Развитие ребенка 4 х лет. Как развивается речь

Читайте в этой статье:

4 года — очень важный и интересный этап в развитии ребенка. Дети этого возраста уже умеют самостоятельно есть, одеваться, убирать за собой игрушки, неплохо владеют речью, способны запоминать простую информацию и решать элементарные логические задачки. К этому времени большинство ребятишек уже посещает детские сады, где приобретают свои первые навыки общения в коллективе.

У четырехлетних малышей происходит дальнейшее развитие психики и мыслительной деятельности, они продолжают активно познавать окружающий мир, начинают проявлять новые эмоции.

В 4 года ребенок является младшим дошкольником, и к нему предъявляется гораздо больше требований, чем раньше.

Требования к умственному развитию ребенка

Педагоги и психологи сформулировали целый список знаний и умений, которыми должны владеть четырехлетние дети. Вооружившись этим перечнем и понаблюдав за своим чадом, родители самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов, смогут определить, насколько своевременно происходит интеллектуальное развитие их малыша. Согласно этому списку ребенок в 4 года должен:

  • знать свое полное имя, имена мамы, папы, братьев и сестер, бабушек и дедушек;
  • называть домашний адрес;
  • различать простые геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
  • понимать значение общих слов (игрушки, транспорт, птицы, посуда);
  • перечислять названия профессий, животных, мебели;
  • уметь сосчитать предметы хотя бы до 5-ти;
  • называть имена своих друзей;
  • отличать правую сторону от левой, верх от низа;
  • определять, где одна вещь, а где несколько;
  • раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка;
  • пересказывать своими словами короткие сказки;
  • собирать пирамидку, крупные пазлы и конструктор;
  • надевать на толстую нить большие бусины и пуговицы;
  • различать предметы по длине, высоте, ширине;
  • уметь определять времена года по погодным явлениям;
  • отличать день от ночи;
  • знать основные цвета;
  • описывать увиденную игрушку или картинку;
  • уметь строить диалог со своими сверстниками.

Проверять все умения и навыки детей лучше всего в игровой форме. Например, предложить малышу выбрать из нескольких фигурок треугольник, поднять левую руку, попросить показать на улице кошку, вспомнить, как зовут его лучших друзей. Если кроха не может выполнить все задания, перечисленные в списке, не нужно отчаиваться. Чаще всего такое бывает в семьях, где взрослые не уделяют развитию детей достаточно внимания. С малышом нужно позаниматься на протяжении нескольких недель, а потом пройти тест заново. В случае когда чадо и в этот раз не справится с предложенными заданиями, его обязательно нужно показать детскому психологу.

Занятия с малышами дома

В четырехлетнем возрасте у малышей появляется усидчивость, способность к концентрации внимания. Именно в этот период родителям нужно обратить внимание на раннее развитие детей. Через 2 года ребенку предстоит идти в первый класс, а значит, наступило время готовить его руку к навыкам письма. Проще всего это делать с помощью рисования, которое любят практически все маленькие дети. С четырехлетнего возраста подросшего сына или дочку нужно учить правильно держать в руке карандаш, кисть, фломастер, восковые мелки. Малышу нужно покупать как можно больше книжек-раскрасок и альбомов, учить его технике рисования по трафаретам и по стеклу.

Раннее развитие ребенка 4 лет обязательно должно включать в себя упражнения, направленные на формирование мелкой моторики рук. Такие упражнения не только подготовят детскую ручку к письму, но и окажут благотворное влияние на становление речи. Отлично развивает мелкую моторику рук пальчиковый метод рисования, который очень любят детишки дошкольного возраста. С этой целью можно также использовать лепку, прекрасными материалами для которой послужат пластилин, глина и соленое тесто. Из них малыш с помощью взрослых сможет сделать простые фигурки. А можно просто отщипнуть кусочек от теста, из которого мама делает пельмени или вареники, и дать ребенку размять его пальчиками — эффект будет ничуть не хуже, чем от лепки. Положительное влияние на развитие мелкой моторики оказывает обучение малыша технике оригами, создание вместе с ним поделок из папье-маше, складывание пазлов и конструкторов.

Родителям четырехлетнего ребенка нужно обязательно обратить внимание на его устную речь и способности к запоминанию. Очень полезно разучивать с детьми короткие стихотворения и скороговорки, читать им много книжек. Если малыш все еще плохо говорит или не выговаривает ряд букв, самое время показать его логопеду. Специалист определит причины проблем с речью и поможет ребенку избавиться от них с помощью простых упражнений. Поспособствует формированию речи у малышей игра «Разные голоса». Суть игры заключается в произношении ребенком одной и той же фразы (например, «В лесу живут зайчики и белочки») на разный лад: тихо, громко, быстро, медленно, тоненьким голосом, грубым басом.

Двигательная активность детей в 4 года

Раннее развитие детей необходимо направить на тренировку координации движений. Непоседливых четырехлетних детишек можно записать в танцевальный кружок или спортивную секцию. Физическая активность в этом возрасте пойдет им только на пользу, позволяя эффективно развивать крупную моторику (движения туловища, рук и ног). Если малыш еще не ходит в кружки или секции, необходимо следить за его двигательной активностью дома. Четырехлетнего ребенка нужно приучать делать утреннюю зарядку, она должна войти в привычку с самого раннего возраста. Для того чтобы зарядка доставляла малышам удовольствие, необходимо придумать для них интересные упражнения. Например, пусть кроха сделает ласточку, проползет по полу по-змеиному, попрыгает как лягушка, побегает как лошадка или согнется, словно дерево на ветру.

Очень популярными у детей младшего дошкольного возраста становятся сюжетно-ролевые игры. Девочки чаще всего играют в дочки-матери, поликлинику, магазин, а мальчики — в гонщиков, полицейских. Для детей это не просто забавы, таким способом они примеряют на себя различные социальные роли. Будет хорошо, если взрослые помогут малышам в их играх, приобретя для этого все необходимые игрушки.

