Естественное родительство вредительство. Главные принципы позитивного родительства. Основной подводный камень оказался для меня таким

Естественное родительство – нестандартный подход к воспитанию малышей первых лет жизни по-прежнему инспирирует самые жаркие дискуссии и нешуточные баталии среди родителей, педагогов, медиков и психологов. Эта методика вызывает неоднозначное впечатление. Данная тема обширна и многопланова, в одной статье нам вряд ли удастся охватить все ее аспекты, но мы все же попытаемся.

Что такое естественное родительство?

Как появилась теория естественного родительства?

Natural Parenting в переводе с английского языка означает «естественное родительство или воспитание». Одним из главных идеологов этой теории стала американская писательница Жан Ледлофф, которая прожила два с половиной года в джунглях Латинской Америки в индейском племени екуана. Писательница пришла в полный восторг от безупречного поведения «маленьких ангелов» — детишек джунглей. Она собственными глазами увидела гармонию, царящую в этом племени. Вернувшись из экспедиции, Жан Ледлофф написала замечательную книгу о методе воспитания по-настоящему счастливых детей. Эта книга позволила многим родителям пересмотреть свое отношение к процессу воспитания своих малышей.

Что включает в себя понятие «естественное родительство»?

Естественное родительство (ЕР) — уход за детьми, основанный на удовлетворении их физических и эмоциональных желаний и потребностей. И что же в этом нового? – спросите вы. Любой родитель пытается воспитывать своего ребенка, основываясь на научных данных медицины, педагогики, психологии. Все правильно, но ЕР в первую очередь основывается на теории эволюции, на развитии детеныша человека как определенного вида. Сама по себе эта методика предполагает максимальное сближение малыша и матери. Мама воспитывает своего ребенка так, как это делали ее далекие предки. Зачем заново придумывать колесо? Оно уже давно существует. Возьми его и применяй по назначению. Эти слова полностью выражают главную идею ЕР. То есть родители должны учиться воспитывать детей у самой Матушки Природы.

Одним из главных принципов данной методики считается эмоциональное звено. А именно: всесторонняя забота, всеобъемлющая любовь и безграничное уважение ребенка как личности.

Но это вовсе не означает, что вся жизнь матери полностью растворяется в потребностях ребенка. Ничего подобного! Ребенок и мать развиваются вместе не только на физическом уровне, но и на эмоциональном. Противники методики ЕР не отрицают, что данная теория способствует возникновению сильного эмоционального контакта между детьми и родителями. Благодаря чему, детишки вырастают самодостаточными и уверенными в своих силах людьми. Они позитивно воспринимают всю окружающую их действительность. Интересно, но практически все аргументы, которые мы привели выше, говорят лишь о пользе этого метода воспитания. Почему же вокруг естественного родительства столько споров и дебатов. Попробуем разобраться, но сначала перечислим основные принципы этого учения.

Принципы естественного родительства

Только что родившийся человек имеет не только физиологические потребности, но и огромные задатки и ресурсы. Природа постаралась и заложила в него безграничную любовь и огромное доверие к миру. Конечно, жизнь на нашей планете не слишком похожа на райский сад, но это не означает, что родители должны переложить на себя все заботы о развитии малыша, тем самым, исключив его собственные ресурсы приспособления.

