Виртуальная школа приемных родителей. Школа приемных родителей

На базе Ресурсного Центра проводится набор в Виртуальную школу приемных родителей. Приглашаются граждане, желающие стать приемными родителями (опекунами, усыновителями). Виртуальная Школа приемных дает возможность пройти курс без потери качества обучения. Это тренинг, который проводится онлайн, все участники видят друг друга на экранах, и получают всю необходимую информацию, и участвуют в интерактивном взаимодействии так, как если бы группа проходила очно.
Даты занятий: 18.10.2018 – 27.11.2018 г.
Время занятий: с 19.00 до 22.30 по московскому времени
Онлайн-занятия проходят два раза в неделю - вторник и четверг. Онлайн-занятие длится 3 полных астрономических часа (4 академических), с небольшим перерывом. Каждому участнику необходимо иметь хорошую видео- и аудио-связь. Онлайн-занятия проходят в режиме «все видят всех», на специальной конференц-платформе. Помимо онлайн-занятий, часть материала выкладывается и обсуждается на интернет-площадке. Эта часть работы является также обязательной. Кроме того, участникам рассылаются необходимые материалы для чтения, а также домашние задания. В программу включено онлайн юридическое занятие, которое проводит тематический юрист. Всего онлайн занятий 12. Присутствие на онлайн-занятиях, а также выполнение письменных заданий обязательно.
Чтобы записаться в Виртуальную Школу приемных родителей, необходимо прислать заявку на мейл-адрес [email protected] В заявке укажите полностью фамилию, имя, отчество, место проживания и причину прохождения именно Виртуальной школы (труднодоступность обычных школ, отдаленный район проживания и т.п.). После этого вам будет выслано расписание собеседований, которые проводятся по скайпу. После формирования группы высылаются инструкции по подключению к видео-платформе, и расписание учебных дней. Обмен необходимой документацией (договора, документы подтверждающие личность, доверенности на получение свидетельств и пр.) происходит по почте России. Занятия проводят опытные ведущие школ приемных родителей, прошедшие обучение по проведению Виртуальной Школы.
По окончании обучения, при полном прохождении курса и выполнении всех требований к обучению, включая предоставление всех необходимых документов, участникам выдаются Свидетельства о прохождении подготовки установленного образца.
Виртуальная Школа приемных родителей начала разрабатываться и проходила апробацию начиная с октября 2015 г. За три года было проведено 6 учебных групп.

Несколько отзывов о школе:
Мысль взять приемного ребенка появилась у меня несколько лет назад. Документы собрала очень быстро, прошла ШПР и на этом этапе “зависла”, появились сомнения: потяну ли? Много читала по теме в форумах, блогах приемных родителей. В одном из журналов увидела информацию о наборе в Виртуальную ШПР. Я не могла пройти мимо! И и разу не пожалела об этом. Полтора месяца пролетели быстро, занятия были очень интересными и познавательными. С благодарностью, Инга.

Однозначно рекомендую всем, кто только задумался, или однозначно решил усыновить ребёнка, у кого есть вопросы, сомнения или отсутствие информации.
Самое главное – в школе мы с супругой получили ответы на наши и собственные вопросы. Получили полную информацию о том, что такое быть приёмным родителем, кто эти дети, которые остались без родителей, какие есть подводные камни в воспитании.
В ходе занятий удавалось получать ответы на более глубокие вопросы – понять чего мы хотим на самом деле, почему приёмного ребёнка, какого, суметь разобраться в самих себе.
Крайне ценным были гости, которые уже являются приёмными родителями, со стажем. Их приглашали, и не раз, чтобы рассказать свои истории, как вся преподнесённая нам теория проходила на практике, и конечно возможность задавать им вопросы.
Хотелось бы отдельно отметить приятную дружелюбную атмосферу, которая возникла в нашем классе, было легко и приятно общаться и делиться мыслями, чувствами и переживаниями как с преподавателем, так и с другими учениками. С уважением, Глеб

Школа очень помогает перейти от неотчетливых мечтаний к четко обозначенной реальности. Ольга и Ильнур.

Решение об усыновлении или принятии опекунства над ребенком может быть продиктовано разными причинами. Невозможность иметь собственных детей, трагедия с близкими родственниками или гуманистические побуждения — перечень можно продолжить.

