(Дети от 2 – 3 лет)
Месяц | №п\п | Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность педагога и ребёнка осуществляемая в ходе режимных моментах | Совместная деятельность педагога и родителей | |
Тема | Программное содержание | ||||
Сентябрь | 1 | Игрушки. Мишка. | Познакомить детей с предметов ближайшего окружения: игрушки (мишка); научить детей описывать игрушку (называть части, величину, признаки). | 1. Рассмотреть мишку, задавая детям вопросы.
2. Рассмотреть одинаковые игрушки разной величины. 5. П.\и «У медведя во бору». |
Предложить родителям закрепить умение детей описывать игрушку. |
2 | Любимые игрушки. | Знакомить детей с предметами ближайшего окружения - это игрушки. Формировать умение отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, различать игрушки на ощупь; развивать речь. | 1. Рассмотреть игрушки. Описать игрушки с помощью педагога. 2. Сравнить игрушки на ощупь, определить свойство материала, из которого изготовлены игрушки: твёрдый, мягкий; пушистый, гладкий 3. Д\и «Найди и назови»
4. С/ р. игра с мишкой и куклой. |
Предложить родителям рассказать детям о своих самых любимых игрушках в детстве. | |
3 | Дружная семья. | Знакомить детей с понятием «семья», развивать навыки общения, формировать умение внимательно слушать художественное произведение. Выполнять движения соответствующие тексту. | 1. Познакомить с игрушкой-петушком.
2. Рассмотреть и сравнить игрушки: курицы и петуха. 4. Инсценировать Р.Н.П. «Вышла курочка гулять…» |
Предложить родителям рассказать детям обо всех членах семьи. | |
4 | Осень золотая. | Расширять представления детей об окружающей природе, о предстоящем осеннем празднике, развивать художественное восприятие, внимание. | 1. Рассмотреть картину осеннего леса.
2. Рассказать об осени. 3. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо». 4. На прогулке наблюдать за красотой осенней природы. 5. Посмотреть альбом «Времена года». |
Предложить родителям вместе с детьми рассмотреть осенние листья. Совместно составить букет из листьев. | |
Октябрь | 5 | Петушок с семьёй. | Формировать умение детей слушать сказку в инсценированном варианте, отвечать на вопросы; знакомить детей с домашними птицами. Закреплять понятие «семья». Воспитывать интерес к сказкам. | 1. Познакомить с игрушечным цыплёнком.
2. Сравнить игрушки по величине (курица, петух, цыплёнок). 3. На прогулке: игра «Собери горох». |
Предложить родителям рассказать детям обо всех членах семьи: папа, мама, сестра, дедушка, бабушка. |
6 | Кто нам помогает? (о няне). | Формировать представления детей о труде взрослых и воспитывать уважительное отношение к нему. Формирование умения называть действия, изображённые на сюжетных картинках, отвечать на вопросы. | 1. Познакомить и рассмотреть предметы-помощники няни.
2. Перед обедом чтение рассказа «О няне». 3. Наблюдать за работой няни в группе. |
Предложить родителям назвать детям предметы «помощники» (пылесос, посудомоечная машина и | |
7 | Чайная посуда. | Расширить представление о посуде, познакомить с названиями предметов чайной посуды и их назначением; расширять словарный запас, развивать речь. | 1. Рассмотреть чайную посуду.
2. Д\у «Угостить кукол чаем». 3. Посмотреть альбом «Посуда». |
Посмотреть и назвать вместе с детьми какая есть дома чайная посуда | |
8 | 2. Рассказ об автобусе. |
Вспомнить вместе с детьми и повторить ПДД. | |||
Ноябрь | 9 | Лошадь с жеребёнком. | Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детёнышами (лошадь и жеребёнок); учить сравнивать лошадь и жеребёнка, называть части игрушечной лошадки, произносить звукоподражания. | 1. Познакомить с игрушками: лошадка, жеребёнок.
3. Д/и «Найди лошадку и жеребёнка». |
Предложить родителям закрепить умение детей называть части игрушечной лошадки, произносить звукоподражания. |
10 | Комнатные растения в нашей группе. | Познакомить детей с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними. | 1. Познакомить с комнатными растениями.
2. Различать его части. 3. На прогулке: посмотреть и сравнить комнатные растения с растениями улицы; стебель, листья. 4. Полить в группе растения. |
Посмотреть вместе с детьми, какие дома есть растения, закрепить части растения. | |
11 | Игра с матрёшкой. | Вызвать интерес к новой игрушке, уметь сравнивать составляющие матрёшки и правильно её складывать. | 1. Рассмотреть матрёшки.
2. Выполнить музыкально - ритмические движения под музыкальную композицию «Пляска с платочком» (муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской. 3. Игра «Матрёшки танцуют». |
Закрепить умение детей правильно собирать матрёшку. | |
12 | Одевание куклы на прогулку. | Уточнить представления детей об одежде, назначении вещей, способствовать запоминаю последовательности одевания на прогулку. | 1. Рассмотреть кукольную одежду.
2. Проговорить последовательность одевания на прогулку. 3. Посмотреть альбом «Одежда и обувь». 4. Д\и «Одень мишку правильно». |
Предложить родителям закрепить вместе с детьми названия осенней одежды и обуви. | |
Декабрь | 13 | Рассматривание игрушечных машин. | Формировать умения различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобиль, автобус, а также их основные части: кабину, руль, кузов, колёса, окна; уметь описывание разных игрушечных машин; развитие речи, внимания, общей моторики. | 1. Познакомить с игрушечными машинами: грузовой и легковой автомобили.
2. Рассказ об автобусе. 3. Сюжетно-ролевая игра «Покатаем игрушки» 4. На прогулке П. /и «Машины». |
Предложить родителям закрепить умения детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобиль, автобус, а также их основные части. |
14 | Зима. | Уточнить представления о зиме, её признаках, формирование умения отмечать погодные условия. | 1. Посмотреть альбом «Времена года».