  1. Первый принцип этой методики предполагает роды в домашних условиях или в условиях роддома, но без медикаментозного вмешательства . Роды в медицинских учреждениях должны быть максимально приближены к естественным. Никаких гинекологов, только акушерская помощь в редких случаях. Очень часто роды в таких семьях воспринимаются как семейное событие, но не медицинское. После рождения ребенок и мать неразлучны.
  2. Грудное вскармливание не менее 2 лет . Желательно, чтобы малыш сам отлучился от груди. Последователи данной практики очень важным считают тактильный контакт ребенка с матерью. Никаких бутылочек, сосок, пустышек! Прикорм вводится после шести месяцев или с появлением первого зуба. Основным питанием малыша до года является грудное молоко. В прикорм входят продукты, которые едят родители, никаких покупных протертых пюре. Обычный семейный стол. Кормление осуществляется по требованию ребенка. Режим питания не имеет ничего общего с данной методикой. Малыш ест сколько хочет и тогда, когда хочет.
  3. Последователи данной методики ратуют за естественную гигиену ребенка . Они полностью отказываются от памперсов и всевозможных подгузников. Родители отслеживают желание ребенка и высаживают его над тазиком или над горшочком. Они не купают ребенка в кипяченой воде, не моют соски перед каждым кормлением и не проглаживают пеленки,
  4. Сторонники этого метода настаивают на пользе совместного сна малыша с мамой или с обоими родителями. Как показывает медицинская статистика, при совместном сне ребенка с родителями в разы снижает риск возникновения СВДС — болезни непредсказуемой и малоизученной.
  5. Естественное родительство предполагает ношение ребенка на руках и в слинге . – специальное приспособление для переноски детей. Чаще всего – тканевое.
  6. Малыши дома длительное время могут находиться абсолютно голенькими, таким образом, они закаливаются. Родители не должны кутать ребенка, выходя на улицу в любую погоду. На них должно быть надето на одну кофточку меньше, чем на маме. И это вполне закономерно, ведь мамина терморегуляция уже «испорчена». Родители активно занимаются закаливанием малыша , делают ему массаж, часто выкладывают его на животик, а с полутора месяцев уже катают на санках. Шведские стенки, турники и кольца есть в каждой семье, занимающейся естественным воспитанием.
  7. Приверженцы данного метода очень консервативно относятся к всевозможным прививкам и фармакологическим препаратам. Однако сразу хотим отметить, что в естественном родительстве существует довольно большой разброс во мнениях. Стоит ли приобретать коляску или носить ребенка только на спине, делать ли или написать отказ, полностью исключить медицинскую помощь или в случае необходимости пользоваться услугами врачей — каждая семья решает сама.
  8. Сторонники данного метода держат ребенка на руках, сколько он захочет. Возможно и целый день! Они убеждены, что выражение «ты приучаешь его к рукам» — звучит очень забавно, так как мама девять месяцев до родов носила малыша в себе и особых неудобств при этом не испытывала. Им было хорошо вместе! Так почему же сейчас одному из них должно быть одиноко и страшно? Малышу рано или поздно захочется почувствовать свободу. Действительно, вряд ли пятнадцатилетнему подростку захочется полежать у мамы на ручках!

Многие родители, которые придерживались метода естественного родительства, были бесконечно удивлены — оказывается и с грудным ребенком можно прекрасно высыпаться. Неужели эта методика настолько безупречна? Ведь наши бабушки и мамы воспитывали нас совершенно по-другому: кормили строго по режиму, укладывали спать отдельно, постепенно вводили жидкий прикорм и, конечно же, старательно отучали «от катания на ручках». Кто же прав – приверженцы классического воспитания или естественного родительства? Попробуем разобраться.

Все «за» и «против» естественного родительства: мнения специалистов и родителей

Преимущества естественного родительства:

  • Установление прочной связи на эмоциональном уровне между родителями и ребенком.
  • Длительное грудное вскармливание обеспечивает прекрасный иммунитет у ребенка, защищает его от аллергических проявлений, диатеза, астмы, А также существенно экономит финансовые средства, требуемые на покупку всевозможных молочных смесей.
  • Ношение ребенка в слинге освобождает руки и позволяет маме заниматься самой разнообразной деятельностью.
  • Совместный сон в родительской постели минимизирует риски СВДС и помогает избавиться от младенческих колик.
  • Домашние роды позволяют женщине чувствовать себя в безопасности и не паниковать беспочвенно.
  • Психологи утверждают, что дети, спящие в детстве вместе с родителями, в дальнейшем не страдают от заниженной самооценки.

К. Перхова, редактор журнала «Домашний ребенок»:

Многие, родив дома, увольняются с работы, уезжают в экопоселения, кто-то покупает свою землю. В любом случае, жизнь очень сильно меняется. Человек начинает читать книги, ходить на семинары, искать информацию в Интернете – пытается сам разобраться во всем, что ему предлагают, а потом уже решить, надо это его ребенку или нет. Приходит умение задавать себе вопросы: «Почему я должен водить ребенка в какую-то усредненную школу? Вводить ребенку какие-то препараты, о происхождении которых я не знаю?»

