нарисованы красные точки. Как заметили работники, такие карточки хорошо привлекают внимание. Проводимые эксперименты превзошли все ожидания - дети, отстающие в развитии, через некоторое время уже опережали своих сверстников.

Глен Доман не остановился на достигнутых результатах. Он продолжил развивать свой метод, заменяя прежние карточки на другие. Таким образом, усваивали практически любой материал. После экспериментов с детками, имеющими различные отклонения в психическом развитии, Доман решил испробовать метод на здоровых малышах, у которых нет поражений мозга. Результаты также оказались шокирующими: если начинать занятия с 6-9 месяцев, к 2-3 годам ребенок будет уже уметь читать.

После таких открытий методику начали активно использовать в различных учреждениях для раннего развития детей. Но, как и в любой теории, в методе Домана также были недочеты и неточности. После 20 лет изучения методики, которую разработал Доман, Маниченко Андрей ее немного откорректировал. Во-первых, он, будучи опытным психологом, ее усовершенствовал. Ведь Маниченко испытал ее на 3 своих сыновьях, уж он-то точно знал все ее минусы и плюсы. Во-вторых, специалист адаптировал метод для занятий с детками на русском языке.

В чем заключается развитие ребенка по методике Домана-Маниченко?

Метод Домана-Маниченко относится к разделу методик для раннего развития. Так как по нему занимаются совсем маленькие детки, то продолжительность занятия также небольшая - до 1 минуты. Но в день таких занятий должно быть не менее 50.

Как проходит занятие? Ребенок сидит, а мама ему показывает карточки и громко называет, что на них изображено. Особое внимание заслуживают карточки Домана-Маниченко. Они распределены по сериям, например, по 10 карточек с животными, растениями, цифрами. На каждое занятие подготавливаются разные серии. Интересно, что, показав ребенку одну из них, мама не должна в течение месяца ее показывать еще раз. Кроме того, что ребенок видит изображение, он также слышит, как произносится название этой картинки. В таком изучении развиваются мнемические механизмы (зрительная память, слуховая), ориентация в пространстве, эмоциональные связи.

Методика Домана-Маниченко предполагает и дальнейшее развитие, карточки делаются не только для изучения понятий и названий, но также они показывают определенный факт о предмете. Например, сведения о картофеле, где он растет, для чего используется, и так далее. Вместе с этим, задача мамы заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к активному движению.

Преимущества этого метода

Существует много методик для развития ребенка, разработанных разными специалистами, все они отличаются между собой. Доман, Маниченко, Занков, Монтессори, некоторые другие психологи, педагоги и врачи утверждают, что лучшее время для обучения ребенка - возраст до 3 лет. Некоторые делают упор на физическое развитие, некоторые - на формирование навыков самостоятельного обучения. Но не все методы комплексно рассматривают формирование личности ребенка.

Методика Домана-Маниченко относится к таким способам развития малыша, которые охватывают разные сферы изучения окружающей среды. Если в день по методике можно проводить до 50 уроков, которые в течение месяца не должны повторяться, то ребенку предоставляется колоссальное количество информации.

При такой подаче информации, какая представлена в этом методе, результаты порадуют самых скептически настроенных родителей.

  • Занимаясь с малышом по этому методу, многие родители отмечают, что в более взрослом возрасте он обладает энциклопедическими знаниями.
  • Помимо умственной активности, ребенок приобретает навыки физической раскрепощенности. Ведь одним из главных требований к родителям в этой методике является побуждение ребенка активно двигаться.
  • С самого маленького возраста у малыша будет развиваться Поглощая всю информацию и повторяя ее через определенный промежуток времени, он научится помнить самые мелкие детали предметов и событий.
  • Со временем приобретается навык скорочтения. Он очень полезен и во взрослой жизни, причем сохраняется быстрое чтение на долгие годы.
  • Постепенно ребенок становится лидером, так как уверен в своих знаниях и способностях.

Основные постулаты

  1. Малыш - центр всяких занятий, все вокруг него, подвижного. Это значит, что мама должна подстраиваться под его индивидуальный темп изучения, поощрять его активность и стараться не утомить его наглядным материалом.
  2. Игра - основной способ обучения, развития и отдыха. Ребенок в этом возрасте лучше всего воспринимает информацию в игровой деятельности, поэтому показ и чтение карточек должны проходить тоже в игровой форме.
  3. Последовательное развитие ребенка. Методика Домана-Маниченко в своем арсенале имеет большое количество серий карточек. Все они упорядочены так, что ребенок по нарастающей изучает понятия и предметы окружающего мира. Нельзя показывать малышу сначала легкие карточки, а потом изображения для обучения чтению. Обучение должно быть поэтапным.

Роль игры в методике

В раннем возрасте кроха понимает окружающий мир только посредством игры. Счет, чтение, развитие логики, памяти, мышления, ребенок осваивает через активное времяпрепровождение. В первые три года кроха развивается не по дням, а по часам в буквальном смысле. Каждый месяц у него возникают новые достижения, что радует и малыша, и родителей. С удовольствием и легкостью малыш осваивает любую информацию. Поэтому игра - основная деятельность ребенка в период от 0 до 3 лет.

Основные направления в развитии

Методика Маниченко, адаптированная для русскоязычных детей, направлена для развития карапузов по следующим направлениям:

  • развитие речи (слушая названия изображений, изучая буквы, малыш учится говорить и составлять фразы, предложения);
  • знакомство с окружающей средой (изучение профессий, продуктов, транспорта и т.д.);
  • творческое развитие (посредством рассматривания изображений у малыша развивается воображение);
  • обучение чтению (рассматривание и изучение букв, слогов, слов, восприятие названий через фотографическую память на буквы);
  • изучение математики (развитие логики, мышления, освоение счета, элементарных задач);
  • воспитание положительных черт характера (с помощью сказки).

Зачем нужны карточки Домана-Маниченко?

В любой методике есть свой инструментарий. В некоторых это какие-либо разновидности спортивного инвентаря, другие основываются на работе с песком, красками, пластилином. Методика Маниченко (как дополнение к научным данным Домана) предполагает только работу с карточками. Это одинаковые по размеру листы бумаги (картона), на которых изображен предмет, написано слово, обозначена задача, все, что каким-либо образом имеет свойство развивать мозг ребенка.

