Социальный проект на тему: Твори добро на благо людям. Школьный проект "твори добро" Общие выводы по проекту

Мария Родина







Министерство образования и науки Пермского края

ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1»

Социальный проект «Твори добро »

Выполнили :

студентки группы 31 ПДО

Бирилло Любовь

Гачегова Алёна

Михнова Наталья

Родина Мария

По дисциплинам :

Основы социального проектирования

Интел-технологии проектной деятельности

Преподователи :

Кисельгоф Мария Эдуардовна

Мартынова Татьяна Сергеевна

Пермь, 2018

Пояснительная записка 3

Календарно-тематический план 5

Экономическая составляющая проекта 6

Интел-составляющая проекта 7

Заключение 8

Приложение 8

1. Пояснительная записка

В современном мире немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между молодежью и пожилыми людьми. Взаимодействуя с такими людьми, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений.

Актуальность проекта заключается в том , что в наше время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми. Возникает необходимость в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании молодежи, в уважительном отношении к пожилым людям и инвалидам, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь.

Новизна проекта связана с использованием понятий «поколение» и «диалог» . Их значение сводится к следующему :

Для детей – обмен, осведомленность о жизненном пути, проблемах и трудностях пожилых, оказание им помощи в освоении знаний, в т. ч., современных информационных технологий, реализации совместных инициатив;

Для старшего поколения – взаимодействие внутри коллектива и с подрастающим поколением, спасение от одиночества, передача молодежи социального опыта ;

Для общества - устанавливаются отношения между поколениями, снижается социальная напряженность , формируется толерантность, партнерские отношения для достижения взаимопонимания и согласия.

Целевые группы, на которые направлен проект :

Школьники - добровольцы ;

Пожилые люди и инвалиды Общественного центра «Чкаловский» .

Цель проекта : создание условий для взаимодействия между представителями разных поколений, а именно пожилых людей, инвалидов и школьников-добровольцев .

Задачи проекта :

организовать и подготовить детский коллектив для участия в проекте ;

наладить сотрудничество с Общественным центром «Чкаловский»

организовать общение и взаимодействие детей с пожилыми людьми и инвалидами через реализацию данного проекта ;

подвести итоги проекта .

помочь пожилым людям и инвалидам повысить социальную активность ;

усилить патриотическое воспитание детей и сформировать твердую гражданскую позицию;

укрепит духовную связь между поколениями

Срок реализации : 19.03.2018 - 06.04.2018

Участники проекта :

Бирилло Александр;

Блинова Кристина;

Гаспорян Екатерина;

Панькина Анжелика;

Родина Ульяна;

Туфонова Дарина;

Шешукова Екатерина.

Проект предполагает работу с пожилыми людьми и инвалидами Центра – и школьниками в форме совместных творческих и досуговых мероприятий.

Ожидаемый результат

Особая значимость проекта «Твори Добро » , в том, что результат его двухсторонний и старшее поколение и дети становятся социально значимыми единицами в обществе.

Мероприятия проекта «Твори Добро » оказывают положительное воздействие на воспитание подрастающего поколения, уважительное отношение к пожилым людям, доставляя им радость в общении с детьми.

Календарно-тематический план

о№ п/п Тема Дата проведения Ответственные Форма проведения

1. Знакомство с проектом 19 .03.2018 Бирилло Л.

Гачегова А.

Михнова Н.

Родина М. Беседа

2. Мотивация детей 23.03.2018 Родина М.

Бирилло Л. Беседа

3. Написание сценария мероприятия 27.03.2018 – 28.03.2018 Родина М.

Бирилло Л. Мозговой штурм

4. Проведение мастер-класса 01.04.2018 Михнова Н. Мастер-класс

5. Практическая деятельность 29.03.2018, 30.03.2018 Гачегова А.

Бирилло Л. Репетиция

6. Проведения мероприятия 02.04.2018 Бирилло Л.

Гачегова А.

Михнова Н.

Родина М. Концерт

7. Обучение мастер-классу 03.04.2018 Бирилло Л. Мастер-класс

8. Проведение мастер-класса 05.04.2018 Бирилло Л.

Гачегова А.

Михнова Н.

Родина М. Мастер-класс

9. Рефлексия (общая) 05.04.2018 Бирилло Л.

Гачегова А.

Михнова Н.

Родина М. Беседа

10. Рефлексия (организаторы, дети) 06.04.2018 Бирилло Л.

Гачегова А.

Михнова Н.

Родина М. Обсуждение

Экономическая составляющая проекта

№п/п Наименование затрат Цена ед. Кол-во ед. Сумма Имеется Требуется Источники финансирования

1. Цветная бумага для печати 175 1 175 + - Организаторские

2. Картон белый 40 2 80 + - Организаторские

3. Цветная бумага 36 2 72 + - Организаторские

4. Клей карандаш 20 4 40 + - Организаторские, Общественный Центр «Чкаловский»

5. Клей момент 46 2 92 - + Организаторские

6. Ножницы 129 3 387 + - Организаторские, Общественный Центр «Чкаловский»

7. Ленты атласные 4 9 36 - + Организаторские

8. Клейкие ленты для декорирования 50 2 100 - + Организаторские

9. Стразы 20 5 100 + - Организаторские

10. Фломастеры 51 1 51 - + Общественный Центр «Чкаловский»

11. Карандаш простой 5 3 15 + - Организаторские

12. Ножницы фигурные 200 1 200 - + Общественный Центр «Чкаловский»

13. Проезд на общественном транспорте 20 92 1840

14. Бланк для сертификатов 20 7 140 - + Организаторские

15. Шары воздушные 6 25 150 - + Организаторские

16. Планшет (папка) для бумаги 175 2 350 + - Организаторские

Интел-составляющая проекта

В рамках социального проекта нами был создан блог «Твори добро » https://good-peace18.blogspot.ru

Заключение

Приложение 3

«Смеяться разрешается»

Основная идея : способствовать активному взаимодействию детей с пожилыми людьми.

Форма : праздник.

Участники : участники Общественный центр «Чкаловский» , дети-добровольцы .

Место и время проведения : Общественный центр «Чкаловский» , г. Пермь, ул. Клары Цеткин, 21А. Время : 10 :30.

Цель : создание позитивного настроя.

Задачи :

Положительных эмоций;

Способствовать детской активности, направленная на взаимодействие с пожилыми людьми;

Способствовать воспитанию уважительного отношения ко взрослым, друг к другу.

Оборудование и технические средства : ноутбук, колонки.

Действующие лица : Ведущий 1, Ведущий 2, 2 бабушки, несколько помощниц.

Реквизит : ромашка с вопросами на лепестках, лоты.

Аудио материалы :

«Улыбка» (минус, «Чика-рика» , «Надо поле притоптать» , «Мы желаем счастья вам» , фан-фары, музыка под конкурсы.

Ход мероприятия

ФНГ выход ведущих

Ведущий 1 :

Здравствуйте!

Ведущий 2 :

Добрый день , дорогие наши гости!

Ведущий 1 :

Поздравляю всех вас с праздником весны! Сегодня у нас весёлый праздник.

Ведущий 2 :

Обычай обманывать друзей и знакомых 1 апреля существует давно. Он пошёл от древних греков и римлян. В России же первоапрельские шутки появились при Петре I. Он и сам любил пошутить и никогда не обижался, когда над ним шутили.

Ведущий 1 :

А вот почему этот день называют ещё «Днём болванов» или «Днём дураков» ?

Ведущий 2 :

1 апреля 1860 года в Лондоне было напечатано объявление, в котором говорилось, что все жители города к 11 часам утра приглашаются на дворцовую площадь, где состоится торжественная церемония умывания белых львов. Задолго до 11 часов толпы народа повалили к дворцу Тауэр.

Ведущий 1 :

Долго ждали любопытные этого необычайного зрелища, но их ожидания были напрасными. Никакого умывания львов не последовало.

Ведущий 2 :

И тогда все поняли, что их одурачили. Вот с тех пор в народе 1 апреля стали называть «Днём дураков» или «Днём болванов» , а также окрестили «Днём веселья, юмора и смеха» .

Ведущий 1 :

А сейчас предлагаю нам поближе познакомиться с нашими дорогими гостями. Сделаем мы это с помощью ромашки.