Опекунские службы потребуют от человека документальные подтверждения возможности принятия на себя ответственности за ребенка. А вот научиться стать мамой и папой, получить необходимые навыки поможет школа приемных родителей.

Что такое Школа приемных родителей (ШПР)

Семейный кодекс РФ (статья 127), устанавливая требования к усыновителям, в числе прочих указывает на необходимость подготовки претендентов по специальным программам. Такие условия приняты с 1 сентября 2012 года.

Ключевые моменты организации работы школы приемного родителя прописаны в приказе Минобрнауки РФ № 253:

  • ответственность за развитие системы школ возложена на регионы;
  • субъекты РФ сами прописывают требования к программе на территории и форму обучения;
  • установлено сколько длится прохождение курсов в школе приемного родителя: срок не может быть менее 5 и более 180 дней;
  • определение учреждений, в которых созданы курсы обучения родителей возложено на отделы опеки и попечительства;
  • ожидание для кандидатов в усыновители на обучение в ШПР не должно превышать 30 дней;
  • для зачисления требуется письменное заявление;
  • проводить курсы для молодых приемных родителей вправе только специалисты, имеющие профильное образование;
  • работа с усыновителями должна проводиться индивидуально либо в небольших группах (до 15 человек).

Обучение осуществляется бесплатно, но, если в ШПР есть дополнительные курсы, выходящие за рамки основной программы, они могут быть и возмездными.

В ШПР родителям могут предложить прохождение психологического тестирования, результаты которого направят в органы опеки только при наличии письменного согласия.

В настоящее время некоторые школы предлагают дистанционные варианты обучения, законодатель это не запрещает. Но процесс получения знаний в отрыве от практических занятий и «живого» общения, должного эффекта не даст.

Цели и задачи ШПР

Главной задачей педагоги и психологи для семей с приемными малышами ставят осознание мотивации усыновления. Понятно, что ребенок попадающий под усыновление уже пережил психологическую травму, в той или иной степени. В связи с этим необходимо понять истинные причины кандидатов в усыновители, их психологическую готовность принятияребенка в семью во избежание дальнейших возвратов.

Деятельность курсов направлена на получение ответов на самые важные вопросы, в том числе:

  • понимание физиологических особенностей ребенка и детской психологии;
  • подготовка к возможным проблемам в приемной семье, изучение вариантов их минимизации;
  • оказание эмоциональной помощи и поддержки будущим маме и папе.

Цель обучения в ШПР будет выполнена, если истинное желание стать приемными родителями совпадет с наличием навыков и умений для этого необходимых.

Для кого предназначена школа

Прохождение подготовки в школе приемных родителей является обязательным этапом при любой форме устройства ребенка в замещающую семью:

  • в первую очередь речь идет об усыновлении, ведь ребенок становится родным и воспитывается как родной, принимая фамилию родителей;
  • опекунство, попечительство, предполагающее ответственность за жизнь и имущества ребенка до 14 (18 лет);
  • патронат- форма, при которой ребенок формально числится в детском учреждении, но имеет возможность воспитываться в семье;
  • семейный детский дом, созданный как аналог государственного учреждения, где одновременно должны воспитываться от 5до 10 ребятишек;
  • гостевая семья, предполагающая, что ребенок время от времени находится в семье наставника.

Законодатель предусмотрел ряд круг лиц, для которых обучение не является обязательством.

  1. Это ближайшие родственники малыша- бабушка, дедушка, братья и сестры (в том числе только по отцу или матери), мачеха или отчим.
  2. Лица, которые уже являются усыновителями или опекунами, т.е. доказали свою правомочность в данном качестве.

Курсы подготовки могут посещать те люди, которые еще не совсем определились в своих намерения, например, в части формы принятия обязанностей над несовершеннолетним. Проводимые в школе тесты и тренинги для приемных родителей как раз помогут это понять.