Чаще всего мамы сами готовят их для своих малышей, так как получить их в полном объеме проблематично. Каждая мама знает, в какой информации нуждается ее чадо, и преподает знания в игровой форме через карточки. Суперкарточки по методике Домана-Маниченко не обладают каким-либо волшебным действием, они всего лишь показываются в определенном порядке и нужном количестве.

Совмещение воспитания и развития

Любое развитие или формирование навыков у ребенка откладывает отпечаток на его личностные качества. Малыш учится быть активным, но в то же время дисциплинированным, целеустремленным, добрым и отзывчивым, быстро схватывать информацию. Все навыки, приобретенные через обучение по этой методике, в более взрослом возрасте для него будут незаменимыми.

Так ли эта методика чудодейственна? Отзывы родителей

Для многих родителей первым методом обучения детей является методика Домана-Маниченко. Отзывы о ней в большинстве положительные. Но есть некоторые моменты, которые не следует забывать:

  1. Ребенок развивается по индивидуальному сценарию, а не так, как определили специалисты, не нужно требовать от крохи невозможного.
  2. Без фанатизма - ребенку необходим сон, еда и прогулки так же, как и развитие, не следует что-либо преуменьшать в значимости.
  3. Ребенок сам по себе - ценность, а не его достижения.

В современном мире многие родители думают, что чем раньше они начнут развивающие занятия с ребенком, тем лучше. Думая о том, как это сделать лучше, они занимаются поиском подходящей методики. Одна из самых известных – это методика Глена Домана. Рассмотрим подробнее, каковы особенности этой методики и как она работает.

Из жизни Глена Домана

В 1919 году в одном из старейших городов США – Филадельфии - появился на свет Глен Доман. Окончив обучение в Пенсильванском Университете в 1940 году, он начинает свою трудовую деятельность врачом-физиотерапевтом в больнице. Именно здесь он начинает работу по исследованию того, как развивается детский мозг. Однако начало войны ее прерывает. В 1941 году Доман идет в армию добровольцем, пройдя обучение на пехотных офицерских курсах. Его служба оканчивается в звании командира пехотной роты с наградой крестом «За выдающиеся заслуги».

Вернувшись к медицине после войны, Глен Доман совместно с товарищами по работе начинает оказывать помощь в восстановлении детей с разными повреждениями головного мозга и серьезными поражениями нервной системы. В 1955 году им был основан некоммерческий Институт Развития Человеческого Потенциала. Теоретической и практической базой Института была методика Домана.

На протяжении более чем 20 лет, постоянно находясь в работе, проводя многочисленные исследования, опыты, эксперименты, делая выводы, приходя к каким-либо умозаключениям, Доман со своими коллегами-единомышленниками искали пути и возможности для излечения таких детей (с полной или частичной парализацией, сильным отставанием в развитии, неспособным к восприятию мира и общению). Они считали важным лечить первопричину – головной мозг, а не следствия поражений, т.е. тело.

В 1960 году Доман публикует в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» статью о методической работе и проводимом лечении детей с повреждениями мозга и результатами их реабилитации. Именно тогда о нем узнали очень многие. Его деятельность совершила «мягкую научную революцию».

С этого периода вместе со своими соратниками Доман активно продолжал свою работу, разрабатывал и совершенствовал новые программы и методики для оздоровления ребят. За успехи в своей деятельности ему было вручено множество наград.

В книге «Гармоничное развитие ребенка» можно найти более полное описание его метода.

Когда можно начинать занятия

В результате своих наблюдений Доман пришел к выводу, что дети за всю свою жизнь не узнают столько, сколько информации могут усвоить в первые 6 лет жизни. Практически с рождения ребенок готов к познанию мира, его интересует все, что находится в его окружении. В таком возрасте вам не придется дополнительно мотивировать ребенка. Занятия необходимо проводить в форме занимательной игры.

По его мнению, приступать к обучению детей можно с 3 месяцев , ведь именно в этом возрасте кроха проявляет реакцию на предметы . Образовательный процесс начинается с демонстрирования карточек в течение короткого промежутка времени (буквально несколько секунд на карточку). Необходимо чтобы на карточках были представлены реальные предметы: овощи-фрукты, животные, мебель, транспорт, геометрические фигуры и т.д.

Методика Домана

Долгие годы Доман проводил различные исследования, сосредоточившись на работе с детьми, отстающими в развитии. Однако глядя на то, как их братья и сестры, которые были абсолютно здоровы, с интересом присоединялись к занятиям и добивались больших успехов, он создал методику, которая разработана с учетом и их интересов и потребностей.

Основные положения, на которые опирается методика:

  • Мозг человека растет и развивается, только находясь постоянно в работе.
  • Для достижения больших успехов в развитии интеллекта малыша нужно чтобы его мозг активно работал с рождения до 3 лет.
  • Физическое развитие играет немаловажную роль в созревании мозга и двигательного интеллекта.
  • До достижения ребенком 5 лет его мозг сам настроен на получение новых знаний, не возникает потребности дополнительно мотивировать ребенка к этому.

Принципы обучения по Доману

  • К процессу обучения необходимо приступать насколько возможно раньше, ведь чем дитя младше, тем проще ему будет научиться.
  • Не забывайте похвалить малыша и искренне порадоваться его успехам.
  • Ребенок – это тоже личность, к которой необходимо проявлять уважение и доверие.
  • Обучение должно проводиться с удовольствием.
  • Обучение должно проходить в соответствующей обстановке.
  • Занятие должно заканчиваться раньше, чем ребенку надоест или станет скучно.
  • Новую информацию для обучения нужно предоставлять очень часто.
  • Регулярность, последовательность и организованность занятий очень важны.
  • Не нужно проверять то, как малыш усвоил информацию.
  • Требуется тщательная подготовка к занятиям, делать все нужно заранее.
  • Немедленно прекращайте занятие, если вдруг малышу или вам стало скучно.

Физическое развитие

Именно физическому развитию Глен Доман уделяет большое внимание в своей системе. Он уверен, что оно напрямую взаимосвязано с развитием интеллекта ребенка. Именно поэтому нужно уделять внимание хорошему физическому развитию с рождения.

Потребности ребенка в плавании, хождении, ползании, хватании даны ему от природы. Необходимо с момента появления крохи на свет одобрять их развитие, предоставлять ребенку полную свободу движений. Помогая малышу быть активным с рождения, родители помогают ему развиваться интеллектуально намного быстрее, чем его ровесники.

