Праздник «Прощание с Букварём. Сценарий праздника "прощание с букварем" Праздник посвященный прощанию с букварем

Елена Юрьевна Греченко
учитель начальных классов
МБОУ «Многопрофильная гимназия № 12» г. Читы

1 ученик:

Над страною зимним утром
Занялась заря.
В школах праздник – славный праздник,
Праздник Букваря!

2 ученик:

Первоклассников сегодня
Мы на праздник соберём.
Непременно приходите
Попрощаться с Букварём!

Учитель: Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться! Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей первой книге – «Букварю». Но «Букварь» познакомил вас не только с буквами. Его страницы учили вас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила.

3 ученик:

Вставайте дружно всякий раз,
Когда учитель входит в класс.

4 ученик:

Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

5 ученик:

Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.

6 ученик:

Кто любит музыку и песню,
Тому живётся интересней.
И в день «Прощанья с Букварём»,
Мы поиграем и споём!

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Песня «Чему учат в школе»

Мальвина: Здравствуйте, ребята! Вы, конечно, меня узнали. Мне нужна помощь!

Учитель: Здравствуй, Мальвина! Чем мы можем тебе помочь?

Мальвина: Мне нужен букварь. У меня есть ученик – Буратино. Такой нерадивый! Он продал свой букварь, чтобы сходить в театр. И теперь неизвестно, как научить его толком, читать. Вы мне поможете?

Учитель: Конечно!

Вбегает Буратино.

Буратино: Привет! Вот я вас всех нашёл! Тут не было такой … с голубыми волосами… (замечает Мальвину ) Ой!

Мальвина: Что вы тут делаете, непослушный Буратино?

Буратино: Я ищу Букварь!

Мальвина: Всё – таки заговорила совесть?

Буратино: Ну да! Черепаха Тортила заговорила. Я теперь знаю, где золотой ключик. Он в букваре. Но достанется он только тому, кто дочитает букварь до самой последней страницы (тяжело вздыхает ). Я не умею читать. Ну, а ключик пропал. Его надо искать.

Мальвина: Но, чтобы найти золотой ключик, нам придётся пройти много испытаний. Ребята, вы готовы? Но нам нужны помощники. И это, конечно, Букварь.

Учитель: Давайте, ребята, позовём его. Букварь! Букварь! Мы ждём тебя!

Мальвина: Не идёт. Давайте позовём его по – другому. Пусть буквы встанут рядом так, чтобы получилось слово «букварь». (Входит Букварь ).

Букварь: Буквы в порядке алфавита стройся!

7 ученик:

Буквы- значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё – алфавит.

8 ученик:

Прадедовской порой
Встали буквы в чёткий строй.
Строй, как строй, да не простой,
Он зовётся – азбукой.

Учитель: Азбука от А до Я, равнение на Букварь! Смирно!

Букварь: Буквы гласных?

Букварь: Буквы согласных?

Букварь: Буквы, которые не обозначают звуков, здесь?

Букварь: Буквы, по порядку алфавита выступай!

(Буквы выступают ).

А- Азбука – всем буквам дом
Для рисунков дом – альбом.
А для всех аэропланов
Дом родной – аэродром.

Б – Бутерброд недолго
Пролежал у будки
Вскоре у бульдога
Он лежал в желудке.

В- Вышел веник из угла,
Вымел мусор со стола,
Всё прибрал и на полу
И опять стоит в углу.

Г- Голубь к нам слетает с неба,
Голубь просит корку хлеба:
– Дайте хлеба! Есть хочу…
Или к вам я прилечу!

Д – Для птицы дуб – отличный дом,
Особенно с большим дуплом!
Да, если в дубе есть дупло,
В нём тихо, сухо и тепло!

Е – Два ежа, присев у ели,
Ежевику дружно ели.
Для еды есть много мест,
Ёж еду под ёлкой ест!

Ё – Есть у ёжика и ёлки
Очень колкие иголки.
В остальном на ёлку ёж
Совершенно не похож.

Ж – Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.

З – Зайцу холодно зимой,
Замерзает зайка мой.
-Заяц, заяц! Где твой дом?
-За-за-за-за…за кустом!

И – Индюк схватил мои игрушки.
И утащил к своей индюшке.
Но я их завтра отберу –
Испорчу индюку игру.

К – Киска, киска, хочешь кашки?
– Мяу! Мне по вкусу пташки.
-Киска, киска, хочешь пышку?
– Мяу! Дайте лучше мышку!

Л- Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.

М – Медвежонок лапой бьёт…
А по мячу не попадёт.
Смеётся мама с папой:
– Какой ты, мишка, косолапый.

Н- Пришёл к портному носорог
– Сшейте мне чехол на рог.
Чтоб кого – то не боднуть
Или что-то не проткнуть.

О – Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он осёл.

П – Присуждается павлину
Приз за лучшую картину.
У павлина прямо
Не хвост, а панорама.

Р – Рыцарь в панцире, как рак.
И не может жить без драк.
Рак как рыцарь:
Шлем, броня…
Жаль, у рака нет коня.

С – Есть серьёзные снежинки,
А встречаются смешинки.
Попадёт смешинка в рот
И смеётся целый год.

Т – Если тигр и ревёт,
То ревёт наоборот.
Рёв тигриный значит-
Он храбрый… и не плачет.

У – Природа с ним сыграла шутку-
Похож он спереди на утку:
Утиный нос, точнее рот.
А в остальном он – чистый крот.
И до сих пор стоит вопрос:
Зверь или птица утконос.

Ф – Кричал фотограф по привычке:
-Вниманье! Вылетают птички!
И вот на снимках, как ни странно
Нет ни фламинго, ни фазана.
Кричать для птичек нужно так:
– Вниманье! Вылезет червяк!

Х – Ходит по лесу хорёк
Хитрый маленький зверёк.

Ц – Цыплята- ребята и цыпочки- дочки
Гуляют одни по двору без цепочки.

Ч – Все на свете черепашки
Носят в клеточку рубашки.
А малышки – черепашонки
Носят в клетку рубашонки.

Ш – Школьник, школьник, ты- силач:
Шар земной несёшь, как мяч.

Щ – Щука чистит рот зубастый,
Проглотила тюбик с пастой, а за тем-
Зубную щётку
И хохочет во всю глотку!

Ъ Размечтался мягкий знак
Скушать сальца натощак.
Возмутился твёрдый знак:
– Объедаться! Как же так?
Ведь у нас и без еды
Как арбузы животы.

Ы – Мы услыхали от совы,
Что нету слов
На букву Ы.

Ь – Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в угол?
Без пожара, просто так?
Это буква – мягкий знак.

Э – Эхо, эхо – вот потеха
Обезьянка- это эхо
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас.

Ю – Юлька, Юленька – юла,
Юлька юркая была.
Усидеть на месте Юлька
Ни минутки не могла.

Я – Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.

Учитель: Ребята, к нам в гости пришёл Петрушка. Поздороваемся с ним.

Учитель: Петрушка, поздоровайся и ты. Видишь, публика?

Петрушка: Не вижу я никакого бублика!

Учитель: Да не бублика, а поздоровайся с публикой!

Петрушка: А, ну так бы сразу и сказали. Здравствуйте, здравствуйте, дорогие зрители! А подраться со мной не хотите ли?

Учитель: Ну как тебе, Петрушка не стыдно безобразничать? Ты у ребят на празднике, а ведёшь себя так некрасиво. У нас ведь никто не дерётся. У нас все живут дружно.

Петрушка: Ребята, извините меня, пожалуйста! А какой у вас сегодня праздник?

Учитель: «Азбука – к мудрости ступенька».

Петрушка: А можно, я тоже буду участвовать в празднике?

Учитель: А что ты можешь предложить?

