Домашние обязанности детей в семье. Какие обязанности могут быть у детей в семье. Самостоятельность в обмен на время

Разделение обязанностей

В современном изменяющемся обществе дети должны стать «партнерами» для родителей и учителей. В выполнении этой нелегкой задачи может помочь многое: взаимное уважение; согласование взглядов; принятие решений сообща; совместная договоренность в целях, правилах или ограничениях; предоставление определенных прав и привилегий.

Принятие на себя обязанностей может возвысить человека как в собственных глазах, так и в восприятии других людей. По мере того как ребенок начинает понимать преимущество сотрудничества, он начинает воспринимать себя как человека, способного оказать помощь другим людям. Лучше всего, когда развитие этой стороны личности ребенка происходит эволюционным путем, т.е. когда ребенок становится полезным и нужным в раннем возрасте и от него ожидают, что со временем он станет еще более самостоятельным и независимым.

Основываясь на собственном опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать множество самых разных заданий, выполняя которые ребенок будет вносить свой посильный вклад в общее дело. Родители и учителя, которые понимают, что ребенка надо привлечь к выполнению каких-то обязанностей, иногда пребывают в растерянности, не зная, что им делать и чего следует ожидать. Цель статьи - помочь им справиться с этой задачей.

Приучать ребенка к выполнению обязанностей надопостепенно. Вначале установите доверительные отношения, затем в ходе дружеской беседы взрослый и ребенок могут сообща определить то занятие, которое станет вкладом ребенка в общесемейное дело.

При распределении обязанностей взрослому следует помнить о следующих принципах.

У детей должны быть не только обязанности, но и права. Если эти права сознательно или под воздействием сиюминутного настроения нарушается взрослым, то у ребенка это может вызвать чувство подавленности и мстительности, и он будет сопротивляться любым усилиям привлечь его к сотрудничеству.

Следует проинструктировать детей обо всех видах работ, которые надо выполнить. После того как с помощью взрослых они выберут какую-то работу, нужно установить критерии ее качества и по ним уже оценивать выполненную работу вместе с детьми. Дайте ребенку возможность выбрать ту работу, которую ему хотелось бы делать. (Альтернатива «ничего не делать» не рассматривается). После этого он должен следовать своему выбору или наступает логическое последствие отказа. Заранее обсудите последствия, наступающие при невыполнении поручения.

Установите соответствующие сроки выполнения задания. У ребенка будет больше желания справиться с заданием, если он будет участвовать в принятии этих сроков.

Меняйте поручения. Выполнение одного и того же задания может очень легко наскучить ребенку. Детям нравится делать новую или необычную работу.

Опирайтесь на здравый смысл при выборе количества дел, поручаемых ребенку. Если он посчитает, что его используют, то может начать «сидячую забастовку».

Помните, что вы являетесь образцом для вашего ребенка. Не ждите от него аккуратности и порядка, если сами не способны их поддерживать.

Проверьте ваши критерии. Возможно, вы стремитесь к совершенству при уходе за вашим домом или классной комнатой, или испытываете дискомфорт при малейшем отклонении от заведенного порядка, или вы слишком озабочены тем, что могут подумать другие люди.

Научитесь воспринимать дом или классную комнату просто как место для работы и общения членов семьи или класса, а не как отражение вашей персональной значимости. Никогда, за исключением крайних случаев, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки. Очистить свое место за столом.

Простые гигиенические процедуры: почистить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, причесаться.

Самому раздеться, с некоторой помощью одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки. Убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками (с некоторой помощью).

Помочь убрать бакалейные товары.

Под тщательным наблюдением помогать с покупками бакалейных товаров.

По расписанию кормить домашних животных. Помогать прибирать в саду и во дворе.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или загружать посудомоечную машину (с некоторой помощью). Протирать пыль с мебели. Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья и т.п.)

Помогать накладывать еду в тарелки на семейных обедах.

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на кекс, залить сверху мороженое джемом и т.п.)

Делиться с друзьями игрушками (практика вежливости).

Доставать из почтового ящика почту.

Сообщать родителям, когда выходит из дома поиграть, где будет находиться.

Играть в доме без постоянного наблюдения взрослых и без постоянного с их стороны внимания.

