Ребенок в 2.7 очень привязан к матери. Если ребенок привязан к маме. Почему ребенок сильно привязан к маме

Мне тоже все говорили, что сын слишком привязан к маме.
Бабушки замучили советами, просто ужас.

Знаете, ребенок всегда успеет сказать - "мам, я сам", "мам, не надо то или это".

Сейчас моему 9 лет. Самостоятельный человек. И никаких проблем.

А в 3 года ребенок еще нуждается в вас. Вот увидите, скоро все изменится.

Потом мы еще будем за ними бегать, уговаривая побыть с нами:о)

У меня примерно похожая ситуация была с дочкой. Везде хотела быть только с мамой, спала с нами. Но я предполагаю, что обычный сад в России сыграл свою роль. Пошла в 2,7, не без слез. Сначала ничего, а потом перестала спать (хотя видно было, что носом клюет). Последней каплей стало, когда она описалась в садике в кроватке. Хотя на горшок с года просилась, а осечек с 2х лет не было вообще. Не знаю, то ли застращали ее там, то ли просто атмосфера черствая, в общем, забрала ее. 4 месяца просидели дома. Сейчас ходит в частный сад с большим удовольствием. Но даже до обеда было начать водить сложно - постоянно плакала, не отпускала меня. Первую неделю я была с ней, потом оставляла на час-два, потом с 9 до 12 - и в таком режиме больше месяца. Вчера первый раз попробовала поспать, вроде нормально. Это приучение в таком возрасте требует больших затрат моральных маме, плюс воспитатель должен быть любящим и относиться к ребенку как к своему. Наша воспитатель считает, что лучший возраст безслезного похода в сад от 1,5 до 2,5 лет. А после трех - считается что только в пять лет ребенок готов безболезненно отделиться от мамы. Нам повезло с воспитателем в этот раз. Она сделала все, чтобы ребенок не чувствовал себя чужим. Они там обнимают детей часто, дети между собой обнимаются, говорят как сильно они любят и скучают, если мы вдруг пропустили день. Это не просто бэби-ситтер - у них там даже времени присесть нет, дети заняты постоянно. Так что детям некогда скучать одиноко в уголке. Если получится найти такое место - то со времени пойдет нормально, просто будет дольше привыкать.

"воспитатель считает, что лучший возраст безслезного похода в сад от 1,5 до 2,5 лет. А после трех - считается что только в пять лет ребенок готов безболезненно отделиться от мамы." - какие-то стереотипы. просто воспитатель это услышал и теперь твердит как мантру. а поработать с ребенком для адаптации? (я не говорю конкретно про вашего, просто часто такое от педагогов слышала. вот им подавай или того, кто еще не может явно заявить о своих желаниях, еще не знает, как это сделать, либо того, кто куда-то ходил и может "отделиться от мамы")

Я не думаю, что это стереотип, который она услышала. Наша воспитатель одновременно хозяйка садика, уже более 10 лет. Раньше она работала в государственных садах. И Вы как-то превратно поняли меня - она не повторяет это как мантру. За нашу сложную дочь она взялась безо всяких оговорок. Эту информацию она донесла до меня, чтобы я сама понимала, что для адаптации надо поработать много, продуктивно и не только ей, но и мне как родителю с моей стороны (от меня требовалась уверенность, т.к все сомнения ребенок чувствует только так). Минус российских садов как раз в том, что никто не будет работать с ребенком для адаптации. Мало того, в договоре у меня было оговорено 7 дней моего присутствия в начальный период, а меня не пустили.

я прекрасно поняла ваши слова. и поняла, что вам со специалистом в этот раз круто повезло. она молодец, что и сама смогла и вам донесла, что придется работать. да, чувствительные дети очень четко списывают состояние родителей, это точно!
я про нашу обычную действительность говорю, когда, как вы и говорите, с ребенком никто не работает для адаптации. и повторяют одно и тоже - сложный период. надо было раньше приводить или/приводите позже. я считаю это отговорки, чтобы не работать в полную силу.

