Учим цифры с ребенком. Учим цифры с ребенком Открытое занятие по математике в старшей группе

Майя Ховалыг
Открытое занятие по математике в старшей группе «Число 0. Цифра 0. Закрепление»

МАДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №21 г. Кызыла РТ

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Выполнила работу :

Воспитатель :

II квал. кат.

Ховалыг М. Д.

Тема : Число 0 . Цифра 0 . Закрепление .

Цели :

1. Формировать представление о числе 0 , закрепить цифру 0 .

2. Закреплять представление о геометрических фигурах, умение выявлять и продолжать закономерность.

Материалы к занятию :

Демонстрационный – картинки с изображением стадо коров, табуна лошадей, цифры от 0-3 , изображение ежа и 3 грибов (1 мухомор и 2 съедобных) .

Ход занятия

Игра «Путешествие»

Дети вы любите путешествовать? (Да)

Давайте, поедем в лес за грибами.

Загадка про автобус.

Дом по улице идет

На работу всех везет,

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус)

На чём поедем? (на автобусе)

В кассе все покупают билеты – (у детей числовые карточки , а цифры на спинке у стульчиков от 1 до 8, и дети ищут свое место в автобусе).

Все уселись, контролер проверил билеты.

Водитель рулит, а дети сели! Поехали!

Дети, посмотрите направо…

(показать картинки с изображением коров и лошадей) :

Кого вы видите на картине? (коровы)

Как называются коровы, пасущиеся вместе? (стадо коров)

Дети, посмотрите налево…

(показать картину с изображением лошадей)

Кого вы видите на картинке? (лошадей)

Как называются лошади, пасующие вместе? (табун лошадей)

Хором и индивидуально повторять с детьми – стадо коров, табун лошадей.

Обучающий : Вот и лес. На поляне грибы (на фланелеграфе мухомор и два съедобных гриба.)

Сколько грибов? (3) (дети должны назвать число и показать цифру )

Покажите, цифру 3 .

Сколько съедобных? (2)

Покажите цифру 2 .

Дети, показывают цифру 2

Сколько не съедобных? (1)

Покажите, цифру 1 .

Как он называется? (мухомор) .

Прежде чем класть в корзину, внимательно рассмотрим .

Один червивый, уберем его.

Гриб червивый можно есть? (нет)

Почему? (ответы детей)

Сколько осталось? (один) .

Но тут пришел ежик и попросил этот гриб.

Сколько грибов у нас осталось? (ни одного)

Итог : если предметов нет, значит это ничего 0. И обозначается такой цифрой 0 – и показать детям.

Я вам прочитаю стихотворение о цифре 0 .

Ноль : Цифра вроде буква 0 ,

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

В стихотворении о чем говориться, объяснить детям о цифре ноль 0 . Дети покажите цифру 0 .

Дети давайте вспомним как Вини-пух с пяточком пошли в гости к ослику. Что нес в подарок Вини-пух? Сколько шариков он нёс? Что с шариком случилось?

Сколько осталось? (ничего ноль)

Дети, посмотрите, пожалуйста, на эти картинки (картинки с изображением одного и того же дерева летом, поздней осенью, и зимой.) Я попрошу вас по картинкам определить время года и расставить картинки по порядку.

Сколько листьев на дереве летом? (много) .

Что происходит осенью? (листья желтые)

Что можно сказать об их количестве? (их стало меньше)

А что происходит зимой? (листья с деревьев опадают, не остается ни одного.)

Как это записать? (цифрой 0 )

Я вам предлагаю вернуться на автобус домой. Поехали!

Водитель рулит руль.

Физминутка

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали

Ручками похлопали – 1, 2, 3!

Ножками потопали – 1,2,3!

Выше руки! Шире плечи!

1,2,3 – дыши ровней!

Ручками похлопали – 1,2,3!

Ножками потопали – 1,2,3!

Игра «Бусы»

Вернулись домой, а там мама собирает рассыпавшиеся бусы. Надо ей помочь. Детям дается задание на продолжение раскрашивания бус. (сложность задания должна соответствовать уровню подготовки детей) .

Например :

1. Продолжать раскрашивать бусы;

2. Дорисовать и раскрашивать цепочку.

Картинки с геометрическими фигурами.

Я вам приготовила картинки с геометрическими фигурами, попрошу вас внимательно ее рассмотреть и ответить на вопросы :

Задание детям :

1. Зачеркните все желтые фигуры;

2. Зачеркните все синие фигуры;

3. Какая геометрическая фигура осталась? (треугольник)

4. Зачеркните один красный треугольник.

5. Сколько фигур осталось? (0) .

Запишите цифру 0 у себя на листочках.

Итог занятия

С какой цифрой познакомились ?

С цифрой 0 .

На какую букву похожа цифра ноль ? (на букву О) .

