Педсовет в доу правовое воспитание. Педагогический совет на тему "роль педагога в повышении правового образования детей и родителей". Дискуссия «правовое воспитание – миф или реальность?»

В современном обществе каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, родитель, обязан знать свои права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других. Главной задачей правового воспитания является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей.




Декларация прав ребенка- это первый документ по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер, включающая в себя 10 принципов, раскрывающих основные права ребенка год


ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА 1 ПРИНЦИП Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. 2 ПРИНЦИП Ребенку должны быть обеспечена специальная защита и предоставлены благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться в условиях свободы и достоинства.. 3 ПРИНЦИП Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.. 4 ПРИНЦИП Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. 5 ПРИНЦИП Ребенку с ограниченными возможностями здоровья, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.


6 ПРИНЦИП Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. 7 ПРИНЦИП Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным 8 ПРИНЦИП Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. 9 ПРИНЦИП Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. 10 ПРИНЦИП Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.


Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа - Конвенции о правах ребенка. 44-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Конвенцию о правах ребенка в 1989 году Россия ратифицировала (подписала) Конвенцию 15 сентября 1990 года США – до сих пор не подписала Конвенцию о правах ребенка.


(приводится по Конвенции о правах ребенка) СОКРАЩЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВ РЕБЕНКА (приводится по Конвенции о правах ребенка) Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь. Выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний. Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.


Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. Всего в Конвенции о правах ребенка 54 статьи


Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» План действий по облегчению тяжелого положения миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, таких, сироты и дети- беспризорники, жертвы стихийных бедствий и катастроф, дети-инвалиды и дети, подвергающиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях


Нормативные документы федерального уровня: Конституция РФ Согласно Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ ст.54 п.2 Право ребенка жить и воспитываться в семье ст. 56 Право ребенка на защиту своих законных интересов ст. 57 Право ребенка свободно выражать свое мнение


Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ст. 7 п. 3 В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка кроме родителей, также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты.


Закон "Об образовании в РФ" ст. 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» ст. 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей)» Уголовный кодекс РФ С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. ст. 156 В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они несут уголовное наказание.


Нормативные документы уровня ДОУ Устав ДОУ- нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. п. 6.3 Права воспитанников: МБДОУ д/с 42 обеспечивает права каждого ребёнка в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, принятой 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН и действующим законодательством.


МБДОУ д/с 42 создает условия, гарантирующие: - охрану и укрепление здоровья воспитанников; - защиту от всех форм физического и психического насилия; - защиту его достоинств; - удовлетворение потребностей в эмоционально – личностном общении; - удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе, и др.) ; - право на получение образования; - развитие его творческих способностей и интересов; - получение дополнительных (в том числе платных) образовательных и других услуг; - право на социальную поддержку, предусмотренную законодательством Российской Федерации.




ЭТАПЫ БАЗОВЫЙФОРМИРУЮЩИЙЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения Расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами Активизация деятельности детей, стимулирование их готовности отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.




1 БЛОК Права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, защиту от жестокого обращения и т.д. 2 БЛОК Права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право на выражение своего мнения, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия 3 БЛОК Права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям, и которые доступны познанию на уровне обобщений: право на образование, на жильё и семью, на полноценное питание


МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕЛЬ Формирование основ правового сознания дошкольников ЗАДАЧИ Ознакомление детей с основными документами по защите прав человека Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, а также обязанностей и ответственности Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НОД Совместная деятельность Самостоятельная деятельность


СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Беседы, Мини-дискуссии Просмотр мультфильмов Сюжетно-ролевые игры, инсценировки Дидактические игры Игры на развитие коммуникативных умений и навыков Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций) Продуктивная деятельность Чтение художественной литературы




В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей, правовое понятие, эффективнее использовать стихи, пословицы, поговорки, сказки. Например: За основу берем статью Конвенции, затем подбираем художественную литературу, сюжет которой отражает правовое понятие, определенные социальные явления. Подбираем и используем наглядные пособия, иллюстрации к сказкам, схемы. Далее читаем подобранное художественное произведение и обсуждаем, какое право героев произведения было нарушено. Прекрасной базой для изучения прав ребенка служат сказки: «Золушка» - статья об «Эксплуатации детского труда», «Дюймовочка» - «Ребенок имеет право жить вместе с родителями», «Приключения Буратино» - «Каждый ребенок имеет право на отдых, досуг», «Каждый ребенок имеет право выражать свои взгляды, мысли», «Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование» и т.д. Итоговым мероприятием может быть викторина


















СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ Согласно концепции начального правового воспитания С.А. Козловой, проблема правового воспитания детей может быть решена эффективно лишь в том случае, если подходить к ней с двух сторон: со стороны обеспечения правовой грамотности взрослых и со стороны способности ребенка осознавать свои права и обязанности.










«Уважение к человеку – вот пробный камень. Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической, политической системы, которая сделает то уважение непреложным законом». Антуан де Сент-Экзюпири

Цель: реализация прав ребенка в практике работы педагогов.

Задачи:

  • повысить уровень профессиональной грамотности педагогов по предотвращению нарушения прав ребенка
  • способствовать социальной адаптации ребенка при помощи формирования основ правовых знаний
  • совершенствовать подходы, поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и влияния на них.

План педсовета

1. Вступительное слово руководителя об актуальности проблемы.

Заведующая д/с.

2. Итоги тематической проверки

Старший воспитатель.

3. Выступления докладчиков по теме педсовета:

  • Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения (Воспитатель)
  • Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах. (Воспитатели)

4. Итоги анкетирования родителей

Старший воспитатель.

5. Педагогический тренинг.

Старший воспитатель.

6. Деловая игра «Мы знаем права ребенка» .

7. Обсуждение проекта решения педсовета. Рефлексия.

Заведующая, коллектив ДОУ

Подготовка к педсовету

1. Семинар-практикум «Правовое образование в ДОУ» .

Старший воспитатель, воспитатели

2. Консультация «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

Инструктор ФИЗО

3. Теоретическая консультация для воспитателей по защите прав ребенка и правовому воспитанию. Ст. воспитатель.

4. Тематическая проверка «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста»

Заведующая, ст. воспитатель

4. «Неделя правовых знаний» .

5. Конкурс на лучшую дидактическую игру по правовому воспитанию.

Воспитатели

6. Беседа с воспитателями «Использование произведений художественной литературы в правовом воспитании дошкольников» .