Педиатры советуют проводить с детьми как можно больше времени на свежем воздухе. Замечательно, если в теплые летние дни малыш сможет находиться на улице весь день. Не стоит избегать прогулок с ребенком в плохую погоду, достаточно одеть его потеплее и можно не бояться за его здоровье. Нужно поощрять двигательную активность детей на улице. Пусть они карабкаются по лесенкам, взбираются на турники и горки (конечно, под присмотром родителей), играют в разнообразные подвижные игры. Это могут быть как простые прятки и догонялки, так и игры с мячом, скакалкой и прочими атрибутами.

Подготовка ребенка к школьным предметам

Если ребенок еще не умеет считать и не разбирается в основных цветах, его можно научить этому во время прогулок. Пусть кроха вслед за мамой сосчитает количество шишек или каштанов (их сначала должно быть не больше 5), определит, сколько машин стоит возле его подъезда, сколько ступенек ведет к его дому. В случае когда малыш с легкостью считает до 10, можно начинать его обучать простейшим примерам на прибавление и вычитание, применяя в качестве пособия природный материал (желуди, шишки, палочки). Для изучения цветов удобней всего использовать природу. Дети с легкостью запоминают, что небо голубого цвета, снег — белого, листик с дерева — зеленого, а цветок — красного или желтого.

Развитие ребенка в 4 года позволяет взрослым начинать постепенно обучать их основам письма и чтения. Обычно дети этого возраста уже знают некоторые буквы, а кое-кто из ребят может назвать даже весь алфавит. Наступило время научить их складывать буквы в слоги. Родителям, которых интересует раннее развитие их детишек, следует приобрести кубики Зайцева, предназначенные для обучения младших дошкольников чтению. Существуют еще системы обучения чтению Домана и Эльконина. Учить малыша письму нужно начинать с рисования палочек, зигзагов и геометрических фигур. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал при этом ручку.

В последнее время очень популярными стали школы раннего развития, которые есть во всех крупных городах нашей страны. В 4 года ребенка еще не поздно отдать в такое учебное заведение, занятия в нем будут прекрасной подготовкой младшего дошкольника к поступлению в первый класс. Раннее развитие детей в таких школах осуществляется путем обучения их навыкам счета, письма и чтения в игровой форме, формирования у них творческих способностей и логического мышления. При окончании дошкольного заведения будущие первоклассники будут уметь отличать гласные буквы от согласных, читать слова по слогам, пересказывать услышанный короткий рассказ, уметь считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать разные величины, разбираться во времени, месяцах, сезонах года, общаться с учителями и ровесниками.

Приучение детей к гигиене, распорядку дня

Кроме развития интеллектуальных и физических способностей взрослые обязаны уделить большое внимание здоровью ребенка, приучить его к правилам личной гигиены. Четырехлетнего малыша нужно учить чистить зубы, мыть руки, умываться, причесываться. После совершения утренних гигиенических процедур он должен уметь прополоскать зубную щетку и поставить ее в стаканчик, повесить свое полотенце на крючок. Родителям нужно следить за тем, чтобы их маленькие дети ежедневно совершали эти простые гигиенические процедуры. Если ребенок чистит зубы или моет руки без особого желания, можно купить ему необычную зубную щетку, полотенце с изображением любимого сказочного героя, яркое мыло в виде фигурки животного. Такие простые хитрости помогут привлечь малыша к гигиене. Не стоит забывать, что родители должны прививать малышам любовь к чистоте собственным примером.

Ребенок в 4 года должен уже иметь понятие о режиме дня. Его нужно приучать ложиться спать, просыпаться, гулять и есть в одно и то же время. На протяжении периода бодрствования нужно найти время и для развивающих занятий. Когда у малыша есть свой распорядок дня, он становится более организованным, успевает поиграть и отдохнуть, менее подвержен капризам. Четырехлетним детишкам на полноценный сон необходимо до 12 часов в сутки, из которых 10 часов должны отводиться на ночной отдых, а 2 — на дневной. Есть малышу нужно 4-5 раз в день с промежутками в 3-4 часа. Очень важно следить за тем, чтобы питание ребенка было разнообразным и полноценным, в его рационе должны преобладать свежие овощи и фрукты, молочные продукты, каши, нежирные сорта мяса и рыбы. А вот всевозможных сладостей нужно давать поменьше — они портят молочные зубки и отрицательно влияют на аппетит малыша.

Наблюдение за состоянием здоровья младших дошкольников

За здоровьем четырехлетнего ребенка, как и раньше, следит педиатр. Детский врач определит, соответствует ли физическое развитие малыша средним нормам (в 4 года рост мальчика должен составлять 98,3-105,5 см при весе 15,1-17,8 кг, у девочек рост варьируется в пределах 98,5-104,1 см при весе 14,8-17,6 кг). Также ребенка в этом возрасте следует показать хирургу-ортопеду, лору, окулисту, невропатологу и другим узким специалистам, к которым направит его участковый врач. Обязательно нужно сделать малышу общее исследование крови, анализы мочи и кала. Нередко детей в этом возрасте посылают на УЗИ органов брюшной полости и электрокардиограмму. Если ребенок часто болеет, с наступлением теплой погоды необходимо начинать процесс его закаливания, предварительно посоветовавшись с врачом.

При воспитании младших дошкольников родителям очень часто нужно проявлять выдержку и мудрость. Научившись к 4 годам неплохо разговаривать, малыши начинают болтать без умолку, задавая старшим бесконечные вопросы на всевозможные темы, порой достаточно щекотливые. Маме с папой нужно научиться отвечать на любые вопросы своего малыша, не забывая, что таким образом он познает окружающий мир. Ну и стоит помнить об этическом воспитании: слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания» должны прочно укорениться в лексиконе маленького человечка.