Петрушка: Здравствуйте, здравствуйте, дорогие зрители! Состязаться со мной не хотите ли?

Мальвина: А в чём состязаться?

Петрушка: Ну, например, кто громче заорёт или шире откроет рот, разбросает пальто в раздевалке? Есть же у вас такие ребята?

Мальвина: Ну, Петрушка, не нужны нам такие состязания. И таких ребят у нас нет.

Петрушка: Да, я пошутил.

Учитель: А хочешь, состязание проведу я, а ты будешь участвовать вместе с ребятами? К нам пришли письма от дяди Саши из города «Добрые слова». Ребята, давайте научим Петрушку добрым словам.

Вот первое письмо.

Видел Настеньку – Настёнку
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но давно уже от Насти
Я не слышу слово…. (Здравствуйте )

Слово – то какое, очень дорогое! А вот письмо № 2.

Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!..
Но представьте! – зря от Вити
Ждал я слова …(Извините )

Слово – то какое очень дорогое! А вот письмо № 3.

Дед про внучку говорил:
Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу очень рада!
Но – нельзя молчать как рыба.
Ну сказала бы… (Спасибо )

Слово – то какое очень дорогое! Рассылая свои письма, дядя Саша хотел, чтобы, прочитав их, ребята запомнили дорогие слова из города «Добрые слова».

Петрушка: Мне очень понравилось у вас, а можно я проведу игру?

Мальвина: Опять будешь хулиганить?

Петрушка: Нет, что вы? Проведу игру «Буква заблудилась».

Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей – то дом
И хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла
Буква озорница,
Очень странные дела начали твориться.

  • На виду у детворы крысу красят маляры.
  • Посмотрите – ка, ребятки: раки выросли на грядке.
  • Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом.
  • Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.
  • Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом.
  • Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.
  • Жучка будку не доела: неохота. Надоело.
  • Миша дров не напилил, печку кепками топил.
  • На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок!
  • Забодал меня котёл, на него я очень зол.
  • Сели в ложку и – айда! – по реке туда-сюда!

Петрушка: Молодцы! Мальвина, Буратино, а почему вы такие грустные?

Мальвина: Нам очень нужен золотой ключик. Но мы не знаем, где его искать.

Петрушка: Так я знаю. Он у ваших старых знакомых: лисы Алисы и кота Базилио.

Лиса Алиса и кот Базилио: Посмотри, Алиса, мы, кажется, вовремя. Удачно зашли. Здесь праздник! Ребята, вы нас узнали? Мы – звёзды известные!

Учитель: Проходите, проходите. А мы вас давно ждём.

Лиса Алиса: О!! Какая честь. И почему нас так вы ждёте?

Букварь: Слышали мы, что у вас есть одна вещица, которая очень нам нужна.

Кот Базилио: У нас много чего есть!

Буратино: Нам нужен ключик!

Лиса Алиса: Пожалуйста! (Достаёт и подаёт связку ключей. )

Буратино: Нет! Нам нужен золотой ключик от страны Знаний.

Лиса Алиса: Ах, вот что! Ключик этот не простой, а волшебный. Вы должны доказать, что вы заслужили право пользоваться этим ключом.

Кот Базилио: Если «Азбука – к мудрости ступенька» – докажите, что вы стали немножечко мудрее, чем были 1 сентября.

Учитель: Ребята! Отгадайте, кто прислал телеграммы к нам на праздник?

  • Пришлите, пожалуйста, капли!
    Мы лягушками нынче объелись,
    И у нас животы разболелись!
  • Спасите! Паука – злодея погубите!
  • Потеряла хрустальную туфельку.
  • Спасите! Нас украл серый волк.
  • Ой, вы бедные сиротки мои:
    Утюги и сковородки мои!
  • Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл.
  • Высоко сижу, далеко гляжу.
  • Нас с бабушкой съел Серый волк.
  • Репку вытащили.
  • Снесла золотое яйцо.
  • Стрелу нашла на болоте. Она у меня.
  • Купила самовар. Жду в гости.

Учитель: Ну, как?

Лиса Алиса: Хорошо! Продолжайте.

Учитель: А сейчас – литературная викторина! Назовите героев, от чьего имени идёт речь.

Отрывки читают герои и учитель.

1.Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой,
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять!

(Федора из «Федориного горя.» К.И.Чуковского)

2.Всю ночь накануне торжества просидели они за шитьём и сожгли больше 16 свечей. Всем было видно, что они очень стараются управиться в срок. Они делали вид, что снимают ткань со станков, они резали большими ножницами воздух, они шили иглой без нитки.

(Портные из сказки «Новое платье короля» Г.-Х. Андерсена)

3.Как он ездил за кольцом,
Как на небе был послом,
Как хитро поймал жар-птицу,
Как похитил царь- девицу,
Как к числу других затей,
Спас он тридцать кораблей.
Как в котлах он не сварился,
Как красавцем учинился,
Словом, наша речь о том,
Как он сделался царём.

(Иван из сказки «Конёк-горбунок» П. Ершова)

4.Вдруг из ворот обгоревшего дома
Вышел один человек незнакомый.
Рыжий от ржавчины,
Весь в синяках,
Девочку крепко держал он в руках.

(«Неизвестный герой» С.Я. Маршака)

5.Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку – настоящего друга. Но мама была почему – то против. И всё – таки друг у меня появился – самый лучший друг в мире: в меру упитанный мужчина средних лет, лучший в мире рисовальщик петухов, лучший в мире знаток паровых машин, лучший в мире поедатель сладких пирогов, лучшая в мире нянька…

(«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен)

6.Ох, всю жизнь я строил домик. Каждый кирпич доставался мне с большим трудом. Но вот над моим домом нависла страшная беда: его сделали будкой для глупого злобного пса, ох. И тогда мне помог настоящий друг. Ловкий и смелый, он обхитрил пса и – ох!- отвёз мой домик вместе со мной в лес, где враги нас не смогут найти.

(Кум Тыква и Чиполлино из «Приключения Чиполлино» Дж. Родари)

7.И у меня тоже есть друг… Он играет на гармошке у прохожих на виду…

(Чебурашка и Крокодил Гена из повести Э. Успенского «Крокодил Гена».)

8.Он – чудесный мой спаситель,
Он – прекрасный избавитель,
Он не коршуна убил.
Чародея погубил!

(Царевна – Лебедь и князь Гвидон из «Сказка о царе Салтане…»)

Лиса Алиса: Котик, милый, ты веришь, что эти дети так хорошо знают произведения? Им, наверное, помогали…(Наталья Борисовна, Елена Юрьевна, Елена Геннадьевна).

Кот Базилио: Сейчас, мы сами будем вас спрашивать.

  • Как звали трёх поросят?
  • Назовите три сказки с главным героем Иваном.
  • Где спрятался седьмой козлёнок?
  • Что несла бабушке Красная Шапочка?
  • Что больше всего любил Карлсон?
  • Где баба взяла муку для Колобка?
  • Из чего фея сделала Золушке карету?
  • Как звали сына царя Салтана?
  • Назовите имена друзей Незнайки.
  • Кто одолел Тараканище?
  • Сколько чашек и с чем выпили букашки из сказки «Муха – Цокотуха»?

Вопросы к родителям.

  • Кем был Дуремар?
  • Как звали волшебника Изумрудного города?
  • Каково было заклинание в «Маугли»?

Кот Базилио: Алиса, похоже, что и вправду ребята стали мудрее, умнее.

Кот Базилио: Возьмите ключ в страну Знаний.

Лиса Алиса: Получайте новые знания. Вот, Буратино, учись у ребят.