Ведущий 2 :

Сейчас каждый из вас по очереди будет вытягивать (отрывать) лепесток и отвечать на вопрос, который на нем записан. (Примерные вопросы : - Если вам плохо, как вы справляетесь с таким настроением? - Главное качество характера, которое цените в людях? - У вас есть недостатки? Как вы с этим боретесь? - Если гости приходят неожиданно, какое блюдо вас выручает? - Поделитесь смешным случаем, который произошел с вами на работе. - Какое стихотворение из школьной программы вы помните? Можете рассказать? - О чем мечтали в детстве? - Кого вы больше любите детей или внуков? -Как звали Вашу первую учительницу? -Вы занимались каким-либо видом спорта? -Ваше любимое варенье? -Ваша любимая телепередача? -Ваше любимое занятие? -Любите ли вы печь пироги? С чем? -Ваш любимый предмет в школе? -Какой предмет любят Ваши внуки)

Ведущий 1 :

Итак, поехали!

Ведущий 1 :

Ну вот мы с вами и познакомились!

Все мы знаем, что юмор помогает высмеивать пороки и недостатки. Но, к сожалению, люди реагируют на юмор по-разному. Одним здоровый юмор помогает увидеть и искоренить свои недостатки. Другим же не хочется замечать свои недостатки. И тогда они говорят : «Не смешно!»

Ведущий 2 :

О таких людях в народе говорят, что они не того поля ягодка. Но не будем останавливаться, и заострять внимание на этом, продолжим разговор о смехе.

Мы хотим начать наш праздник с весёлой песни. А Вы нам в этом поможете!

Ведущий 1 :

Скажите, как люди при виде смешного выражают свои чувства? (ответы гостей)

Правильно, с помощью слов : «Хи-хи-хи» , «Ха-ха-ха» , «Хо-хо-хо» , «Хы-хы-хы» . Вот и пусть сегодня наш смех «весь взлетает» веселой шуткой, тонким юмором, забавной песенкой. Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно!

Ведущий 2 :

Итак, петь мы будем так : нам необходимо разделиться визуально на 4 группы :

1 группа – ХО-ХО-ХО!

2 группа – ХИ-ХИ-ХИ!

3 группа – ХА-ХА-ХА!

4 группа – ХЫ-ХЫ-ХЫ!

Ведущий 1 :

А петь мы будем всем известную мелодию «Улыбка» . По очереди, готовы? Начинаем! (ведущие показывают какая группа, когда должна начать :1,2,3,4, все вместе)

ФНГ исполняется песня

Ведущий 1 :

Как получилось у нас мелодично!

Ведущий 2 :

Дорогие гости, а какой праздник без танцев! Предлагаю всем-всем выйти к нам и повеселиться. Но для этого мы хотим пригласить наших сегодняшних помощниц, которые будут показывать нам движения, а мы будем за ними повторять.

Ведущий 1 :

Девочки, просим к нам на сцену!

ФНГ выход помощниц

Ведущий 1 :

Итак, девочки на сцене, гости тоже. Все готовы? Тогда поехали!

ФНГ танец «Чика-рика»

Ведущий 2 :

Мне кажется потанцевали мы очень бодро. И поэтому заслуживаем аплодисментов.

Ведущий 1 :

Но они у нас будут немножко не обычными, напоминающими нам шум дождя. Хлопать можно вот таким способом :

1. Приготовьте свои ладошки. По левой ладошке легко постукиваем указательным пальцем правой руки.

2. Потом добавляем второй палец и постукиваем двумя.

3. Затем три пальца.

4. Четыре.

6. Хлопаем всей ладонью.

7. Хлопаем только пальцами.

8. Убираем один палец и стучи четырьмя.

9. Три пальца.

Ведущий 2 :

Такие аплодисменты действительно напоминают шум дождя, за что и получили такое название.

Ведущий 1 :

Дорогие гости, я недавно слышала интересную историю! Вот послушайте : Две бабушки на лавочке сидели на пригорке. Рассказывали бабушки :

1 бабушка : У нас одни пятёрки! 2 бабушка :

Ведущий 2 :

У нас – по математике! И пять – по языку! Но правила грамматики Я плохо волоку!

Ведущий 1 :

1 бабушка : А я учу историю И вроде получается. Лишь даты эти всякие мне не запоминаются.

Ведущий 2 :

Сидели, обсуждали. Друг другу жали руки, хоть отметки получали не бабушки, а внуки.

Ведущий 1 :

Вот такая история. А я предлагаю проверить насколько вы хорошо знаете сказки. Начнем!

1. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья, или говоря языком взрослых, проблемы жилищно- коммунального хозяйства? «Теремок»

Ведущий 2 :

2. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? Колобок

Ведущий 1 :

3. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? Репка

Ведущий 2 :

4. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру и всего один раз нарушил санитарно – гигиенические правила, за что жестоко поплатился? «Аленушка и братец Иванушка» (попил из лужи и превратился в козленка.

Ведущий 1 :

5. Назовите героиню сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору? Красная шапочка

Ведущий 2 :

6. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом произносил? Волк, опустив хвост в прорубь, говорил : «Ловись рыбка, большая и маленькая»

Ведущий 1 :

7. Назовите сказочного героя, который очень любил обувь и получил за это свое прозвище? Кот в сапогах

Ведущий 2 :

8. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и ему останется только снимать урожай? Буратино

Ведущий 1 :

9. Назовите название сказки и имя ленивого, но удачливого героя, который передвигался на необычном транспорте. «По щучьему веленью» . Емеля.

Ведущий 2 :

Довольно неплохо вы знаете сказки. Как мы уже заметили, что вы все прекрасно поете. Считаю, что нам не надо останавливаться и предлагаю еще один песенный конкурс.

Ведущий 1 :

Ведущий 2 :

В случае того, если какая-либо группа не подобрала песню , она выбывает из игры. Готовы? Тогда поехали! (после каждого вылета команды ведущий меняет тему, например, застольные песни, песни о детстве)

Ведущий 2 :

Давайте поаплодируем победившей команде!

Ведущий 1 :

Дорогие гости, нам нельзя сидеть на месте, поэтому мы предлагаем следующий конкурс «Пантомима» .

Ведущий 2 :

Для этого конкурса необходимо 5 человек. Предоставляется выбор задания. В течение одной минуты необходимо придумать и изобразить то, что указано в лоте. Побеждает тот, выступление кого зрители отгадали быстрее всех. (Лот 1. Страус. Лот 2. Торговец на рынке. Лот 3. Походка Майкла Джексона. 4. Чучело на огороде. 5. Бабушка все время наровившая накормить внука.

Ведущий 1 :

Итак, у нас есть победитель. И вам наши аплодисменты.

Ведущий 2 :

Дорогие наши гости, вот настала весна. Природа постепенно начнет оживать, на полянках появится зелень, начнут цвести деревья. Ну а мы с вами, начинаем готовиться к огородно-дачному сезону. Скоро посеем первую рассаду и будем готовить землю для посадок.

Ведущий 1 :

Как говорится : «Готовь сани летом, а телегу зимой» , поэтому предлагаю начать подготовку земли уже сейчас. Ну что, «притопчим» поле?

Ведущий 2 :

А в этом нам помогут уже знакомые нам наши помощницы. Правила те же, нам показывают, а мы задорно повторяем движения.

ФНГ танец «Поле притоптать»

Ведущий 1 :

Дорогие наши гости, на этом наше мероприятие заканчивается.

Оставайтесь сердцем молодыми.

И живите много, много лет,

И улыбкой вашею отныне

Озарён пусть будет белый свет!

Ведущий 2 :

Для вас мы приготовили небольшие подарки, примите, пожалуйста, их от нас.

ФНГ дети вручают подарки

Ведущий 2 :

А закончить мы хотим известной замечательной песней «Мы желаем счастья Вам» . Кто знает – подпеваем!

Исполнение песни «Мы желаем счастья Вам» под гитару. На сцену выходят все участники мероприятия.