Согласно психологическим и социальным исследованиям, на протяжении всей жизни, каждый человек переживает несколько переходных периодов, первый из которых происходит приблизительно в четырехлетнем возрасте. Именно на этом этапе, ребенок начинать ощущать себя самостоятельной личностью, испытывать некоторые ранее не знакомые ему эмоции, осознавать свою роль в семье и понимать отношение окружающих к себе.

Физиология ребенка четырех лет

К началу 4-го года, подавляющее большинство здоровых малышей, с физиологической точки зрения, можно считать полностью подготовленными к взрослой жизни. У деток в таком возрасте уже хорошо развита координация движений, мелкая и крупная моторика, речь. Малыш без особых усилий преодолевает любые препятствия на своем пути (ступеньки, ухабы, перегородки и пр.), повторяет за взрослыми многие движения, самостоятельно одевается, раздевается, кушает и пр. Если все пред идущие годы жизни каждый день ребенка был наполнен физической активностью, то теперь наступает период психологического и умственного развития и, как следствие, некоторое уменьшение подвижности. Для родителей, в этот период времени, очень важно наиболее рационально распределить проводимое малышом время. Нужно, что бы настольные игры, рисование, лепка и прочие спокойные занятия не занимали все время ребенка, а чередовались с подвижными играми.

Согласно советам специалистов, существует несколько способов для поддержания наиболее оптимального баланса физической активности ребенка в течении дня. Во-первых, очень желательно, что бы малыш посещал детский сад. Во-вторых, в 4 года вполне можно начинать заниматься какими-либо видами спорта. Родителям стоит предложить ребенку самостоятельно выбрать то, что ему нравится. Возможен вариант, когда ребенка записывают сразу в несколько секций, что бы в последствии, он мог выбрать какую-то одну. В-третьих, родителям стоит хотя бы по 2 часа в день, при условии что малыш ходит в детский сад, гулять с ним на улице. Соблюдение всех этих указаний поможет вырастить всесторонне развитую личность.

Психология ребенка

Разнообразные капризы, иногда истерики - все это молодым родителям знакомо достаточно давно, однако, в 4 года такое поведение ребенка выходит на качественно новый уровень. Если раньше, плохое поведение диктовалось исключительно инстинктами (чувство голода, болезненные ощущения, чувство усталости и пр.), то теперь, раздражительность и непослушание - это форма поведения, выбранная сознанием ребенка, как наиболее уместная в конкретной ситуации. Именно в 4 года начинает формировать характер малыша, манера его общения с окружающими, привычки и прочие личностные качества, которые могут быть ему присущи на протяжении всей жизни.

Современные психологи выделяют несколько правил, которым стоит придерживаться, что бы вырастить психологически здорового, адекватного и сильного духом человека:

  1. Родителям надо с должным вниманием относиться к своему ребенку. Нужно замечать все чем он занимается. Постоянно вступать с ним в диалог, высказывать свое и интересоваться его мнением по любым вопросам. Нельзя забывать хвалить малыша. Дети, испытывающие нехватку в похвале, как правило, ни к чему не стремятся, чувствуют себя неуверенно. Если ребенок совершил какой-либо нехороший проступок, с малышом стоит спокойно поговорить, объяснить в чем он не прав. Когда у ребенка что-то не получается, допустим, завязать шнурки, следует спокойно и терпеливо показать, как это нужно делать и потренироваться с ним вместе;
  2. С ребенком нужно считаться. С самых ранних лет малыш должен ощущать, что он полноценный член семьи, и с его мнением считаются. Только в таком случае, у него есть шанс вырасти уверенным в себе человеком, который сможет за себя постоять;
  3. Детей никогда нельзя обманывать. Если малышу была обещана вечером вкусная конфета, значит эта конфета у него должна быть. Если мама пообещала, что за пять дней посещения дет. сада без слез и истерик купит куклу, то она обязательно должна ее купить. Если выполнить обещанное не получилось, ребенку нужно объяснить какова тому причина. Дети уже в таком возрасте понимают абсолютно все. Если мама, или папа обманывают свое чадо без особых на то причин, то, за достаточно короткое время, ребенок перестанет им верить и при этом сам будет врать;
  4. Важно следить за манерой своего собственного поведения. Ребенок в 4 года, как губка, впитывает все, что видит вокруг себя. Если родители могут себе позволить хамское поведение, не цензурные выражения и пр., то и их дитя со временем будет вести себя так же. Более того, такое поведение ребенка будет наблюдаться не только по отношению к посторонним людям, но и к самим родителям;
  5. Для ребенка нужно быть другом. Старайтесь проводить вместе как можно больше времени, периодически устраивайте семейные праздники, ходите вместе на природу, старайтесь брать его с собой на отдых. В 4-х летнем возрасте уже можно посещать разнообразные культурные места отдыха: детские театры, кукольные театры, елки, кинотеатры, спектакли и пр.

Навыки и умения в 4 года

Если сравнить умения и навыки малышей 4-х летнего возраста, то станет ясно, что у каждого они свои и могут значительно отличаться. Кто-то знает все буквы алфавита и умеет читать, а кто-то считает до 20-ти. Один ребенок может самостоятельно прибрать свою постель, а другой включить игру на компьютере. В этом возрасте ребенок умеет делать то, чему его научили.

Первый и самый основной совет родителям 4-х летнего малыша - это запастись терпением. Именно с этого периода слова зачем, почему и как будут звучать в вашем доме помногу раз в день. Подрастающий малыш интенсивно развивается и, с каждым днем, все больше вопросов, относительно устройства окружающего мира, возникает в его голове. Нужно всегда спокойно и уравновешенно общаться с ребенком, доступно отвечать на все поставленные вопросы. Ни в коем случае нельзя отнекиваться от малыша, или переносить разговор, на интересующую его тему, на потом.