Развешивать носки, носовые платки на невысоко подвешенной бельевой веревке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол. Нарвать салата-латука.

Добавлять, согласно рецепту, некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать постель и убирать комнату.

Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванную.

Чистить зеркала, если они низко расположены.

Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую - цветное.

Складывать чистое белье и убирать его.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать по уходу за двором.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений. Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним. Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (1-й класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или одежду, соответствующую конкретному случаю.

Пылесосить коврики.

Поливать цветы и растения.

Чистить овощи.

Готовить простую в приготовлении пищу (хот-доги, вареные яйца, тосты).

Собирать свой школьный завтрак.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для камина, костра.

Собирать граблями листья и полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Завязывать шнурки на своей обуви.

Нести ответственность за свои мелкие раны.

Помогать чистить салон автомобиля.

Приводить в порядок или чистить ящик для столовых приборов.

Накрывать (сервировать) стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (2-й класс)

Смазывать велосипед и ухаживать за ним. Запирать его в соответствующем месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Мыть внутренний двор.

Быть на посылках у родителей.

Поливать лужайку.

Следить за велосипедом и иными игрушками или снаряжением, находящимся во дворе.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминания вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым, учтивым и уважительным с другими.

Самостоятельно носить в школу деньги на завтрак.

Оставлять после себя ванную в надлежащем виде, вешать чистые полотенца.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (3-й класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы. Мыть или натирать пол.

Помогать переставлять мебель, помогать планировать расстановку мебели. Самостоятельно наполнять себе ванну. Помогать другим (если они попросят) в работе. Наводить порядок в своих шкафах и ящиках. Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания грязную школьную одежду на чистую.

Складывать одеяла. Пришивать пуговицы. Завешивать распоровшиеся швы. Чистить кладовку.

Убирать за животными во дворе или в доме. Начинать знакомиться с рецептами по приготовлению простых блюд и учиться их готовить. Срезать цветы и готовить вазу для цветов. Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер; готовить все необходимое для приготовления пищи на костре (древесный уголь, еду).

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Помогать размораживать и мыть холодильник.

Кормить ребенка.

Купать младших сестре или братьев.

Полировать столовое серебро, медь или бронзу.

Чистить обстановку внутреннего двора. Полировать мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (4-й класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и отбеливатель.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи (к зубному врачу, в школу и т.д., если это находится на расстоянии поездки велосипедом).

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получить свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашками. Ходить в гости.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Планировать свой день рождения и другие вечеринки. Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (5-й класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на городском автобусе.

Ответственно относиться к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (6-й класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев или сестер.

Чистить бассейн и близлежащую к нему территорию.

Самостоятельно выполнять свои дела. Косить лужайку.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Отвечать за доставку прессы.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по взаимному согласованию детей и родителей).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

По возможности зарабатывать немного денег.

По материалам: Грюнвальд Б., Макаби Г. Консультирование семьи. М.: Когито-Центр, 2004.

Материал журнала «Многодетная семья».

Обязанности детей, налагаемые родителями, содействуют развитию таких человеческих свойств, как ответственность, умение заботиться, самостоятельность.

Домашний посильный труд – лучшая методика воспитания множества прекрасных человеческих качеств. Не существует деток, которые бы ни любили старательно помогать взрослым. Никогда не стоит их гнать или убеждать не мешать. Детскую помощь обязательно рекомендуется одобрять. Домашние обязанности ребенка следует считать своеобразной «трудотерапией», которая поможет с успехом решить множество проблем, включая проблему развития усидчивости, внимательности, целеустремленности, ответственности. При наделении ребенка обязанностями непременно нужна родительская терпимость, снисходительность и поддержка. И напротив, агрессия и насмешки отобьют полностью какое-либо желание кропотливо трудиться.

Обязанности ребенка дома могут включать следующие действия

    уборку игрушек;

    уборку посуды в посудомоечную машину либо раковину;

    полив цветов;

    помощь маме в доставке покупок из магазина;

    уборку вещей и обуви на место;

    заправку постели;

    уборку книг и дисков;

    сервировку стола;

    кормление домашних животных;

    помощь в саду;

    помощь в мытье посуды;

    протирание пыли;

    приготовление бутербродов;

    развешивание чистого белья;

    помощь родителям в приготовлении пищи;

    помощь в уборке квартиры;

    помощь в мытье машины.

