Старинные височные кольца. Что сокрыто в древнеславянских височных украшениях. Теперь предоставлю копии

Рис. 1. Височное кольцо из коллекции МИДУ.

Среди памятников юго-западной части Новгородской земли хорошо известны своеобразные украшения, состоящие из проволочного кольца с нанизанными на него пустотелыми, составленными из двух половинок бусинами. Практически во всех случаях один из его концов завершает спиралевидный, завёрнутый внутрь кольца завиток, а второй – сквозное отверстие-ушко. Изучение морфологической эволюции таких колец и их корреляция с сопутствующим материалом позволила ряду исследователей доказательно соотнести их с древностями водских племён [Седов В.В. 1953, с. 194; 1987, с. 37; Лесман Ю.М. 1982, с. 65-74].

Узкорегиональный характер распространения этих украшений (свыше 200 находок в курганах водских земель против отдельных находок из других, преимущественно новгородских территорий) вызвал предположение о том, что вне этой зоны они вообще не встречаются. Однако необходимо заметить, что среди более южных древнерусских материалов подобные находки всё же присутствуют. Они также единичны и преимущественно неатрибутированы, а их редкостность и явно неславянское происхождение обусловили даже мнение об их номадской (половецкой) принадлежности ["Gold der Steppe..." 1991, s. 339].

Рассматривая условия обнаружения этих украшений, можно убедиться, что они имеют вполне вероятное привозное происхождение – большинство из них связано с вещевыми либо – монетно-вещевыми кладами, дающими возможность чётко определить нижнюю хронологическую границу памятника. Так, например, находки из Луцка [Петров Н.И. 1915, с. 39] и з Когурешт [Маркевич В.И., Полевой Л.Л., Финн Ш.Р. 1961, с. 24] хорошо датируются пражскими грошами XV в., что вполне соответствует последнему периоду бытования таких колец в Новгородской земле. Место находки да и сам сопутствуюющий нумизматический материал позволяют связывать их появление с северными торговыми путями литовского княжества.

К сожалению, неизвестным остаётся происхождение пары виртуозно выполненных колец, которые хранятся ныне в Музее исторических драгоценностей Украины (инв. №№ Д-6840, Д-6841). Сложная техника их изготовления – с позолотой и поочерёдным расположением сплошных и выполненных из уплощённой витой проволки ажурных бусин, наводит на мысль об участии развитого ювелирного ремесла древнерусских городов (тем более, что такие популярные восточнославянские украшения как височные кольца с тремя ажурными бусинами также отличает близкий стиль исполнения). Тем не менее, водский архетип этих украшений очевиден: мелкие технические детали - завиток, ушко, количество бусин и рельефная муфта для их фиксации вполне соответствуют своим северным аналогам. В любом случае, вполне возможны такие варианты, как заказное изготовление для выходцев из территорий, где подобные украшения были привычны, либо изощрённое повторение знакомых мастеру мотивов.

Рис. 2. Височное кольцо из клада на ул. Трехсвятительской в Киеве.

Весьма интересную историю имеет находка из Киева (ул. Трёхсвятительская). Пятого июля 1906 г., по упоминанию Б.И. Ханенко – при прокладке водопроводных труб, там было обнаружено сразу два клада, меньший из которых включал в себя серебрянное кольцо с двенадцатью бусинами. Первый клад к сожалению был утрян – частично разграбленный при своём нахождении, он был закуплен антикваром М. Золотницким, и, невзирая на требование Археологической комиссии, вывезен им за границу [Корзухина Г.Ф. 1954, с. 124].

Второй клад вошёл в состав коллекции Б.И. и В.Н. Ханенко, и вскоре был ими опубликован [Ханенко Б.И., Ханенко В.Н. 1907, с. 38, 42]. Однако, рассматривая материалы обих комплексов, можно заметить, что их объединяют некоторые общие признаки, например - колодочки рясен, которые входили в состав каждого из кладов, изготовлены по единой технико-технологической схеме. Это, вместе с низкой вероятностью обнаружения двух кладов одновременно и практически в одном месте заставляет допустить возможность их искусственного разделения во время находки.

Датирование и происхождение этого необычайно интересного комплекса может быть уточнено благодаря вышеупомянутому височному кольцу. Несмотря на то, что хронологические рамки бытования подобных украшений достигают XV века, периодом их наиболее интенсивного распространения приходится считать XIII в. Достоверность такого датирования для данного экземпляра подтверждает также чёткая сферическая форма бусин – у колец, датированных монетами XV в. они имеют несколько сплющенную (в сечении – эллипсоидную) форму. При датировании клада необходимо иметь в виду, что время бытования вошедших в его состав богатых материалов преимущественно не выходит за пределы домонгольского периода. Наиболее вероятным временем закладки, учитывая, что подобная практика особенно характерна для нестабильных, рубежных периодов, можно считать время татаро-монгольской осады Киева. Разнотипные, подобранные лишь по ценности материала предметы, вполне возможно связаны с деятельностью богатого купеческого капитала, широко репезентованного в Киеве. Достаточно значительная часть этого капитала принадлежала новгородским "гостям", имевшим даже свой квартал и свою церковь на Подоле. Им, разумеется, принадлежал и наиболее естественный доступ к использованию изделий новгородского происхождения, в том числе и как к составной части движимого капитала. Упор на "драгметальную" стоимость таких предметов подчёркивается и тем, что подобные височные кольца не принадлежали к популярным украшением на южнорусских землях.

Таким образом, находки многобусинных височных колец, которые на своей территории позволяют уточнить ареал распространения водских племён, на южнорусских землях способствуют изучению торговых связей, а иногда – датированию сопутствующих материалов.

Литература
  • Корзухина Г.Ф. Русские клады IX-XIII вв.- М-Л., 1954.- С. 124, табл. XLV, рис. 1-12.
  • Лесман Ю.М. Хронологическая периодизация курганов Ижорского плато // Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья.- Л. 1982.- С. 65-74.
  • Маркевич В.И., Полевой Л.Л., Финн Ш.Р. Когурештский монетно-вещевой клад XV в. // Труды ГИКМ.- Вып. 1.
  • Панченко М.В. Багатобусинні скроневі кільця на землях Південної Русі // Населеня Прутсько-Дніпровськьго межиріччя та суміжних територій в 2 половині першого - на початку другого тис. н.е.- Чернівці, 1993.
  • Петров Н.И. Альбом достопримечательностей Церковно-археологического музея при императорской Киевской Духовной Академии.- Киев, 1915.- Вып. IV-V.- С. 39, табл. XXI, рис. 23.
  • Седов В.В. Этнический состав населения северо-западных земель Великого Новгорода (IX-XIV вв.) // СА.- XVIII.- С. 194.
  • Седов В.В. Прибалтийские финны // Финно-угры и балты эпоху средневековья.- М. 1987.- С. 34-42, табл. X, рис. 1, 3, 6.
  • Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X-XV вв.).- М. 1981.- С. 14, рис. 2/10, 11.
  • Спицын А.А. Курганы С.-Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского.- МАР, № 29.- С. 42.
  • Ханенко Б.И., Ханенко В.Н. Древности Поднепровья.- Киев 1907.- Вып. VI.- С. 38, 42, табл. XXXIII, рис. 1110.
  • Gold der Steppe Archäologie der Ukraine.- Archäologisches Landesmuseum der Christian-Albrechts-Universität Schleswig, 1991.- S. 339, N 191 (d).

Источник: М.В. Панченко. Многобусинные височные кольца на землях Южной Руси // Восточноевропейский археологический журнал, 5(18) сентябрь-октябрь 2002,

Найденный в Киевской обл. клад, обсуждаемый на Виолити и . По монетам датируется 15 веком.

Цитата: Egorsam

Найдено мной в лесу неподалеку старой дороги, на глубине примерно 20-30 см. Все вещи ничем не обрабатывались, только помытые водой от земли. Горшок разломанный, все детали горшка что нашел добавляются.В кладе было: сережки 2 шт., колты 2шт., кольца 6шт., пражские деньги 111 шт. целых и 1 шт сломана на продажу выставляю 109 шт. + 1 сломаную, 2 шт оставляю себе на память. Колты, серьги и некоторые кольца в позолоте. У кольца с камнем выпал камень, видно по фото. В одном из колтов 3 украшения имеют не значительные повреждения, 1 серьга также повреждена, фото повреждений прилагаю. Вес указан на фото. Материал: серебро, серебро с позолотой.

Администрация сайта не исключает, что изготовленные в 13 веке височные украшения, использовались, или просто хранились до 15 века. Пока не возникла необходимость их спрятать.