Очень желательно уже с 4-х летнего возраста начинать потихоньку подготавливать ребенка к школе. Вполне уместно будет учить с ним цифры, буквы, пробовать читать. Такие занятия лучше всего проводить в игровой форме, что бы малыш интересно проводил время и при этом получал новые знания. Посещение подготовительных кружков и спортивных секций так же пойдет только на пользу подрастающему поколению.

Как развивать мелкую и крупную моторику ребенка в 4 года

Для развития крупной моторики наилучшим вариантом будет посещение малышом какого-либо спортивного кружка. Когда по каким то причинам у родителей нет такой возможности, с ребенком стоит проводить ежедневную зарядку дома. Можно каждое утро включать веселую, динамичную музыку и всей семьей выполнять комплекс простых упражнений. Во время прогулки провоцировать его на подвижные игры. Для развития мелкой моторики, как и в 2-х и 3-х летнем возрасте нужно приобщать ребенка к рисованию, лепке, перебиранию семечек и прочим занятиям такого же типа.

Как играет ребенок в четыре года

Этот период для малыша, по истине, можно назвать очень ответственным и в то же время увлекательным. В 4 года дети потихоньку вливаются в социум, начинают становиться его частичкой, а так же учатся отвоевывать свое место в нем. У малышей появляются первые друзья, с которыми они участвуют в совместных играх. Для такого возраста наиболее характерны ролевые игры, которые копируют жизнь взрослых людей. Большинство девочек играют в дочки-матери, больницу, детский сад. При этом, юные дамы выполняют в этих играх роли мам, врачей, воспитателей. Среди мальчиков самыми популярными считаются игры в полицейского, водителя, военного.

Чему учится ребенок в четыре года

В этом возрасте каждый малыш продолжает совершенствовать уже приобретенные навыки. В первую очередь это касается способности обслужить самого себя. Улучшается его речь. Ребенок интересуется буквально всем, что его окружает и, как следствие, значительно углубляет свои знания во всем. Опытные педагоги советуют именно в этот период начинать изучение иностранных языков, учить с малышом стишки, песенки. От того на сколько активно будет развиваться память ребенка начиная с 4-х летнего возраста, в значительной степени зависит его обучаемость в дальнейшем.

Как ведет себя ребенок

В 4 года происходит формирование характера малыша, он начинает потихоньку осознавать, что такое хорошо, а что такое плохо. У него возникает масса вопросов. По-этому родителям в этом возрасте стоит быть достаточно терпимыми и с пониманием относится к потребностям ребенка в получении все новой и новой информации.

Как развивается речь

Примерно 95 - 98 % детей к этому возрасту уже в состоянии вполне внятно изъясняться. Теперь происходит процесс усовершенствования речи. Малыш начинает выговаривать такие сложные звуки, как: р, ш, щ. Словарный запас все время пополняется новыми словами, однако, смысл далеко не каждого слова ребенок понимает. Не одиноки случаи, когда дети в таком возрасте употребляют матерные слова. Такая ситуация возникает в том случае, когда кто-то из их окружения регулярно матерится.

В чем основная задача воспитания

С самого рождения родители являются самыми близкими людьми для своего малыша. Основная их задача состоит в том, что бы обеспечить своему чаду полноценное физическое и психологическое воспитание, научить его находить общий язык с другими детьми, достойно вести себя в окружении взрослых. Родители должны помочь своему ребенку по максимуму раскрыть свои возможности, предоставить ему право выбрать для себя увлечение по душе.

Видео: как научить ребенка рисовать в 4 года.

Современные родители стараются как можно раньше отдать ребенка в школу и многие начинают подготовку к занятиям уже в 4 года. Но вот психологи и педагоги часто выступают против, аргументируя свою позицию тем, что малыш в 4 года просто не готов к таким нагрузкам и все занятия в этом возрасте должны проходить только в игровой форме. Итак, что же должен уметь ребенок в 4 года, и на какие особенности развития родители должны обратить свое внимание?

Физическое развитие ребенка в 4 года

Рост ребенка в 4 года примерно – 95-110 см, причем мальчики не сильно отличаются по росту от девочек, а вот вес у них обычно немного больше – от 15 до 20 кг, девочки в 4 года весят примерно 14 – 18 кг. В 4 года большинство детей могут похвастаться полным «комплектом» молочных зубов — 20 штук и хорошим аппетитом – малыши с удовольствием едят 4-5 раз в день, хотя часто становятся заметно худее, чем раньше. Спать днем после 4-х лет чаще всего продолжают только дети, приученные к послеобеденному отдыху в садике, большинство «домашних» четырехлеток к этому возрасту уже отказываются от дневного сна .

Физическое развитие ребенка в 4 года несколько замедляется, теперь малыш уже не бегает и не прыгает целый день с утра до вечера. Если раньше маленький непоседа мог бегать и прыгать или танцевать без всякой видимой цели – просто ради движения, то теперь его интересуют только подвижные игры, игры с мячом или другое «осмысленное» времяпрепровождение. Поэтому родителям четырехлеток стоит уделять больше внимания двигательной активности малыша, иначе ребенок может большую часть дня провести перед телевизором, играя с игрушками, рисуя и раскрашивая. Большинство родителей радуются такому поведению, считая, что малыш наконец-то повзрослел и перестал переворачивать с ног на голову весь дом, но снижение двигательной активности не только отрицательно сказывается на здоровье ребенка, но и приучает его к малоподвижному образу жизни.

Справиться с дефицитом движения можно с помощью регулярных прогулок и игр на свежем воздухе или записав ребенка в спортивную секцию. В этом возрасте уже можно начинать посещать секцию легкой атлетики, гимнастики, танцев или плаванья .