Программа ШПР

Программа обучения в ШПР составляется органами опеки и попечительства субъектов РФ и может разнится, но в ней всегда присутствуют четыре основных блока:

  1. Психолого-педагогический. Преподаются аспекты возрастных особенностей детей, приемы и методы воспитания. Создается и психологический портрет самих кандидатов в приемные родители. Рассказывается о семье, как форме воспитания: проблемах, конфликтах и способах их решения.
    Педагоги –психологи расскажут, когда и как открыть ребенку правду о его настоящих родителях, проработать имеющиеся эмоциональные травмы.
    Работа ведется и с самими претендентами в усыновители: их ожиданиями, сомнениями относительно принятого решения.
  2. Медицинский блок направлен на усвоение правил оказания первой помощи ребятам, методах диагностики в лечебных учреждениях. Важные знания даются в части развития детей с особенностями или задержками психического развития. Здесь будущих мать и отца научат элементарным навыкам обработки ран, основам правильного питания.
  3. Социальное направление программы поможет дать ответы на вопросы адаптации маленького человека в обществе: отношения в школе, со сверстниками, коммуникации с другими членами семьи.
  4. И, наконец, юридические вопросы. Освещаются темы , объема положенных выплат и социальных гарантий. Оказывается помощь в составлении документов: заявлений, прошений, в том числе и при смене форме устройства детей.

Формы обучения на курсах многообразны: лекции, тренинги, тесты, практические занятия, упражнения, индивидуальные или групповые собеседования, постановка ролевых сценариев.Может быть предложено написание сочинения на тему приема ребенка в свою семью.

Отдельное место в системе обучения отводится институтам наставничества и обмена информацией, когда более опытные приемные семьи в рамках коллективных тренингов передают знания своим начинающим коллегам.

Приветствуется похождение подготовки в ШПР обоих супругов, желающих принять детей в семью на воспитание, не возбраняется участие других совместно проживающих родственников.

С чего начать и куда обратиться

Заявить о намерении пройти обучающий курс в школе приемных родителей следует в органы опеки и попечительства по месту жительства. Именно эта служба организует деятельность ШПР на местах, ведет реестр учреждений, уполномоченных на проведение занятий, регистрирует выданные свидетельства о прохождении обучения.

Ознакомиться с перечнем ШПР на территориях можно самостоятельно на сайте Министерства образования и науки РФ (https://минобрнауки.рф/)

Свидетельство о прохождении ШПР

Документ о прохождении обучения и готовности стать материю или отцом Вам выдадут в

Школа приемных родителей — явление относительно новое. Но эти программы уже помогли немалому количеству детей и родителей найти друг друга и создать новые семьи. Что происходит на занятиях, кто их посещает, какие страхи есть у будущих родителей и на каких условиях можно взять в семью ребенка? Об этом Екатерине Хломовой рассказала Татьяна Маркова, педагог — психолог Окружной уполномоченной организации по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Что такое «школа приемных родителей»?

Это занятия, на которых потенциальных родителей готовят к тому, чтобы взять ребенка в семью. Ведущие рассказывают о психологии ребенка-сироты, о том, как он будет привыкать к новой семье, о юридических аспектах приема. Родители не только слушают лекции, но и обсуждают волнующие их темы, разыгрывают заданные ведущими ситуации, смотрят видео-сюжеты, участвуют в мозговом штурме, беседуют с выпускниками курсов. Как видите, основной акцент делается на взаимодействие ведущих и участников. Не менее важная часть подготовки — это индивидуальные консультации со специалистами.

Кто приходит на такие занятия?

Это не только молодые пары, которые, например, по медицинским показаниям не могут иметь детей. Это и состоявшиеся родители любого возраста, которые воспитывают или уже воспитали собственных детей. И приемные родители, которые не проходили подобные курсы, но считают, что они были бы им полезны. С сентября 2012 года обучение в школе приемных родителей будет обязательным для всех желающих принять в семью ребенка.

С юридической точки зрения приемный ребенок приравнивается к своему собственному?

Форм несколько: самой, скажем так, «легкой» формой является гостевой режим, который позволяет брать ребенка на выходные, праздничные дни и каникулы. Остальное время он живет в учреждении. Самая «сложная» форма (и наиболее предпочтительная для ребенка) — это усыновление. Это значит, что ребенка принимают в семью и воспитывают как своего собственного. «Промежуточные» формы семейного жизнеустройства - это опека (попечительство), приемная семья, патронат — здесь ребенок по сути является “государственным”, но живет и воспитывается в семье. Различия лишь в статусе приемного родителя.

Бывало ли так, что вы отговаривали родителей взять ребенка?