нет у вас проблем. проблема в педагоге, которая не может заинтересовать так, чтобы ребенок оставался в группе.
в 3 года рваться к маме - нормально)) и в 4 - нормально, если ребенку не нравится там.
я не считаю своего ребенка мамсиком, потому что принимаю это ее желание постоянно быть со мной. люди вокруг (родственники), конечно, говорят, что она мамина дочка. это полностью их проблема, что их стереотипы. не мои. ребенку это зачем-то нужно, мне жалко что ли, я дам. в 4 года пошла в дет.сад (3 раза в неделю по три часа). хотела, потому что интересно, и не хотела, потому что без мамы. у нас чудо-психолог, который несколько месяцев работал с детьми для адаптации их в коллективе. сейчас ее не утащить оттуда. я считаю, если вести куда-то такого чувствительного ребенка, то надо смотреть на педагога, будет у ребенка с ним контакт или нет, любит человек свою работу или относится как к зарабатыванию денег - от этого тоже зависит, будет ребенок "мамсиком" или пойдет заниматься)))

Я полагаю там еще дело в количестве детей: если в группе 2-3 человека, педагог успевает всем время уделить, если больше-нет, особенно если это рисование и аппликации, где трехлетки еще сами не очень и им нужна помощь взрослого. Вот педагог и говорит-пока сижу с ним клею, он нормально, чуть отвлекусь на другого ребенка-он сразу к маме. А другое занятие, где дети скачут и играют, типа физкультуры, сын хорошо проводит, так как там увлекательно очень и педагог побойчее. И это еще для нас прогресс, потому что ходили на другие развивалки, там вообще детей не могли заинтересовать и полтора часа проходили с трудом, дети разбегались по мамам. А здесь эти полтора часа пролетают.

конечно, им еще нужна обратная связь от взрослого, они этим живут. вы мама, вам виднее, куда и как лучше ходить. просто хочется вас поддержать, что никаких отклонений нет)) ну вот такой ребенок. педагогу с большим количеством детей, понятно, удобнее, если все одинаково все делают и не разбегаются. но они же живые и все разные)) если собираетесь в сад, ищите такой, чтобы подходил вам. за лето еще ребенок подрастет, будет еще более самостоятельным. но факт, да, что лучше, когда в группе меньше деток. тогда им достается больше внимания. в нашей группе 5 человек. часто ходит 3-4.

Это абсолютно нормально для ребёнка и неудобно педагогу. Вообще почему вас удивляет, что вашему ребёнку с вами хорошо? Если он чувствует себя неуверенно, а в вас видит поддержку, то конечно он идет к вам. По-моему это отлично. Меня "вынесло" когда воспитательницы в детском саду так по-инспекторски высказала мне в в вину "наверно ей дома хорошо". А как должно быть? Плохо? Так что не парьтесь и доверяйте ребёнку.

Моей 3,4 - ни о каком детсаде даже на полдня и с сентября не мечтаю. Она вообще пока что не воспринимает никаких взрослых, кроме меня, папы и бабушки. Сейчас пошли на занятия, но когда мне удастся выйти за дверь, даже не знаю. Просто все дети разные, об этом всегда нужно помнить. Когда мы приходим в детскую комнату, и там все дети, которые в два раза младше, бегают без мам, я всегда думаю о том, что это не значит, что таких детей, как моя, больше нет. Их просто в такие места не приводят.

у меня был такой сын в этом возрасте. на всех занятиях приходилось подолгу - пару первых месяцев - сидеть рядом прямо в группе. мне тоже хотелось как-то форсировать, но сейчас (ему почти 8) понимаю, что это просто такой характер. сейчас вполне без меня обходится:)
про сад не скажу, не ходили, но в частный и на 3 дня, мне кажется, вполне щадящий вариант. надо пробовать.

Ну уж насильно я точно не отдираю)) иначе бы уже в сад ходил. На разививалки полли в целях социализации-мы живем в своем доме и тут рядом нет совесм детей, у сына нет навыка общения. Особенно вот этого коллектива как в песочнице))Он особо не интересовался детьми раньше, то теперь ему хочется общаться и это заметно.

Очень хорошо о привязанности писал Дональд Винникотт (британский педиатр и детский психоаналитик). Винникотт ввел понятие «достаточно хорошая мать». Он говорил о том, что мама почти все умеет и делает это интуитивно «благодаря фактору материнства». Но важно, чтобы мама не находилась постоянно с ребенком, не забывала о себе и своей жизни. Мама может удовлетворять все потребности своего малыша, но тогда «малыш так никогда бы и не узнал, что вокруг него существует Мир. Он не научился бы говорить».

«Не существует просто «хорошей матери», но есть достаточно хорошая мать. Она создает для младенца условия, в которых у него есть возможность постепенно обрести автономию»

Можно ли слишком любить маму? Да, можно. Подобные отношения всегда будут болезненны для обеих сторон. Мама и ребенок будут созависимы друг от друга всю жизнь, даже когда малыш вырастет и станет взрослым.

