Фантазии и страхи 5 летнего ребенка. Страхи у детей: причины зарождения и методы преодоления. Панические страхи у детей


Здравствуйте, читатели и гости моего блога!
Продолжим разговор о детских страхах. Мне очень приятно, что эта тема заинтересовала читателей и я получаю много комментариев к постам. Спасибо! Этот пост получился длинным, очень длинным по моему мнению. Как Вы относитесь к длинным постам? Если говорить о себе, то мне легче воспринимать не очень много информации, а тем более такой серьезной. Мне важно Ваше мнение - какой объем поста легче воспринимать? Буду рада Вашим ответам.
Итак, о страхах детей 5-6 лет. Прежде чем рассказать о том, что детей волнует в этом возрасте важно знать ситуацию развития (в психологии определенный возраст связывают с ситуацией развития - с тем, что происходит с ребенком, что развивается и т.д.).


Напомню, что вопросы детских страхов я раскрываю с использованием книги Евгении Чех Мне страшно. Расскажи мне сказку. Если есть желание, то купите ее - не пожалеете!

У детей на шестом году жизни сохраняется непроизвольность психических процессов, им трудно управлять своим вниманием. Мыслительные процессы развиваются. Теперь ребенок может мыслить о предметах и явлениях, выходящих за пределы реальной ситуации.
Формируется представление об обратимых и необратимых процессах. Например, малыш понимает, что взрослый не может стать ребенком, а ребенок может стать взрослым. Однако на этой стадии ребенок еще не способен разграничить реальность и фантазию.
Основа речи обычно к этому возрасту сформирована. Теперь ребенок способен рассказать о своих переживаниях, открытиях. С помощью речи он может, задав вопрос, получить разрешение своим сомнениям или сделать новый шаг в своем познании мира. Этот возраст и называют возрастом почемучек.
Появляется потребность в общении. Малышу уже недостаточно только мамы и ближайшего окружения. Он ищет контакта со сверстниками.
Замечательная картина получилась. Ваш малыш делает в этом возрасте огромный рывок в своем развитии. Откуда приходят страхи? А страхи являются логическим продолжением роста.
Страх смерти и запретные темы. Мы говорим, что ребенок уже способен размышлять о времени, осмыслять необратимость происходящего. И что же он в связи с этим узнает? Что люди не бессмертны. Что и он, о ужас, когда-нибудь умрет. И что это может произойти огромным количеством способов и в любую минуту. Человек может вдруг заболеть и умереть. Человека может переехать машина, которых несчетное количество повсюду. Человека может убить грабитель или враг, если ведутся военные действия. И прочее, и прочее. Есть от чего запаниковать! Большинство страхов этого возраста связаны со страхом смерти. И это вполне нормально, это часть взросления.
Аню 6 лет привела на консультацию взволнованная мама. «С Аней что-то не то происходит Она меня пугает. Постоянно залает дурацкие вопросы про смерть и потусторонний мир. То спросит, все ли мы умрем и когда. То интересуется, куда попадают люди, когда умирают. Я и так и сяк ее отвлекаю, не выходит. Твердит свои вопросы из этой серии — и все. Это же явно признак психологического неблагополучия!»
Психолиагностика, однако, не показала никакого психологического неблагополучия. И с фактом смерти девочка ни в каком виде не встречалась. Аня же рассказала о своей подружке в детском садике, которая «просветила» ее на тему людской смертности, рая и ала. После того как мама спокойно и не вдаваясь в особые подробности ответила на Анины вопросы, тема смерти Аней больше не полнималась.
Конечно, толчок для исследований на определенную тему всегда есть. Но не будь столь просвещенной подружки, Аня почерпнула бы пищу для размышлений из окружающей действительности или телевизора. Есть темы, на которые мы с удовольствием даем ребенку исчерпывающие объяснения. Есть и другие, которых мы тщательно избегаем. Мы не знаем, как объяснить некоторые вещи, нам неловко, мы боимся неосторожным словом поранить ребенка. Делая вид, что определенных тем не существует, мы ожидаем и от ребенка, что он будет играть по нашим правилам. Среди подобных тем — тема рождения и тема смерти. Некоторые родители доходят до того, что в ответ на детский вопрос отвечают: «Такого слова нет!» или

«Я не знаю!» На что мы надеемся? Что ребенок никогда не получит ответ из других источников? Или забудет? А если ребенок, не получив внятного разъяснения, сам додумает недостающую информацию? Вот уж широкое поле для взращивания страхов. Сами посудите, если мама реагирует со страхом или нервозностью на простой вопрос, значит, это действительно страшно! А с другой стороны, запретный плод... что? Совершенно верно — очень сладок! К нему так и тянет! То есть избеганием мы добиваемся как раз обратного — мы привлекаем внимание ребенка к запретной теме. Так что, если мы хотим помочь ребенку пройти этот непростой этап взросления, придется немного потрудиться.

Для этого можно выполнить следующие упражнения.

Прежде всего нам необходимо понять, какова запретная тема (или темы) в вашей семье?

Часто мы столь преуспеваем в избегании неприятной темы, что и сами перестаем это замечать. Не торопитесь. Вспомните: о чем спрашивал ваш почемучка?