Височные кольца или Усерязь - очень известные у древних славян предметы украшения, которые одновременно с этим являлись оберегами и амулетами. Разнообразия видов височных колец великое множество, и найдено не меньше, чем лунниц. Височные кольца - это женские украшения, которые вплетались в волосы у висков.
Часто их было по несколько штук, число доходило до шести и больше. Находят бронзовые, серебряные, золотые изделия. Часто на колечки нанизывали бусины - янтарные, стеклянные, каменные, а один раз археологам попалась даже вишнёвая косточка. Находят их практически по всему миру, начиная со слоёв времён бронзового века. Некоторые найдены даже при раскопках легендарной Трои. Но самое большое количество было обнаружено на территории древней Руси VIII-XII вв., поэтому именно славянам приписывают особый расцвет подобных украшений. Встречаются как в деревенских курганах, так и в крупных городах.
Украшения в ту пору имели сразу два предназначения. Первое - это красота, и именно поэтому у женщин всегда было намного больше украшений и различных подвесок, колечек, серёжек и т.д., чем у мужчин. К женщине в стародавние времена относились практически с благоговением и совсем иначе, чем в последующий христианский период, где женщину называли нечистым и грязным существом. В древности женщина - это не только роженица, которая должна выносить и вырастить потомков, но и жрица на капищах, ведающая мать, хранительница магии, прообраз Матери Сырой-Земли в человеческом обличье. Второе - это обрядовый и религиозный смысл.
В Древней Руси бытовало поверие, что злые духи могут воздействовать на любого человека, если тот не защищён специальными оберегами. Тело всегда защищено рубахой, платьем с вышитыми на них обережными символами, на запястьях рук браслеты, на шее ожерелья, на лбу специальная повязка, а виски, как обнажённое место - лакомый кусок для любого нехорошего проявления Нави - защищался именно такими кольцами. К сожалению, термин, каким именовали эти украшения-обереги в древние времена, не дошёл до наших дней, и их название является лишь определением учёных, что носили их в районе висков. Из некоторых источников (Словарь Даля, церковные списки) мы можем предположить, что височные кольца называли "Усерязь" - ушная украса, серёжка, заушница.
Как уже говорилось, при раскопках найдено большое видовое разнообразие височных колец. Однако самое широкое распространение получили проволочные кольца (вероятнее всего из-за своей дешевизны и простоты изготовления). Также по виду височных колец в древности можно было очень просто отличить представителей разных племён и положение девушки/женщины в обществе. Проволочные кольца были небольшого диаметра с завёрнутыми в петельки кончиками. Также большое распространение получили головные кольца, на которых крепились подвески в виде виноградной лозы, двух- и трёхбусинные кольца, семилучевые, браслетообразные. Все кольца делятся на несколько видов: проволочные, бусинные, щитковые, лучевые, лопастные.
Семилучевые, как и другие, делятся на несколько подвидов: Височные кольца с гладким щитком или классические, Височные кольца с дужкой на щитке и с пятью зубчиками по верхнему краю щитка, Височные кольца с лучами в виде трилистника и с орнаментированным щитком, или Деснинский вид. Лучевые и лопастные украшения являлись литыми.
Щитковые и Ромбощитковые кольца чаще всего находят на территориях расселения Ильменских Словен. Бронзовые кольца, где имеются утолщения в виде ромбов от 2 до 5 штук. Делались из проволоки, которая расковывалась в пластины. С течением времени узоры на щитках менялись, и именно это помогло археологам и учёным-историкам определить - как расселялись племена. Часто встречаются ажурные и очень филигранные работы древнеславянских умельцев.
Кудреватые и лунницеобразные (лунничные) височные кольца. Лунницеобразные вобрали в себя как элементы кудреватых колец, так и женских украшений, которые именовались Лунницами.
Учёные утверждают, что подобные украшения не являются изначально славянскими. Задолго до этого ими пользовались по всей Европе, в Скандинавии и Византии. Славяне же, иногда сталкиваясь с другими народами, со временем переняли украшения себе. И всё же, височные кольца, которые использовали наши предки, сильно отличаются от колец других народов, так как они придали им особую индивидуальность с учётом своих верований и традиций. К VIII веку эти кольца уже считали типично славянскими украшениями.
В большинстве случаев, как полагают исследователи, височные кольца вплетались в волосы, но также и подвешивались к венчику - девичьему головному убору. Кроме того, из колец составлялись целые ожерелья, которые обрамляли всю голову или же нанизывались на ремешок и опоясывали голову. В случае, когда височные кольца крепились к головному убору, находились они не возле виска, а на уровне ушей и как бы прикрывали их. Кое-где такие изделия даже вставлялись в мочку уха, наподобие серёжек. Интересно и то, как височные кольца носились в зависимости от возраста девушки или женщины. Девочки и девушки-подростки практически не носили колец или носили простенькие, согнутые вручную из проволоки. Повзрослевшие девушки, невесты и зрелые женщины носили самые лучшие кольца у висков, так как именно им требовалась защита от тёмных чар. Пожилые женщины отказывались от колец, видимо в пользу того, что просто передавали их новому поколению.
В волосы височные кольца вплетались примерно так: волосы расчесывались на прямой пробор от затылка к вискам. После этого с обеих сторон заплетались косички, толщиной примерно в мизинец. Косичка шла от виска за ухо и состояла из трех прядей. В верхнее плетение косы возле виска вплеталось первое кольцо - самое маленькое, чуть ниже - следующее, которое было побольше. Так могли вплести до четырех колец.
В последнее время мы можем видеть, как стремление к прошлому возрастает среди всего населения нашей страны. Так что мы можем вполне рассчитывать на то, что в скором времени височные кольца вновь войдут в обиход как женские украшения и станут для нас не просто загадочными находками времён древних славян, а возрождённой культурой.

Новость отредактировал Ingrid - 25-03-2013, 17:18

Обереги у славян были, но не то что сейчас, которые при подносят неучи типа Хиневича. 90% оберегов что на рынке это не обереги. Название и описание придуманы для продажи. Также есть придуманные дизайны. Все это спекуляция, просто мне жалко людей которые тратят свои кровные и верят этим без совестным торгашам .

Если Вам надо обереги, то надо делать самому, а не кто-то будет вам делать. И еще сейчас обереги помещают кто куда, а это уже просто украшение, погремушки — если вы хоть всё на себя повесите лучше не станет.

Были обереги только для одежды которые одни из них наносились внизу, а другие наверху. Также были обереги только для дерева, для утвари, для дома итд, но ни как сейчас. Сейчас черти что, а сбоку бантик. Названия оберегов были — паучок, наузы, земля, зайчик, петух, змеевик, лебедь итд Для торгашей такие названия не зацепляют нежели всякие названия оберегов например: обереги разных Богов(Мары, Велеса…), валькирия, недавно появилось печать Велеса, дий, дый, ладинец итп

Подлинники археологических находок

Подлинные женские украшения начала IX века. Роменская культура. Козельский район калужской области. Часть этих украшений была надета на молодой славянской девушке, убитой (застреленной) русами в 839 году. Слева направо: бронзовое спиралевидное ожерелье, 2 серебряных браслета с головой Ящера, серебряное височное кольцо. Далее справа показаны серебряные накладки в виде «сердечек». Это фрагменты украшения конской сбруи (Русский каганат). Внизу украшения, бывшие на другой убитой женщине: серебряное роменское височное кольцо, бронзовые трапецевидные подвески и обломок биллонового браслета с головой Ящера.

Решётчатый перстень, найден близ городища Подгоричи. Калужская область. Представляет собой типичный перстень вятичей, XI-XIV вв. Такие перстни использовались не только, как украшения, но и в качестве платёжного средства.

Голодская поясная накладка из бронзы. Найдена в распаханном голодском жальнике (кургане) в низовьях р. Вырки. Предположительно импортное изделие III-IV вв. из Римской империи. Накладка оплавлена погребальным костром. По-видимому, было очень богатое захоронение (вождь?), так как кроме накладок на поле была найдена огромная серебряная фибула (20 см длиной), погнутая плугом. К сожалению, не располагаем фотографией.

Перстень со свастикой

Перстень с коловратом, девичий. Бронза. Вятичи. XI — XIV вв., исходный размер менее №15. Такие перстни с коловратом (свастикой) носились девочками для магический целей — плодовитости, счастья и достатка в будущем. Окрестности г. Воротынска, калужская область.

Кельт

Бронзовый топорик -«кельт». Конец бронзового, начало железного века. р. Угра, калужская область.

Украшения голдов (голяди), балтского населения Угры. Вверху круглая подвеска с реки Изверь. Далее идут украшения с одного небольшого городища почепской культуры на Угре, неизвестного археологам: обломок серебряного перстня, в котором был камень белого цвета, бронзовая подвеска «конь», затем, слева направо: височное кольцо, похожее на черепашку, «бубенчик», подвеска «пасть», в самом внизу обломок бронзовой фибулы.

Вот что можно найти на обычном селище вятичей. Берег реки Высса, Калужская область. Селище неоднократно горело и подвергалось разорению. В самом центре селища (ещё до Великой отечественной войны) был когда-то найден клад серебряных арабских монет — дирхемов. Затем, в 2003 г. место клада вновь было исследовано одним чёрным копателем. Он вручную вскопал участок размером 50 х 100 метров. Итог: более шести сотен целых дирхемов XI века, и более 3000 обломков (резан и полушек). Основная часть находок — времена вятичей (XI-XIII вв.). Но попадаются и предметы позднего времени, вплоть до XV в. , такие, как, например, небольшая серебряная монетка (московское подражание золотоордынскому дирхему).

Вверху: пуговицы, радимичская запона для плаща, височное кольцо для девочки, лунница, накладки на пояс, обломки височных колец, кулонов и предметы неизвестного назначения. Кроме того, наконечник стрелы, похожий на половецкий.

Клад древних балтских женских украшений. Бронза. Ранний железный век. Верхнеокская культура. Найден 17.04.2010 года на берегу безымянного ручья, впадающего в Оку. Калужская область.