Патологической привязанность можно назвать при условии, если ребенок не может спокойно провести время самостоятельно и не может отпустить маму буквально ни на минуту.

Подобная ситуация не дает ребенку психологически взрослеть и становиться самостоятельным, а мама в этом случае не может отделиться от ребенка и перерезать психологическую пуповину. Здоровой эту ситуацию не назовешь.

Причины возникновения привязанности

Для начала давай узнаем причины формирования такой привязанности. Возможно, тут есть и мамина ошибка?

  • Психологическая травма - любое сильное травмирующее событие в жизни ребенка может надолго укрепить в нем страх разлуки с мамой.
  • Излишняя холодность мамы - если мама не дает ребенку должного эмоционального внимания, он будет изо всех сил тянуться к ней в попытках наладить контакт.
  • Излишняя опека мамы - всем нам хочется сделать для ребенка идеальный мир без травм, ошибок и неприятностей. Но в построении этого мира важно не задушить самостоятельность ребенка и его право на ошибку и синяк.
  • Непонимание - непонимание возраста ребенка и неприятие его взросления также приводит к нарушению здоровой привязанности. Ребенок не получает от мамы четких посылов для взросления и самостоятельности, а также для постепенного отделения от мамы.

Комментарий психолога Татьяны Рибер:

Также причинами поведенческих проблем могут стать:

  • когда родители постоянно заняты, мало контактируют с детьми (дети хватаются за них при первой возможности и не могут отцепиться)
  • когда родители бросаются из крайности в крайность, то строги с ребенком, то излишне мягки
  • когда взрослые запугивают ребенка или наказывают физически, если он чего-то боится (на фразу «Там что-то страшное», мама говорит «Бабай»).
  • если родители используют психологический прессинг: ты уже такой большой, а делаешь то-то….. вот пойдешь в детский сад, там тебя научат….оставлю у бабушки в селе, научишься ….
  • если родители ругаются при ребенке и дерутся"

Что делать родителям?

После это введи в повседневную жизнь малыша определенные ритуалы, которые вы будете выполнять вместе. Чтение перед сном, просмотр мультика или семейного фильма, прогулка в парке - любые ваши традиционные занятия должны повторяться регулярно и войти в привычку.

Затем понемногу освобождай время для себя. Например, каждое воскресенье выдели себе время для общения с подружкой, но не в ущерб планам с ребенком. Так постепенно отделяйся от ребенка, предоставляя ему возможность становиться самостоятельным.


ама… Это слово произносят с теплотой и нежностью. С ним у каждого связано особое чувство. И не только потому, что мать дарит человеку жизнь. Рядом с мамой ты чувствуешь себя защищенным от жизненных невзгод. Матери можно доверить самое сокровенное, она всегда выслушает и даст правильный совет. Мать не отвернется от тебя, каким бы плохим ты ни был.

Особое отношение к матери закладывается с первых дней жизни. Эмоциональная привязанность к матери является важнейшим психологическим «приобретением» младенческого возраста. От нее напрямую зависит гармоничное развитие личности ребенка.

Ученые называют правильно сформированную привязанность к матери надежной привязанностью.

Модель общения с матерью малыш переносит на окружающий мир. Надежная привязанность дает ему чувство безопасности. Она закладывает основы доверия к людям. Ребенок с надежной привязанностью к матери инициативен, общителен, сообразителен, спокоен. У подросшего малыша не возникает проблем с социальной адаптацией, он легко знакомится, находит друзей, популярен среди сверстников, отзывчив, изобретателен в играх.

Как же формируется привязанность? В младенческом возрасте малыш взаимодействует с матерью на порядок больше, чем с другими близкими. Это связано как с физическим уходом, с потребностью ребенка в пище, так и с его потребностью в общении. Если мать внимательна к младенцу, адекватно отзывается на его чувства, поддерживает его инициативу, всегда ласкова и нежна с ним, малыш «делает вывод», что такое поведение матери, такое отношение между ним и матерью – норма. Складываются так называемые «рабочая модель себя» и «рабочая модель взаимодействия с другими людьми».

На эти модели ребенок будет подсознательно опираться всю жизнь. «Рабочая модель себя» сформирует позитивную самооценку. «Рабочая модель взаимодействия с другими людьми» подскажет, что людям можно доверять, они не принесут вреда, они вполне надежны и предсказуемы, с ними можно строить отношения.

