Как правильно познакомить малыша с Новым годом. Подготовила Марьяна Чорновил

Знакомство малыша с временами года начинаем уже с двух лет. Всем известно, что в этом возрасте ребенок впитывает в себя новые интересные знания, как губка. Начните знакомство с временем года на прогулке. Обратите внимание малыша на окружающую природу. Не важно какое на дворе время года. Наблюдайте с малышом за природой. Рассказывайте ребенку все что видите-какого цвета листья на деревьях, идет ли дождь, дует ли ветер, холодно или тепло. Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи: листья пожелтели, потому что на улице стало прохладнее; трава мокрая, потому что прошел дождь. Когда ребенок подрастет, вы конечно более подробно объясните ему почему листья желтеют.

В процессе наблюдения обязательно связывайте все изменения в природе с временем года.

Так у малыша сформируются представления о временах года. Он самостоятельно сможет установить связь между состоянием погоды и временем года: на улице холодно, много снега, деревья голые-это зима; листья пожелтели, опадают, дует ветер, идет дождь-это лето; снег тает, бегут ручьи, ярче светит солнышко -это весна; распустились листья, погода теплая или жаркая, ярко светит солнце-это лето. Обратите внимание на то, как ведут себя птицы и животные в разное время года. Вместе с малышом полюбуйтесь красотой окружающей природы, ведь она прекрасна в любой сезон.

Для закрепления полученных знаний необходимо рассматривать картинки в книжках, находить на них и называть признаки того или иного времени года, читать стихи и загадки о разных временах года. Задавайте ребенку вопросы при рассматривании картинок - это прекрасно способствует развитию мыслительных операций, развитию речи. Малыш с радостью откликнется на предложение нарисовать дождь, снег, листопад, радугу, солнце. В процессе рисования побуждайте ребенка называть, что он рисует, какое это время года, почему? Можно купить в магазине или сделать самостоятельно плакат «Времена года».

«Завтра», «через неделю», «после сна», «через месяц», «подожди минутку» и т. д. Все эти отрезки времени очень сложны для понимания маленькими детьми! Далее в статье представлены советы, которые помогут родителям объяснить эти принципы всего за несколько минут.

«Мы выходим через двадцать минут!». Вам это предложение предельно ясно, потому что вы понимаете, что за этот промежуток времени вам необходимо сложить одежду и убрать со стола посуду. Для вашего трехлетнего ребенка это как китайская грамота. На самом деле, он понимает только одно: «Мы собираемся идти». У него еще очень смутное представление о времени.

Вы можете найти огромное количество литературы, посвященной детям в возрасте от четырех до шести лет, в которой говорится, что такие понятия, как «завтра», «через неделю», «через три месяца», не имеют для детей никакой смысловой нагрузки. Дети лишь знают, что эти выражения означают будущее или, если конкретнее, что они будут происходить «после», а не «до». Такие фразы, как «после обеда», «когда папа вернется с работы» и «перед сном», точнее определяют для них время, нежели дни недели и даты.

На самом деле, лишь в возрасте четырех или пяти лет ребенок по-настоящему начинает интересоваться понятием времени, часов и продолжительности. В возрасте около шести лет ребенок пытается понять эти обозначения по-своему, но твердо усваивает лишь понятия настоящего, прошедшего и будущего времени, а также дни недели и свое расписание.

Ориентиры вместо часов

Даже если понятие времени остается для детей неопределенным, мы все равно можем начать обучение малышей понимать временные интервалы с помощью советов, адаптированных к их возрасту.

Первые два года жизни дети ассоциируют свою жизнь и свой мир с физиологическими ориентирами (питание, сон, ванна и т. д.). Мало-помалу они начинают понимать такие интервалы, как «скоро» и «подожди».

Ближайшее будущее и прошлое проясняется для детей старше трех лет. Они могут отличать «до» и «после» в четких инструкциях («Сначала надень носки, а потом обувь» или «Мы сначала пойдем в библиотеку, а после этого пойдем в супермаркет»).

В возрасте четырех лет дети используют такие слова, как «до», «после», «день», «ночь», «утро», «вчера», «прямо сейчас», «позже», «в данный момент» и т. д., но продолжительность времени остается для них неопределенной, пока мы не основываем ее на действительности, которую они понимают.