Учитель-логопед.

7. Анкетирование родителей «Что Вы знаете о правах ребенка?» , фестиваль подвижных игр с участием родителей «Мы - россияне!»

Воспитатели

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ.

Важнейшим критерием определения ценностей любого общества является его отношение к детству. Защита детства относится к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики России, решению которой постоянно уделяется внимание в программах социально-экономического развития на всех уровнях. За последнее десятилетие, в сложный период социально-экономических реформ в России, был реализован целый ряд мер, направленных на решение проблем детства. Конституция Российской Федерации (1993) закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства. Благоприятной тенденцией является усиление взаимодействия, конструктивного сотрудничества дошкольных образовательных учреждений, органов управления образованием и родителей детей, посещающих и не посещающих детские сады. Именно поэтому необходимость изучения и накопления в ДОУ материалов в области защиты прав детства является актуальной темой. Повышение правовой культуры педагогов ДОУ и родителей дошкольников - условие формирования правового государства, гражданского общества. Законодательное оформление вопросов защиты прав детства началось в XX веке, особенно в годы Первой мировой войны и в послевоенные годы, когда в ряде стран были сформулированы первые законы о защите и охране детства. Во второй половине XX в. начала формироваться международная система защиты детства:

  • в 1946 г. основан Детский фонд Организации Объединенных Наций (ООН) - ЮНИСЕФ

- в 1989 г. - Комитет ООН по правам ребенка. Приняты основные документы, защищающие права детей:

  • Декларация прав ребенка (1959 г.)
  • Пекинские правила (1985г.)
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) .

Надежды на то, что новое столетие станет веком ребенка, не оправдались. Современное детство нуждается в защите точно так же, как много веков назад. Данные ООН подтверждают: ежедневно от голода и болезней становятся инвалидами сорок тысяч детей. Численность работающих детей в возрасте от 5 до 14 лет, по сведениям Международной организации рабочих, в 1996 году составила 250 миллионов.

Однако детству угрожают не только войны, болезни и бедность. Мир и благополучие в промышленно развитых странах не являются автоматической гарантией наилучших возможностей для соблюдения прав и защиты детства. Здесь происходят атаки на детство фактически на всех уровнях и во всех областях жизни - общественной, политической и частной. Потребности и права детей отодвигаются на второй план или о них забывают вообще.

Результаты ряда социологических исследований позволяют выделить пять групп наиболее распространенных видов нарушений прав детства:

  • физическое воздействие, так называемое физическое притеснение;
  • морально-нравственные запреты, ограничения, унижения, лицемерие, ложь по отношению к детям, вызванные неумением родителей строить отношения с детьми и воспитывать их;
  • игнорирование родителями интересов ребенка, не соответствующих представлениям о них взрослых, пренебрежительное отношение к знакомым и друзьям детей, отрицательные оценки интересов и действий ребенка вне дома, пренебрежение взглядами и интересами ребенка;
  • отсутствие условий, необходимых для жизни (ограничения и запреты в питании, медико-санитарном обслуживании, в покупке крайне необходимых вещей) ;
  • нарушение сексуальных норм в семейном кругу как в общении с детьми, так и через демонстрацию родителями супружеской неверности.

Таким образом, заявленная тема педагогического совета является актуальной и требует пристального к себе внимания со стороны коллектива образовательного учреждения.

Доверчивы глаза детей,
И ангелы хранят их души.
Пусть безмятежный тот покой
Ничто вовеки не нарушит.

И пусть не катится слеза
Ни от обид, ни от печали,
И словно солнышко, всегда
Улыбка на лице сияет.

Чуткому детскому сердцу
Сердце свое открой,
И ощущение чуда
Будет всегда с тобой.

Спокойно матери уйдут
В день, полный дел, хлопот, забот,
С надеждою в глаза взглянут,
С тобой прощаясь у ворот.

Надежду ту не обмани,
С детишками не будь ты строгой,
И сердца нежного ростки
Рукою жесткою не трогай.

Мы надеемся, что выбранная тема интересна и актуальная для вас и вы станете активными участниками обсуждения. О том, как проводится работа по правовому воспитанию в нашем ДОУ, какие ее формы используются и не только об этом, вы сможете узнать в ходе педсовета.

С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» .

Предлагается презентация по правовому воспитанию дошкольников.

Затем подводятся итоги тематической проверки «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ» (Приложение №) .

3. Выступление воспитателя по проблеме «Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения» . (Приложение №)

Воспитатели всех возрастных групп представляют опыт: «Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах» , наработанный материал по проблеме правового воспитания.

4. Старший воспитатель подводит итоги анкетирования родителей «Что Вы знаете о правах ребенка?» (Приложение № __) .

Анализ анкеты для родителей «Права детей» . МДОУ «Детский сад № 235» Октябрьского района г. Саратова, октябрь, 2011 год.

В анкетировании принимало участие 100 человек.

На первый вопрос анкеты: «Считаете ли Вы проблему прав ребёнка актуальной для нашей страны и города?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 75%; Нет - 10%; Трудно сказать - 15%.

На второй вопрос анкеты: «Как Вы считаете, правовое положение ребёнка в семье правильнее рассматривать с точки зрения его интересов или интересов и обязанностей родителей?» ответы родителей распределились следующим образом -С точки зрения интересов ребёнка - 40%;

С точки зрения интересов ребёнка и интересов и обязанностей родителей -60%.

На третий вопрос анкеты: «Приходилось ли Вам знакомиться с Концепцией о правах ребёнка?» ответы родителей распределились следующим образом - 40%; Нет - 60%.

На четвёртый вопрос анкеты: «Какие из ниже перечисленных прав ребёнка Вы считаете важным соблюдать в семье?» родители перечисляли почти все права, которые даны в анкете.

На пятый вопрос анкеты: «Сформулируйте, пожалуйста, что для Вас означает словосочетание «счастливое детство» ?» ответы родителей распределились следующим образом -

Здоровье, любовь, понимание - 35%; Любовь родителей - 40%; Полная любящая семья - 20%; Ни в чём не нуждаться 35%; Воздержались от ответа - 20%.

На шестой вопрос анкеты: «Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей отсутствие у родителей времени участвовать в жизни ребёнка в детском саду?» ответили так -Да - 45%; Нет - 25%; Трудно сказать - 30%.