Всегда ли он получал ответы на свои вопросы?

Какие вопросы ребенка остаются без ответа?

Были ли вопросы, которые вас раздражали, были неприятны?

Можете ли вы сказать, почему это происходит:

1. Вы не знаете, как сложные философские вопросы объяснить на доступном ребенку уровне?"

2. Вы сами боитесь даже думать на эту тему?

4. Вы сами не знаете ответа?

5. Нет времени?

6. Другая причина? Какая? Запишите ваши ответы.


Итак, удалось ли вам определить свою запретную тему или темы? Если вы определили, в чем конкретно вы испытываете затруднения при ответах на детские вопросы, мы можем предметно разработать план действий по их преодолению.


1. В случае, если вы просто не знаете, как объяснить сложные вопросы на доступном ребенку уровне, вы можете:

Поинтересоваться, что предлагают специалисты по данному вопросу. Сегодня существует большое число книг для чтения вместе, с детьми или детям по вопросам рождения человека, любви, ревности и т. д. Однако обязательно прочитайте книгу сначала сами, прежде чем предлагать ее ребенку. Может так случиться, что авторская трактовка приведет вас, мягко говоря, в смущение.

Подумать, какое объяснение могло бы вас удовлетворить, будь вы в возрасте вашего ребенка.

Сочинить для вашего малыша сказку, в которой в образной форме рассказывается об интересующих ребенка вопросах.

Применительно к вами обнаруженной запретной теме проведите маленькое исследование книжного рынка, а также предложения библиотеки по

Если вы нашли книгу, которую с удовольствием прочитали бы вместе с вашим малышом, купите ее (или возьмите в библиотеке) и сделайте это. Не забудьте по окончании чтения поговорить с малышом о прочитанном. Что ему понравилось, что нет, что осталось непонятным? Ответьте на возникшие вопросы.

В случае, если подходящей книги найти не удалось, положитесь на собственные воспоминания и воображение. Постарайтесь вспомнить, как вы сами в возрасте вашего малыша пришли к пониманию этой темы, Что вам тогда помогло или помешало? Какое объяснение удовлетворило бы вас тогда? Сформулируйте такое объяснение сначала на бумаге. Если вас что-то не устраивает, внесите изменения. Теперь вы можете ваш ответ передать малышу. Предложите ему задать вопросы, если ему что-то непонятно. Ответьте на его вопросы.

2. Если вы обнаружили, что причина существования запретной для ребенка темы в вашем собственном страхе, придется поработать над собой. Разберемся, а чего, собственно, конкретно вы боитесь и почему. Возможно, вам придется мысленно вернуться в ваше детство. Обычно тогда мы получаем основные инструкции, которым следуем затем всю жизнь, не отдавая себе отчета. Действительно, научившись, например, читать, мы больше не задумываемся, какая это буква, просто автоматически читаем. Так и с информацией о законах мироздания: когда-то получили сигнал, что это делать нельзя, и следуем ему автоматически.


3. Вы боитесь, что, если ребенок узнает правду, это может его травмировать?

Правду ребенок узнает в любом случае. Вопрос только - от кого и в каком виде. Кроме того, отказываясь поговорить с ребенком на запретную тему, вы упускаете еще и возможность показать ему, что он может в любом вопросе на вас положиться. Если позже вы обнаружите, что малыш что-то от вас утаивает, не стоит удивляться.

Не лучше ли набраться мужества и самим ответить ребенку на интересующие его вопросы в той форме, которая устроит и ребенка, и вас? Если вы не уверены, посоветуйтесь с другом. Часто со стороны виднее. И конечно, консультация специалиста была бы еще лучшим подспорьем.

4. Вы сами не знаете ответа? Ну что ж, тогда детский вопрос - хороший повод заполнить пробелы в образовании. Это не говоря уже о том. что вы, как минимум, заботитесь о сохранении близких отношений с ребенком.

5. Ну и последняя в списке, но не по частоте встречаемости, причина - нет времени. Вы не одиноки. Практически каждый папа и каждая мама загружены до предела решением ежедневных бытовых, финансовых, производственных проблем. И для каждого родителя важно благополучие его малыша. Я не устаю призывать: не забывайте, пожалуйста, что благополучие малыша заключается не только в отсутствии чувства голода и холода. Не менее важно, что происходит в душе маленького человека. А это вы можете проследить по настроению ребенка и по вопросам, которые он задает. Тем более что много вашего времени и не потребуется. Самый подробный ответ не займет у вас больше пяти минут. Думаю, безмятежная улыбка вашего малыша того стоит.

6. Если вы обнаружили другие причины возникновения запретных тем в вашем общении с ребенком, попробуйте по аналогии с рассмотренными вопросами найти решение самостоятельно. Ваши усилия будут возна-

. граждены.