Следует отметить, что ребенок остро нуждается в присутствии в его жизни хорошо знакомого и заслуживающего доверия взрослого человека не только раннем возрасте, но и на протяжении всего детства. При этом в младенчестве и раннем детстве эта потребность – особенно острая. Исследователи отмечают, что наличие надежной привязанности в возрасте 2-3 лет, даже если в более позднем возрасте (4-5 лет) оно сменится на менее благоприятный тип привязанности, все-таки обеспечит высокий уровень развития психики и личности ребенка.

Определить, к кому привязан ребенок, довольно просто. Способность младенца устанавливать привязанность – врожденная. С рождения до 3 месяцев малыш адресует сигналы любому человеку, занимающемуся с ним в этот момент. Он пытается получить ответ на сигналы, оценивает ответную реакцию взрослого. С 3 месяцев малыш сам проявляет эмоциональную реакцию к тому человеку, который постоянно заботится о нем. К 6 месяцам он уже четко выделяет самого важного для себя человека (обычно это бывает мать). Он непроизвольно оглядывается на мать, когда исследует что-то новое, бежит к ней, когда испуган, льнет в присутствии незнакомого человека, огорчается, если мать уходит, радуется, когда она возвращается.

К концу первого года жизни окончательно формируется устойчивый тип поведенческой и эмоциональной реакции на мать.

Виды привязанности

Не все матери правильно ведут себя с младенцем, по незнанию или по нерадивости они могут допускать крупные ошибки в обращении с малышом. От поведения матери зависит качество привязанности.

Надежная привязанность ребенка к матери – единственно правильный, безопасный вариант привязанности. Все остальные виды привязанности считаются ненадежными, небезопасными.

О надежной привязанности свидетельствует спокойное, контактное поведение ребенка. Мать довольно быстро успокаивает его после слабого стресса; ребенок не ведет себя истерично, замкнуто, не отталкивает мать, не прячется за нее. При разлуке с матерью он не проявляет сильного беспокойства, интересуется игрушками, другими людьми, а когда мать возвращается, радуется и бежит к ней. С незнакомыми людьми ребенок сначала немного насторожен, но, стоит незнакомцу попытаться наладить отношения, как тот идет на контакт. Категорическое неприятие незнакомых людей, равно как и чрезвычайная прилипчивость к ним – признаки ненадежной привязанности.

Между исследователями нет полного согласия о количестве видов ненадежной привязанности. Выделяют от трех до пяти таких видов. Их описания, впрочем, у всех одинаковы.

Аффективная, или привязанность тревожно-сопротивляющегося типа

Многим приходилось видеть детей, которые очень сильно огорчаются при уходе матери (вплоть до истерики), а когда она возвращается, с одной стороны, стремятся к ней, а с другой, ведут себя сердито, гневно отталкивают ее.

Такая привязанность формируется, если мать заботится о ребенке непоследовательно. В зависимости от своего настроения она то целует и пестует малыша, то холодна с ним. Малыша тревожит эта непоследовательность, она ему непонятна. Он пытается добиться должной эмоциональной поддержки плачем, криками, цеплянием. Если это не удается, малыш раздражается. Он может стать злобным, истеричным, неуправляемым.

Иногда этот вид привязанности называют амбивалентным. Амбивалентность, то есть двойственность, характеризует как поведение ребенка, так и поведение матери. Желая утешить ребенка, мать сначала проявляет ласку, обнимает его, предлагает игрушку, но, заметив, что малыш никак не успокаивается, начинает кричать на него, отвергает его. Малыш настойчиво просится к маме на руки, но как только оказывается там, начинает вырываться и добивается, чтобы его спустили с рук.

По сути, такой тип привязанности – путь к воспитанию манипулятора, маленького тирана. Из непоследовательного поведения матери ребенок усвоит, что любовь, доброта, понимание в этом мире – совсем не ценность, а своего всегда можно добиться хорошей истерикой.

Индифферентная, или привязанность избегающего типа

Такие дети не чувствительны ни к уходу матери, ни к ее появлению. Не интересуются они и другими детьми или взрослыми. С ними трудно подружиться, наладить контакт – они настойчиво избегают общения.