Подвеска «Конь», застёжка на ворот, подвеска, обломок нагрудного ажурного пластинчатого украшения, бронзовое шило.

Бронзовая подвеска со знаком осеннего Солнца на прямом кресте. Вятичи. X-XII вв. Найдена на Воротынском селище, река Высса. Калужская область. Подвеска носилась на счастье, на обилие в доме.

Бронзовая подвеска найдена в Каслинском районе Челябинской области. Относится к молчановскому типу, раннее средневековье IIIV-X века. Древние манси.

Это все были подлинники

Теперь предоставлю копии.

Но перед этим. Все мы утверждаем, что драконы это Китай, также змей к ним относится, а также кто-то говорит что индусы это поклонники змей т.к. у Шивы — Махадева на шее змея, но при этом не знают как она появилась, также Вишну лежит на змее.

Если припомнить у скандинавов впереди на ладьях изображен дракон. И не только, также у всех славян на оберегах были образы драконов, змей, это по мимо лебедей, петухов итд Так что у всех народностей были и драконы и змеи.

Пасть — Охотничий оберег

Точная копия бронзового украшения, найденного в октябре 2006 года во рву неизвестного археологам городища «Покров», река Угра. Охотничий оберег. Почепская культура II-III вв.

Точная копия голодского бронзового женского украшения, найденная во рву неизвестного археологам городища «Покров», река Угра. Носилось на поясе. Почепская культура, II-III вв.

Точная копия бронзового женского украшения, найденная близ неизвестного археологам городища «Покров», река Угра. Почепская культура (II- III вв.). Назначение оберега неизвестно. Напоминает пятилопастное височное кольцо вятичей. Вероятно, послужил прообразом вятичского височного кольца. «Пять» — число Мокоши, Богини Судьбы.

Конь

Копия бронзовой подвески из клада древних балтских женских украшений. Ранний железный век. Верхнеокская культура.
Найден 17.04.2010 года на берегу безымянного ручья, впадающего в Оку. Калужская область.

Оберег «Змеи»

Подвеска «Змеи» относится к древностям куршей и скальвов. Эти балтские племена населяли западную Литву, западную Латвию и южную Пруссию. В VII-Х веках курши вели войну со скандинавами, неоднократно захватывавшими часть их территории, а в XI-XIII веках уже сами курши на своих судах грабили прибрежные области Швеции и Дании. В XIII веке курши столкнулись с Ливонским орденом и более полувека вели с ним ожесточенную борьбу, но к 1267 году были окончательно покорены. Подобные подвески бытовали и среди балтского (голодского) населения Оки.

Оберег «Волчий молот»

Молот Тора в волчьей пасти. Норвегия. Реконструкция. Серебро, 9,1 г. Молот Тора, выкованный карликом Eitri, задумывался Богами, как лучшее из оружий. Волк Fenrir, сын Локи, сомкнул свои челюсти вокруг всемогущей силы молота. Освящается на силу.

Оберег «Морские коньки»

Оберег в виде переплетающихся между собою двух морских коньков. Норвегия, XII-XIV вв. Бронза. Реконструкция.

Змеиная подвеска эпохи Меровингов, примерно 700 г. н.э. Копия с подвески, раскопанной в женском захоронении недалеко от г. Lodingen.

Иногда в своих путешествиях по Мирам, Бог Один надевал маску, что позволяло ему избегать ненужных встреч и не растрачивать свои силы. Норвегия, бронза. Реконструкция. На оборотной стороне маски оригинальное ушко для шнура или цепочки.

Сын Локи и великанши Ангрбоды, мировой змей Йормунганд опоясал Солнце, кусая себя за хвост. В Рагнарёк они с Тором убьют друг друга. Древняя скандинавская легенда повествует о том, что к востоку от Мидгарда – Средней части мира, населённой людьми, — живёт в Железном лесу старая великанша. Она породила многих сыновей чудовищ и было предсказано, что они принесут Богам несчастье, особенно же опасны гигантский волк Фенрир и чудовище змей Йормунганд. Боги задумали предотвратить события. Они бросили змея в глубокое море, окружавшее землю, и решили, что обезопасили себя. Но от судьбы не уйти никому – даже Богам. Йормунганд вскоре так вырос, что опоясал землю и начал сотрясать весь мир, кусая себя за хвост. А потом, как и было предсказано, наступил день конца света, гибели Богов. Йормунганд выбрался на сушу, изрыгая в великанском гневе столько яду, что напитал им и воздух, и воды. Главный защитник Мидгарда и Асгарда (Мира Богов) — Бог грома и бури Тор сумел-таки одолеть Йормунганда в жестокой битве, но и сам, успев отойти только на девять шагов, пал мёртвым, отравленный ядом гигантского змея. Этот сюжет часто воспроизводили на щитах скальдов.
Норвегия, бронза. Реконструкция.

Голова водяного дракона (г. Бирка, Швеция, VIII-X вв.).
Подвеска, воспроизводящая в миниатюре голову дракона, которые обычно украшали форштевни кораблей викингов. Реконструкция.

Подвеска «Змей Мидгарда», провинция Нерке, г.Экеторп, Швеция, X век.

Подвеска «Дракон», Швеция, X век.

Кикимора

Оберег XII в. Найден в Псковской области. Кривичи.

«Эта область (Жемайтия, — В.К.) изобилует рощами и лесами, а также болотами и озерами, в которых, как рассказывают, иногда можно встретить привидений. Там, в этих уединенных местах, и поныне очень много идолопоклонников, одни почитают огонь, другие - деревья, солнце или луну; есть и такие, которые кормят в своих домах [вроде пенатов] неких змей на четырех [коротких] лапках, напоминающих ящериц, только крупнее, с черным жирным телом, не более трех пядей в длину; называются они Giwoites). В установленные дни они производят в домах очистительные обряды и, когда змеи выползают к поставленной пище, всем семейством со страхом поклоняются им до тех пор, пока те, насытившись, не вернутся на свое место. Другие зовут их Jastzuka, иные же - Szmya. У них есть (определенное) время, когда они кормят своих богов: посреди дома ставится молоко, а сами они располагаются на коленях по лавкам; тут появляется змея и шипит на людей, как рассерженный гусь, - и тогда люди молятся и поклоняются ей со страхом.). Если с ними случается какое-либо несчастье, они приписывают это тому, что плохо кормили и принимали домашнее божество [змею]».

Оберег «Семицвет»

Подвеска «Семицвет», бронза. Точная копия бронзовой подвески Вятичей. Семь лепестков — знак Огня, Огнебога Семаргла. X-XIII вв.

Подвеска «земля»

Точная копия бронзового украшения, найденная на р.Кванка (бассейн р.Высса), Калужская область. X-XI вв.

Височное кольцо «Месяц и звезда»

Точная копия бронзового украшения, найденного на городище «Дуна» близ г. Чекалин (бывший Лихвин), Тульская обл. Височные кольца - бронзовые, серебряные, золотые женские украшения, вплетавшиеся в волосы у висков. Их носили по одному или по нескольку пар сразу. Известны с бронзового века, были распространены у восточных славян в средние века. Различные союзы племён славян носили височные кольца различной формы: кривичи - браслетообразные, новгородские словене - ромбощитковые, вятичи - семилопастные (девочки пятилопастные), радимичи - семилучевые, северяне - спиральные, и т. д. Существуют и другие типы височных колец, носимых женщинами верховьев Сейма и Псла - лопастные и бусинные.

Оберег «Петух»

Точная копия бронзового женского украшения. Вятичи. X-XIII вв.

Лебедь

20-е годы IX века. Роменская культура (славянские предки вятичей). Точная копия бронзовой привески, найденой на посаде «Чёртова городища». Серебро — 3,74 г. Лебедь — священная птица Лели, Богини девической любви, дочери Лады. Освящается на покровительство Лели. На счастье в любви.

Копия оберега хантов, Томская область. VIII век. Медведь — тотем рода, охраняет душу человека.

Конечно представлены копии не все, но даже по этим копиям можно сказать что нынешний рынок оберегов, это 90% фальсификации.

Одним мужчинам женская любовь к побрякушкам служит поводом для шуток, другим – для восхищения. А ведь традиция надевать на себя безделушки пришла к нам от далеких предков.

Дирхем, кольцо, ещё полгривны
Занятный вятический колт
Вернее, два – рисунок дивный
Свастический солнцеворот

И уткокони, уткокОни
Мне этот символ страшно мил
Его какой-нибудь тихоне
Кузнец застенчиво дарил...

Левин Вячеслав Николаевич (stvs)

Древние люди считали, что через отверстия нашего тела могла вылететь душа человека, или, наоборот, могло проникнуть внутрь какое-нибудь недоброе волшебство. Также следовало магически защитить и более всего подверженные ранениям и ушибам руки и ноги. Наконец, требовалось защитить энергетические центры и каналы тела.

Не слишком доверяя своей способности противостоять злу, люди старались защитить свое тело с помощью предметов из кости, дерева или металла. Конечно, дерево предпочиталось «благородных» пород: дуб, береза, сосна. Кость должна была быть от сильного неустрашимого животного: медведя, тигра. Но лучше всего для охраны души и тела подходили металлы и драгоценные камни. Старославянские мифы роднят золото и серебро с солнечным светом и молниями бога Перуна – главного из языческих богов. Таким образом, украшения в древности имели религиозный, магический смысл. Украшения надевали не столько «для красоты», сколько в качестве амулета, священного талисмана. Древнеславянский женский наряд включал в себя (как, впрочем, и сейчас) гораздо больше украшений, нежели мужской.