В 4 года ребенок совершенствует навык владения своим телом, теперь он не только быстро и уверенно бегает, но и прыгает, ходит на одной ножке, залазит на шведскую стенку и может кататься на самокате или трехколесном велосипеде. Многие дети в этом возрасте превращаются в настоящих маленьких обезьянок – они залазают на канаты, турники, деревья, заставляя своих родителей сильно нервничать. Если ваш малыш отличается такой страстью к верхолазству, не стоит ограничивать его развитие – уделяйте больше времени физическим упражнениям, приобретите домашний спортивный комплекс или отведите карапуза в детскую секцию альпинизма.

В возрасте 4-х лет дети уже должны уметь обращаться с любыми столовыми приборами, аккуратно есть и самостоятельно мыть руки, умываться и следить за своим внешним видом. Также считается обязательным, чтобы малыш уже мог полностью контролировать свои естественные потребности, если с этим возникают проблемы, возможно, стоит посоветоваться с детским психологом или невропатологом, так как детский энурез часто возникает на фоне психологических проблем ребенка. Нормальным считается, если ребенок 4 лет очень редко не просыпается вовремя ночью, а днем такие случаи должны быть единичными.

В 4 года малыши уже должны не только раздеваться, но и одеваться самостоятельно, хотя помощь взрослых им все еще требуется – застегнуть пуговицы, завязать шнурки или поправить одежду.

Не менее важными в оценке развития ребенка считаются его навыки самообслуживания – так ребенок в 4 года должен знать, как взять еду из холодильника, самостоятельно открывать кран, чтобы помыть руки , знать, где хранится его одежда и какие сейчас нужно надевать вещи, уметь надевать верхнюю одежду и обувь.

Кроме навыков самообслуживания 4-х летний малыш может и должен помогать родителям по дому, у него должны быть свои обязанности: убирать игрушки, собирать посуду со стола или вытирать с мамой пыль. Это не только приучит ребенка к соблюдению порядка, но и положительно отразится на его самооценке – «я помогаю маме», воспитает в нем настойчивость, самостоятельность и трудолюбие. Причем приучать к такому труду необходимо как мальчиков, так и девочек, не пытаясь поделить занятия по гендерному признаку, ведь в таком возрасте дети большую часть времени проводят с мамой, а выполнять «чисто мужские» обязанности вроде забивания гвоздей и перетаскивания тяжестей четырехлетний карапуз точно не сможет.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 4 года трудно оценивать и даже прокомментировать навыки и умения ребенка – в этом возрасте они почти на 100% зависят от того, сколько времени и внимания родители уделяют развитию своего малыша. Поэтому за норму обычно принимаются те навыки и умения, которыми владеет большинство детей, посещающих дошкольные учреждения.

В 4 года словарный запас ребенка насчитывает примерно 1000 активно используемых слов, причем, если для 3-х летних детей главным считалось их способность понимать речь взрослого и умение объясниться с родителями и другими близкими людьми, то четырехлетний ребенок должен уже говорить так, чтобы его понимали все окружающие. В этом возрасте ребенок стоит фразы из 6-8 слов, правильно склоняет слова по числам и падежам, а также самостоятельно придумывает слова, применяя правила родного языка. Малыш старается употреблять в своей речи все слова, услышанные от взрослых, сверстников или по телевизору, именно с этой особенностью развития речи связано то, что от четырехлетки можно услышать как неожиданно «умное» научное слово, так и нецензурное выражение, произносимое с большим удовольствием.

В четыре года растет познавательная способность малыша, теперь он с легкостью запоминает буквы, цифры, незнакомые слова и понятия. Начиная обучать малыша в этом возрасте чтению или счету очень важно не просто заставлять ребенка заучивать цифры или буквы, а учить его логически мыслить, устанавливать связи между написанным и произносимым. Самым лучшим обучающим материалом в этом возрасте будут предметы, находящиеся вокруг ребенка, а обучение нужно проводить постоянно и в игровой форме. Например: «а теперь давай нарисуем букву А на земле палочкой, выложим ее спичками, макаронами, пуговицами или попоем ее», так счет малыш должен усваивать, не запоминая цифры, а считая яблоки в вазе, кубики на полу или голубей на улице.

В 4 года считается нормальным, если ребенок собирает простейшие паззлы или разрезные картинки из 4-5 частей , умеет складывать пирамидку, различает предметы по цветам, форме и другим обобщающим признакам, разрезает бумагу по прямым линиям и умеет лепить простейшие фигуры из пластилина – шарики, «колбаски» и так далее.

Четырехлетний ребенок становится гораздо более социально активным, многие психологи советуют именно в этом возрасте начинать посещение дошкольных учреждений. В 4 года малыши уже умеют играть вместе в подвижные и настольные игры, самостоятельно решать большинство конфликтов, а также соблюдают правила детского социума: понимают, что нужно подождать своей очереди, не выхватывают чужие игрушки и так далее.

В этом возрасте дети становятся более самостоятельными и «независимыми» от родителей, а мамам и папам предпочитают задавать бесконечные вопросы и, конечно, делать что-то вместе с ними. Распространенная ошибка родителей детей после 4-х лет – это прекращение совместных игр и занятий, если раньше это было необходимостью, ведь малыш просто не могу долго заниматься чем-то один, то после 4-х лет большинство детей играют самостоятельно или в компании других детей. А родители с удовольствием прекращают совестные игры или прогулка, предпочитая заниматься своими делами, но, как предупреждают психологи, у такой «свободы» есть оборотная сторона – родители теряют тесную связь со своим ребенком и часто даже не догадываются, чему его «учат» уличные приятели и в какие игры он играет с ними. Конечно, совместные игры с другими детьми необходимы, но родители обязательно должны знать о настроении, мыслях и действиях своего ребенка.

