Занятие старшей группе путешествие космос. Конспект занятия в старшей группе (познавательное, художественно-эстетическое развитие): «Космическое приключение Лунтика. Подготовка к восприятию

Образовательные задачи:

Закреплять количественный, порядковый счет в пределах 10;

Совершенствовать умение правильно отвечать на вопрос «который по счету»;

Закреплять знания объёмных и плоскостных геометрических фигур;

Совершенствовать умение называть следующее и предыдущее число;

Закреплять умение отвечать на вопрос «Сколько»;

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, во времени;

Формировать понятие о том, что квадрат можно разделить на 4 равные части.

Развивающие задачи:

- развивать геометрическую зоркость;

Развивать творческое воображение и фантазию;

Развивать внимание и логическое мышление;

Развивать любознательность;

Развивать интерес к познанию космического пространства.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес и уважение к людям – первооткрывателям космоса; воспитывать в детях гордость за свою страну;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща трудиться; убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели;

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Материал:

Волшебный цветок, «метеоритный поток», магниты, звезды, плакат «Планеты Солнечной системы», зашифрованные сказки, скафандр, технические средства обучения.

План занятия:

1. Орг. момент – 1 минута

2. Подготовка к восприятию – 4 минут

3. Конструирование ракеты. Полет. - 2 минуты

4. «На неизвестной планете» - 15 минут

5. Полет на планету Земля – 2 минуты

6. Итог занятия – 1 минута

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель приводит детей в музыкальный зал, дети садятся на стулья.

2. Подготовка к восприятию.

Здравствуйте, дети. Я, инопланетянин Альф, прибыл с далёкой и неизвестной планеты. Наша планета в опасности. Злой волшебник Астероид заколдовал её. Планета будет уничтожена, если мы не решим 7 сложных заданий.

Мне поступил сигнал о том, что на планете Земля, в городе Дубна, есть детский сад «Рябинка», в котором живут самые находчивые дружные и смелые дети! Вы готовы нам помочь?

Чтобы космонавтом стать,

Чтобы в небо взлетать,

Надо много знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте – кА,

Космонавтам помогает

МАТЕМАТИКА!!!

На чем можно полететь в космос? (звездолет, астролет, ракета, летающая тарелка). Предлагаю сегодня полететь на ракете, которую вы построите сами!

3. Конструирование ракеты из объёмных модулей. Полет.

Внимание! В шеренгу становись, направо - раз, два, налево – раз, два! По порядку номеров рассчитайтесь!

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете!

(дети заходят в ракету)

Пристегните ремни!

Обратный отсчет: 10, 9, 8 …

И летит ракета ввысь!

На мониторе - карта нашего маршрута. Начало полёта – планета Земля. Определите местоположение планеты Земля на космической карте.

(нижний левый угол)

Мы подлетели к красной звезде. Назовите её местоположение на карте.

(верхний левый угол)

Что – то мелькнуло за иллюминаторами ракеты?! Это метеоритный поток. Назовите форму метеоритов (шар, куб, цилиндр).

Мы приближаемся к желтой звезде. Назовите её местоположение на карте (верхний правый угол).

Мы у цели. Неизвестная планета рядом. Назовите её местоположение

(нижний правый угол).

4. «На неизвестной планете»

Внимание! Посадка! Немедленно приступаем к спасению планеты!

За каждое правильно выполненное задание вы получаете 1 звезду. Вам необходимо собрать 7 звезд, чтобы спасти планету! Отвечаем четко, быстро, друг друга не перебиваем! Вперед!

(воспитатель подводит итог после каждого задания)

7 заданий злого волшебника Астероида:

1) Задание первое.

«Да – нет» (игра в круге с мячом)

- Отвечаете быстро на вопросы: да или нет:

  • Земля круглая?
  • Сегодня понедельник?
  • Всего 4 времени года?
  • На небе много звезд?
  • В году 10 месяцев?
  • Земля – самая большая планета Солнечной Системы?
  • 6 меньше чем 3?
  • Вчера была суббота?
  • После весны наступит лето?
  • В неделе 7 дней?
  • У круга есть углы?
  • Куб – устойчивая фигура?

Вы быстро и четко справились с заданием и получаете первую звезду!

2) Задание второе.

«Фигуры на спине» (игра в круге):

Встаньте в круг! Необходимо отгадать геометрическую фигуру, которую я нарисую вам на спине! (звучит космическая музыка)

7 правильных ответов считается выполненным заданием! Команда получает вторую звезду!

3) Задание третье.

«Волшебный цветок» (дети садятся на стулья)

Следующее задание «Волшебный цветок». Сколько лепестков? Берем лепесток и называем соседей данного числа.

Хорошо справились с заданием. Получаете третью звезду!

4) Задание четвертое.

- Решаем хитрые задачки:

  • Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6)
  • Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км)
  • Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять па двух ногах? (2 кг)
  • Над лесом летели 3 рыбки, 2 приземлились. Сколько улетело?
  • Упали 2 горшка: железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
  • На березе росло 3 яблока. 1 яблока сорвали. Сколько осталось?
  • На столе 4 моркови и 3 огурца. Сколько фруктов на столе?

