Вот какая буква Ц! Конспект НОД по обучению грамоте «С мамой в цирк идём. Знакомство с буквой «Ц» для детей подготовительной группы Игра “Живые слова”

Доброго времени суток, дорогие читатели!

Продолжаю знакомить вас с рубрикой, учим буквы и буква «Ц» .

Сегодня я приготовила практический материал для буквы «Ц», художественное слово, игры, кроссворды.

Буква «Ц»

Веселые стихи

Стул чинил сегодня мастер.Клеил он его и красил.Мастер стул перевернул –

Стал на Ц похожим стул.

В. Степанов

Эта буковка-цеплялка

С хитрой, цепкой лапою.

– Подходи, кому не жалко,

Мигом оцарапаю.

Вот какая буква Ц :

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

А. Шибаев

Циркач умеет гарцевать,

Зверей и птиц дрессировать,

И на трапеции вертеться,

И на канате танцевать!

Цапля – это не цыпленок

С мамой клушей на крыльце.

Цапля в зарослях зеленых

Встала важно буквой Ц .

Отдыхает цапля-птица –

Берегов речных царица.

В. Степанов

Цапля бродит по лугу:

Цыц, лягушки! Ни гу-гу.

* * *Не хочу один клевать я!Пусть скорей приходят братья!

– Где ж они? – Под старой липой!

– Как зовут их? – Ципа-ципа.

Г. Виеру

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц .

Есть слова, где Ц в начале,

Где – в средине, где – в конце.

Цепь, цветок и цифра – тут

Ц в начале все прочтут.

А в словах отец, боец

Ц мы пишем под конец.

Цветет у птичника цветок –

Цветет на паре тонких ног.

Цветок пушист и звонок…

– Цветок, ты кто? – Цыпленок!

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде ее птенцы;

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы;

В цех явились на работу

Молодые кузнецы –

В каждой строчке буква Ц ,

Словно камушек в кольце!..

Скороговорки

1. Бегают две курицы прямо на улице.

2. В цветнике цветут цветы.

3. Летит скворец: зиме конец.

4. Ученица-озорница получила единицу.

5. Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Чистоговорки

Пословицы и поговорки

Игры

Игра «Волшебная цепочка».

Подберите слова, в которых есть буква «Ц» так, чтобы конечная буква предыдущего слова была начальной буквой последующего.

Ответ: цветок – красавец – цвет – танцор – рубец – царство – огурец – царевич – частица.

Игра «Вспомните сказки».

Назовите как можно больше слов из сказок с буквой «ц».

О т в е т: царство, цветочек аленький, царь, царевич, царевна Несмеяна, царевна-лягушка, царевна-лебедь, златая цепь, зеркальце, Жар-птица, падчерица.

Игра «Лесенка».

Игра «Слоговой аукцион».

Подберите слова, оканчивающиеся на —ца (курица, куница, единица, луковица, синица, овца ); на —цо (кольцо, яйцо, крыльцо ); на —цы (ножницы, концы, птенцы, огурцы ).

Игра «Доскажи словечко» .

Игра «Вставь в загадки нужные слова».

Кроссворды

1. Слова, содержащие букву «Ц».

1. Что обогревает Землю?

2. Животное с ценным мехом.

3. Твердый покров черепахи.

4. Ценная бумага (документ).

5. Как называется ряд ступенек?

О т в е т ы: Солнце, песец, панцирь, акция, лестница.

1. Все слова на букву «Ц» .


О т в е т ы:

по горизонтали. 2. Центнер. 4. Царевна. 5. Цветы. 6. Цыпка. 7. Церковь. 8. Царица. 11. Цедра. 12. Цикада. 13. Царь. 14. Цеп. 15. Цветок. 16. Цикламен;

по вертикали. 1. Циновка. 2. Царапина. 3. Цветовод. 5. Цирк. 8. Целина. 9. Цыгане. 10. Царап. 11. Целлофан. 13. Цемент. 15. Цеце.

Загадки

На одной ноге стоит,В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

(Цапля.)

Был белый дом, чудесный дом,

Но что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

(Цыпленок.)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Сластями угощают.

(Цветы.) Г. Виеру

Желтый крошка ищет хлеба крошку.

Если встретит червяка –

Наклюет ему бока!

(Цыпленок.)

Проживают в трудной книжкеХитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

(Цифры.)

Белая красавица

Всем добрым людям нравится.

Когда красавица поет,

К ней крещеный люд идет.

(Церковь.)

У этой птицы

Клюв, как две спицы,

Ноги длинные, как у циркуля.

По воде она гуляет,

То и дело нос купает.

(Цапля.)

Н. Толоконников

В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.

Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.

Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается

Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.

Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком

Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!

Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная

Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж

Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука

По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок

Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К

Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш

Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем

На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки

Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.

Посмотри на колесо
А увидишь букву О

На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле

Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом

Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"

У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У

Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки

Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′

Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя

Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл

На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы

Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась

Над лугами в синеве
Пролетает буква Э

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я

Людмила Васильченко
Конспект НОД по обучению грамоте «С мамой в цирк идём. Знакомство с буквой «Ц» для детей подготовительной группы

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Физическое развитие»

Цель : Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

Задачи :

Учить слышать звук [ц], обозначать его буквой Ц ; формировать навыки чтения, развивать фонематический слух; учить делить слова на слоги.