Буратино: Да, зря я продал «Азбуку», которую купил мне папа Карло. И в школу зря не пошёл. Но я обещаю, обязательно научиться читать и писать. Ведь так хорошо уметь читать.

9 ученик:

Как хорошо уметь читать.
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай, ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать.

10 ученик:

Беру букварь в последний раз,
Несу букварь в просторный класс.
И дорогому букварю
Я говорю: «Благодарю!».
Ты – книга первая моя.
Теперь читать умею я.
На свете много книжек есть
Все книги я смогу прочесть.

11 ученик:

А в книгах есть про всё, про всё:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца
И круглая земля,
Про космонавтов к облакам,
Летавших много раз,
Про дождь и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.

Учитель: Ребята, поздравляем вас ещё раз с праздником! До свидания! До новых встреч!

05.10.2015 4598 448 Старостина Надежда Николаевна

Учитель . Здравствуйте, ребята, уважаемые родители и гости. Сегодня мы с вами собрались, чтобы сказать большое спасибо нашей первой книге, которая помогла нам преодолеть первую ступень в школьной жизни.

1. Осыпается заря золотым дождем

Нынче праздник Букваря - в школу мы идём.

2. Букварю несём подарки - много букв красивых, ярких.

Ему сегодня поутру я говорю «БЛАГОДАРЮ».

3. Быстро месяцы летели,

Промелькнул декабрь, январь, февраль.

Оглянуться не успели

Как уже звенят капели. Что ж, Букварь, прощай!

4. Мы сегодня очень рады,

Всем ребятам, мамам, папам.

Мы приветствуем гостей - дорогих учителей.

5. Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых,

Первый класс, первый класс

Пригласил на праздник вас.

6. Сегодня, друзья, мы здесь собрались,

Чтоб доброе слово сказать

Тому, кто был другом, и каждый свой час Молчал, но учил нас трудиться.

Теперь мы читаем страницы.

Песня «ОДА БУКВАРЮ»

Учитель . Спасибо, ребята, за песню. Настало время пригласить главного героя нашего праздника. Праздник начался, а главного героя - Букваря - нет. Давайте, ребята, позовём его: «Букварь! Букварь! Мы ждём тебя!»

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо -

И сможешь ты тогда

Без всякого труда.

Про горы и долины,

Про реки, звёзды и моря -

Не обойтись без букваря.

8. Книгу первую мою

Берегу я и люблю,

Хоть пока и по слогам

Я её читаю сам -

И с конца, и с серединки.

В ней красивые картинки,

Есть стихи, рассказы, песни.

С книгой жить мне интересней.

9. Если мамы дома нет,

То не стану я скучать.

Я зажгу настольный свет,

Книга добрая, живая,

Чудеса она творит,

Обо всём на свете знает

И со мною говорит.

Все: Спасибо, дорогой Букварь! Ты научил нас грамоте.

Учитель: Азбука - старшая сестра букваря. Азбука - почему её так назвали? Сейчас мы называем в азбуке буквы «а,бэ, ве» , а раньше а «аз», б- «буки», в – «веди». Так и получилось- АЗБУКА.

Люди сочинили много пословиц об азбуке. Азбука к мудрости ступенька. Аз да буки – потом и науки. Трудно поверить что когда-то у нас не было печатных книг. Их переписывали от руки гусиными перьями на особом материале – пергаменте (кусочек телячье кожи). Переписчик выводил каждую букву. Особенно красиво он вырисовывал заглавные буквы красной или золотой краской. Поэтому книги стоили очень дорого и купить могли их только богатые люди. Книгу хранили как ценную реликвию.

Впервые печатать книги на станке стал Иван Фёдоров. Его так и называют - первопечатник. Напечатал он свою первую книгу. Как вы думаете, какую? Конечно букварь. И было это 500 лет назад.

Сейчас вы учитесь по букварю, а раньше много лет назад, у детей не было букваря, ни других учебников.И вот более 1000 лет назад два брата Кирилл и Мефодий создали первую азбуку – кириллицу. Наши буквы пишутся и произносятся очень похоже. По многим славянским землям прошли братья с азбукой. Сербские, украинские, белорусские, русские народы пользуются кириллицей. В центре Москвы, на площади установлен памятник первоучителям Кириллу и Мефодию, в руках у них священные книги.

Букварь. За ребят я очень рад.

Вижу: учатся всему

Счёту, грамоте, письму.

Хоть малы ещё на вид,

Знают русский алфавит.

Сколько букв в нём?

Все. Тридцать три!

Букварь. А где же мои помощники-буквы?

Учитель . Не волнуйся, дорогой Букварь. Ты ведь знаешь. Что я тоже немножко волшебница. Сейчас скажу заветные слова - и весь алфавит появится перед тобой.

Шарма, фарма, туквы, муквы,

Дети, превращайтесь в буквы.

(Дети надевают на головы шапочки с изображением букв) Учитель . Уважаемый Букварь! Принимай парад букв!

Букварь . Есть принимать парад! Команда славная моя, стройся в ряд от А до Я! Алфавит, равняйся, смирно! Доложить о готовности к параду!

Букварь. Алфавит, по порядку номеров рассчитайся!

Буква «А»

Всем известна буква «А»

Буква очень славная.

Да к тому же буква «А»

В алфавите главная.

Обожает этот звук

И Андрей и Аллочка

Палка так и палка так

И в середине палочка.

Буква «Б»

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Буква «В»

Снеговик, а с ним метёлка

Буквой В стоят под ёлкой.

Буква «Г»

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

Буква «Д»

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

Буква «Е»

Е на грядке пригодилась –

Вместо грабель потрудилась.

Буква «Ё»

Е и Ё – родные сёстры,

Различить сестёр непросто,

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Буква «Ж»

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издаёт жужжащий звук:

Буква «З»

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

Буква «И»

На калитку посмотри,

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Буква «Й»

Букву Й зовут «И кратким».

Й, как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Буква «К»

Сигнальщик держит два флажка.

С флажками он как буква К.

Буква «Л»

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

Буква «М»

Палочка и палочка,

Между ними – галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Буква «Н»

Там я букву Н найду,

Где гамак висит в саду.

Буква «О »

Посмотри на колесо

и увидишь букву О.

Буква «П»

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

Буква «Р»

Буква Р – на мачте парус

Вдаль летит, небес касаясь.

Буква «С»

Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

Буква «Т»

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

Буква «У»

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Буква «Ф»

Филин, в книжку залетев,

Превратился в букву Ф.

Буква «Х»

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка,

Ветра вольного подружка.

Буква «Ц»

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

Буква «Ч»

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя!

Буква «Ш»

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

Буква «Щ»

Буква Щ поможет нам

чистить зубы по утрам.

Буква «Ъ»

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – Ъ,

Чтобы не облиться.

Буква «Ы»

Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо.

Получилась буква Ы –

Все мы знать её должны.

Буква «Ь»

Буква Р перевернулась,

Мягким знаком обернулась.

Буква «Э»

Это – Э, с открытым ртом

и большущим языком.

Буква «Ю»

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотрите, что случилось:

Получилась…буква Ю!

Буква «Я»

Я сказала про себя:

Хоккеист известный я.

Шайба прямо в цель летит.

Гол! Закончен алфавит!

Букварь. Дорогие мои помощники! Объявляю вам благодарность за хорошую службу, за то, что помогли первоклассникам в овладении чтением. Сценка «Про букву Я»

На сцену выходят буквы Впереди буква Я.

Учитель: Буква Я, а ты тут как очутилась?

Ведь ты в алфавите самая последняя!

Буква Я: Да Я, Да Я, Да Я!

Учитель: Всем известно: Буква Я в азбуке последняя,

А известно ли кому- отчего и почему?

Неизвестно?

Неизвестно!

Интересно?

Интересно!