Вы проявили смекалку. Молодцы! Ваша четвертая звезда!

ТАНЕЦ ПРИШЕЛЬЦЕВ

А теперь отдохнем и исполним космический танец.

5) Задание пятое (подойти к столу)

«Что лишнее»

Земля, Солнце, скафандр

Комета, метеорит, глобус

Астролет, звездолет, лодка

Телескоп, бинокль, телевизор

Планета, спутник, пылесос

Космонавт, астронавт, водитель

Самолет, вертолет, ракета

Здорово! Великолепно справились с заданием! Вы получаете пятую звезду!

6) Задание шестое.

«Планеты солнечная система» (подходят к мольберту)

Вокруг Солнца вращаются планеты. Солнце и планеты – это Солнечная система. Сколько планет вращается вокруг Солнца? (9 планет).

На каком месте Меркурий? Земля? Венера? Марс? Уран? Сатурн? Юпитер? Нептун? Плутон?

Замечательно выполнили задание. Ваша шестая звезда!

7) Седьмое задание (дети садятся за столы)

«Загадочный квадрат»

- Слушайте внимательно: если сложить квадрат пополам и ещё раз пополам, сколько будет равных частей? Давайте проверим: сложите пополам, уголки к уголкам, сгиб пригладить и ещё раз пополам. Сколько частей получилось?

Вы быстро и четко справились с заданием и получаете седьмую звезду!

8) Восьмое задание.

«Назови сказку!»

- Внимательно посмотрите на эти схемы и определите название сказки. Заветная седьмая звезда - ваша!

Сколько звёзд вы собрали?

ПЛАНЕТА СПАСЕНА!!!

СПАСИБО ВАМ ДЕТИ. В награду – каждому звезда!

В благодарность ВАМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ возможность ДАТЬ ЕЙ НАЗВАНИЕ!!!

Творческое задание «Придумай название планете»

5. «Полет на планету Земля»

Внимание! Из космического центра планеты Земля поступил сигнал о возвращении домой. В шеренгу становись! По порядку номеров рассчитайтесь! Экипаж, занять свои места! Пристегните ремни! Обратный отсчёт.

(имитация полета под комическую музыку)

6. Итог занятия

Мы на планете Земля!

Спасибо вам за смекалку и добрые сердца! Дружба помогает вам делать настоящие чудеса! В память о космическом путешествии дарю пазл «Солнечная система» для изучения и открытия неизвестных вам планет. А мне пора в космос на мою планету ….!

Галина Кирсанова
Открытое занятие для старшей группы «Путешествие в космос»

Образовательное учреждение : МБДОУ № 117

Тема : Путешествие в космос

Воспитатель : Кирсанова Г. В.

Группа : старшая

Учебно-методическое обеспечение :

Программа «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Программа «Ознакомление с природой в д/с»

Программа «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

Время реализации занятия :30 минут.

Цель :закрепление знаний детей по теме «Космос » .

Задачи :

Образовательные :закрепить понятия по теме, развитие у дошкольников представлений о солнечной системе;

Упражнять в образовании новых слов. Расширение тематического словаря : космос , космический , планета, астроном, созвездие, атмосфера, спутник, скафандр, космодром , планетный, планетарий, галактика, комета, астероид.

Развивающие :

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитательные :

Воспитание чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру.

Тип занятия : обобщения и систематизации знаний по теме : «Космос » .

Форма : Занятие- путешествие .

Оборудование :

макет «Далёкой планеты» , телескоп, радиограмма с текстом, наушники, рация, сигнальные флажки, фигурки животных, птиц, растений.

Ход занятия:

Организационный момент :

Звучат тревожные позывные. Воспитатель в наушниках, сидя за импровизированной рацией, принимает позывные.

Воспитатель : Ребята, только что поступили тревожные позывные жителей Далёкой планеты. Послушайте сообщение : «Дети Земли! На нашу планету обрушилось огромное горе! Налетел страшный смерч и уничтожил почти всё живое на ней. Погибли многие растения, насекомые, животные стали покидать её в поисках лучшей доли. Помогите, пожалуйста, вернуть нашей родине первоначальный облик! Жители Далёкой планеты»

Воспитатель : Ну, что, ребята, поможем? Но как мы доберёмся до неё?

Я, кажется, знаю.

Послушайте, пожалуйста, загадку и ответьте - у кого мы спросим совета : загадка

(Астроном)

Воспитатель : Правильно, ребята. А как называется прибор в который смотрит астроном? (телескоп) .

Воспитатель : И так отправляемся в путь к Далёкой планете. Нам необходимо туда попасть, так как от нас ждут помощи её жители, но вы должны знать, что путь нам предстоит трудный и далекий

Воспитатель Ребята, на чем мы полетим (на ракете)

Как называется транспорт, на котором мы полетим? (Космический )

Как можно ещё назвать ракету? (Космический корабль ) .

Воспитатель : Нам нужно надеть ещё специальное снаряжение.

Как называется костюм космонавта ? (Скафандр) .