К привязанности такого типа могут привести две манеры поведения матери по отношению к ребенку:

  1. Мать неотзывчива, нетерпелива, открыто выражает негативные чувства по поводу его плача и капризов, избегает близкого контакта с малышом (редко берет его на руки, не проявляет нежности, отстраняет ребенка, когда тот тянется к ней в попытке приласкаться, найти поддержку). Такие матери эгоистичны, сосредоточены на себе. Они демонстративно отвергают те потребности и интересы ребенка, которые не совпадают с их собственными интересами и потребностями. Чтобы успокоить ребенка, такая мать использует игрушки, а не телесный контакт и общение.
  2. Мать чрезмерно опекает ребенка, «лезет с нежностями» даже тогда, когда малыш этого не хочет. Бывает, что мать – сторонник раннего развития и занимается с ребенком каждую свободную минуту. При этом она не прислушивается к эмоциональному состоянию малыша, его инициативе, а делает то, что сама считает нужным, полезным.

Оба варианта объединяют ориентация родителей на себя, свои воспитательные представления (или их отсутствие – если родители вообще не задумываются о воспитании). Ребенок для них – не субъект, личность, а объект воспитания (или объект, мешающий привычной жизни). Реальные потребности ребенка такие родители не учитывают.

В результате подобного поведения матери у ребенка формируется своеобразное табу на эмоциональность и общение. Он замкнут, конфликтен, у него низкая самооценка, ему трудно установить контакт с новыми людьми, а его отношения с близкими носят отчужденный характер.

Другие виды привязанности

Встречаются матери, которые пренебрегают младенцем, жестоко относятся к нему. В этом случае ребенок не может сделать определенного вывода о том, как вести себя с матерью, ведь никакое поведение небезопасно. Если наблюдать такого малыша со стороны, то заметно, что он боится матери (он либо «застывает» в одной позе при ее виде, либо убегает от нее). Такую привязанность называют ненадежной привязанностью дезорганизованного типа . С такой матерью ребенок вынужден учиться выживать, пренебрегая любыми человеческими чувствами и отношениями, отказываясь от них в пользу силы. Может быть, это равноценно отсутствию привязанности?

Эти случаи редки, тем не менее, любой матери необходимо знать об опасности непоследовательного, невнимательного отношения к ребенку. В крайнем своем проявлении ненадежная привязанность может привести к патологии — расстройству привязанности.

Психологи выделяют два типа расстройства привязанности:

  1. Расстройство реактивного типа – ребенок излишне боязлив, не может расстаться с матерью, избегает общения со сверстниками и другими взрослыми, в присутствии незнакомых людей излишне насторожен, эта настороженность не исчезает после материнского утешения.
  2. Расстройство расторможенного типа – ребенок излишне прилипчив ко всем взрослым без разбора.

Психологи часто выявляют проблемы с привязанностью у детей, которым ставят другие диагнозы, например, «посттравматическое стрессовое расстройство», «расстройство поведения».

Большую опасность представляет неискреннее поведение матери. На людях она может ласкать и нежить ребенка, демонстрируя свою любовь к нему, а наедине, когда малыш потянется к матери за прежней лаской, отвергать его.

Многие матери делают это не со зла. Непоследовательность – их черта характера. Они ведут себя так со всеми: то ласковы и чувствительны, то холодны и неприступны. Такие матери искренни, но вреда приносят не меньше, чем «матери-показушницы». Ведь ребенок в обоих случаях не может предсказать поведение матери. Если такие ситуации повторяются регулярно (закрепляются повторением), то в итоге сформируется ненадежная привязанность тревожно-сопротивляющегося типа.

Влияние привязанности к матери на жизнь ребенка

Мы выяснили, что единственно правильным типом отношений матери и ребенка является надежная, или безопасная привязанность. По данным разных исследований, она встречается в 50-70% семей.

Получается, что от 30 до 50% детей с младенчества воспитываются в неблагоприятных условиях. Над этими цифрами стоит задуматься.

Опыт отвержения со стороны матери опасен и тягостен. Сформированная таким опытом негативная модель себя и мира, без сомнения, проявит себя во всей следующей жизни ребенка. Привязанность первых лет жизни очень устойчива, она переносится на дошкольное детство, школьные годы, период взросления.

Ребенок, у которого не было надежной привязанности к матери в раннем детстве, очень зависим от окружающих людей, пассивен. Его поведение неустойчиво, противоречиво. Ему свойственна низкая самооценка. У него есть проблемы с общением. А причина всего этого – подсознательное недоверие к миру и окружающим людям. В глубине души ребенок уверен, что люди непредсказуемы, мир недружелюбен, а он сам не вполне хорош. Такое отношение заложила когда-то своим отношением мать.