Учитель: Ну так слушайте рассказ! Жили в азбуке у нас буквы.

Жили не тужили, потому, что все дружили.

Где никто не ссорится там и дело спорится.

Только раз все дело встало из-за страшного скандала:

Буква Я в строку не встала.

Буква Я: Я – сказала буква Я –главная, заглавная!

Я хочу чтобы повсюду впереди стояла Я!

Не хочу стоять в ряду, быть желаю на виду!

Буква Ф: Футы-нуты фыркнул ЭФ от обиды покраснев.

Буква С: Срам –сердито ЭС сказала

Буква В: ВЭ кричит _Воображало

Буква П: Проворчало П: Попробуй, потолкуй с такой особой!

Буква Я: Я затопала ногами: Не хочу дружить я с вами!

Буду делать все сама, хватит у меня ума!

Учитель: Буквы тут переглянулись, все буквально улыбнулись

И ответил дружный хор:

Буквы: Хорошо, идем на спор!

Буква А: Если сможешь в одиночку написать хотя бы строчку-

Правда стало быть твоя!

Буква Я: Что-бы Я да не сумела? Я ж не кто-нибудь, а Я!

Учитель: Буква Я взялась за дело:

Целый час она пыхтела,

И кряхтела, и потела –

Написать она сумела только: Я_ Я _ Я_ Я!

Буква Х: Как зальется буква ХА:ХА_ХА_ХА_ХА!

Буква О: О от смеха покатилась.

Буква А: А за голову схватилась.

Буква Б: Б схватилась за живот….

Учитель: Буква Я сперва крепилась, а потом как заревет.

Буква Я: Я, ребята виновата!

Признаю свою вину.

Я согласна встать, ребята,

даже сзади буквы Ю.

Буква Ю: Что ж, решил вест алфавит, если хочет. Пусть стоит.

Дело ведь совсем не в месте, дело в том, что, все мы вместе.

Учитель: Буква Я всегда была, всем и каждому мила,

и, советую друзья.

Помнить место буквы Я!.

Конкурсная программа.

Учитель: Раз, два, три, четыре.

В игры разные играть.

А сейчас для учеников весёлые задания.

1 Конкурс « Загадки о буквах»

Это что ещё за звук?

То ли топот, то ли стук.

Это буквы в алфавите

Начинают перестук.

Отгадайте, ребята, загадки про буквы.

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква.... (а)

Эта буква широка

И похожа на жука

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук, (ж)

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три. (з)

Молоток я раздобыл,

Из дощечек буквы сбил.

Сколько здесь дощечек? Три!

А какая буква?... (и)

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла, (о)

Взявшись за руки друзья

И сказали: «Ты да я -

А между тем

Получилась буква... (м)

2. Конкурс «Волшебный мешочек».

В мешочке лежат буквы. Надо на ощупь определить букву и назвать её, а потом показать всем ребятам.

3. Конкурс « Сложи и подпиши картинку».

На доске прикреплены части картинок: стул, шкаф, шуба, шапка.

Задание: Подпишите картинки.

4. Конкурс «Ребусы».

А сейчас - ребусы. Отгадайте, какие слова зашифрованы.

5. Конкурс «Живые слова».

Ученики строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в руке. Слова: школа, ученик, буквы.

6. Конкурс «Доскажи словечко».

Буквы все от А до Я

На страницах... (букваря)

Должен каждый ученик

В школу брать с собой (дневник)

Чтобы ручками писать, Приготовим мы.... (тетрадь)

Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, .... (карандаш)

Чтобы вдруг он не пропал,

Уберём его в.. (пенал)

Долгожданный дан звонок –

Это кончился..(урок)

Мы прочли букварь до корки,

Нам по чтению - (пятёрки).

Учитель : Дорогой Букварь! Я думаю, что ребята справились с нашими весёлыми заданиями. Буквы они знают, читать и писать умеют.

Букварь . Молодцы, ребята! Ребята мне очень понравились - весёлые, находчивые, дружные. Все заслуживают самой высокой оценки.

Учитель : Пришло время проститься с нашим Букварём.

Хором (все дети).

Буквы все мы твёрдо знаем,

Сами пишем и читаем.

Мы простились с букварём,

Книжки новые берём.

Мы при расставании скажем на прощание:

Друг наш, до свидания, дорогой Букварь!

Букварь. До свидания, ребята!

Букварь уходит под музыку

УЧИТЕЛЬ: Дорогие первоклассники! В народе говорят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку.

Я еще раз поздравляю вас и желаю вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости. А сейчас слово для поздравления предоставляется почетным гостям, заместителю директора по учебной части Давыдовой Л.А.

Песня "Учат в школе"

Учитель: Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивших успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет кратка наша речь.

Говорим мы: «До свиданья! До новых встреч!»

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Сценарий «Прощание с Букварём»

В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека – Букваря.
Сегодня мы собрались для того, чтобы сказать добрые слова тому, кто был другом для нас с сентября по сегодняшний день, кто всё это время молчал, но каждый миг учил нас доброму, справедливому и хорошему. Своим умением читать и писать мы благодарны этой книге – книге, с которой начинают учиться все: инженеры и академики, врачи и президенты, лётчики и повара.

Вы в школе полгода уже отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.

Ученик 1:

На свете много книжек разных.

В честь Букваря отдельный праздник.

Вы спросите, наверно, почему?

Такая честь досталась вдруг ему?

Ученик 2:

Ну что такого в этом букваре?

Его мы открываем в сентябре,

Когда мы только начали учиться,

И видим в нём картинку на странице.

Ученик 3:

Вот на столе лежит арбуз –

Как сладок и приятен он на вкус.

А рядом с ним три чёрточки видны.

Зачем здесь нарисованы они?

Ученик 4:

Открыли эту книгу мы едва,

И сразу же узнали букву …А (показали)

Одной лишь буквы мало знать.

Составлен алфавит из многих букв.

Они – основа всех наук.

Ученик 5:

И вот вперёд мы двигались упрямо

И вскоре прочитали слово …МАМА(показали)

Прочесть любой из нас был по слогам готов

И вот все буквы нам известны стали.

Мы выучили целый алфавит!

И уйму слов уже мы прочитали.

(песня «Учат в школе»)

Ведущий :. Ребята 1 кл. покажут инсценировку сказки « Терем – теремок» на школьный лад.

Ведущий :
Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Есть замочек у него,
Видно, нет там никого.
Я замочек отомкну
И у терема спрошу: —
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Нет ответа, всё молчит.
Теремок пустой стоит.
Вот сюда идет пенал.
Пенал:
Ах, куда же я попал?
Вот так терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись!
Кто живет здесь, отзовись!
Нет ответа, не слыхать.
Буду здесь жить-поживать!
Ведущий:
Азбука потом пришла,
Речь такую завела.
Азбука:
Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись!
Кто живет здесь, появись!
Ведущий :
Вышел на порог пенал,
Азбуку к себе позвал.
Пенал: Будем мы с тобой дружить,
Будем здесь с тобою жить!
Ведущий:
Тут тетрадки прибежали,
В теремок проситься стали.
Тетради:
В школе детям мы нужны,
С вами вместе жить должны!
Ведущий :
В теремочке потеснились,
И тетрадки поместились.
Карандашики бегут –
В теремочке все их ждут,
Пенал крышку приоткрыл
И к себе их пригласил.
Появилась и пятерка,
А за нею и четверка –
Тоже к терему спешат,
В нем пожить они хотят.
Вдруг плетутся двойка
с единицей,
В теремочке просят потесниться.
Но пенал суровый на пороге снова.


