В какой стране празднуют день мертвых. Как в мексике отмечают день мертвых. Смерть не финал, а начало счастливой жизни

В эти дни устраивается карнавал, готовятся сладости в виде черепов, делаются специальные фигурки одетых женских скелетов — Катрина, то есть модница, франтиха (исп. La Calavera de la Catrina).

В 2004 году студенты Национального автономного университета Мексики выстроили из 5667 сахарных, шоколадных и карамельных черепов стену, что на 2667 черепов превышает прежнюю стену. Стена занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

Ко дню мертвых украшают кладбища лентами и цветами, дороги к домам умерших их родственники заставляют свечами, чтобы покойник мог найти дорогу домой.

День мертвых стали отмечать на территории современной Мексики ещё древние народы, такие как ольмеки и майя. По мнению ученых ритуалы, связанные с почитанием умерших отмечались ещё 2500—3000 лет назад. В период до испанской колонизации местные жители часто держали в домах настоящие черепа умерших — как своеобразную семейную реликвию, их часто демонстрировали во время различных ритуалов, они должны были символизировать смерть и воскрешение.

Во времена империи ацтеков праздник, похожий на День мертвых, отмечался в девятый месяц ацтекского календаря, который приходится на современный август. Ацтеки праздновали этот праздник целый месяц, во время которого почиталась богиня Миктлансиуатль — богиня смерти. В современной мифологии этой богини соответствует символ Катрины. Во многих областях Мексики этот праздник празднуется в течение двух дней: 1 ноября почитают умерших детей и младенцев, который ещё называют Днем ангелочков (исп.Día de los Angelitos). 2 ноября, в День умерших (исп.Día de los Difuntos) почитают всех взрослых мертвецов.

Многие из тех, кто отмечает этот праздник верят, что в День мертвых души умерших могут посетить живых родственников и друзей. В этот день люди посещают кладбища чтобы пообщаться с душами умерших, на могилах строят алтари с фотографиями и реликвиями, приносят любимые напитки и еду умерших. Все это делается для того, чтобы побудить душу усопшего посетить живых. Иногда празднования приобретают весёлую окраску, когда родственники умерших вспоминают у надгробия смешные или веселые факты из жизни умершего.

Празднование Дня мертвых в разных регионах имеет свои отличия. Как правило, к празднику готовятся на протяжении целого года, когда понемногу собирают вещи, которые должны быть на алтаре умершего. Во время празднования 1 и 2 ноября родные украшают цветами и фруктами могилы умерших. Очень часто в украшениях на могилах используют специальные цветы — оранжевые бархатцы, которые по повериям притягивают души умерших. В Мексике эти цветы называются «Цветы мертвых» (исп.Flor de Muerto). В День ангелочков приносят игрушки для детей и сладости. Для взрослых же чаще всего приносят текилу, пиво и другие алкогольные напитки.

В Москве мексиканский Алтарь мертвых можно увидеть в дни праздника в Институте Сервантеса, где его уже два года подряд строят преподаватели из Мексики.

День мертвых в современной Мексике - красочное, мистическое, пародийное, немного ностальгически щемящее и детски наивное действо. Для возвращающихся в этот день на землю усопших на специальном домашнем алтаре раскладывают разнообразное угощение и те вещи, которые они любили при жизни (по языческим повериям, духи могут любоваться ими, а также вдыхать запахи приготовленных для них блюд). Кроме того, на алтарь часто кладут подписанные именами умерших близких сахарные фигуры в виде черепов, pan de muertos (хлеб мертвых) - специальную выпечку с изображением перекрещенных костей и посыпанную сахаром - и букетики сезонных желтых бархатцев flor del muerto (считается, что это любимые «цветы мертвых»). Семьи, в которых кто-то умер в последние 12 месяцев, готовят особые яства - тамале (традиционное мексиканское блюдо из кукурузной муки) и атоле (горячий напиток из кукурузной муки).

Любопытно, что одну кровать заправляют нарядным покрывалом - это постель, на которой умерший может отдохнуть после долгого путешествия. А в некоторых мексиканских селениях существует обычай выкладывать лепестками цветов и горящими свечами дорогу от могилы умершего к дому, где его ждет торжественный прием. Так исключается вероятность того, что он случайно заблудится по пути.

Массовое посещение кладбищ знаменует кульминацию праздника. Семьи не только приводят в порядок могилы, но и устраивают пикники и танцы под живую музыку, участвуют в шумных и веселых гуляния до поздней ночи.

День мертвых в Мексике - национальный праздник и всенародный выходной.

Отличие от Хэллоуина

Необходимо отметить, что, хотя День мертвых и Хэллоуин имеют сходное происхождение и ряд смежных черт, это абсолютно разные праздники. Хэллоуин в больше степени связан со страхом перед нечистой силой, сумевшей пробраться из потусторонних миров. День мертвых же представляет собой гостеприимное приглашение дружелюбных духов на землю и чествование их за общим столом. Тем не менее заразительная традиция отмечать Хэллоуин проникает и в Мексику. Наряду со специальными товарами ко Дню мертвых, сахарными черепами, скелетиками из папье-маше и pan de muertos, в магазинах в больших количествах продаются тыквы-фонари и вампирские клыки. А в больших городах на северо-западе дети даже взяли на вооружение традицию trick-or-treat, только облаченные в костюмы ведьм и дракул мальчики и девочки выпрашивают сладкий символ Дня мертвых - calaverita (шоколадный или сахарный череп).

В праздничные дни толпы туристов собирает, как правило, Сан Андрес Мишкик, часть Мехико, где расположено единственное открытое для посещения кладбище в пределах столицы. В дополнение к классическим обычаям здесь проводятся веселые игры, концерты и народные танцы, а также весьма любопытное шествие с картонным гробом. Под конец «покойник» неожиданно выпрыгивает из гроба и со всех ног убегает под дружный смех толпы.

Тем, кто обладает крепкими нервами и хочет увидеть ожившие языческие ритуалы, стоит отправиться в город майя Помуч. Здесь в канун Дня мертвых проводят жуткую церемонию эксгумации останков усопших. По прошествии трех лет после захоронения человеческие кости достают из гроба, очищают, аккуратно складывают в красиво оформленный именной ящик и выставляют на кладбище на всеобщее обозрение. После торжеств останки укладывают в специальное хранилище. На следующий год церемония повторяется. Считается, что такого рода кощунственные в понимании многих манипуляции - знак уважения и проявления заботы. Если их не проводить, души умерших будут беспокоить своих живых родственников и в праздник не смогут побывать дома.

Фото: Ivan Diaz / Unsplash

Кладбище было видно издалека, за пару километров. Из мексиканского городка Сан-Луис-Рио-Колорадо, расположенного на границе с американской Аризоной, мы выехали уже затемно, и весь путь за окнами лишь чернела в полной тишине суровая пустыня Сонора. Одинокий некрополь за городской чертой сегодня, в День мертвых, выглядел настоящим островком жизни, освещенный прожекторами и окруженный автомобилями; из-за ограды доносилась совсем не траурная музыка, крики детей, смех, лай собак и даже, кажется, позвякивание пивных бутылок. (Собственно, чему удивляться, если в нашем багажнике тоже был припасен ящик пива?)