Фраза «Мы выйдем после Петровых» имеет для детей гораздо больше смысла, чем фраза «Мы выходим через 15 минут». Точно так же фразу «Мы сядем ужинать, когда папа вернется с работы» им гораздо легче понять, чем фразу «Мы будем ужинать в 17:00». Ориентиры помогают детям расположить события по ходу дня. Привыкшие к порядку или расписанию, установленному в детских садах, дети чувствуют себя безопаснее, когда знают, что произойдет после того действия, которым они заняты в данный момент. Родителям это не облегчает задачу, но дает основание использовать последовательности, которые понимают дети.

Часто в возрасте около четырех лет дети уже просят купить им часы, вероятно, потому, что видят, как их родители или другие взрослые пользуются этим измерительным прибором. Дети знают или чувствуют, что время воздействует на нашу жизнь и формирует ее. Мы часто говорим им: «Быстрее, мы опаздываем!» и «Вставай, уже пора!», однако нам важно быть осторожными, чтобы не фокусироваться на концепции времени, понятной только взрослым.

Когда дети идут в школу, они начинают учиться быстрее. Они запоминают времена года, дни недели, продолжительность часа или минуты, названия месяцев в году и даже даты. В возрасте от шести до восьми лет дети учатся читать время по часам с большими и маленькими стрелками . Цифровые часы показывают время, а другие часы позволяют им прочитывать и расшифровывать его. Книги и игры могут помочь вам научить детей определять время по часам.

Выбор правильных слов

  • Попробуйте использовать те же ориентиры и связать их с действиями, которые знает ваш ребенок: «Утром ты просыпаешься и завтракаешь», «Мы обедаем в полдень», «Во второй половине дня мы пойдем в библиотеку», «Вечером, когда твой папа придет с работы...», «Завтра после ночного сна ты пойдешь в детский сад» и т. д.
  • Существует множество песен, которые помогают запоминать дни недели и месяцы года. Вы можете ими воспользоваться, чтобы сделать обучение более веселым.

Календарь

Попросите ребенка отмечать прошедшие дни на настенном календаре. Так он сможет легко визуализировать продолжительность дня или недели, а также считать дни и ждать наступление Дня рождения или другого праздника.

Через день или неделю?

  • Чтобы помочь детям развить чувство времени, фотографируйте разные моменты дня. Размещайте фотографии в хронологическом порядке на стене или в альбоме.
  • Нарисуйте часы и наклейте пиктограммы, условные значки рядом с каждым важным временем суток (например, тарелку с овсяными хлопьями рядом с 7:00, подушку рядом с 14:00, которая укажет ребенку время дневного сна и т.д.).
  • Сделайте еженедельный календарь из войлока или картона. Попросите ребенка нарисовать предметы, представляющие ежедневные занятия (понедельник - урок плавания, вторник - прогулка в парке, среда - семейный ужин, четверг - поход в гости к бабушке). Добавляйте столько событий, сколько хотите.

В канун Нового года каждая мама задумывается о том, как подарить своему ребёнку удивительный, интересный праздник, как научить его верить в волшебство и ждать чуда. Но если ребёнок ещё совсем маленький и только знакомится с новогодними традициями, то к подготовке праздника нужно подойти особенно ответственно, чтобы не напугать, не переутомить малыша, а подарить ему много радостных минут.

Новый год - один из самых чудесных праздников, а значит, знакомиться с ним никогда не рано. Даже если это первый Новый год в жизни вашего ребёнка и ему всего несколько месяцев. Кроху, наверняка, порадует украшенная квартира, новая игрушка и наряженная красавица ёлка.

Главное, чтобы елочные игрушки были небьющимися, тогда их смело можно будет трогать, снимать с ёлки, рассматривать и бросать, сидя на ручках у мамы. А особенно интересной ёлка покажется ребенку, если украсить её знакомыми предметами: погремушками, гирляндами из пустышек или ажурными пинетками. Такой креатив не оставит равнодушными ни малыша, ни взрослых, а первый совместный праздник надолго сохранится в памяти.