Пенал:
Вы не торопитесь,
Вы нам не годитесь.
Мы сюда не пустим вас,
Убирайтесь в тот же час.
Двойка:
Подождите, не спешите
Нас от сюда не гоните.
Единица:
Отвернемся на минутку —
Вы поймете нашу шутку. (Изменяют 2 на 5, а 1 на 4.) Все:
Вот теперь мы рады вам,
Заходите в гости к нам.
Ведущий :
Вот замочек щелкнул,
В портфеле все примолкли.
Ждут кого-то,
и приходит школьница … (имя).
Школьница :
Я портфель сейчас возьму,
В свою школу с ним пойду.
Я хочу прилежной стать
И пятерки получать!


(Все артисты выходят на поклон).

Ведущий : Наш букварь – это сокровище, именно он подарил нам 33 ключа – связку настоящих волшебных ключей, с помощью которых вы откроете любую книжку, узнаете о горах и морях, о птицах и зверях…

Где же это Букварь задерживается? Слышите, это наверное он к нам на праздник спешит.


Баба-Яга : И здесь опять про ключи говорят. Тихо! Что за шум здесь. Отчего? Не пойму я ничего!


Дети (хором). Здравствуйте, бабушка! Мы прощаемся с нашей первой книжкой, с Букварем.


Баба-Яга: Здравствуйте, касатики! И зачем вы здесь собрались? Вам не лень? Лучше б дома на диванчике лежали, телевизор посмотрели. Как Я — самая любимая и самая симпатичная. Это что? Буковки? Да что в них толку? А то еще придумали: гласные – согласные. Вот Я самая воспитанная и самая умненькая и без вашего букваря с его буквами.

Ведущи й : Ты ошибаешься, Баба-Яга. Все буквы важны. Правда, ребята?

Дети: Да!

Б.я.- БУКВАРЬ к вам не придёт. Я его похитила и посадила под замок. Пусть посидит там со своими буквами, пока мне ключи не отдаст. А как отдаст (мечтательно). Сокровища заберу, на Канары улечу. Вот какая Я молодец! Ну а вы!?


Хоть вы полгода проучились,
Но ничему не научились.
Министр образования
Прислал меня с заданием
Проверить тут, разнюхать там,
И всем поставить двойки вам!
Я экзамен проведу!
Что не знаете, найду.
Докажу, что зря старались,
Лучше б в детсаду остались!

_Учитель : Бабушка дети научились не только читать, но и правильно и красиво писать, придумывать разные истории и рассказы и даже пересказывать.

Б.Я : Ой, да все вы только врете, ничего вы не могёте,
Или могите, Я забыла, русский Я давно учила!

Учитель : Баба-Яга ты всё Я да Я, а буква Я последняя в алфавите


Б.Я : Не умничайте.
Вот я вам тут хочу стихи почитать собственного приготовления, а вы ошибки ищите.

Ехал дядя без жилета, (билета)
Заплатил он штраф за это.

На остров налетел ураган,
Остался на пальме последний баран. (банан)

У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов.(голов)

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами».

Не учил уроки,
А играл в футбол,
От того в тетрадке
Появился гол.(кол)

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей

Синеет море перед нами.

Летают майки над волнами.

Б.Я: Да ж не знаю, что сказать. А загадки про буквы знаете? Тогда слушайте и отвечайте:

В алфавите она третья.

Сразу ты ее приметишь.

Что же это за вертушка,

Ванька-встанька, веселушка? (В)

Буква Г:(Г)- крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный –
И в косу и в кочергу
Превратиться я могу.

Слон по Африке гулял,
Длинным хоботом вилял,
А потом раз! – и исчез:
Превратился в букву… (С)

Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочках.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква… (Э)

Б.Я . Молодцы, прям как Я. Ой, а Я забыла про министерство образования, мне сказали, что вы секреты знаете про буквы там разные, со мной старушкой не поделитесь секретами.

Дети : (отвечают)

Б.Я .: Ладно, ладно и вы тоже умные, благоразумные. Все секреты букваря выдали. А я возьму и вас рассорю, буквы ваши поссорю друг с другом. Хотите?

Вед. : Ничего не получится у тебя баба-яга. Буквы , как и наши ребята, дружно живут. Не веришь, а вот погляди.

( сценка «Будем всегда вместе» )

Вместе будем навсегда

Ведущий: ГЛАСНЫЕ здесь?

Азбука, стройся! Гласные, здесь?

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке Аленку качать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Ведущий: СОГЛАСНЫЕ здесь?

Согласные, здесь?

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ведущий : Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотят поговорить и никак. Кашляют

СОГЛАСНЫЕ : Кх

Ведущий : Чихают

СОГЛАСНЫЕ: Пчх

Ведущий : Хмыкают

СОГЛАСНЫЕ : Хмм

Ведущий : И заскучали… Вдруг…

СОГЛАСНЫЕ : Тсс

Ведущий : Показалось, или это кто-то рыдает. Прислушались.

ГЛАСНЫЕ : А-а-а! О-о-о!

Ведущий: Они плакали как маленькие дети

ГЛАСНЫЕ : Уа-уа-уа!

Ведущий : Аукались.

ГЛАСНЫЕ : Ау-ау-ау

Ведущий : И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть им,но у них получилось лишь невнятное бормотанье

СОГЛАСНЫЕ : Б д м, в с г д, в м с т!

Ведущий : и услышали они радостное, но тоже невнятное…

ГЛАСНЫЕ : У-е, е-а, е-е

Ведущий: Решили они заключить мир. Снова стали рядом и так чётко сказали

Вместе: Будем всегда вместе!!!

Ведущий : С тех пор никогда они больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда слова будет образовывать? Бывает, правда, что они немного ссоряться, но не надолго. Потом всё равно мирятся. Вот так бывает не только у букв, но и у наших ребят. Потому что мы всегда вместе(хором)

Вед.-

Знаешь Б.я. наши ребята все могут, ведь они учатся в школе. Так что освобождай Букварь и отправляйся в свой лес, нам здесь не мешай.

Б.я А вы отдайте мне ключи, вам же букварь их отдал.

Вед .: Баба-Яга, так Букварь тебе сам их подарит, если хочешь

Б.Я : Вот как хорошо! Что же он молчал! Ладно, ладно сейчас его приведу.
Только меня спросите что-нибудь, знаньями я тоже хочу блеснуть!

Учитель : а ну скажи нам, сколько будет 2+3?

Б.Я : — Это будет, это будет, что-то около шести.


-Учитель : Дети, правильный ответ? …

Баба-яга, можешь ты ответить нам, чтобы быть всегда здоровым, что нам надо делать по утрам?

Б.Я : Это каждый должен знать, надо всем побольше спать. В школе неинтересно.

Вед .- Что ты Баба-Яга, Школьные годы чудесные, с книгою, с дружбою, с песнею,
А как они быстро летят, их не воротишь назад!


Б.Я : — Ой, разве это так?
Школьные годы ужасные, самые-самые страшные,
Тянутся как поезда, и не пройдут никогда!

Вед .: Всё, бабушка яга, хватит праздник портить, веди букварь сюда. Мы все его ждём.

Б.Я .: Ладно, ладно, так и быть. Сейчас приведу. Он сам мне свои ключи и отдаст. Правильно, ребята.

Вед. : Здравствуй, Букварь. Мы так тебя рады видеть. Правда, ребята?
Букварь : Спасибо, ребята. Я надеюсь, ребята, вы объяснили Бабе-Яге про ключи и сокровища Букваря?

Б.Я. : И ничего они не объяснили! Про всякие волшебные буквы горячку пороли. Отдавай ключи, что я хуже их што ли?

Букварь : Хорошо, ребята, отдадим ей ключи, вам они уже не нужны, вы и так всё знаете.