3. На прогулке наблюдать за изменением погоды, назвать признаки зимы. 4. П.\и «Тепло – холодно». |
Предложить родителям вместе с детьми вспомнить народные приметы зимы, признаки зимы. | |
15 | Зимние забавы родителей и малышей. | Уточнить представления детей о зимних играх, формировать умение рассматривать сюжетную картину. | 1. Беседа о том, в какие игры дети играют зимой на улице с родителями.
2. Рассмотреть на прогулке снежинки. 3. Делать комочки из снега и бросать их в цель. 4. Упражнение «Снежинка». 5. Наблюдать на прогулке за играми старших детей. |
Вместе с ребёнком вспомнить детские игры и забавы. | |
16 | Какая бывает обувь? | Упражнять детей различать по внешнему виду обувь, активизировать словарь по теме «Обувь». | 1. Д\и «Обувной магазин».
2. Д\и «Подбери кукле обувь». 3.Уборка на обувной полочке у кукол. 4. На прогулке. Д\и «Назови обувь». 5. Рассказать о разнообразии обуви. |
Предложить родителям вместе с детьми посмотреть
обувь всех членов семьи. Рассказать о разнообразии обуви. |
|
Январь | 17 | Скоро новогодний праздник. | Уточнить и обогатить представления детей о предстоящем событии - новогоднем празднике, упражнять рассматривать предметы – ёлку, ёлочные украшения – отвечать на вопросы в ходе рассматривания. | 1. Уточнить назначение предметов (ёлка, ёлочные игрушки)
2. Хоровод под муз, композицию «Ёлочка» (музыка Е. Таличеевой, слова М. Булатова) 3. Изготовить коллективное панно «Нарядная ёлочка». 3.Рассмотреть на прогулке ели, сравнить их с лиственными деревьями. |
Вспомнить и прочитать детям стихи о ёлочке. |
18 | Знакомство с волком. | Продолжать знакомить детей с животными леса: дать представление о волке. | 1. Рассказ по сюжетной картине.
2. Развивающая игра «Угадай, чьи следы?» 3. Рассмотреть на снегу следы животных и человека. 5. Посмотреть альбом «Лесные жители». |
Предложить родителям вместе с детьми вспомнить РНС, в которых есть волк. | |
19 | Одежда и обувь. | Формировать умение классифицировать одежду и обувь, различать эти предметы по сезону, развивать внимание, речь. | 1. Рассказать о зимней одежде и обуви.
2. Классифицировать картинки с изображением обуви и одежды. 3. Д/и «Что за чем?» (одевание на прогулку). 4. Посмотреть альбом «Одежда и обувь». |
Предложить родителям вместе с детьми повторить названия зимней одежды и обуви. | |
20 | Игрушки и посуда. | Уточнить представление детей о том, для чего нужна посуда, сформировать умение классифицировать посуду, развивать речь. | 1. Классифицировать игрушки и посуду (раскладывают предметы на 2 группы).
2. Беседа «Назначение предметов». 3. Вспомнить перед обедом посуду, из которой едят. |
Предложить родителям вместе с детьми закрепить название и назначение посуды. | |
Февраль | 21 | Мебель в нашей группе. | Развивать умение детей различать и называть предметы мебели, рассказать об их назначении. | 1. Рассмотреть картинки с изображением мебели.
2. Игра «Положи предмет». 3. Повторить название мебели в группе. |
Предложить родителям вместе с детьми и посмотреть какая мебель есть в квартире, и запомнить название этой мебели. |
22 | Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов. | Формировать умения детей различать и называть качества предметов (твёрдый, мягкий, тяжёлый, лёгкий), их свойства (тонет, плывёт). | 1. Определить качества и свойств предметов (пластмассовый пароход, бумажные кораблики, камушки).
2. Д\и «Отгадай». 3. Д\и «Волшебный мешочек». |
Предложить родителям закрепить умение детей различать и называть качества предметов (твёрдый, мягкий, тяжёлый, лёгкий). | |
23 | Рассматривание автомашин: автобуса, трамвая (игрушки). | Формировать умение различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а также основные их части. | 1. Рассмотреть автомашины, автобус, трамвай.
2. Игра «Чего не стало?» 3. Сюжетно – ролевая игра «Водители». 4. На прогулке: наблюдать за транспортом, вспомнить части машины. |
Закрепить умение детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус. | |
24 | Покормим | Дать представление о птицах, учить наблюдать за птицами, сравнивать их. | 1. Беседа о птицах. 2. Развесить на участке кормушки.
3. Пальчиковая гимнастика «Десять птичек». 4. Посмотреть альбом «Птицы». 5. Насыпать корм в кормушку. 6. Наблюдать за птицами, которые прилетают на кормушку. |
Предложить родителям вместе с ребёнком собрать дома остатки хлеба, крупу и покормить птиц. | |
Март | 25 | Домашние
животные и их детёныши. |
Продолжить знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, упражнять называть и сравнивать их по величине, развивать любознательность, речь. | 1. Отгадать загадки о животных.
2. Беседа о детёнышах домашних животных. 3. Игра «Покорми животных». 4. Игра «Послушай и назови». 4. Физкультминутка «Бычок». 5. Рассмотреть альбом «Домашние животные". |
Предложить родителям дома вместе с детьми закрепить названия животных и их детёнышей |
26 | Игра «Куда что положить?» | Совершенствовать у детей способность обобщать, уметь группировать предметы по назначению, развивать мышление. | 1. Игра «Угадай по описанию».
2. Повторить название предметов (посуды, название овощей, одежды). 3. Игра «Куда что положить?». |
Предложить родителям закрепить дома навык детей класть игрушки (вещи) на свои места. | |
27 | Кто трудиться на огороде? | Совершенствовать умения различать предметы на огороде, знакомить с трудовой деятельностью на приусадебном участке, расширять словарный запас. | 1. Прочитать стихотворения и загадки об овощах.