Если ребенку поручается работа по дому, то родители должны четко следовать принципу: никогда не делать за него то, что он в состоянии осуществить сам.

Обязанности ребенка дома: что можно поручить ребенку 8-10 лет?

Должны ли родители обременять домашними обязанностями ребенка? Существует точка зрения, что это сокращает период беззаботного детства. Многие родители убеждены, что детям вполне достаточно учебных нагрузок.

Тем не менее, семейные психологи утверждают, что вопрос с обязанностями ребенка дома должен быть обязательно решен. Выполняя их, ребенок будет чувствовать себя остро необходимым близким людям, способным вносить личный вклад в благополучие семейства. Дети, ответственно выполняющие порученную работу по дому, как правило, лучше учатся, лучше взаимодействуют с преподавателями. Без подобной подготовки ребята становятся потребителями и стремятся в будущем лишь получать, ничего не предлагая взамен.

Еще более опасным является положение, когда семейные методы воспитания создают у детей ощущение, что ввиду их исключительности, все должны их обслуживать. Взрослые способны придумать множество дел, которые с огромной пользой для семейства может исполнять ребенок. Если ситуация такова, что родителям, прикладывающим массу усилий, не удается приучить ребенка к труду, есть смысл посетить психолога.

Анастасия: Расскажите, пожалуйста, какие у вашего ребенка

есть постоянные обязанности по дому и с какого возраста?

Мэри Поппинс : Никаких постоянных обязанностей нет.

Посильная помощь по дому по маминой-папиной просьбе.

В обязанность не вменяется. Выполняется не постоянно.

SeVeRina10 : Дети часто подражают взрослым, видя, что папа и мама наводят порядок, убирают за собой вещи, они и сами, как мне кажется, не станут оставлять посуду на столе, раскидывать свои вещи и т.д. просто потому, что они видят модель поведения родителей и следуют ей. У ребенка должны быть обязанности. Меня удивляют некоторые высказывания о том, что проще сделать самой, чем тратить нервы, боязнь вызвать неприязнь к уборке, часто дети в таких семьях вообще не знают что такое уборка, не могут сами себя обслужить, дети растут ленивые, особенно это касается мальчиков. Детей нужно обязательно приучать к домашнему труду, самообслуживанию и уважению чужого труда.

ValenTina : У нас пока еще не дошкольник, но обязанности уже некие есть.

1. Убирать игрушки (где-то с 1,5-1,8 лет)

2. складывать свою одежду (примерно с 2 лет)

И есть обязанности которые он с большим удовольствием выполняет по собственной инициативе: помогает в разных взрослых делах (когда что-то ремонтируем; после стирки помогает подает белье чтобы я его развесила; когда приходят гости помогает накрывать на стол, а потом помогает убрать грязную посуду на мойку; подает что-либо (излюбленное это принести чистые штанишки когда нужно поменять Маше и потом грязные относит стирать). И всегда помогает нести сумки из магазина.

Многое из этого начал выполнять лет с трех. Выполняет постоянно.

Таисия : Именно обязанности, да еще и постоянные у нас стали появляться только сейчас, с 4-4,5 лет, двигаясь к 5 годам. До 4 лет единственная обязательная процедура была совместная элементарная уборка игрушек и других детских вещей. Сейчас постепенно расширяем круг, вовлекая в разные дела по дому. Например, убрать за собой со стола посуду - старший брат убирает тарелки, а Тим собирает ложки и вместе несут в посудомойку. Элементарная помощь при уборке - перед мытьем полов передвигаем мебель, Тимур переставляет свои игрушки. Из магазина каждый раз что-то несет (не тяжелое, конечно) в рюкзачке. Т.е. нет пока больших конкретных обязанностей, но есть постоянное участие в какой-то работе.

За ребенком-школьником уже закреплен четкий круг обязанностей: вынос мусора, поход в магазин, уборка в комнате, уход за аквариумом. Недавно начал проявлять инициативу на кухне - теперь за ним еще субботний завтрак.