2 ноября застало меня в гостях у мексиканских друзей в совсем не туристическом месте. На севере Мексики, который считается более американизированным, чем юг и центр, по случаю Дня мертвых не устраивают городских карнавалов. Но традиции соблюдают: 1 ноября, в «День ангелочков», когда поминают усопших детей, у дома моих друзей выстроились в очередь, кажется, все дети Сан-Луиса — семья устроила tricky-tricky , ритуал угощения детей сладостями, который мексиканцы позаимствовали у Хеллоуина, слегка подкорректировав его оригинальное, трудно выговариваемое название treat-or-trick . Женщины предстали в традиционном для Дня мертвых образе Катрины, символа смерти — в черных платьях и шляпах с вуалью, с разрисованными под черепа лицами (надо заметить, что специальный для этого случая грим в Мексике делают весьма качественный — оттереть «маску смерти» удалось лишь утром).

На следующий день подруга предложила поехать вместе на кладбище — у ее приятеля месяц назад умер отец, и он собирался отметить День мертвых там. С приятелем мы были знакомы шапочно, он совсем не говорил по-английски, а я очень плохо изъяснялась по-испански, но ссылаться на страшную внутреннюю неловкость в такой праздник было глупо. При том, что мысль о танцах на могилах все еще приводила меня в ступор, хотелось уже пройти этот тест на открытость к чужим культурам.

Фото: Мария Желиховская

Традиция празднования Дня мертвых в Мексике уходит корнями в доколумбово прошлое и тесно связана с культурой народов Мезоамерики — ольмеков, тольтеков, ацтеков, майя. Всех их объединял своеобразный культ вокруг смерти: кладбищ в привычном понимании не было, и покойников хоронили прямо под жилыми домами. Эта практика в буквальном смысле сближала живых и мертвых: могилы не замуровывали, родственники регулярно «навещали» покойников и приносили им подношения. Усопшие воспринимались как посредники между миром жизни и смерти.

Ацтеки верили, что эти две ипостаси — естественные силы, приводящие мир в движение, необходимые составляющие регенерации. Ведь чтобы добыть пищу, нужно было убить животное или растение — а значит, что смерть давала жизнь.

Индейцы верили, что у человека есть три души, каждая из которых могла отправиться в загробную жизнь, превратиться в божественную силу или же остаться меж двух миров, чтобы придавать силы оставшимся в живых любимым и близким.

Многие из ацтекских ритуалов в честь мертвых — например, почитание богини смерти Миктлансиуатль, которую изображали в виде женщины с черепом вместо головы, курение благовоний, подношения усопшим еды и подарков ofrendas — стали важной частью празднования Дня мертвых. Но, конечно же, в современном виде этот праздник оформился в результате смешения доколумбовых и испанских католических практик, которые, как это ни парадоксально, гармонично дополнили друг друга. Например, на индейское изображение смерти в виде черепа прекрасно наложился популярный сюжет религиозной испанской живописи Danza Macabra («Танец смерти»), в котором смерть рисовали танцующей с живыми. Испанцы поощряли проведение индейцами ритуалов почитания покойных в католические праздники — День всех святых и День всех душ, которые отмечали 1 и 2 ноября (до этого индейские торжества в честь мертвых проходили в августе).

В начале 1900 гг. власти уже независимой Мексики объявили День мертвых официальным праздником, чтобы объединить нацию на фоне царивших политических разногласий. Так фиеста, традиционная для юга страны, распространилась по всей ее территории и в конечном счете стала привлекать в страну сотни тысяч туристов. Десять лет назад, в 2008 г., День мертвых был внесен ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества.

Фото: Мария Желиховская

Пытаясь мысленно сложить все известные испанские слова сочувствия в более-менее стройные фразы, пока мы шли с парковки, я испытывала странную смесь страха перед чужим горем и собственным ханжеством. Восемь лет назад внезапно умер мой собственный отец, и воспоминания о не покидавшей меня целый год после этого депрессии плохо вязались с мыслями о том, что в таком состоянии можно общаться с любопытствующими и видеть вокруг праздник. На кладбище Сан-Луиса было действительно весело: прежде чем найти нашего приятеля, нам пришлось пробираться сквозь охапки цветов, целые оркестры нортеньо и множество людей у могил — они громко разговаривали, ели, выпивали. Наш знакомый сидел в большой компании родственников и был во всех смыслах навеселе. Нас принялись крепко обнимать, немедленно налили пива и положили на тарелки тамалес.

Фото: Мария Желиховская

«Если не поставить мертвецу свечку, то ему придется поджечь собственный палец, чтобы найти дорогу домой», — гласит распространенное среди индейцев южной Мексики поверье. Dia de Muertos — это не просто повод помянуть покойников. Считается, что в этот день усопшие приходят домой, чтобы навестить своих родственников — а те, в свою очередь, должны как следует позаботиться о том, чтобы возвращение, пусть и временное, стало легким и приятным. Для этого в домах, а в некоторых городах на площадях и кладбищах сооружают алтари с фотографиями умерших родственников. Оформляют их с большой фантазией, украшают цветами — розовой целозией, белой гипсофилой, красными гвоздиками и доставшимися в наследство от ацтеков ярко-оранжевыми бархатцами cempasúchil . Из их лепестков насыпают дорожку до алтаря от порога дома или двора, которая покажет нужный путь покойному. На алтарь ставятся подношения — ofrendas .

Традиционно алтарь должен содержать четыре стихии: воду, чтобы утолить жажду усопшего во время долгого пути из царства мертвых Миктлана; огонь (свечи), чтобы освещать путь на землю; ветер, который символизируют гирлянды из цветной резной бумаги papel picado , чтобы создавать прохладу, и объединяющую мертвых с живыми землю, которую олицетворяет еда. Обычно это сладкий дрожжевой «хлеб мертвых» pan de muerto , тамалес — мексиканские «пельмени» с начинкой из мяса и кукурузной муки, сваренные в листьях кукурузы или банана, горячий кукурузный напиток атолле, фрукты, шоколадный соус моле, а также сладости в виде сахарных черепов. Впрочем, на алтаре можно обнаружить практически все, что любил покойный, вплоть до банок кока-колы, сигарет и бейсбольных футболок! Благовоние также является частью традиции, и для этого еще со времен ацтеков используют копал — смолу, выделяемую тропическими деревьями семейства бобовых.

Фото: Мария Желиховская

Но все же главные и самые тиражируемые символы Дня мертвых — это художественное изображение черепа, которое называют калавера, и Катрина, скелет в женском платье и шляпе. У этих образов, считающихся народными, на самом деле есть автор — мексиканский художник-карикатурист Хосе Гуаделупе Посада. Именно он превратил изображение скелета в произведение искусства, рисуя для журналов и газет калаверы в образах людей, в том числе политиков. В 1910 г. Посада напечатал литографию под названием La Calavera Garbancera — «Элегантный скелет». Рисунок изобличал даму, стесняющуюся своих индейских корней, одетую по французской моде и с обильным гримом, чтобы казаться белее.

В 1948 г. Диего Ривера, считавший Посаду своим вдохновителем, написал свою знаменитую фреску «Сон о воскресном вечере в парке Аламеда», посвященную колониальной истории Мексики, на которой процитировал сатирический рисунок Посады, дав его героине имя La Catrina (на сленге того времени — название дорого одетого богача). С тех пор Катрина и калавера стали одними из самых популярных образов мексиканской идентичности.