2. Игра «Кто что делает?» 3. Физкультминутка «Мы топаем ногами». 4. Посмотреть альбом «Овощи». |
Предложить родителям вместе с детьми закрепить название овощей. | |
28 | Из чего сделаны игрушки. | Формировать умение определять название игрушек и материал, из которого они сделаны, развивать слуховое восприятие. | 1. Рассмотреть игрушки, определить свойства материала, из которого изготовлена игрушка.
2. Рассмотреть деревянную лошадку и другие игрушки из дерева. 3. Физкультминутка «Паровоз кричит: Ту - ту…!» |
Предложить родителям дома вместе с детьми посмотреть
какие игрушки дома сделаны из дерева, пластмассы, ткани. |
|
Апрель | 29 | Признаки весны. | Формировать умения различать и называть признаки сезонов, развивать общую моторику. | 1. Беседа о признаках весны по вопросам.
2. Одевание куклы на весеннюю прогулку. 3. Вспомнить приметы весны. 4. Посмотреть альбом «Времена года». 5. На прогулке наблюдать за весенней погодой. |
Предложить родителям вместе с детьми закрепить названия весенней одежды. |
30 | Кому что нужно? | Упражнять детей в назывании предметов и их качеств, соотнесений орудий труда с профессией, активизировать в речи слова, называющие орудии труда и профессии. | 1. Соотнести профессии и предметы (дети подбирают к изображению повара, шофёра, доктора соответствующие предметы). 2. Отгадать загадки про шофёра, повара, доктора. | Предложить родителям рассказать детям о профессиях членов семьи. | |
31 | Мамины помощники. | Развивать общую моторику, слуховое внимание, расширять словарный запас; упражнять в умении группировать предметы по способу использования, называть цвет, величину предметов. | 1. Рассмотреть картины с изображением предметов – помощников.
2. Беседа о предметах - помощниках. 3. Инсценировать стихотворение «Решили маме мы помочь». 4. Отгадать загадки про веник, совок, и другие бытовые предметы. |
Предложить родителям вместе с детьми посмотреть, какие дома есть предметы – помощники. | |
32 | Что делает шофёр? | Развивать словарный запас, кругозор, формировать умения называть цвет и величину. | 1. Беседа о шофёре.
2. Составить рассказ «Шофёр ведёт грузовую машину». 3. Наблюдать на прогулке за грузовыми машинами. 4. Повторить части машины: кабина, кузов, колёса. |
Предложить родителям вместе с детьми закрепить названия автомобилей; легковые и грузовые. | |
Май | 33 | Где живут домашние птицы? | Выявить и систематизировать
знания детей о домашних птицах, расширить словарный запас, кругозор. |
1. Побеседовать о домашних птицах.
2. Игра «Бегут, бегут со двора…» 3. Игра «Кто как кричит?» 4. Отгадывание загадок про цыплёнка, утку, индюка. 5. Посмотреть альбом «Домашние птицы». 6. П.\и «Курочка и цыплята». |
Предложить родителям вместе с детьми закрепить названия домашних птиц. |
34 | Любимые игрушки ребят. | Развивать общую моторику, слуховое внимание, расширять словарный запас, подбирать предметы по тождеству, группировать их по способу использования. | 1. Рассказать о кукле.
2. Рассмотреть и описать игрушки по вопросам. 3. Физкультминутка «Буратино подтянулся». |
Предложить родителям рассказать детям о своей любимой игрушке, которая была у них в детстве. | |
35 | Любимые предметы. | Развивать общую моторику, слуховое внимание, расширить словарный запас, закрепить умения называть цвет, величину предметов, материал из которого они сделаны. | 1. Игра «Угадай по описанию»
2. Отгадывание загадок про пластилин, карандаши, краски. 3. Д\и «Волшебный мешочек». |
Предложить родителям закрепить умение детей называть цвет, величину предметов, материал из которого сделаны игрушки. | |
36 | Что есть на нашем участке? | Развивать общую моторику, закрепить умение наблюдать за птицами и насекомыми на участке, воспитывать бережное отношение к природе. | 1. Составить рассказ.
2. Слушать песни «Цветики» (музыка В. Карасёвой; слова Н. Френкель.) 3. Экскурсия на участке: рассматривание растений, насекомых, птиц. 4. Посмотреть альбом «Насекомые», «Птицы». |
Предложить родителям закрепить умение детей наблюдать за птицами и насекомыми. |
Литература.
1. Аверина, И. Е. Физкультурные минутки в детском саду: практическое пособие [Текст] / И.Е. Аверина. – М.: Айрис – пресс, 2009.
2. Айрих, О.А. Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьёй [Текст] /
О.А. Айрих. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Высокова, Т. П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий [Текст]/ Т.П. Высокова. – Волгоград: Учитель, 2010.
4. Елисеева, Л.Н. Хрестоматия для маленьких [Текст] / Л.Н. Елисеева. – М.: Просвещение, 1982.
5. Комплексно – тематическое планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко, В.Н. Мезенцева. – Волгоград: Учитель, 2011.
6. Комплексные занятия под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2011.
7. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский [и др.]// Дошкольное образование в России. – М., 1996.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2007.
Окружающий мир. Вторая младшая группа. Конспект
Тема: «Овощи».Задачи:
Развивающие:
- развивать речь, развивать умения отвечать на вопросы воспитателя;
- способствовать сенсорному развитию и слуховому восприятию.
Образовательные задачи:
- закреплять умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и величину.
- различать овощи по внешнему виду; учить составлять элементарные описания овощей.
- закреплять знания основных цветов; учить различать предметы по цвету;
упражнять в различии названий геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат).
- развивать внимание, интерес, мышление;
Воспитательные:
- воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом;
- воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира.