Ивановна : у дочки появилась своя отдельная комната когда ей было 8 лет, все что было связано с уборкой, мытьем полов, мытье окон, в ее комнате, все стало плавно ее обязанностью, aga-aga уборка на кухне каждый обязательно убирал за собой, ничего грязного не оставлять, если общая трапеза, это обычно ужин, кто то со стола убирает, кто то посуду моет, но как то время не совпадало часто совместного ужина aga-aga как то не помню чтоб было именно обязанностью помощь по дому, это было само собой разумеещееся, если любишь порядок, то хочется чтоб он был везде, и делаешь это не что бы помогать, а просто хочется чтоб было чисто и порядок.

ТЕМА : Чего-то меня напрягает в самой формулировке "обязанности", а что - сама не пойму. Точно скажу: строго закрепленной "общественной деятельности" у нас нет. Как-то у нас в семье отношения во многом на равных, с учетом, конечно, физических возможностей и авторитета родителей. То есть все по мере сил за собой убирают вещи, игрушки, посуду, постель. Но это не то, чтобы обязаны, а - само собой: это ж мои вещи, мне и убирать. Если почему-то кто-то не может, просит другого. Обычно - без проблем. А что касается мытья пола, посуды и т. п. - делает тот, кто: менее загружен; меньше устал; давненько ничего не делал, причем сам обычно это знает. В общем, живем вместе, мусорим вместе, значит, и убираться может любой, а не в виде одолжения \ принуждения \ наказания.

Шумилка : Мои (7 лет и 4 года) делают много чего: прибираются, пылесосят, загружают и разгружают посудомойку, стирают свои вещи и развешивают, нянчат сестренку, делают покупки, пока я стою на улице с коляской. Много чего готовят (горячие бутерброды, овощные и фруктовые салаты, пирожки из слоеного теста). Я их активно прошлым летом приучала, т.к. роды приближались и няня уволилась. В принципе, каждый из детей тратит на хоз-во не более 40 минут в день. Ненапряжно это.

Paulinka : Обязанности дочери:

2) вешать одежду на крючок, ставить обувь на полку

3) складывать одежду аккуратно в комод

4) убирать за собой игрушки после игры

5) умываться и чистить зубы после пробуждения и перед сном

6) приносить младшему горшок по первому его требованию (он у ней с этим вопросом обращается) aga-aga

7) рассказывать мне о том, чем занимается младший, если я с ними ни в одной комнате.

мамашк@-ромашк@ : Наверное я какая-то "направильная мама", а скорее у нас "неправильный папа". Сейчас (почти в 6 лет) сын моет посуду, подметает и моет пол, конечно не всегда, но периодически. Приучает к этому в основном папа. Сынуля убирает свою постель (даже без вопросов на протяжении года), накрывает на стол, убирает со стола, ходит в магазин (у нас в доме) всегда с большим удовольствием. Таким образом и папу в детстве приучали к труду. Зато сейчас я не нарадуюсь. А вот меня не сильно приучали, точнее, всегда говорили не так моешь, не так вытираешь, не так гладишь... После чего желание что-либо делать по дому пропадало окончательно. Думаю, что инициативу ребенка надо поддерживать, хвалить (если что-то не так можно и переделать), зато у малыша не пропадет желание помогать родителям, он осознает, что сам что-то может и очень гордится этим. Ведь все дети хотят скорее стать большими, и, делая взрослую работу, они сами становятся чуть-чуть взрослее в своих глазах. Самое интересное, что у сына достаточно времени и поиграть, и погулять, и почитать, и мультики посмотреть. Он не лишен каких-либо детских радостей! Может не в тему, но мне кажется, что это способствует и развитию ребенка. Иногда смотришь, детям лет в 8-9 за каждым разом говорят "ты еще маленький", а потом удивляются откуда такой инфантилизм и мучаются вопросом как приучить ребенка к самостоятельности?