Откуда начнём свой путь? космодрома )

Но мы забыли еще взять с собой семена растений, трав, цветов. Что мы еще возьмем? (Саженцы деревьев и кустарников , насекомых, птиц, животных).

Правильно, если на далекой планете все живое погибло, нам предстоит заново заселять эту планету растениями и животными.

Итак, всё готово к полёту. Начинаем отчёт : десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один…Пуск. (Звучит космическая музыка , на экран проецируется «звёздное небо» ).

Слайд – 1 (космическая музыка ) Вселенная

Вселенная – это весь необъятный мир, который находится за пределами Земли. Ученые – астрономы считают, что она появилась в результате Большого взрыва. Это случилось 15 миллиардов лет назад. Галактики бывают разных размеров и форм.

Слайд – 2 Галактика

Галактика – это скопление звезд в космосе . Они видны в телескопы, как светлые небольшие туманные пятна. Наша галактика – Млечный путь – спиральная. Если взглянуть на нее сверху, то она будет выглядеть, как огромный звездный водоворот.

Слайд – 3 Солнечная система

Солнечная система – это небесные тела, которые движется вокруг Солнца. Солнечная система - это звёздная система, состоящая из Солнца и планетной системы, включающей в себя все естественные космические объекты , обращающиеся вокруг Солнца : 8 планет.

Воспитатель : Ребята, сколько планет в нашей солнечной системе? Давайте с вами все вместе вспомним

Физминутка.

На луне жил звездочёт - («Смотрят» в телескоп)

Он планетам вёл учёт : (Показывать в небо рукой)

Меркурий - раз, (Описать круг руками)

Венера-два-с, (Хлопок)

Три - земля, четыре - Марс, (Присесть)

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, (Наклон вправо-влево)

Семь - Уран, восемь - Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)

Кто не видит - выйди вон! (Развести руки в стороны)

Слайд – 4 Космос

Окрашен космос в чёрный цвет , Полина

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня,

Там нет земной голубизны,

Там виды странны и чудны :

И звёзды сразу все видны,

И Солнце, и Луна.

Слайд – 5 Солнце

Солнце – это самая близкая к Земле звезда, громаднейший раскаленный газовый шар. Солнце – самое сильное по притяжению тело во всей Солнечной системе, поэтому планеты вращаются вокруг него. Солнце настолько больше Земли, что если представить его в виде футбольного мяча, то Земля будет размером с песчинку.

Слайд – 6 Меркурий

Воспитатель : В честь какого бога названа планета?

Меркурий (первая планета по счету от Солнца) Это планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Меркурий - самая быстрая планета. Он успевает совершить полный оборот вокруг Солнца всего за 88 земных суток. (Если бы мы жили на Меркурии, то отмечали бы день рождения два раза в сутки) Поверхность Меркурия твердая, каменистая. Днем планета практически горит под солнечными лучами, а ночью промерзает.

Слайд – 7 Венера

Воспитатель : В честь какой богини названа планета?. Правильно

Самая яркая планета на небе. Названа в честь богини красоты. Она хорошо видна на небе без телескопа. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню. Венера окружена толстым слоем облаков. И под этим облачным покровом стоит невыносимая жара.

Воспитатель : Какая третья планета?

Слайд – 8 Земля Вопрос : какая по счету (третья планета от Солнца)

Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. В атмосфере содержится кислород, которым мы дышим и еще она защищает планету от слишком горячих лучей Солнца и спасает Землю от падающих из космоса камней и льда .

Слайд – 9 Марс

Эту планету назвали в честь древнегреческого бога войны. Похожая на Землю планета, но меньше по величине и холоднее. Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево – красным песком, поэтому Марс называют «Красной планетой» . Год на Марсе длится в «раза дольше земного.

На Марсе есть самая высокая гора в Солнечной системе – Олимп. Ее высота 27 тыс. метров.

На Марсе имеются глубокие впадины, гигантские потухшие вулканы и обширные пустыни.

Слайд – 10 Юпитер

Юпитер – больше всех планет, Саша С.

Но жизни на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

Самая большая планета Солнечной системы - в 10 раз больше Земли. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы на ней поместиться. Вокруг своей оси Юпитер вращается так быстро, что облака вокруг него вытягиваются в длинные ленты, придавая планете полосатый вид. Юпитер - не твердая планета. Особенность Юпитера – Большое красное пятно. Это огромный вихрь.

Слайд – 11 Сатурн

Сатурн – это планета-гигант светло-желтого цвета. Она очень быстро вращается вокруг своей оси. Она имеет газообразную структуру. У Сатурна есть кольца, которых нет у других планет, которые образуются из пыли, камней и льда. Все они вращаются вокруг планеты. Сатурн расположен далеко от Солнца, поэтому его температура очень низкая.

Слайд – 12 Уран (седьмая от Солнца, относится к планетам-гигантам)

Уран – планета – гигант. Это первая планета, которую увидели в телескоп. Уникальным среди других планет его делает то, что он вращается "лёжа на боку. Ее называют лежачая планета. Эта планета также имеет кольца, но увидеть их гораздо сложнее, они проявляются только в определенное время.