Важнейшими навыками и умениями в этом возрасте считаются:

  • умение быстро бегать, прыгать, держать равновесие;
  • умение внятно произносить слова и предложения;
  • навыки самообслуживания и личной гигиены – умение умыться, аккуратно есть жидкую и густую пищу, надевать и снимать одежду и так далее;
  • умение считать хотя бы до 5 и знать все основные характеристики предметов: цвет, форму, размер и так далее;
  • умение находить сходство и различие в предметах и обобщать их в группы;
  • знание самых популярных сказок и мультфильмов — ребенок должен называть основных персонажей, рассказывать о событиях, происходящих в произведении и отвечать на вопросы;
  • умение рисовать простейшие картинки: «палка-палка-огуречик» и раскрашивать их;
  • умение держать в руках ножницы и резать по прямой;
  • умение налаживать социальные контакты со сверстниками и взрослыми людьми – может подойти и начать разговор с другими детьми, попросится в игру, разговаривать со знакомыми взрослыми.

Мальчики и девочки в 4 года

В 4 года становится особенно заметна разница в речевом развитии между мальчиками и девочками. Для представительниц прекрасного пола важно сказать как можно больше, выразить словами свои чувства, ощущения и так далее, их речь более развита, они легче запоминают и употребляют новые слова и стараются говорить как можно правильнее и понятнее. Мальчикам в 4 года важно донести до окружающих информацию, поэтому они чаще говорят короткими предложениями, коверкают слова или говорят на «своем» языке, не особенно переживая, понимают их или нет.

В этом возрасте становится заметна и разница между мальчиками и девочками в оценке одних и тех предметов и поступков. Девочек больше волнует их собственное отношение к происходящему и как это может отразиться на них самих. Увидев что-то новое, первым делом они отвечают на вопрос: нравится мне это или нет. А вот мальчиков чаще интересует сама суть происходящего, так что вопрос, который они зададут в аналогичной ситуации: что это? И зачем это нужно?».

В годы дошкольного возраста (от 4 до 6 лет включительно) у детей наблюдается закрепление и дальнейшее развитие функций коры больших полушарий. В этом возрасте у детей значительно усложняется как аналитическая, так и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Одновременно происходит дифференциация эмоций. В силу свойственных детям этого возраста подражания и повторения, содействующих образованию новых корковых связей, у них быстро развивается речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется. К концу этого периода у детей появляются единичные абстрактные понятия.

Физическое развитие ребенка в 4 года

Может уверенно стоять и ходить на цыпочках (носках). Все дети в этом возрасте могут стоять на одной ноге не менее 5 секунд, подпрыгивать 1–2 раза на одной (ведущей, обычно правой) ноге. К четырем годам ребенок четко определяется с ведущей рукой (правша или левша). В норме левша может немного отставать в координации одновременных движений руками и развитии речи.

Прыгает в длину с места на двух ногах не менее чем на 15–20 см. Может с места подпрыгнуть в высоту, то есть подскочить на месте с отрывом от пола. Свободно ходит и бегает по ступенькам лестницы вверх и вниз, ступая одной ногой на каждую из них.

Может поднять предмет с пола, нагнувшись в поясе с выпрямленными ногами. Бросает и ловит мяч двумя руками, не прижимая его к груди. Перекидывает небольшой мяч из руки в руку.

Бытовые навыки ребенка в 4 года

Полностью сам одевается и обувается, в том числе надевает футболку. Застегивает пуговицы. Некоторых детей можно научить завязывать шнурки. Раздевается самостоятельно; умеет складывать свою одежду перед сном.

Самостоятельно моет руки с мылом и вытирает их полотенцем. Можно воспитать привычку мыть руки после туалета. Большинство детей чистят зубы уже самостоятельно, меньшей части еще нужна помощь в выдавливании пасты на щетку.

Ест полностью самостоятельно (один).

Регулирует свои физиологические потребности. Самостоятельно ходит вовремя в туалет. Может уже со всей процедурой управиться самостоятельно, включая использование туалетной бумаги.

Ребенок и ранее пытался участвовать в повседневной жизни семьи, однако он скорее мешался под ногами, чем помогал. В 4 года его помощь может быть реально ощутимой. Следует привлекать ребенка к домашней работе и хвалить его, отмечая то, как он действительно помог вам.

Игра ребенка в 4 года

Самостоятельно собирает матрешку из четырех-пяти вкладышей (4–5 матрешек разного размера) в одну, ориентируясь на размер. Еще может потребоваться небольшая помощь по точному совмещению рисунка в двух половинках каждой матрешки.

Подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат). Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур, подбирает к соответствующим по форме отверстиям. Некоторые из них может назвать: шар, крыша (призма), столбик (цилиндр), кирпичик.

Умеет заводить ключом механическую игрушку. Начинает контролировать свое внимание и меньше отвлекаться - чаще хочет играть в настольные игры.

Появляются игры с переодеванием во взрослую одежду.

Этот период является расцветом самостоятельной сюжетно-ролевой игры. Например, играя с куклой, говорит: «я - мама», «я - доктор».

Становится возможной сюжетно-ролевая игра с двумя-тремя детьми. В таких играх происходит активное общение со сверстниками, в котором действия заменяются словами. В совместной игре с детьми пробует различные формы поведения: то сотрудничает, то агрессивен. Игра с детьми способствует формированию понимания необходимости спорить словами, а не физическим действием.

Любит играть с конструктором и другими строительными материалами. Делает из них сложные сюжетные постройки и называет их: дом, гараж, комната. Использует эти постройки для настольной игры с сюжетными игрушками (машинка, мишка, кукла).

Появляются любимые игры. Моет играть в какую-нибудь одну игру достаточно долго: от 10 до 40 минут.