Покажите цифру 0 .

Публикации по теме:

Конспект занятия по математике «Число 8. Цифра 8» Тема: Число 8. Цифра 8. Цель: Создать условия для усвоения числа и цифры 8; познакомить с графическим обозначением цифры 8. Формировать.

МБДОУ № 160 г. Кемерово Составитель: воспитатель Кудряшова Елена Варисовна Цель. Закрепление знаний детей о числе «четыре» и его проявлении.

Конспект НОД. «Познание» (формирование элементарных математических представлений). Тема: «Число 9. Цифра 9». Образовательные области:.

Открытое занятие по математике для старшей группы «Число 9. Цифра 9» Цель занятия: 1. Познакомить с циферблатом часов, сформировать представление об определении времени по часам. 2. Закрепить счет в пределах.

Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «Число 2. Цифра 2. Пара» Программное содержание: Образовательные 1. Познакомить с образованием и составом числа 2, цифры 2. 2. Закрепить понимание смысла действий.

Мы с вами уже знакомы, пора познакомить своего малыша с цифрами. Цифровой ряд начинается с цифры 0 . Малыша следует сразу знакомить с числом и цифрой 0. Как это сделать? Начните со знакомства с понятием много и ни одного.

В детском саду занятия по математике начинаются с трех лет.

И так, как познакомить малыша с множеством? Как показано на рисунке, спросите у малыша:

Сколько мишек в прямоугольнике слева? (много)

А сколько мишек в прямоугольнике справа? (ни одного)

Поясните малышу, что когда нет ни одного, обозначают цифрой 0 . И покажите малышу цифру ноль. Спросите, на что похожа цифра?

Для закрепления цифры вы можете использовать дидактический материал по математике – это и художественное слово, и ребусы, и веселые задачки, и загадки.

Дидактический материал по математике. Цифра «0


Веселые стихи

Повернуть ее ты можешь,Головой поставить вниз,Цифра будет все такой же,

Правда, ведь, скажи?

Цифра вроде буквы «О» –

Это ноль иль нечего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

С. Маршак

Ноль – как обруч. Захочу –

По дороге покачу.

Где здесь верх и где здесь низ?

Бублик в воздухе повис.

Если ноль – пустое место,

Значит, бублик не из теста.

В этой цифре нет угла –Оттого она кругла.До того она кругла –

Покатиться бы могла.

Не похож он на пятак,

Не похож на бублик,

Круглый он, да не дурак,

С дыркой, да не бублик!

З. Александрова

Можем говорить мы смело –

У ноля большое дело:

Только к цифрам он подходит,

Сразу чудо происходит.

Ноль встает за единицей –

Число десять на странице!

Веселые задачки

На ветке сидит 4 воробья. Подкрался кот, схватил одного. Отгадай, сколько воробьев осталось на ветке?

(Нисколько, все улетели.)

На дубе три ветки, на каждой ветке по 2 груши. Отгадай, сколько всего груш на дубе? (Нисколько.)

Ребус

О т в е т: на-тя-нули.

загадки

Древнерусские афоризмы

  • · Ученье имеет корень горький, а плод сладкий.
  • · Лучше ногами споткнуться, чем языком.
  • · Ум – большое богатство для человека.
  • · Меч ранит тело, а злое слово – ум.
  • · Давай телу лишь столько, сколько оно требует, а не сколько захочет.

Цели: - воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопонимания, умение работать друг с другом; воспитывать интерес к предмету;

Развивать наблюдательность детей, внимание, математическую речь, мыслительные операции учащихся;

Формировать представления учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчета, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и записывать неравенства, писать изученные цифры.

Оборудование: рисунок звездного неба, звезды, плакаты с девизом и учебной

задачей, образец написания цифры 0, карточки с неравенствами, карточки с цифрами, раздаточный материал – карточки с изображением животных, разрезные цифры, наборное полотно, рисунки солнца и солнца с облаком, карточки с именами детей, веера с числами от 0 до 10.

Ход занятия.

Ι. Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.

ΙΙ. Эмоциональный настрой.

Сегодня на занятии,Весёлый счёт’’ мы совершим сказочное космическое путешествие.

Далекие звезды в небе горят,

Зовут они в гости умных ребят.

Собраться в дорогу недолго для нас –

И вот мы к полету готовы сейчас.

Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!

Мы все станем космонавтами. Повторим за мной хором слова, которые станут девизом нашего занятия-путешествия.

Космонавтом хочешь стать –

Должен много-много знать!

Во время полета вы будете осваивать новые знания, а на небе каждый раз будет загораться новая звезда.

ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы.

(На партах у детей листы с изображением животных (птичка, шмель, стрекоза, мышка), карточки с цифрами 2, 2, 3, 4, 4, 5, пустая карточка.)