Актуальность и важность данной проблемы для района
«ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ -
ВЫУЧИСЬ СПЕРВА СОСТРАДАТЬ »
И.С. Тургенев

В наши дни тема милосердия понемногу начинает теряться среди других тем, кажущихся более актуальными. Существующий ритм жизни, заставляющий забыть обо всем на свете, кроме своих проблем, отсутствие человеческого общения, которое заменили бездушные компьютеры и Интернет, приводит к тому, что родители заняты своими проблемами, а дети предоставлены сами себе. В результате среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, стали проявляться жестокость и агрессивность по отношению к окружающим. Поэтому нужно научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом. Да и сами мы, дети, в последнее время начали осознавать, что самым острым дефицитом стали человеческое тепло и забота о ближнем, и именно поэтому мы чаще стали обращаться к словам: милосердие и добросердечность, отзывчивость и сострадание.
Актуальность проекта заключается в том, что в обществе, в котором мы с вами живём, происходят перемены. На первое место выходят рыночные отношения, обесцениваются такие качества как патриотизм, честность, порядочность. Рассуждая об этом в начале учебного года, мы пришли к выводу, что всё-таки самое главное в человеке – это то, что делает его выше всего и всех – это добро и милосердие, которые являются основой основ.
Чем больше мы сделаем добрых дел, тем больше нам воздастся и останется будущему поколению. Добрые дела нужно делать не только за себя, но и «за того парня», который не понимает этих простых вещей. Поэтому работы у нас с вами, друзья, много!
Наш социальный проект направлен на формирование нравственных качеств, без которых любой человек не может гармонично развиваться.
Мы (а именно волонтерский отряд «Веst») хотим и должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными. Мы хотим изменить наше общество, прежде всего, изменившись сами.
При написании проекта и составлении плана мероприятий учитывались некоторые статистические данные:
В МКУ «Орловский детский дом» живут и обучаются 27 воспитанников разного возраста;
Группу дневного пребывания КЦСОН Сюмсинского района посещают 10 человек от 7 до 15 лет;
Инвалиды, ветераны, пенсионеры, участники трудового фронта, (всего 82 человека живущих в с. Сюмси) которые нуждаются в какой-либо помощи;
В Интернате Сюмсинской школы проживают 10 человек.
Сюмсинский Дом детского творчества посещают кружки ребята из начальных классов:
1 класс – 94 человека;
2 класс – 89 человек;
3 класс – 64 человек;
4 класс – 66 человек.

В 2014 году нами был написан и реализован социальный проект «Я в безопасности». Основной целью являлась - профилактика пожарной безопасности среди детей и подростков Сюмсинского района. Отличия между этим и нынешним нет. Оба проекты актуальны, востребованы и нужны, как для общества, так и для себя самого.

География .
Удмуртская Республика, Сюмсинский район, с. Сюмси.

Цель
Формирование чувств милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения к людям, путем вовлечение их в социально-значимые дела по оказанию прямой, практической помощи

Задачи
1.Развитие мотивации к социально-активной деятельности;
2. Воспитывать у учащихся чувство гражданского долга, патриотизма;
3.Формировать умения адаптироваться в социокультурном пространстве, развивая морально-волевые качества;
4. Воспитывать чувство ответственности за каждый свой поступок по отношению к людям, нуждающимся в помощи.

Целевая аудитория
воспитанники детских садов Сюмсинского района (6-7 лет),
кружковцы Сюмсинского Дома детского творчества (7-13 лет),
дети группы дневного пребывания КЦСОН с.Сюмси (8-12 лет),
воспитанники Орловского детского дома (14-16 лет),
воспитанники Сюмсинского интерната;
жители с. Сюмси;
пенсионеры, ветераны;
дети с ограниченными возможностям

Механизм реализации

Первый этап – проектный
Цель первого этапа: подготовка над проектом, выбор проблемы, разработка плана мероприятий. При проблемно-ориентированном анализе ситуации был проведен социологический опрос учащихся старших классов (приложение № 1). После тщательного анализа опроса нами была выявлена приоритетная проблема: добровольческая, благотворительная помощь людям, нуждающимся в помощи. Поэтому реализацией и решением этой проблемы стали заниматься мы, волонтерский отряд «Веst» (созданный на базе Дома детского творчества в 2012г) состоящий из учащихся 8, 9 10- х классов.
Ознакомившись с разработкой, целью и задачами проекта, нами был составлен план работы, распределены обязанности между друг другом для дальнейшей успешной реализации проекта. При распределении обязанностей учитывалось желание каждого из нас, наши индивидуальные возможности и способности, уровень подготовленности.
Также были чётко сформулированы обязанности между нами:
- открыто обсуждать вопросы по проекту со всеми членами волонтерского отряда, включая нашего руководителя;
- выдвигать свои инновационные идеи и предложения;
- принимать участие в собраниях добровольцев;
- демонстрировать свою преданность добровольческому делу;
- стремиться выполнить поставленные задачи каждого мероприятия;
- завершать назначенные мероприятия вовремя и успешно;
- вносить свой личный вклад в решение существующих проблем.
Мы понимали, что с помощью добровольческой работы мы приобретем полезные навыки и умения для дальнейшей адаптации в обществе. Сможем иметь возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти своё место в микро и макросоциуме, выразить своё внутреннее «Я».
Благодаря активному, ответственному участию в жизни других, незнакомых людей, готовности помочь окружающим и быть нужными им, мы сами сможем убедиться в личностном росте себя как добровольца.
Личностный рост – это нравственное, социальное и психическое развитие, благодаря которым становишься человеком с большой буквы – Человеком, мыслящим масштабно. Как известно, масштаб человека равен масштабу его дела. Именно поэтому, мы, не задумываясь, по первому зову сердца и души всегда готовы на добрые дела, поступки, действия, которые и измеряют масштаб выполненного задания. В ходе дискуссий и обсуждений мы, определились с какими структурами органов государственной и местной власти нам предстоит сотрудничать. Для реализации данного проекта были намечены следующие формы и методы деятельности учащихся: акции; лекции; беседы; сообщения, творческие задания; дискуссии; проведение тематических уроков; самостоятельная и групповая работа; семинары, деловая и ролевая игра; уборка села, пришкольной территории.

Второй этап – практический
Цель данного этапа: реализация проекта через различные акции, мероприятия.
Социальный проект «Поделись своей добротой» состоит из трех основных направлений:
1. «Чистота и природа родных мест»;
2. «Радость»;
3. «Милосердие».
1 направление
«Чистота и природа родных мест»

Цель: помощь в решении экологических проблем, формирование экологического поведения, обеспечивающего сохранение на Земле природы и человека, формирование патриотических чувств детей на основе ознакомления с природой села.

Акция «Наше чистое село».
Цель: благоустройство села Сюмси.
Для осуществления акции «Наше чистое село» наш отряд ежегодно (весной и осенью) активно участвует в благоустройстве своего родного села. Разбившись на несколько групп, надев перчатки и марлевые повязки, взяв в руки мешки, мы очищаем территорию от мусора. Также сажаем деревья, разбиваем клумбы, приводим в порядок территорию Дома детского творчества, побелив при этом фундамент.
Благоустройство села стало традиционным и важным делом для нас.

Акция «Природа родных мест»
С целью реализации данной акции с дошкольниками детского сада «Березка» с. Сюмси были проведены познавательные беседы, путешествия по воображаемому лесу, сюжетно-ролевые игры, экологические, игры-драматизации. Ребята с удовольствием посмотрели видеоролик «Моя малая Родина-Сюмси».

2 направление
«Радость»

Цель: организация досуга, праздника для воспитанников детского дома, школ-интернатов, дошкольных учреждений, группы дневного пребывания КЦСОН, учащихся начальных классов.

Акция «Дорога к доброте»
Цель: формирование представлений о доброте, любви, сопереживания, формированию уважительного отношения к людям.
Эта акция посвящена доброте. Для воспитанников дошкольных учреждений Сюмсинского района и детей из группы дневного пребывания КЦСОН с. Сюмси добровольцы показали театрализованные представления, уроки доброты, провели беседы, конкурсы рисунков и просто играли. Также раздавали после мероприятия сладкие призы, медали, смайлики с изображением солнышка, получая взамен их радостные лица, улыбки на лице и желание, чтоб мы пришли к ним еще раз.

Акция «День героев России»
Цель: добровольцы раздают жителям населённых пунктов листовки в виде солдатских (фронтовых) писем-треугольников с информацией о Героев в честь которого названо место, а также о его подвиге.
Небольшими группами (по 5-10 человек) добровольцы собирались в центре с. Сюмси, также на улицах, названых в честь Героев Советского Союза и Героев России. Волонтёры раздавали прохожим листовки в виде солдатских (фронтовых) писем-треугольников с информацией о Героев в честь которого названо место, а также о его подвиге. Листовки изготавливались на обычном принтере и складывались в виде треугольника.

Акция «Веселые вечера»
Цель: проведение тематических, профилактических бесед, организация игр и досуга.
Раз в месяц вечером мы посещаем школьный интернат, чтобы провести для ребят познавательное, профилактическое или развлекательное мероприятие, поиграть в игры и просто пообщаться. А ребят из детского дома приглашаем к себе в дом детского творчества, или сами едем к ним, так как они находятся в другом населенном пункте, чтобы провести ролевую игру или просто организовать их досуг.