Для физической активности малыша необходимо создать соответствующие условия.

В этом может помочь специальный трек для ползания. Необходимо, чтобы кроха располагался между его бортиками, практически касаясь их предплечьями и бедрами. Трек располагают под небольшим уклоном. Лучше всего, чтобы его поверхности были гладкими, не требуется никаких одеял или матрасов. Одевать кроху, ползающего там, нужно по минимуму.

В течение дня малыш должен проводить в нем не менее 3-4 часов. По такому треку ребенок сможет проползать довольно большое расстояние, а к 4 месяцам, при условии правильной организации, уже начнет активно ползать. Благодаря этому будет идти активное интеллектуальное развитие ребенка, его головного мозга и возможностей к восприятию нового.

С помощью трека происходит стимулирование врожденных рефлексов, имитирование внутриутробного пространства, когда кроха вспоминает свой первый рефлекс, с помощью которого он появился на свет.

Учите малыша преодолевать препятствия с помощью разнообразных валиков и лесенок. Вертите и крутите его как можно чаще, этим вы поспособствуете развитию чувства равновесия. Помогайте и поощряйте ребенка в его попытках ходить, бегать, плавать.

Для новорожденных Глен Доман создал свою программу равновесия – динамическую гимнастику, которой с успехом вы можете воспользоваться в домашних условиях.

Суть методики Домана

Вместе с активным физическим развитием в это же время вы можете начинать интеллектуальные занятия. Для этого применяются карточки с крупными реальными картинками и подписью на них. С их помощью малыш легче усваивает новую информацию, получает нужную нагрузку для развития мозга.

Вы можете купить готовые комплекты карточек, найти их в интернете и распечатать на цветном принтере или сделать самостоятельно. Все карточки должны иметь белый фон, на каждой – только одна картинка. Подпись пишется снизу крупными буквами красного цвета. Как можно чаще предлагайте ребенку новую, интересующую его информацию. Если этого не делать, то ребенку очень быстро эти занятия станут не интересными.

В начале занятий вам потребуется 5 карточек одной тематической линии. Каждая карточка показывается малышу в течение 5-10 секунд, громко и четко читается название под ней. Примерно через три занятия, вы можете начинать заменять карточки по одной из набора. Показывать ребенку один набор можно только один раз за занятие. Заниматься нужно не менее 3 раз в день. Всего у вас получится не менее 15 показов карточек за день.

Чему бы вы не обучали ребенка, не ждите мгновенного результата. Вы увидите результаты тогда, когда ребенок будет готов вам их продемонстрировать. Будьте уверены: кроха все слышит и запоминает, занимаясь с ним, вы не проводите время впустую.

Как научить читать по системе Домана

Глядя на слова, которые написаны, ребенок не осознает их смысл. Если же ему вместе с показом слова озвучивать его, то сработает механическое запоминание, мозг малыша уяснит полученную информацию, связав ее воедино. Именно этим способом малыш начинает понимать законы чтения, точно так же как это происходило с развитием устной речи.

Глен Доман уверен, что начинать обучение чтению подобным образом можно уже полугодовалого кроху.

Для работы потребуются карточки с наборами слов. Их размер должен быть 10*50 см, текст ярко-красного цвета, шрифт 1,5 см по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 см. Не знакомьте ребенка со сложными словами в самом начале обучения. Постарайтесь подобрать такие слова, которые ребенок хорошо знает (мама, папа, дед, можно использовать названия предпочитаемых блюд, одежды, домашних любимцев).

Постарайтесь придерживаться следующей схемы обучения:

  • Набор слов – это группа из 5 слов, объединенных одной темой.
  • Заниматься необходимо по три раза ежедневно.
  • День первый. Продемонстрируйте ребенку один набор слов. Озвучивайте слова четким, ровным голосом. На каждое слово нужно тратить не более 15 секунд. Получается 3 занятий с одним набором слов.
  • День второй. К уже показанному набору слов, добавьте еще один. Получим 6 занятий в день (3 с изученным ранее набором слов, 3 с новым) и два набора слов.
  • День третий. Три набора слов и девять занятий.
  • День четвертый. Четыре набора слов и 12 занятий.
  • День пятый. Пять наборов слов и 15 занятий в течение дня.
  • День шестой. Вы добавляете еще один набор слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих наборов исключаете по одному слову.

Придерживаясь такой схемы, вы постоянно будете заменять наборы слов, добавляя каждый раз новое. Сначала демонстрируйте слова, затем словосочетания, а далее можете попробовать демонстрировать целые предложения.

Как научить считать

Взрослые услышав слово «два» представляют себе цифру, а дети мыслят фактами. Они представят две точки, две конфетки, два яблока, но даже и не догадаются соотнести слово «два» с изображением цифры . Именно на эту специфическую для детей черту и опирался Доман, при создании методики. Позволив малышу взаимодействовать с конкретными фактами, а не абстрактными понятиями, вы дадите ему отличный шанс обучиться счету не пересчитывая, определять сколько изображено вещей, узнать об основных математических действиях.

Для обучения счету вам потребуется 100 карточек размером 27*27 см. На карточках в разбросанном виде изображаются красные точки от 1 до 100. Их диаметр не должен превышать 2 см. На занятиях ребенок первоначально освоит понятие «количество», затем понятие «уравнение». После этого можно приступать к обучению решать задачи. Только потом по Доману можно познакомить ребенка с графическим изображением чисел, понятием «цифра». В последнюю очередь приступайте к решению цифровых уравнений.

Принцип обучения математике схож с обучением чтению. Только вначале занятий необходимо уделить достаточно внимания набору карточек от 1 до 5, и от 5 до 10.

Знакомить с основными действиями нужно также с помощью точек. Например, при обучении вычитанию 2 из 3, проговаривая действие (три минус два равно один) продемонстрируйте соответствующие карточки с тремя точками, знаком «минус», двумя точками, знаком «равно», одной точкой.

Даже за полминуты можно многому научить

В сравнение человеческому мозгу, Глен Доман ставит совершеннейший компьютер, который подводит итоги исходя из фактов. Он считает, что абсолютно бесполезно что-то долго объяснять ребенку и ждать от него потом умных мыслей и верных решений о совершаемых поступках. Ребенку необходимо предоставлять точную, доступную, четкую информацию. Для пояснения сказанного он приводит следующий пример.