Несмотря на то, что главная традиция Дня мертвых — посещение кладбища, которое превращается в вечеринку, в разных штатах и городах существуют свои обычаи. В Мехико с недавних пор проводят карнавал, а в университетском городке сооружают самый большой в стране алтарь и славят местного индейского святого, ребенка-пилигрима Niño Pa . Оахака славится традицией calenda — уличным шествием с куклами-марионетками, танцорами и музыкой. В Мичоакане танцуют La Danza de los Tecuanes — «Танец ягуаров», изображающий охоту на этих животных, и La Danza de los Viejitos — «Танец маленьких старичков», в котором одетые под стариков подростки сначала ходят, согнув спину, а затем неожиданно подпрыгивают и начинают энергично двигаться. А индейцы пурепеча, населяющие северо-запад этого штата, готовятся к празднику за несколько недель: молодые парни, tatakeres , отправляются, нередко нелегально, на плантации выкапывать бархатцы или в лес — рубить деревья для сооружения алтарей на деревенских площадях. В городке Сан-Мигель-Де-Альенде, штат Гуанахуато, проводят красочный четырехдневный фестиваль La Calaca , посвященный черепам, а в Гвадалахаре устраивают фестиваль на кладбище Белен и кажется, что все до единой местные жительницы одеваются Катринами! В Чьяпасе в деревне Сан-Хуан-Чамула, где живут индейцы цоцили, наименее ассимилировавшиеся после конкисты, устраивают фестиваль K’Anima , во время которого местные жители звонят в церковный колокол, веря, что этим привлекают души умерших, а затем отправляются на кладбище играть на арфах и гитарах. В Сан-Себастьяне, штат Юкатан, устраивают фестиваль Mucbipollo — так называют цыпленка, приготовленного в земляной печи в соусе из помидоров и кукурузной муки.

Но самый экстравагантный обычай практикуют в городке Помуч в штате Кампече, который населяют индейцы майя. Здесь через три-четыре года после похорон покойников вынимают из могил, а накануне праздника в буквальном смысле моют им кости. На это занятие уходит почти сутки, затем останки складывают в деревянные ящички и несут на кладбище, где для их хранения есть специальное место. В День мертвых их вынимают, выкладывают на алтарь, завернутые в салфетки с красиво вышитыми узорами и именами усопших, и ставят рядом подношения.

Фото: Мария Желиховская

Минула полночь, но веселье на кладбище не утихало. Все-таки мексиканский синкретизм работает удивительным образом. Традиционное испанское стоическое отношение к смерти, концепция печали земного существования и пользы страдания здесь так и не прижились. Даже умерших близких мексиканцы называют уменьшительно-ласкательно — muertitos . В стране, где не сработала инквизиция, не принято вызывать смерть на поединок; здесь скорее потреплют ее по плечу, выпьют с ней текилы и пойдут дальше радоваться жизни.

Гости приходили и уходили, и могила отца нашего приятеля обросла горкой пластиковых тарелок и стаканчиков. Плиты ограждали друг от друга лишь бордюрные камни, и это создавало впечатление большого общего застолья. Вдоль дорожки, неистово визжа, катались на роликах дети, малопонятная испанская речь сливалась с музыкой, и в какой-то момент я обнаружила, что притопываю в такт. Отец, шутивший всегда и при любых обстоятельствах, наверняка потрепал бы меня за шею и улыбнулся. И вообще уже казалось, что оба они — и отец нашего приятеля, и мой собственный — должны сидеть где-то рядом. За соседним «столом». Пить пиво, шутить, смеяться и не бояться языкового барьера.

И на душе вдруг стало неожиданно легко.

Представьте: приходит к вам гость и дарит коробочку. Вы её открываете - а в коробочке череп. На черепе - ваше имя, и сам он такой весёленький, разукрашен цветочками и звёздочками. А в это время ваши детишки вовсю уплетают сахарные гробики и шоколадных мертвецов… В этом нет ничего странного: наверное, ваш гость мексиканец или недавно вернулся из Мексики с целой кучей сувениров.

Смерть приручённая, смерть своя

Крылатые песочные часы в костлявой руке обозначают, что время летит слишком быстро. Вот и смерть пришла

В Европе со смертью не шутят. Это смерть шутит со всеми, пляшет на погостах, скалит зубы и машет костлявыми руками. Смерть в Европе неопрятна, ходит в истлевшем саване или, в лучшем случае, в чёрном балахоне. Она может разъезжать на коне или в телеге, стреляя в людей из лука. Она правит бал, она триумфатор. В руках у Смерти меч, коса, песочные часы, иногда гроб.

В каждой стране смерть представляют по-своему. Влияют на это и традиции, и язык. Так, в Англии и Германии смерть мужского рода - Мрачный Жнец, скелет, всадник, победитель. Он не прочь позаигрывать с красавицей-девицей, но шутки его грубы и холодны. Да и незачем мертвецу думать о делах амурных, у него другие интересы. Он пришёл из страны, где нет ни времени, ни любви, ни радости, ни покаяния - всё это остаётся на земле. Мрачный Жнец приходит внезапно - и скашивает людей, как колосья, вырывает их из привычной жизни, тащит плясать с собой, несмотря на слёзы, мольбы, отчаяние.

В России, Испании, Франции и Италии смерть женского рода. Впрочем, суть всё та же: форма черепа ничуть не смягчается, кости не становятся привлекательнее.

Ужас перед смертью давил на европейскую культуру не всегда. Когда-то смерть была неотъемлемой частью жизни. Всякий родившийся должен вырасти и умереть, это так же нормально, как зима после осени. Человек прощался с домашними, складывал с себя обязанности и засыпал до пробуждения в конце времён. Такую мирную кончину историк Филипп Арьес в своём труде «Человек перед лицом смерти» называет «приручённая смерть».

Всё меняется в XII веке. На могилах появляются эпитафии, заказываются заупокойные мессы, умирающий подробно объясняет, как и где его хоронить. Арьес называет этот период «смерть своя». Благодушие прежних веков подошло к концу, грешные души нуждаются в искуплении. Человек уже не покоится в ожидании воскресения, когда все, кроме отъявленных злодеев, отправятся в рай. Он со смертного одра приходит на неизбежный и справедливый суд к Богу. Есть от чего прийти в панику и заранее умолять о снисхождении, есть от чего просить помощи у живых. Пусть родные и друзья молятся усерднее за того, кто сам молить о милосердии уже не сможет.

Скорбное шествие. Впрочем, скелеты не выглядят печальными

Но настоящий смертный ужас Европа узнала в 1347 году, когда в средиземноморские порты прибыли с Востока заражённые чумой корабли. Эпидемия распространялась с огромной скоростью, люди умирали за считанные дни. Чума двинулась в победное шествие по Европе, а за ней следовали голод, война и смерть - всадники Апокалипсиса не ездят поодиночке. Истощённые люди были бессильны перед болезнью, масштабы бедствия росли. Деревни горели, города не вмещали всех нуждающихся в укрытии. Трупы по много дней валялись непогребёнными - некому было хоронить.

В живописи и словесности того времени царит один сюжет: пляска смерти. Её называли Totentanz в Германии, danse macabre во Франции, danza de la muerte в Испании. Вереницу людей ведут весёлые скелеты, некоторые из них играют на музыкальных инструментах, из гробов поднимаются всё новые жуткие плясуны в развевающихся саванах. За смертью следуют плачущие дети, женщины, короли, законники, кардиналы и сам папа, уличные музыканты, бродячие торговцы, благородные дамы и рыцари - никто не может избежать участия в мрачном карнавале.

Первые картинки с вереницами плясунов пришли из немецкого города Вюрцбурга в 1350 году и с тех пор кружили по всем странам. Популярность этого сюжета связана с его универсальностью и некоторой садистской справедливостью: ты мог жить богато или бедно, быть красавцем или уродцем, но конец твой неотвратим. Картинки охотно раскупали, ими украшали рукописи, фрески с вереницами плясунов сохранились на зданиях. Иногда рисунки сопровождались стихами: покойники жаловались, что их надежды и мечты пошли прахом, им уже не исправиться, смерть подсекла их косой, и впереди только Страшный Суд. А Смерть либо дула в дудку и колотила в барабан, либо невозмутимо возглавляла процессию. Её посланники-скелеты смиряли сопротивляющихся, вовлекая их в строй.