Акция «Перемена»
Цель: организация игр во время перемены на занятиях Дома детского творчества.
Во время перемены в доме детского творчества добровольцы организуют подвижные игры для ребят. Это способствует активному отдыху воспитанников, помогает им ус¬пешнее овладевать большим объемом знаний, улучшает успе¬ваемость. При эмоциональных игровых действиях у игроков возбуждаются те нервные центры, которые при занятиях на кружках находились в заторможенном состоянии. Такое переключение работы нервных центров дает возможность воспитанникам лучше от¬дохнуть и легче воспринимать учебный материал на последую¬щем уроке.

Акция «Письмо солдату»
Цель: в преддверии 23 февраля поздравить военнослужащих.
Всем военнослужащим-землякам в преддверии празднования Дня защитника Отечества отправляются письма со словами поздравлениями, напутствия и благодарности, за службу в рядах в Вооруженных силах Российской Федерации.
В настоящее время письма это редкость, а когда ты защищаешь Отчизну и в суете дней получаешь весточку с малой Родины, особо приятно знать, что ты нужен району и что тебя ждут!

Акция «Великая Победа»
Цель: формирование патриотических чувств детей на основе ознакомления с боевыми традициями земляков.
В ходе познавательных, тематических бесед, занятий-путешествий, игр, расширить знания детей дошкольного возраста о страницах Отечественной войны, пробудить интерес к военной истории.

3 направление
«Милосердие»

Цель: оказание помощи людям с ограниченными возможностями, пенсионерам, ветеранам, и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Акция «Дорогою добра»
Цель: продажа билетов на благотворительный концерт, и сбор денежных средств, для лечения детей с ограниченными возможностями.
Ежегодно добровольцы продают билеты на благотворительный концерт «Дорогою добра», для того чтобы собранные денежные средства пошли на лечение детей с ограниченными возможностями.

Акция «Помощь ветеранам»
Цель: оказание помощи по хозяйству одиноким пожилым людям.
Добровольцы оказывают помощь в укладке дров, уборки территории, мытья окон, покупке продуктов. После чего ребят частенько в знак благодарности угощают конфетами.

Акция «Теплые ручки»
Цель: сбор теплых вещей, нуждающихся в них людях.
Собранные вещи (шапки, шарфы, варежки, печатки) передаются в учреждения социальной защиты населения.

Акция «Мягкое сердце»
Цель: социальная поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и детей-инвалидов, и создание условий для развития творческих способностей, игровой деятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и детей-инвалидов.
В течение месяца проводился сбор мягких игрушек, (либо развивающие игры, конструкторы, мозаика, пазлы) сопроводительное письмо или открытка, приложенная к игрушке и содержащая слова поддержки в адрес детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Все игрушки переданы в отделение социальной помощи семье и детям и профилактики безнадзорности при КЦСОН Сюмсинский.

Третий этап – обобщающий.
Цель: создание банка данных (пакет диагностик, методических разработок, разработка новых программ) для более эффективной работы и совершенствования проекта. Для обобщения проделанной работы нужен, безусловно, анализ полученных данных и мониторинг проведённых мероприятий и акций.
Добровольческая благотворительная деятельность существовала, существует и будет существовать на Земле во все времена.

Риски
1. Недостаток финансового обеспечения и материально-технической базы.
2. Проблемы в привлечении целевой аудитории к мероприятиям проекта ввиду загруженности подростков в учебном заведении.
3. Проблема аудитории для подготовки к мероприятиям.
4. Пассивность некоторых подростков.

Команда была поделена на 3 группы, каждая группа выполняла свои функциональные обязанности:
1 группа - социологический опрос среди учащихся старших классов об их отношении к добровольческой деятельности;
2 группа – сбор информации статистических данных в государственных учреждениях и изучение материалов СМИ по данной проблеме;
3 группа - взаимодействие с компетентными специалистами, которые потом стали социальными партнерами проектами.

Партнерами в нашем благородном деле стали:
Сектор по делам молодежи Сюмсинского района,
Управление образования,
Благотворительный фонд «Эра милосердия»,
Районный Дом культуры,
Сельская администрация;
Центр занятости населения;
Комплексный центр социального обслуживания населения.

Ожидаемые результаты
По окончании деятельности в рамках проекта предполагается, что от участников проекта будет исходить инициатива по его продолжению за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия. За счет того, что участники проекта не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу людям, которые в ней нуждаются.
Мы прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдения социальных правил поведения в обществе; развитие чувства гражданского долга, патриотизма, ответственности за каждый свой поступок по отношению к людям, нуждающимся в помощи.
Одним из результатов мы предполагаем и расширение числа социальных партнеров.
Прогнозируем, что участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни – один из главных наших прогнозов и ожидаемых результатов.

Дальнейшая реализация проекта.
Социальный проект «Поделись своей добротой» реализован. Но некоторые акции мы проводим ежегодно, на протяжении нескольких лет. Мы не остановимся на достигнутом, будем разрабатывать, дорабатывать, и реализовывать другие проекты. А этот проект выложим у себя в группе Волонтёры Сюмсинского района "Best"

МУ «Управление образования администрации Кудымкарского района»
МАОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Твори добро»
Руководитель проекта Щукина Елена Африкановна
первая квалификационная категория
Участник конкурса: учащиеся 2 «а» класса
Оглавление
Введение
1.Проблема добра и зла в современном мире
2.1. Общее понятие о добре и зле
2. Организация и проведение мероприятий
2.1. Анкетирование учащихся
2.2. Проведение мероприятий, направленных на совершение «добрых дел»
3.Заключение
4.Список источников информации
5.Приложения
5.1. Приложение №1
Памятка «Твори добро»
5.2.Приложение №2

5.3. Приложение №3.
Сборник «Добрых песен»