Страх насмешек, изоляции, одиночества. В возрасте 5-6 лет возникает еще одна, особая группа страхов. Это страх, что над тобой будут смеяться сверстники или не примут в свою группу, не признают своим. Особенность этой группы страхов в том, что это не абстрактные страхи, как страх темноты, например. Это страх конкретной ситуации, могущей произойти со мной при общении с другими людьми. Он говорит о вступлении ребенка в новый этап развития. У малыша возникает потребность общения со сверстниками. А вместе с потребностью возникает страх быть не способным ее удовлетворить — быть не принятым, оказаться в одиночестве. Конечно, каждый из нас, чего-то очень желая, но не имея опыта, сомневается в своих силах, тревожится. А вдруг не получится? А вдруг я хуже других? А вдруг они не захотят со мной водиться? А вдруг я всю жизнь буду один? Масла в огонь может подлить неосторожное слово взрослого, сказанное сгоряча, в результате чего опасения ребенка подтверждаются и закрепляются. И это уже не просто опасения, а устойчивый страх — страх насмешек, изоляции, одиночества.

Пример из практики Евгении Чех. Андрюше 5 лет. Он еще никогда не ходил в детский садик. Но очень хочет. Точнее, хотел. Потому что, как только он узнал, что появилась такая возможность и он со следующей недели может- посещать детский сад, наотрез отказывается туда идти. Родители в смятении. Пытались выяснить причину. Мама рассказывает: «Я Андрюше объяснила, что, если окажется, что воспитательнциа будет плохая, или что ему там не понравится, или спать в садике не захочет, или дети будут его обижать, мы его сразу же заберем домой. Ни в какую!»

Во-первых, обратите внимание, интересно мама уговаривает пойти в детский сад. Если эта место, где могут оказаться плохие воспитатели, где заставляют спать (а скорее всего, и еще что-нибудь заставляют), где может не понравиться и где дети могут тебя обижать, возникает вполне законный вопрос: зачем туда вообще идти? Это к вопросу о том, как мы сами внушаем нашим детям страхи.

Во-вторых, незадолго до рассматриваемых событий Андрюша с родителями ходил в гости, где собралась целая компания детей, примерно того же возраста, что и Андрюша. К сожалению, вечер был испорчен, так как вскоре Андрюша со слезами на глазах требовал, чтобы они ушли домой, потому что дети отказались принять его в свою игру. После того как все уговоры оказались безрезультатны, пришлось уйти. И мама в сердцах сказала: «Так ты никогда не научишься играть с детьми!» Приговор вынесен и был благополучно забыт. Но не Андрюшей.

Потребовалась определенная психотерапевтическая работа, прежде чем Андрюша поверил в свои силы устанавливать контакты с людьми. Вполне естественно, что Андрюша, не имея опыта взаимодействия с детским коллективом, опасался, удастся ли. На эти сомнения наложилась неудача на праздновании дня рождения. В этой ситуации следовало еще в гостях разобраться и разрешить конфликт. Но мамин вывод закрепил мнение самого мальчика о себе и своих способностях. Если уж мама так считает, нечего и пытаться.

Вот такой возраст — интересный и очень ответственный.


Спасибо, что дочитали этот длинный пост до конца! Надеюсь в своих комментариях Вы поделитесь своими примерами страхов детей 5-6 лет и своими личными страхами в этом возрасте.

Страхи у детей от 5 до 7 лет

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачем люди живут?».

В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же вре¬мя целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. До 5-летне¬го возраста мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки — выйти замуж за отца. С 5 до 8 лет «женятся» или «выходят замуж» уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых. В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутвержде¬ния и адекватной самооценки.

У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согла¬сия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями соци¬альных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. В большей степени под¬вержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний значимых для них авторитетных лиц.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчи¬вые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будуще¬го: «А вдруг я не буду красивой?», «А вдруг меня никто не возьмет замуж?», в 7-летнем - наблюдается мнительность: «А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?»

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жиз¬нерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Следует избегать наказаний за неприличные слова, тер¬пеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предо¬ставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей. Тревожные ожидания детей рассеива¬ются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее - не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомле¬ние и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Как уже говорилось, исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола, которого по-прежнему любят. Подобным образом устанавливается модель семейных взаимоотношений. За¬метим, что эмоционально теплые отношения с обоими ро¬дителями возможны только при отсутствии конфликта меж¬ду взрослыми, поскольку в этом возрасте дети очень чувствительны к отношениям в семье (как, впрочем, и к отно¬шению других значимых для них людей).

Авторитет родителя того же пола уменьшается из-за эмоционально неприемлемого для ребенка поведения и неспособности стабилизировать обстановку в семье. Тогда в воображаемой игре «Семья» дети, особенно девочки, реже выбирают роль родителя того же пола, нет стремления все делать как «папа» или «мама». Они пытаются быть только собой или выбирать роль родителя другого пола, что в обо¬их случаях нетипично в старшем дошкольном возрасте.

Если в силу разных причин в детстве имеют место проблемы, трения, конфлик¬ты во взаимоотношениях с родителем того же пола, то это способствует появ¬лению проблем, трений, конфликтов в во¬спитании собственных детей. Так, если девочка испытывала в детстве авторитарное влияние матери, то, став сама матерью, будет в чем-то подчеркнуто строга и принци¬пиальна с ребенком, что вызовет у него реакцию протеста или невротические расстройства. Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влия¬ния, может не стать Отцом Сына и передать ему свой аде¬кватный опыт полоролевого поведения и защиты от повсе¬дневных опасностей и страхов. К тому же развод родителей детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бес¬силия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, по заполняющей сознание опасности.

Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. «Он дых¬нет - и все», - так он объяснял свой страх. Под словом «все» он подразумевал смерть. Никто не знает, когда мо¬жет прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению. Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологи¬ческой защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца. У мальчика нет защитника, кото¬рый мог бы убить Змея Горыныча и с которого он мог бы брать пример, как со сказочного Ильи Муромца. Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся «всего на свете», был беспомощным и одновременно заявлял: «Я - как мужчина». Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, кото¬рая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына. Невозмож¬ность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери - это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Еще одна история про мальчика 7 лет, который никак не мог нарисовать семью, несмотря на просьбу ее изобра¬зить. Он рисовал отдельно или себя, или отца, не пони¬мая, что на рисунке должны быть и мать, и старшая се¬стра. Не мог он также выбрать в игре и роль отца или матери и стать в ней самим собой. Невозможность иден¬тификации с отцом и его низкий авторитет были вызваны тем, что отец постоянно приходил домой навеселе и сразу укладывался спать. Он относился к мужчинам, «живущим за шкафом», - незаметным, тихим, отключенным от про¬блем семьи и не участвующим в воспитании детей. Маль¬чик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца де¬лала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрез¬мерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности. Не¬удивительно, что скоро он стал «вредным», в представле¬нии матери, поскольку пытался как-то проявить себя, а ей это напоминало прежнюю активность его отца. Имен¬но это и пугало мать, не терпящую никаких несогласий, стремящуюся навязать свою волю и подчинить себе всех. Она, как Снежная Королева, сидела на троне из принци¬пов, повелевающая, указывающая, эмоционально недоступ¬ная и холодная, не понимающая духовных запросов сына и обращающаяся с ним, как со слугой. Муж и пить начал и свое время в знак протеста, защищаясь от жены «алко¬гольным небытием». В беседе с мальчиком обнаружились не только воз¬растные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны мате¬ри, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наи¬более выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У пего нет друга и защитника в семье, он - эмоциональная сирота при живых родителях.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жес¬токость отца в отношениях с детьми, физические наказа¬ния, игнорирование духовных запросов и чувства собст¬венного достоинства.

Как мы видели, вынужденная или сознательная под¬мена мужской роли в семье властной по характеру мате¬рью не только не способствует развитию у мальчиков уве¬ренности в себе, но и приводит к появлению несамостоя¬тельности, зависимости, беспомощности, являющихся пи¬тательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению. Если такой мальчик, вырастая, вступает в брак и становится отцом, то нередко он не испытывает отцовских чувств к сыну, не понимает его мальчишеских потребностей, не участвует активно в жизни семьи (подобно тому, как вел себя отец в свое время) и нередко передает свои неизжитые опасения ребенку. При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боя¬щимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревож¬ность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощу¬щению своей никчемности, неопределенности чувств, же¬ланий.

В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смер¬ти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непо¬правимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне: «Я гуляла в зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на, меня и съел» (отражение связанных со страхом смерти страхов нападе¬ния и животных у девочки 5 лет), «Меня проглотил кроко¬дил» (мальчик 6 лет). Символом смерти является вездесу¬щая Баба Яга, которая во сне гоняется за детьми, ловит их и бросает в печку (в чем и преломляется связанный со страхом смерти страх огня).

"Нередко во сне детям этого возраста может приви¬деться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте. Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это ука¬зывает на наибольшую насыщенность старшего дошколь¬ного возраста страхами.

В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям: «Я поднимаюсь по лестнице, спотыкаюсь, начинаю падать со ступенек и никак не могу остановиться, а бабушка как назло вынимает газеты и ни¬чего не может сделать», - говорит девочка 7 лет, отданная на попечение беспокойной и больной бабушке. Мальчик 6 лет, имеющий строгого отца, который готовит его к шко¬ле, рассказал нам свой сон: «Иду я по улице и вижу, как навстречу мне идет Кощей Бессмертный, он отводит меня в школу и задает задачу: „Сколько будет 2+2?" Ну, я, конечно, сразу проснулся и спросил маму, сколько будет 2+2, снова заснул и ответил Кощею, что будет 4». Страх оши¬биться преследует ребенка даже во сне, и он ищет под¬держки у матери.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этане знаменует смерть, неиз¬бежность которой вызывает беспокойство как эмоциональ¬ное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть - это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если ро¬дители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Коли ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), забо¬левания и смерти родителей (более старший возраст), жут¬ких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны. Послед¬ние 6 страхов наиболее типичны именно для старшего до¬школьного возраста. Они, как и ранее перечисленные, име¬ют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или кос¬венном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, может обернуться непо¬правимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным угрозам для жизни. Это и оп¬равдывает данное нами определение страха как аффективно заостренного инстинкта самосохранения.

При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. Так, девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться. Глав¬ным же было то, что она панически боялась умереть во сне, как хомячок, поэтому не могла заснуть одна, испыты¬вая от волнения спазмы в горле, приступы удушья и частые позывы в туалет. Вспомнив, как мать однажды сказала в сердцах: «Лучше бы мне умереть», девочка стала бояться и за ее жизнь, в результате чего мать была вынуждена спать вместе с дочерью.