Не вполне понятно, откуда пошло слово «макабр». Возводят его то к арабскому maqabir (гробы), то к ветхозаветным воинам Маккавеям. Крестоносцы завезли слово или ещё какими путями оно пришло в Европу - уже неважно. Оно прижилось - и понеслись сплошные «данс макабры». Кстати, слово danse в Средние века означало, помимо танца, ещё драку и бойню.

Итак, смерть перестала быть чистой и честной. На смену строгим каменным гробницам и благообразным статуям пришло отвратительное месиво обнажённых тел, вздутых, лопнувших, истекающих сукровицей и гноем, с разверстыми внутренностями, где кишат черви. Такова она, смерть, которой не избегнет никто.

Нельзя сказать, что средневековье прежде не видало трупов. На кладбищах в те времена было людно, тут жили, гуляли, торговали, в том числе собственным телом, и даже пекли хлеб. Никого не смущали груды костей из разрытых могил, тяжёлый запах и трупы, ожидающие погребенья. Но именно во времена чумных пандемий человечество по-новому увидело страшную картину пляшущей и хохочущей смерти - и с тех пор так и не оправилось от шока. Тут уж не до смеха - ты жалок и бессилен перед всесокрушающей поступью Смерти, и куда она поведёт грешников - это уж её дело.

Смерть перевёрнутая

Вот так веселятся скелеты

Войны и катаклизмы ХХ века научили человека новому отношению к смерти. По выражению Арьеса, человечество вступило в новую фазу - «Смерть перевёрнутая», смерть, которую прячут, словно бы стыдясь. Ещё в XIX веке смерть была делом социальным, публичным, сопровождалась тщательно прописанными ритуалами типа посещения умирающего, похорон, поминок, траура. Теперь же общество старается скрыть факт смерти. Как пишет Арьес, «смерть больше не вносит в ритм жизни общества паузу. Человек исчезает мгновенно. В городах всё происходит так, словно никто больше не умирает».

Общество не желает помнить о смерти, она - грубая, грязная, безобразная и физиологичная - скрыта. Это проявляется даже на языковом уровне. Интересно, что в русском языке слова «покойник» и «мертвец» относятся к категории одушевлённых, а более новое слово «труп» - нет. Язык ставит чёткую границу: труп - это не «кто», даже не «бывший кто». Труп - это «что», это вещь. К жизни он не имеет никакого отношения. Смерть становится неприличной темой, как до недавнего прошлого - секс. Мир Запада отказывается иметь перед глазами назойливое свидетельство того, что все смертны. Если кончина известного человека хоть как-то удостаивается внимания общественности, то смерть обывателя касается лишь его родственников, коллег и знакомых, а соседи по подъезду могут и не узнать, что жилец 25-й квартиры переселился в мир иной. Носить траур уже не принято, избыточно предаваться скорби - тоже. Смерть в XIV веке бросалась в глаза, хватала людей за подол, напоминая о себе. Смерть в ХХ–ХХI веках решительно изгоняется из домов. Всё больше народу умирает не в своей постели, а в больницах и домах престарелых.

При этом мы живём в мире, где смерть повсюду. В кино и играх мы встречаем самые жуткие её облики - куда там средневековью против современных «живых мертвецов». Оживший труп - это враг, он приходит, чтобы убить тебя, ну или хотя бы внести разлад и хаос в нормальное течение жизни. Но реальной смерти при этом как будто не видно. Она спрятана, стёрта, табуирована. Её убрали, выгнали, как пытались выгонять из городов в Средние века, сжигая чучело Смерти.

Даже вспоминая о трагических страницах истории - например, о Великой Отечественной войне, - на первый план выносят подвиги героев. О жертвах войны говорят редко, среди радостного праздника предаваться скорби как-то неловко. Смерть как бы остаётся за кадром. Этому способствуют и её масштабы - человеку просто не под силу осмыслить чудовищность потерь, а раз так, то и осмыслять нечего. Это не политика, а недопущение смерти в свой мир. Её смакуют в фильмах, играх, книгах - где угодно, но вне обыденности.

Наши любимые мертвецы

Афиша праздника мёртвых. Ни намёка, что будет грустно

Мексика - не Европа. Это другое духовное пространство из совсем иного мира. И хотя мексиканцы говорят по-испански, культура Мексики питается не от испанских корней. Европа тут словно бы и ни при чём: перед нами Мезоамерика. Стоит ли удивляться, что мы настолько не схожи?

Все, кто был в Мексике или знаком с мексиканцами, в один голос говорят: это очень весёлый и открытый народ. Несколько непунктуальный, шумный, яркий. Но при этом мексиканец может быть очень чопорным, особенно с иностранцем. Мексиканцы страстно преданы семье, мать для мексиканца - святое. Привилегированным классом в Мексике считаются дети - с точки зрения европейца они здесь очень избалованы. Детей в семьях много - это католическая страна, где аборты и гормональная контрацепция запрещены. Жизнь в Мексике привольная, радушная, в Международном индексе счастья Мексика находится на 23-м месте (для справки: Россия, увы, на 172-м).

При этом смерть в Мексике не постыдная семейная проблема, не болезнь, которую прячут от посторонних глаз. Филологи насчитали в мексиканском испанском 20 000 слов и выражений, обозначающих смерть. Со смертью мексиканец давно свыкся, идея смерти накрепко прописана в языковой картине его мира, и никакого дискомфорта он по этому поводу не испытывает.

Смерть прекрасна и разнообразна (Larry Lamsa / Flickr | CC BY)

Особенно это видно во время традиционного мексиканского праздника - Дня мёртвых (Dia de los Muertos). 1 и 2 ноября вся Мексика расцветает и вскипает бесчисленными процессиями, жутковатыми и едва ли не шокирующими на вкус заезжего гринго. Красотки в пышных платьях кокетливо выглядывают из-под огромных шляп; всюду рассыпаны ярко-оранжевые цветы - бархатцы (да-да, они родом из Мексики); продают лакомства; играет музыка; прямо на мостовых создаются чудесные насыпные картины из фасоли, крашеного песка, цветных опилок, гороха и соли. Столики уличных торговцев буквально ломятся от сластей, сувениров и разнообразной праздничной символики. Продаётся всё, что только может понадобиться на весёлом карнавале. Горят свечи - целые вереницы свечей. Гуляют нарядные дамы и щеголеватые кабальеро. Всё это посвящено мертвецам. Лица красоток загримированы: белые, с чёрными впадинами вокруг глаз. Сласти тоже весьма характерны - сахарные черепа, сладкие гробики из цветной помадки и могилки с марципановыми цветочками и червячками, особый круглый «хлеб мёртвых». А музыканты - весёлые скелеты в национальной одежде. И все хохочут, веселятся, лакомятся, танцуют. А что до бархатцев - то это признанные цветы мёртвых: их высаживают на кладбищах, ими украшают памятные алтари в честь умерших членов семьи. Интересно, думают ли об этом наши садовники, высаживая их где попало?..