Введение
Добром наполни этот мир,
И пусть тепло всех греет светом!
Творить добро – душевный пир,
Что и в мороз нам дарит лето.
Пора душевного рассвета,
В нас расцветает от добра.
И пока крутиться планета,
Добро нас будит ото сна.
Слова – ничто, дела – вот важно,
Дела – наполни добротой.
Добро твори неистово, отважно,
К каждому делу подходя с душой!
Ты это можешь – это просто,
Возьми да сделай, не ленись.
Когда кругом все – сухо, черство,
Любовью ты со злом борись!
Мы живём в мире технических достижений, когда у человека есть всё. Но в последнее время, мы перестали замечать главное: людей, которые нуждаются в помощи, животных, которые зависят от нас; природу, частью которой являемся. Отсутствие заботы к ближнему, агрессия по отношению к братьям нашим меньшим, безразличие к происходящему в мире - стало неотъемлемой частью поведения людей. А можно ли это поправить? Конечно, нужно только любить и заботиться о тех, кто нас окружает. Мы решили, что каждый должен начать с себя.
Цель: формирование у детей социально-нравственных ценностей, привлечение детей к значимой самостоятельной деятельности во благо других людей, учиться совершать добрые поступки и дела в семье, школе, на улице.
Задачи:
определить отличительные особенности добрых дел;
обогатить эмоциональный мир школьников, укрепить знания о добре;
побуждать к желанию творить добрые дела бескорыстно и искренне: воспитывать уважение к людям старшего поколения, к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
запланировать виды добрых дел в семье, школе, на улице;
осуществить запланированные добрые дела;
выявить личные изменения, появившиеся в результате реализации добрых дел.
Объект исследования: поведение школьников.
Предмет исследования: добрые дела школьников.
Методы: анализ, сравнение.
Гипотеза исследования: можно научиться делать добрые дела и становиться внимательнее к окружающим людям.
Значимость проекта
Осознанное желание ребят участвовать в социальной деятельности совместно с родителями и классным руководителем послужило «толчком» обсуждение понятия «доброта» на основе примеров из литературных произведений, собственных житейских ситуаций детей, выводы о том, что многие люди, а также природа нуждаются в помощи.
Особенностью предлагаемого проекта является вовлечение всего классного коллектива в его реализацию через организацию деятельности каждого ученика нашего класса.
Участники проекта: ученики 3 «а» класса.
Руководитель проекта: Щукина Елена Африкановна.
Сроки реализации: бессрочной проект.
Формы реализации проекта:
Совместная организованная деятельность с детьми;
Беседы;
Работа с родителями.
Продукты реализации проекта:
Оформление фотовыставки «Наши добрые дела»;
Оформление «Дневника добрых дел»;
Создание сборника пословиц и поговорок о добре:
Сборник «Добрых песен»;
Создание памятки «Правила доброты»
Глава 1. Проблема добра и зла в современном мире.
1.1 Общее понятие о добре и зле.
Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.
В.А.Сухомлинский писал “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”.
Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей и, когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает. В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «добро» толкуется так: добро - это положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Слово «добро» является исконно русским и ведет свои корни не со старославянского, а из прославянского языка. В котором оно имело несколько значений: храбрый, сильный, крепкий. Свой современный смысл слово получило после создания «Азбуки»: А- аз, Б-буки, В – ведаю, Г – глаголю, Д – добро.
В Википедии, понятие «добро» объясняется так: добро - общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Изначально было противоположно понятию худа (т. е. означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т. е. становится близким релевантному понятию «хорошо».
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье". Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь.
Категории добра и зла составляют суть извечного выбора человека, смысл его земного существования. Эта проблема появилась с самого момента появления человека. Без осознания личностью, что есть добро и зло невозможно постижение других категорий этических ценностей. Вопрос о добре и зле является центром всех религиозных доктрин, известных человечеству. Проблемы добра и зла разбираются в философии, этике, психологии и других науках. Этой теме посвящено множество литературных произведений. Эта проблема не перестает будоражить человечество, заставляя искать новые ответы на извечные вопросы.
Добро и зло являются центральными понятиями, определяющими моральное сознание человека. Они связаны с оценкой совокупности поступков и его деятельности. Добро является главным критерием для морали, с его позиций рассматриваются все нравственные категории, оно объединяет в себе все положительные нормы и требования. Кроме того, добро само выступает мотивом, определяющим деятельность человека.
Зло, категория противоположная добру. Оно выражает совокупность всех негативных явлений, которые подлежат осуждению и преодолению. Зло отражает все нравственно негативные понятия: обман, подлость, жестокость.
Моральные поступки – это выбор между добром и злом. Этот выбор всегда означает действие свободной воли человека, он возможен тогда, когда человек понимает, что есть добро и зло и имеет оценку действий в соответствии с этими понятиями.
2. Организация и проведение мероприятий.
2.1. Анкетирование учащихся.
Вечное противостояние добра и зла – это одна из наиболее важных проблем. Дискуссии по этому поводу шли с древних времён, и по сей день. Трудно представить себе человека, не имеющего представления об этих понятиях.
Мы решили выяснить, что думают ученики нашего класса по этому вопросу. Для этого мы провели экспресс-анкетирование в рамках проекта. Моим одноклассникам мы задавали следующие вопросы:
Кто такой добрый человек?
Считаешь ли ты себя добрым человеком?
Кто нуждается в помощи?
Кому мы можем помочь?
Анализируя ответы, мы выяснили, что:
добрый человек - это человек с доброй душой, который помогает другим;
добрый человек – это тот, который всё может сделать, помочь, выручить в беде;
это тот, кто никогда ни с кем не спорит, уступает место.
На второй вопрос мы получили такие ответы: По результатам анкетирования,
мы выяснили, что из опрошенных 84 учеников нашей начальной школы 50 человек (60%) добры и любезны. 34 человека (60%) добры от случая к случаю. Они добры не со всеми и не всегда.
7753356096000
В помощи нуждаются, по мнению, ребят:
человек, который лежит в больнице, инвалид:
пожилые люди или дети, у которых нет родителей;
нищий человек, бомж, больной;
люди, у которых нет семьи;
животные
На последний вопрос мы получили такие ответы:
пожилых людей перевести через дорогу, открыть дверь в помещение, помочь донести тяжёлые сумки;
детям, пожилым и людям, которые живут на улице;
помочь детям из без родителей;
которые болеют, у которых нет дома и нищим, инвалидам.
Проведенное анкетирование показало, что ребята понимают, что такое «добро», и как можно своими силами совершать добрые дела.
2.2. Проведение мероприятий, направленных на совершение «добрых дел».
537527566929000 В повседневный жизни каждый сталкивается как с добром, так и со злом. Мы постарались сделать так, чтобы окружающие нас люди сталкивались только с добром. Вот наш перечень проведенных мероприятий.
План добрых дел
Первое, что мы сделали – это создали «Копилки добрых дел», в которых стали фиксировать все наши хорошие поступки.
Добрые дела. Для семьи.
5253990435610001. Помощь в трудовых делах (мыть посуду, вытирать пыль, протирать полы…)
2. Ухаживать за домашними питомцами.
3. Заботливо относиться к старшим и младшим членам семьи.
Добрые дела для класса.
Помощь в классе учителю.
2.Проведение акции под названием «Доброе слово лечит, а злое калечит», посвятив её изучению вежливых слов. И потом провели эксперимент, используя бумажную куклу.
Изучили музыкальный материал и создали Сборник «Добрых песен».
Организовали выставку «Всё в твоих руках».
На уроке технологии сделали поделку, с помощью наших ладошек. Ладони – это символ того, что всё в человеческих руках, пусть даже таких маленьких, как наши.
Соблюдение правил поведения.
Уборка кабинета.
-243840-825500Добрые дела для школы.
Помощь учителям.
317182589471500Ремонт книг для школьной библиотеки.
3.Сбор книг для пополнения фонда школьной библиотеки.
4. Раздача листовок - памяток ученикам и учителям школы.
Добрые дела для общества
1 Уборка территории
2. Создание Сборника пословиц и поговорок о добре

23342609969500
Заключение
Деятельность, осуществляемая по проекту для нас была очень важна. В процессе реализации проекта был накоплен определенный положительный опыт.
В ходе реализации проекта, нами были созданы следующие продукты:
сборник пословиц и поговорок о добре, сборник «Добрых песен», памятка «Правила доброты», которые могут быть использованы учениками и учителями в своей практической деятельности.
За время реализации проекта мы провели много добрых дел, многому научились. Но сказать, что мы закончили работать над проектом, мы не можем, так как на протяжении всей нашей жизни, каждый день и каждый час, мы сталкиваемся с необходимостью и желанием помогать людям. Мы решили, что самое главное для нас это то, что мы:
- научились быть внимательным к ближним, быть добрым, вежливым, быть ответственным, научились сотрудничать.
И конечно, если каждый из нас, хотя бы в своей семье, будет это делать, то меньше будет обиженных людей, брошенных животных, плохого настроения, будет больше улыбок, счастья, да и мир будет добрее.
Список использованной литературы:
Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2002. – №7.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М., 1998.
Пахомов В.П. «Молодежь обустраивает Россию», Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2002. -120с.
Т. В. Волкова, «Наука быть человеком: материалы для классных часов.
в 1-4 классах», Волгоград: Учитель, 2007
В. И. Даль, «Толковый словарь русского языка. Современная версия»,
Москва: ЭКСМО, 2002
ru.wikipedia.org›Добро http://vseposlovici.ru
Приложение №1
Правила дружбы и доброты «Твори добро»
Не ссорится
Уступать друг другу
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить, быть вежливым
Не злиться
Не жадничать
Помогать другу
Быть честным
Быть вежливым
Доверять друг другу
Делиться успехами и неудачами
Не оставлять друга в беде, не ждать просьбы о помощи, а самому предлагать ее
Приложение №2
Сборник пословиц и поговорок о добре
Добрые слова лучше мягкого пирога.
Жизнь дана на добрые дела.
Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.
Доброго держись, а от худого удались.
Добрая совесть не боится клеветы.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Доброе дело питает и душу и тело.
Сделав добро, не хвались.
За добро добром и платят.
И собака старое добро помнит.
И собака помнит, кто ее кормит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Добрая семья прибавит разума - ума.
Добрые вести не лежат на месте.
Добро делать спешить надобно.
Добро не горит, но тонет.
Добро не лихо - бродит тихо.
Добро не умрет, а зло пропадет.
Доброе братство лучше богатства.
Доброе семя - добрый и всход.
Доброму слову - добрый ответ.
Добрая шутка дружбы не рушит.

Пояснительная записка

В Концепции модернизации российского образования на период 2020 года сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что рядом с нами много детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, престарелых людей.