Как мы видим, случай с хомячком пришелся, как раз на возрастной максимум страха смерти, актуализировал его и привел к непомерному разрастанию в воображении впе¬чатлительной девочки.

Иногда страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными во¬просами-сомнениями вроде: «А мы не опоздаем?», «А мы успеем?», «А ты придешь?» Непереносимость ожидания проявляется в том, что, ребенок «эмоционально перегора¬ет» до наступления какого-то определенного, заранее на¬меченного события, например прихода гостей, посещения кино и т. д. Чаще всего навязчивый страх опоздания при¬сущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональнос¬тью и непосредственностью. Их много опекают, контроли¬руют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери пред¬почли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своево¬лию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетер¬пимостью и непримиримостью. Обоим родителям свойст¬венны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимос¬тью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу - «все или ничего». Как и отцы, мальчики не укорены в себе и боятся не оправдать внушенных завышен¬ных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой маль¬чишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего. Навязчивый страх опоздать - это симптом фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает Невротической формой выражения страха смерти яв¬ляется навязчивый страх заражения. Обычно это внушен¬ный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодат¬ную почву повышенной возрастной чувствительности к стра¬хам смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов.

Вот что произошло с девочкой 6 лет, живущей с мни¬тельной бабушкой. Однажды она прочитала (уже умела читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясенная столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его неоднократные «нарушения». Боялась оставлять пищу, ей казалось, что на ее поверхности находятся какие-то точки, и пр. Охваченная страхом заразиться и от этого умереть, без конца мыла руки, отказывалась, несмотря на жажду и голод, пить и есть в гостях. Появились напряженность, ско¬ванность и «уверенность наоборот» - навязчивые мысли о предстоящей смерти от случайного употребления заражен¬ной пищи. Причем угроза смерти воспринималась букваль¬но, как нечто вероятное, как кара, наказание за нарушение запрета. Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенным со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности, подкрепленной беспокойной и во всем опекающей бабушкой.

Если не брать таких клинических случаев, то страх смерти, как уже отмечалось, не звучит, а растворяется в обычных для данного возраста страхах. Тем не менее луч¬ше не подвергать психику эмоционально чувствительных, впечатлительных, нервно и соматически ослабленных де¬тей дополнительным испытаниям вроде операции по уда¬лению аденоидов (есть консервативные способы лечения), болезненных медицинских манипуляций без особой необ¬ходимости, отрыва от родителей и помещения на несколь¬ко месяцев в «оздоровительный» санаторий и т. п. Но это не означает изоляции детей дома, создания для них искус¬ственной среды, устраняющей любые трудности и нивели¬рующей собственный опыт неудач и достижений.

Светлана Сушинских
Психолог

По материалам книг А.И. Захарова «Что снится нашим детям», «Детские неврозы»

Страх считается естественным состоянием человека - защитной реакцией здорового организма на определенные раздражители. По сути страхи уберегают от опасности и многих рисков. А, значит, в какой-то мере они полезны. Но, если взрослые научились за долгие годы контролировать свои страхи и взаимодействовать с ними, то дети - не защищены знаниями от неизвестных и пугающих вещей. Поэтому грамотным родителям важно научиться своевременно различать моменты, когда естественная реакция организма грозит перерасти в навязчивость или даже фобию.

Виды страхов у детей 4-6 лет

Условно детские страхи можно разделить на два вида: реальные и фантазийные .

Реальные страхи

К реальным можно отнести те, которые имеют под собой вполне объяснимую причину:

Эти страхи типичны как для малышей в возрасте двух-трех лет, так и для четырех-шести - они сопровождают несколько возрастных периодов.

Фантазийные страхи

В три-четыре года у ребенка происходит активное развитие абстрактного мышления, что становится причиной появления еще одного вида страхов: фантазийных. Эта группа порождается воображением детей. К ней можно отнести:

Причины реальных страхов и как на них реагировать

Давайте более подробно рассмотрим основные детские страхи у детей от 4 до 6 лет и попробуем разобраться, что при этом нужно делать взрослым. При условии грамотного подхода и адекватной поддержки со стороны родителей, при отсутствии конфликтов в семье, детский испуг преодолевается довольно быстро.

1. Боязнь животных и насекомых

Для некоторых детей актуален страх насекомых или животных.

Что делать?

В таких случаях рекомендуется сменить эмоциональное состояние малыша - с пугающего на заинтересованное. Например, выйти вместе с ним в поле, найти там паучка, посадить его на свою ладошку. После этого следует объяснить малышу, что паук полностью открыт перед вами, ничего не замышляет и, наоборот, является более уязвимым, чем люди.

Рассказывая интересные истории о животных и насекомых, которых кроха боится, можно вызвать любопытство с его стороны. Чем больше малыш будет знать о предмете своей боязни, тем быстрее избавится от страха.

В случае с собакой тоже нужно создать благожелательный фон вокруг животного. Никогда не кричите на ребенка и не запугивайте тем, что собака может укусить или чем-то заразить. Объясните малышу, что гладить собаку без разрешения хозяина нельзя и первые контакты с животным лучше налаживать на расстоянии, чтобы не спугнуть.