Ну и что? Наши петушки на палочке тоже могут показаться странными (Razi Marysol Machay / Flickr / CC BY)

Первый день этого праздника, 1 ноября, - День Ангелочков. Поминают мёртвых детей. Для нас словосочетание «мёртвый ребёнок» буквально кричит, это что-то кощунственное, неправильное, невозможная трагедия. А в Мексике города и села в этот день засыпают игрушками, сластями, одеждой-обувью - всем, что может порадовать малыша (мы же помним: радовать детей в Мексике умеют). День Ангелочков - это и вправду праздник для детей, и не так уж важно, на том или на этом свете они пребывают. Что с того, что эти дети умерли? Им тоже полагаются вкусности и маленькие детские радости. А на следующий день приходит черёд взрослых - и тут карнавал бушует вовсю.

Надо сказать, что в Мексике отношение к смерти не просто будничное. Мексиканец с ней запанибрата. Его можно понять - он слишком часто с ней сталкивался в прошлом, он сделан из другого теста, его не пугает скелет, стучащий в окошко. Мексиканцы, народ приветливый и вежливый, скорее всего, спросят, чем они могут помочь уважаемому костлявому кабальеро. Ну или спровадят гостя восвояси, если тот окажется слишком уж назойлив.

Типичная для Мексики картина. То есть для Мексики в самом начале ноября Miguel Tejada-Flores / Flickr / CC BY)

В городе Гуанахуато, например, есть музей мумий. Вход в него недорогой - около 50 песо. История этого музея показательна: в XIX веке власти города ввели налог на захоронения. Власти можно понять: в это время в Мексике шла ожесточённая гражданская война, мятежников массово расстреливали. Умирали люди и от голода, и от болезней. Место на кладбище стоило дорого, и старые заброшенные могилы огорчали городское руководство. Родственники умерших, конечно, в эти времена существенно пополнили казну города, но, как всегда, нашлись злостные неплательщики. Часть мертвецов оказалась не востребована, а за кого-то родня не пожелала платить. Так что отцы города распорядились очистить кладбище от должников и передать их могилы платёжеспособным мертвецам. И тут выяснилась интересная деталь. Вместо праха, остатков костей и волос на поверхность из могил подняли почти нетленные останки. Поверить, что все эти люди при жизни поголовно были святыми, горожане не могли. А уничтожать отлично сохранившиеся трупы рука ни у кого не поднялась. Их просто сложили в помещение при кладбище, и туда, прознав про это чудо, потянулись любопытные. За несколько песо зевак стали пускать осмотреть коллекцию и насладиться необычным зрелищем. Так родился музей мумий, одна из видных городских достопримечательностей.

Фото может показаться шокирующим

Гуанахуатский музей мумий. Покой этих людей был недолгим (Russ Bowling / Flickr / CC BY)

Разгадка чуда оказалась проста: химический состав почвы Гуанахуато и особенности местного климата способствовали мумификации покойников. Не разлагались даже одежда и обувь. Налог на похороны действовал почти 100 лет, с 1865 по 1958 год, и за это время в коллекции музея собралось 111 мумий. Здесь есть дети, люди, умершие насильственной смертью, есть даже одна женщина, похороненная заживо во время летаргического сна, и одна беременная. Она умерла на позднем сроке, и её нерожденный ребёнок стал самой маленькой мумией в мире - он выставлен в одной витрине с мамой. Дети одеты в свои лучшие одежды, по моде сентиментального XIX века: девочки - в белых платьицах, мальчики - в костюмчиках. Их тоже называют «Ангелочками», и мексиканцы считают, что малыши выглядят очень трогательно. Там же на стенах развешаны фотографии: члены семьи фотографировались со своими покойниками. На снимках братья и сёстры окружают мёртвого младенчика. Что делать, жизнь такова. Никто не падает в обморок перед входом в этот музей. Ну мумии, ну мёртвые… Все там будем.

Не стоит искать в этом ожесточение души, цинизм, пренебрежение к смерти. Уникальность мексиканского подхода в том, что, несмотря на горечь разлуки с дорогим и любимым существом, несмотря на скорбь, которую испытывает каждый человек, смерть не считается чем-то конечным, навсегда отрезающим покойного от живых. Семья любит своего мёртвого брата, сына, отца так же, как любила его живым. Удивительным образом для мексиканцев не существует ужаса и позора «перевёрнутой смерти». Покойный остаётся родственником, а не врагом, не кошмарным выходцем с того света.

Свечи, бархатцы, фрукты, сахарные черепа и фотография покойного родственника - типично мексиканский натюрморт. Наша традиционная поминальная рюмка водки, накрытая хлебушком, кажется особенно аскетичной на фоне этого буйства красок (Ute / Flickr / CC BY)

Так как же не устроить праздник родным, как не порадовать их вкусной едой, цветами и подарками, алтарём, на котором лежат их тщательно сохранённые любимые вещи? Как не провести дорожку из свечей от кладбища до дома, чтобы они не заблудились? Так же почитают мексиканцы и тех, кем они по праву гордятся. Великие мексиканские художники Фрида Кало и Диего Ривера - почётные гости на празднике мёртвых. Да и не только они. Порой здесь можно встретить самых неожиданных гостей.

Королева бала

Самая шикарная и обворожительная дама на мексиканском карнавале мёртвых - Катрина Калавера. Катрина вовсе не производное от Екатерины. В переводе с испанского её имя означает «Череп-щеголиха». Катрина - хозяйка бала мёртвых, её изображения так распространены, что стали одной из визитных карточек Мексики.

Весёлая красотка в затейливой шляпе - воплощение праздника смерти

Происхождение Катрины самое будничное: в 1913 году гравер и художник Хосе Гваделупе Посада вырезал гравюру с весёлой нарядной дамой-скелетом. Незатейливая картинка свела с ума Мексику, образ щеголихи Калаверы попал в самую точку. Позже великий Диего Ривера (самый известный художник Мексики после Фриды Кало) увековечил Катрину на своём полотне «Сон о воскресном дне в парке Аламеда». А в недавнем мультфильме Гильермо Дель Торо «Книга Жизни» именно нарядная Катрина Калавера управляет страной мёртвых.

Жертвы великому солнцу

Это, конечно, имитация. Но в Средние века головы были настоящими

Если посмотреть повнимательнее, то мы увидим: начало ноября практически во всём католическом мире - время памяти об умерших, и здесь католическая Мексика не выделяется среди прочих стран. Но именно Мексика поминает своих мертвецов настолько уникальным способом, что в 2003 году ЮНЕСКО включило его в список нематериального культурного наследия человечества. Это вам не превращённый в детский утренник Хэллоуин с его традиционными ведьмами и тыквами. Но это и не кельтский Самайн - когда накануне зимы мир мёртвых проносится через мир живых, и не дай бог оказаться у него на пути. На самом деле этот день не имеет отношения к христианству - он намного древнее, чем первый миссионер на мексиканской земле, - и к европейской мифологии (в самом деле, с чего бы?). Только под влиянием церкви День Мёртвых перенесли на 1 ноября, как и во всём католическом мире.

Изначально праздник отмечался в девятый месяц ацтекского календаря, с 24 июля по 12 августа. Смерть сопровождала ацтеков постоянно, поэтому с ней надо было поддерживать хорошие отношения. Праздники продолжались весь месяц, сопровождались играми, множеством ритуалов и, конечно, жертвоприношениями. Кровь была необходима богам, чтобы двигаться дальше; таким образом, жертва поддерживала жизнь Вселенной. В жертву приносили животных, птиц, насекомых. Иногда ацтек добровольно жертвовал богам свою кровь, нанося себе раны, или свои страдания, уязвляя тело шипами.