Глядя на собаку, ребенок интересуется у вас о ней. Что вы можете сделать:

  • отмахнуться от него со словами: «Отстань, мне некогда»;
  • сообщить крохе: «Это гав-гав»;
  • коротко ответить: «Это собака»;
  • сказать: «Это собака породы сенбернар»;
  • продемонстрировать картинки с собаками;
  • показать картинки с различными породами собак и сказать: «Смотри, здесь везде изображены животные, которых называют собаки, но они могут быть разными. Есть пудель, немецкая овчарка, доберман, чау-чау, такса» и т.д.

Из последнего ответа малыш сможет сам сделать маленькое открытие для себя, поняв, что у всех собак есть общие черты – это количество лап, наличие хвоста, шерсти, но при этом они могут различаться по окрасу, размеру, длине шерсти, хвоста, форме ушей и пр. Таким образом, всего за полминуты ребенок сможет совершить огромную интеллектуальную работу и ускорить деятельность мозга.

Получение энциклопедических знаний

Если следовать Доману, то надо понимать, что целью жизни человека является получение многосторонних знаний об окружающем мире. Объяснения и разъяснения для детей не принесут никакой пользы, их мозг способен воспринимать только факты.

Для того, чтобы обучение по карточкам давало ребенку поистине энциклопедические знания необходимо чтобы:

  • все детали на карточках было видно отчетливо;
  • на каждой карточке был изображен только один предмет;
  • все изображенные предметы имели название;
  • ребенку этот предмет ранее был незнаком;
  • карточки были достаточно большие (28*28 см);
  • карточки были чистые.

Заниматься с карточками необходимо в среднем по 30 секунд.

Отрицательные моменты

Казалось бы, все в методике Домана изложено понятно, доступно, четко и логично. Однако, как и в любой другой методике, у нее есть свои отрицательные моменты.

  • Ребенку мало только знать факты, он должен уметь применять их в жизни, пользоваться ими. Иначе вся информация, которую он получает, будет просто хламом в его голове.
  • Большая нагрузка на мозг малыша может привести к негативным последствиям в виде психических расстройств, перепадов настроения, отсутствия аппетита, проблем в общении, повышенной тревожности, ранимости, чувствительности.
  • Необходимо, чтобы обучение соответствовало возрасту ребенка. Если малыш видит собаку, то он соотнесет ее образ со словом «собака», а по Доману это слово у него будет вызывать ассоциацию с карточкой. К примеру, увидев жирафа или слона в действительности, кроха может их просто не узнать.
  • Пассивность ребенка, отсутствие творческих и созидательных моментов в обучении. Ребенок не учится самостоятельно находить информацию, любознательность притупляется.
  • Малышу практически не остается времени для общения с друзьями, игры. Не уделяется внимание эстетическому, эмоциональному, нравственному развитию. Родители очень много времени проводят в подготовке к занятиям: делают карточки, рассортировывают, подбирают подходящие и т.д.
  • Задействуются не все органы чувств. Нет тактильного развития, не используется обоняние и вкусовые рецепторы.
  • Механическое запоминание слов при обучении чтению. Если ребенку в тексте встретятся незнакомые слова, он не сможет его прочитать и понять смысл прочитанного.
  • Согласно методике, необходимо сопровождать читаемый текст показом картинок. Ребенку в дальнейшем будет тяжело научиться читать тексты без иллюстраций, он с трудом будет понимать прочитанное. Все это может привести к отсутствию у малыша желания заниматься тем, что ему неинтересно или плохо получается.
  • Отсутствие активной игровой деятельности, в которой ребенку проще всего усвоить новую информацию.

Заключение

Методика Глена Домана может очень помочь родителям в развитии их детей и даже вырастить гениев и вундеркиндов. Однако необходимо учитывать возрастные возможности вашего малыша, подходить к занятиям грамотно, следить за состоянием здоровья ребенка, учитывать его индивидуальные возможности. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Лучше всего проводить комплексные занятия в игровой форме и не забывать хвалить и поощрять за каждое, пусть даже маленькое достижение.

Н. Жукова

Методика Домана-Маниченко

Каждый родитель хочет видеть в своем ребенке здоровую, образованную, творческую личность. Как этого добиться? Все больше педагогов и детских психологов обращают внимание на необходимость http://www.yavsemogu.ru/ . На рынке появляется множество методик раннего развития, обещающих развить интеллектуальные и творческие способности малыша. Решение о выборе той или иной методики обычно осуществляется исходя из предпочтений родителей (каких конкретно успехов ждут родители от своего ребенка, сколько времени они могут уделять занятиям и т.д.). Сегодня мы поговорим об одной из самых популярных и многообещающих методик на российском рынке – http://www.yavsemogu.ru/catalog/metodika-domana-manichenko/ .

Краткая история методики. Американский военный врач Гленн Доман в 40-х годах прошлого века работал с детьми с травмами мозга. Обычные образовательные методики с этими детьми просто не работали. Наблюдая за ними и попытками педагогов обучить их чтению, Гленн Доман сделал гипотезу о том, что, стимулируя один из органов чувств можно добиться усиления активности мозга в целом. В качестве эксперимента было решено отказаться от обычной практики обучения детей чтению, которая заключается в поэтапном изучении букв, слогов и, наконец, отдельных слов. Вместо этого педагоги показывали ребенку карточку и громко произносили слово, написанное на ней. Весь урок длился 10-15 секунд, но таких уроков было несколько десятков в день. Таким образом, стимулировался зрительный центр мозга. И уже через довольно короткий промежуток времени дети, которые до этого признавались необучаемыми, не только начинали читать, но и догонять своих сверстников по другим показателям интеллектуального и физического развития. Эту же методику Доман применил и к здоровым детям, и она показала поистине удивительные результаты.

В России эта методика стала известна гораздо позже, чем на западе. В 90-х годах практический психолог и педагог Андрей Александрович Маниченко познакомил с этой методикой российских мам и пап. Занимаясь со своими тремя сыновьями, Маниченко не только сделал перевод методики Домана на русский язык, но и адаптировал ее под особенности российской образовательной практики.