Полистайте книги и энциклопедии о животных, посетите выставки, продемонстрируйте способы безопасного взаимодействия с насекомыми и животными на собственном примере.

2. Боязнь белых халатов

Это опасение тесно связано со страхом боли. Укол, сделанный человеком в медицинском колпаке и белом халате, или осмотр неприятными инструментами надолго оставляют у ребенка ассоциацию с неприятными ощущениями. Дети начинают панически бояться врачей и этот страх намного сильнее и опаснее самой боли, вызываемой процедурой.

Что делать?

Чтобы снизить боязнь людей в белых халатах, за несколько дней до похода в поликлинику расскажите малышу о работе врача. Поиграйте с ним в доктора, используя максимум специальных врачебных инструментов: послушайте его, осмотрите ротовую полость, проделайте другие возможные манипуляции. Обязательно поменяйтесь с ним ролями.

Общаясь с врачом и медсестрой из процедурного кабинета, будьте обходительны и вежливы, следите за своими эмоциями: доброжелательно улыбайтесь, ведите себя непринужденно - ребенок должен видеть ваше спокойствие и уверенность в том, что ему ничего не грозит.

Если вы посетили стоматолога либо прививочный кабинет, не забудьте похвалить малыша за его терпение и смелость, даже если его состояние было противоположным. Выйдя из поликлиники, постарайтесь сразу же переключить внимание крохи на другие объекты: расскажите ему интересную историю, сказку.

3. Страх громких звуков

Один из врожденных страхов человека - боязнь резких звуков. Природа устроена так, что громкий звук является символом опасности. Кроме того, громкие звуки способствуют перенапряжению мозговых клеток и приводят к расстройству в работе некоторых органов. Поэтому инстинкт самосохранения заставляет ребенка вздрагивать при резких окриках, грохоте, либо скрежете машин.

Что делать?

Если малыш вдруг расплакался от грома или другого резкого шума, следует стать с ним рядом, обнять его и дать понять, что вы его можете защитить, рядом с вами он находится в безопасности. Не смеяться над ним, не стыдить, иначе он начнет скрывать от вас свой испуг, но справиться самостоятельно с ним вряд ли сможет.

Лучше всего начать игры с различными звуками: от тихих - к громким. Для занятий подойдут металлофон, звонкие металлические ложки. Сходите вместе на шумный детский праздник или веселый аттракцион, где все визжат, кричат и прыгают. Радостный шум постепенно приучит малыша к громким звукам.

4. Боязнь чужих людей

Страх перед посторонними людьми возникает еще в младенчестве и имеет вполне очевидные корни. Формируется он на физиологическом уровне - малыш подсознательно начинает чувствовать опасность в незнакомце. При этом он замыкается, опускает голову и прячется за родного человека.

При правильном поведении родителей боязнь обычно проходит к трем-четырем годам. Но, если социализация в этом возрасте так и не начата, стоит проблеме уделить отдельное внимание. Иначе ситуация грозит понизить самооценку ребенка, негативно отразится на дальнейшем общении со сверстниками.

Что делать?

Так как страх в данном случае идет в ногу с застенчивостью, родителям нужно самим предпринимать первые шаги. Например, подойти вместе с малышом на детской площадке к детям, которые уже общаются между собой. Заговорить с ними, познакомить со своим ребенком. Чаще следует посещать детские центры, развивающие занятия, ходить в гости к друзьям, у которых есть дети такого же возраста.

Если малыш боится оставаться наедине с другим взрослым, например, с няней, нужно взять для знакомства чуть больше времени. Чтобы ребенок привык к постороннему, необходимо некоторое время провести втроем. Как только кроха начнет доверять новому человеку, первым к нему обращаться, можно смело оставлять их наедине.

5. Боязнь одиночества

Страх надолго оставаться без мамы считается распространенной боязнью у малышей. Ни в коем случае его нельзя принимать за избалованность или необоснованные капризы. Боязнь потерять маму вполне естественна и требует деликатного подхода.

Что делать?

Всегда объясняйте ребенку, когда вы вернетесь. Например: - «После того, как ты поспишь и съешь полдник». Такие согласования рекомендуется сделать регулярными. При этом следует не только доброжелательно договариваться с малышом, но и своевременно выполнять свои обещания.

6. Страх темноты и ночных кошмаров

Один из важных детских страхов - боязнь темноты. Фантазия малыша развивается бурно, подсовывая ему чудовищ, страшных персонажей из мультфильмов, сказок, книг, забравшихся в шкаф или под кровать.

Что делать?

Главным условием для борьбы с боязнью темноты и вымышленных персонажей является спокойная психологическая атмосфера в доме. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за страх или бросать равнодушные фразы, вроде такой: «Там нет ничего страшного».

Убедите малыша в том, что он находится в полной безопасности. Для этого оставляйте дверь в его комнату открытой, купите забавный детский ночник.

Предложите нарисовать или вылепить того, кого он боится, затем придайте герою комический вид и вместе посмейтесь над ним.