Но высшей формой жертвоприношения было человеческое. Кожу жертвы красили синим мелом. На верхней площадке огромной пирамиды располагалась каменная плита, на которую укладывали жертву, и начинался ритуал. Живот жертвы разрезали ритуальным ножом из обсидиана (грудную клетку сложно вскрыть каменным ножом, а мягкие ткани живота - вполне), после чего жрец погружал руки внутрь ещё живого человека, вынимал его сердце и показывал Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд, а тело сбрасывали на лестницу. Череп, отполированный до блеска, занимал своё место в цомпантле - «башне черепов».

В жертву могли приносить и другими способами: пытать до смерти, топить, расстреливать. Всё зависело от того, кому из богов предназначалась энергетическая помощь. Правда, учёные не могут поверить в заявленный размах этих обрядов: очевидно, число жертв завышали ради пропаганды. Но даже если их были не сотни тысяч, а тысячи, кровавые обряды не становятся менее кошмарными.

В жертву обычно приносили военнопленных, но случалось, что ацтек предлагал себя в жертву добровольно. Как это объяснить? Лучшее посмертие в суровом мире ацтеков ожидало воина, павшего на поле брани, и человека, который окончил жизнь на алтаре под ножом жреца. Ещё бы, ведь его кровью напитались боги! Даже враг, принесённый в жертву, на равных входил в это боевое братство.

В Восточном Раю, в Доме Солнца, эти счастливцы жили в садах, наполненных цветами, состязаясь друг с другом в силе и ловкости. На них была возложена почётная обязанность: они сопровождали Солнце в его пути по небу, от рассвета и до середины пути, несли его на носилках из драгоценных перьев птицы кетцаль. В зените их встречали женщины, умершие при родах. Они окружались не меньшим почтением, чем жертвы и воины. Женщины эти жили в Западном Раю, в Доме Зерна, и сопровождали Солнце от середины пути до горизонта. Там Солнце отправлялось в подземный мир, а на следующий день всё повторялось. Таких женщин называли сиуапипилътин. Их изображали с черепом вместо головы и с когтями на руках и ногах. Прядь волос и средний палец левой руки женщины, умершей при родах, делали воина непобедимым - достаточно было прикрепить их к щиту.

Южный Рай находился под юрисдикцией бога дождя, грома, воды и сельского хозяйства. Бога звали Тлалок, а его страну - Тлалокан. Он забирал к себе убитых молнией, утопленников, самоубийц, а также умерших от водянки, ревматизма или проказы. Ему приносили в жертву рабов и детей, которых для этого топили. Южный Рай был страной вечной весны. Там всегда цвели цветы, там всегда можно было есть досыта, что при жизни удавалось далеко не всем. Судя по сохранившимся кодексам, души в Тлалокане веселились и предавались развлечениям: плавали в реке, ловили бабочек и пели песни.

На мексиканском карнавале богиня Миктлансиуатль вполне сошла бы за свою

Души возвращались на землю через четыре года. Они могли стать колибри или яркими бабочками. Те же, кто не умер героической смертью и не попал в руки Тлалока, обречены были отправляться на Север, в Миктлан, где их ждали Миктлантекутли (Хозяин Миктлана) и его супруга Миктлансиуатль с лицом-черепом и в юбке из гремучих змей. Дорога в Миктлан занимала четыре дня, была трудна и опасна, да и жить в Северной Преисподней было далеко не так весело и почётно, как в Домах Солнца и Зерна и в Тлалокане. Души в Миктлане проводили дни в отчаянии, скуке, холоде и голоде. В течение четырёх лет в праздник Мёртвых душам приносились дары: табак, куропатки, благовония, лепёшки - всё, что могло бы их порадовать и поддержать. Через четыре года душа должна была окончательно упокоиться в Миктлане - и жертвоприношения прекращались.

Когда испанские солдаты Кортеса увидели статуи богов и осознали, как именно поклоняются этим чудовищам, то признали их дьяволами, чем глубоко оскорбили ацтекского правителя Монтесуму. В 2006 году на раскопках в селении Текуак, недалеко от Мехико, были найдены кости одного из последних ацтекских массовых жертвоприношений - 550 человек из каравана Кортеса. В караван входили как конкистадоры, так и дружественные им индейцы, в том числе женщины и дети. Их приносили в жертву, вспарывая грудную клетку и вырывая сердце (по крайней мере, именно такие повреждения были у найденных скелетов). При этом на оставшихся костях есть следы зубов и ножей. Эти находки - ещё одно подтверждение, что ацтеки практиковали ритуальный каннибализм.

Смерть не остановила лучадора Хуана из игры Guacamelee! - он сам упокоил немало живых мертвецов, чтобы спасти дочь Эль Президенте

Да, белым людям, пришедшим из-за моря, приведшим с собой страшных невиданных животных - собак и лошадей, - многое в размеренной и упорядоченной жизни ацтеков могло показаться невыносимым и отвратительным. Два мира оказались столь несхожими, что на полюбовное согласие рассчитывать не приходилось. На стороне конкистадоров были ружья, пули, пушки и невиданная пассионарность. Победа осталась за ними. Но через несколько веков в огромном плавильном котле, именуемом Мексикой, образовалась новая культура, соединившая ацтеков и европейцев.

Святая Смерть неизменно находит своих поклонников

Культ Святой Смерти (Санта-Муэрте) в последнее время набирает популярность как в Мексике, так и за её пределами. В этом образе слились Дева Мария Гваделупская, покровительница Мексики и всей Латинской Америки, и древние ацтекские божества мёртвых - персонификации Смерти, помогающей живым. Католическая церковь этот культ не одобряет: поклонников Санта Муэрте обвиняют в чёрной магии или причисляют к сатанистам. Сами же они считают себя добрыми христианами: разве может Святая Смерть нарушить волю Господа, её создавшего?

Культ зародился в середине ХХ века в самых тёмных низах общества. К Святой Смерти обращаются с теми просьбами, с которыми не пойдёшь в церковь. В самом деле, неловко просить Деву Марию об устранении конкурента, благополучной продаже партии наркотиков или успехе в работе на панели. А Святая Смерть поможет: ей не привыкать, для неё все равны - и проститутка, и наркобарон, и подросток-оборванец, удравший из дома. Святая Смерть не спросит, как тебе не стыдно просить о таких нехороших вещах. Святая Смерть не поставит никаких условий, не потребует от тебя исправиться. У Святой Смерти множество имён - от Тощей до Невесты. Подарить ей можно что угодно - яблоко, конфеты, пулю, деньги или сигары. Любая жертва будет милостиво принята. По всей Латинской Америке можно встретить фигурку скелета в просторном одеянии. В руках у скелета глобус, песочные часы или коса. Наряд Святой Смерти может быть самых разных цветов - в зависимости от того, что ты просишь.