А потом это уже выливается в домашнее образование – в этих семьях не водят детей в детсад и в школу. И эти дети не вырастают асоциальными. Наоборот, они становятся очень творческими, яркими личностями. Но все проходят через этот процесс слома старых ориентиров и поиска новых. Это подчас мучительно, иногда семьи даже распадаются – уж слишком это меняет людей, и многие не выдерживают. В любом случае, это новая формация родителей и новая формация детей. И многие из этих людей не находят себя в этой стране – например, летом они живут в Москве, а зимой уезжают в Индию или в Таиланд, и дети там растут здоровыми, свободомыслящими.

Мария из Звенигрод, мать 2 детей :

В беременность дочкой я прочитала книгу Ледлофф “Как вырастить ребенка счастливым”, книга меня очень
впечатлила. Я стала искать подобную информацию, прочитала Мишеля Одена
“Возрожденные роды”, потом был сайт «Сознательно» с хорошими
статьями и подборкой литературы, сообщество соло-роды в жж и группа в
одноклассниках, через которую я познакомилась со своей акушеркой. В жк мне
напророчили выкидыш, а окулист сразу сказал, что только плановое кесарево (у
меня близорукость, примерно -6 на оба глаза). Ни выкидыша, ни кесарева мне
совершенно не хотелось, потому в жк я больше не ходила, искала альтернативы. Знакомые рожали дома, и мне понравилась эта идея, я чувствовала, что готова к этому. Вообще считаю, что роды, это интимное семейное мероприятия, которое должно проходить в спокойной комфортной обстановке в присутствии самых близких людей. Что не должно быть никаких посторонних вмешательств без крайней необходимости (которая возникает у считаных процентов). Все животные рожают сами (ну кроме сильно домашних), нужно, чтобы было лишь тепло, темно и укромно. Рожали мы с мужем и акушеркой, в квартире в Звенигороде. Дочь родилась капризная и требовательная, я не могла ее положить, она отказывалась спать без груди во рту и вообще лежать без меня, и слинг очень спасал, так же как гв, сс и фитбол. Очень помогали мамы, уже имеющие опыт естественного родительства, те самые, из сообществ. Потом, когда дочке исполнилось полгода, я познакомилась уже с реальными подобными мамами и это – бесценная поддержка и опыт. С сыном вопроса о том, где рожать, не стояло. Был вопрос, рожать ли самим или с акушеркой, хотелось самой, муж хотел акушерку, но особо не настаивал. Собственно, сын родился значительно быстрее дочки и оказался достаточно спокойным, поэтому сейчас я ношу его значительно реже.

Недостатки естественного родительства

Любая методика создает определенные рамки, которые не всегда срабатывают в непредвиденных ситуациях. В этой методике нет четких понятий. Что такое естественное родительство и возможно ли оно в неестественных условиях, в которых все мы живем?

  • Конечно, в южных странах высаживать ребенка в кустики (по надобности) вполне разумно. Но что делать российским мамочкам зимой в 30 градусный мороз?
  • Слинги – замечательно! А что если ваш ребенок отказывается сидеть в переноске?
  • Вызывает массу вопросов и отказ от прививок. Ведь благодаря вакцинации была побеждена оспа и существенно снизилась у детей заболеваемость полиомиелитом.
  • В силу физиологических особенностей некоторые женщины не могут рожать естественным путем. Есть масса примеров, когда дети и роженицы умирали из-за отсутствия своевременной медицинской помощи. Даже если естественные роды будут проходить при участии акушерки, не исключено, что младенец может погибнуть из-за отсутствия необходимой аппаратуры.

Е. Меланченко, детский невролог о книге Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым» :

Ледлофф пишет о том, что если ребенка носят на руках всё время, то изменение положения маминого тела в пространстве достаточно для развития вестибулярного аппарата малыша. Но городская мама перемещается по ровному полу или асфальту, не лазает по горам и деревьям, не ходит по качающимся мостикам. Так что постоянное ношение ребенка на себе не гарантирует нормального развития, этого просто недостаточно. Так что нашего городского современника мы советуем как можно раньше выкладывать на широкий диван или лучше на пол (на ковер) — из соображений безопасности и для реализации врожденного двигательного потенциала.

Еще один смущающий момент. У мамы-индианки постоянно есть помощники. Европейские и американские мамы живут отдельно от своих родителей, и далеко не у каждой есть средства для того, чтобы нанять помощника по хозяйству. Кроме того, ребенок екуана живет среди любящих родственников. В нашей среде не так часто встретишь нянь, которые с теплотой и вниманием относятся к своим воспитанникам.