Б.Я.: Давай, давай. Только не обмани. Я все их пересчитаю до одного. 33 штуки должно быть.

(Букварь вручает алфавит и букварь)

Б.Я.: Это что такое? Караул! Обманули, бедную старуху обманули. Вруны, лгуны

Вед.: Тише, тише баба-яга не ругайся. А ты про какие ключи думала? Ребята,

скажите о каких ключах речь идёт (дети отвечают)

Б.Я .: Нет сокровищ, пропали мои Канары (плачет).

Букварь : Не переживай Баба-Яга это самое настоящее сокровище. Это настоящие ключи ко всем книгам. А будешь читать, будешь много знать.

Вед .: бери, бери баба-яга, а если хочешь оставайся с нами на празднике.

Ребята сделали нам в класс другой самодельный букварь. Красочный, интересный. Они решили, что и с ребятами из детского сада будут делиться на занятия давать. Посмотри, Букварь, как ребята ко встречи с тобой готовились, вот какую работу сделали.

Букварь : Молодцы, ребята, вы потрудились на славу, я оценил труд каждого, дарю вам на память классу книгу, чтоб вы не забывали букварь, благодаря которому вы научились читать, а вам закладки для учебников.

(вручает книгу и закладки)

Сейчас вы читаете 2-ю часть букваря, а затем к вам придёт литературное чтение

Посмотрите, какая книга. Это ваш следующий учебник, которому я уступлю свое место. Потом он вас дальше поведет по стране знаний. Я надеюсь, что вы будете беречь его, заботиться, чтобы страницы были чистыми, чтобы учебник оставался таким же красивым, каким вы его получите.

А сегодня вам будут вручать удостоверение о том, что вы изучили алфавит и научились читать. Это вам проходной билет в самый интересный мир книг – это библиотека, в которой вы станете, я надеюсь, постоянными читателями

Ведущий:

Ребята, сегодня у нас на празднике много гостей. Они хотят вас поздравить.

Вас не зря сегодня гости

Всех поздравят от души.

Букварь вы прочитали.

Вы теперь не малыши.

(слово для поздравления).

Вед .- Наступает торжественный момент.
Позади нелёгкий труд,

Медленного чтения:

Вам сегодня выдают

УДОСТОВЕРЕНИЯ,

В том, что азбуку прочли,

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Вы прочтёте любые книжки.

(вручение удостоверений)

Звучит музыка
Вручение удостоверений.


Удостоверение.
Настоящее удостоверение выдано 1 кл в том,
что они с 1 сентября 2008 года учились по книге « Русская азбука».
За это время изучили все 33 буквы русского алфавита и научились читать.

1. Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису,
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну.


2. Каждый день у нас уроки-
Лепим, красим, мастерим,
Изучаем цифры, буквы,
О природе говорим.


3. Любим мы решать задачи,
Кто быстрей и кто вперед,
А задачи –то какие –
Сам профессор не поймёт.


4. Я танцую и пою
И учусь отлично,
Да к тому же посмотрите,
Очень симпатичный.


5. Мы, ребята-семилетки
Любим бегать и играть.
А учиться обещаем на «4» и на «5».


6. Все науки одолеем,
Все у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.

7. Буквы все мы твёрдо знаем,

Сами пишем и читаем.

Мы простились с букварём,

Книжки новые берём.

8. Мы при расставании скажем на прощание:

Друг наш, до свидания, дорогой Букварь!

9. До свидания! До свидания!

А на следующий год

Тех, кто в первый класс пойдёт.

10. Мы научимся до лета рисовать,

И всегда, по всем предметам

Получать мы будем «Пять!»

(Слово «пять» дети говорят хором и показывают ладошку с пятью пальцами)

Букварь . До свидания, ребята!

Вот и пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Букваря не забывать!

Сценарий праздника «Прощание с Букварём»

Под музыку «Чему учат в школе» дети заходят в зал.

Учитель. Сегодня у нас большой праздник. Мы закончили первую школьную книгу – букварь. Совсем недавно, 1 сентября, вы переступили по­рог школы и стали школьниками.

Букварь – это мудрая книга, и нет ни одного человека, который не начинал бы учёбу без буква­ря. Страницы букваря учили вас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила.

Учитель . Дорогие ребята, я поздравляю вас с первой школьной победой – окончанием рабо­ты над букварём и желаю успехов в учёбе и в вашем будущем. . Сегодня вы прощаетесь с букварём, но его буквы останутся в каждой книге, на каждой странице, в ваших тетрадях, письмах и открытках.

За окном снежинки пляшут,
Сказки зимние даря,
Новый праздник в первом классе –
Это праздник Букваря.

Ученики.
Весь букварь мы одолели, Карина
Потрудились мы не зря.
Здравствуй, праздник!
Школьный праздник!
Славный праздник Букваря!

Дни летят птицей: уж зима искрится, Саша
А на стенке, в классе, добрый календарь …
Мы при расставании скажем на прощание:
«Друг наш, до свидания, дорогой Букварь!».

Книгу первую мою Байназар
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!

Дорогому Букварю Алина
Говорю: “Благодарю!”
Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.

С тобой, Букварь, я в первый раз. Айша
Пришла в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбила,
Я в ней все буквы изучила,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»

Я чернилами сначала Камила
Только палочки писала,
А теперь в Букварь гляжу,
Буквы смело вывожу
И вот за это говорю
Спасибо книге Букварю.

Песня «Дружба с Букварём»

Учитель. А сейчас, ребята, давайте вспомним, как надо вести себя на уроках., поиграем в игру «Подскажи словечко»

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай … (не перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай: ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).

Учитель: Ребята, к нам на праздник пришли гости. Посмотрите, кто это?

Выходят злая Колдунья и Двойка.
Колдунья (обращается к детям):
Знакомьтесь, дети, я – Колдунья злая.
Я вам учиться помешаю.
Зачем нужна эта учёба?
Ведь, быть всегда весёлым чтобы,
Не нужно вообще читать
И уж тем более писать.
Как, дети, быть учёным горько!
(Берёт за руку Двойку.)
А вот моя подруга – Двойка.
И пусть её вам ставят часто –/
Не будет жизнь такой ужасной.
Рекомендую вам её, друзья,
Без двоек жить никак нельзя.

Двойка (красуясь):
Смотрите, я красивая какая.
А шея у меня, как запятая,
И голова моя красива тоже –
Я так на лебедя похожа.
Но только лебедь в озере плывёт,
А я у вас в тетрадках круглый год
И в дневниках, конечно, плавать буду.
И никого из вас я не забуду.
И скоро вы привыкните ко мне.
Меня вы видеть будете во сне,
И без меня вам будет очень скучно –
Без двоек всем учиться несподручно.

Выходят Букварь и Пятёрка.
Букварь (обращается к ребятам, приветливо):
Привет, ребята, рад вас видеть вновь.
И я вам помогать всегда готов.
Из класса в класс вы будете идти.
Когда же трудности вас встретят на пути
То вспоминайте чаще про букварь,
Что в первом классе вывел вас на старт.
Ведь я – волшебник добрый,
Я вам помогу
Колдуньям, двойкам дать отпор смогу.
Со мной Пятёрка в класс пришла.
Она так этого ждала!
Пятёрка:
Я рада подружиться с вами,
Надеюсь, станем мы друзьями.
Мы ими станем сразу и надолго,
Украсят ваши дневники одни пятёрки.
Мы с Букварём хотим сегодня вам помочь
Прогнать Колдунью с Двойкой прочь.

Колдунья (усмехается):
Ты что такое говоришь?
Прогнать нас? Размечталась ишь!
Мы будем в школе вечно жить,
Всегда с ребятами дружить.