На седьмой вопрос анкеты: «Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей такое положение, когда они изо дня в день видят своих родителей ссорящимися?» ответили так -Да - 90%; Нет-10%.

На восьмой вопрос анкеты: «Выскажите, пожалуйста, своё мнение: всегда ли соблюдаются права Вашего ребёнка в детском саду?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 65%; Нет - 5%; Трудно сказать - 30%.

На девятый вопрос анкеты: «Выскажите, пожалуйста, своё мнение: всегда ли соблюдаются права Вашего ребёнка в семье?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 65%; Нет - 10%; Трудно сказать - 25%.

На десятый вопрос анкеты ответы родителей распределились следующим образом - «Все люди грамотные и без занятий знают, что хорошо для ребёнка, а что плохо» - 10%;

«Любопытно было бы поучаствовать, обязательно пригласите меня на эти встречи» - 60%; «Я бы с удовольствием, но...» - 30%.

Таким образом, большинство семей так или иначе знакомы с понятием «права ребёнка» , стараются учитывать права ребёнка в семье, с удовольствием бы пришли на встречи учебно-практического цикла по проблеме взаимосвязи прав взрослого и прав ребёнка в семье.

5. Педагогический тренинг для воспитателей «Что Вы знаете о конвенции?»

«ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О КОНВЕНЦИИ?» *

1. Когда была принята Конвенция о правах ребенка:

а) в 1924 году;

б) в 1957 году;

в) в 1989 году.

2. Когда был принят закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» :

а) в 1990 году;

б) в 1998 году;

в) в 2000 году.

3. Ребенком является каждое человеческое существо:

а) до достижения 16-летнего возраста;

б) до достижения 18-летнего возраста;

в) до достижения 21-летнего возраста.

4. С рождения ребенок имеет право:

а) на гражданство;

б) на равенство;

в) на свободу.

5. С шестилетнего возраста ребенок вправе:

а) самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки;

б) изменить имя или фамилию;

в) выражать свое мнение при решении вопроса, затрагивающего его интересы.

6. Ребенок имеет право посещать образовательные учреждения:

а) с 1,5 лет;

б) с 3 лет;

в) с 6 лет.

7. Ребенок имеет право поступить на работу:

а) с 14 лет;

б) с 15 лет;

в) с 16 лет.

8. Молодой человек может быть привлечен к участию в военных действиях:

а) с 15 лет;

б) с 16 лет;

в) с 18 лет.

9. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя гарантированное, общедоступное, бесплатное:

а) начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование;

б) среднее профессиональное, высшее профессиональное образование;

в) воспитание в образовательных учреждениях.

а) с 6 лет;

б) с 8 лет;

в) с 14 лет.

6. ДЕЛОВАЯ ИГРА «МЫ ЗНАЕМ ПРАВА РЕБЕНКА»

Цель: сформировать систему знаний по защите прав детства.

Задачи:

  • выявить творческий потенциал педагогов
  • научить профессионально оценивать педагогические ситуации по защите прав ребенка

Дать возможность, работая группой, объединить ее общей инициативной идеей.

Создание и принятие Конвенции ООН о правах ребёнка

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «Мировой Конституции прав ребёнка» . А 26 января 1990 г. Конвенция о правах Ребёнка была подписана 61 страной.

Верховный Совет ССР ратифицировал Конвенцию о правах ребёнка 13. 06. 1990 г., а 14. 07. 1990 года она вступила в силу для Российской Федерации.

Спустя 6 лет она была принята почти всеми государствами мира, за исключением двух – Сомали и США.

Документ содержит 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей:

  • Выживание
  • Развитие
  • Защита
  • Обеспечение активного участия в жизни общества

В нём заложены два основополагающих принципа:

  1. ребёнок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.
  2. Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

Значение Конвенции состоит и в том, что в её статьях впервые собраны воедино 38 прав ребёнка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям прав.

Права, провозглашённые в Конвенции ООН о правах ребёнка

В соответствии с обсуждаемым документом ребёнок имеет следующие права:

  1. Право ребёнка на жизнь (ст. 6, п.1) .
  2. Право ребёнка знать своих родителей (ст. 7, п.1)
  3. Право ребёнка на заботу родителей (ст. 7. п.1)
  4. Право ребёнка на имя (ст. 7. п.1; ст. 8, п.1)
  5. Право ребёнка на гражданство (ст. 7. п.1; ст. 8, п.1)
  6. Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности (ст. 8, п.1)
  7. Право ребёнка на семейные связи (ст. 8, п.1)
  8. Право ребёнка, разлучённого с родителями, поддерживать личные отношения и прямые контакты с родителями (ст. 9, п.3)
  9. Право ребёнка, родители которого проживают в различных государствах, поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями (ст. 10, п.2)
  10. 10. Право ребёнка покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (с целью неразлучения с родителями) (ст. 10, п.2)
  11. Право ребёнка свободно выражать свои взгляды (ст. 12, п.1)
  12. Право ребёнка свободно выражать своё мнение; это право включает свободу искать, передавать и получать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка (ст. 13, п.1. 2)
  13. Право ребёнка на свободу мысли. Совести и религии (ст. 14, п.1, 2)
  14. Право ребёнка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний (ст. 15, п.1. 2)
  15. Право ребёнка на личную жизнь (ст. 16. п.1)
  16. Право ребёнка на неприкосновенность жилища (ст. 16, п.1)
  17. Право ребёнка на семейную жизнь (ст. 16, п.1)
  18. Право ребёнка на тайну корреспонденции (ст. 16, п.1)
  19. Право ребёнка на защиту закона от незаконного вмешательства и посягательства на его честь и репутацию (ст. 16, п.1. 2)
  20. Право ребёнка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (ст. 17, п.1)
  21. Право ребёнка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми (ст. 18, п. 3)
  22. Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст. 19, п.1)
  23. Право ребёнка, лишённого семейного окружения, на особую защиту и помощь (ст. 20, п.1)
  24. Право неполноценного в умственном и физическом отношении ребёнка на особую заботу (ст. 23. п.2)
  25. Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24, п.1, 2, 4)
  26. Право ребёнка, помещённого компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического или психического лечения, на периодическую оценку лечения и всех других условий, связанных с его попечением (ст. 25)
  27. Право ребёнка пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26, п. 1)
  28. Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27, п.1, 3)
  29. Прав ребёнка на образование (ст. 28, п.29)
  30. Право ребёнка, принадлежащего к этническому, религиозному или языковому меньшинству или коренному населению, пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять её обряды (ст. 30)
  31. Право ребёнка на отдых и досуг (ст. 31, п.1. 2)
  32. Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством (ст. 31, п.1)
  33. Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32, п.1)
  34. Право ребёнка на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33)
  35. Право ребёнка на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребёнка (ст. 34; ст. 36)
  36. Право ребёнка, лишённого свободы, на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи (ст. 37)
  37. Право ребёнка, лишённого свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие им решения в отношении любого такого процессуального действия (ст. 37)
  38. Право ребёнка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признаётся виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нём уважение к правам человека (ст. 40, п.1)

Педагоги делятся на 2 команды.