Подборку сделала Topolek

Перечень домашних обязанностей для детей разной возрастной категории, позаимствованный с некоторыми изменениями и дополнениями из книги «Консультирование семьи».
Многие родители, часто задают один, волнующий их вопрос: «А должны ли дети им помогать?»
При этом большая часть родительского состава, убеждена в том, что не надо детей перегружать домашними делами. По их убеждению, радость детства, не будет полной, если у ребенка будет обширный круг домашних обязанностей. Зачастую, приходя на консультацию к психологу, родители уверены в том, что для его ребенка, вполне хватает занятий по школьной программе и это многих устраивает.
Но психологи уверены, что посильные и необременительные обязанности по дому, помогают ребенку ощущать себя нужным и полноправным членом семьи и он может дополнить семейное благополучие, собственным вложением труда, который у него не отнимает его счастливое детство.
У детей, имеющих домашние обязанности и поручения, обычно не бывает проблем в школе со сверстниками и педагогами. Дети, лишенные права на труд в семье, вырастают потребителями, постоянно ждущих, что жизнь или другие люди принесут им все готовое на тарелочке с голубой каемочкой. Ощущать себя полноценными членами общества, такие дети могут лишь, только тогда, когда они окружены обслуживающим персоналом.
Ребенок вполне может самостоятельно справляться с огромной кучей важных дел, которые могут ему предоставить взрослые и те, что принесут неоценимую пользу семье. Взрослые не всегда знают, какие домашние дела и поручения можно дать ребенку, с которыми он неплохо справится. Приведем некоторую возрастную классификацию домашних дел.

Поручения ребенку 3-х лет:

  • разбросанные игрушки аккуратно уложить в короб, предназначенный для их хранения;
  • книжки и брошюры поставить на место;
  • донести до стола кухонные принадлежности и кухонные полотенца;
  • выполнять утренний туалетный моцион и укладывать волосы;
  • раздеваться и одеваться при малой поддержке со стороны родителей;
  • помочь разложить не тяжелые продукты внизу холодильника и поместить свою одежду на полку, которая расположена, в зоне его досягаемости.

Домашние поручения для ребенка 4-х лет:

  • накрывать на стол и использовать для этого хорошую и добротную посуду;
    прибрать в хлебницу хлебобулочные изделия;
  • в магазине ребенку можно разрешить сформировать продуктовую корзину для ужина;
  • доверить кормить домашних питомцев в специально отведенное для этого время;
  • собирать опавшую листву в саду, подметать во дворе и собирать фрукты и овощи на даче, под наблюдение взрослых;
  • утром застлать покрывалом, а вечером расправлять свою кровать;
  • обмывать грязные тарелки или помещать их в посудомойку вместе с мамой;
  • смахивать пыль;
  • наносить на булочку масло;
  • заливать хлопья молоком;
  • участвовать при украшении пирожных и пирогов. Укладывать на них цветы из мармелада или смазывать коржи вареной сгущенкой;
  • разрешать пользоваться своими игрушками другим детям;
  • извлекать корреспонденцию из почтового ящика;
  • самостоятельно играться без привлечения к игре взрослых;
  • помещать на сушилку мокрые вещи небольших размеров;
  • аккуратно сворачивать полотенца.

Домашние поручения для ребенка 5-ти лет:

  • участвовать при составлении меню и планировании покупок;
    без проблем готовит канапе или простые бутерброды;
  • после приема пищи очистить обеденное место;
  • обеспечить себя холодными напитками и водой;
  • накрывать на стол;
  • обрывать без корней зелень с грядок;
  • вносит необходимые составляющие в тесто;
  • содержать свое спальное место и комнату в порядке;
  • без посторонней помощи складывать одежду и снимать с себя вещи;
  • содержать в чистоте предметы в ванной и туалете;
  • чистить зеркала;
  • загружать белье в стирку, разделяя по цвету;
  • прибирать и укладывать стираные вещи;
  • отвечать на телефон;
  • делать уборку в помещении;
  • вносить деньги в кассу при покупке небольшого объема;
  • натирать стекла в автомашине;
  • выносить мусорное ведро;
  • принимать решения, как можно применить накопления семьи для отдыха;
  • прибирать в живом уголке;
  • завязывать шнурки на бантики.