Двойка (делает шаг к ребятам):

Любой ребёнок двойке рад,
Все двойку получить хотят.
Ведь я не заставляю их учиться,
Всем разрешаю я лениться.

Букварь (преграждает Двойке дорогу):
Не говори нам ерунду,
Здесь все приучены к труду.
И мы с Пятёркой твёрдо знаем,
Что в нашем классе нет лентяев.

Пятёрка (ребятам, очень серьёзно):
Труднее получить пятёрку,
Чем двойку или даже тройку.
Меня получите за знанья,
За труд, за долгие старанья.

Букварь:
И вам придётся выбирать,
Что вы хотите получать.
Двойка и Пятёрка (обращаясь к классу):
Ну, что ж, тогда пускай весь класс
Кого-то выберет из нас!
(Ответы детей)

Пятёрка: Дети, а вы знаете вежливые слова? Давайте поиграем с вами в игру . Я буду начинать фразу, а вы заканчивайте её.
Растает ледяная глыба от слова теплого...
Дети . Спасибо. (Хором).
Пятёрка Зазеленеет старый пень, когда услышит...
Дети. Добрый день. (Хором).
Пятёрка Если больше есть не в силах, скажем маме мы...
Дети . Спасибо. (Хором).
Пятёрка Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече...
Дети. Здравствуйте. (Хором).
Пятёрка Когда нас бранят за шалости, говорим...
Дети . Простите, пожалуйста. (Хором).
Пятёрка И во Франции, и в Дании на прощанье говорят...
Дети . До свидания. (Хором).

Букварь:
Вы отлично отвечали
Все загадки отгадали.
С вами я хочу проститься,
обещайте не лениться,
старших слушаться всегда,
а шалить лишь иногда.

Исполняют песню «Прощай, Букварь»


Букварь:

Ах! Совсем забыл, друзья,
Что представить должен я,
Кто на смену мне придет,
дальше вас учить начнет.
Родное слово:
Вам мое почтение!
Я – Родное слово.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.

Я от Букваря слыхала,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
-А сейчас попробуйте отгадать мои загадки: о каких литературных героях идет речь? Отвечайте хором.

1.Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла своё,
Вы подскажите, как звали её?

2. С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?

3. Кто работать не хотел,
а играл и песни пел?
К братцу третьему потом
прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
и называется….

4.Удивляется народ:
едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению,
А сказка называется…

5.Подарит новое корыто, и новый дом,
и слуг в придачу.
Но если уж она сердита,
с ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё,
и в море зыбком растает….

6. Сидит в корзине девочка
у Мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
несёт её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда ответь!
Названье этой книжки…

7. Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый …..

8. Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
говорливый, простодушный
И румяный…
Родное слово: Молодцы, ребята!
За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему –
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы еще на вид,
Знают русский алфавит.

Танец «Фестиваль Бабочек»

Учитель:

Ну вот и перевернута
Последняя страница,
Теперь уже не с Букварем
Будем мы учиться.
Мы прочли букварь до корки.
Нам по чтению (все хором) Пятерки!
Позади нелегкий труд,
слогового чтения
Нам сегодня выдают
Удостоверения.

Вручение дипломов

В том, что мы букварь прочли
Полный курс наук прошли
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.

Поздравление библиотекаря

Ведущий: ну а сейчас, ребята, нашим гостям пора отправляться в дорогу, к другим первоклассникам. Давайте споём им песню «Дорогою добра»

УЧИТЕЛЬ . Я поздравляю вас с праздником! Теперь вам по плечу любые книги, любые знания. Желаю вам прочесть много красивых, добрых книг. Пусть книга станет для вас сияющим маяком знаний. Я желаю вам радости! Желаю не скучать! Мам и бабушек не очень огорчать. И всегда просить прощения за любое огорчение!

"Прощание с "Букварём"

Цели: подвести итоги работы обучающихся с их первым учебником; продемонстрировать, что узнали, чему научились; развитие интереса к чтению; воспитание у детей любознательности, уважительного отношению к родному слову.

Задачи: приобщение детей к чтению, формирование понятия «Я теперь умею читать»,

Оборудование: карточки – слоги, карточки с заданиями к играм. ТСО, кассеты с песнями, карта в город Буквоград

Действующие лица: ведущий, кот Базилио, лиса Алиса, Буратино, «Азбука», «Литературное чтение».

Ход мероприятия.

Ведущий:

За окном снежинки вьются,

День приветливый такой.

Нынче праздник в первом классе:

День прощанья с Букварём!

Учитель: Вы в школе почти целый год отучились,

Вы много успели и много узнали.

И первые книги свои прочитали.

А верным помощником в этом вам стала

Первая главная книжка.

И первые буквы она показала

Девчонкам своим и мальчишкам.

Буквы потом сложились в слова,

Слова - в предложенья и фразы.

Огромный и сказочный мир тогда

Открылся, ребята, вам сразу.

Вы прочитаете хороших книг немало,

Пускай года пройдут и много-много дней,

Вам Азбука хорошим другом стала,

Мы этот праздник посвящаем ей!

Почему не на уроке школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с «Букваря» обложки и закладок нет?
Все взволнованы немножко… В чём секрет?

Учитель:

Дочитали эту книгу школьники вчера.
А сегодня день прощанья с «Букварём», друзья.

Ученик.

Как будто вчера мы пришли в школьный класс,

Звонку на ходу подпевая.

Наш добрый Букварь встретил ласково нас,

Уроки о буквах давая.

Мы все ежедневно привыкли листать

Его светлых знаний страницы.

Заглянем вперёд, так нам хочется знать,

О чём там ещё говорится!

Наш первый учитель, Букварь наш родной,

С тобою мы стали дружнее,

По школьной дороге пойдём мы одной,

Теперь мы немножко взрослее.

Наш друг и Учитель наш верный.

Как много ещё предстоит нам узнать,

Но ты всё равно самый первый.

Ученик:

Мы сегодня очень рады
Всем ребятам, папам, мамам,
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.

Ученица:

Всех знакомых, незнакомых-
И серьёзных и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.

Ученик:

Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.

Ученик:

Я с этой книжкой в первый раз
Пришёл в свой первый, светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
« Умею я теперь читать!»

Ученик:

Мы в нарядах нынче новых
И у всех счастливый вид:
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.

Ученик:

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке –
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

Дети исполняют песню «Наша школьная страна» сл. К. Ибряева, муз. Ю.Чичкова.

Ведущий: Вот и вы преодолели самую первую, самую трудную и самую важную ступеньку в вашей жизни, ребята, - вы научились читать!.. но мы не можем начать праздник без главного героя – Букваря. Наверно, он задержался в своём городе Буквограде.

Ученик:

Есть на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный.
С незапамятных времён
Буквоград зовётся он.
В этом городе живёт
Удивительныё народ.

Ведущий: Что же это за народ, ребята?

Дети(хором): Буквы!

Ведущий: Правит там король Букварь. Давайте совершим путешествие в этот город. А как туда попасть?.. Я, кажется, знаю, только для этого нужно отгадать загадку. И тот, кого мы позовём, поможет нам.

(Звучит фрагмент песни из кинофильма «Приключения Буратино»)

Кто доброй сказкой входит в дом?
Кто с детства каждому знаком?
Кто не учёный, не поэт,
А покорил весь белый свет?
Кого повсюду узнают?
Скажите, как его зовут?

Дети: Бу – ра – ти – но!

(Входит Буратино)

Буратино:

Здравствуйте, друзья!
Хотел бы я узнать:
Для чего собрались вы опять?

Ученик:

Март за окном стоит.
А нам сегодня предстоит
С «Букварём» проститься.

(Вбегают кот Базилио и лиса Алиса)

Кот: Как есть хочется! Третий день во рту ни кусочка сосиски.