Откуда же берется чувство врожденной безопасности, описанное Ледлофф? Ребенок екуана, которого таскали по горам и долам, действительно имеет хорошо разработанный вестибулярный аппарат. Так что нет ничего удивительного в том, что дети могут избегать травм и повреждений в обычной жизни. По нашему (отечественному) опыту, дети с правильным двигательным развитием, хорошим вестибулярным аппаратом спокойно залезают в труднодоступные места, не причиняя себе никакого вреда. Однако назвать это качество врожденным мы не решимся. Потому как дети, имеющие отклонения в развитии описанных выше необходимых движений, чаще получают травмы, чем те, кто правильно «созревал» на первом году жизни.

О. Князева, психолог:

Мы давно живем в мире, созданном человеком. Автомобили, многоэтажные дома, компьютеры – неестественная среда обитания. Готовы ли мы отказаться от благ цивилизации и вернуться назад, к природе в буквальном смысле, и надо ли это делать? Отказ от подгузников, от колясок, от искусственного питания – неужели это делает нас ближе к природе и позволяет вырастить счастливого и здорового ребенка? Жить в современном обществе и при этом создавать для ребенка искусственную среду (без техники и т.д.) означает препятствовать малышу осваивать мир, в котором он родился. Помочь ребенку адаптироваться в обществе, на современном ландшафте – одна из важных задач, стоящих перед родителями.

Жить-то ребенку придется не в изолированной и искусственно созданной родителями среде, а в реальном мире. Время, отпущенное природой для выработки необходимых навыков взаимодействия ребенка с окружающей средой, ограниченно. Истории детей–маугли наглядно свидетельствуют об этом.

Многие поклонницы книги Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым» воспринимают принцип преемственности, естественности в воспитании как догму. Наподобие езды без тормозов. Это зачастую приводит к невероятным выводам. К примеру, таким: «ребенок родился в воде, в неестественной среде, значит, он будет ненормальный».

Системно мы понимаем: что естественно для одного человека, то вовсе не естественно для другого. Каким образом ребенок появился на свет, не влияет на его векторальный набор, на его внутренние свойства. Это может повлиять на развитие векторов ребенка в случае родовых травм.

Безусловно, сама по себе данная методика очень интересна. Некоторые ее положения даже имеют под собой общепризнанные наукой обоснования. Однако ее принципы не бесспорны и вызывает ряд закономерных вопросов. У естественного родительства есть много сторонников и последователей, но и довольно большое количество ярых противников.

Как внедрить в жизнь естественное родительство: самые полезные книги

В заключение хотелось бы отметить, что ЕР ничего общего с религией не имеет. Это стиль жизни, который выбирают родители. А насколько этот образ жизни подходит вашей семье – решать вам.

Естественное родительство (от англ. Natural Parenting ) - это стремление воспитывать детей, так, как это делали наши предки в первобытные времена. Основная идея в том, что мама лучше всех знает, что нужно ее малышу. У нее есть интуиция для того, чтобы понимать знаки, которые дает ей ребенок.

Сторонники подхода предлагают развивать в себе эту интуицию, чтобы быть на одной волне с ребенком. Еще один важный постулат метода – отказ от приспособлений, которые неестественны для ребенка от природы (таких как бутылки, сухие смеси, подгузники, а также детские кровати, люльки, манежи, коляски, ходунки и прыгунки). «Естественные родители» стараются не подпускать медицинский персонал в процессе беременности и родов, не разлучаться с ребенком, когда он еще совсем маленький, минимально использовать лекарственные средства, не делать детям прививки.

Элементы естественного родительства

2. Пребывание с малышом после родов.

4. Максимум телесного контакта – ношение в слинге , совместный сон в родительской кровати, отказ от колясок .

Минусы естественного подхода

1. У мамы практически нет возможности расслабиться: выйти одной куда-либо, посадить малыша в манеж или ходунки, дать ему соску. У нее мало личного пространства – своего места и времени.

2. В данном случае, вся ответственность на родителях. Она не делится с учителями, участковым педиатром или воспитателями детского сада.