Также можно заранее показать ребёнку яркие новогодние картинки, полистать с ним книжку про Деда Мороза, посмотреть уличную иллюминацию во время вечерней прогулки. А с малышом старше полугода можно даже нарисовать пальчиковыми красками праздничный рисунок.

А вот от походов на утренники и встречи с Дедом Морозом (даже если это переодетый папа), лучше пока отказаться: малыш может испугаться новых людей и наверняка не обрадуется незнакомому бородатому старику в красном костюме.

Кстати, о костюмах. Конечно, маленькому ребёнку всё равно во что он одет. Но вот маме… Маме так радостно видеть своего малыша в трогательном костюмчике зайчика, дракончика, ёжика или лисички, что лишить её такого удовольствия просто преступление! Так что костюму быть обязательно! И не забудьте сделать как можно больше семейных фотографий на память.

С первым знакомством с праздником разобрались, а как же встречать Новый год, если малыш уже немного подрос? Всё очень просто, пришло время создавать праздник ВМЕСТЕ.

Начните готовиться заранее: снова перечитайте все книжки про Новый год, Деда Мороза и Снегурочку, пересмотрите все новогодние мультики, нарисуйте вместе всё то, что узнали о празднике, и принимайтесь за работу.

Вместе нарядите ёлку, в этот раз уже настоящими, хоть и небьющимися шариками, чтобы поближе познакомиться с этим атрибутом праздника. Вместе сделайте новогодние бусы или гирлянду, чтобы украсить дом. Вместе покружитесь у зеркала в ярких новогодних костюмах или красивых платьях. И, конечно, вместе скатитесь с горки, поводите хоровод вокруг ёлки и познакомьтесь с Настоящим Дедом Морозом, так похожим на папу.

Можно даже сходить на утренник, хотя малышу младше трёх лет наверняка ещё будет трудно выдержать такое длинное и шумное мероприятие. Как вариант, можно устроить небольшой утренник дома: пригласив двух-трёх подруг или родственников с детьми такого же возраста, как ваш малыш. Вот тут уже можно будет смело играть, веселиться, водить хороводы и кушать приготовленные заботливой мамой праздничные блюда.

И самое главное правило: Новый год - праздник семейный. Так что, как бы вы его ни проводили, главное - быть рядом со своим ребёнком, заботиться о нём, рассказывать о том, что происходит вокруг, делиться с ним радостью, хорошим настроением и ожиданием чуда… И тогда это будет самый чудесный праздник!

Похожие статьи:

Когда в рацион малыша следует вводить соки (7954 Просмотров)

Грудной возраст > Питание

У каждой мамы рано или поздно возникает вопрос, когда же малышу начинать вводить в рацион соки. Ведь в соках столько необходимых для организма витаминов. Да это так, но эти витамины нужны малышу, прежде всего для того,...

Как верно использовать соску? (9705 Просмотров)

Грудной возраст > Воспитание ребенка

Вполне возможно, что ваше дитя спокойно сможет обходиться и без соски. А это очень хорошо для малыша, для его будущего. Большинство педиатров выступают против пустышек. Так как соска может привести (в дальнейшем) к...

Привет, привет, дорогие родители!

Наши маленькие исследователи каждый день что-то новое узнают и хотят познавать все больше и больше. Пришла пора познакомить их в временами года. Уже в 2-3 годика можно начинать осваивать такое знакомство.

Знакомство с временами года

Если ваш малыш еще не понимает о чем речь, сначала познакомьте его в общих чертах. Затем, когда он будет ориентироваться лучше и усвоит основной материал, будете изучать с ним месяца.

Для начала нужно рассказать чем отличаются друг от друга, что характерно для каждого времени. Желательно использовать дидактические или любые другие карточки, чтобы ребенок наглядно увидел о чем рассказывает мама.

Сначала, что характеризует то или иное время, какая погода, какую одежду надеваем. Затем можно добавить явления природы, игры, характерные для этого времени, праздники. Что происходит с животными и птицами, как ведут себя деревья.

Обязательно спрашивайте, что ребенку нравится делать в то или иное время года, может ему нравится собирать листики осенью или зимой кататься с горки.

Можете приводить примеры событий, которые происходили с ребенком.

Например, когда я рассказывала сыну про лето, я напоминала ему, как мы ездили на море, как купались, как он собирал малину и искал ягодки каждый день, как играл в песочке.