Лиса: И не говори! У меня даже шерсть начала линять. Что же теперь делать? Паршивыми мышами, что ли, питаться? Ты то, между прочим, мог бы и поохотиться. С тебя не убудет!

Кот: Для того чтобы охотиться, надо силы иметь. А я от голода совсем ослаб. Сама охоться. Ишь, барыня какая нашлась!

Лиса: А вот и барыня! И не пристало мне, лисе благородных кровей, гоняться за

какими-то мышами. А вот ты ослаб не от голода, а от глупости.

Кот: Ах, ты так, Алиска! Ну, погоди! Вот я сейчас тебя поцарапаю! (Замахивается. К ним подходит Буратино)

Буратино: А, старые знакомые! Как поживаете? Что на этот раз не поделили?

Кот: Проваливай, проваливай. Я дрова не ем!

Лиса: Здравствуй, Буратино. А это что у тебя?

Буратино: Это? Букварь.

Кот: Кто ещё такой – Букварь?

Буратино: Это такая книга, по которой в школе учатся читать.

Кот: Погоди, Алиска! Давай разберёмся. Буратино, вот ты сказал – читать.

Буратино: Вы не представляете, какое это счастье – уметь читать!

Ученица:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.

Лиса: Ты и вправду стал какой-то другой, хорошенький, умненький, добренький Буратино. Ну и что же ты собираешься делать дальше? Ведь ты уже всему научился.

Буратино: Эх ты! Ведь это же самое начало. Теперь я прочту любые книги, какие есть на свете. Я стану ученым или директором театра. И меня уже никто не сможет обмануть, и я не буду голодать, как вы.

Лиса: Постой, постой, умненький Буратино. Может, ты дашь нам с Базилио на время свой «Букварь»? Мы тоже (толкает кота) хотим научиться читать, не хотим больше голодать.

Буратино: Ну что, ребята, отдать им «Букварь» или нет? Поверим им?

Дети: Да!

(Буратино отдает «Букварь»)

Ведущий: А теперь ребята мы отправляемся в город Буквоград. В этом городе живут… Как вы думаете кто?

Дети: Буквы.

Буратино: Да, конечно же, буквы. И правит там король – Азбука. Но…(ищет по карманам)

(с ужасом): Я, кажется, потерял карту, на которой показан путь в город. Что же делать?

Ведущий: А я могу тебе и ребятам помочь, Буратино. У меня есть такая карта. Но! Получите вы её, если отгадаете мои загадки:

Загадки:

1. Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит. (Буква А)

2. На эту букву посмотри:
Она совсем, как цифра три. (Буква З)

3. В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы смогла. (Буква О)

4. Удобная буква.
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто. (Буква У)

Ведущий: Молодцы, ребята! Вот, Буратино, карта – вперёд в путешествие вместе с ребятами.

(Все встают и шагают на месте под музыку «Вместе весело шагать» сл. А. Матусовского, муз. В. Шаинского)

(Входит «Букварь»)

Букварь: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в мой город Буквоград.

Я добрый и мудрый учёный Букварь,

Я самая первая книжка,

Я очень давнишний, меня знали встарь,

Но я молодой, как мальчишка.

За ребят я очень рад.
Вижу: учатся всему –
Счёту, грамоте, письму.
Хоть малы ещё на вид,
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нём?

Дети: 33.

Ученик:

Ежедневно по утрам
Заниматься нужно нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышны звуки.
Звуки эти разные: гласные, согласные.

Ученица:

Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

Ученик:

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Но не хочется им петь.

Ученица:

Р-р-р – моторы тарахтят.

Игра «Гласные, согласные» .(Правила: если слышим гласный звук в начале слова –

руки вверх, согласный – присесть. Слова: абрикос, слива, ирис, тетрадь, ёж, заяц, белка, осёл, медведь, овощи, фрукты…)

Ученик

Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША запомни – МАША. (показывает слоги)
К нам явились на урок.

Ученица

Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА.
СО и ВА – читай СОВА, (показывают слоги)

Игра «Собери слово». (Правила: от каждого класса команда собирает из слогов слова).

(доброта, вежливость)

Ребята, а к каким качествам человека относятся эти слова? К положительным или отрицательным? Вот и вы старайтесь быть людьми с положительными качествами!

Ученик

Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.

(Дети исполняют песню «Чему учат в школе» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского)

Игра «Буква заблудилась» (Правила: каждому классу даётся задание, нужно найти ошибку).

Ведущий:

Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась –
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела начали твориться.

1-:

Тает снег, течёт ручей,
На ветвях полно врачей. (грачей)

Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме.
«Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными усами».

На остров налетел ураган,
Остался на пальме
Последний баран. (банан)

Закричал охотник: Ой!

Дверь (зверь)гоняется за мной.

Помогите – ка, ребятки,

Раки (маки) выросли на грядке.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (сом)

Мы собирали васильки,

На головах у нас – щенки(венки).

На пожелтевшую траву

Роняет лев (лес) свою листву.

Игра «Составь пословицу». (Правила: ребятам даются отдельные слова пословицы, им нужно её собрать).

КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ.

Ведущий: Молодцы, ребята! Показали, какие вы умные и ловкие.

Загадки:
1.Учитель у меня в портфеле!
Кто? Быть не может! Неужели?
Взгляни, пожалуйста, он тут.
Скажите, как его зовут? (учебник)

2.Где заданья на дом пишут
И стоят отметки рядом-
До чего же хороши!
Ну-ка, мама. Подскажи? (дневник)

3. Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю
Где была пустота,
Там глядишь, красота! (Цветные карандаши)

4.Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я
Скамья ведёт обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс. (Парта)

5.Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней
Станешь вчетверо умней. (Книга)

Учитель: Кто нам расскажет алфавит?

Букварь: А я хочу поблагодарить учителя за старание, за терпение, за знания, которые она передала своим ученикам.

Лиса и Кот: У-у-у! А как же мы?

Буратино: Пошли со мной в Буквоград – там вы научитесь читать!

Ученица: (обращаясь к лисе и коту)

Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Прочтешь ты книги о зверях,
Растениях и машинах
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».

Букварь: А я хочу представить вам, ребята, мою сестру – учебную книгу «Литературное чтение».

(выходит «Литературное чтение»)

Литературное чтение:

Здравствуйте ребята! Теперь я буду знакомить вас со сказками, рассказами, стихами. Я знаю, ребята, что все вы выполнили мою просьбу.

Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплет не выгибай.
И корешок не проломай.
Меня в обложку заверни,
Запомни, я - твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

Ведущий: А я хочу познакомить вас, ребята, с человеком интересной профессии –

это библиотекарь нашей школы. Она заведует всеми книгами. Приходите в библиотеку и берите интересные книги.

Библиотекарь:

Новый читатель пожаловал к нам.
Это хорошая весть.
Очень приятно, что может он сам
Каждую строчку прочесть.

Ученики по очереди:

Беру букварь в последний раз,

Несу букварь в просторный класс,

И дорогому букварю я говорю:

«Благодарю! Ты – книга первая моя,

На свете много книжек есть,

Все книги я могу прочесть».

Ведущий:

Мы кончаем представленье –
Наш праздник небольшой.
Увлекательного чтенья.
Вам желаем всей душой
Вам, девчонки, вам, мальчишки,
С книжкой ладить и дружить.
Пусть любовь к хорошей книжке
С вами вместе будет жить.

Учитель:

Дорогие ребята! Поздравляю вас с окончанием изучения букваря и желаю прочитать самостоятельно много красивых, добрых стихотворений и сказок, рассказов и повестей. Пусть букварь станет вам сияющим маяком знаний, к которому вы будете без устали шагать всю свою жизнь!

Слово для поздравления предоставляется родителям.