Эти животные просят оказать им помощь. Что вы заметили? (Высказывания детей.)

Предлагаю поработать в парах. Определите, сколько крыльев у каждого животного и положите рядом нужную карточку. Кто затрудняется в выборе числа, положите пустую карточку. (Работа в парах.)

(Проверка с помощью вееров.)

Молодцы, вы помогли животным. Зажигаем звезду.

Что вы заметили, выполняя это задание?

Что можете сказать о количестве крыльев у мышки?

Да, у мышки нет крыльев. Можете ли вы это записать с помощью числа?

Знаете ли вы это число?

Какую учебную задачу поставите для урока-путешествия? (Познакомиться с новым числом.)

Молодцы, мы открываем еще одну звезду.

(Прикрепляю звезду на звездное небо.)

ΙV. Изучение нового материала.

Какая цифра нам поможет обозначить число крыльев у мышки?

Кто думает по-другому?

Число ноль записывают цифрой 0. (Показываю образец написания цифры 0.)

Ребята, на что похожа цифра 0? (Высказывания детей.)

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

правой стороны клетки, немного ниже верхнего угла, начинаем писать овал, который опускается на середину нижней стороны клетки. Потом опять округло двигаемся вверх к началу овала.)

Прежде чем начать писать цифру в тетради, проведём пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний, Безымянный и последний.

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя!

Вспомним о том, как надо класть тетрадь при письме и о правильной осанке во время написания цифр (хором)

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Дети прописывают цифры в тетради на печатной основе.

Предлагаю подчеркнуть самую красивую цифру, показать ее учителю и соседу по парте.

Замечательно! На нашем пути загорается еще одна яркая звезда.

(Прикрепляю звезду на звездное небо.)

V. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),

Влево тоже наклоняйся (4 наклона).

Покружились, повертелись

И на место все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем

VΙ. Закрепление изученного материала .

Послушайте загадку:

Я, друзья, совсем не злая.

В дом чужой идет – залаю.

Задавака? Забияка?

Нет! Обычная... (Собака)

Кого же мы возьмем с собой в полет? (Собачку.)

Собака – друг человека. Собаки летали в космос до первого полета человека. Как звали этих собак? (Белка и Стрелка.)

1.А сейчас посмотрим, как вы умеете быстро считать .

Прохлопайте столько раз, сколько у собачки:

Ушей; (2)

Лап; (4)

Хвостов; (1)

Рогов (нисколько)

С помощью какой цифры обозначим число рогов у собачки? (Ноль)

2. Сравнение чисел.

5*0 0*0 0*3

0*2 4*0 6*0

На небе загорается еще одна яркая звезда. Космонавтам можно немного отдохнуть.

(Прикрепляю звезду на звездное небо.)

3.Задание на распределение внимания,Найди цифру’’.

Гимнастика для глаз.

Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.

В космосе могут случаться разные неожиданности. Представьте себе, что наша ракета столкнулась с каким-то космическим телом. Ее так качнуло, что у весёлых

клоунов все цифры разлетелись, потерялись. Помогите клоунам найти спрятавшиеся цифры.

Какие цифры спрятались?

(Дети называют, выставляю на наборном полотне цифры: 1, 3, 0, 6, 4, 9, 5.)

Предлагаю выставить их в порядке возрастания.

(Ученик выставляет на наборном полотне.)

4. Игра,Найди предметы, которые похожи на цифру 0’’.

Справились? Молодцы! На небе загорелась очередная звезда! Все цифры на своих местах. Неисправность устранили.

Поздравляю всех! Путешествие к Солнцу закончилось. Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звезд зажглось на нашем пути. А это значит, что столько новых знаний вы получили.

VΙ. Итог занятия.

С каким числом и какой цифрой познакомились на занятии?

Количество скольких предметов обозначает число 0?

VΙ .Поощрение детей.

Спасибо всем участникам нашего полета! За отличную работу на занятии каждый из вас получает звезду.

Вы, друзья мои, старались, все прилежно занимались.

Хочу вас благодарить и всем звёзды вам вручить…


Тема урока: Число и цифра 0

Цели:

Сформировать представление о числе 0, овладеть умением выявлять свойства нуля с помощью наглядных моделей; писать цифру 0; закреплять навыки счета в пределах 9;

Развивать творческие способности учащихся, внимание, мыслительные операции;

Воспитывать умения анализировать свою деятельность;

Оборудование: набор цифр от 0 до 9, ель, разноуровневые карточки для индивидуальной работы

Ход урока.

    Организационный момент.

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Всё у нас получится!

Посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбку, настройтесь на работу. Проверьте посадку.

II . Актуализация знаний.

Сегодня математика приглашает в своё царство всех, кто не боится цифр и вычислений. Мы с вами стараемся познать эту интересную науку, преодолевая трудности, ведь наш девиз: « У меня всё получится».