Весьма вероятно, что и во взрослой жизни эмоциональная и поведенческая модель, обусловленная типом привязанности ребенка к матери, повлияет на межличностные отношения, другие стороны жизни.

Отношения с родителями

  1. Надежная привязанность: отношения с родителями строятся на доверии и понимании, взрослые дети оказывают родителям помощь, участвуют в их жизни.
  2. Двойственная привязанность: выросшие дети вспоминают о родителях, только когда им плохо (физически или материально). Когда дети благополучны, родителями они почти не интересуются.
  3. Избегающая привязанность: дети не поддерживают отношений с родителями и не вспоминают о них.

Отношения между супругами

  1. Надежная привязанность: взрослый человек уверен, что секрет счастливой семьи заключается в дружбе, доверии между супругами. Он сторонник стабильности, долговременности отношений. Он понимает, что отношения развиваются со временем, в них могут быть спады и подъемы.
  2. Двойственная привязанность: взрослый любит страстно, жаждет полностью раствориться в любимом. Союз двух людей, по его мнению, должен быть тесным, любящие должны быть полностью поглощены друг другом. Он ревнив. Считает, что найти вторую половинку (настоящую любовь) очень трудно.
  3. Избегающая привязанность: весьма скептически относится к любви, считает ее красивой сказкой. Он боится эмоциональной близости, не может открыться другому человеку.

Отношение к себе

  1. Надежная привязанность: взрослому свойственна позитивная и адекватная самооценка.
  2. Двойственная и избегающая привязанность: выросшие дети неуверенны в себе, их преследует ощущение недооцененности со стороны окружающих людей.

Отношение к работе

  1. Надежная привязанность: такие люди уверены в себе, не боятся совершить ошибку. Умеют расставить приоритеты, знают, как добиться цели. Не принимают неудачи в работе на личный счет.
  2. Двойственная привязанность: успех в работе очень сильно зависит от поощрения. Взрослые страстно желают всеобщего признания и одобрения. В связи с этим они часто смешивают работу и личные отношения.
  3. Избегающая привязанность: выросшие дети склонны «прятаться за работой» от личных отношений, часто их жизнь проходит исключительно в работе. При этом они редко бывают удовлетворены ей, даже если добиваются отличных результатов и хорошего материального положения.

Как сформировать надежную привязанность

«Три кита», на которых держится надежная привязанность ребенка к матери – это стабильность, чуткость, эмоциональный и физический контакт.

Стабильность

Привязанность формируется довольно просто. Вот младенец заплакал, мама подошла к нему, взяла на руки, ласково разговаривает, укачивает, поглаживает, кормит. Малыш успокоился, почувствовал себя комфортно, уснул. Через некоторое время он проснулся в хорошем настроении и гулит. Мама обращает внимание на малыша, поддерживает гуление, разговаривает с ним, переодевает, предлагает игрушку. Прошло еще время. Малыш снова плачет, он просится на руки. Мать берет его, опять успокаивает, поглаживает и укачивает, играет с ним.

Вот такими многократными повторениями одних и тех же действий при неизменном стиле поведения мать дает понять малышу, что она и есть тот человек, которые всегда придет на помощь, утешит, накормит, защитит.

Итак, стратегия поведения матери должна быть определенной и неизменной – стабильной.

Стабильность необходима и в отношении объекта привязанности. В нашем примере объект привязанности – мать. Случается (часто в обеспеченных семьях), что заботу о младенце почти целиком поручают няне, а мать занимается с малышом лишь изредка. Категорически не рекомендуется менять няню, если возраст ребенка – от 3 месяцев до 1 года. Эту рекомендацию желательно соблюсти и дальше. Объект привязанности (мать или няня) не должен надолго покидать ребенка.

Чуткость

Правильной стратегией поведения матери следует признать отзывчивость, чуткость.

Никакой сигнал ребенка не должен остаться без ответа. Плач, улыбка, лепет, взгляд, — мать замечает их и сразу вступает с ребенком во взаимодействие. Любая инициатива малыша поддерживается, его чувства не остаются незамеченными.

Чуткость проявляется в том, что мать инстинктивно понимает своего ребенка. Она знает, чего малыш хочет, от чего он плачет, как его успокоить, какое действие будет верным в данной конкретной ситуации.