Рисование
Правильно держит карандаш. Вслед за показом взрослого рисует квадрат, реже - треугольник. Напомним, что более сложным заданием является копирование, которое отличается от рисунка по показу тем, что при копировании ребенок не видит то, как вы сами рисуете. Ребенок копирует с уже нарисованного вами рисунка. Поэтому скопировать квадрат, в отличие от его рисования по показу, сможет не каждый ребенок. Но к четырем годам уже все дети должны уметь копировать крест. Результат копирования креста считается тем лучше, чем ближе линии креста пересекаются в середине.

Самостоятельно или по просьбе может нарисовать нечто похожее на домик. Часто рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (дорожку, дождик, домик и др.).

Рисует человечка из двух частей. Большинство детей в этом возрасте нарисуют человечка уже из трех частей - туловище, голова, ноги. Закрашивает рисунки, лепит из пластилина.

Улучшается понимание количественных соотношений. Представление о числе расширяется - показывает и говорит: один, мало, много. Можно научить ребенка считать до четырех. Если положить перед ребенком 4 кубика и попросить: «Посчитай, сколько перед тобой кубиков», - то посчитает их правильно и без подсказок.

Ориентируется в семи цветах, в том числе знает черный и белый цвета. Подбирает их по образцу или по просьбе взрослого: «Дай мне красный кубик, дай мне черный кубик». На вопрос «Какого цвета кубик?» правильно называет 3–4 цвета.

При правильном воспитании соблюдает элементарные требования поведения в обществе, на улице.

Речь ребенка в 4 года

Называет свой возраст, имя, фамилию и адрес. Правильно называет время дня (утро, вечер). Можно научить называть взрослых по имени и отчеству. В 4 года должен уметь составлять фразы из четырех-пяти слов. Может связывать такие фразы в более сложные предложения: «После того как мы поели, мы пошли на улицу и играли с мячом». Чаще использует союзы и союзные слова: чтобы, потому что, если, тот, который и т.д.

Может подробно рассказать взрослым о событиях за день. Пересказывает простую сказку. Описывает сюжетную картинку.

Начинает понимать простые шутки, развивается чувство юмора. Чувствует разницу между фантазиями и реальностью.

Различает и называет свой пол (мальчик или девочка), пол взрослых (дядя, тетя) и других детей.

Внимание!

Если неправильно или нечетко произносит один или несколько согласных звуков, следует обратиться за консультацией к логопеду.

Как кормить ребенка в 4 года

Основные принципы составления меню Недопустимым считается, когда в суточном меню присутствуют две каши плюс крупяной гарнир на второе. Желательно в течение дня подавать два овощных и одно крупяное блюдо. Если на обед овощной суп, то на второе гарниром давать крупяную кашу или макароны. Если суп крупяной, то гарниром ко второму блюду должны быть овощи. Нежелательно продукты, богатые белком, сочетать с жирами, иначе они дольше задерживаются в желудке и требуют большого количества пищеварительных соков. Рекомендуется богатые белком блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, давать в первой половине дня - на завтрак и обед.

Во время обеда ребенок обязательно должен есть суп, ведь вещества в овощных или мясных бульонах стимулируют рецепторы желудка, а это повышает аппетит, улучшает процессы пищеварения. Готовить следует каждый день свежий суп и не предлагать его ребенку слишком горячим или холодным. Выбор первых блюд для детей 3–5 лет не имеет особенных ограничений: бульоны, супы на бульонах с добавлением овощей, круп, клецек, галушек, вегетарианские и молочные супы. Давать в объеме 150–180 мл трехлетнему ребенку, четырех-пятилетнему - 180–200 мл на порцию. В качестве вторых блюд на обед следует предлагать котлеты, биточки, тефтели, тушеные овощи с мясом, рыбой, птицей; каши, макаронные изделия, овощи на гарнир.

В обед ребенок должен обязательно есть салат, лучше из сырых овощей, также можно к ним добавить зелень. На ужин ребенку следует давать легкоусвояемую пищу, т.к. ночью процессы пищеварения работают неактивно. Подойдет молочно-растительная пища. Рекомендуется составлять меню вперед на неделю, учитывая продукты, которые ребенку необходимы ежедневно, а некоторые из них он может получать 2–3 раза в неделю. Что нужно давать ежедневно: вся суточная норма молока, сливочное и растительное масло, сахар, хлеб, мясо, крупы, овощи, фрукты, свежая зелень петрушки, укропа и шпината, лук (зеленый и репчатый). Рыбу желательно предлагать два раза в неделю, яйца, творог, сыр и сметану можно давать ребенку не каждый день, но в течение 10 дней количество этих продуктов должно быть представлено в полном объеме возрастной нормы. Повторять блюда желательно не чаще одного раз в три дня, т.е. если сегодня ребенок ел пюре, рыбу и свекольный салат, то следующих два дня эти продукты не предлагаются.

Объем пищи за прием должен соответствовать возрасту ребенка, не стоит его увеличивать, т.к. это способствует снижению аппетита, приводит к нарушению нормальной работы пищеварительных органов. Потребление хлеба и каш можно немного увеличить в холодное время года и уменьшить в летний период. Вязкие каши следует заменить рассыпчатыми. Наиболее ценными крупами являются гречневая и овсяная, содержащие белки и минералы, важные для развития ребенка. Из напитков можно все: свежие соки, компоты из свежих и сушеных фруктов, консервированные фруктовые или овощные соки для детского питания, питьевая вода с содержанием селена и йода, отвар шиповника. Из горячих напитков родители могут предложить некрепкий чай, компот, кисель, суррогаты с вкусовым подобием кофе, один-два раза в неделю можно давать какао. Чай, кофе и какао желательно разбавлять молоком. В качестве сладостей рекомендуется мед, домашнее варенье, пастила, горький шоколад, зефир и мармелад.