Можно показать ребенку его летние фото. И так с каждым временем года.

На прогулках обязательно закрепляйте материал.

Лето — ну конечно же самая любимая детками пора. На улице очень тепло и можно бегать в трусиках, загорать и купаться. Какой летом длинный день и короткая ночь. Как стрекочет кузнечик вечерами, как кусают комарики, как можно кататься на велосипеде или играть в мяч.

Зима — это конечно же белое ледяное царство. Расскажите про снег, про красивые узоры на стекле, как вы готовились к новому году. Как лепили снеговика, какие забавы можно играть зимой, какие зверушки зимой спят, какие птицы прилетают к нам зимовать, как в мороз щиплет щечки. Какую теплую одежду приходится надевать, как кормим птичек, как можно морозить ледяные фигурки.

Осень — чаще идет дождик и становится прохладнее, листья деревьев становятся разноцветными. Собирайте красивые листики и обязательно мастерите с ребенком поделки.

Весна — как просыпается все живое, как набухают почки, и распускаются листочки. Когда будете гулять дайте ребенку потрогать почки, листики, обращайте на это его внимание. Тает снежок и бегут ручейки. Можно запускать самодельные лодочки и кораблики. Ходить в сапожках по лужам. Рассказывайте какие животные просыпаются, какие меняют свою шубки, какие птицы прилетают — улетают.

Можно ребенку показать презентацию на тему времена года.

Во что играем

Конечно мы будем играть, чтобы легче запоминать времена года, так малыш быстрее усвоит материал и научится отличать и применять.

Закрепляем материал: Поделки

  • Зимний лес. Стволы деревьев сделаны из белого пластилина, предварительно разогретого на батарее или на солнышке, чтобы лучше размазывался пальчиком.



Стишки и сказки о временах года

Сказка с движениями: мама показывает, малыш повторяет

Пришла весна: Выросли деревья (стоим ровно, ручки опущены)

На них появились веточки (поднимаем ручки вверх)

На веточках распустились листочки (растопыриваем пальчики в разные стороны)

Наступает осень: листочки пожелтели (загибаем пальчики и немного опускаем ручки)

Подул сильный ветер (закачались всем туловищем и дуем - ууууууу)

Листочки от ветра задрожжали (трясем ручками)

И упали листочки на землю (наклоняемся и достаем руками до пола)

Приходит зима: Зимой падает снежок (ручки пред собой и машем кистями)

Становится холодно(показываем как холодно: руки скрещены на груди и дрожжим)

Все детки одевают шапки и шубки (изображаем как одеваем)

И наконец приходит весна и снова растут новые деревья (показываем снизу как проклевываются)

И вырастают большими — большими (выпрямляемся, встаем на цыпочки и руки высоко поднимаем над головой)

Времена года

Если кончились метели,
если птицы вдруг запели,
лес очнулся ото сна,
значит к нам пришла ВЕСНА.
Если солнце в синеве,
и цветы цветут в траве,
если всё теплом согрето,
значит к нам приходит ЛЕТО.
Если жёлтая листва,
если высохла трава,
если в школу детворе,
значит ОСЕНЬ на дворе.
Если холодно кругом,
если речка подо льдом,
всё в снегу: земля, дома,
значит к нам пришла ЗИМА.
Если дом украшен ярко,
если дарят всем подарки,
если елка, хоровод —
это праздник Новый год!

Вот плывет он по весне –
Звон капели в тишине.
Ночью он плывет и днем,
Как велит природа,
По морям, что мы зовем
Временами года.

(Л. Завальнюк)

Месяцы года

Январь

Открываем календарь –
Начинается январь.

В январе, в январе
Много снегу на дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

Февраль

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

Март

Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.

Апрель

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

Май

Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.

Июнь

Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!» –
В саду щебечут птицы...
На одуванчик только дунь
И весь он разлетится.

Июль

Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.

Август

Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.

Солнце над просторными
Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными
Набит.

Сентябрь

Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря –
И открылась школа.

Октябрь

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

Ноябрь

День седьмого ноября –
Красный день календаря.
Погляди в свое окно:
Все на улице красно.

Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идет
Там, где шли трамваи.

Весь народ – и млад и стар –
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!