Домашние обязанности для 6-ти летнего (первоклассника):

  • составлять свой гардероб для особого случая и при атмосферных осадках;
  • чистить ковер пылесосом;
  • орошать домашние растения цветы на грядке;
  • очищать корнеплоды;
  • готовить не замысловатые горячие блюда (омлет и картофель в «мундире»);
    готовить без напоминания школьные принадлежности и укладывать их в портфель;
  • участвовать при развешивании мокрых вещей;
  • прибирать вещи в гардеробную;
  • подносить сухие ветки для костра;
  • пользоваться садовым инвентарем (грабли, веники);
  • пропалывать грядки;
  • гулять с четвероногим другом;
  • выносит мусорное ведро;
  • наводить порядок в кухонном столе;
  • подавать на стол;

Домашние поручения для ребенка 7-ми лет (второклассника):

  • содержать велосипед в рабочем состоянии и хранить в положенном месте;
  • вести телефонные переговоры;
  • исполнять мелкие поручения родителей;
  • следить за питомцем;
  • вести тренировку четвероногих друзей;
  • доносить сумки с вещами до нужного места;
  • вечером, в отведенные часы, укладываться в кровать и утром подниматься, в определенное время;
  • говорить вежливо при диалоге со старшими;
  • убирать за собой уборную и ванную комнату после своего посещения этих мест;
  • гладить свою одежду.

Домашние обязанности ребенка восьми и девяти лет отроду (третьеклассника):

  • красиво сворачивать салфетки и правильно раскладывать столовые приборы;
  • пылесосить и мыть напольные покрытия;
  • участвовать в планировке мебели в своей комнате и помогать отцу, передвигать мебельные предметы;
  • готовить себе ванну;
  • оказывать необходимую помощь членам семьи;
  • содержать в порядке свой гардероб и письменный стол;
  • при приобретении одежды высказывать свои предпочтения и пожелания;
  • вовремя менять постельное и нательное белье;
  • заправлять одеяло в пододеяльник;
  • зашивать небольшие участки испорченной одежды;
  • поддерживать чистоту и порядок в кладовой;
  • чистить клетки и кормить домашних зверей;
  • учиться пользоваться рецептами и пробовать готовить;
  • красиво формировать букеты и помещать их в вазу с водой;
  • в саду собирать урожай;
  • уметь развести огонь и знать меры предотвращения огня;
  • самостоятельно запечь в костре картошку или обжарить на шампуре сосиску;
  • окрашивать небольшие поверхности;
  • грамотно составлять письма;
  • составлять текст поздравительной открытки;
  • накормить младшего ребенка;
  • помочь искупать младших детей;
  • наносить полировку на мебельные гарнитуры.

Домашние обязанности ребенка, который пошел в 4-ый класс:

  • самостоятельно снимать постельные принадлежности и относить их в отведенное для них место;
  • правильно включать и выключать бытовую технику;
  • дозировать порошок для стирки;
  • составлять список и планировать покупки продуктов;
  • переходить дорогу в положенных местах;
  • не опаздывать на встречу с одноклассниками и другими людьми, используя велосипед или доходя до нужного места встречи, пешим ходом;
  • выпекать простые кондитерские полуфабрикаты;
  • приготовить простейший обед для всех домочадцев;
  • пользоваться интернетом и вести переписку в одноклассниках;
  • сервировать стол к вечернему чаепитию;
  • приглашать гостей и ходить с ответным визитом к ним;
  • готовить сценарий праздников;
  • уметь оказывать необходимую первую помощь;
  • чистить автомобиль семьи;
  • быть бережливым и уметь экономить.

Домашние дела для пятиклассника:

  • уметь зарабатывать карманные деньги;
  • оставаться дома без присмотра со стороны взрослых;
  • уметь не «разбазаривать» деньги и с умом распоряжаться карманными накоплениями;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • иметь свои хорошие привычки и любимые занятия.

Домашние дела для шестиклассника:

  • уметь переложить обязанности по хозяйству на себя;
  • укладывать и читать младшим детям сказки на ночь;
  • выполнять свои прямые обязанности по дому;
  • ухаживать за растениями в огороде;
  • посильно помогать на стройке и починке техники;
  • чистить кухонные принадлежности и бытовую технику;
  • планировать учебное и свободное время.

Домашние обязанности старшеклассников:

  • ложиться спать в отведенное и установленное время;
  • готовит полноценную еду для всех членов семьи;
  • вести здоровый образ жизни (ни пить, ни курить, ходить на профосмотры к врачам);
  • учитывать пожелания всех членов семьи и принимать ответственные решения при необходимости;
  • соизмерять потребности с возможностями;
  • не перепрыгивать от одного дела к другому, быть последовательным;
  • оказывать знаки внимания и уважать старших;
  • уметь заработать карманные деньги своим трудом.