Цели:
- закрепить знания детей об овощах, уточнить их название, цвет, форму, учить различать по внешнему виду;
- расширять представление о выращивании овощных культур;
- развивать наблюдательность и любознательность;
- воспитывать бережное отношение к объектам живой природы.
Материал: Плакат с изображением овощей, наглядное пособие «овощи», корзинка с макетами овощей, мягкая игрушка зайчика, макет огорода с грядками.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Посмотрите как у нас сегодня красиво!
(на доске плакат с овощами).
- Скажите пожалуйста, что изображено на картине? (ответы детей).
Воспитатель:
- Правильно, молодцы! Сегодня мы с вами будем говорить про овощи!
Воспитатель:
- Ребята, а кто знает, где растут овощи? (ответы детей).
Воспитатель:
- Правильно, на огороде.
Воспитатель:
- А кто из вас знает, чем полезны овощи? (ответы детей).Молодцы, в них много витаминов! А для чего нужны витамины? (ответы детей).
Воспитатель:
- Всё верно, чтобы быть здоровыми!
(воспитатель берет карточки с изображением овощей и показывает по очереди).
Воспитатель: - Ребята, а посмотрите, что это за овощ? Правильно, огурец! А какого цвета огурец? Молодцы, зеленого. А какой он формы? Овальной, всё правильно!
Воспитатель: - Молодцы, правильно сказали про огурец. А это что за овощ? (помидор). Какого цвета? (красный) Какой формы? (круглой).Верно, а какой по величине? Большой или маленький? (маленький).
Воспитатель: - Умницы, а это что за овощ? (морковка) Какого цвета? (оранжевая). А какой формы морковка? (треугольная). Молодцы!
(Стук в дверь).
Воспитатель: - Ребята, кажется кто-кто постучался? Вы услышали или мне показалось? (стук усилился). Нет, не показалось. Кто же это к нам пришел?
(Воспитатель открывает дверь).
Воспитатель:
- Ой, смотрите, это зайчик! Здравствуй зайчик!
(Воспитатель берёт в руку зайчика и говорит за него)
Зайчик: - Здравствуйте! Ребята, я так давно хотел побывать у вас в гостях! И вот пришёл!
Воспитатель:
- Ребята, давайте поздороваемся с зайчиком. (дети здороваются).
Воспитатель:
- Зайчик, но что-то ты не очень радостный. У тебя всё хорошо? Или что-то случилось?
Зайчик: - У меня всё хорошо, но я немного растерян. Мама попросила меня сходить в огород и принести ей овощей для супа, но я совсем забыл, как выглядят овощи и из каких овощей варят суп.
Воспитатель:
- Зайчик, ты не волнуйся, мои ребята тебе помогут. Мы как раз сейчас про овощи говорили!
Воспитатель:
- Ребята, поможем зайчику? (да).
Зайчик: - Ура! Я так рад, что к вам пришёл. Я знал, что вы мне поможете.
Воспитатель:
- Ну что, показывай свой огород. Будем тебе помогать.
(зайчик выносит свой огород).
Зайчик: - Вот, посмотрите, какой мы с мамой огород посадили!
Воспитатель: - Какие вы молодцы с мамой! А мы с ребятами знаем, как работать на огороде! Правда ребята? (да). Давайте покажем зайчику нашу физ.минутку про огород.
Физ.минутка. (дети встают со стульчиков).
В огород мы пойдем, урожай соберем.(ходьба по кругу)
Мы моркови натаскаем, натаскаем, натаскаем, (наклоняются и имитируют «таскание» морковки).
И картошки накопаем, накопаем, накопаем, («копают»).
Срежем мы кочан капусты,(присаживаются на корточки и «срезают»).
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (шаги на месте)
Зайчик: - Какие вы молодцы, ребята!
Воспитатель: - Ну что, давайте посмотрим, что же выросло на огороде у зайчика. (воспитатель вызывает по одному ребёнку (4-5 человек) и они вытаскивают овощи из огорода.)
Воспитатель: - Скажи пожалуйста, что это за овощ? (картошка) А можно его добавить в суп? (ответ ребёнка).
Зайчик: - Да, я вспомнил, это картошка! Мама точно мне говорила картошки накопать!
Воспитатель: - А что же это за овощ вырос на огороде? (морковка) Молодец, а морковку в суп добавляют? (да).
(Дети по очереди помогают зайчику вытащить овощи (картошка, морковка, лук, свёкла, чеснок).
Зайчик: - Спасибо вам ребята, теперь моя мама сварит самый вкусный суп, вы такие молодцы, все овощи знаете!!!
Воспитатель: - Зайчик, наши детки настолько хорошо знают овощи, что смогут их с угадать на ощупь!
Зайчик: - Очень интересно мне посмотреть, как это у них получится!
(воспитатель кладет на стол корзинку с макетами овощей, накрытыми большим платком)
Воспитатель: - Давайте поиграем? (давайте)
Дидактическая игра «Найди на ощупь».
(Воспитатель вызывает по очереди 4-5 детей.)
Воспитатель: - Опускай руку под платочек, найди овощ и не вытаскивая определи, что за овощ ты нашел. - Молодец, правильно!
Воспитатель: - Молодцы, все угадали, ребята, а вы знаете, чем огурец отличается от помидора? А морковь от свеклы? (ответы детей).
- Правильно морковь продолговатая, оранжевого цвета, а свекла – красного и круглая. . Давайте еще раз повторим, как одним словом назвать все это? (овощи).
Зайчик: - Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли. Но мне пора бежать домой, ведь мама меня ждёт и я очень хочу попробовать маминого вкусного супа! Но перед тем, как я уйду, я хочу вам подарить самое дорогое, что у меня есть (зайчик достает небольшой вилок капусты). Это моя капуста, которой я хочу вас угостить!
Воспитатель : - Спасибо большое, зайчик! Нам очень приятно получить от тебя такой подарок, правда ребята? (да).