Декабрь

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.

Чтобы сын развивался разносторонне, необходимо постоянно расширять его кругозор. Особенно интересно будет познакомить мальчика с временами года. Делать это можно в любом возрасте, а в 3 и 4 года - это просто необходимо. Именно в этом возрасте дети любят изучать все новое, впитывать в себя полученные знания, как губка. Им нужно до всего дотронуться, посмотреть поближе, возможно, даже лизнуть! В возрасте 3-4 лет детям будет интересно узнавать о природе и ее явлениях, особенно, если это будет увлекательная игра.

Игры лучше всего проводить на улице, изучая то, что происходит с природой вокруг малышей.

Самое любимое время года — лето!

Летом малыш может познакомиться с теплой водой в водоеме, песком на пляже, ракушками и камнями, кустами, деревьями и многим другим. Ребенку нужно рассказывать, что эта пора года называется лето, она самая яркая, красивая и теплая.

  • Объясните, что когда на улице идет дождь – это поливается земля, вода помогает растениям, траве и деревьям расти. Если во время дождя светит яркое солнце – потом непременно выглянет очень красивая радуга
  • Когда солнце светит ярко, а на улице очень жарко – самое время пойти искупаться, попробовать, насколько теплая вода
  • Объясните малышу, что вода может быть дождем или снегом, льдом, может быть холодной и теплой, ее можно переливать из одной чашки в другую
  • Рассказывайте сыну о том, как называются растения и деревья
  • Покажите, как можно построить замок из песка
  • Помогите найти самую красивую ракушку, соберите небольшую коллекцию
  • Научите пускать по воде лягушек из плоских камешков
  • Не забудьте о животных и насекомых. Летом можно увидеть самых разных представителей животного мира. Расскажите, какие из них полезные, а какие — опасные
  • Прочтите еще про )

Осень — прекрасная пора, очей очарование!

Именно осенью природа преображается, а значит, лето заканчивается. Листья на деревьях становятся разных цветов – зеленые, желтые, красные, бордовые. Они постепенно начинают опадать, а значит деревья готовятся к зимнему сну и поэтому сбрасывают свою «одежду».

  • Прогуляйтесь с малышом в лесу или в парке, пусть он послушает, как шуршит листва под его ногами, на что это похоже?
  • Соберите вместе красивый букет из листьев, засушите гербарий
  • Соберите в красивую коробочку шишки, желуди или орехи. Пусть ваш ребенок сравнит их цвет, внешний вид, форму
  • В животном мире тоже будут происходить некоторые изменения, малышу нужно рассказывать о повадках животных и их привычках, как они готовятся к зиме, делая запасы
  • Расскажите, куда улетают птицы, а какие птицы остаются на зимовку дома
  • Сходите на прогулку в ближайшую деревню, где у ребенка будет возможность посмотреть на домашних животных, погладить их, покормить
  • Выучите с малышом простое стихотворение про осень
  • Объясните, что осень — время уборки урожая. Приготовьте вместе с ребенком десерт из осенних плодов, например,

Зима — веселое время года!

Зиму дети очень любят, потому что зима — это Новый год, елка, дед Мороз, праздники, походы в гости и прочие . Начать знакомство малыша с зимой нужно со снега.

  • Покажите, как лепить снежки, или сделать снеговика, крепость
  • Поймайте на рукавицу снежинку и предложите ребенку ее рассмотреть, а дома потом нарисовать. Покажите, что случится с ней, если поймать ее голой рукой
  • Поиграйте в прятки по сугробам, залейте ледяную горку, объясняя, что зимой вода на холоде превращается в лед
  • Обратите внимание малыша на причудливые силуэты деревьев, покрытые снежными шапками
  • Объясните, что зимой земля отдыхает и набирается сил под снежным покрывалом.
  • Расскажите, какие птицы прилетают зимой, а какие остались зимовать.
  • Сделайте вместе кормушку и предложите ребенку кормить птичек самостоятельно. Научите малыша различать птиц по оставленному на снегу следу.

Весна — время года, когда природа просыпается!

Весна — замечательное и всеми любимое время года! Весной природа просыпается, пробуждается от зимней спячки, снег превращается в журчащие ручейки, по которым можно запускать бумажные кораблики.