3. Из-за большого количества правил («Хорошая мама кормит грудью до двух лет») у родителей может часто возникать чувство вины, если они делают что-то не так, как предписано.

Катя Хломова, детский и семейный психотерапевт: Идеи «вскружили» мамам голову относительно недавно. Этот стиль воспитания критикует традиционный подход к детству и предлагает в качестве альтернативы домашние роды, грудное вскармливание, ношение в слинге, высаживание, отказ от традиционных лекарств и прививок, прикорм с общего стола вместо детских пюрешек, и домашнее обучение как альтернативу саду и школе.

То есть, схема склоняет к тому, чтобы возвращаться к своим корням и отвергать многие дары цивилизации, как нечто, встающее между мамой и малышом. Новая схема, по большому счету, разделила мам на два лагеря – почитателей и противников натурального родительства.

Когда дочка была совсем маленькой, я, как и многие другие мамы, искала в Интернете ответы на разные вопросы. И я поняла, что ответов нет. Есть два противоборствующих племени , каждое из которых ревностно отстаивает свою правду: традиционные родители и «естественные».

На самом деле эти два лагеря – не только способ обращения с детьми. Это мировоззрение, образ жизни.

Я больше тяготела к «естественникам». Оглядываясь назад, я думаю, что этот подход много дал мне в плане возможности понять дочку и быть чуткой к ее потребностям. Но теперь мне кажется, что естественное родительство скорее бы подошло маме, у которой есть хотя бы минимальная помощь извне. В противном случае, вся жизнь начинает крутиться вокруг малыша. Я не могла позволить себе утешить дочку соской или посадить в манеж. Потому что … считала это почти преступлением! И это сильно выматывает физически и эмоционально. То есть, своего рода, роскошь быть с ребенком на все 100% каждую секунду.

Естественное родительство – это идея, оставляющая маме очень мало своего личного пространства – своей кровати, своей тарелки, своей минутки. И здесь должны быть очень хорошо продуманы ресурсы. Откуда пополняется энергия?

Еще важным мне кажется то, что у сторонников сознательного родительства больше шансов «скатиться» в чувство вины, столь губительное для ребенка. Потому что в этой концепции мама должна ребенку очень много, если не сказать «все». Есть там, как будто бы, претензия на то, чтобы быть идеальной. Но как детский психолог, я знаю, что для благополучного развития ребенку нужна обыкновенная мама. Желательно, спокойная. Пусть со своими недостатками.

В этом тоже есть загвоздка. Потому что сама теория естествнного родительства, скорее всего, не требует от мамы быть совершенной. Но первоначальная идея «близости» к ребенку стирается за внешними атрибутами: ГВ, слингами и совместным сном. Ведь можно без этого выполнять задачу близости, а можно при всем этом не выполнять.

Первое, что я, неопытная мама, вынесла для себя — это именно действия, которые я должна делать. Так было у меня. И тут я нисколько не претендую на то, что так было у всех.

Для меня в этой концепции оказалось много долженствования и мало выбора . В своем безмерном доверии ко всему прочитанному, я в какой-то момент подменила мысль «Я знаю, как лучше » на «Естественное родительство знает, как лучше ».

Получается, стиль, который изначально предполагает следование своим инстинктам в итоге встал между мной и моими инстинктами. «Какая же я любящая мама, раз я не высаживаю ребенка?» — но так любая философия рано или поздно станет тюрьмой.

Основной подводный камень оказался для меня таким:

пропагандируется то, что «Никто не знает лучше, чем мама». А на деле тексты не о поддержке маминой интуиции , а о том, как следует поступать хорошей маме .

Сейчас я думаю, что суть этого стиля воспитания, на самом деле, была не в презрении к ходункам, а в умении слушать себя и малыша, чувствовать друг друга и делать так, как подсказывает интуиция.
Некоторые мои знакомые, ярые «естественники» только к третьим родам позволили себе дать ребенку соску и одеть ему подгузник. Потому что это экономит силы. Но этот третий ребенок ничуть не менее любимый.

Здесь может быть и другая крайность. Легко перекинуть на «несовершенную теорию» свою собственную ответственность. Поэтому, мне хочется сказать, что, конечно, все было построено мной самой. Теория — лишь инструмент в руках каждого из нас. Так было и в моем случае.