С древнейших, поистине пещерных времен женщина была объектом едва ли не религиозного поклонения со стороны своего вечного друга и спутника – мужчины.

Во-первых, женщина рожает детей. Во-вторых, именно женщина оказывается носительницей древней мудрости племени, его мифов и легенд. В глазах наших предков женщина не только не являлась «сосудом» злых сил – наоборот, она была существом куда более священным, чем мужчина. А значит, ее, как и все священное, требовалось особенно бережно охранять. Отсюда – при мало-мальском достатке – и золотая парча девичьих налобных повязок, и многоцветные бусы, и перстни.

Учёные пишут, что славяне, расселявшиеся в VI- VII веках по лесной полосе Восточной Европы, оказались оторваны от традиционных мест добычи цветных металлов. Поэтому вплоть до VIII века у них не выработалось какого-то особого, только им присущего типа металлических украшений. Славяне пользовались теми, что бытовали тогда по всей Европе, от Скандинавии до Византии.

Однако славянские мастера никогда не довольствовались подражанием образцам, перенятым от соседей или привезенным купцами и воинами из чужедальних земель. В их руках «общеевропейские» вещи скоро обретали такую «славянскую» индивидуальность, что современные археологи успешно определяют по ним границы расселения древних славян, а внутри этих границ - области отдельных племён. Но и процесс взаимного проникновения, взаимного обогащения культур не стоял на месте, благо в те времена не было строго охраняемых государственных границ. И вот уже иноземные кузнецы копировали новый славянский фасон и тоже по-своему его претворяли, а славяне продолжали присматриваться к веяниям «зарубежной моды» - западной и восточной.

Гривна

Металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной преградой, способной помешать душе покинуть тело. У нас его называли «гривной». Это название родственно слову «грива». По-видимому, это слово в древности означало «шея».

У некоторых народов гривны носили мужчины, у других – женщины, но ученые утверждают, что всегда и у всех, в том числе у славян, это был признак определенного положения в обществе, очень часто вроде ордена за заслуги.

Гривны нередко находят в женских погребениях древних славян. Поэтому археологи с полным правом настаивают, что это было «типично женское» украшение, наподобие бус и височных колец.

Древние славянские мастера делали гривны из меди, бронзы, биллона (меди с серебром) и из мягких оловянно-свинцовых сплавов, нередко покрывая их серебром и позолотой. Драгоценные гривны делались из серебра.

Древние славяне носили разные виды гривен, отличавшиеся способом изготовления и соединения концов. И конечно, каждое племя предпочитало свой, особенный вид.

Дротовые гривны делали из «дрота» - толстого металлического прутка, обычного круглого или треугольного в разрезе. Кузнецы перекручивали его клещами, раскалив на огне. Чем горячее был металл, тем мельче получалась «нарезка». Чуть позже появились гривны из ромбического, шестиугольного и трапециевидного дрота. Их не скручивали, предпочитая выбивать сверху узор в виде кружков, треугольников, точек. Эти гривны находят в курганах X – XI веков.

Похожие, только соединенные не замочком, а просто далеко заходящими друг за друга концами, изготавливали сами славяне. Разомкнутые концы таких гривен находились спереди. Они красиво расширяются, зато тыльная сторона, прилегающая к шее, круглая, чтобы удобнее было носить. Их обычный орнамент состоял из треугольников с выпуклостями внутри. Их археологи называют «волчий зуб». Такие гривны, сделанные из биллона, бронзы и низкопробного серебра, носили в X – XI веках в племени радимичей. В XI – XII веках радимичи стали соединять концы гривен красивыми квадратными бляхами, штампованными или литыми. Некоторые бляхи, рассеянные на значительной территории, отлиты явно в одной мастерской, даже в одной формочке. Это говорит о развитой торговле и о том, древнерусские мастера-ювелиры работали не только на заказ, но и на рынок.

Некоторые шейные обручи, сделанные из толстой или бронзовой проволоки, носили «просто так», без дополнительных украшений. Но если железная или цветная проволочка была достаточно тонкой, на нее нанизывали бусы, круглые бляхи, иноземные монеты, бубенчики.

Самыми многочисленными были гривны витые. Славянские умельцы свивали их разными способами: «простым жгутом» - из двух-трех медных или бронзовых проволочек; «сложным жгутом». Иногда простой или тонкий жгут обвивали сверху тонкой крученой проволочкой.

Височные кольца

Украшение головного убора, укреплявшимся обычно возле висков, археологи назвали «височными кольцами».

Славянские женские подвешивали височные кольца к головному убору (девичьему венчику, повою замужней) на лентах или ремешках, красиво обрамлявших лицо. Иногда кольца вплетали в волосы, а кое-где даже вставляли в мочку уха, как серьги. Иногда же височные кольца, нанизывали на ремешок, образовывали венец вокруг головы. И все-таки большинство из них носилось так, как и полагается по названию, - у висков. Как показали раскопки, височные кольца носили в Западной и Восточной Европе, на Севере и на Юге. Носили с древнейших времён - и тем не менее к VIII-IX векам их стали считать типично славянскими украшениями, такой популярностью они начали пользоваться среди западнославянских племён. Постепенно мода на височные кольца распространилась и к восточным славянам, достигнув у них наивысшего расцвета в XI-XII веках.

Девочки-подростки, еще не вошедшие в возраст невест, совсем не носили височных колец или, в крайнем случае, носили самые простенькие, согнутые из проволоки. Девушки-невесты и молодые замужние женщины, понятно, нуждались в усиленной защите от злых сил, ведь они должны были беречь не только себя, но и будущих младенцев – надежду народа. Их височные кольца, поэтому, особенно нарядны и многочисленны. А пожилые женщины, преставшие рожать детей, постепенно отказывались от богато украшенных височных колец, передавая их своим дочерям. Совсем иначе выглядели височные кольца с бусами, нанизанными на проволочную основу. Иногда металлические бусины делались гладкими и разделялись проволочными спиральками - такие кольца любили не только славянки, но и женщины финноугорских народов. В XI-XII веках это было излюбленное украшение вожанок (потомки древнего племени водь и сейчас живут недалеко от Санкт-Петербурга). Новгородские женщины XI-XII веков предпочитали височные кольца с бусинами, украшенными мелкой зернью - металлическими шариками, напаянными на основу. В племени дреговичей (район современного Минска) крупную серебряную зернь приделывали к каркасу бусин, сплетённому из медной проволоки. В Киеве XII века бусины, наоборот, делали ажурными из тонкой филиграни.

Серьги

Не так давно наши модницы ввели в обиход проволочные серьги размером с браслет, что, как обычно, не очень понравилось людям старшего поколения. И всё же в который раз оказывается, что «новой моде» уже тысяча лет, если не больше. Сходные кольца (только чаще не в ушах, а на висках) носили женщины племени кривичей (верховья Днепра, Западной Двины, Волги, междуречье Днепра и Оки). Один конец такого кольца иногда сгибался в петельку для привески, второй заходил за него или завязывался. Кольца эти так и называются «кривичскими». Носили их по нескольку штук (до шести) на виске.

Похожие найдены и на северо-западе территории новгородских словен, только надевали их по одному, реже по два с каждой стороны лица, и кончики колец не завязывались, а скрещивались. В X-XI веках к проволочным кольцам здесь иногда привешивали на цепочках бубенцы и треугольные металлические пластинки, порой даже в несколько ярусов. А вот у словен, живших в городе Ладоге, в середине IX века вошли в моду кольца со спиральным завитком, обращённым наружу. Нельзя исключить, что они попали туда с южного берега Балтики, со славянского Поморья, с которым ладожане поддерживали тесные связи.

В целом у древних славян серьги особой популярностью не пользовались, появляясь обычно как подражание иноземной традиции. Князь Святослав, вероятно, потому и обзавёлся своей знаменитой серьгой, что большую часть времени проводил на чужбине, в военных походах.

Браслеты

Мода на них появилась в середине XII века и держалась до начала XIV века.

Браслеты – наиболее ранние из известных нам славянских украшений: они попадаются в кладах и при раскопках поселений начиная сVI века.

Слово же браслет пришло в наш язык из французского. Древние славяне называли браслеты «обруч», т. е. «то, что охватывает руку», а также «зарукавья». Их украшали драгоценными камнями и жемчугом, вставляли в них золотые цепочки. Большое значение придавалось застежкам браслетов, которые украшали эмалями. Точно неизвестно кто же носил обручи – мужчины или женщины. Археологи редко находят их в мужских погребениях и уверенно считают украшение специфически женским. Зато на страницах летописей мы встречаем князей и бояр «с обручами на руках».

Древние славяне делали браслеты из разных материалов: из кожи, покрытой тисненым узором, из шерстяной ткани, из прочного шнура, обвитого тонкой металлической лентой, из цельного металла и даже… из стекла.

Несмотря на дешевизну, оживленную торговлю, стеклянные «обручи» не прижились среди сельского населения.