Слайд – 13 Нептун (восьмая планета от солнца)

Нептун относится к планетам-гигантам. В римской мифологии бог морей.

Поверхность его из космоса выглядит голубой . На Нептуне заметны пятна штормов. Самый крупный шторм выглядит, как большое темное пятно, по краю которого расположены белые пятна.

Слайд – 14 Луна

Воспитатель : Кто ответит на вопрос, у земли есть спутник….? (Луна)

Луна - естественный спутник Земли, ее постоянный ближайший сосед. Она вращается вокруг Земли. Луна меньше Земли в четыре раза. Она не светит сама, а лишь, как зеркало отражает падающие на неё солнечные лучи. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью. Всю поверхность Луны покрывают большие и маленькие углубления – кратеры. Лунные кратеры – это следы от ударов камней из космоса – метероидов . Темные пятна на Луне называют морями, хотя никакой воды на Луне нет.

Слайд – 15 Звездное небо, кометы, созвездия

Воспитатель : Ребята, внимательно посмотрите, что мы видим в иллюминаторе? (Кометы, планеты, созвездия) . А что там впереди? Это неизвестная наша планета…

Воспитатель : Наш космический корабль прибыл на далекую планету.

Но чтобы приземлиться, мы должны пройти испытания, отгадать загадки

Загадки :загадывание загадок

Воспитатель : молодцы, все испытания прошли, идем на посадку….

Дети выходят из ракеты

Звучит космическая музыка . Выставляется макет планеты.

Воспитатель :

Ребята, для того чтобы мы смогли заселить Далёкую планету птицами, животными, растениями, мы должны сначало прочистить каналы, чтобы водой заполнились озера. моря, океаны давайте это сделаем.

(На ватмане графически нарисована планета, дети берут кисти и гуашь, и разукрашивают : моря, реки, озера-синим цветом; горы- коричневым, лес- зеленым, пустыня- желтым.

Воспитатель :

Вот и ожила Далёкая планета и стала очень похожа на нашу Землю. Мы будем иногда прилетать сюда.

Есть теперь планета-сад Соня Ш.

В этом космосе холодном .

Там теперь леса шумят,

Птиц, скликая, перелётных.

И цветы теперь цветут- Катя Б.

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы песнь поют

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей нет! вместе

Воспитатель :

Вот и закончилось наше путешествие . Вы сделали очень доброе дело – спасли от гибели Далёкую планету. Пора возвращаться домой.

Конспект открытого занятия в старшей группе № 5

«Космическое путешествие»

Программное содержание:

Образовательная область «физическая культура» цель: учить проявлять активность в разных видах деятельности (организованной и самостоятельной); учит чередовать подвижную деятельность с менее интенсивной и отдыхом.

Образовательная область «здоровье» цель: формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению здорового образа жизни (заниматься гимнастикой, играть в подвижные игры, с удовольствием выполнять закаливающие процедуры); знакомить с доступными способами укрепления здоровья (соблюдение режима, необходимость ежедневной зарядки, закаливание, овладение разными движениями).

Образовательная область «социализация» цель: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать трудолюбие и ответственность (стремление включаться в совместные со взрослыми трудовые действия, в общий труд детей, доводить начатое дело до конца); продолжать формировать элементарные способы сотрудничества (договариваться, действовать согласованно, помогать друг другу, заботиться о своевременном завершении совместного задания); воспитывать чувство ответственности за порученное дело, результат которого важен для других (взрослых и сверстников), стремление доводить дело до конца.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. Поздороваемся.

Внимание! Внимание! Спешу сообщить ребятам, которые любят приключения и путешествовать, что сегодня нас ожидают таинственные и захватывающие события. Нам предстоит совершить фантастический полет в космос. Посмотрите на картинки, что на них изображено? (Небо, космос, космические корабли, и т.д.)

Постарайтесь отгадать такую загадку:

Круглица, белолица

Во все зеркала глядится (Луна)

Правильно, это луна.

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари - Фонарики

Меньше, чем комарики.

(Звезды)

Правильно, отгадали все загадки.

Воспитатель: Ребята, а вы любите смотреть на звёзды? И я хочу рассказать вам о том, как в ясную и безлунную ночь небесный свод усеян множеством звёзд. Чего только нет на небе – туманности, звёзды, созвездия, планеты, галактики. Ещё в далёкие времена, наблюдая за ночным небом, люди заметили, что звёзды располагаются в определённом порядке, а не хаотично, их можно объединить в созвездия. Созвездия – это причудливые фигуры, как бы образованные наиболее яркими звёздами. (показ картинок или презентации)

ИГРА «РАЗЛОЖИ ЗВЁЗДЫ НА ЛИСТЕ»

Воспитатель: Дети, по моим указаниям разложите звёзды на небе.

В центре – красная звезда, в верхнем правом углу – жёлтая, в нижнем правом углу – оранжевая, в верхнем левом – серебристая, в нижнем левом – золотая.