На занятиях не уговаривают и не отговаривают, потому что это работа с осознанным выбором людей. Наша цель как специалистов — это максимально полно рассказать потенциальным родителям о том, что их может ожидать после того, как в семью попадет ребенок. На курсах объясняют как себя вести и куда обращаться в случае необходимости.

И все же бывают ли случаи, когда объективно не стоит брать ребенка?

Мотивы потенциальных родителей бывают очень разные: быть нужным, не остаться одному, помочь ребенку, реализовать нерастраченный родительский потенциал. Например, у женщины погибает ребенок и она через непродолжительное время, еще не отгоревав по своему собственному, хочет взять приемного ребенка того же возраста и пола. В этом случае на него ляжет ответственность не только за самого себя, но и за того, на чье место он как бы встал. И ребенок, скорее всего, этого не потянет. Мама, сравнивая приемного ребенка со своим, скорее всего, будет делать выбор не в пользу первого («Я думала, что он будет таким-то, а он ведет себя вот так-то»). Тогда он имеет все шансы стать «козлом отпущения». В подобных ситуациях лучше повременить с приемом ребенка.

Видимо, не все, кто прошел школу, решаются взять ребенка?

Если родитель в какой-то момент говорит, что сейчас не готов принять ребенка на воспитание - это не говорит о его слабости. Это значит лишь то, что, что он сейчас не готов (не вообще, а в данный момент). Бывает так, что участники групп на наших занятиях избавляются от иллюзий и стереотипов, с которыми пришли, появляются какие-то жизненные обстоятельства, и люди могут передумать.

Какие страхи есть у будущих родителей? Как вы с ними работаете?

Страхи, в основном, касаются того, что ребенок унаследует какие-то негативные черты кровных родителей. Мы обсуждаем их, проясняем, и это снижает тревогу у потенциальных родителей.

Часто ли заходят папы?

Чтобы ребенок привык к новой семье нужно, чтобы она была достаточно гибкой и чтобы члены семьи были готовы к переменам. Поэтому участие обоих родителей было бы идеальным вариантом. Радует, что сейчас мужчины чаще стали включаться в процесс воспитания детей (в том числе и приемных). Конечно, они бывают скептически настроены к происходящему, но в процессе работы я вижу, что у многих позиция меняется. Женщины проще “вливаются”, потому что они, как правило, более тревожны, а курсы являются хорошей возможностью прояснить свои опасения и снизить тревогу.

Какие есть способы проверить — готов ли кандидат взять ребенка?

Специальных ходов нет, манипуляций с бессознательным участников мы не проводим. Работа ориентирована на осознавание и проговаривание основных моментов, связанных с приемом ребенка. Важно, чтобы люди избавились от иллюзий и стереотипных представлений. В противном случае, высок риск возврата, который зачастую происходит из-за неоправданных ожиданий.

Могут ли к вам обращаться родители, которые уже взяли ребенка в семью?

Российский и зарубежный опыт говорит о том, что важно не только готовить кандидатов, но и сопровождать готовые семьи. Участники всегда могут к нам прийти к нам на длительное сопровождение или получить разовые консультации.

Информацию и направление на обучение в ближайшую Школу приемных родителей вы можете получить в Органах опеки и попечительства по месту жительства.

Программа Школы приемных родителей

Составители:

Пилютик В.В. , социальный педагог, руководитель Школы приёмных родителей.

Кузьмина Е.А., педагог-психолог, системный семейный консультант, ведущий специалист Школы приёмных родителей.

Юраник В.Б. , педагог-психолог, системный семейный консультант, ведущий специалист Школы приёмных родителей.

Пояснительная записка

В настоящее время общепризнанно, что для развития ребенка оптимальной формой его жизнеустройства является семья. Основными проблемными зонами семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются риск возврата ребенка, жестокое с ним обращение, эмоциональное отвержение ребенка, что приводит к отрицательным последствиям не только для ребенка, но и для семьи в целом. В связи с этим, актуальными являются разработка и внедрение различного рода комплексных программ обучения и сопровождения принимающих семей.

Опыт работы Школ по обучению кандидатов в приемные родители показывает, что подготовка и дальнейшее сопровождение приемных семей способствуют уменьшению числа отказов от приемного ребенка, возникает меньше проблем и осложнений в процессе вхождения ребенка в новую семью и его дальнейшего воспитания. Обучение в Школе для приёмных родителей – это, прежде всего, возможность оценить свой семейный ресурс, осознать собственную готовность к приему ребенка-сироты, принять взвешенное решение.