Как же заниматься по методике Домана-Маниченко , чтобы одновременно добиться результатов и вместе с тем не переутомить малыша? Прежде всего, как и в любом деле, родителям необходимо помнить о том, что самое главное – это здоровье и позитивный настрой малыша. Не стоит с фанатизмом подходить к обучению и расстраиваться, если вам кажется, что ребенок развивается слишком медленно. Помните: каждый малыш индивидуален. Не стоит соревноваться с соседскими детьми и детьми родственников – ваш ребенок соревнуется только сам с собой, развивая свои способности в удобном для него темпе. Ваш благожелательный настрой и любовь - главные помощники в занятиях.

Методика Домана - Маниченко развивает активную и пассивную речь, учит строить фразы, развивает логику и мышление, стимулирует творческое воображение.

Воспитать яркую, интеллектуально развитую, творческую личность – разве это не мечта современных родителей? Именно поэтому мамы и папы с рождения крохи начинают заниматься его развитием. Одна из самых популярных и разработана американским нейрофизиологом Гленом Доманом и российским психологом Андреем Маниченко, она так и называется — методика Домана-Маниченко.

Адаптированные карточки Домана для русских детей психологом А. Маниченко — «Домашние животные»

Доман еще в середине прошлого века успешно доказал, что самый продуктивный возраст для развития мозга малыша первые три года жизни. Причем начинать следует как можно раньше, буквально с первых дней жизни крохи. Интеллект, способность творчески и логически мыслить тренируются так же хорошо, как умение прыгать и бегать.

Тематический материал:

Адаптировал американскую методику для русского языка педагог, психолог, отец трех сыновей — Маниченко. Он не просто перевел карточки, созданные заокеанским врачом, на русский язык, но великолепно представил его грамматику, лексику, словообразование, а также создал новые направления работы с ребятишками от нуля и старше. Помимо карточек, российская версия включает в инструментарий оригинальные книжки и диски.

Фото карточек — «Дикие животные»

Основные принципы методики

Методика основана на нескольких принципах:

  • игровая форма обучения;
  • ограниченное несколькими минутами время «уроков»;
  • выбор оптимального для малыша времени обучения;
  • активное движение;
  • позитивный настрой.

Отличие от традиционной системы обучения огромное, но результаты – просто колоссальные. Ребенок, с которым начинают регулярно заниматься в шесть месяцев, уже к двум-трем годам читает, причем без всякого напряжения и стрессов.

Фантастически развивается память. Счет и работа с большими числами не вызывают никаких затруднений и выполняются автоматически.

Суть методики в том, что информация поступает одновременно по двум каналам – зрительному и слуховому, поэтому мозг воспринимает ее целостно. Педагог, в роли которого чаще всего выступает мама, показывает ребенку карточку с рисунком, графическим изображением, цифрой и одновременно громко и ясно произносит название-слово. На показ каждой карточки уходит одна-две секунды, а сам урок продолжается одну минуту. В день необходимо провести до пятидесяти таких занятий.

Карточки — «Овощи, ягоды, фрукты»

Особенность в том, что никакого свойственного традиционному обучению «закрепления» материала не просиходит: показав набор карточек, мама в течение месяца не возвращается к нему, работая с другими карточками. Весь материал разделен на серии по десять карточек.

Что развиваем?

Постепенно помимо названия предметов ребенок получает дополнительные факты о них: для чего предназначены, откуда берутся, аккумулируя огромное количество информации об окружающей среде. Малыш в буквальном смысле получает энциклопедические познания, развивает фотографическую память и навыки скорочтения, умение запоминать и сопоставлять мельчайшие детали.

Направления развития по методике Домана-Маниченко охватывают практически все образовательные сферы :

  • развивается активная и пассивная речь, умение строить фразы;
  • появляются представления об окружающей среде: серии карточек описывают профессии, транспорт, растения, продукты питания и т.д.;
  • развивается логика, мышление: малыш изучает математику, осваивает счет, решает простые задачки;
  • стимулируется развитие творческого воображения;
  • происходит быстрое и естественное обучение чтению.

Очень хорошо действует на развитие мозга оригинальный прием: для совсем маленьких детей до года слова или цифры пишутся на белой карточке красным цветом. Ученые уверены: именно этот цвет способен привлечь внимание малыша лучше всего и великолепно развивает зрительные центры мозга.

Индивидуальный ритм

  1. Так, детям от трех до двенадцати месяцев карточки демонстрируются очень быстро, постоянно появляются незнакомые слова, а количество занятий в день должно быть как можно больше.
  2. С ребятами от годика до полутора лет нужно заниматься только по их желанию. Как только пропал интерес или настроение, урок следует немедленно прекратить. Работая с карточками, необходимо произносить не слова, а словосочетания.
  3. Следующая возрастная группа – от полутора до двух с половиной лет. Теперь нужно замедлить интенсивность ввода новых слов, а еще работать с теми словами, которые вызывают у малыша интерес и симпатию. Словосочетания должны сменить законченные фразы – предложения.
  4. От двух с половиной до четырех лет начинается работа со сложными словами. Темп восприятия новой информации снижается, и эту особенность следует учитывать.

Изучая математику, биологию, химию, ребенок получает знания так же легко и весело. Однако мама, если она проводит обучение, должна внимательно следить за состоянием маленького ученика. Если он приболел, устал, не в настроении, никаких «уроков» с ним проводить не нужно.

Не стоит и излишне нагружать ребенка информацией. Есть дети, которые радуются седьмому-двенадцатому циклу карточек, а есть такие, кто устает уже на пятом. Поэтому лучше выбрать индивидуальный ритм занятий, который будет подходить именно вашему малышу.

Фото — «Птицы»

По этой же причине не нужно «наверстывать упущенное» вечерами, если утром не получилось провести столько занятий, сколько запланировано. Ничего хорошего для усталого ребенка это не принесет. Занимайтесь с крохой терпеливо, с любовью и лаской, и положительный эффект обязательно появятся, ведь вышеописанная методика дает фантастические результаты.

Видео уроки по методике Домана (28 занятий)

Методика Домана является самой известной среди систем раннего развития детей грудничкового возраста. Мнения педагогов, родителей об этой методике разделились. Одни наблюдают колоссальный успех от занятий со здоровыми и особенными детками, другие считают использование карточек американского нейрофизиолога источником неврологических и психических проблем у детсадовцев. В чем особенности метода Домана, стоит ли заниматься по этой системе, как сделать карточки своими руками, расскажем в нашей статье.