- До свидания зайчик, приходи к нам еще в гости, мы тебя будем ждать. Давайте, ребята, скажем зайчику спасибо и до свидания! (дети благодарят и прощаются с зайчиком).
Зайчик: - До свидания, ребята! (зайчик уходит).
Воспитатель : - Ребята, понравился вам зайчик? (да). Забавный такой! И смотрите, он нам даже подарок сделал.
Воспитатель : - А что можно приготовить из капусты? (ответы детей).
- Правильно суп, пирог, пирожки с капустой, голубцы и тушёная капуста и соленая. А давайте вспомним, как солят капусту.
Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Что за скрип, (трение рук друг о друга)
Что за хруст (пальцы обеих рук скрещиваются и ритмично сжимаются)
Это что еще за куст, (повернуть раскрытые ладони от себя, соединив большие пальцы).
Как нам быть без хруста,(скрестить пальцы обеих рук и ритмично сжимать)
Если я капуста. (полусогнутыми пальцами изобразить кочан капусты)
Мы капусту рубим-рубим (постукивать ребрами ладоней по столу)
Мы морковку трём-трём, (движение кулачками вперед-назад)
Мы капусту солим-солим, (движения по тексту)
Мы капусту жмем-жмем. (движения по тексту)
Тук-тук, тук-тук, (стук кулачков друг о друга)
Раздается в доме стук
Мы капусту порубили, (постукивать ребрами ладоней по столу)
Перетерли, (движение кулачками вперед-назад)
Посолили, (движения по тексту)
И набили плотно в кадку, (постукивание кулачков по столу)
Все теперь у нас в порядке! (вытягивание рук вперёд, поднимание вверх больших пальцев обеих рук)
Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы сегодня очень постарались! А скажите мне, пожалуйста, о чём мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, об овощах! И в конце я хочу вам прочитать стихотворение:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Что их них вкуснее,
Что из них нужнее!
Воспитатель: - Спасибо ребята!
(Домашние животные)
Воспитательные:
Способствовать воспитанию любви к животным, бережному отношению к ним, желанию о них заботиться;
Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих товарищей.
Развивающие:
Развивать умение узнавать и называть домашних животных и их детенышей;
Развивать речь детей, учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы;
Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление;
Развивать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения в соответствии с текстом игры), обогащать словарный запас.
Обучающие:
Формировать представление детей о домашних животных, о их характерных отличительных особенностях;
Закрепить понятие, о том, что домашние животные живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек заботиться о них.
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, социально - коммуникативное развитие (расширение представлений и обогащение опыта детей по теме «домашние животные»), физическая культура (обогащение двигательного опыта детей), познавательное развитие.
Виды детской деятельности: Игровая, речевая, познавательная, двигательная деятельность.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций с изображением животных;
Просмотр видеофильмов о домашних животных;
Проведение дидактических игр.
Материалы: игрушки (корова, коза, лошадь, собака, кошка, теленок, козленок, котенок, щенок), домик, плоскостные изображения деревьев на подставках.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в деревню. Садитесь в автобус и поехали.
Вот мы с вами и приехали. Отгадайте мою загадку:
И не море, и не лес,
Много встретим мы чудес.
Животные разные здесь живут,
Пользу и радость людям несут.
Ребята как называется это место?
Дети: Деревенский двор.
Воспитатель: Правильно, это деревенский двор. А кто живет на деревенском дворе?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: А почему их так называют?
Дети: Потому что они живут рядом с человеком и человек о них заботиться.
2. Основная часть.
Воспитатель: Молодцы ребята. Присаживайтесь поудобнее.
Дети, посмотрите, сколько много домашних животных живёт на деревенском дворе. А кто здесь большая, рогатая?
Дети: Корова.
Воспитатель: Правильно, это корова.
Как вы узнали, что это корова? (Она большая.)
Что у коровы на голове? (Рога.)
Что на ногах? (Копыта.)
Какой у неё хвост? (Метёлкой.)
Ещё у коровы есть вымя. Кто знает, зачем корове вымя? (Там находится молоко.)
Воспитатель: Что ест корова? (Сено, траву.)
Кто ухаживает за коровой? (Человек.)
Что дает корова человеку? (Молоко.)
Что делают из молока? (Творог, сметану, кефир, йогурт.)
Воспитатель: Ребята, а кто у нас на дворе большой и сильный?
Дети: Конь.
Воспитатель: Почему конь сильный?
Дети: Потому что он перевозит грузы.
Воспитатель: Что у коня на ногах? (Копыта.)
Какой у него хвост? (Длинный.)
Что у коня на шее? (Грива.)
Чем питается конь? (Сеном, травой, овсом.)
Как конь помогает человеку? (Конь помогает человеку перевозить тяжелые грузы, вспахивать землю.)
Воспитатель: Дети, а у какого животного ещё на деревенском дворе есть рога? (У козы.)
Как вы узнали, что эта коза? (У неё на голове есть рога.)
Что у козы на ногах (Копыта.)
Какой у козы хвост? (Маленький, похож на «пучок».)
Чем питается коза? (Сеном, травой.)
Что коза дает человеку? (Молоко.)
Воспитатель: Молодцы ребята. Я вижу вы знаете многое о домашних животных. Назовите, каких ещё домашних животных вы знаете?
(Дети называют домашних животных: кошка, собака, овца и т.д.)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть? У меня есть волшебная палочка, я сейчас вас превращу в домашних животных, и мы начнем игру.
Физкультминутка.
Бежит, бежит в луга- коза-дереза.
А вот скачет конь- огонь.
На встречу корова- муууу, здорова!
Всех, охраняя, хвостиком виляя, прибежал щенок – звонок,
Звонко, звонко лает, деток встречает.
(Дети имитируют движения животных.)
Воспитатель: Поиграли, с вами дружно, заниматься дальше нужно.
Ребята, у вас у всех есть мамы, они вас любят и называют вас ласково: моя доченька, мой сынок.
А как правильно называются дети у животных? (Детеныши.)