Появление ребенка в семье требует перестройки внутрисемейного взаимодействия. Чтобы преодолеть кризис, закономерно возникающий в этот период, семья должна выработать новые правила совместной жизни, структурно перестроиться. В силу неосведомленности многие семьи так и живут, накапливая один неразрешенный кризис за другим, что приводит к запутанному «клубку» проблем. Семье также необходимо уметь справляться с последствиями психотравматического опыта ребенка, который оказывает влияние на формирование у него привязанности к приёмной семье, на его развитие и поведение. Будущие родители должны обладать базовыми знаниями из области медицины, права, педагогики и психологии, т.е. знаниями об особенностях ребенка-сироты, специфике той или иной формы семейного жизнеустройства ребенка, способах эффективного воспитания и заботы о ребенке.

Исходя из вышеизложенного, была разработана данная программа, концептуальной основой которой является системный подход в работе с семьей. Программа написана в соответствии с Примерной программой подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах (утверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 1681 ). При создании программы использовались методические рекомендации, разработанные Санкт-Петербургской общественной организацией «Врачи детям», материалы обучающей Программы Благотворительного Фонда «Семья», а также опыт и методические рекомендации Школ для приемных родителей г. Москвы.

Цель программы:

Повышение качества семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, посредством формирования у слушателей осознанного подхода в решении вопросов принятия, воспитания и развития ребенка-сироты.

Задачи:

  • помочь слушателям разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему осиротевшего ребёнка;
  • дать слушателям необходимые знания, которые помогут им определиться с формой семейного устройства и выбором ребёнка, в соответствии с имеющимися ресурсами и ситуацией, в которой находится ребёнок и семья, его принимающая;
  • повысить уровень родительской компетентности в вопросах воспитания приемного ребенка и взаимоотношений с ним;
  • дать знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребенка;
  • предоставить информацию о возможных способах получения помощи и поддержки специалистов службы сопровождения Центра.

граждане, обратившиеся в органы опеки и попечительства г. Москвы и Московской области, с целью взять в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Срок обучения: 50,5 ч. 2 месяца, 8 недель.

Формы занятий: очная, практическая направленность курса обеспечивается проведением индивидуального предварительного собеседования с семьей (гражданином), групповых занятий в виде интерактивных лекций, упражнений, дискуссий, бесед, индивидуальных консультаций.

Режим занятий: 1 раз в неделю, по 6 академических часов в день.

В результате обучения слушатели Школы:

  • Получат информацию о существующих формах семейного жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  • Разберут правовые (юридические) аспекты при принятии ребенка-сироты в семью;
  • Проанализируют возможные мотивационные предпосылки и их последствия для семьи и приемного ребенка;
  • Получат необходимые знания из области педагогики, медицины и психологии;
  • Освоят способы эффективного взаимодействия с ребенком;
  • Познакомятся со специалистами и программой Службы сопровождения Центра;
  • Получат представления о том, как избежать трудностей во взаимодействии с социальным окружением ребенка: педагогами, социальными работниками, специалистами ООП, кровными родственниками, сверстниками.

Формы подведения итогов:

1. Вопросы для проверки и повторения (Приложение №1).

2. Анкетирование (Приложение №2).

3. Отзыв о работе Школы.

Учебно-тематический план

Заня-тие

п/п

Темы занятий

Количество часов

всего

в том числе

лекции

семинары-тренинги

индивидуальное

консультирование

Собеседование, анкетирование

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

Проблема подбора семьи и ребенка

Этапы развития ребенка.

Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Последствия от разрыва с кровной семьёй.

Семья как развивающаяся система

Адаптация семьи и ребенка

«Трудное» поведение приемного ребенка

Как проявить свою любовь к ребенку

Здоровье приемного ребенка.

Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка.

Особенности полового воспитания приемного ребенка.

Организационно-правовые основы создания и функционирования приемной семьи (юрист)

Роль семьи в обеспечении потребности развития и реабилитации ребенка

Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью

Всего:

50,5

Тема 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций, на которые возложены полномочия по подбору и подготовке кандидатов в приемные родители.

Организация контроля за воспитанием ребенка в приемной семье.