Придумайте интересную сказку со страшным персонажем из детского воображения, закончив ее позитивно. Ваш герой должен постепенно превратиться в хорошего друга и помощника.

Возьмите за правило перед сном спокойно беседовать с ребенком в его комнате, читайте книги, слушайте вместе спокойную музыку. Уместны телесные контакты, нежные слова.

7. Клаустрофобия

Со страхом темноты перекликается боязнь замкнутого пространства. Малыш может не озвучивать проблему и родители замечают ее сами, закрывая вечером дверь в его комнату, либо застряв с ним в лифте. Частые проявления клаустрофобии сопровождаются приступами паники, головокружениями. Дети могут среди ночи прибежать к родителям и начать плакать.

Эта навязчивая боязнь возникает чаще у единственного ребенка в семье, имеющего ограничения в общении со сверстниками. Особенно страдают ею дети, получающие чрезмерную порцию ласки и любви.

Что делать?

Прежде всего, ребенка в такой ситуации следует успокоить и научить ровному дыханию. Ругать за немотивированный на ваш взгляд страх, категорически запрещается. Нельзя идти от противного и закрывать его в комнате.

Результативными бывают игры, направленные на преодоление скованности, возникающей в замкнутом пространстве. Например, специалист в области детской психики А. И. Захаров предлагает психологическую игру «Проникновение и выход из круга».

Суть игры заключается в том, что взрослые и дети становятся в круг, сцепляют руки и зажмуривают глаза. При этом вслух заявляют, что в их круг никто не сможет проникнуть - они тщательно его охраняют и никаким смельчакам там нет места. Уже сама эта фраза подсознательно подстрекает ребенка попасть в круг. Игроки ходят снаружи круга и стараются незаметно проскользнуть под одной из пар рук. Проскочивший в середину, громко хлопает в ладоши и все удивленно открывают глаза. Вторая часть игры предусматривает такой же выход из круга.

8. Страх наказания

Даже самое безобидное наказание ребенка может привести к неожиданным последствиям. Благодаря мероприятиям по закрыванию расшалившегося малыша в темной комнате, чулане или в другом месте, имеющем мало света, у него могут развиться сразу несколько страхов: боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества, появление кошмаров во сне.

Кроме того, такие наказания обрывают психологическую связь малыша со взрослыми, он чувствует отчуждение родителей, которое в дальнейшем может привести к возникновению проблем в браке уже у взрослого человека.

Что делать?

Стоит вспомнить, что любая оплошность ребенка - это, прежде всего, именно родительское упущение в воспитании. А, значит, и наказывать нужно себя, а не его. Любое порицание всегда должно быть высказано в форме любви к малышу. Иначе, он начнет ассоциировать злую маму с Бабой Ягой из сказки, а отца - со Змеем Горынычем, что породит, кроме обозначенных выше страхов, еще и фантазийные. Подробнее об этом виде боязни можно почитать в статье «Страх сказочных героев и вымышленных персонажей».

Причины фантазийных страхов и как на них реагировать

Просыпаясь после хорошего сна, взрослые могут пребывать какое-то время в сладостной эйфории, не отделяя сновидение от яви. В такой момент им легко понять деток 4-6 лет, которые находятся под воздействием собственного богатого воображения практически весь день. Компьютерные игры, сказки, мультфильмы населяют мир малышей вымышленными персонажами, а иногда - даже целыми корпорациями монстров.

1. Боязнь вымышленных персонажей

Особо впечатлительный ребенок во время просмотра детской передачи, мультфильма или после прочтения страшной сказки может испугаться злого героя и «оживить» его в своем воображении в любое время суток.

Большую роль в этом играют родители, которые с усиленной артистичностью передают образы волка, мифического Бабая или Бабы-Яги. Некоторые взрослые заходят еще дальше - пугают малыша тем, что существует некоторое зло, способное забрать непослушного ребенка от родителей даже без их ведома.

Что делать?

Боязнь вымышленных героев тесно переплетается со страхом наказания. Поэтому, прежде всего, нужно полностью исключить манипуляцию страшными героями в собственных интересах, когда хотите добиться от крохи безупречного поведения. Такие запугивания могут сделать его психику неустойчивой надолго и в далеком будущем есть риск столкнуться с настоящими неврозами.

Лучше всего придумать сказку, в которой страшный главный герой становится добрым и начинает всем помогать.

Уместна арт-терапия. То есть, зло можно нарисовать максимально смешным и сделать его уязвимым перед малышом. Например, волка нарядить пожарным и отправить спасать людей, а Бабу-Ягу представить комичной и добродушной старушкой.

Как только ребенок озвучит свой страх, поговорит о нем со взрослым, в большинстве случаев боязнь почти сразу же отступает. Поэтому так важно просто побеседовать с малышом в спокойной обстановке и убедить его в полной безопасности.

2. Страх ночных кошмаров

Самыми уязвимыми дети становятся ночью, когда рядом никого из взрослых нет. Боязнь ночных кошмаров - один из самых распространенных страхов у малышей 4-6 лет. К сожалению, он приходит не один, а в комплекте с боязнью темноты, одиночества и замкнутого пространства.

Что делать?