В 2008 году я стала классным руководителем 1 класса, класс состоял из 7 девочек и 3 мальчиков. После знакомства с коллективом класса мне, как классному руководителю, выбрать тему работы на 4 года не составило большого труда. В классе 3 человека посещали воскресную школу и один ребенок – инвалид и 90% семей были или многодетными или малообеспеченными, уровень образованности родителей был низкий.

Ребенок познает мир играя. Только через активное вовлечение в индивидуальную и коллективную деятельность, а крайне важно, чтобы деятельность для младшего школьника была значимой, вызывала интерес, ребенок мог увидеть свой рост и результат. Именно этого подхода придерживается педагогический коллектив МОУ СОШ №17.

Программа (проект) развития классного коллектива призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность духовно– нравственного, гражданского и патриотического воспитания. За основу реализации была выбрана форма социально– значимого проекта «Дорогою Добра»».

С 2008 года по 2012 год был разработан и реализован данный проект. У учителя начальных классов есть большая возможность в формировании гражданского самосознания и воспитания нравственности получить наилучший результат, так как имеет благодатную почву – ребенок – это «чистый лист». А с чистого листа, как давно известно, все начинать намного лучше и эффективнее.

Цель: формирование у детей философии гуманизма, справедливости, милосердия, а также претворения в жизнь идей добра, красоты и общечеловеческой морали, нравственности, посредством оказания помощи нуждающимся людям, через систему воспитательных мероприятий, вовлечения в игровую и социально– значимую деятельность

1. В области формирования личностной культуры:

  • организовать социальную активность детей, которая формирует способность к духовному развитию, реализацию творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности - «становиться лучше»;

2. В области формирования социальной культуры:

  • формировать милосердие и толерантность, оказание помощи больным ровесникам, поощрение их личного желания добровольно и бескорыстно заботиться о людях;

3. В области формирования семейной культуры:

  • сформировать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;

Основные приоритеты:

  1. Воспитание отношения к семье как к основе жизни

Сроки реализации программы: 2008–2012 гг. (4 года)

Основные направления реализации программы:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Приоритетными направлениями в деятельности классного коллектива являются:

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Механизм реализации проекта.

Для успешной реализации функций воспитательной работы, я как классный руководитель избрала роль «проводника по стране нравственности» и помощников – «старшего товарища» (родителей). Они помогают мне, а также учащимся включиться в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные и сложные проблемы их индивидуально-личностного развития. Ведущее место отводится организации и проведению классных часов и КТД по изучению «законов добра и нравственности», им отведена роль проводника в воспитании любви к ближним. Основным «местом жительства» класса является кабинет начальных классов №10, в котором организуются внеклассные мероприятия: классные часы, исследовательские и творческие работы, временные выставки, например, «Дорога успеха» «Уголок русского быта», «Стена памяти и скорби", «Природа родного края», участвуют в общешкольных и городских мероприятиях в рамках фестиваля «Формула Успеха».

В практической части программы учащиеся осуществляют благотворительную помощь старшим, участвуют в трудовых десантах, митингах, создают творческие работы о своих родителях, о природе нашего края, знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение окружающей природы. Воспитательная работа имеет достаточно широкие внутренние и внешние связи: экскурсии на производство, в природу, посещение библиотеки, музеев, выставок и т. д.

Таким образом, в рамках данного проекта дети приобщаются быть активными участниками всех дел, взаимодействовать с социумом и приносить пользу ближним и своей малой родине.

Основные формы и методы реализации проекта: Учебная деятельность по предметам. Система классных часов, информационных часов. Традиционные общешкольные коллективно творческие дела. Участие в акциях. Шефство над инвалидами и ветеранами войны и труда. Встречи с ветеранами войны и труда, организация концертов. Проведение совместных с родителями, педагогами дополнительного образования, учителями мероприятий, с привлечением общественности. Исследовательская работа.

Ожидаемые результаты:

  • Устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России.
  • Любовь и бережное отношение к родной природе.
  • Активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;
  • Инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда.
  • Честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям.
  • Самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Внешний результат можно увидеть и зафиксировать:

  1. Наличие устойчивого познавательного интереса, стремление к успеху.
  2. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения младших школьников путем организации их практической деятельности.

Внутренний результат выражается:

в изменении духовно-нравственных качеств личности, гражданского самосознания учащихся, что можно зафиксировать через проведение мониторинга.

  • Формирование навыков и привычек нравственного поведения (по отно-шению к людям, к деятельности, к вещам, отношению к самому себе, к природе)
  • Получение школьниками удовлетворения от результатов и процесса деятельности, ощущение собственной необходимости и полезности.
  • Повышение уровня сплоченности детского коллектива.
  • Снижение агрессивности в поведении школьников.

Отслеживание результатов воспитания осуществляется путем: наблюдений, анкетирования, собеседований, в фиксировании участия учащихся в коллективно– творческих делах, оформлении результатов учащихся в «Портфолио учащегося».

Участники проекта: учащиеся 1-4 класса МКОУ СОШ №17; классный руководитель; педагоги дополнительного образования; родители;

Целевая группа: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, пожилые люди, бабушки, дедушки

Социальные партнеры, участвующие в проекте

Поселковая библиотека. Совет ветеранов. Дом, школа. Жители поселка. Родители.

Нормативно– правовое обеспечение: Федеральный закон «Об образовании» от 10. 12. 2001г. «Национальная доктрина образования в РФ». «Концепция модернизации образования в РФ». «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 06. 10. 2009г. №373. «Концепция духовно– нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Программа развития МОУ СОШ №17 на 2011-2015 годы. «Основная образовательная программа ОУ».

Этапы организации деятельности классного коллектива по духовно– нравственному воспитанию

1 этап – Подготовительный – 2008 год

Цель: проведение диагностических исследований поведения учащихся и их родителей для планирования деятельности классного коллектива..

Разработка диагностических методик и внедрение их в практику. Анкетирование, опрос, тестирование, педагогические наблюдения, беседы.

2 этап – Организационный – 2009 год

Задача Создать комплекс условий для организации духовно– нравственного воспитания учащихся с учетом их возрастных особенностей на основе личностно– ориентированного индивидуального подхода в воспитании

Планирование мероприятий: 1. Планирование работы классного коллектива по направлениям. 2. Составление плана деятельности(сотрудничества) с социальными партнерами; 3. Разработка тематики классных часов на основе программы курса

«Школа и нравственное воспитание личности»;

Результат:

  1. Разработана программа «Дорогою Добра»
  2. План с поселковой библиотекой.
  3. План проведения экскурсий.
  4. Разработанный план

3 этап – Включение в деятельность – 2010 год и 2011 год

Комплекс реализованных дел с учащимися класса по духовно– нравственному воспитанию

Направления деятельности – Организация учебной деятельности по предметам:

Виды деятельности* Учебный курс «Урал. Человек. Истоки». (1-3 класс).

  • Учебный курс «Основы православной культуры и светской этики».
  • Проектная (исследовательская) деятельность.

Внеурочная деятельность по предметам (литература, окружающий мир, изо и технология).

Форма, название мероприятий

  • Участие в школьном и городском туре конкурса «Серебряное перышко» (сборник работ «Живая книга любви»
  • Участие в школьном и городском конкурсе сочинений «Мой учитель самый лучший»
  • Участие в школьном и городском туре Областного конкурса «Ручейки добра»
  • Защита проектов на классных часах

1 класс 1. «Мой папа защитник Отечества». 2. «Мама – милее нет другого слова»
2 класс
1. «Герои войны живут рядом» 2. «Люблю тебя, мой край родной»
3класс 1. «Мой прадед был на войне» 2. «Учитель перед именем твоим…. »
4 класс 1. «История моей семьи в истории моего поселка » 2. «Традиции школы»

Проект «Живые цветы – для вас ветераны»

  • Организация библиотечных уроков при поселковой библиотеке.
  • Экскурсии в музеи и на производство.
  • Участие в школьной и городской интеллектуально– творческой игре «Экоколобок»
  • Участие в школьных и городских выставках

Направления деятельности:

Система проведения классных часов, информационных часов

Традиционные общешкольные коллективно -творческие трудовые дела

Участие в акциях. Шефство над инвалидами и ветеранами войны и труда. Проведение совместных с родителями, педагогами дополнительного образования, учителями мероприятий, с привлечением общественности

Организация встреч с интересными людьми, ветеранами

Виды деятельности: Классные и информационные часы. Акции: «Помощь пернатым», «Милосердие.