Судя по всему, деревенский люд предпочитал металлические браслеты, в основном из меди. Носили их на правой и левой руках, иногда по несколько штук.

В большом ходу были браслеты, витые из нескольких проволок, «ложновитые», то есть отлитые в глиняных формочках по восковым слепкам с витых браслетов, а также плетеные – на каркасе без каркаса.

Очень красивы и разнообразны «пластинчатые» (согнутые из пластинок металла) браслеты, кованные и литые.

С домонгольских времен сохранились браслеты еще одной разновидности – «створчатые», состоящие из двух половинок, соединенные маленькими петлями и застежкой. Браслеты всегда делали круглыми, но различными по сечению: гладкие, кручёные, витые, квадратные, рубчатые, треугольные. Богатой была и их окраска: чёрная, коричневая, зелёная, жёлтая, бирюзовая, фиолетовая, синяя, бесцветная и т.д. Значительное количество браслетов делалось из янтаря.

На браслетах чаще всего изображались символы воды: плетёнка, волнистый узор, змеиные головы. Это связано прежде всего с назначением браслетов: они надевались девушками во время русалий – торжеств по поводу доброй, плодоносной воды.

Подвески

Подвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к платью на груди или на поясе. Делались они из серебра, меди, бронзы и билона. Чаще всего привески выступали в роли оберегов и исполнялись в форме языческих символов. Различают до 200 типов различных видов подвесок. Наиболее популярными были подвески символизирующие предметы быта (ложки, ключи, гребни) или богатства (ножи, топорики), привески в форме животных: птиц или коней, которые были символов счастья и неизменно сопровождались знаками солнца, а также геометрические привески: круглые, лунницы, крестики, ромбы и т.д.

Среди девушек особенно было популярны подвески в форме Луны, так как именно она считалась покровительницей незамужних. Широко распространены были привески в виде миниатюрных гребней с двумя звериными головами. Гребню с давних пор придавались магические функции, как защитника человека от всякой заразы. Конечно, широко использовалась солнечная тематика, а также символы воды.

Все вышеназванные типы привесок просуществовали вплоть до XIII века. Немного дольше, до XV века, просуществовали подвески-бубенцы. Носили их в комплекте с другими привесками, шейными гривнами, венцами, но чаще всего – с карманами, у пояса или рукавов. Будучи символами бога–громовержца, своим звоном они были призваны отгонять злых духов.

Обереги

Всё, что на современном языке называется «украшениями», имело в древности ясно читаемый религиозный, магический смысл. Также, как для верующего христианина крест, который он носит на шее, - будь этот крест даже произведением ювелирного искусства

Многие славянские обереги достаточно чётко разделяются на мужские и женские (кстати, заметим, что в христианскую эпоху аналогичным образом различали и нательные кресты).

«Солнечная» символика хорошо прослеживается и в круглых привесках-оберегах, также входивших в женский убор. Делали их, как правило, из биллона или бронзы, реже - из высокопробного серебра.

Если для «солнечных» круглых привесок употреблялись в основном жёлтые сплавы, то на привески – «лунницы» чаще шли белые, в цвет лунного света, - серебро или серебро с оловом, а бронза – лишь изредка. Оно и понятно, ведь в лунницах, как пишут учёные, отразился древний культ Луны, распространённый не только у славян, но и у других древних народов Европы и Азии. В славянских погребениях лунницы появились в Х веке. Обычно их носили по нескольку штук в составе ожерелья, а то вдевали в уши, как серьги. Богатые женщины носили лунницы из чистого серебра. Нередко они отмечены тончайшей ювелирной работой, их украшает мельчайшая зернь и филигрань. В таких лунницах каждый мельчайший шарик был припаян вручную.

В лунницах, что охотно носило большинство женщин, и металл был подешевле и работа попроще. Такие лунницы делались, как правило, по готовому восковому слепку, в который вливался металл. Для отливки использовались и слепки из глины. Нередко на таких лунницах присутствовал растительный орнамент. Это не случайно, так как "обязанностью" Луны было следить за ростом растений.

Славянские обереги: амулеты

Обереги-амулеты могли быть в виде магических символов или специальных фигурок. Защитные фигурки, как правило, носили целыми наборами в виде украшения. Их подвешивали к полукруглой дужке, скрепляли металлическими цепочками и надевали на тело в области груди, ближе к сердцу.

Дужка в форме полумесяца выбрана не случайно, она символизирует небосвод. Также на ней выбивались три точки, обозначавшие восход солнца, закат и полдень. Чаще всего можно встретить амулеты из пяти фигурок: ключа, челюсти хищника, двух ложек и птицы.

Женские славянские обереги

Все то, что люди носили на себе в древности, имело практическое значение. Все женские и мужские украшения являлись оберегами: браслеты, кольца, мониста, подвески, серьги, и даже алые ленты, которые девушки вплетали в волосы.

У северных народов, например, женщины носили подвески, элементы которых стукались друг о друга при ходьбе, и этим шумом распугивали нечистую силу. Это могли быть простые по форме бубенцы или же фигурки, выполненные из дерева или металла. Вырезали петухов, коней, утиные, лягушачьи лапки и другие зооморфные символы.

Особое внимание уделялось самой уязвимой зоне: шея, грудь, солнечное сплетение. Именно поэтому женщины носили на шее объемные ожерелья, мониста и прочие украшения-талисманы. Одним из распространенных материалов для их изготовления являлся бисер. По сути, бисер – это стекло, а свойства стекла всегда ценились магами и прорицателями так же, как и свойства хрусталя. Стекло не только защищает от темных сил, но и сохраняет здоровье человека, так как способно выравнивать его энергетические потоки.

Разные народности в разное время носили подвески по-разному: в виде ожерелья на шее, на поясе, прикрепляли к головному убору.

Обязательным элементом женского костюма были головные уборы, которые, в том числе, имели и защитную функцию. У славянских народов часто встречается птичья символика в женских головных уборах. Кокошник, например, можно было бы назвать «петушником», так как кокошь – это и есть петух. Рогатые кики символизируют утку (кика – это утка). Также встречались головные уборы, которые так и назывались, сороки. Обычные платки чаще всего были защитного алого цвета, на них вышивали все тех же птиц, растительную и другую обережную символику.

Девушкам разрешалось не носить головных уборов, но у них были так называемые ленты-очелья. Это могла быть обычная алая лента, или изготовленная из металла, к которой прикреплялись в виде подвесков фигурки-обереги. Среди всех металлов обереги чаще всего изготавливали из меди или из бронзы, если позволяли средства, то использовали серебро и золото.

В качестве амулета выступал также женский гребень. У него было семь зубцов (у многих народов мира это магическое число, защищающее от дурного глаза и болезней). Помимо прямого назначения, гребни использовались в различных магических обрядах, применялись для заговоров и излечения больного человека. Неслучайно частое упоминание гребня в сказках. Там он использовался в качестве волшебного помощника.

Женщины носили серьги, и они также выполняли обережную функцию. Сережки состояли из одной или нескольких металлических подвесок. Это мог быть ключ, символизирующий богатство, маленькая ложка, символизирующая достаток в доме, пестик ступы – знак плодовитости и мужского начала. Колющие и режущие предметы в подвесках, изображенные в виде звериных челюстей, пилы, топора, серпа и т.п. считались мощным оберегом от злых духов и нападения диких зверей в лесу.

Издавна считалось, что женщины больше мужчин подвержены влиянию потусторонних сил, поэтому мощная защита требовалась им и днем, и ночью. Для того чтобы ночью защитить себя злых духов навьего мира, женщины надевали специальные ожерелья-лунницы. Их изготавливали из серебра в виде подвесок, круглых или в форме полумесяца.

Славянские обереги для мужчин

У мужчин украшений-оберегов было гораздо меньше, чем у женщин, но они тоже были. Так, например, на застежках плащей, так называемых фибулах, высекали защитные солярные знаки.

На мужских нательных оберегах изображали символ плодородия –восьмиконечный крест, знак солнца – обычный крест, знак земли – ромбы, солярные знаки – свастики, а также рыб, зверей, птиц, небосвод.

Вдали от дома мужчин оберегали подвески с изображением уточек или коньков. Мужчины постоянно воевали, поэтому для них важны были обереги, защищающие от ранений и приносящие победу в боях.

Такими амулетами являлись клыки и когти диких животных, особенно, волчьи, а также подвески в виде ножей, мечей, кинжалов.

И мужчины, и женщины на руках носили браслеты из металла, стекла, кости с обережной символикой.

Вспомните образ царевны из славянских сказок. Перед тем как начать творить чудеса, она распускала длинные рукава своей рубашки. И на самом деле в древности рукава на женской одежде были широкими и длинными, до самой земли. Их распускали только тогда, когда танцевали ритуальный танец в честь богини земли Макоши. В остальное время рукава скрепляли браслетами: во-первых, чтобы через них не смогли проникнуть злые духи, во-вторых, для удобства. Рукава на мужской одежде также были широкими, но не длинными, их «запечатывали» браслетами-оберегами.

Бусы

Слово «бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века, до тех пор, по всей видимости, славяне называли эту разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла». Археологи часто так и пишут в своих работах «…найдено ожерелье из бус». В самом деле, нитка зачастую очень крупных (около 1,5см в диаметре) бус, однотипных или разных, современному человеку напомнит скорее именно ожерелье, а не те бусы, что носят теперь.