Волнение перед страшным сном опасно уже само по себе. В таких случаях родителям следует помнить о ночнике, приоткрытой двери и спокойных беседах перед укладыванием малыша в постель.

Уместно придумать волшебные слова, которые будут играть роль защиты, разрешить взять любимую игрушку.

Нежные прикосновения мамы, расслабляющий массаж, поцелуй перед сном - лучшие способы убедить малыша в том, что он любим, а значит - защищен.

Что важно учитывать в борьбе со страхами

  1. Любовь, теплота, искреннее участие родителей в решении проблем со страхами в половине случаев устраняют испуг на корню.
  2. Нельзя ругать и идти от противного - заставляя малыша преодолеть страх насильно. Поможет только мягкое объяснение и поощрение ситуаций, где у малыша получается справиться с испугом по личной инициативе.
  3. Не следует ждать быстрого эффекта. Борьба с боязнью - это кропотливый процесс, требующий большой моральной отдачи от родителей.
  4. Если у вас что-то не получается и страх малыша перерастает в фобию, обязательно обратитесь к специалисту.

А лучше всего: создайте дома безопасную атмосферу. Ребенок должен видеть всегда уверенного отца и нежную заботливую маму. Тогда и страхам в его жизни места хватит ненадолго.

Видео

Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами? Воспитание детей. Мамина школа

Жизнь пятилетнего ребенка наполнена событиями и эмоциями. Сильные впечатления могут вызвать тревогу и испуг. Чтобы помочь малышу справиться с неприятными переживаниями, нужна помощь родителей. Правильные действия взрослых вернут крохе спокойствие.

Такие разные детские страхи

Большинство детских страхов - проявление возрастных особенностей. В старшем дошкольном возрасте число фобий увеличивается. Причем у девочек спектр страхов шире.

Психологической нормой для мальчиков 5 лет являются такие страхи:

  • заразиться и заболеть;
  • мамы и папы;
  • Бабы-Яги, Бармалея, Кощея Бессмертного;
  • перед сном;
  • транспорта;
  • высоты;
  • войны;
  • уколов.

Перечень основных страхов девочек 5-летнего возраста длиннее:

  • заразиться и заболеть;
  • мамы и папы;
  • перед сном;
  • страшных снов;
  • животных (пауков, змей, волков);
  • транспорта;
  • природных катаклизмов;
  • тесных помещений;
  • воды;
  • больших помещений, улиц;
  • боли.

Если у ребенка фобии, не свойственные его возрасту и полу, это может быть проявлением детского невроза страха. В таком случае полезно проконсультироваться с детским психологом. Но чаще ситуацию может исправить грамотное поведение родителей.

Внушенные и ситуативные страхи

Многие страхи появляются после психотравмирующих ситуаций (испуг, боль, медицинские процедуры, конфликты в семье). Иногда появление фобий определено личностными особенностями малыша (фантазирование).
Нередко источником страха становятся взрослые. Например, родители и воспитатели внушают чувство опасности, пытаясь предостеречь кроху. Но малыша не защищают, а пугают фразы: «Не трогай - обожжешься!», «Не открывай дверь - там чужой!». Вредны и высказывания о слабости ребенка, о смерти, несчастьях, пожарах. Так закрепляются внушенные страхи.

Факторы риска

Предпосылки проявления боязливости у ребенка:

  • чрезмерная требовательность или тревожность мамы;
  • отсутствие других детей в семье;
  • запрет на шумные игры;
  • семейные конфликты;
  • родители старше 35 лет (больше опеки);
  • свойства нервной системы ребенка.

Страшные сны

Кроме дневных страхов психологи обращают внимание на существование ночных кошмаров. Это страшные сны, которые могут повторяться. Детям снятся чудовища, жуткие события. Обычно ночные кошмары появляются на фоне дневных страхов. Такие дети просят оставить на ночь свет, стремятся быть поближе к родителям, вскрикивают и беспокойно двигаются во сне.


Уберечь ребенка от подобных неприятных переживаний можно. Для этого нужно не допускать перед сном таких событий:

  • ссоры родителей;
  • наказания, угрозы;
  • компьютерные и подвижные игры, TV;
  • отказ почитать перед сном, обнять или поцеловать ребенка.

Родительская поддержка детей 5 лет

Если страх проявляется слабо и редко, лучше отвлечь ребенка интересной игрой. Чем больше интересов, тем меньше переживаний.

Мудрые действия взрослых могут избавить ребенка от страхов. Например:

  • постараться понять причину тревоги;
  • внушить ребенку веру в то, что страхи исчезнут;
  • чаще говорить ребенку: «Я с тобой»;
  • обеспечить общение малыша с детьми (выброс эмоций);
  • активно играть дома;
  • бывать на природе;
  • предлагать малышу рисовать (или лепить) страхи и уничтожать их (или изображать в комичном виде);
  • поощрять достижения ребенка;
  • добиваться положительных эмоций.

Никогда не стоит запугивать ребенка. Пятилетний малыш может воспринять угрозы серьезно, и страх сохранится надолго.

Лучшая тактика по отношению к страхам - не беспокоиться, не впадать в панику, не драматизировать ситуацию. И тогда страхи исчезнут навсегда.