Молодцы, правильно?
Послушайте стихотворение:
Кто ребенка нежно любит?
Кто малышку приголубит?
Кто от ветра защитит?
Поругает и простит?
Кто укроет одеяльцем?
Напоит кто молочком?
Кто расскажет сказку на ночь
Тихим добрым шепотком?
Ты, конечно, догадался - это мамочка твоя!
Ну, а как же у других –
Братьев меньших, дорогих.
У котенка, у теленка
У щенка, у жеребенка
Есть ли мамы? Вот о чем
Поведем мы разговор.
(Выставляем на стол игрушки детенышей домашних животных.)
Воспитатель: Ребята, у наших домашних животных, тоже есть детеныши и они тоже очень любят играть, веселиться и резвиться. Они так заигрались, что перепутали своих мам. Давайте им поможет узнать своих мамочек.
Игра «Найди маму»
Дети расставляют детенышей рядом с взрослыми животными и называют их соответствующими словами:
1. У козы- детеныш- козленок.
2. У коровы- детеныш- теленок.
3. У лошади детеныш-жеребенок.
4. У собаки- детеныш- щенок.
5. У кошки - детеныш- котенок.
Воспитатель: Молодцы, ребята помогли детенышам найти своих мам, но нам уже пора возвращаться в детский сад.
3.Итог занятия. (Рефлексивный этап.)
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие в деревню?
Что вам понравилось?
Мы ещё приедем в деревню?
Воспитатель: А сейчас, ребята, сядем с вами в автобус и отправимся в детский сад.
« Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты- мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрите- ка малютки
В гости к нам пришел Мишутка.
Восп-ль берет Мишутку и от его имени говорит: -Здравствуйте, ребята! Как много вас в д\с. Я хочу с вами познакомиться, поэтому предлагаю вам сыграть со мной в игру.
Игра « Давайте познакомимся»
Восп-ль: Ну, вот и познакомились, только Мишутка, почему ты такой невеселый? Чем огорчен?
Мишутка: - Я на полке лишь сижу, на игры детские гляжу.
Хочу чтоб был как у ребят, детский сад для нас- зверят.
Восп-ль: -Оказывается, ребята, Мишутка грустный, потому что у зверят нет детского сада, а они так хотят быть вместе, как и вы. Они даже не знают, что такое д\с.
Мишутка, не грусти, наши ребята сейчас расскажут тебе про то, что же такое на самом деле д\с.
Восп-ль обращает внимание детей и Мишутки на изображение дома (ватман с изображением дома размещается на мольберте).
Восп-ль: - Посмотрите, что это? (дом). – а дом большой или маленький? (большой). Значит в этом доме живет много людей. Что же это за дом? Послушайте загадку.
« В этом доме все для нас-Сказки, песни и рассказ,
Шумный пляс, тихий час, В этом доме все для нас!
Вот какой хороший дом! В нем растем мы с каждым днем,
А когда подрастем, вместе в школу мы пойдем. (д\с).
Восп-ль: -Молодцы, догадались, конечно- это наш родной д\с.
Восп-ль: - А вот чем мы занимаемся в д\с, мы сейчас с вами покажем Мишутке.
Игра « Как живете?»
Восп-ль:- вот какие молодцы, не скучаете в д\с. Так что же вы здесь делаете?
Но ведь д\с – это не только дом, но и взрослые, которые заботятся о малышах, о вас, что бы вам здесь было хорошо, весело.
Посмотрите, вот фотографии- помощники.
Я буду загадывать загадки, а вы смотреть и отгадывать, про кого я буду говорить, только слушайте внимательно.
1загадка: Кто научит рисовать, лепить, строить и играть
Усадив ребят в кружок, прочитает им стишок?
Кто сейчас же разберется, почему Максим дерется?
Очень любит всех ребят, кто же это?... (воспитатели)
Молодцы, а как наших воспитателей зовут? Что же делает восп-ль в д\с?
2 загадка: Кто же нам на стол накроет, подметет, пропылесосит?
Вымоет окно, стены, пол? Протрет от пыли стол?
Проследит, чтоб тут и там все стояло по местам. (помощник воспитателя)
Правильно, это наш помощник воспитателя. А как ее зовут? Что же делает помощник восп-ля?
Какие ребята вы молодцы!
Посмотрите, Мишутка что-то с собой принес.
Мишутка - Я принес вам от своих лесных друзей вот этот конверт. Давайте посмотрим, что в нем лежит.
Открывают конверт вместе с ребенком, вешают картинку с изображением повара на мольберт
Мишутка: - Так как мы не ходим в д\с, я никак не могу разобраться, кто же нарисован на этой картинке? Вы поможете мне, ребята? (ответ детей)
Восп-ль: - Ребята, посмотрите внимательно, кто нарисован на этой картинке? (повар)
Как вы догадались? (Ответы детей: он готовит, режет овощи, у него белый колпак).
Восп-ль: Правильно, молодцы! « Ходит повар в колпаке с поварешкою в руке.
Он готовит нам обед, кашу, щи и винегрет».
А как же зовут наших поваров, которые в нашем детском саду готовят для нас вкусную еду. (Ответы детей).
Восп-ль: - Ой, ребятки, посмотрите, Мишутка принес еще вот эту красивую коробочку, что же в ней лежит?
Мишутка:- Это коробочка необычная, в ней лежат предметы, которые так нужны для повара, воспитателей и помощника воспитателя.
Я их нес в ваш д\с, что бы отдать вам, но так спешил к вам в гости, что уронил коробку, все предметы рассыпались и перепутались.
Теперь мне нужна ваша помощь, что бы разобраться, кому же какой предмет необходим для работы. Вы поможете мне ребята?
Восп-ль: - Давайте мы бедем отбирать необходимые предметы и класть их по назначению.
Дидак.игра « Волшебная коробочка».
Мишутка: - Молодцы, вы все сделали правильно и я дарю вам эти игрушки.