(Maurice Marcellin / Wikimedia | CC BY)

Святая Смерть неприхотлива. Только не надо с ней ссориться - и всё будет отлично

Традиционный цвет накидки - белый, ведь самые популярные имена Святой Смерти - Белая Девочка и Белая Сестра. Но накидка может быть и красной, и золотой, и зелёной - в зависимости от просьбы, с которой пришёл почитатель. Медальоны с изображением Святой Смерти, картинки, специальные листочки с молитвами и самое главное - цветные обетные свечи - продаются повсюду. Обетные свечи покупают особенно охотно: они бывают любого размера, на них может быть написана просьба к Крёстной (ещё одно имя Святой Смерти), а может быть украшение из черепов. Самая распространённая свеча - белая, это угодная жертва Белой Девочке, она означает чистоту, обещание, защиту и покровительство. В проведении публичных ритуалов белые свечи используют чаще всего. Ну а для каждого конкретного случая пользуются особенными свечами. Символика цветов, как правило, понятна, но опытный продавец всегда даст подсказку начинающему адепту. Если надо помочь в делах сердечных, свечи для Сантиссимы (так её тоже называют) выбирают цвета крови - чем красней, тем лучше. Фиолетовые (лавандовые) свечи помогают исцелиться, свечи кофейного цвета служат для обретения нового знания (их используют студенты, желающие преуспеть во время экзамена). Зелёный уладит проблемы с законом, восстановит справедливость, золотой или жёлтый принесёт финансовое благополучие, а чёрный поможет в трудных жизненных ситуациях, особенно таких, что относятся к «тёмной стороне» культа. Сантиссима в радужной накидке - её ещё называют «Санта Муэрте Семи Королевств» - означает «хочу всё сразу». В радужной свече отражены все аспекты - и любовь, и справедливость, и исцеление, и богатство. Но семицветная свеча, кроме того, зачастую носит название «На погибель моим врагам» - и это очень сильное колдовство. На время Чемпионатов мира по футболу Святую Смерть наряжают в зелёный, белый и красный - цвета мексиканского флага, а в руки ей вкладывают футбольный мяч: пусть Белая Девочка принесёт удачу сборной.

Алтарь для Святой Смерти делается очень просто: в середине ставят фигурку Санта Муэрте, вокруг раскладывают дары для неё, зажигают свечи нужных цветов - и готово, можно приступать. Впрочем, стоит помнить: Санта Муэрте ревнива, ничьих изображений, кроме её собственного, рядом быть не должно. Ну разве что икона апостола Иуды Фаддея, которому молятся во всех сложных случаях, - он тоже крайне популярен в Мексике.

Статуэтки Санта Муэрте - от крохотных, в ладонь величиной, и до огромных, которые и не поднимешь, - продаются в «недобрых» кварталах практически везде. Ведь чем хуже живётся, тем больше нужна надежда. И Святая Смерть охотно выручает своих почитателей.

* * *

Поэт, писатель, нобелевский лауреат Октавио Пас недаром писал: «Слово “смерть” непроизносимо в Нью-Йорке, Париже, Лондоне; оно обжигает губы. А мексиканец со смертью знаком близко; он шутит о ней, ласкает её, прославляет, спит с ней; это одна из его любимых игрушек и самых крепких привязанностей». Современные мексиканцы - наследники испанских конкистадоров и индейцев. Их отношение к смерти, шокирующее европейцев, во многом обусловлено слиянием воззрений ацтеков и католиков. Весёлый праздник мёртвых с его особым хлебом и дорожками из свечей, «скелетные святые», помогающие живым из-за незримой черты во всех делах, не различая доброго и недоброго, обетные свечи на алтаре и молитвы к Святой Смерти, прямо повторяющие формы католических новенн (молитв, читающихся в течение девяти дней подряд), - всё это очень похоже на обрядовую сторону католического христианства, по крайней мере, на его «народную» разновидность. Но ведь и у нас, навещая мёртвых в урочные дни Радоницы, православные христиане оставляют на могилах не только цветы, но и крашеные яйца, конфеты, различную снедь, чтобы побаловать своих покойников. В России память о дохристианских богах забылась, стёрлась, а в Мексике - жива. И ацтекские боги до сих пор нет-нет, да и промелькнут на общем празднике жизни, то есть смерти.

Что и говорить - смерть для мексиканцев и вправду своя. Не приручённая, не спрятанная за семью засовами, не конец всех путей - но родная, привычная, как порог собственного дома. Там, где мы скажем «я - тёртый калач», мексиканец улыбнётся: «Я уже умирал и теперь знаю, что такое вечность».

© Marcie Gonzalez/Flickr

Мексиканский поэт и культуролог Октавио Пас однажды заметил: «Мексиканец, вместо того чтобы бояться смерти, ищет ее общества, дразнит ее, заигрывает с нею. Это его любимая игрушка и непроходящая любовь». Связь местных жителей с этой дамочкой и впрямь особенная — и лучше всего ее можно постичь, посетив ежегодный праздник под названием «День мертвых».


© Nicolas Peña/Flickr


© Nicolas Peña/Flickr

Día de los Muertos, День мертвых (вернее, два дня) празднуется 1-2 ноября. Невзирая на столь унылое название, в Мексике это едва ли не самое радостное и семейное торжество, когда живые поминают добрым словом своих покойных родственников, зазывают их души в гости, не боятся подшучивать над смертью - и даже целовать ее. Ведь мексиканская смерть, как-никак, женщина.


© Nicolas Peña/Flickr


© Nicolas Peña/Flickr

Мексиканцы нежно называют смерть La Catrina. В их воображении Ла Катрина вовсе не похожа на безобразную старуху с косой, а, напротив, напоминает своим видом разодетую в пух и прах франтиху, грациозный девичий скелет, радушно усмехающийся землякам.


© Nicolas Peña/Flickr


© Nicolas Peña/Flickr

Крещение Миктлансиуатль

День мертвых - праздник, которому насчитывается не одна сотня лет. В нем удивительным образом сплелись воедино христианские традиции с ритуалами доколумбовской Америки, сохранившимися с тех самых пор, когда две величайшие индейские цивилизации, а именно ацтеки и майя, населяли территорию современной Мексики.


© farflungistan/Flickr


© Robert Miller/Flickr

Древние ацтеки с особым размахом чествовали богиню смерти. Миктлансиуатль, а именно так звучало ее имя в те времена, изображалась весьма миловидной барышней, правда с черепом вместо лица. Облачена она всегда была в юбку из гремучих змей, которые по верованиям индейцев выступали проводниками в загробный мир.


© Russell Cardwell/Flickr


© Alexandra/Flickr


© Dan Dvorscak/Flickr

После того как испанские конкистадоры, внезапно нагрянувшие на Юкатан, взялись огнем и мечом укоренять среди аборигенов веру Христову, языческий праздник был уподоблен католическому Дню всех святых и передвинулся в календаре с середины лета на первые числа ноября. Сама же Миктлансиуатль в крещении приняла имя Ла Катрины и сменила «гремучую» юбку на пестрый наряд богатой мексиканской дуэньи. Впрочем суть праздника не претерпела изменений - мексиканцы в этот день, как и сотни лет назад, поминают своих почивших родственников, а вовсе не святых.


© Ted McGrath/Flickr


© Victoria Pickering/Flickr

Сладкие жертвоприношения

Первый день праздника, который получил название Día de los Angelitos («День ангелочков»), посвящен поминовению умерших детей, а второй - всех остальных усопших. Главным атрибутом праздника является алтарь, сооруженный родными покойника. Алтарь непременно украшается цветами — белыми, сиреневыми или огненно-рыжими бархатцами. Каждая семья старается перещеголять своих соседей в украшении алтаря. Среди обожающих похвастаться мексиканцев даже проводятся конкурсы на определение лучшей «поминальной клумбы».


© Luz Gallardo/Flickr


© Juan Carlos/Flickr

Помимо украшений цветами и ароматическими свечами, алтарь заполняется предметами, связанными с умершим, теми вещами, которые будут полезны ему в загробном мире. В ожидании гостя с того света, заботливая родня готовит ему подношения в виде украшений, памятных фотографий, сигарет и, разумеется, съедобных гостинцев. Живые верят, что в эти праздничные дни души усопших навещают тех, с кем пришлось разлучиться. Они не прочь присоединиться к развеселому семейному застолью, вот почему мексиканцы стараются угостить дорогих сердцу гостей духом их излюбленных блюд.