Разбейте права, которые провозглашены в Конвенции на группы:

Для 1 команды:

  • Права, обеспечивающие выживание
  • Права, обеспечивающие развитие

Для 2 команды:

  • Права, обеспечивающие защиту
  • Права, обеспечивающие активное участие в жизни общества

Подумайте и ответьте (кто быстрее) :

  • В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно. («Красная шапочка» , «Серая шейка» , «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)
  • Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка» , «Заюшкина избушка» и др.)
  • В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («Двенадцать месяцев» )
  • В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка» )
  • Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на жизнь)
  • Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение)
  • Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)
  • Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)
  • Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на бесплатное образование)
  • Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность)

«Волшебный сундучок» (для 2-х команд, поочереди)

Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.

  • Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя) .
  • Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь) .
  • Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество) .
  • Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать) .
  • Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование) .
  • Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой) .

Решите проблемные ситуации.

Для 1 команды:

Ситуация 1

Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей есть молча.

Вопросы:

Нарушает ли воспитатель права ребенка?

Что делаете вы в подобной ситуации?

Ситуация 2

Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идет за куклой и начинает ее укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками.

Другие дети рисуют.

Вопрос:

Какое право реализует ребенок в данной деятельности?

Для 2 команды:

Ситуация 3

Идет занятие по ознакомлению с окружающим миром. Рассказ о разных профессиях. Ребенок говорит о профессии учителя (или врача) , что это «профессия нищих» . Вопрос:

Как реагировать на такое мнение ребенка?

Ситуация 4

Ребенок, придя в группу, говорит воспитателю: «Мама сегодня нарушила мои права, она меня отшлепала» .

Задание: опишите порядок действий по защите прав ребенка в данной ситуации.

Ситуация 5

Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.

Вопросы:

Как считаете Вы?

Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое?

Покажите последовательность этапов вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции о защите прав ребенка.

Старший воспитатель подводит итог деловой игры, рефлексия.

На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.

Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.

Проект решения педагогического совета

  1. Совершенствовать использование знаний по защите прав детства в повседневной работе с детьми и родителями при создании в ДОУ предметно-развивающей среды в играх и образовательной деятельности детей.
  2. Разработать тематику деловых игр, практикумов, тренингов с целью решения сложных педагогических ситуаций, возникающих в повседневной жизни.
  3. Координировать взаимодействие всех специалистов ДОУ -психолога, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию - в реализации прав ребенка в детском саду.
  4. Организовать работу дискуссионных клубов для педагогов и родителей по защите прав детей в разных возрастных группах по теме «Права ребенка в нашем детском саду» .
  5. Собрать с помощью родителей и воспитателей видеотеку и библиотеку для знакомства детей с Декларацией прав ребенка, с Конвенцией ООН о правах ребенка и т. д.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Успешность этой работы во многом зависит от подготовки педагогических кадров. Кроме того, сейчас наблюдается несоответствие между реальным уровнем готовности воспитателей к осуществлению правового воспитания и актуальной потребностью в нем.

Это делает необходимым планирование специальной методической работы с педагогическим коллективом для освоения содержания, методов и технологий по правовому воспитанию детей, а также повысить правовую культуру воспитателей, их педагогическую квалификацию в Этой области.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения.

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для школьников виды деятельности: игровую и художественную-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Как организовать эту работу?

  • Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций).
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
  • Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие. (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок, не искажать детского восприятия мира сказок, чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев)
  • Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

    Какие задачи мы ставим перед педагогами?

  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
  • Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:

    – с педагогами (учеба по разбору нормативных и правовых документов);

    – с родителями (родительские собрания по теме);

    Сейчас хотелось бы осветить третье направление, а именно – работу с детьми. Для начала проведем разминку, которая прозвучит под рубрикой:

    “Правовая академия”

    1. До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)
    2. Как вы понимаете выражение: “Мой дом – моя крепость”?
    3. Как оно связано с правами человека?
    4. Государство гарантирует в области воспитания детей дошкольного возраста (какие права?)
    5. Какие права ребенка нарушаются в зонах вооруженных конфликтов?

    Выбрать судью Н.В.

      Рассмотреть плакат по сказке “Серая шейка”.

    Первая команда персонажей, чья жизнь в опасности. Вторая команда находит того, кто посягает на жизнь персонажей.

  • Работа с карточками по мотивам сказок.
  • Защита конспектов, бесед и занятий (по одному) и по одному называют.

    1. Команды разбирают картинки и размещают их на соответствующих мольбертах.
    2. Команда представляет свои игры и называет, какие права закрепляются в них.

    Вот мы в игровой форме разобрали некоторые моменты правового воспитания.

    Теперь обратите внимание еще раз на плакат “Правовое воспитание детей – миф или реальность” и выскажите свое мнение по этому поводу.

    Выберите редакторов для изготовления плакатов или рекламы, призывающих к активной защите прав детей.

    Остальные участники вырабатывают предложения для принятия решения педагогического совета (можно использовать карточки).

    Судья координирует и вносит решение педагогического совета.

    Звучит музыка “Генералы песчаных карьеров” . Н.В. Читает стихотворение “Дайте детству состояться”.

    А. По мотивам сказки “Лиса и заяц”

    3. Нарисуйте схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

    А1. По мотивам сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

    1.Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

    Б. По мотивам стихотворения Н. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”.

    1. Подсчитайте на рисунке, скольким зайцам дед Мазай помог сохранить жизнь, и обведите нужную цифру. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    2. Найдите в стихотворении стпочки, где говорится о жестоком обращении с зайцами. (Какие статьи?)