В древности бусы являлись любимым украшением женщин из северных славянских племён, у южных они были не так распространены.

Некоторые бусы мастера делали из отрезков стеклянных палочек, имевших несколько слоёв - всего чаще жёлтый, белый, красный.

Другие бусы, о которых непременно хочется упомянуть,- это позолоченные и посеребрённые. Техника серебрения и золочения стеклянных изделий, в том числе бус, была освоена мастерами египетского города Александрии ещё до нашей эры. Спустя века ниточка традиций дотянулась и до Северной Европы. Наиболее распространёнными были стеклянные бусы Выделяют четыре типа бус: стеклянные (синего, чёрного, светло-зелёного цвета), бусы из многослойных стеклянных палочек, дутые бусы и многогранники. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. А вот знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней). В Древней Руси существовало еще одно женское шейное украшение - монисто- своеобразные бусы в виде нанизанных на цепочку драгоценностей небольшого размера или монет.

Колты

Колты крепили на головном уборе на уровне виска на сложенной вдвое цепочке или ленте. Обычно они состояли из двух выпуклых пластинок, которые соединялись вместе и сверху ещё дополнялись дужкой для крепления. В XI-XII веках наиболее распространёнными были золотые колты с эмалью разных цветов. Часто по краю колта делали жемчужные обнизи. В XII веке также появляются звёздчатые колты и украшения чернью.

Вообще колты можно признать одними из самых удивительных произведений прикладного искусства. Наши мастера в поисках наилучшей игры света и тени умело оттеняли серебро и золото чернью, а иногда покрывали гладкую поверхность тысячами колечек, на каждое из которых нанизывали крошечное зёрнышко серебра.

Самым распространённым рисунком для колтов были изображения птицы Сирины или древа жизни. Учёные это связывают с символикой свадебного обряда: здесь птицы – символ брачной пары, а дерево – знак новой жизни. Немного позднее на колтах стали появляться христианские мотивы, в том числе изображения святых.

Кольца и перстни

Украшения, изначально призванные магически охранять человеческую руку, - кольца, перстни – появляются в могилах древних славян с IX века и широко встречаются начиная со следующего, X века. Некоторые археологи полагали, что они получили распространение у славян только после введения христианства, ведь кольца играют важную роль в церковном обряде. Однако другими учеными были раскопаны славянские захоронения VII века (в Трансильвании), и там оказались бронзовые перстни – не привезенные из далекой страны, а местные, притом позволяющие даже говорить о «славянском типе» перстней. Кольцо держит в руке и одно из Божеств Збручского языческого идола: исследователи узнали в нём изображение Лады – славянской Богини всеобщего порядка вещей, от космического круговорота созвездий до семейного круга. И на более поздних перстнях упорно просматриваются символы язычества, например знаки Земли. Словом, языческая символика кольца-перстня была никак не бедней христианской. А может, именно поэтому язычники избегали надевать перстни на покойных, опасаясь помешать душе покинуть тело и отправиться в загробное странствование? Если так, то следует предположить, что после принятия христианства в конце X века, когда умерших, особенно знатных, всё чаще начали хоронить по христианскому обряду, кольца стали класть рядом с телом, а после – оставлять на руке…

В одном женском погребении нашли целых тридцать три перстня в деревянном ларце. В других могилах перстни бывают связаны шнурком, уложены в горшочек, в туесок, в кожаный или вязанный кошелек, просто на кусочек бересты. Вероятно, здесь сказывались обычаи финских племен – соседей древних славян, и не просто соседей: некоторым из этих племен предстояло вливаться в нарождавшийся древнерусский народ. Там, где такое соседство-родство становилось наиболее тесными, в славянских могилах встречены вполне финские типы перстней. Например, к юго-западу от современному Санкт-Петербурга и в среднем течении Волги носили так называемые «усатые» перстни, а Владимирских курганах найдены «шумящие» перстни – снабженные металлическими подвесками, способными звенеть одна о другую. Иногда эти подвески имеют весьма характерные очертания «утиных лапок» - утки и прочие водоплавающие птицы были священны для финно-угорских племен, согласно их верованиями, они участвовали в сотворении мира.

Не менее интересным «финским заимствованием» был своеобразный способ ношения перстней. В Московской области в нескольких курганах нашли перстней, надетые …. на палец ноги.

Древнеславянские перстни, как и браслеты, не имеют четко выраженной «племенной принадлежности». Одни и те же разновидности находят на очень больших территориях. Местные типы перстней появляются в основном к XII-XIII векам, когда производство их становиться поистине массовым.

Очень своеобразные и красивые «решетчатые» перстни вятичей были, по-видимому, навеяны искусством мордовских и муромских финно-угорских племен.

Славянские обереги для дома

Подобно одежде, человеческое жилье также покрывалось символическими обережными знаками. По сей день в деревнях можно встретить старые дома с резными крышами, дверьми, ставнями. Все то, что вырезалось на дереве, имело смысл, это были далеко не простые украшения, какие делают в наше время. Все те же солярные и громовые символы располагали вокруг отверстий, через которые нечистая сила могла проникнуть в дом.
В первую очередь, это были окна, двери, печная труба. Вершину крыши часто венчал конь – символ Перуна. Над входной дверью висела подкова. Кстати сказать, подкову в качестве оберега для дома или же нательного талисмана, используют и по сей день. Но чаще всего можно встретить ее, висящей концами вниз, что неправильно – наши предки располагали подкову-оберег исключительно концами вверх.

Внутри дома многие предметы быта были покрыты обережным орнаментом: печь, кухонный стол, различные инструменты для работы.

Славянские обереги для процветания и благополучия:

Гребень

Расчесывая волосы деревянным гребнем с семью зубьями, вы не только благоприятно влияете на волосы и кожу головы, но и привлекаете к себе удачу и здоровье. Для усиления действия гребня нанесите на него изображение конька или две волнистые линии (водный знак), что отгонит нечистую силу.

Ложка с загнутой ручкой

Из нее можно кушать или же пить лекарства, тогда польза будет удваиваться. Чтобы усилить действие, нанесите на ручку ложки ромб с точками внутри – это знак Макоши.

Ключ

В качестве оберега можно использовать как изображение ключа, так и настоящий маленький ключик. Он символизирует накопление опыта, чести, материального и духовного богатства.

Кости и зубы диких животных

В виде нательных амулетов такой оберег является довольно распространенным и в современном мире. Но не все знают о том, что это сугубо мужской талисман, который женщинам приносит только несчастья. Мужчина, который сделает своим оберегом, например, волчий или медвежий клык, защитит себе от нападения врагов, приобретет силу над ними, храбрость и непобедимость. Силой обладают не только настоящие звериные зубы и кости, но даже их изображения. Неслучайно волк присутствовал на эмблемах и гербах многих армий.

Топор

Топор символизирует главного языческого бога Перуна, поэтому, как сам этот предмет, так и его изображения, фигурки, являются мощными защитными оберегами.

Костяной нож

Сам этот предмет и его изображение защитит от злых духов человека и его дом.

Уткоконь

Этот оберег соединяет в себе два мощнейших символа: утку и коня, соответственно, обладает двойной силой. Связаны эти символы с Дажьбогом, языческим богом солнца. Днем его колесницу по небосводу несут кони, а ночью, по подземному Океану – утки. Такой оберег защит от всего плохого и привлечет все хорошее.

Крест

Символика креста у древних славян никак не связана с христианством. Это солярный знак, защищающий человека от злых сил со всех четырех сторон света.

Подкова

В качестве оберегов использовались ржавые подковы, так как износившийся металл притягивал к себе все болезни, не пуская их к хозяевам дома. Кроме того, как только человек с дурным глазом видел подкову, висящую в необычном месте, он удивлялся, что помогало рассеять всю его злую силу.

Подобные языческие традиции постепенно стали утрачиваться после крещения Руси, но, вместе с тем, они не изжиты полностью до сих пор. Мало кто из нас знает, как правильно выбирать, изготавливать и носить обереги, но связь с предками, которая присутствует в каждом на подсознательном уровне, дает подсказки. Даже если вы подберете на улице какой-нибудь камушек, который вам с чего-то вдруг очень сильно понравится, он уже сможет стать вашим персональным талисманом, достаточно просто поверить в его силу. Прислушивайтесь к таким знакам, ведь они не случайны, возможно, вам требуется защита, и сама судьба посылает ее. А теперь, зная об основных славянских оберегах, вы сможете самостоятельно изготовить их.

Вышивка

Если порыться в сундуках, то во многих домах можно найти доставшиеся по наследству от бабушек и прабабушек вышитые красивыми узорами рушники, рубашки, наволочки, платки, скатерти, кисеты.

Вышивке уделяли огромное значение: она была не простым украшательством, а выполняла функции оберега. Значение имело все: узор, цвет ниток, выбранная ткань и место, на котором располагалась вышивка, настроение, с которым выполнялась работа. Вышивать, кстати, доверялось только женщинам. Если для работы использовались прялка и ткацкий станок, то на них рисовали или высекали специальные знаки, которые также выполняли функцию оберега.

Первое, что приходит в голову при упоминании о вышитых оберегах – это народные костюмы. Даже самый скромный будничный наряд имел вышивку по кромке: на горловине, манжетах, подоле. Связано это с тем, что через эти незащищенные места могла проникнуть нечистая сила.