Процесс и этапы подготовки кандидатов в приемные родители. Цели, задачи программы подготовки кандидатов в приемные родители.

Понятие обучающе-психологического тренинга. Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга.

Тема 2. Проблема подбора семьи и ребенка.

Проблема подбора семьи и ребенка (чувства кандидатов в приемные родители и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).

Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной приемной семьей.

Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.

Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы.

Компетенции кандидатов в приемные родители по воспитанию ребенка. Необходимость оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.

Мотивация приемных родителей.

Знания и умения, необходимые кандидату в приемные родители.

Психологический портрет приемного родителя и ребенка.

Тема 3. Этапы развития ребенка.

Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.

Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество). Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность. Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.

Тема 4. Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Дихотомия "жертва-агрессор".

Тема 5. Последствия от разрыва с кровной семьей.

Особенности психического состояния детей, попадающих в приют. Нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. "Фрагментарность" как специфика посттравматического сознания. Тайна усыновления. Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный.
Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития.
Понятие о методике "Книга жизни ребенка" и ее составление приемными родителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в составлении "Книги жизни ребенка".

Тема 6. Семья как развивающая система.

Представление о семье как о развивающейся системе. Стадии и кризисы развития семьи. Мотивация приемного родительства.

Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.

Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители и возможность их развития. Семейная история и ее обсуждение. Построение семейной генограммы. Обсуждение с кандидатами в приемные родители распределения ролей в семье. Паттерны семейного взаимодействия.

Тема 7. Адаптация семьи и ребенка.

Как подготовиться к первой встрече с ребенком, к знакомству с ним. Интересы детей разного возраста. Прояснение чувств, которые могут возникнуть у ребенка при помещении в приемную семью; чувства других участников данного процесса. Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приемные родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.
Особенности ожиданий приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка. Типичные ошибки воспитания в приемной семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.
Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.
Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в приемной семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
Задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).

Тема 8. «Трудное» поведение приемного ребенка.

Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними. Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка. Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы. Понимание приемными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

Тема 9. Как проявить свою любовь к ребёнку?

Способы выражения любви к ребенку. Особенности поощрения и наказания при воспитании приемных детей. Негативные последствия физического наказания ребенка. Взаимодействие между кровными и приемными детьми. Причины плохого поведения детей. Коррекция плохого поведения детей. Несоответствующая любовь к ребенку. Соответствующая любовь и принятие ребенка. Стили семейного воспитания. Нарушения семейного воспитания. Семейные границы и правила.

Тема 10. Здоровье приемного ребенка.

Необходимость проведения медицинской реабилитации ребенка, оказавшегося в интернатном учреждении.

Этапы медицинской реабилитации.

Состояние здоровья детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Роль семьи в медицинской реабилитации ребенка. Нарушения психического развития детей.

Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка. Ответы на вопросы.

Тема 11. Обеспечение безопасной среды для ребенка.

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество). Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье.
Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.


Тема 12. Особенности полового воспитания приемного ребенка.

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье. Половое воспитание в приемной семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.

Защита ребенка от сексуального насилия.

Тема 13. Организационно-правовые основы создания и функционирования принимающей семьи.

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, предоставляемых кандидатами в приемные родители для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в приемные родители.
Права и обязанности кандидатов в приемные родители.
Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Поиск и выбор ребенка для принятия в семью. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учреждениями для детей-сирот. Посещение учреждения для детей-сирот, обязанности администрации такого учреждения. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и учреждением для детей-сирот документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.
Возмездные виды опеки: приемная и патронатная семья, их различия. Права приемного родителя, патронатного воспитателя, порядок заключения договора. Материальное обеспечение приемной и патронатной семьи, льготы.
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Подготовка и подача заявления в суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Перечень документов, передаваемых приемной семье учреждением для детей-сирот, органом опеки и попечительства.
Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного в приемную семью.
Правовые последствия усыновления, опеки (попечительства) - имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей).
Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные ее формы.

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Ответственность приемных родителей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей - ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
Информирование приемной семьи о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Тема 14. Роль семьи в обеспечении потребности развития и реабилитации ребенка.

Семья как реабилитирующая среда.

Особенности взаимодействия в семье (семейные границы, иерархия, семейные роли, мифы, правила, традиции). Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.

Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. "Система поддержки" и ресурсы семьи. Личная и семейная ситуация кандидатов в приемные родители в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью. Взаимодействие приемных семей с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также между собой. Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции.
Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Особенности организации развивающего пространства для ребёнка. Создание познавательной среды в семье.

Ознакомление с окружающим миром, прогулки и специально организованные экскурсии. Формирование позитивного взгляда на мир.

Игры детей в семье: от манипуляционной до сюжетно-ролевой. Усложнение игры с возрастом. Участие родителей в игре. Домашнее чтение. Развитие интересов и увлечений ребёнка, вовлечение в творческие кружки, секции, школы.

Тема 15. Взаимодействие приёмной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, представляющими услуги детям и семьям.

Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Взаимодействие приёмной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, представляющими услуги детям и семьям.

Социальные гарантии и льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных семей (презентация Службы сопровождения Центра ).
Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье, к уходу за ребенком в приемной семье. Организация контроля за воспитанием ребенка в приемной семье.
Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники - сопровождающая организация - приемная семья).

Отношение приемной семьи к родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие.


Тема 16. Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью.

Встреча с успешной приемной семьей.

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.
Оценка степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители. Самооценка кандидатов в приемные родители.

Итоговая аттестация и выдача сертификатов.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Школа для приемных родителей Организована 12.03.2011 года

Цель Школы - повышение качества семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, посредством формирования у слушателей сознательного подхода в решении вопросов принятия, воспитания и развития ребенка-сироты

Задачи Школы: помочь слушателям разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему осиротевшего ребёнка;

Задачи Школы: дать слушателям необходимые знания, которые помогут им определиться с формой семейного устройства и выбором ребёнка, в соответствии с имеющимися ресурсами и ситуацией, в которой находится ребёнок и семья, его принимающая;

Задачи Школы: повысить уровень родительской компетентности в вопросах воспитания приемного ребенка и взаимоотношений с ним;

Задачи Школы: дать знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребенка;

Задачи Школы: предоставить информацию о возможных способах получения помощи и поддержки специалистов службы сопровождения Центра.

Результат обучения Информация Знания Умения Навыки

Образовательные разделы Юридический Психолого-педагогический Медицинский

Форма обучения групповые занятия в виде интерактивных лекций, упражнений, дискуссий, бесед

Правила работы группы: Посещать все занятия без пропусков и опозданий; Каждый имеет право на собственное мнение; Любая информация, относящаяся к сфере личного, является конфиденциальной и не выносится за пределы Школы; Быть активными; Проявлять уважение друг к другу; Ведущие имеют право ограничивать участников в высказываниях, сокращать сроки выполнения того или иного задания.

Занятие № 1 Установочное занятие Знакомство со слушателями Школы. Индивидуальное собеседование: интервью, анкетирование.

Занятие № 2 Приглашение к сотрудничеству. Приемные родители и приемные дети. Введение в проблематику. Цели и задачи Школы приемных родителей. Презентация Школы. Знакомство участников друг с другом. Правило работы группы. Психологический портрет приемного родителя и ребенка.

Занятие № 3 Семья как система. Общее представление о семье как о системе. Стадии и кризисы развития семьи. Мотивация приемного родительства.

Занятие № 4 Перед началом устройства ребенка в приемную семью. Потребности детей и возможности приемных родителей. Прояснение чувств, которые могут возникнуть у ребенка при помещении в приемную семью; чувства других участников данного процесса.

Занятие № 5 Здоровье приемного ребенка. Состояние здоровья и медицинская реабилитация детей, находящихся в сиротских учреждениях. Роль семьи в медицинской реабилитации ребенка.

Занятие № 6 Первая встреча с ребенком. Что необходимо знать о ребенке перед первой встречей с ним. Подготовка родителей к общению с ребенком. Первое приглашение ребенка в гости.

Занятие № 7 Внутренний мир ребенка. Особенности психического состояния детей, попадающих в детский дом. Как справляться с последствиями психотравматического опыта ребенка. Стадии переживания горя. Как помочь себе и ребенку.

Занятие № 8 Организационно-правовые основы создания и функционирования принимающей семьи. Потребности ребенка и возможности приемных родителей. Юридические аспекты при принятии ребенка-сироты в семью.

Занятие № 9 Интеллектуальное и эмоциональное развитие приемного ребенка. Проблемы интеллектуального развития приемного ребенка и пути их преодоления. Особенности эмоционального развития приемных детей. Жестокое обращение с ребенком и его последствия.