Молодцы, ребята, смотрите, как красиво получилось! Вы отлично справились с заданием. Но чтобы отправиться дальше в наше путешествие нашим пальчикам нужно немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика

В темном небе звезды светят

Космонавт летит в ракете

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит

Видит рощи и поля

Видит реки и моря

Видит он весь шар земной

Шар земной наш дом родной

Ребята, а вы знаете, как называют людей, которые летают в космос?

Дети: (Космонавты, астронавты)

А вы знаете, кто первый из людей проложил дорогу в космос?

Дети: (Юрий Алексеевич Гагарин)

Когда это было?

Воспитатель: Правильно, теперь это день мы называем днем космонавтики

Ребята, а вы хотели бы отправиться в космос? (Да)

Давайте поспешим и начнем нашу подготовку. Из космического центра нам прислали задания. На чем можно отправиться в космос на ракете! Правильно на ракете! И сегодня мы с вами построим нашу ракету каждый свою из наших цветных палочек! Смотрим на образец и приступаем к строительству!

Молодцы, все справились с заданием. Теперь наш аппарат готов и мы можем отправиться в космос. Чтобы нам полететь на нашей ракете, мы должны произнести обратный отсчет:: 10, 9, 8… 1 – пуск! Давайте встанем и посмотрим куда мы с вами прилетели!

Воспитатель: Посмотрите, какая красивые планеты мы с вами видим! Давайте их назовем! Ой, а тут кто – то живет! (Встречаем инопланетянина лунтика)

Лунтик: Здравствуйте! Вы кто такие?

Воспитатель: Мы космонавты из детского сада, путешествуем по разным планетам!

Лунтик: А кто такие, космонавты?

Дети: Космонавты умные, здоровые, ловкие, сильные.

Лунтик: А, что значит быть здоровым космонавтом?

Дети: это значит, что каждый день надо делать зарядку, пить витамины, много кушать овощей и фрукты, соблюдать режим дня, проводить закаливающие процедуры, заниматься спортом, прогулки на свежем воздухе.

Лунтик: Спасибо вам, что рассказали, что значит быть здоровым. (грустно)

Воспитатель: Лунтик, а что ты такой грустный?

Лунтик: Дело в том, что я не знаю, что полезно для здоровья, а что нет.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Лунтик. У вас на столах лежат карточки с изображением, что полезно для здоровья, а что нет. Дети выкладывают на столах маленькие карточки. Девочки – то, что вредно для здоровья, а мальчики – то, что полезно. А затем проверяют друг у друга правильность выполнения задания.

Лунтик : Ух ты, как здорово, я обязательно буду соблюдать все ваши правила и стану как вы космонавтом. Мне с вами так понравилось, но мне пора возвращаться к себе на планету. Спасибо, что прилетели и рассказали мне о космонавтах. До свидания, ребята.

Воспитатель: До свидания лунтик. Молодцы, справились с заданием! Рассказали Лунтику, как быть здоровым.

Воспитатель: Ребята, мы все потрудились, а теперь давайте немного отдохнём и наберёмся сил, ведь чтобы стать настоящим космонавтом, надо много трудиться, много знать, быть физически подготовленным.

Физминутка.

А сейчас мы с вами, дети,

Полетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре-

Вот летит ракета ввысь!

Пять, шесть – тихо сесть

Семь, восемь – лень отбросим.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою- три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть. (Пока мы летаем на полу раскидать метеоритные камни) . Ну, что теперь пришло время отправляться дальше. А чтобы узнать на какую планету мы полетим надо отгадать ребус.

РАСМ МАРС

3 2 4 1

Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжёлая голова, руки, ноги. Откройте глаза. (Звучит космическая музыка)

Гимнастика для глаз.

Посмотрите вверх- вот как высоко мы летим, а теперь посмотрите, далеко ли от нас Земля – посмотрите вниз, ещё раз вверх – вниз, а теперь смотрим вправо, влево, сколько много звёзд, ещё раз вправо, влево. Мы летим высоко над Землёй, и нам немного страшно – зажмурьте глазки, открыли, снова ракета набирает скорость – снова закрыли глаза - открыли ребята, смотрим и часто моргаем, перед нами всё мелькает.

Воспитатель: Вот мы и прилетели на планету марс! Ребята, смотрите, как много мелких камней упало на поверхность планеты из космического пространства. Эти камни называются метеоритами. Какой формы камни? Одинаковой ли они величины? Обратите внимание на то, какие они разные по форме. На какие геометрические фигуры они похожи? (на треугольник, квадрат, овал, круг).

Воспитатель: Как мы можем помочь планете марс, чтобы избавиться от этого беспорядка из метеоритов?

Ответы Детей

Воспитатель: Правильно, давайте весь этот мусор соберем, наведем порядок и поможем планете освободиться от камней. Предлагаю не просто собрать мусор, а разложить по корзинам. В одну корзину – круглые и овальные камни, а в другую камни, имеющие углы. (дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы! Очистили планету Марс от метеоритов! Ребята пока мы с вами очищали планету Марс! Нам жители этой планеты подготовили задание, смотрите! (Обратить внимание на парты).