Из этой статьи вы узнаете

Скачать карточки

Купить готовый набор карточек Домана можно в детских магазинах, онлайн-маркетах. «Умный чемоданчик» с пособиями обойдется родителям в 2–3 тысячи рублей, если приобретать полный комплект для чтения, счета и развития эрудиции. Гораздо дешевле скачать карточки и распечатать на офисной бумаге дома.

Итак, для занятий с малышом с рождения до школы понадобится следующий набор раздаточного материала:

Карточки Домана для самых маленьких детишек распечатывайте в формате 21х30, для детсадовцев - 10х14 см.

На заметку! Демонстрационный материал для грудничков желательно заламинировать или разложить в папку с файлами. Новорожденному точно захочется потрогать картинки, попробовать их на вкус.

Немного об авторе

Глен Доман - врач-нейрофизиолог, родился в 1920 году в Филадельфии, США. Стал известен миру разработкой методики раннего развития детей. Но начинал свой путь Доман с изучения детского мозга в Университете Пенсильвании. Там получил ученую степень по физиотерапии и предполагал продолжать научную деятельность, но помешала Вторая мировая война. Молодой перспективный врач ушел добровольцем в пехотные войска США, решив возобновить изыскания в нейрофизиологии после окончания войны.

Возвращение к медицинской практике Глен Доман начал с разработки курса реабилитации детей с повреждениями головного мозга, ЦНС - с ДЦП, аутичным поведением. И заметил, что между уровнем физического и интеллектуального развития прямая взаимосвязь. Больным детям предлагались следующие задания: взмахи руками, ногами, ползание. Вслед за активацией работы мышц происходил прогресс в работе мозга. Таким образом, устранялась первопричина детских дефектов, а не ее следствие.

Далее для малышей с особенностями развития разрабатывалась программа по стимуляции зрительной, слуховой, тактильной активности. Уроки распределялись в течение суток, были очень насыщенными и продолжительными. Курс реабилитации длился много месяцев. В результате большинство больных детей показывали хорошие результаты в умственной и физической сфере развития.

В 1955 году вместе с коллегами-нейрофизиологами основал Институт развития человеческого потенциала. Базой исследований стала новейшая для своего времени методика Домана. В 1960 году была написана статья о результатах работы группы нейрофизиологов по реабилитации детей с параличами, отставанием в психическом и интеллектуальном развитии по авторской методике, а также в целом о деятельности института. Результаты поразили общественность.

Через несколько лет Доман решил апробировать свои педагогические и медицинские разработки на здоровых детях. Малыши занимались по той же реабилитационной программе и показали следующие результаты:

  • Читали в раннем дошкольном возрасте.
  • Считали до сотен и тысяч.
  • Были очень эрудированными, обладали обширными знаниями по географии, биологии, математике, зоологии.
  • Эффективно повышали уровень физического развития.

После публикации описания авторской методики в научных журналах, выпуска книг Глена Домана, методикой раннего развития заинтересовались не только педагоги, врачи, но и родители. Самыми популярными в России и США стали следующие дидактические технологии:

  1. Как научить ребенка читать.
  2. Как научить дошкольника считать.
  3. Как дать энциклопедические знания в раннем возрасте.

Занятия по любому из перечисленных блоков строятся на демонстрации карточек с картинками, точками, словами. Методика проста. Специальных знаний, навыков в педагогической работе от родителей не требуется. Достаточно уделять урокам много времени, сил, быть заинтересованными в результате и не ждать успехов слишком быстро.

Суть методики

Секрет дидактики Домана заключается в объединении закономерностей педагогических и физиологических законов усвоения знаний. Особенный ребенок ограничен в возможностях работы мозга. Ему необходима помощь.

Доман считал, что тренировку мышц и насыщение мозга новой информацией нужно проводить одновременно. Поэтому предлагал совместить активные физические упражнения с интеллектуальными занятиями. Начинать реабилитацию детей с отклонениями в развитии нужно с пеленок: чем раньше, тем лучше.

В программу американского нейрофизиолога входят следующие блоки:

1. Стимуляция физического развития с рождения

Это ползание по скользкой горке. Ребенок должен находиться в треке с 1–2 месяцев по 3–4 часа в день. Младенец трется о бортики животом, бедрами, предплечьями. Преодолевает значительные расстояния. Это идеальная среда для раннего физического развития. Такие дети обязательно будут хорошо ползать до полугода, рано начнут ходить и говорить.

2. Развитие чувства баланса, равновесия

Мамам предлагается крутить, вертеть ребеночка, переворачивать вверх тормашками, давать возможность ползать по полу, перебираться через валики. До 3 лет нужно научить ребенка плавать.

На заметку! Освоив массу движений, дошкольник до 6 лет проходит 7 стадий физического развития. Если не ограничивать малышей в возможностях лазать, бегать, ползать, то гармонично разовьется не только тело, но и мозг.

3. Интеллектуальные занятия с рождения

Глен Доман считал, что мозг человека - это компьютер. Его нельзя оставлять в бездействии. Если мозг постоянно не получает новую информацию, он перестает функционировать правильно. Поэтому задача родителей - снабжать ребенка интеллектуальной пищей ежедневно. Сделать это можно за 30 секунд в день. Например, не назвать одну породу кошки, а показать 10 карточек с изображениями разных кошек. А ребенок сам сделает вывод о том, что у этих животных есть лапы, хвост, они лохматые, пушистые.

4. Уроки по чтению и счету

Это базовые умения. Доман говорил, что гораздо сложнее, чем восприятие целых слов. Поэтому он предлагал родителям обучать малышей грамоте с рождения с помощью карточек. В результате дети запоминают образ слова, могут найти и прочесть его в тексте. Постепенно слова сменяются словосочетаниями, предложениями и книгами. Счету грудничков обучают с помощью изображений точек от 1 до 100.

Если соединить между собой все блоки, уделять занятиям по развитию интеллекта около 2 минут в день, а физическим упражнениям все остальное время, ребенок к 3,5 года достигнет уровня развития шестилетнего дошкольника.