«Живая нить»,«Помним. Гордимся. Наследуем», «Лучики Добра»,«Подарок ветерану»,«Рождественское чудо», «Дари людям радость»

Трудовая акция: «Я-волонтер!», «Памяти павшим,«Все работы хороши– помогали от души». Субботник. Трудовой десант!». Классные тематические вечера. Общешкольные праздники. Организация совместных мероприятий с поселковой библиотекой.

Форма, название мероприятий *Тематика проведения классных часов

1 класс«Мой дом – моя семья»
2 класс
«Моя школа. Мой поселок»
3 класс «Город Алапаевск. Россия – родина моя»
4 класс «Свердловская область – частица России»

Изготовление кормушек, скворечников для птиц. Строительство школьного городка ПДД). Посадка овощей и уборка урожая на пришкольном участке. Уход за комнатными растениями. Уборка территории школьного двора. Уборка территории парка у обелиска. Изготовление цветов на 9 мая. Помощь пожилым бабушкам: уборка полисадника от мусора, приносят воду, убирают снег. Участие в концертах, посвященных дню пожилых людей. Встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла

Сбор вещей, игрушек для приюта г. Алапаевска. Выездной концерт. Выращивание комнатного цветка. Изготовление поздравительной открытки и подарка. Поздравление ребенка – инвалида, учащегося нашего класса с праздниками. Поздравление одноклассников с днем рождения. Проведение совместного праздника для пап «Солдат на страже отечества». Организация вечера «Поздравляем милых мам». Виртуальная экскурсия в прошлое «День Победы». «Праздник осени» «Новогодний карнавал» «Масленица». Митинг «Вечная память павшим героям». Участники Недели детской книги. Акция «Книжкин день» (ремонт книг в поселковой библиотеке). Участвуют в подготовке номеров худ. самодеятельности для Клуба читателей. Участвуют в подготовке номеров худ. Плотникова А. ,лиотекойнов педагогического труда. Подготовка учащихся к областному конкурсу «Сильные духом».

Проведены библиотечные уроки и выставки памяти «И стал разведчиком» «Дорогами войны». «Дети войны»– встреча с Карымовой И. Я»Он прошел всю войну и остался жив» -Прилуков И., «Война –жестокая война» – Фатхутдинов И.

4 этап – Заключительный – 2012 год

Цель: подведение итогов реализации Проекта.

Подведение итогов участия в мероприятиях фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала. (Приложение)

Открытое внеклассное занятие. Классный час «Твори добро» (социально– значимая деятельность учащихся) для родителей и общественности.

Предъявление результатов деятельности: «Портфолио» учащихся и «Портфолио» класса на общешкольном празднике «Праздник Чести», для родителей на празднике «Последний раз в 4 класс».

Отражение деятельности в школьной газете «Глаза и уши», СМИ.

В рамках данного проекта представлено открытое внеклассное занятие – классный час «Твори добро», на котором еще раз проанализировали совершенные поступки, сделанные добрые дела, которые делают человека добрее, а жизнь нашу светлее и радостнее.

Продуктами данного занятия стали презентации учащихся и цветы, которые будут посажены у обелиск в парке «Горняк» и на пришкольном участке, а также в подарок ветеранам.

I. Проект «Акция «Лучики добра» – Плотникова Анастасия, 4 класс

Учащимся поручается написать письма, адресованные ребятам из приюта. Письма оформляются ярко, красочно, несут заряд положительной энергии. В этих письмах ребята высказывают свои пожелания, предложения, поздравления с праздниками. Эти послания отправили, вместе с собранными игрушками и другими предметами и вещам в приют. Эта акция дала возможность детям из детских домов почувствовать себя не одинокими, нужными обществу. Учащиеся нашего класса вместе с другими ребятами школы приготовили концерт для детей. В детских глазах искрились искорки счастья. Одни чувствовали, что о них помнят. другие были счастливы, что доставили радость другим

II. Проект «Акция «Рождественское чудо» – Шмотьева Анастасия

Новогодние и рождественские праздники являются временем, когда дети-инвалиды особо остро чувствуют нехватку заботы и любви со стороны общества. Целью акции «Рождественское чудо» является оказание помощи (новогодний сюрприз) детям– инвалидам и новогоднее поздравление для нашей одноклассницы. Она не ходит в школу. Одноклассники изготавливают для нее подарки, приносят игрушки, книжки и дарят ей в этот день, приглашая на Новогоднюю школьную елку..

III. Проект» Акция «Милосердие» – Иконникова Анастасия, 4 класс

Помощь пожилым людям, своим бабушкам и дедушкам в уборке старой листвы, прополка цветников и гряд, доставка воды, уборка снега..

IV. Проект «Акция «Живая нить» – Штин Кирилл, 4 класс

Встречи с ветеранами войны и труда», общение с ними, организация и проведение праздничных концертов, изготовление и поздравление подарков для пожилых людей..

И другие проекты «Забота о пернатых» – Гневанов Андрей.

«Подарок ветеранам» – Самкова Ульяна

«Я – волонтер» – Маркина Регина

Результативность проекта

  • повышение нравственной культуры участников проекта;
  • обогащение эмоционального мира участников чувством ответственности, милосердия, сострадания;
  • осуществление помощи людям, нуждающимся в социальной поддержке.

Долгосрочность: проект рассчитан на реализацию в начальной школе в течение четырех учебных лет.

Успешная реализация проекта позволяет модифицировать его и с успехом реализовывать в дальнейшем.

Проект «Твори добро»

Актуальность проекта. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных людей. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество... Очень часто мы видим в жизни проявление агрессии:  демонстрация насилия по телевидению;  детская грубость;  невнимательное отношение к людям;  недостатки воспитания;  неблагополучная семейная обстановка. А вот портрет выпускника начальной школы по Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения: «любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение». Быть культурным, воспитанным, добрым, не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. Далее обосновывая актуальность проекта, мне хочется процитировать высказывание

великого педагога Василия Андреевича Сухомлинского: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру ­ учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу ­ все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Проект "Твори добро" разработан в соответствии с «Концепцией духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России», а также основан на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, где духовно­нравственное развитие школьников определено как задача первостепенной важности для современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы. В нашем ОУ в области образовательной политики приоритет отдается процессу воспитания, который является органичной составляющей педагогической деятельности интегрированной в общий процесс обучения и развития. Данный проект охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, в разнообразные виды деятельности. Связи, устанавливаемые для реализации программы 1 Внутренние: педагоги, работающие в классе, школьный психолог, социальный педагог, логопед. 2 Внешние:  библиотека семейного чтения им. М. Трубиной;

 ДТЮ Московского района;  КВЦ «Радуга»;  Первая городская больница им. Осипова Цель проекта: формирование нравственной системы ценностей у детей младшего школьного возраста через организацию социально значимых дел. Задачи: формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; обогащение словарного запаса, развитие умения аргументировать свою точку зрения. Проект «Твори добро» строится по следующим принципам:  принцип свободы выбора, позволяющий ученикам начальных классов, включившимся в проект, проявить свои творческие способности;  принцип психологической комфортности, ориентирующий детей на положительные эмоции;  принцип культуросообразности – развитие ребёнка на основе культурно – исторических традиций народа.  Принцип целостного представления о мире ­ поможет ребенку понять свое место в обществе и мире.  Принцип творчества – развитие творчества через художественное слово и творческую деятельность.

 Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно значимого материала. Вид проекта: долгосрочный, групповой, социально ­значимый. Участники проекта: ученики класса, родители, педагоги. Критерии эффективности проекта: Становление духовно­нравственных ценностей у обучающихся Овладение навыками проектной и исследовательской деятельности Участие обучающихся в конкурсах и акциях различных уровней Предполагаемый результат: данный проект поможет учащимся приобрести опыт проявления социальной активности, освоить основы построения индивидуальных и совместных действий, проявить и развивать свои творческие способности.