    Б1. По мотивам сказки “Гуси-лебеди”.

    1. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?

    2. Кто помог девочке спастись и выручит братца из неволи. (Схематично нарисовать).

    Приготовить:

    1. Плакат “Правовое воспитание детей – миф или реальность”.
    2. Плакат по сказке “Серая шейка”.
    3. Шапка судьи.
    4. Карточки с заданиями по сказкам.
    5. Конспекты занятий, бесед, игр.
    6. Рубрики: “Я имею право…”, “Я не должен…”.
    7. Картинки по рубрикам.
    8. Другие виды по правам: “Кот, петух, лиса”, “Чиполлино”.
    9. Ватман,1/4 листа
    10. Фломастеры.
    11. Карточки для выработки решений.
    12. Магнитофон и кассета.
    13. Статьи по декларации.
    14. Декларация прав ребенка.
    15. Два мольберта, столы.
    16. Книгу “Дед Мазай и зайцы”.

    Можно использовать:

  • Чтение: “Дедушка и внучек” К.Д.Ушинский; “Цветик-семицветик”; “Скажи человеку, здравствуй” В. А. Сухомлинский
  • Игры: “Семейный совет” (умение высказывать собственное мнение); “О чем рассказал семейный альбом”; “Я и моя семья”.
  • Составление генеалогического дерева.
  • Рисование “Моя семья” и составление альбома из рисунков.
  • Поделки из природного материала с участием взрослых и детей.
  • Досуг “Неразлучные друзья – взрослые и дети”.
  • Литература

  • Конвекция о правах ребенка
  • “Изучаем права человека” В. Антонов
  • “Ваши права” Вита-пресс,1996.
  • Опыт работы методистов г.Волгограда и Тольятти.
    1. Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей.
    2. Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.

    Дискуссионный клуб “Беседы у камина”

    Педагоги МДОУ 18 чел.; председатель родительского комитета Зайцева О.А.; члены родительского комитета 10 чел.; зав. КПО Центра социальной помощи семье и детям Шишкина Г.Ф.

  • Оказание информационно-правовой, психолого-педагогической, методической помощи педагогам, родителям, детям, с приглашением специалистов из Центра социальной помощи семье и детям через деловые игры, тренинги, консультации.
  • Формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, выработка единых требований, организация помощи в развитии морально нравственных устоев.
  • Карепина Елена Анатольевна
    воспитатель
    МБДОУ ДС №68 «Ромашка»
    Старооскольского городского округа

    «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». В. А. Сухомлинский

    Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности. Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания. В дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

    В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

    Развитие правосознания личности – процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Но, как показывают исследования психологов Л.В. Выготского и Д.Б. Эльконина, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка.

    Первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается у ребенка в этот период, во многом зависит и последующее его поведение в правовой сфере. Ребёнок, наученный в дошкольные годы находить гуманные способы решения разногласий с другими, в своей дальнейшей жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.

    Два важных института социализации детей – семья и дошкольное учреждение. Их функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

    В семье ребенок получает свои первые индивидуальные умения, усваивает нормы и правила, которые отражаются в его поведении в различных ситуациях повседневного общения. Семья – это единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек ощущает всю жизнь. В семье осуществляется практическое овладение моралью, правилами, регулирующими жизнь общества.

    К сожалению, родители по-разному понимают права детей и возможности их применения. Одни уважают права детей, понимая, что они строго определены функциями государства и их неисполнение приведет к определенным санкциям. Другие имеют более абстрактное понимание правовой проблематики и принимают ее частично. Встречается и третья часть родителей, которые не имеют никакого представления о правах детей. Дошкольное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным звеном, влияющим на защиту прав ребенка.

    Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

    Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущий для дошкольников вид деятельности - игровую. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений. Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

    Какие задачи стоят перед нами?

    Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

    Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:

    • с педагогами (учеба по разбору нормативных и правовых документов);
    • с родителями (родительские собрания по теме);
    • с детьми.

    С целью выявления состояния работы по формированию правовой культуры участников образовательного процесса, на основании годового плана Детского сада № 73 на 2011 – 2012 учебный год был осуществлен тематический контроль «Эффективность работы по формированию правовой культуры участников образовательного процесса» (знакомство с результатами данного контроля).

    Сегодня педсовет у нас пройдет в форме устного журнала «Права детей».

    1 страница. “Правовая академия”

    ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В главе 1, статье 1 прописываются понятия, используемые в настоящем законе, одним из понятий является следующее понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Сейчас команды по очереди называют по одной из категорий детей, относящихся к данному понятию.

    • Дети, оставшиеся без попечения родителей
    • Дети-инвалиды
    • Дети с психическими или физическими недостатками
    • Жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, эко – техногенных катастроф, стихийных бедствий
    • Дети из семей беженцев
    • Дети в экстремальных ситуациях
    • Жертвы насилия
    • Дети родителей, отбывающих наказание
    • Дети из малоимущих семей
    • Дети с отклонениями в поведении

    2 страница. Календарь правовых дат

    3 страница «Сказочная»

    По мотивам сказки “Лиса и заяц”.

    1. Какое право было нарушено? (Право на жизнь, право на неприкосновенность жилища, право на труд).

    3. Назовите персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

    По мотивам сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.

    1. Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

    2. Чьи права были нарушены в этой сказке?

    «Красная шапочка» - ст.3 (неприкосновенность);

    «Летучий корабль» - ст.16 (право человека создать семью);

    «Что дороже соли?» - ст.19 (право на убеждение);

    «Кощей Бессмертный» - ст.17 (право на имущество).

    4 страница. «Педагогическая»

    Подобрать к каждой из предложенных тем виды деятельности (соединить их стрелками).

    5 страница. «Игралочка»

    Дидактическая игра «Права детей». Педагогам демонстрируется предмет, а они называют право, с которым данный предмет ассоциируется.

    6 страница. «Пойми меня»

    1 игрок от команды вытягивает карточку с правовым термином (право, свобода, закон, Конституция, ответственность, Конвенция, обязательства). Игрок описательно объясняет термин, не называя термин.

    Обе команды набрали равное количество очков и показали свои знания в области правового воспитания. Рекомендуем взять на заметку игры, предложенные коллегами.

    Подведение итогов.

    Решение педсовета.