Восп-ль:- Спасибо, Мишутка, а еще мы хотим сказать, что для того, чтобы всем было хорошо и весело, нужно жить дружно. Правильно ребята?
Давайте покажем, как мы играем.
Восп-ль: Вот какие мы дружные. Главное, чтоб в нашем д\с всегда был мир, дружба и улыбки.
Восп-ль: - Бывает, что мы ссоримся, и тогда настроение портится, становится грустно, а когда помиримся, то сразу всем становится весело, и мы улыбаемся.
Показывает пиктограммы.
Восп-ль:- Это какое личико? Как догадались? А это какое? Почему так решили? Покажите, какое бывает выражение лица, когда мы сердимся? А теперь покажите веселое выражение лица.
Давайте сыграем в игру « Сердитый, веселый»
Ребята, давайте нарисуем вот на этих личиках веселые улыбки и поместим их в д\с. Пусть в нашем доме будет всегда доброта и веселые улыбки.
Восп-ль: - Молодцы, вот какой дружный у нас д\с и наши детки.
Любите детский сад – ваш второй дом!
«Детки в садике живут, здесь играют и поют, здесь друзей себе находят, на прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают, незаметно подрастают. Детский сад – второй ваш дом, как, тепло, уютно в нем! Вы его любите, дети, самый добрый дом на свете!»
Мишутка: -Спасибо, ребята, я сегодня очень много узнал от вас, что же такое на самом деле д\с, что там делают, как там весело и красиво. Пойду скорее в лес к маме, расскажу ей об этом. Пусть они тоже устроят для нас, зверят, лесной д\с. И мы пригласим ребяток к нам в гости. До свидания, ребята, спасибо за интересный рассказ.
Мишутка уходит.
Вы ребята, молодцы, помогли узнать Мишутке, что такое д\сад. Когда в лесу появится детский сад, кто же в нем будет работать?
Вы просматриваете: Главная > Педагогические и методические мероприятия > Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе на тему: «Как Мишутка и Зайка узнали, что детский сад – второй наш дом».
Цель:
показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, они заботятся о детях.
Задачи:
— учить понимать смысл загадки и находить отгадку;
— различать эмоциональные состояния (весёлый, сердитый);
— продолжать формировать положительное отношение к детскому саду;
— обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (воспитателей, няни, повара, медицинской сестры);-
— воспитывать любовь к детскому саду, уважение к труду взрослых, доброе отношение друг к другу (называть друг друга ласково, нежно, весело);
— развивать положительные эмоции у детей, общую и мелкую моторику.
Предварительная работа:
Тематические экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, машиниста по стирке белья, повара); рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы: «Бегемот, который боялся прививок», «Детям о профессиях»; сюжетно-ролевые игры: «Готовим вкусный обед», «Больница», «Семья», «Детский сад»; дидактическая игра: «Кому что нужно для работы», разрезное лото: «Профессии».
Оборудование:
мольберт.
Материал к занятию:
лист ватмана с изображением дома; мягкие игрушки (мишка и зайчик); фотографии воспитателей группы и няни; красочная коробка; конверт с картинка повара; набор игрушек: кастрюля, сковорода, плита, овощи, пиктограммы настроения; гуашь, ватные палочки для рисования.
Ход НОД:
(Дети стоят в кругу на ковре).
Воспитатель:
«Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.»
Воспитатель:
«Посмотрите-ка, ребята,
В гости к нам пришли зверята!»
Ребятки, а кто к нам пришел сегодня в гости? (Мишутка, Зайка).
Мишутка:
Здравствуйте, ребята! Как вас много в детском саду! Мы с Зайкой очень хотим с вами познакомиться, поэтому предлагаем вам сыграть с нами в игру.
Игра: «Давайте познакомимся!»
(Дети встают в круг, передают Мишку вправо, а Зайку влево, по очереди называя свое имя ласково «Полина», «Дима» и т.д.).
Воспитатель:
Ну, вот и познакомились, только, Миша, Зайка, почему вы такие невеселые?
Чем огорчены?
Мишутка:
«Мы на полках лишь сидим,
На игры детские глядим,
Хотим, чтоб был, как у ребят,
Детский сад, для нас – зверят».
Воспитатель:
Оказывается, ребята, зверята грустные, потому что у них нет детского садика, а они так хотят быть вместе, как и вы. Они даже не знают, что такое детский сад. Мишутка, Зайка, не грустите, наши ребята сейчас вам расскажут про то, что же такое на самом деле детский сад.
Воспитатель:
(обращает внимание детей и зверят на изображение дома).
Посмотрите, что это? (Дом). А дом большой или маленький? (Большой). Значит, в этом доме живет много людей. Что же это за дом?
Послушайте загадку:
« В этом доме все для нас –
Сказки, песня и рассказ,
Шумный пляс, тихий час,
В этом доме все для нас!
Вот какой хороший дом!
В нем растем мы с каждым днем,
А когда подрастем,
Вместе в школу пойдем. (Детский сад).
Воспитатель:
Молодцы, догадались. Конечно, это наш родной детский сад. Мы каждый день приходим в детский сад.
«Любим все мы детский сад,
В нем полным – полно ребят.
Раз, два, три, четыре, пять…
Может сто их, может двести,
Хорошо, когда мы вместе!»
«Детский сад у нас хорош,
Лучше сада не найдешь.
Обойди хоть весь район
Лучшим будет все же он!»
А вот чем мы занимаемся в детском саду, мы сейчас с вами покажем.
Игра « Как живете?».
(Дети имитируют движения)
: Как утром делаете зарядку? Как танцуете? Как рисуете? Как умываетесь? Как ждете обед? Как машете вслед? Вдаль глядите? А как шалите?