Часто молодые матери, начитавшись специальной литературы и наслушавшись советов старших, боятся доверять своему инстинкту. Конечно, мать должна быть грамотной в вопросах здоровья и воспитания, ошибки здесь недопустимы. Но есть такие тонкие области взаимодействия матери и ребенка, в которых не помогут прописные истины. И тут правильно будет прислушаться к себе и к ребенку, поверить в себя.

Эмоциональный и физический контакт

Любое, даже самое простое, действие с малышом должно сопровождаться стойкой положительной эмоцией матери, выраженной открыто, понятной ребенку. Такая эмоция представляет собой проявление любви. Теплота, нежность, мягкость, подбадривание, одобрение – они нужны ребенку так же, как воздух и пища.

Эмоциональный контакт должен сопровождаться физическим. Объятия, поглаживания, тисканье, укачивание, — все это жизненно необходимо.

В отношении качества и интенсивности эмоционального и физического контакта не следует делать различий в зависимости от пола ребенка. необходимо обращаться также нежно и ласково, как и с девочкой.

Реакция на сигналы ребенка должна быть адекватной. Случается, что матери, услышав плач малыша, не утешают его, считая это излишним «сюсюканьем». Это неверно. Утешение – адекватная реакция на плач.

Важно прислушиваться к тому, чего хочет сам малыш. Любое взаимодействие должно соответствовать познавательным способностям ребенка, его настроению. «Подстраивать ребенка под себя» нельзя.

Чаще всего любая мать хорошо понимает своего ребенка, его эмоциональное состояние. Но не все матери считают нужным на него ориентироваться. Они придерживаются мнения, что ребенок должен делать то, что считает нужным взрослый, что потакать его капризам не следует. Это ошибочное мнение. До двух лет, а иногда и старше, ребенку недоступны нравственные и моральные понятия. Желания, настроение малыша в этом возрасте – совсем не каприз. Малыша нужно мягко направлять к желательным, правильным действиям, переключать на них, стимулировать его к их выполнению. Игнорировать инициативу ребенка и его желания, резко и грубо обрывать его – недопустимо.

Если мать понимает эмоциональное состояние малыша, но не откликается на него адекватно – она создает ситуацию отторжения. Закрепленная многократным повторением, такая ситуация сформирует ненадежную привязанность тревожно-сопротивляющегося типа.

Даже при обычном пеленании нельзя обращаться с ребенком как с куклой. Ребенок не объект ухода, он, даже крохотный и несмышленый — личность.

Подведем итоги.

В первый год жизни ребенка, помимо непосредственного ухода за ним, следует обратить особое внимание на формирование надежной привязанности ребенка к матери. Она окажет влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Если Вы читаете эту статью, и понимаете, что время упущено, что Ваш ребенок уже далеко не младенец и ему свойственны негативные проявления, связанные с ненадежной привязанностью к матери, знайте, что качество привязанности может измениться со временем.

Правда, изменить его будет не так просто. Но в жизни встречаются разные ситуации, и среди них почти нет неисправимых. Ребенку любого возраста поможет Ваша открытая любовь, безусловное принятие, чуткое внимание и стабильность в отношениях.

Фото Legion-Media.ru

У некоторых детей период гипер-привязанности проходит довольно быстро и практически безболезненно. Но вот некоторые малыши, обычно в возрасте от 10 месяцев и до 2-3 лет, . Походы в душ, в соседнюю комнату, или выход в магазин всегда сопровождаются оглушительным плачем. Ребенок горюет, никого к себе не подпускает и потом долго не отходит от мамы после ее возвращения. Все чаще малыш требует маминого внимания и пристально следит за всеми ее передвижениями по дому.

Причины детской привязанности

Я не говорю о тех ситуациях, когда малыша оставили с незнакомым человеком, например, с новой няней, или о тех случаях, когда ребенок был сильно напуган. Здесь мы рассмотрим ситуации, в которых ребенок категорически предпочитает маму даже очень близким и хорошо знакомым родственникам, с которыми еще недавно у него были прекрасные отношения.

Двухмесячного ребенка намного проще оставить с бабушкой даже на ночь, чем, допустим, годовалого. Малышу просто нужен уход и ему пока все равно, кто этот уход осуществляет. А годовасику нужна конкретно мама, и бабушка его может не устроить: будет ныть и звать маму.

Причина такого поведения кроется в самом ребенке, ведь он фактически только начал осознавать себя как отдельную от мамы личность. А раз мама и он – это два разных человека, то это значит, что мама может уйти насовсем. Вот малыш и боится ее потерять, ведь для него пока не существует понятий времени и пространства. Поэтому даже ее кратковременный уход ребенок воспринимает как трагедию вселенского масштаба: он не понимает, что мама уходит от него не навсегда, а только на определенное время.