Перед нами марсианские дома, из окон на нас смотрят жители планеты. Некоторые окошечки пусты. Рассмотрите внимательно жителей в каждом окошке, сравните их, подумайте какая фигура должна жить в свободном окошечка, и нарисуйте ее. (Дети, рисуют в пустом квадрате недостающую фигуру).

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, заселили всех жителей на своих места.

(Доносятся звуки с нашей планеты. (звучит песня «Трава у дома»)

Ребята, с какой планеты доносятся эти звуки?

Ответы детей: (планеты Земля)

Воспитатель: Но прежде чем нам отправиться домой, нам нужно узнать место нашей посадки. Для этого раскладываем цифры в правильной последовательности, каждой цифре соответствует буква.

Соединили, а теперь давайте перевернём карточки и прочитаем наше место посадки.

К О С М О Д Р О М

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Но, и это ведь не все, чтобы нам не заблудиться во время полета на землю нужно еще проложить маршрут среди звезд, чтобы не столкнутся в пути с кометой, и не сбиться с курса.

(Графический диктант за столами)

Что ж, мы выполнили все задания и нам пора возвращаться домой, нас ждет наша планета. Ой,посмотрите наша Карта повреждена! Что могло случиться?

Ответы детей: (Завелись мыши, искры попали, прогорела и др. ответы)

Воспитатель: Нужно срочно восстановить карту ! (Карта звездного неба расстелена на ковре, дети располагаются вокруг, подбирают к отверстиям фрагменты карты, обсуждают варианты), (очень тихо звучит песня “Трава у дома”, группы ""Земляне"")

Воспитатель: Вот как здорово, дружно у вас получилось! Молодцы!Вот и справились с последним заданием! И теперь мы можем возвращаться обратно к себе в детский сад! Закрываем глаза и начинаем обратный отсчет 10, 9…

Мы приземлились.

Вот вернулись из полёта

Наши храбрые пилоты.

Вот приехали с дороги –

Подведём свои итоги.

Ребята, вы все молодцы все справились с заданием.

Где мы с вами сегодня побывали?

Вам понравилось путешествовать в космосе?

Что мы сегодня с вами делали?

Правильно. Мы сегодня с вами получили много знаний о Космосе, выполняли много заданий. А чтобы память о путешествии осталась на долго вот вам, медальоны, такие же, как наша Солнечная система. Не забудьте рассказать о путешествии дома.


Конспект открытого занятия в старшей группе ДОУ

Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие».

Программное содержание:

Задачи:
Образовательные:
1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;
3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
Словарные:
1. Повторение и закрепление звука Р;
2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах;
3. Развитие диалогической речи;
4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
2. Воспитание культуры речевого общения;
3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.

Предварительная работа:
1. Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи;
2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/
3. Разучивание с детьми стихов;
4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос», оригами «ракета»;
5. Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко;
6. Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
Материал:
картинки с изображением планет,
игрушки: Лунтик, мяч, аудиозапись космической музыки,
лазерные фонарики для создания эффекта «звездного неба»,
цветные звездочки большие для созвездий и маленькие в качестве поощрения.
Используемая литература:
1. Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».
2. Н.В. Лабодина Комплексные занятия, старшая группа.

Ход занятия.

Ребята, давайте с вами сегодня отправимся в космическое путешествие!
- А на чем мы полетим в космос? /дети: - На ракете!/
- Какой первый звук в слове РАКЕТА?
- А что мы с вами обязательно наденем? /дети: - скафандр!/.
- А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР?
- Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
Мы скафандр надеваем
Чтобы в космос полететь
Много нового узнаем
Нужно только захотеть!
- Наш экипаж к полету готов
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полет!
- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
- Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.

- Послушайте внимательно стихотворение о планетах.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(Аркадий Хайт)
- Первая планета Меркурий. (показываю изображение планеты).
Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты!
/На каждой планете дети выполняют задания./
Задание: Отгадайте загадки.
1. Что за птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд?
(ракета)
2. Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …
(астроном)
3. Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
по небу летает, самолеты обгоняет.
(спутник)

- Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и запомним его.
/дети произносят слово Венера и находят звук «р»/
Задание: «Скажи наоборот»:
День -…ночь
Ярко - …темно
Солнце -…луна
Улетать - …прилетать
Прилуниться - …приземлиться
- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше.
/Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/.
- Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его.
/дети произносят слово МАРС и находят звук «р»/
Космическая физкультминутка
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх).
А внизу леса, поля –
(Наклониться).
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны).

Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами.
- А вы знаете, кто был первым космонавтом?
Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…

«Юрий Гагарин»
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.
Мы приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание.
Задание: «Составь предложение, используя картинку».
Например: «ракета» - Ракета летит в космос.
«луна» - В небе светит луна.
«созвездия» - Звезды в небе образуют созвездия.
- Ребята, нам пора нам отправляться дальше!


- Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. (показываю изображение планеты). Обратите внимание - эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.
/дети произносят слово Сатурн и находят звук «р»/.
Задание: «Образуй множественное число».
Например: ракета-…ракеты;
комета – …кометы;
планета-…планеты;
космонавт-…космонавты, с
созвездие-… созвездия.
- Ребята, какие созвездия вы знаете?
/ответы детей: большая медведица, микроскоп, павлин, гончие псы, муха, крест, южная корона, компас и т.д./
Игра «Собери созвездие»
/Дети делятся на команды и по образцу выкладывают из звездочек свои созвездие./
Игра «Летает – не летает»
Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает.
- Луноход летает? … Не летает
- Космонавт летает? … Летает.
- Спутник летает? … Летает.
- Звезда летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ракета летает? … Летает.
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
- Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо.
- Сейчас нам Ваня расскажет стихотворение: «Гагарин»
Летит, летит ракета
Вокруг земного света,
А в ней сидит Гагарин-
Простой Российский парень!
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.

Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание.
Задание: «Назови ласково».
Например: звезда -…звездочка;
облако-…облачко;
солнце -…солнышко;
небо -…небушко;
самолет -…самолетик;
вертолет -…вертолетик.
- Молодцы ребята, с заданием справились.
- Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!


- Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.
- Ребята у планеты Земля есть свой спутник.
- Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник.
Только лучше звезд видна
В небе полная … (луна).

Ребята, к нам в гости с Луны пришел «Лунтик».
Он хочет с вами поиграть.
Игра-викторина «Угадай-ка».
- Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце).
- Человек, который летает в космос (космонавт).
- Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).
- Как называется и животное, и созвездие? (Медведица).
- Почему на земле есть день и ночь? (Планета вращается вокруг себя)
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).
- Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)
- Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики).
- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется:
«Юрий Гагарин»
«Летит корабль»
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!
(автор стихотворения - В.Орлов)

Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?
- Сейчас Лунтик раздаст всем вам ребята звездочки на память о нашем путешествии.

«Путешествие в космос»

Задачи:

Обучающие.

Расширять элементарные представления детей о космосе, космическом пространстве, планетах, звездах.

Познакомить детей с профессиями: космонавт, астроном.

Развивающие.

Развивать у детей умение делать самостоятельные выводы с помощью экспериментирования.

Развивать у детей умение фантазировать, мечтать.

Обогащать словарь детей за счет слов: планета, ракета, комета, звезда, созвездия, звездочет, астроном, солнечная система и т. д.

Развивать у детей способность давать развернутые и полные ответы.

Обогащать игровой опыт детей.

Развивать у детей память, зрительное и слуховое внимание.

Воспитательные.

Воспитывать у детей желание стать смелыми, сильными, выносливыми, образованными.

Способствовать воспитанию у детей самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.

Воспитывать у детей желание бережно относиться к окружающему миру, к живой и неживой природе.

Оздоровительные.

Совершенствовать у детей физические качества: равновесие, ловкость, быстрота, выносливость.

Совершенствовать у детей мелкую моторику рук и общую моторику.

Оборудование: мультимедиа проектор с презентацией, тазик с мукой, камни разной величины, большой зонт, мнемотаблица, музыкальные инструменты (ложки, бубны, погремушки) ; на каждого ребёнка раздаточный материал: ракушки, камешки, пуговицы, счетные палочки, цветные карандаши по количеству детей, альбомные листы, обручи.

Ход занятия: Дети входят в зал и здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что такое космос?

Ответы детей.

Воспитатель: Если посмотреть на небо, то мы увидим тысячи звезд. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми и красноватыми. Чем ближе к Земле Звезда, тем она ярче.

Люди начали изучать звезды много - много лет назад, а как называли человека, который изучал звезды и планеты? (Звездочёт)

Воспитатель: А как сейчас называют человека, который изучает планеты и звезды? (Астроном)

Что им помогает рассмотреть звезды на небе (Подзорная труба, телескоп)

Чем они отличаются?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы бы хотели стать звездочетами?

Пройдёмте в планетарий. Подойдите к столам. Наденьте колпачки звездочетов.

Посмотрите, у вас на листах изображены звезды. Соедините их прямыми линиями и у вас получатся созвездия. На что они похожи? Пофантазируйте и дайте название своему созвездию.

Ответы детей.

Воспитатель: Название созвездиям давали по сходству с земными предметами или животными.

Если мы звездочеты, то нам нужна подзорная труба, чтобы смотреть на звезды. А из чего её можно сделать? (из листа бумаги дети делают подзорную трубу) .

Уважаемые звездочеты, возьмите подзорную трубу и посмотрите на звезды. Как думаете звезды лучше видны, в трубу или без неё? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы с вами очень увлеклись, нам пора отправляться в космическое путешествие.

Но на чём мы полетим?

Ответы детей (ракета)

Воспитатель: А у нас же нет ракеты!

Пройдемся в конструкторское бюро и построим свою ракету. Пофантазируйте и дайте ей название. (Дети строят из разных предложенных материалов: счетных палочек, пуговиц, камешков, ракушек)

Посмотрите, а у нас есть ещё одна ракета, которую мы сделали в группе.

Давайте полетим на ней.

Только сначала отгадайте загадку:

У ракеты есть водитель

Невесомости любитель.