    Работа с числовым рядом (веер цифр)

Назовите число, которое стоит за числом 4 (5)

Назовите число, которое стоит перед числом 7. (6)

Какое число стоит между числами 7 и 9? (8)

Назови соседей числа 3 (2,4)

Найди сумму чисел 4 и 5 (9)

Найди разность чисел 8 и 1(7)

На доске записаны числа (набор цифр):

3 6 1 4 7 9 2 5 8

Какие задания можно предложить?

Расположить числа в порядке увеличения, уменьшения, сравнить, составить равенства и неравенства.

2. Числовые равенства и неравенства.

Наш друг Незнайка постарался за вас и составил равенство. Проверьте, все ли он правильно сделал?

Как помочь Незнайке, ничего не зачеркивая и не исправляя числа?

4=5 (4=5-1) (1+4=5)

3. Состав числа 9.

2+...=9 ...+2=9

2=7 9-...= 2

III . Постановка темы урока.

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, смекать!

Росли 2 сосны, на каждой сосне по 2 ветки, на каждой ветке по 2 яблока.

Сколько всего яблок?

Нисколько, на соснах яблоки не растут.

Подумайте, как можно по-другому сказать? (ни одной)

Догадались, какова у нас тема урока?

Число 0. Цифра 0. Это слово пришло к нам из латинского языка. Означает «ничто».

IV . Открытие новых знаний.

1.Введение числа и цифры 0. Соотнесение числа с количеством предметов.

У Маши было 9 конфет. 4 конфеты она дала младшему брату, 4 съела сама и 1 угостила папу. Сколько конфет осталось у Маши?

Что же обозначает число 0? (нет предметов, пустоту, нисколько, ни одной не осталось)

Какой цифрой будем записывать число 0?

Физкультминутка (подвижная)

Буратино потянулся-

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл-

Видно ключик не нашёл:

Чтобы ключик нам достать-

Нужно на носочки встать.

Буратино выше встал,

Поглядите- ка, достал.

2. Написание цифры по образцу. Работа по учебнику с.31

Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины правой стороны клеточки в левую сторону, округляем, касаемся верхней линии клеточки, округляем, вниз, округляем вправо, касаемся нижней линии клеточки, округляем, вверх и соединяем.

Вспоминаем правила посадки при письме, учитель показывает образец написания нуля.

3. Определение места 0 на числовом отрезке с. 30

Число 0 не знает, где его место. Какое место ему занять на отрезке. Почему вы так думаете?

В народе часто говорят: «Начнем с нуля…», когда так говорят?

(начинают сначала, на пустом месте).

Сравните 0 с другими числами отрезка.

На сколько 0 меньше 1? На сколько 1 больше 0?

4. Свойства нуля:

Цифра вроде буквы 0 –

Это 0 иль ничего.

О его особых свойствах

Мы поведём сейчас рассказ.

Что значит эта запись: а+0=.... (а - любое число, если к любому числу прибавить 0, то получится то же самое число а+0=а) Также устанавливаются другие свойства: 0+а=а, а-0=а, а-а=0

Задание №2.

Итак, ребята, мы познакомились со свойствами 0.

Ещё раз прокомментируйте их

.5. Работа по тетради на печатной основе.

Задание №1

Как его проиллюстрировали? Кто мог цветочки срезать и для кого?

Что получилось в результате?

Физкультминутка (для глаз)

Задание №5.

1 столбик коллективно;

2 столбик - 1ряд;

3 столбик - 2ряд;

4 столбик - 3ряд

V . Первичное закрепление.

Дифференцированная работа.

1.Решение примеров на основе свойств 0.

5-0=5 7-7=0 2+0=2

2. Индивидуальные карточки . Выбираем для себя задание (по сложности) на карточке красный кружок – самое сложное, синий – 2 уровень, зелёный – 1 уровень (простое).

3. Игра «Подумай, где ты встречал 0, в какой службе работает число ноль?»

Пожарная -01, милиция -02, скорая помощь -03

Запишите в тетради эти номера.

VI . Итог урок.

- Что вы узнали на нашем уроке?

Мы познакомились с новым интересным числом. Что вы можете рассказать о нем? (Его нельзя использовать при счете, но без него нельзя обойтись в математике. Оно меньше любого известного нам числа . Мы не можем показать соответствующее ему количество предметов.)

Какие свойства нуля теперь знаете?

Какое задание вам показалось интересным? Сложным?

Расскажите по схеме:

Я запомнил …

Я знаю…

Я смог…

Я научился....

Как бы вы оценили свою работу? (предлагается три смайлика для оценки)

VII . Дом.задание.

Найти символ числа ноль и выяснить, какую важную роль в математике выполняет ноль. Спасибо за урок.