Кроме этого, есть еще несколько причин, которые могут спровоцировать такое поведение малыша.

Во-первых, такую болезненную привязанность ребенка к маме может спровоцировать чрезмерная мамина опека. В этом случае ребенок чувствует, что его со всех сторон окружает опасность, и единственный человек, который может его защитить – это мама.

Во-вторых, такое поведение ребенок может демонстрировать, если в семье произошла какая-либо трагедия – или смерть кого-то из близких. Если из поля зрения ребенка вдруг исчезает один из значимых для него взрослых, то у него может развиться сильный страх, что таким же загадочным образом пропадет и мама.

В-третьих, чрезмерная привязанность ребенка к маме может возникнуть из-за равнодушного или жестокого отношения к ребенку других взрослых. Если, к примеру, папа ребенка то и дело показывает малышу «кто в доме хозяин», то таким поведением он провоцирует ребенка на излишнюю привязанность к маме.

Что делать с детской привязанностью

В зависимости от ситуации есть несколько способов решить эту проблему. Если вы чувствуете, что перегибаете палку с опекой, пусть он по мере возможности познает мир на своем личном опыте. Хвалите его за любое проявление самостоятельности. Надел сам штанишки, шапку, носки – какой ты молодец! Сам съел кашу или суп – замечательно! Убрал самостоятельно игрушки – вот какой растет у мамы помощник!

Если в вашей семье недавно произошла потеря кого-то из близких, то необходимо как можно чаще убеждать ребенка в том, что мама никуда не денется и всегда будет рядом. Постепенно ребенок привыкнет к тому, что мама, уходя, обязательно возвращается. В этом случае категорически не стоит уходить из дома обманом: если мама уходит, не попрощавшись, тайком от ребенка, он еще сильнее пугается, когда обнаруживает, что мама неожиданно для него исчезла.

Папу, или других родственников, которые жестко или равнодушно относятся к детям, нужно убедить в том, что ребенок, все-таки, пока в силу своего возраста еще не в состоянии понять и принять необходимые правила поведения. Поэтому, если ребенок в чем-то и провинился, совсем не обязательно его наказывать, ведь можно просто объяснить его проступок словами.

Я думала, что моя дочь устроит истерику и не захочет идти в сад. Она у меня в 2 года панически боялась чужих людей - до истерик, от одного только взгляда незнакомого человека. Но очень спокойно пошла в садик, через 3 дня осталась на дневной сон, а через неделю и на полный день. Первые месяцы она держалась обособленно, но потом научилась дружить и играть с детьми, перестала так шарахаться от взрослых.

Старайтесь чаще выводить малыша «в свет». Попробуйте найти ему друзей, с которыми ему будет интересно, ходите в гости и приглашайте гостей к себе домой. Пусть ребенок знает, что окружающий мир – это не только мама, папа, бабушки, но и . Запишите ребенка в развивающий центр, таким способом вы достигнете сразу двух целей: вы будете весело и с пользой для развития проводить время вместе с ребенком, а заодно и найдете новых друзей.

Почаще гуляйте вместе с малышом в новых, интересных местах – в соседних дворах, в парке или лесочке. Пусть малыш видит, насколько огромен, интересен и разнообразен окружающий мир.

Если малыш болезненно относится к уходу мамы, то вам необходимо проявить терпение и мудрость. Самое главное – не нужно малыша ругать за его истерики и крики. Пожалейте его – ведь он просто очень боится, что мама уйдет и не вернется.

Лично я приучала своих детей к моему отсутствию постепенно. Например, между делом говорила, что мне надо ненадолго уйти, и выходила из квартиры буквально на пару-тройку минут. Как только дети начинали проявлять беспокойство – тут же заходила назад. Мы обнимались с ними, как будто после долгой разлуки, я хвалила их за стойкость и мужество, рассказывала, как скучала без них, и после этого мы продолжали заниматься своими делами. Через какое-то время я уже могла спокойно , зная, что они не станут рыдать по поводу моего отсутствия. Ну и, конечно, приходя домой, я всегда приносила своим малышам какую-нибудь игрушку или угощение.

Будьте терпеливыми, и ребенок рано или поздно поймет, что не стоит бояться ухода мамы, потому что она всегда возвращается к своему малышу.