© Rebeca Anchondo/Flickr


© Luz Gallardo/Flickr

Если первый день праздника принято проводить в семейном кругу, то второй посвящается безудержному веселью и карнавальным шествиям. На городских площадях расцветают тысячи бархатцев, центральные улицы заполняются ряжеными - духами, жизнерадостными привидениями, скелетами, гремящими костями в такт музыке. Мексиканки разных возрастов с удовольствием примеряют на себя образ Ла Катрины - роковой красотки смерти.


© Richard Borges Díaz/Flickr


© Richard Borges Díaz/Flickr

Витрины магазинов доверху забиты миниатюрными гробиками, черепами и скелетами, сотворенными из сахара, шоколада, бумаги, картона и глины, а также другими атрибутами праздника. Эта сувенирная продукция пользуется у туристов не меньшей популярностью, нежели у самих мексиканцев. В эти дни во всей Мексике не отыскать дома, где бы не упоминалось имя безносой дуэньи.


© Cori Bonnell/Flickr


© Luis Bujan/Flickr

Кульминация праздника - посещение кладбища. Мексиканцы приносят с собой цветы и свечи, фотографии и памятные вещи покойных, любимые блюда и напитки, которые вмиг превращают кладбище из обители скорби в уютное и «живое» место. Люди ведут долгие беседы со своими усопшими родичами, устраивают пикники, поют и танцуют прямо у могил. Отовсюду слышен звон колоколов, который помогает душам умерших не заблудиться и отыскать дорогу домой.


© John Strathdee/Flickr


© John Strathdee/Flickr

Día de los Muertos - коллективная тризна, когда покойных поминают не в тот день, когда их не стало, а всех вместе, всенародно - с песнями, шутками и плясками. Все это напоминает наивную попытку утопить в коллективном веселье боль конкретного человека.


© Richard Borges Díaz/Flickr


© Richard Borges Díaz/Flickr

Преодоление страха - ключевая идея праздника, и не случайно в нем принимают участие все, от стариков, которые вот-вот окажутся в объятиях Ла Катрины, до грудных младенцев. Маленьким мексиканцам по душе разгуливать по улицам в костюмах мертвецов, уплетать за обе щеки сахарные черепа и марципановые гробики, а также в буквальном смысле держать смерть за руку.


© Richard Borges Díaz/Flickr


© Richard Borges Díaz/Flickr

В этой кажущейся «дикости» есть нечто совершенно правильное. Мексиканцы знакомятся с Ла Катриной в самом нежном возрасте, поэтому у них нет страха перед смертью, а лишь дружеские отношения с ней.


© Richard Borges Díaz/Flickr

1 комментарий

    Весьма странный праздник, я даже никогда не слышал о нём. Также удивительный и можно сказать странный способ его проведения. Спасибо, теперь буду вспоминать об этом дне!

Праздник мертвых в Мексике. Исторический экскурс.

Желаете провести отпуск феерично и незабываемо? Хочется ощутить прилив бодрости и адреналина? Тогда вам обязательно стоит посетить Лос Муэртос или в Мексике — одно из самых эффектных и фееричных торжеств страны. Это ошеломляющее действие проводится ежегодно в первые два дня ноября и собирает множество туристов, соскучившихся по грандиозным зрелищам. 1 ноября приурочено памяти умерших младенцев и деток – маленьких ангелочков, 2-е – взрослым.


Казалось бы, довольно странно отмечать подобный праздник и радоваться такому событию, но если углубиться в исторические традиции мексиканского народа, то кладбищенские вечеринки обретут свой сакральный смысл. Около трех тысяч лет назад, во времена древних народов, скальпы умерших родственников хранили в жилищах как защитные амулеты , а День мертвых почитали целый месяц.



Для мексиканцев смерть – это всего лишь конец земного существования, которое продолжается в ином загробном мире — Миктлане . Именно поэтому на лицах людей в этот день нельзя увидеть печали, слез и скорби, ведь они готовятся к встрече с усопшими родственниками. Коренные народы считают, что связь с упокоившимися предками неразрывна в течение всего существования рода и их души всегда возвращаются в свои жилища, чтобы погостить у родных.
Даже церковные иерархи разрешили ежегодно отмечать День смерти , переместив церковные торжества.



Особенности празднования , основные символы и атрибуты.

К празднику смерти в Мексике готовятся очень тщательно, в этот день могилы родственников украшают фотографиями и символическими вещами, приносят их любимые блюда, фрукты, сладости, ленточки, цветы и даже алкогольные напитки. Существует поверье, что души умерших обязательно явятся к живым в это время. При этом, возле надгробия никто не скучает и не плачет, даже наоборот: посетители радуются и вспоминают веселые рассказы, связанные с усопшими, истории из их жизни.



Существует еще два обязательные атрибуты, с которыми нужно встречать мертвых: это вода, в которой души нуждаются после долгого странствования, и особый хлеб, выпеченный в круглой форме, щедро усыпанный сахаром и декорирован полосками, внешне похожими на кости.



При этом на могиле можно появляться только после захода солнца, а необычный пикник может продолжаться всю ночь. Праздники Мексики фото свидетельствуют о шикарных пиршествах, устроенных в честь покойных, с преобладанием национальных блюд, и украшений кладбищ специальными цветами – оранжевыми бархатцами . Именно их считают притягательным символом усопших.



Отличительные черты парада веселых мертвецов в различных регионах страны

В отдельных районах страны на могилы даже приносят магнитофоны и радиоприемники, чтобы разбавить атмосферу радужным пением и подарить умиротворение покойнику.
В этом грандиозном веселье не остаются в стороне даже отдаленные поселки: в одних из них устраиваются своеобычные факельные процессии и оригинальные шествия, в других же – фольклорные пения, самобытные пляски и танцы.
В домах сооружают алтари, на которых размещают вещи, собранные в течение всего года, которые принадлежали предкам и могут побудить их душу придти на встречу. Многие семейства даже готовят кровати, на которых призрачные гости смогут отдохнуть после долгого пути.



Праздник мертвецов в Мексике официально включен в реестр ЮНЕСКО .
Эти дни олицетворяет огромный карнавал и различные уличные фестивали , на которых готовят специальные сладости в виде скелетов и черепов, похожих на богиню смерти Катрину. Не обходится это веселье и без особых символических напитков, которые делают атмосферу еще более непринужденной. Ассортимент праздничных сувениров в магазинах представлен громадным выбором фонариков, мрачных и отпугивающих костюмов, фигурок-скелетов.
Еще одним примечательным фактом является привлечение детей к празднованию. Им дарят всевозможные сувениры и статуэтки в виде мини-гробов, шоколадные скелеты, декоративные черепа.



В некоторых регионах дети в этот день ходят по улицам и выпрашивают у взрослых подарки в виде скелетиков или маленьких черепов.
Это торжество можно сопоставить с европейским Хэллоуином, ведь их неотъемлемыми атрибутами являются неординарные костюмы, дикие раскраски, специальные гастрономические приготовления и традиционные развлечения. Но, если в случае с Хэллоуином большинство персонажей – отрицательные и веселье основано на страхе, то День смерти олицетворяют положительные эмоции, чувства радости, любви и поклонения пред умершими родственниками.



Ежегодно после праздника мертвых в Мексике фото украшают печатные здания и множественные интернет-площадки. Забавные люди в костюмах зомби, скелетов и мертвецов, тематические многоликие наряды, маски и сувениры в виде черепов, крестов, гробов – средь разноцветных и завораживающих персонажей двух одинаковых не сыскать.