По-английски «Астронавт»,

А по-русски (Космонавт)

Воспитатель: Космонавты исследуют космос. Свою работу они выполняют в скафандрах. А зачем космонавту скафандр?

Ответы детей.

Воспитатель: Перед полетом космонавты проходят сложные испытания, поэтому в космос могут полететь самые подготовленные. Сейчас мы тоже проверим вашу готовность.

Физ разминка на фитбольных мячах.

Воспитатель: Теперь вы готовы к полёту.

Занимайте места в капсуле-лифте и мы переместимся к ракете. (Большой зонт)

Космонавты, занимайте места в ракете.

Пристегните ремни. Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1. Полетели!

Воспитатель: Первая планета Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Она медленно вращается вокруг солнца. Поэтому у Меркурия почти постоянно греется только один его бок. Вот и получается, что с одной стороны планета очень горячая, а с другой - совершенно холодная. Вся поверхность образована из впадин-кратеров, которые образовались в результате падения камней с хвоста комет.

А хотите узнать как образуются кратеры?

Пройдемте в лабораторию.

Воспитатель: Представьте себе (показывая на муку в тазу, что это поверхность планеты. Какая она сейчас? Гладкая, ровная, … Как вы думаете, почему же на поверхности планет образуются впадины? (Если на ровную поверхность упадет метеорит, камень.) . Хотите это проверить? Представьте, что у вас в руках метеориты и они летят к поверхности нашей планеты (дети отпускают камни в муку). Что произошло?

Ответы детей.

Воспитатель: Это самая красивая и яркая планета на утреннем и ночном небе. Она окутана облаками, потому что с её поверхности постоянно испаряется вода, ведь температура воздуха в 8 раз выше самой высокой температуры на Земле и достигает 400 градусов. А как же она называется? Давайте отгадаем кроссворд и тогда мы узнаем это.

Я вам сейчас загадаю загадки, а отгадки мы запишем в кроссворд и в красных клетках мы прочитаем её название.

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это (Космонавт)

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный (телескоп)

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всём

Умный дядя (астроном)

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его- полоска света,

А зовут объект (комета)

До луны не может птица

Долететь и прилуниться

Но зато умеет это

Делать быстрая (ракета)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам (Луна)

Ответ: Венера

Воспитатель: Марс - ближайшая к Земле планета. На небе Марс кажется ярко-оранжевой пламенной звездой. До сих пор никто не знает - есть ли жизнь на Марсе. Но есть предположение, что на этой планете существует жизнь.

Представьте, что вы долетели до Марса, давайте пошлём на планету свои позывные, на которые должен прийти точно такой же ответ. Воспитатель в наушниках: Земля, Земля, я - Марс. Связь нарушена.

Пройдемте быстрее в отсек связи и пошлём сигнал на Землю. (Воспитатель хлопает ритмичный рисунок, а дети повторяют на музыкальных инструментах)

Воспитатель: Юпитер. Это самая большая планета в Солнечной системе. Его масса в 2 раза больше, чем масса других планет, вместе взятых. На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, жить там невозможно, поэтому мы прибавляем скорость и пролетаем мимо этой планеты.

Воспитатель: Сатурн. С земли кажется, что вокруг этой планеты 3 кольца. Но кольцо Сатурна состоит из множества больших и маленьких камней, двигающихся на огромной скорости. На некоторых из них могла бы поместиться целая страна, а другие размером с булыжник.

Подвижная игра «Найди своё место».

Для игры нам понадобятся обручи. Они вам ничего не напоминают?

Ждут нас быстрые ракеты

На далекие планеты.

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет

Опоздавшим – места нет.

(Аналогично игре «Бездомный заяц»)

Воспитатель: Уран - это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Её открыли всего 200 лет назад, и она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.

А теперь давайте вместе расскажем об этой планете. Нам поможет в этом игра «Наоборот».

Например: черный – белый, сладкий – горький.

Планета: горячая –

старая –

близкая –

светлая –

маленькая –

обитаемая –

Воспитатель: Нептун - тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов. Нептун – это самая удаленная планета от солнца.

Воспитатель: Вот мы и долетели до последней планеты. Давайте назовем их по порядку.

Пальчиковая гимнастика «Планеты»

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун.

Воспитатель: Есть предположение, что существуют ещё планеты в нашей солнечной системе. Пофантазируйте, как они могут выглядеть: какой у них размер, цвет, форма.

Детям предлагается занять места на ковре, пофантазировать и нарисовать свою планету.

Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Наш космический корабль приближается к Земле.

Воспитатель: Земля – особенная планета. Она обитаема. На ней живут птицы, рыбы, звери. А почему только на нашей планете есть жизнь?

Ответы детей.

Воспитатель: Что же нужно сделать всем людям, чтобы сохранить нашу планету чистой, зеленой, здоровой?

Посмотрите на картинки, они помогут вам ответить на мой вопрос.

Ответы детей.

Воспитатель: Наш корабль приземлился. Садитесь в капсулу – лифт и она доставит нас прямо к дверям детского сада.

Воспитатель: А вот и наш детский сад.

Дети, вам понравилось наше путешествие?

Скажем гостям до свидания!