В этом месте нужно подвести какие-то итоги. Но мне не очень хочется. Потому что любой итог чужого опыта – это ловушка для нового человека. Идеальная теория воспитания, пожалуй, заключается в том, чтобы при максимальной информированности оставлять последнее слово за собой. Никто не знает лучше, чем мы сами.

ФОТО — Юлии Зальновой

Само название – «позитивное родительство» внушает доверие. Это значит, никаких слёз, истерик – идеальные дети в отглаженных рубашечках. Так ли это на самом деле? «Детстрана» решила разобраться в этом вопросе досконально.

Вы замечали, что тенденции современного родительства почему-то предполагают полную жертвенность мам и пап по отношению к детям? Потакать, угождать, не запрещать, не наказывать - и всё это в ущерб интересам взрослых. А что в итоге? Перед нами люди, разочаровавшиеся в статусе «мам» и «пап», и неимоверное количество неуправляемых, эгоистичных и избалованных детей. Некоторые родители следуют принципиально иному методу воспитанию - авторитарность, физические наказания, оправдывая себя тем, что «нас так воспитывали - и ничего, выросли».

А вот позитивное родительство - это нечто совершенно иное, это конструктивное, логичное и спокойное взаимодействие с ребёнком. Итак, главные принципы позитивного родительства.

1. Ребёнок имеет право быть другим, отличаться от других

Он не обязан быть отличником, как соседский Вася, не обязан играть на скрипке, не обязан любить театр и вполне себе может быть противником путешествий. И поддаваться стереотипам, насильно ведя ребёнка на курсы английского (ведь это пригодится, это нужно), не стоит. Уважайте право даже самого маленького человека быть собой.

2. Ребёнок может совершать ошибки

Признайте за ним и это право тоже - идеальных людей не бывает. Но опять же, что считать ошибкой? Пятилетний ребёнок, разбивший дорогую вазу, не совершил ошибку - он её действительно уронил случайно, не имея злого умысла. Поэтому ругать, кричать и вообще воспринимать этот факт стоит как досадную оплошность. Если же подросток пришел домой с синяком под глазом, вместе охов и воплей «Кто виноват», задайте три вопроса:

  1. «Что случилось?» - и ребёнок рассказывает факт.
  2. «Ты сделал какие-то выводы, эта ситуация тебя чему-то научила?» - и подросток, даже если ещё никаких выводов не сделал, начнёт рассуждать на эту тему.
  3. «Как ты поступишь в следующий раз, что ты сделаешь по-другому?» - и ваш ребёнок сформирует позитивную картинку.

3. Ребёнок может выражать негативные эмоции

Он может заплакать - от обиды, усталости, из-за проблем в школе, может сказать вам, что вы, по его мнению, несправедливы. И это не хамство! Совершенно нормально давать выход эмоциям, а не копить негатив в себе. Во-первых, выход эмоций облегчает состояние, а во-вторых, это доверие - кому, как не родителям, можно продемонстрировать свою слабость?

4. Ребёнок может хотеть большего

Ребёнка, который знает, чего хочет, легче побудить к чему-либо, предоставив ему возможности для достижения целей. Если ваш ребёнок с младенчества будет жить по принципу «хотеть не вредно», то в зрелом возрасте он сможет терпеливо ждать исполнения своих желаний. Только полная, безграничная свобода «желать» позволяет ребёнку из огромного списка возможностей найти то самое своё желание, призвание и счастье.

5. Ребёнок может говорить «нет», но последнее слово остаётся за родителями

Очень важно понимать разницу между свободой, предоставляемой ребёнку, и вседозволенностью. Суть этого принципа заключается в том, что он позволяет контролировать ребёнка без запугивания, унижений и наказаний. «Я не буду надевать шапку», - заявляет вам дочь, когда на улице метель и минус 20. В своём праве на бунт она понимает, что может и не следовать вашим указаниям, но при этом осознаёт и то, что все последствия неподчинения становятся её ответственностью. Ваша задача - объяснить, чем могут быть чреваты её действия, и спросить, готова ли она к ним. Если бунт продолжается, вы можете сказать примерно следующее: «Я понимаю, что ты готова к последствиям. Но я ответственна за тебя и твоё здоровье, поэтому не могу тебе позволить так поступить».