Занятие № 10 Как проявить свою любовь к ребенку? (часть 1) Условия, необходимые для гармоничного развития личности ребенка. Способы проявления любви к ребенку. Негативные последствия физического наказания ребенка.

Занятие № 11 Как проявить свою любовь к ребенку. (часть 2) Причины плохого поведения детей. Коррекция плохого поведения детей. Любовь, которая может навредить ребенку. Учимся принимать ребенка таким, какой он есть.

Занятие № 12 Этапы адаптации ребенка в приемной семье. Подведение итогов. Основные этапы адаптации ребенка в приемной семье. Семейные ритуалы и традиции, укрепляющие семью. Подведение итогов. Презентация Службы сопровождения. Выдача сертификатов.

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ЦД и К «Южный»

В.Н. Грубиян

«______»_________2011г.

Положение

о «Школе приемных (замещающих) родителей»,

работающей в рамках деятельности Службы по сопровождению лиц, осуществляющих

семейные формы воспитания и детей, находящихся на семейных формах воспитания

I. Общие положения

1. Школа приемных (замещающих) родителей (далее Школа) действует на базе Государственного образовательного учреждения Центр диагностики и консультирования «Южный» в рамках деятельности структурного подразделения Центра – Службы по сопровождению лиц, осуществляющих семейные формы воспитания и детей, находящихся на семейных формах воспитания

2. Работа Школы организована в рамках реализации Постановления Правительства Москвы от 25 марта 2008 года №195-ПП «О стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 гг.» и Постановления Правительства Москвы от 18 ноября 2008 года №1061-ПП «О комплексе мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг.»

3. В своей деятельности Школа руководствуется: Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом РФ, законами и другими нормативными актами Российской Федерации, города Москвы по защите законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другими законодательными актами города Москвы.

4. Школа осуществляет свою деятельность на основе Программы, допущенной к апробации директором ЦД и К «Южный».

5. Занятия в Школе осуществляют сотрудники Центра.

6. Слушателями Школы могут быть граждане, зарегистрированные в г. Москве, изъявившие желание взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью.

7. Школа осуществляет свою деятельность во взаимодействии с муниципалитетами внутригородских муниципальных образований г. Москвы, учреждениями Департамента здравоохранения, Департамента образования, Департамента социальной защиты, Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, с другими государственными и общественными организациями, занимающимися вопросами устройства детей в семью, а также со средствами массовой информации.

II. Цели и задачи деятельности школы приемных (замещающих) родителей

Целью создания Школы является подготовка слушателей-кандидатов к приему в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные задачи Школы:

1. Формирование у слушателей Школы основ правовых знаний, особенностей психолого-педагогического и физиологического развития детей и подростков.

2. Подготовка слушателей к решению возможных социальных и психологических проблем, возникающих в процессе вхождения ребенка в семью, и выработка путей их преодоления.

3. Оказание поддержки приемным (замещающим) родителям в различных жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей и подростков.

4. Проведение консультаций для приемных (замещающих) родителей по психолого-педагогическим, медико-социальным и правовым вопросам устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью.

III. Организация деятельности Школы

1. За организацию деятельности Школы отвечает руководитель структурного подразделения ЦД и К «Южный» - Службы по сопровождению лиц, осуществляющих

семейные формы воспитания и детей, находящихся на семейных формах воспитания, назначенный приказом директора из числа сотрудников Центра.

2. Руководитель Школы отвечает за выполнение учебно-тематического плана Программы, за ведение соответствующей документации и составление отчетности по работе Школы.

3. Занятия в Школе проводятся в соответствии с расписанием занятий. Расписание занятий утверждается Директором Центра.

4. Руководитель Школы имеет право вносить изменения в расписание занятий по согласованию с руководством Центра.

5. Занятия в Школе проводятся в очной форме на бесплатной основе.

6. Количество слушателей в Школе не должно превышать 25 человек.

7. По окончании обучения слушателям выдается Справка установленного образца.

10. В случае пропуска двух занятий Справка может быть выдана только после того, как слушатель восполнит пропущенные занятия в любой форме (индивидуальная консультация, занятия со следующей группой и др.) по согласованию с руководителем Школы.