    -

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

    для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 VIII вида

    Г. Ступино, Московской области, ул. Первомайская, д.20

    Педсовет «Правовое воспитание в школе»

    Голобурдина Галина Рафаиловна

    Выдающиеся ученые и философы еще в прошлые века считали: единственное средство сделать народ счастливым - просветить его, показать ему пользу законов, гражданских прав и свобод, поэтому одним из направлений, осуществляемых школой, является правовое просвещение, направленное на понимание учащимися, родителями и педагогами ценностей и принципов, лежащих в основе правовой системы.

    Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование как часть общего обязательного образования.
    Применительно к начальной школе чаще употребляется термин «правовое воспитание», так как правовое обучение на этой ступени носит ярко выраженный прикладной характер и решает задачу становления гуманистически ориентированной личности, законопослушной, обладающей гражданскими чувствами и чувствами собственного достоинства, умеющего отстаивать свои права, адаптированной к условиям окружающей жизни.

    Правовое воспитание воздействует не только на сознание, но и на определенную сторону поведения людей. Сознание и поступки людей находятся в единстве и взаимообусловленности. Поскольку поведение человека в нормальных условиях совершается на основе сознательно принимаемых решений, от уровня сознания, интеллектуального и эмоционального развития человека в решающей степени зависит его поведение. Самосознание также формируется только в процессе активной социальной деятельности. Это позволяет говорить о едином понятии культуры сознания и поведения, культуры человеческих отношений. Можно представить "дом" в три этажа. На первом этаже разместились правовые знания и умения ими пользоваться. Второй этаж обозначает отношение к праву. А третий - поведение и деятельность в ситуациях, имеющих правовое содержание. Как и всякий дом, наш опирается на "фундамент". "Фундаментом" правовой культуры человека выступают его политические и нравственные взгляды и убеждения. От того, насколько добротно сложен фундамент, во многом зависит:

    • качество правовых знаний и умение ими пользоваться;
    • характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности);
    • готовность исполнять правовые нормы, активно содействовать укреплению законности и правопорядка.

    Правовая культура человека -- явление уникальное. Ее уникальность заключается в тесной связи основных частей, причем у каждого человека эта связь своеобразна и неповторима. Итак, правовая культура человека -- это основанное на политических и нравственных убеждениях нерасторжимое единство глубоких и разносторонних правовых знаний и умений, уважения к закону, активной правоохранительной деятельности, в которой находят наиболее полное воплощение знания права и уважения к нему.

    Работа по воспитанию правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные принципы, понимание и принятие норм общества.

    Начиная работу по формированию правовой культуры, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

    • молодежь необходимо, прежде всего, учить основам демократии, так как она не знакома не только со своими обязанностями, но и правами; не знает, что такое свобода, личность, правовое государство;
    • правовые нормы неотрывны от представлений о добре и зле, о красивом и безобразном, о созидательном и разрушительном. И, следовательно, должна прослеживаться тесная связь правового воспитания с нравственным и эстетическим;
    • о законе нужно говорить увлекательно. Сухая информация не доходит ни до ума, ни до сердца людей. Учитывая возрастные особенности подростков, необходимо использовать различные творческие формы для их правового просвещения.

    В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования детей с ограниченными возможностями. Это объясняется двумя основными причинами:

    • необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения
    • и степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.

    Работа по данной теме имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина и патриота.

    Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

    Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и непременно оценивает свои действия с точки зрения требований общественного правового сознания. Умственно отсталые подростки имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.

    В правовом воспитании начальный этап школьного обучения очень важен, когда стихийные правовые знания систематизируются и обобщаются. Поэтому, в коррекционной школе обучение детей «азбуке» общественных норм необходимо проводить уже в 1 классе, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями. Это позволит подготовить базу для дальнейшего правового воспитания и образования в старших классах. Цель правового всеобуча - повышение правовой культуры учащихся коррекционной школы и формирование традиции уважения к закону.

    В специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта работа во правовому воспитанию должна быть построена на облегченной основе «от простого к более сложному», с многократным повторением. Учащиеся к концу X класса должны усвоить правовые знания, понимать правила поведения человека в обществе, быть юридически грамотными и применять правовые знания непосредственно в жизненных ситуациях. Ведущей задачей указанной работы является вооружение учащихся правовыми знаниями и навыками, необходимыми для последующей трудовой деятельности.

    Знакомить с правовыми нормами и осуществлять воспитательную работу, необходимо начать в младших классах, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться значительно раньше. Следует учитывать и тот факт, что уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет.

    Нравственно-правовое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья не должно ограничиваться беседами, экскурсиями, лекциями, необходимо организовать их деятельность, в которой бы тренировались бы нравственно-правовые навыки и привычки.

    Поэтому вся воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование их социально-нормативного поведения, выстраивается в целостную систему.

    Так, в одну группу можно объединить методы, основное назначение которых заключается в формировании у учащихся нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений. Это рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях.

    В другую группу можно объединить методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально - нормативного поведения. Это практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение.

    Наконец, в относительно самостоятельную группу методов входят те средства воздействия на личность, которые дополнительно стимулируют, подкрепляют социально- нормативное поведение личности и коллектива или же тормозят проявление социальных отклонений. Это - поощрение, соревнование, обсуждение, наказание.

    В формировании правильного поведения учащихся коррекционной школы важную роль играют те условия, в которых протекает их жизнь и деятельность - режим, личный пример педагогов и других лиц. Эти условия так же, как и методы, можно отнести к средствам воспитания детей с проблемами здоровья.

    Важнейшим требование при подготовке материала и проведения мероприятия являются:

    • доступность содержания предлагаемого материала. Это обеспечивается конкретностью материала, его связью с жизненным опытом детей, использованием примеров, наглядных средств;
    • увлекательность, эмоциональность содержания и формы работы, использование элементов игры, соревновательности;
    • обеспечение интеллектуальной активности учащихся.

    Сравнение, выделение существенного, обобщение, конкретизация применительно к новым ситуациям, нахождение аналогий, доказательства, оценивание, установление причинны-следственных связей - все это помогает понять смысл, последствия и нравственное содержание поступка;

    • четкость выводов, содержащих рекомендации к социально- нормативному поведению;
    • систематичность и разнообразие повторения усвоенных норм поведения, в частности следует предлагать учащимся переделать содержание нормативной информации другим лицам, разъяснить ее смысл, использовать ее для контроля и самоконтроля.