На заметку! Проверить качество занятий с новорожденными малышам невозможно. Мамы не понимают, усвоил ребенок слово на карточке или нет. В этот период важно сохранять присутствие духа, энтузиазм. Результаты проявятся гораздо позже, когда малыш с легкостью будет усваивать школьную программу.

Основные принципы и правила обучения

Воспитывать особенного ребенка, эффективно обучать его непросто. Родителям пригодятся следующие советы по организации занятий:

  1. Не ждите, что время расставит все на свои места. При обнаружении первых признаков нарушений умственного, интеллектуального развития у новорожденных начинайте решать проблему. Чем раньше ввести в ежедневное расписание малыша развивающие занятия, тем выше будет результат.
  2. Занимайтесь систематически, регулярно. Не бросайте использование метода Домана при первых разочарованиях.
  3. Продолжайте урок, пока кроха хочет заниматься. Проявление негативизма - сигнал к перерыву.
  4. Доверяйте своему ребенку. Уважайте его интересы, желания. Не стоит действовать методом тирании, заставлять заниматься силой. Действуйте хитростью, мягко.
  5. Верьте в успех.
  6. Радуйтесь проявлению инициативы. Хвалите кроху, даже за мелкие достижения.
  7. Создавайте подходящую обстановку для обучения особенного ребенка.
  8. Готовьтесь к урокам заранее. Не начинайте скачивание, распечатку карточек и таблиц в спешке. Продумайте расписание занятий на несколько недель вперед.
  9. Не зацикливайтесь на уже пройденном материале. Чаще предлагайте новую информацию. О пройденном говорите кратко.

На заметку! Не стоит думать, что система Домана сформировалась за пару занятий с особенными детьми. К положительному результату команда нейрофизиологов шла несколько лет, совершая ошибки, разочаровываясь, совершенствуя развивающую методику. По признанию самого Домана, путь от эксперимента до подтверждения гипотезы длился около 20 лет.

Как правильно заниматься

Чтобы занятия по карточкам Домана действительно были полезны ребенку, нужно соблюдать рекомендации автора по организации занятий. Сначала определитесь с темой блока. Ориентируйтесь на возраст и физическое состояние малыша. Изучать каждый блок нужно досконально, не перепрыгивая от одного к другому хаотично.

Как работать с карточками

Принцип работы с карточками по любой выбранной вами программе Домана идентичен. Ребенок смотрит на изображения, слова, запоминает увиденное, самостоятельно делает выводы о новой информации.

Давайте подробно рассмотрим методику обучения чтению. В наборе больше 1000 слов. Карточки разделены по тематике. Например, глаголы: ест, пьет, сидит, нюхает, рисует и так далее. Части тела: нос, глаза, рот, туловище. Слова написаны красным цветом печатными буквами. Размер карточек - 10х15, шрифт должен быть толстым: 1,5 см, высота букв - 7,5 см.

Сначала родители выбирают знакомую малышу тему для обучения чтению: дом, семья, игрушки, животные. Изображений предметов на карточках нет, только слова. Распечатать материал нужно заранее на принтере или сделать своими руками на листах картона с помощью фломастера.

Когда набор карточек по списку готов, приступайте к занятиям. Показывайте ребенку 5 слов друг за другом, фиксируя на близком расстоянии перед глазами на 1–2 секунды. Громким, четким голосом произносите, что написано на карточке. Но заслонять изображение от ученика нельзя. Шпаргалки для мамы сделайте на обратной стороне листа. Повторяйте урок 3 раза в день. После каждого 10-секундного занятия хвалите ребенка за усидчивость, внимание, интерес. Так пройдет первый день обучения.

На следующие сутки повторите вчерашний материал и добавьте еще 5 новых карточек. 3 урока проводите со старыми словами, 3 - с новыми. Таким образом, второй день содержит 6 уроков по 10 секунд. Последовательно в течение недели дойдите до 25 карточек и 15 показов в сутки. Затем постепенно убирайте по одной карточке из изученного набора и добавляйте новый материал из следующей темы.

Важно! Обучение чтению по Доману основано на оптимальном принципе: от простого к сложному. Сначала ребенок знакомится с простыми словами, потом со словосочетаниями, затем с предложениями.

Если планируете дать дошкольнику энциклопедические знания, вам понадобятся следующие наборы карточек:

  1. Биология. В набор входят: птицы, дикие животные, млекопитающие, грызуны и так далее. Изучать их можно подряд или привязывать к блоку «География», обсуждая с ребенком место обитания животных.
  2. Искусство. Это картины и биографии, портреты великих художников. Список репродукций составьте сами, скачайте в формате Word и распечатайте. Черно-белый вариант картин использовать нельзя, изображения должны быть цветными.
  3. География. Показывайте малышу материки, города, столицы стран мира.
  4. Языки. Демонстрируется одно и то же слово на разных языках.
  5. Анатомия человека. Расскажите ребенку, сколько частей тела у человека, как они выглядят и как называются.
  6. История. Блок включает в себя биографию великих личностей, их имена и портреты.

Список тем для занятий можно продолжать до бесконечности. Когда малыш изучит 1000 карточек по разным блокам, углубляйтесь в одну тематику. Например, подробнее узнайте о дельфинах: где живут, как размножаются, чем питаются. Для этого подготовьте отдельный блок изображений из 100 карточек и показывайте их 3 раза в день.

Пример ежедневной программы

Просмотр 25 карточек в день распределяется следующим образом:

  1. 3 раза в день: утром, в обед, вечером - ребенок повторяет 5 знакомых карточек.
  2. В промежутках между повторением мама демонстрирует новые карточки: по 5 слов из каждого набора по 3 раза каждый.
  3. В результате ребенок смотрит на изображения слов 15 раз в день по 5–10 секунд.

Дозировка и продолжительность занятий корректируется по желанию ребенка. По мере усвоения материала цвет букв сменяется на черный, шрифт уменьшается.

На заметку! В России методика глобального чтения Домана скорректирована педагогом Маниченко. Отечественный автор системы обучения грамоте согласен с американским нейрофизиологом, что чтение целыми словами более физиологично для человека. Ведь люди мыслят не знаками алфавита, а образами. Дидактика Домана – Маниченко для российских родителей была преобразована в программу «Читаем с пеленок».

Видеоматериалы по теме

Полная версия набора карточек Домана для детей с рождения представлена в видеоформате. Малыш с 6–7 месяцев может смотреть интересные мультфильмы по тематическим блокам и одновременно учиться читать, говорить, показывать части тела.