Вышитые славянские обереги в зависимости от цвета нитей и узора выполняли разные функции:

Крестовидные и круговые формы красного и оранжевого цветов защищают от физического нападения.

Черные или красные силуэты петуха и коня сберегут маленького ребенка от разных напастей. Фиолетовые и синие узоры вышивали на одежде детей старшего возраста.

Для успеха в делах узоры наносили нитями золотисто-зеленого и голубого цветов.

И даже материал, из которого изготавливали нитки, имел свое значение:

Защитит от порчи и сглаза.

Способна защитить даже тех, кого уже коснулось зло. Шерстяные нити «штопают» дыры в человеческой энергетике. Ими вышивали солярные знаки, а также животных, к которым больше всего тянулся тот или иной человек. Место расположения вышивки шерстяными нитками имело большое значение: это должна быть область солнечного сплетения, сердца, шеи, низа живота, именно в этих местах располагаются основные энергетические центры человека. Не рекомендуется вышивать шерстью узоры звезд и птиц.

Обладает умиротворяющим действием. Среди всех узоров льняными нитками лучше всего вышивать деревья, звезды, птиц, солнце.

Славянские обереги и значение узоров вышивки

Элементы вышивки представляют собой различные мотивы, но все их объединяет округлость и замкнутость форм. Даже если вышивают силуэт, то заключают его в овал или круг, чтобы придать функцию оберега.

Во избежание энергетического беспорядка не стоит вышивать на одной вещи несколько узоров, различных по назначению. Также не следует смешивать разные материалы ниток и тканей.

В изготовлении любых оберегов, в том числе и вышивки, нельзя использовать ножницы. Отрезая что-либо, мастерица наносит вред себе или тому, для кого предназначается оберег. Нитки можно обрывать руками. Также необходимо стараться, чтобы узор был максимально гладким, без узелков, так как они затрудняют течение положительных энергий.

Сам узор и его расположение определяются в зависимости от того, кому предназначается вышивка.

Славянский народ выделял три уровня мироздания, исходя из этого и распределялись узоры вышивки:

Верхний мир.

В одежде это горловина. На ней вышивали тучи, птиц, молнии, воду. К низу от горловины шел вырез, который украшался растениями, символизирующими мировое древо, солярными знаками.

Космогонические символы шли около плеча, по шву рукава.

Средний мир.

В одежде это низ рукава и средняя часть рубахи. Вышивали все то, что располагается между небом и землей: берегинь, оленух, птиц, солнце, коней небесных.

Нижний мир.

В одежде это подол. На нем изображалась земля и то, что находится под ней. На мужской одежде вышивали коней, плуг, кузню, а на женской – поле, берегинь, оленух. Для девушек узор на подоле был уже, чем для женщин.

В древности у каждого рода были свои особенности вышивки, встречая друг друга, мужчина и женщина, могли по определенным знакам узнать, к какому роду они относятся.

Вышитые славянские обереги для детей выполняли нитками красного цвета. У взрослых же использовались различные цвета. Так, например, черный на женской одежде оберегал от бесплодия, синий на мужской – защищал от стихий, а зеленый – от ранений.

Среди всех узоров старинной вышивки самым распространенным является ромб. У разных народов его форма отличалась, в зависимости от этого менялось значение рисунка. Самыми распространенными являются ромб-лягушка, ромб-засеянная земля и ромб-репей. Все они символизируют плодородие.

Сложный орнамент в виде женской фигуры – это не что иное, как сама Мать-Сыра-Земля.

Часто встречающиеся узоры:

Перекрывают дорогу злу.

Дерево (в виде елочки).

Символ долголетия и единства всего в мире.

Символизируют разум, способствуют ясности мышления.

Символизирует непорочность, красоту, земную любовь.

Квадраты.

Знак земли, плодородия, земледельцев.

Символизируют женское начало в природе, материнство, плодородие, достаток.

Спираль.

Символизирует мудрость и тайные знания, оберегает от нечистых сил потустороннего мира.

Треугольник.

Символизирует человека. Часто встречается треугольник с точками на вершинах.

Волнистая линия.

Символ воды, мирового океана, начала жизни и способности приспосабливаться к обстоятельствам. Вертикально расположенные линии означают самосовершенствование, дорогу к Знанию.

Славянские символы и их значения:

Излюбленным украшением славянских женщин были височные кольца. Разнообразные по форме и размерам, они крепились в волосах или под-вешивались на лентах и шпурах к головным уборам. В курганах древней Руси встречены височные кольца различных типов. Каждый из них служит надежным этническим определителем одного из племен. Для Нов-городской земли, заселенной словенами, таким этнографическим типом височных колец считаются ромбогцитковые.
Рис. 1, I, 2, 4. Ромбощитковые височные кольца. Составляют 48% об-щего количества височных украшений из курганов Ленинградской обл. 1 В Новгороде в городских слоях рубежа X—XI—начала XIV в. найдено семь таких колец: шесть — на Неревском раскопе я одно — на Ильин-ском. Наиболее древний экземпляр (26/25-28-1300) относится к ру-бежу X—XI вв. Это простое (по классификации В. П. Левашовой) кольцо, у которого концы проволоки никак не оформлены и не сомкнуты (рис. 1, 4). Четыре ромбощитковых кольца (25-27-1017; 20-24-14; 17-18-966; 11-17-1239) относятся к щитковоконочным, один конец которых раскован в щиток. Два кольца представлены фрагментами, и отнести нх к определенному типу нельзя. Следует отметить, что наиболее древние щитковые кольца, найденные в ярусах 26—25 и датирующиеся рубежом X—XI—первой четвертью XI в., имеют овальные щитки, что несколько изменяет представление о бытовании на раннем этапе лишь колец с ром-бическими щитками. Изготовлялись эти кольца путем отливки в одно-сторонних каменных формах а, а не расковки проволоки, как считалось раньше. Материалом служили латуни, многокомпонентный сплав с пре-обладанием цинка, медь 3. Диаметр колец колеблется от 6 до 8 см, коли-чество щлтков — от двух до пяти. Орнамент на щитках (четыре-пять кружочков, заключенных в ромбовидную рамку) наносили чеканкой. Ни разу не встречен классический орнамент в виде креста, концы кото-рого заканчиваются тремя кружочками. К началу 12 в. относится фрагмент кольца (Ил25-4) с орнаментом из девяти точек, составляющих ромб.
Рис. 1, 3; 2, 5, 7—9, Браслетообразные височные кольца. Представлены несколькими типами. Древнейшими из них являются завязанные, харак-терные для смоленской и полоцкой ветвей кривичей. Вне территории верхнего течения Дненра, Западной Двины и Волги завязанные височные кольца встречаются единицами. Они оставлены, видимо, кривичскими переселенцами. В Новгороде на Неревском раскопе обнаружено девять этих височных украшений в слоях конца X—начала XII в. Шесть из них (27-31-205; 27-91-22; 24-29-784; 24-19-1701; 23-25-1829; 21-25-1029) изго-товлены из одинарной волоченой проволоки, эавязапной двумя концами. Три кольца (26-26-1789; 24-27-868; 23-22-1106), датирующихся XI в., изготовлены из двойной витой волоченой проволоки *, вавязанной также на два конца. Аналогичные витые кольца встречены в курганах XI в. восточного побережья Чудского озера, в Белоруссии и ХерсопосеБ. Диаметр колец 4,8—7,3 см. Материал — латунь и многокомпонентный сплавe.
Браслетообразные височные кольца с заходящими концами, один из которых резко отогнут в обратную сторону, представлены двумя: одно найдено в слое середины XI в.-{Ил29-59), другое — середины XIII в. (14-15-1943). Диаметр их 5—6,6 см. Аналогичные кольца встречены, кроме собственно кривичских территорий, в курганах северо-западных областей Новгородской земли.
Браслетообразные кольца со спирально-загнутым копцом найдены в количестве двух в слое середины XI в. (24-23-2009) и второй половины XII в. (Ил22-296). Диаметр их 6,5—7 см. Проволока волоченая. Материал — многокомпонентный сплав с преобладанием цинка 7. Височные кольца этого типа встречаются нередка на обширной территории от Верх-него Попеманъя до Волго-Окского междуречья и не могут служить этноопределяющими 8.
Одно браслетообразное височное кольцо (Ил28-84), у которого один конец расплющен и имеот отверстие, найдено в слое второй половины XI в. Диаметр 5,4 см. Это кольцо плоскоушковое верхпеволжского, мерянского происхождения. Аналогичные женские головные украшония известны среди находок из поселений и могильников мери, мордвы, муромы VII—XI вв.9 Находка такого кольца свидетельствует о наличии в составе населения Новгорода выходцев из далеких северо-восточных областей финно-угорского мира.
Рис. 2, 1—3. Семилучевые и семилопастные височные кольца. Свиде-тельством столь же отдаленных связей с другими славянскими племенами, в частности с радимичами и вятичами, являются височные кольца, харак-терные для женского убора этих племен — семилучевые (одно) и семи-лопастные (два). Семилучевое кольцо (18-21-416) диаметром 4,1 см отлито из биллона в жесткой литейной форме и найдено в слое второй по-ловины XII в. В радимических курганах семилучевые кольца встреча-ются в погребениях XI—XII вв. 10 Новгородское кольцо отличается от типичных образцов этих височных колец: у него каплевидные завер-шения на лучах вместо трех шариков, да и сами лучи больше напоми-нают лопасти вятических колец раннего облика, датирующихся рубе-жом XI — XII—первой половиной XII в.