Принцип первый
«Ты можешь быть другим»

Этот принцип выражает потребность и право детей быть особенными и любимыми, быть личностью. Если мы не понимаем и не признаем, что дети разные, они никогда не смогут получить то, что именно им необходимо, а именно отзывчивость и склонность сотрудничать со взрослыми.

Принцип второй
«Ты можешь ошибаться»

Для того чтобы дети росли уверенными в себе и сохранили здоровую и естественную потребность порадовать своих родителей, им необходимо понимать, что они имеют право на ошибки. И если ошибки не прощаются, дети прекращают прилагать усилия, либо сдаются в процессе попыток, столкнувшись с маленькими неудачами. Ребенок должен знать, что на каждую ошибку и неудачу в своей жизни он может рассчитывать на поддержку взрослых в форме сочувствия и готовности родителя взять на себя ответственность за совершенную ребенком ошибку. Пусть даже на первый взгляд кажется, что родители здесь не причем и все сделано руками ребенка. Но ощущение того, что ребенок не один отвечает за свои ошибки и есть кто-то, кто готов принять ответственность за то, что он сделал, избавляет человека от страха делать в своей жизни что-то новое. Таким образом ребенок учиться брать на себя ответственность, идти на риск и стойко переносить неудачу.

Принцип третий
«Ты можешь переживать негативные эмоции»

Этот принцип позволяет детям смело развиваться, осознавая свои внутренние переживания. Этот фактор – фактор переживания негативных эмоций важен для детей для того, чтобы не потерять тягу к покровительству родителей, их руководству и признанию.

Принцип четвертый
«Ты можешь хотеть больше»

Этот принцип открывает возможность развиться ребенку в яркую личность и осознать свои собственные желания. Детей, которые знают, что они хотят, гораздо легче побудить к чему-либо, предоставив им больше возможности для достижения своих желаний. Дети, которые в детстве имели такую возможность – следовать принципу «хотеть не вредно», став взрослыми, учатся терпеливо ждать исполнения своих желаний, даже если не могут получить желаемое сразу.
Только полная, абсолютная свобода желать позволяет человеку из большого списка возможностей найти то самое желание, тот самый вкус счастья, который соответствует его природе, его опыту и предназначению.
К сожалению, слишком часто дети слышат упреки в том, что они плохие, избалованные, эгоистичные, если они прося большего, не получиют желаемого. И это касается нашего собственного опыта, нашего детства.
До сих пор подавление желаний было важнейшим воспитательным навыком, поскольку родители не знали, как справиться с негативными эмоциями, которые появляются естественно у каждого человека, если его желание неудовлетворенно. Об этом достаточно однозначно четко говорят ведические писания. В Бхагавад Гите говорится, что если человек не удовлетворяет свои желания, возникшие в его уме, в его сердце, или принесенные из прошлых жизней, то он испытывает гнев, и, как следствие, разочарование и обиду. Отсутствие гармонии в желаниях человека с желаниями окружающих его людей, законов природы, законов собственного тела, природы собственного ума, так или иначе приводит к возникновению негативных эмоций. И одним из серьезных навыков, пока человек не пришел на достаточно высокий уровень самоосознания, является то, как правильно проявлять негативные эмоции, чтобы они не ухудшали и не отягощали жизнь окружающих людей и самого человека, не способствовали его деградации.

Принцип пятый
«Ты можешь говорить нет»

Особенностью этого принципа является то, что он напоминает нам о том, что свобода является основой позитивного воспитания детей, позитивного родительства. И этот принцип свободы касается каждого из четырех принципов, описанных выше - «ты можешь быть другим», «ты можешь ошибаться», «ты можешь переживать негативные эмоции», «ты можешь хотеть больше». И очень важно понимать разницу между вседозволенностью и свободой, которая дается ребенку. Не стоит связывать этот принцип со вседозволенностью. Суть этого принципа в том, что он позволяет осуществлять еще больший контроль над детьми без запугивания и пристыжения ребенка. Дело в том, что способность сопротивляться авторитету лежит в основе здорового осознания своего «Я», своей личности. В своем праве на бунт человек понимает, что он может не следовать вышестоящему авторитету, будь то родители или правительство, но при этом он понимает и принимает ответственность за все последствия своего неподчинения.

Руслан Нарушевич, психолог, специалист по аюрведе