Приучайте детей есть молча, пользоваться салфеткой, при выходе из-за стола заставлять за собой стул и благодарить взрослых. Сохранение в возрасте 3–5 лет хорошего аппетита, воспитание привычки ребенка есть в определенное время, владение культурно-гигиеническими навыками - это прекрасная подготовка к школе.

Вот вы и пришли к своеобразному переходному возрасту вашего мальчика. 4 года – этот тот возраст, когда, еще казалось бы, маленький ребенок становится другим. Он становится взрослым. Маленьким, но взрослым. Ярче всего меняется характер мальчика. В возрасте 4-х лет нужно максимально аккуратно и внимательно отнестись к изменениям в восприятии мира вашего ребенка. От этого зависит дальнейшее развитие мальчика.

Но обо всем по порядку. Что же именно меняется в мальчике в 4 года, и что он должен уметь?

О характере и психологии

Часто в этом возрасте родители ведут своих детей к психологу. В ребенке многое резко изменилось, а что с этим делать – не известно. Все просто, это переходный период в осознании мира мальчиком. Из состояния совсем незрелого детского отношения к происходящему вокруг ребенка в 4 года все переходит в более осознанное русло. Взгляд на мир становится серьезнее. Бывает так, что на этом фоне настроение у мальчика становится пессимистичным, появляется ощущение бесполезности, ненужности, он говорит, будто никто его не любит.

Часто катализатором таких мыслей и есть сами родители. Важно понимать, что психика ребенка в 4 года, а особенно в таком возрасте, достаточно хрупкая. Он начинает осязать эмоции и чувства, пробует их, применяет к разным ситуациям и смотрит, что из этого получается. Грусть, обида, стыд, разочарование – все это очень нестабильно в 4 года.

Поход с ребенком к психологу это, конечно, хорошо, но стоит начать все-таки с себя. Для этого стоит самостоятельно обратить внимание на свое поведение. Достаточно ли вы уделяете время мальчику? Хвалите ли вы его искренне за его победы или так, дежурная фраза о том, что он молодец? А должен ли родитель это делать?

А ведь он уже должен к 4-м годам уметь чувствовать, замечать, делать собственные выводы. А главное, мальчик должен уметь брать пример с родителей.

Нельзя позволять все, хвалить просто так и разрешать халтурить. Но родителям крайне важно уметь выстроить систему наказаний и поощрений для мальчика. Это не так просто, но они должны этому научиться. Так ребенок станет понимать, что делать хорошо, а что – плохо. Это базовое воспитание ценностей, которое будет с вашим мальчиком на протяжении всей жизни.

Навыки: что должен уметь ребенок в 4 года.

Все очень просто. Помимо базовых этапов развития, к 4-м годам у мальчика есть все те навыки, которыми вы их научили. Одним словом, он к этому времени должен уметь все, что вы в него вкладывали.

В таком возрасте хорошо начать прививать культурные ценности. Он на этапе формирования эмоций, и такая полезная способность, как должен уметь, видеть и чувствовать прекрасное, должен уметь различать хорошее от плохого, вкус от безвкусицы, очень хорошо ляжет на этот период развития.

Водите мальчика в театры, спектакли, концерты. Все, что ему может понравиться. Но не переусердствуйте, если ребенку совсем не хочется посещать подобные мероприятия, и он идет туда из-под палки, по принуждению, потому что мама с папой сказали «надо» – толку от этого мало. Нет, вы, конечно, добьетесь результатов, но только обратных – мальчик еще долго будет относиться к культурной жизни и выходам в свет с осторожностью и пренебрежением. Ищите во всем меру.

В этом же возрасте дети начинают интересоваться профессиями. Открывают для себя огромный мир, в котором взрослые люди что-то делают. Прицениваются, присматриваются к тому, чем бы занялись они – от художников и до космонавтов, от машинистов поездов до ученых.

Такой ранний выбор профессии – хороший и важный воспитательный момент. Ребенок в 4 года уже начинает чувствовать себя частью мира, воспитывает в себе взгляды на отношения между людьми, в том числе и деловые. От выбора профессии в детстве порой зависит выбор его специальности в ВУЗе, а возможно, и в дальнейшей жизни, причем не столь важно, какая профессия привлекает ваше дитя. Это может быть автослесарь в таком возрасте, что потом, спустя 10-20 лет, окажется началом карьеры большого инженера или желание стать учителем закончится карьерой ученого, писателя и множеством других ответвлений. Главное, положенное начало, точка входа. Для многих она действительно лежит где-то в возрасте 4-х лет.

На выбор профессии оказывает влияние детский сад, родители друзей ребенка и ваших знакомых, с которым пересекается ваш сын или слышат о них в разговорах. В этом возрасте дети уже научены слушать, воспринимать и оценивать, сравнивать, делать какие-то свои выводы на основе информации из окружающей среды.

Но самую большую роль в выборе «ранней специальности» играют сами родители. Они – пример во всем. И от того, как ваша работа будет влиять на сына, зависит его мнение о трудоустройстве.

Чему еще научить ребенка в 4 года

Самое время изучать буквы. Начните с самых простых – гласных. Они легче всего усваиваются у малышей. Завершать стоит на самых сложных буквах, шипящих. Для таких занятий можно купить буквы на магнитах, развесить их на холодильник и вместе двигать их, составляя слова. Можно также выкладывать сами буквы из кубиков, палочек, лепить из пластилина, пластика или любых других безопасных материалов, которые вам доступны.

Также в этом возрасте стоит обратиться к логопеду на консультацию. Если есть хоть малейшие намеки на дефекты произношения – специалист их заметит и подскажет, в каком направлении двигаться, и какие упражнения выполнять, дабы в дальнейшем эта проблема не укоренилась и не стала трудноисправимой. Многим нравится, например, картавость или другие небольшие дефекты речи, но в юношеском возрасте мальчик может начать комплексовать из-за них.