    Полезно предлагать для анализа различные типы конкретных ситуаций с нравственным или правовым содержанием. При этом выбор темы и материала должны подбираться с учетом проступков самих учащихся.

    Один классный руководитель не решит проблемы правового характера, поэтому в работу должен включится весь коллектив школы - это учителя-предметники, педагог психолог, соц.педагог, воспитатели ГПД, библиотекарь чтобы работа по формированию правовой культуры велась в школе не эпизодически, а представляла собой систему. Создание подобной системы предполагает несколько этапов:

    1. Диагностический , который предполагает изучение состояния вопроса. Позволяет выявить социальный состав семьи, дать характеристику различных групп "трудных" подростков, сделать анализ численного роста и качественного состава правонарушений подростков.

    2. Поисковый , позволяет определить пути решения проблемы.

    3. Деятельный , предполагающий проанализировать полученные результаты и способы решения проблемы.

    Диагностический анализ социального состава семей учащихся школы позволил выявить социальный состав семей, а именно те семьи в которых могут возникать проблемы с воспитанием. Это в основном неблагополучные семьи. Это могут быть и неполные, многодетные и однодетные семьи. Конечно, не всегда они ущербны. Но в однодетной семье (это тоже данные исследований) детям чаще всего присущи эгоизм, равнодушие, стремление любым путем удовлетворить свои потребности и т. д. В свою очередь, по данным криминологов, дети из многодетных семей чаще всего становятся на социально опасный путь поведения, поскольку многодетные семьи чаще всего испытывают материальные затруднения, которые не позволяют в полной мере удовлетворить необходимые, естественные для настоящего времени потребности и интересы детей.

    Рассматривая разные показатели неблагополучных семей, следует назвать также тяжелую болезнь или инвалидность родителей. В таких семьях, как правило, внешне конфликты не проявляются, но постепенно происходит утрата влияния родителей на детей.

    Проведенная в школе диагностика социального состава семей учащихся позволит получить целостную картину индивидуальной коррекционной работы с учениками и взаимодействие с семьями, выявить детей и подростков, оказавшихся в неблагополучных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию, нуждающихся в материальной помощи, проживающих в семьях группы социального риска.

    Диагностические исследования, проведенные в школе с целью выявления групп "трудных" подростков , позволит педагогическому коллективу наметить план работы с каждой группой и отдельно взятым учеником.

    Поисковый этап , позволяющий определить пути решения проблемы:

    А) первый путь включает в себя осуществление различных форм правовой пропаганды (правовой лекторий, клубы интересных встреч, радио, телевидение, кино, печать) во внеклассной и внешкольной работе с учащимися.

    Б) второй путь основывается на повышении правовой культуры учителей и родителей (в институте усовершенствования учителей, а для родителей - правовой всеобуч).

    Деятельный этап, определяющий, что основную заботу по правовому воспитанию учащихся должен проявлять педагогический коллектив. Одним из условий повышения эффективности правового воспитания является учет возрастных особенностей школьников. Это предполагает дифференциацию средств правового воспитания.

    О д но и з важных напр а влений воспи т ательной работы школы - профилак т ика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества , бе з н адз орности в д е тской среде, а также раннего семейного небл а г о получия.

    Перед колл е к т ивом шко л ы стоит сложная задача - попытаться и з менить сознание и пов е дени е учащихся « группы риска» чере з целенаправленное п еда гогич е ское во зд ейс т вие, при котором происхо д ит усиление по ло жит е льны х те н де нций нравственного развития личности, то ес т ь о б е спечить каж д ому нуждающемуся в этом
    ребенку педагогич
    е скую под д ержку .

    Система деятел ь ности п е д а гогич е ского коллектива по педагогической под д ержке учащихся включ ае т в с е бя шесть основны х компон е нтов:

    • выявле ние учащи х ся , склонны х к наруше н ию дисциплины , антисоциальным нормам повед е ни я, отст ающ их в учебе ;
    • опре д е л ени е причин о т клонений в повед е нии и нравственном ра з витии, а также ин д иви д уа ль ных пси хол огических особе н ност ей личнос т и у выявл е нных школьников;
    • составл е ни е пл а на п ед агогич е ской корр е кции личности и устранения причин ее н равств е нной деформации, отклонени й в поведении (опре де л е ние целей пе да гогического во з действия, е г о средств , главны х зв ен ь ев , э тапов, исполнителей);
    • изменение х аракт е ра личны х отношений воспитанников со сверстниками и вз рослыми ;
    • вов л ечени е уч а щи х ся в ра зл ичны е ви д ы по л ожительно- а ктивной соци ально й дея т е льности и обесп е ч е ние успеха в ней;
    • изменени е ус л ов ий с е мейного в оспитания (исходя и з во з можностей школы) с ис поль з овани ем д ля э той цели служб и в е домств системы пр о фил а к т ики .

    В разнообразных формах воспитательного воздействия на подростков важное значение имеет вовлечение их в те или иные игровые и творческие мероприятия, КТД . Решая поставленные в области правового воспитания задачи, педагоги должны проводить различные игровые и творческие мероприятия, в которые вовлекать учащихся. Это могут быть: тематическая Недели правовых знаний, КВНы по правовой тематике, устные журналы, диспуты, представления и т.д.

    Совсем не д авно вс е пробл е мы в оспитания , обучения, сопровождения р ебенка осущ е с тв ляли только школьные педагоги. Однако вопросы пси хи ч е ского зд оровья, гармоничного развития и адекватной социали за ции ли чн ос т и н е всег д а бывают решаемы учителями.

    Иссле д ования , пр овод и м ы е специалис та ми-пси х ологами, пока з ывают, что в н а стоящ ее вр е мя многие д ети обладают не у равн о ве шенной психикой. Причин этому много, в том числе и низкий материальный уровень жизни отдельных семей, когда родители думают не о духовном потенциале ребенка, а о том, как его прокормить.

    Поэтому в школе должен быть психолого-педагогический консилиум , который обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах его школьной жизни через тесное сотрудничество психолога и социального педагога с классными руководителями, родителями и учителями-предметниками, ученическими коллективами.

    Основной сферой деятельности консилиума является процесс адаптации детей в социуме. Кроме этого, он включает в себя и работу с родителями: индивидуальные консультации , психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории и тематические родительские собрания, знакомящие с психическими особенностями возраста ребенка, методикой бесконфликтного , общения, психологией семейных отношений.