Рис. 1. Височные кольца (1—4), колт (5), привеска (6) и шейные гривны (7—10)

Рис. 2. Височные кольца
1-17-22-100; Я — 18-21-416; 3-16-17-1028; 4- 10-10-569; 5 — Ил23-84; 6 — М«7-15-48; 7-24-23-20(19 — 24-29-784; 9 — 23-22-1106; 10 — К, южная траншея; 11 — К24-36

Два семилопастных вятических височных кольца (17-22-100; 16-17-1028), относящихся к типу развитых простых (по классификации Т. В. Равдиной), найдены в слое конца XII—начала XIII в. Они отлиты из бронзы по способу восковой модели с сохранением формы,а. Орнамент их состоит из заштрихованных полос, заходящих острыми городками в каждую лопасть. У дужки имеются дополнительные колечки, форма лопастей секировидная. Подобные височные кольца датируются в вяти-ческих курганах концом XII—XIII в.13

Рис. 3, У, S, 11. Перстнеобразные проволочные височные колыша. Обна-ружены в количестве 19. Два кольца диаметром 2,3 см с загнутым наружу концом встречены: одно (Ил29-43) — в слое 60—70-х годов XI в., другое (21-30-1349) — в слое первой половины XII в. Три точно таких же височ-ных кольца (К18-65; 8-7-485; 3-10-1332) найдены в слоях XIV—на-чала XV в. Следовательно, их нельзя рассматривать как хронологиче-ский признак. 14 простых перстнеобразных колец (Ил28-91; Ид27-307; 19-29-1341; 18-26-753; 17-16-591; Ил22-336; Ил22-5; Ил21-342; Ил21-286; 14-20-1137; 13-16-1534; Торг19-17) диаметром 1,3—2,4 см с разомкнутыми и слегка заходящими концами встречены в слоях конца XI—конца XIII в. В одном случае (Ил28-91) найдено три кольца, продетых одно в другое. Этнически определяющим признаком эти украшения служить не могут. Они широко встречаются на памятниках Северной Руси с X по XIII в.и
Бусинные височные кольца. Представлены тремя типами: однобусин-
ные, трехбусинные, многобусинные.
Рис. 3, 4. Древнейшими являются однобусинные полихромные кольца 18 диаметром 1,5 см, сделанные из биллоновой проволоки, с буси-нами из стеклянной пасты, черного и печеночно-желтого цвета. Найдены они в слоях рубежа X—XI вв. (26-30-259) и второй половины XI в. (23-29-811).
Рис. 3, в, 10ч 12—16. Трехбусинные височные кольца состоят из проволочного круглого стержня, на который надеты три бусины, раз-деленные проволокой. Они были типично городским женским украше-нием. Лучшими образцами трехбусинных колец считаются золотые и се-ребряные филигранные изделия, хорошо известные по древнерусским кладам. В подражание им возникли литые украшения, похожие по форме на оригиналы, но исполненные не такой трудоемкой техникой и из не-дорогих материалов. В древнерусских курганах трехбусинные кольца распространены весьма неравномерно. В большинстве земель, в том числе и в Новгородской, эти кольца встречаются очень редко. Исклю-чение составляют курганы Ростово-Суздальской земли, где эти украшения получили сравнительно широкое распространение уже в XI в.\" В город-ских слоях Новгорода пайдено 17 трехбусинных височных колец, из них 12 — на Неревском раскопе, три — на Ильинском, одно — на Ро-
гатицком, одно — на Торговом. Стратиграфически они распределяются в слоях от рубежа X —XI до середины XIV в., но наибольшее количество приходится на XII —XIII вв. По технологической характеристике кольца делятся на следующие группы:
1. Рнс. 3, 13. Чотыре височных кольца имеют напускные круглые гладкие бусины, спаянные из тиснеггых половинок. Три из них (26-33-1464; 21-1507; 16-1635) бронзовые, а одно (Ил12-24-93) — золотое. Впро-чем, золотое кольцо, происходящее из слоя 30—50-х годов XII в., из-за небольшого размера (диаметр 2,2 см), возможно, следует считать серьгой. Концы ого стержня имеют отверстия для соединительной проволоки. Аналогичные украшения встречались в Киеве 17.
2. Рис. 3, 12, 14—16. Шесть височных колец из оловянисто-свинцо-вого сплава имеют бусины, спаянные из двух створок, отлитых в разъемных каменных формах.Пять ложнозорненых колец найдепо, в слое середины XI в. (ИлЗО-20) и первой половины XII в. (21-22-1089; 19-25-202; Ил25-4; Рог25-41). Три кольца с бусинами, орнаментированными в подражание скано-зерненым украшениям с соприкасающимися кругами, найдены в слое середины XIII в. (14-11-1734) и середины XIV в. (9-20-843; ToprllJ-7).
3. Три височных кольца (16-21-150; 15-23-742; 13-20-1416) целиком отлиты также из оловяписто-свинцового сплава в двусторонних имита-ционных формах, причем и бусины, и стержни их полые. Эти имитацион-ные изделия относятся к XIII в. Орнаментация бусин одного из них подражает скано-зерненым бусипам с тремя кругами и точкой в центре, у двух других бусины гладкие.
4. Рис. 3, 6. Ранним вариантом трехбусинных колец является кольцо (24-27-1184) с узелковыми бусинами, сплетенными из топкой бронзовой проволоки, найденноо в слое второй четверти XI в.
5. Рис. 3, 10. Единственное височное кольцо (20-22-424), бусины которого украшены настоящей сканью и крупной зернью, найдено в слое начала XII в. Диаметр кольца 5,5 см. Сохранились две бусины: централь-ная, — овальная, украшена треугольниками зерни; боковая, круглая, покрыта узором из двойных сканых завитков. Случаи украшения мед-ного изделия зернью и сканью в древней Руси редки, и в этом смысле новгородская находка очень интересна. Ближайшие аналогии представ-ляют изделия Волжской Болгарии и Прикамья, где орнаментация круп-ной зернью была распространенным приемом 10.
Рис. 2, 10, 11. Мпогобусинныо височные кольца найдены в количестве десяти в слоях конца XIII—начала XV в. Височные украшения этого типа были распространены в северо-западной части Новгородской земли и являлись характерной деталью женского убора средневековых обита-телей Водской пятины. В. В. Седов выделил их в качестве типично вод-ских украшений 20. На территории древней Руси они больше нигде не встречены. На проволочный стержень этих изделий (диаметр 3,5—12,5 см) надеты гладкие полые бусины, число которых колеблется от пяти до 12. У пяти колец (11-10-1002; 11-13-1840; 11/10-12-1073; К24-36; К, южная траншея) бусины изготовлены из тисненых половинок, материалом для которых служил многокомпонентный сплав с преобладанием цинка 21. У трех колец (11/10-1121А; 8-6-518; Ил16-125) бусины отлиты из оловя-нисто-свинцового сплава в имитационных формах, что является признаком нх городского ремесленного производства**. От двух много-бусинных колец (Торг19-17; 4-11-1416) сохранились лишь стержни. Изготовление этих украшений местными, городскими ремесленниками предполагает наличие води в составе населения города.
Рис. 2, . в: 3, 3, 5. Редкие типы височных колец. Из редких для древ-ней Руси типов височных колец следует отметить два перстпеобразпых кудрявых (по типологии В. П. Левашовой)33 кольца диаметром 3—4 см, найденных в слое конца X в. (Мих25-38-27) и второй половины XIII в. (К22-51). Украшения эти состоят из проволочной основы, оплетенной в нижней части спиралькой из тонкой проволоки, образующей ажурную муфту. На территории Восточной Европы встречено восемь таких височ-ных колец. Вероятно, на Русь они были занесены с Запада. А. А. Спицын датировал эти украшения XIV—XV вв.24
Из слоя середины XIII в. происходит лунпицеобразное ложноплетеное кольцо диаметром 1,8 см (К24-29), литое из оловянисто-свинцового сплава. Аналогичные кольца найдены по одному во владимирских и костромских курганах. Они принадлежали, возможно, финно-угорскому населению.
Вероятно, височными украшениями были и три луиницевидиых плоских предмета, отлитых из оловянисто-свинцового сплава в одно-сторонних жестких литейных формах. Размеры лунниц 4,5—5 см. Лицевая сторона их украшена выпуклыми полушариями, перемежающимися линиями ложной зерни. На суживающихся концах проделаны отверстия для закрепления. Все три предмета найдены в слоях XIV в. (10-10-509; 9-8-584; Мих7-15-48). Своей формой эти украшения очень напоминают лунницевидные височные кольца, спорадически встречающиеся на об-ширной территории Северо-Восточной Руси. Они известны по материалам из длинных курганов кривичей конца I тысячелетия 26, у радимичей 2в, а также по находкам в могильниках мери и муромы, из-за чего и полу-чили название колец муромского типа а7. Трудно сказать, почему эта форма украшений стала бытовать в Новгороде именно в XIV в.