Воспитатель:
Вот какие молодцы, не скучаете в детском саду. Так что же вы здесь делаете? (Играем, читаем книги, гуляем, ходим на музыкальные занятия и т.д.) Вам нравится ходить в детский сад? (Да). Но, ведь детский сад — это не только дом, но и взрослые, которые заботятся о малышах, о вас, чтобы вам здесь было хорошо, весело.Посмотрите, вот фотографии-помощники.
— Я буду загадывать загадки, а вы смотреть и отгадывать, про кого я буду говорить, только слушайте внимательно.
Первая загадка:
«Кто научит рисовать,
Лепить, строить и играть,
Усадив ребят в кружок,
Прочитает им стишок?
Кто сейчас же разберется
Почему Антон дерется?
Очень любит всех ребят,
Кто же это?…» (Воспитатели).
Молодцы, а как ваших воспитателей зовут?(Ольга Григорьевна и Ольга Михайловна). (Дети находят фотографию, которая соответствует загадке, и помещают её в дом «детский сад»).
Следующая загадка:
« Кто же нам на стол накроет,
Подметет, пропылесосит?
Вымоет окна, стены, пол?
Протрёт от пыли стол?
Проследит, чтоб тут и там
Всё стояло по местам?…» (Няня).
Правильно, это наша няня. А как её зовут? (Ольга Николаевна). (Дети находят фотографию и помещают её в дом «детский сад»).
Какие, ребята, вы молодцы! Посмотрите, зверята что-то с собой принесли.
Зайка:
Мы принесли вам от наших лесных друзей вот этот конверт. Давайте посмотрим, что в нем лежит.
(Открывают конверт, достают картинку, на которых изображены повара, вешают на мольберт).
Так как мы не ходим в детский садик, мы никак не можем разобраться, кто же нарисован на этой картинке. Вы нам поможете, ребятки? (Да).
Воспитатель:
Ребята, посмотрите внимательно, кто нарисован на картинке? (Повар).
Как вы догадались? (Он готовит, режет овощи, у него белый колпак…)
Правильно, молодцы.
«Ходит повар в колпаке
С поварешкою в руке.
Он готовит нам обед,
Кашу, щи и винегрет».
А как зовут наших поваров, которые здесь, в детском саду, готовят для нас вкусную еду каждый день? (Галина Николаевна и Светлана Юрьевна).(Дети помещают картинку с изображением повара в дом «детский сад»).
Воспитатель:
Ну что, Зайка и Мишутка, теперь вы поняли, кто здесь нарисован и чем они занимаются в детском садике? (Да). (Дети садятся на стулья полукругом).
Воспитатель:
Ой, ребятки, посмотрите, Зайка с Мишуткой принесли еще вот эту красивую коробку. Зверята, а что в ней лежит?
Зайка:
Эта коробка необычная. В ней лежат предметы, которые так нужны для повара. Мы их несли в ваш детский сад, чтобы отдать вам. Но мы так спешили к вам в гости, что Мишутка, который нес коробку, упал, а все предметы рассыпались и перепутались. Теперь нам нужна ваша помощь, чтобы разобраться, кому же какой предмет необходим для работы. Вы нам поможете, ребята? (Да).
Воспитатель:
Давайте мы будем отбирать необходимые предметы и класть их по назначению
Дидактическая игра «Волшебная коробка».
(Дети вытаскивают предметы из коробки, называют, объясняют их назначение. Каждый предмет кладут тому, кому он нужен — повару: плиту, кастрюлю, сковороду)
Мишутка:
Молодцы! Вы все сделали правильно, поэтому мы с Зайкой дарим вам эти игрушки.
Воспитатель:
Спасибо, друзья, а ещё мы хотим сказать вам, что для того, чтобы всем было хорошо и весело, нужно жить дружно. Правильно, ребята? Давайте покажем, как мы играем.
Пальчиковая игра «Дружба».
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы обеих рук соединяются в замок)
Мы с вами подружим маленькие пальчики — (ритмичное касание пальцев обеих рук)
(поочерёдное загибание пальцев на правой руке)
Раз, два, три, четыре, пять — (поочерёдное загибание пальцев на левой руке)
Вот какие мы дружные. Главное, чтобы в нашем детском саду всегда были мир, дружба, улыбки.
Психогимнастика:
Бывает, что мы ссоримся, и тогда настроение портится, становится грустно, а когда помиримся, то сразу всем становится весело, и мы улыбаемся. (Пиктограммы).
Это, какое личико? Как догадались? А это, какое? Почему так решили? Покажите, какое бывает выражение лица, когда мы сердимся? (Дети показывают). А теперь покажите веселое выражение лица. (Дети показывают).
Игра на внимание «Сердитый, веселый».
(Дети топают ножками, когда видят картинку с сердитым выражением лица и хлопают в ладоши, когда видят « веселое» личико).
Ребятки, давайте нарисуем вот на этих личиках веселые улыбки и поместим их в детский сад. Пусть в нашем общем доме будет всегда доброта и веселые улыбки. (На картинках нарисованы глаза и нос.)
Дети дорисовывают на них улыбку ватными палочками и помещают в дом «детский сад».
Молодцы, вот какой дружный у нас детский сад и наши детки. Любите детский сад — ваш второй дом!
« Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Детский сад — второй ваш дом,
Как тепло, уютно в нем!
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете!»
Мишутка:
Вот, Зайка, видишь, как много мы сегодня узнали от ребят: что такое на самом деле детский сад, что там делают, как там весело и красиво. Пойдем скорее обратно в лес, к нашим мамам, расскажем им об этом. Пусть они тоже устроят для нас, зверят, лесной детский садик. И мы пригласим тогда ребяток к нам в гости. До свидания, ребята, спасибо вам за такой интересный рассказ. (Зверята уходят).
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, понравился наш рассказ Мишутке и Зайчику?
О чём вам было особенно интересно рассказывать? (Ответы детей).
Молодцы, вы все сегодня очень старались, а теперь давайте поиграем в игрушки, которые подарили нам наши друзья.
Обсуждение закрыто.