Продукт проектной деятельности: фотографии, поделки к Дню Матери, ко Дню пожилого человека, к 23 февраля, стенгазеты, скворечники, выставки рисунков и поделок, открытки ветеранам, сценарии к праздникам и т.д.. Сроки реализации: сентябрь 2010 ­ май 2014 1 этап подготовительный – сентябрь 2010 года 2 этап основной – с октября 2010по апрель 2014 год 3 этап заключительный (или аналитический) – май 2014 года Подготовительный этап (теоретический). 1. Знакомство с понятиями «Доброта», «Милосердие», «Отзывчивость» и т.д. 2. Портрет доброго человека 3.Составление Банка добрых дел. Основной этап 1. Создание «Копилки добрых дел». 2.Чтение рассказов и сказок, в которых раскрывается тема доброты. 3.Подбор пословиц и поговорок о доброте 4.Выставка книг разных писателей о доброте. Заключительный этап: 1. Анкетирование (сравнительный анализ) 2.Защита проекта

План реализации проекта: Виды деятельности Сроки Результаты 1 класс Форма регистрации результата Классный час «Что такое доброта?» сентябрь Развитие коммуникативных навыков Банк добрых дел Трудовой десант «Мой школьный двор», «Мой город». сентябрь, апрель, май Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развитие трудовых навыков Фотографии Выставка «Что умеют бабушкины руки?» октябрь Воспитание эмоциональной отзывчивости Выставка, фотографии октябрь Обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета Праздничный концерт «День мудрости в Первой Чебоксарской городской больнице имени Осипова П. Н. И в библиотеке им. М. Трубиной Праздник «День Матери» ноябрь Классный час «Как помочь птицам?» декабрь Творческое выступление учащихся. Обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета Бережное отношение к природе, желание оказать помощь птицам Рассказы детей о своих бабушках, подарки для бабушек и дедушек, сделанные своими руками, фотографии Фотографии, выставка рисунков Фотографии, кормушки

Акция «Подари книге вторую жизнь» январь Бережное отношение к книгам, желание оказать помощь библиотеке фотографии Праздник «День защитника Отечества» февраль Воспитание эмоциональной отзывчивости. Творческое выступление учащихся. подарки для пап, сделанные своими руками, фотографии март Творческий продукт В течение года Творческий продукт Работы детей, грамоты и сертификаты участия Выставка, фотографии, отзывы посетителей выставки апрель Воспитание чувства доброты фотографии Участие в конкурсе «Самой любимой» к Международному женскому дню 8 Марта, организованном газетой «Почтовый экспресс». Выставка творческих работ «Волшебство своими руками» в классе, в школе, в библиотеке им. М. Трубиной. Международный день детской книги. Акция «Валентинка для любимой книжки» Занимательный час «Знаешь ли ты свой город» апрель Акция «Посади цветы» апрель­май май «Никто не забыт, ничто не забыто». Чествование ветеранов войны в Первой Чебоксарской Рассказы о городе Фотографии фотографии Воспитание чувства уважения, любви, преданности к Родине, интерес к ее историческому прошлому, бережное отношение к настоящему своей страны, ее народу Воспитание чувства доброты, любви, уважения к окружающему миру, окружающим людям Воспитание эмоциональной отзывчивости. Навык исследовательской деятельности, творческое выступление

городской больнице имени Осипова П. Н. учащихся. Копилка добрых дел май Рефлексия Классный час «Твори добро» сентябрь Трудовой десант Выставка творческих работ «Волшебство своими руками». сентябрь, апрель, май В течение года 2 класс Развитие коммуникативных навыков Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развитие трудовых навыков Творческий продукт Праздничный концерт «День мудрости» октябрь Обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета Праздник «День Матери» ноябрь Акция «Птичья гостиная» декабрь Праздник «День защитника Отечества» февраль В течение года апрель Акция «Цветок классу» Экскурсия по школьному краеведческому музею «Знаете ли вы страну такую…» (дети – экскурсоводы) Творческое выступление учащихся. Обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета Бережное отношение к природе, желание оказать помощь птицам Воспитание эмоциональной отзывчивости. Творческое выступление учащихся. Воспитание эмоциональной отзывчивости Воспитание чувства уважения, любви, преданности к Родине, интерес к ее историческому прошлому, бережное отношение к настоящему Презентация добрых дел Банк добрых дел. Синквейны на тему «Добро» Фотографии Выставка, фотографии, отзывы посетителей выставки подарки для бабушек и дедушек, сделанные своими руками, фотографии Фотографии, выставка рисунков Фотографии, кормушки подарки для пап, сделанные своими руками, фотографии Комнатные растения Фотографии, видеофильм

«Знаменитые люди родного края» Октябрь­ май Поляна «Для мамы – цветы на снегу» март апрель­ май май Акция «Посади цветы» «Никто не забыт, ничто не забыто». Праздничная программа для школы «Цветик­ самоцветик» Копилка добрых дел май Трудовой десант Праздничный концерт «Душою вечно молодые» сентябрь, апрель, май октябрь Праздник «День Матери» ноябрь Акция «Птичья гостиная» декабрь Выставка творческих работ «Волшебство своими руками». В течение года Воспитание чувства уважения, любви к Родине, знакомство с жизнью и творчеством знаменитых земляков Воспитание эмоциональной отзывчивости. Воспитание чувства доброты, любви, уважения к окружающему миру, окружающим людям Воспитание эмоциональной отзывчивости. Навык исследовательской деятельности, творческое выступление учащихся. Рефлексия 4 класс Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развитие трудовых навыков Обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета Творческое выступление учащихся. Обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета Бережное отношение к природе, желание оказать помощь птицам Творческий продукт Акция «Подари книге вторую жизнь» январь Праздник «День февраль Бережное отношение к книгам, желание оказать помощь библиотеке Воспитание эмоциональной Проекты детей Фотографии Фотографии Фотографии, проекты детей Презентация добрых дел Фотографии подарки для бабушек и дедушек, сделанные своими руками, фотографии Фотографии, выставка рисунков, сочинение «Моя мама» Фотографии, кормушки Выставка, фотографии, отзывы посетителей выставки фотографии Выставка

защитника Отечества» отзывчивости. Творческое выступление учащихся. стенгазет, фотографии Синквейн «Моя мама» Март Сладкая роза для мамочки и бабушки март Акция «Посади цветы» апрель­май В течение года Цикл познавательных выступлений для учеников 1 класса «Знаменитые люди Чувашии» «Никто не забыт, ничто не забыто». май Копилка добрых дел май Развитие в детях творческого начала, Творческий продукт Воспитание чувства доброты, любви, уважения к окружающему миру, окружающим людям Воспитание эмоциональной отзывчивости. Навык исследовательской деятельности, творческое выступление учащихся. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Навык исследовательской деятельности, творческое выступление учащихся. Рефлексия синквейны Розы из конфет, фотографии Фотографии фотографии Фотографии, мультимедийная презентация «Наши прадеды – защитники Отечества» Презентация добрых дел БАНК ДОБРЫХ ДЕЛ И ПОСТУПКОВ БУДЬ ПАТРИОТОМ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА: 1. Посади цветок или дерево, ухаживай ха ним, береги природу на отдыхе, на прогулке, на даче. 2. Найди интересный рассказ из истории Отечества, прочти его и расскажи своим близким или товарищам 3. 4. Всегда думай о своей Родине, прославляй ее делами и поступками. Заботься о своей школе, участвуй в делах класса, школы. БУДЬ ПРИЛЕЖЕН В УЧЕНИИ 1. Помни, что от твоих знаний зависит во многом твое нынешнее и будущее самочувствие и жизнь уроках. 2. 3. Старайся каждый день узнать что­то новое, кроме того, что ты получаешь на Познай свои способности и реализуй их

4. Помни, что выполнение учебных заданий – путь к успешности в учении БУДЬ ТРУДОЛЮБИВЫМ 1. 2. Помни, что творческий труд есть главное мерило ценности человека. Найди полезные дела для себя, своей семьи и друзей и выполняй их с интересом, творчески. 3. Не жди помощи, попробуй самостоятельно решить задачу, возникшую в труде. БУДЬ ДОБР И ОТЗЫВЧИВ: Уважай старших. Проявляй внимание к окружающим тебя людям. Стремись помогать слабым. Будь честен в общении с взрослыми и друзьями. БУДЬ ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫМ: Развивай силу воли. Соблюдай нормы и правила поведения в школе. Выполняй порученные тебе задания качественно и в срок. Будь самокритичен и требователен 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. Памятка ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ “Посеять в детских душах доброту” Ласково, по имени называйте ребёнка. Учите с детьми стихи, пословицы о доброте. Создавайте ситуации зовущие к добру и состраданию Составляйте с детьми сказки о доброте.    

   Не унижайте ребёнка. Не обсуждайте поступки при посторонних. После замечания прикоснитесь к ребёнку и дайте ему понять, что вы ему сочувствуете.   Рассказывайте о добрых поступках других детей. Учите заботиться о старших и младших членах семьи: делать подарки, делить игрушки, помогать одеваться и т.д.  Личным примером показывайте, что добрые дела веками живут.