На заметку! По мнению психологов и психиатров, детям с повреждениями мозга, аутизмом, синдромом Дауна заниматься по видеоурокам вредно. Таким малышам важно ощущать ответную реакцию от педагога, родителя.

Плюсы и минусы методики

Казалось бы, методика Глена Домана дает отличные результаты, используется в США более 60 лет, значит, точно должна оцениваться педагогами, врачами, родителями положительно. Но нет, в методике известного нейрофизиолога находят не только плюсы, но и минусы. Как воспринимать точку зрения специалистов, решать вам.

Плюсы

Если рассматривать метод Домана как старт к успешному развитию интеллекта у ребенка раннего возраста, то выделяются следующие преимущества:

  1. Начинать уроки по чтению, приобретению разноплановых знаний о мире, счету можно с грудничкового возраста, даже с 2–3 месяцев. В итоге детсадовец овладеет школьными знаниями задолго до первого класса.
  2. Мама и папа проводят много времени с малышом, занимаются его развитием постоянно.
  3. Ребенок ежедневно узнает огромное количество информации. Если применять карточки по чтению, счету и развитию кругозора с раннего возраста, то по уровню интеллекта, ассоциативного мышления дошкольник обгонит своих сверстников.
  4. Благодаря вниманию к физическим упражнениям, малыши учатся выполнять массу новых движений. Это сказывается на их физподготовке, здоровье в целом.
  5. В процессе рассматривания карточек с картинками, словами ребенок активно развивает зрительную память. Слушая, как мама произносит названия предметов, - слуховую.
  6. Малыши учатся быстро. На показ пары карточек уходит несколько секунд. Метод Домана отменяет скучное сидение за столом с учителем, наглядные пособия можно демонстрировать в любом месте: на улице, дома, в кроватке, во время еды.

Рассматривать систему американского нейрофизиолога как механическое перекладывание картинок с места на место, демонстрацию без цели нельзя. Если уделять обучению достаточное количество времени, ребенок получит толчок к развитию интеллекта, совершит работу над собой.

Например, рассматривая овощи и фрукты, детсадовцы получают наглядное представление о плодах разной величины, цвете, назначении. Подкрепляйте теорию практикой: рассказывайте, что в супе сегодня картофель, а на полдник десерт из клубники. Разноплановое преподнесение связанной между собой информации даст положительный результат.

Минусы

Отрицательных моментов не меньше, чем положительных:

  1. В процессе обучения ребенок пассивен. Ему не нужно «добывать» информацию, делать выводы, анализировать. Родители приносят ему все на «блюдечке». Пассивность сказывается на дальнейшем обучении в школе, притупляется любознательность, познавательная активность.
  2. Курс занятий не учитывает индивидуальные потребности ребенка, его интересы на данный момент. Все дети занимаются по единой программе.
  3. Младенец не развивает творческий потенциал. Не играет в игрушки, не лепит, не поет, не рисует.
  4. Насыщенность курса слишком высока для маленьких детей. Выдержать такую нагрузку могут далеко не все дошкольники, а тем более груднички.
  5. Методика построена на механической зрительной и слуховой памяти. Остальные органы чувств не задействованы.
  6. Родители, по задумке Домана, должны сконцентрироваться на показе карточек. Играть с маленьким почемучкой, читать, разговаривать некогда. Из процесса воспитания маленькой личности автоматически выбрасывается эстетическая, моральная составляющая.

Особенно негативно к системе обучения по Доману относятся невропатологи. Врачи выступают против раннего развития детей, считая такие занятия причиной энуреза, тиков, депрессий, навязчивых движений. То есть усердие родителей приводит к отклонениям в психическом здоровье в худшую сторону. Это мнение трудно доказать, но опровергнуть тоже нельзя.

Популярные книги автора

Глен Доман - автор нескольких бестселлеров для взрослых членов семьи, педагогов школ и детских садов. В каждой книге утверждается, что все дети рождаются гениями, а рычаг для открытия способностей маленького вундеркинда в руках у родителей. В своих трудах американский нейрофизиолог дает простые и действенные советы по раннему развитию малышей в условиях образовательных центров, дома. Советуем обратить внимание на следующие издания.

Глен Доман поставил перед собой цель: показать родителям, что их дети способны на большее. В играх с новорожденными, по мнению известного новатора, особое внимание стоит уделять физическому развитию. Запрет на двигательные эксперименты приводит к задержкам в интеллектуальной сфере. В книге масса полезной информации о том, как без угрозы для здоровья малыша и нервной системы мамы помочь новорожденному развиваться гармонично, опережая физически и интеллектуально сверстников.

Эта книга Домана была выпущена на родине автора в 1964 году. На русском языке ее впервые издали в 2004-м. В качестве предисловия автор написал небольшую лекцию для родителей о повреждениях детского мозга различной этиологии. Описал, как чувствует себя ребенок, какие средства должны выбрать родители для оказания помощи новорожденному.

На заметку! Книгу «Как научить вашего ребенка читать…» приобрели около двух миллионов американцев. Редакция долгие годы получала восторженные письма от благодарных родителей, чьи малыши освоили грамоту в возрасте от 1 года до 4–5 лет.

Насколько умен ваш малыш (или Ваш ребёнок - гений)

«Первые несколько лет жизни - критичное время для приобретения важных навыков для выживания. Если упустить его, ваш ребенок не подготовится к сложностям, перипетиям взрослого периода». Так считает Глен Доман и соавторы его книги «Насколько умен ваш малыш?». Этот публицистический труд предназначен для любопытных, неравнодушных и активных родителей, старающихся разобраться, все ли хорошо с их малышом, правильно ли он развивается.

Эта брошюра предназначена абсолютно для всех семей с детьми. Неважно, здоров ваш малыш или нет, ее нужно прочитать всем родителям. Глен Доман просто, доступно объясняет, что такое повреждения мозга, как их избежать и исправить. Никакой медицинской терминологии, сложных опытов, результатов экспертиз. После прочтения книги вы сможете посмотреть на своего малыша другими глазами, эффективно и системно работать над устранением даже самых сложных дефектов развития у ребенка.

На заметку! Книги Глена Домана можно купить в печатном варианте или скачать в интернете в формате PDF бесплатно.