    Обязательный компонент деятельности психолого-педагогической консилиума - сотрудничество с учителями, так как именно с ними в школе ребенок взаимодействует больше всего. Оно осуществляется через консилиумы, мониторинги, конференции, семинары, повышающие уровень знаний учителей о психологии ребенка и способствующие повышению качества работы.

    С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участник о в образовательного процесса, активизации совместной деятельности школы и служб и ведомств системы профилактики в работе по этому направлению необходимы мероприятия:

    • участие в рейдах «Всеобуч», помогающих в контроле за выполнением закона «Об образовании», в межведомственных акциях и операциях «Безнадзорник», «Подросток», «Неформал»;
    • дни инспектора, во время которых проводится индивидуальная и коллективная профилактическая работа инспектора ОДН: беседы, консультации родителей, работа с документами, собеседования с классными руководителями учащихся, состоящих на учете, посещение семей совместно с педагогами школы;
    • День профилактики;
    • День здоровья;
    • День защиты детей;
    • Работа по профилактике «вредных» привычек;
    • Профилактика ДТТ. ,

    Одной из форм деятельности коллектива по правовому воспитанию является работа уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. Основные цели и задачи Уполномоченного являются:

    Всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;

    Оказание помощи законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях;

    Содействие правовому просвещению участников образовательного процесса;

    Обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей, семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав.

    Одним из важных факторов профилактики является занятость учащихся в свободное время, Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по интересам, которая организуется и проводится в кружках. В коррекционной школе кружковая работа способствует более глубокому всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решить задачу коррекции и компенсации различных дефектов развития. Занятия в кружках способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности.

    Важно отметить, что большую роль в профилактической работе играет работа органов самоуправления. Целью развития школьного ученического самоуправления является содействие становлению правовой, демократической самоуправляемой школой, обеспечивающей свободной развитии личности, воспитание гражданственности, формирования социальной активности и ответственности.

    Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних является одним из звеньев системы комплексной работы по выполнению Закона Российской Федерации «О системе работы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних».

    Совет призван объединить усилие педагогического коллектива, родительской общественности, социально-психологической службы школы в создании единой системы по профилактике безнадзорности и правонарушений в школе, координировать действие педагогического коллектива с работой районных структур общественных организаций, работающих с детьми и подростками. Совет профилактики является одной из форм профилактической работы с учащимися

    Социальным педагогом и психологом с целью профилактики правонарушений должно проводится всестороннее обследование личности подростка «группы риска». По результатам диагностики даются рекомендации педагогам, наставникам и родителям, строится коррекционно-развивающая работа, проводятся профилактические беседы с учащимися, склонными к правонарушениям, а также с учащимися, стоящими на учете.

    Основными задачами ШМО классных руководителей являются:

    * Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
    * Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.
    * Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
    * Координирование планирования. Организация и педагогический анализ воспитательных мероприятий.
    * Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей.
    * Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы в классных коллективах.

    Первоначальное правовое обучение учащиеся получают и на уроках. В 1-4 классах это развитие речи и чтение, где говорят о охране окружающей среды, Красной книге, правилах поведения на дороге и в транспорте. В старших классах - это уроки географии и биологии, ОБЖ, обществознание, профессионально-трудовое обучение, этика и психология семейной жизни, где рассматриваются вопросы трудового, семейного, административного законодательства.

    Школьная библиотека - это школьный учебный центр, поэтому ни одно мероприятие не должно обходится без ее участия. Библиотека готовит обзор литературы, игры. Проводимые игры должны пробудить интерес к чтению. Библиотекарь должен оказывать посильную информационно методическую помощь. В библиотеке должен быть выделен специализированный тематический комплекс по правовому воспитанию.

    Последним звеном в создании системы правового воспитания является рефлексивный этап , когда проводится анализ результатов и корректировка деятельности по формированию правовой культуры школьников

    Учитывая вышесказанное можно сделать вывод о необходимости:

    Организации в школе систематической работы по формированию правовой культуры учащихся, расширяя круг знаний о правовых номах и ответственности за их несоблюдение, развития у учащихся гражданской и социальной ответственности;

    Работе по профилактике «вредных привычек», правонарушений;

    Учитывая контингент наших родителей необходимо продолжить просветительскую работу на родительском лектории и классных родительских собраниях





    Политико-правовой турнир «Человек среди людей» В турнире участвуют две команды:»Идеалисты» и «Фемида» Конкурсы: Политика Устами младенца(понятие государство, право, закон, юридическая ответственность, преступление) Показ мини – презентаций Мини – дебаты «Какая форма правления лучше?» Обсуждение фразы: «Государство-это мы» Практикум - юридическая консультация Государственная символика Право Понятие право Закон и виды законов Работа с текстом Конституции РФ и РТ Практикум по разбору различных ситуаций


    Формы работы Формы работы Отряд «Юные друзья милиции» Работа с детьми группы риска Совет профилактики Совместная работа с милицией Работа с родителями Массовая воспитательная работ Осуществление психолого- педагогической помощи Организация выставок книг по правовому воспитанию Оказание методической помощи учителям (семинары, педсоветы) Программы: «Подросток» «Я выбираю жизнь» Проект «Мы в ответе за свою жизнь»






    Семейная гостиная «Вся семья вместе и душа на месте» Любят меня без особых причин За то, что я внук, за то, что я сын Формы работы: Кроссворд --Родственные отношения семье Подобрать синонимы к слову –Дом Психологическая игра «Дощечка» Хорошо ли мы знаем свою маму? Хорошо ли мы знаем своего ребёнка? Хобби Семейный альбом Копилка мудрости Мультфильм про мамонтёнка




    Психолого – педагогическое сопровождение УВП Направления работы Профилактическая работа Психологическое просвещение учителей, учащихся, родителей Диагностика УВП Психологическое консультирование Психологическое сопровождение детей с девиантным поведением Профориентация








    Отряд « Закон и порядок» по профилактике правонарушений Помочь всегда, Помочь везде, Помочь и в радости и в беде Песня отряда Работа наша и опасна,и трудна И на первый взгляд, как будто не видна. Если кто-то кое-где у нас порой Честно жить не хочет. Значит с ними нам вести незримый бой Так назначено судьбой для нас с тобой – Работа дни и ночи.