Совершенствовать технику складывания бумаги «оригами» .

Воспитывать заботливое отношение к маме, желание сделать подарок.

Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре; повторить задание в прыжках, эстафету с мячом

Оборудование : тетради, буквы на яблочках , карточки с изображением цирковых артистов ; гимнастическая скамейка, мячи, цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, простые и цветные карандаши.

Воспитатель : Букв немало мы узнали ,

Добрались до буквы Ц .

Есть слова, где Ц – в начале,

Есть слова, где Ц – в конце…

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде её птенцы;

Цирк откроется в субботу ,

Уж приехали борцы.

В цех явились на работу

Молодые кузнецы –

В каждой строчке буква Ц ,

Словно камушек в кольце.

- Произнесите : Ц-Ц-Ц.

Когда мы произносим звук [ц], кончик языка – за нижними зубами, спинка языка прижимается к «бугоркам» . И язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта.

Гласный или согласный звук [ц]? (согласный)

Звонкий или глухой этот звук? Почему? (Глухой, «горлышко» не дрожит)

Работа в тетрадях.

На что похожа буква Ц ?

Вот какая буква Ц :

С коготками на конце,

Коготок-царапка

Как кошачья лапка.

Давайте, ребята, посмотрим, с какими гласными дружит буква Ц .

(На магнитную доску крепятся яблочки с гласными буквами )

Я буду ставить гласные буквы после согласной , а вы будите хором читать.

Так как буква Ц обозначает глухой и всегда твёрдый звук, то слоги ЦЫ и ЦИ читаются одинаково.

А теперь представьте, что вы берёте маму за руку и идёте в цирк .

Звучит цирковая музыка и воспитатель открывает картинки.

Мы с вами на представлении. Выступают гимнасты.

Ходьба в колонне по одному по гимнастической скамейке с передачей мяча перед собой и за спиной.

Стойка на коленях, сидя на пятках. Передача мяча прямыми руками следующему игроку, в одну и другую сторону (2 раза в каждую сторону) .

Ребята, я буду указывать на картинку, а вы должны прочитать предложение, которое подходит к этой картинке.

Клоун крутит палку. А на палке тарелка.

Тигры прыгают сквозь кольцо.

Медведи катаются на мотоциклах.

Собачки танцуют под музыку.

Ребята, а кто больше всего вам нравится в цирке ?

Расскажите, что вы сами видели в цирке ?

Вот какие хорошие у вас мамы. Давайте для них сделаем подарки.

Что ваши мамы любят больше всего? (цветы)

Я предлагаю мамам подарить букет цветов, согласны?

Практическая работа

1. Для одного цветка вырезаем четыре круга из цветной бумаги (два одинаковых и два – с разницей в диаметре в 1см) .

2. Из каждого круга складываем юбочки (для мамы, для дочки, для Барби) .

3. Закругляем нижний правый угол.

4. Приклеиваем стебли.

5. Приклеиваем цветы (сначала два самые большие заготовки, намазывая только середину, затем среднюю, и, наконец, самую маленькую)

6. Вырезаем тычинки из бархатной бумаги.

Итог У вас получились прекрасные цветы, вы все большие молодцы.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «В царстве букв» Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы: «В царстве букв». Программное содержание: совершенствовать.

Конспект НОД по обучению грамоте и ФЭМП для детей подготовительной к школе группы Цель: закрепить с детьми знания о структуре предложения, о геометрических фигурах. Продолжить упражнять в проведении звукового анализа слов,.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Конспект открытого занятия по обучению.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Ознакомление с буквой и звуком [Ц]» Программное содержание Задачи: Образовательные: ознакомление с буквой Цц и звуком [ц]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой.

Конспект занятия по обучению детей грамоте «Цирк зажигает огни» в подготовительной группе Цель: Расширить знания детей о цирке и цирковых артистах. Познакомить с новым звуком и обозначать буквой, учить давать характеристику звуков.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А» Ягоды лесные и садовые Материал: демонстрационный материал, Презентация «Звук и буква Аа», рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

  • познакомить учащихся с согласной буквой “Ц”,
  • продолжить знакомство с согласными звуками и их обозначение буквами;
  • формировать навык чтения слов с буквой “Ц”;
  • развивать фонематический слух;
  • учить выделять в слове заданный звук в нужной позиции, давать ему характеристику, учить сравнивать его с другими звуками;
  • формировать умение составлять слова из заданных букв,
  • развивать речь учащихся.

Оборудование и материалы: таблицы с буквами для кроссворда, картинки с буквой “Ц” и с предметами, на что она похожа, замок с цепочкой, картинки-задания, листочки для составления словосочетаний, магнитные буквы, карточки со слогами для каждого ученика.

Ход урока

1. Организационный момент

3. Знакомство со звуком и буквой “Ц, ц”

– Чтобы отправиться в путешествие по карте, мы должны открыть вот этот замочек. А для этого послушайте 1 задание: я прочитаю слова, а вам необходимо внимательно послушать их и назвать одинаковый звук во всех этих словах.

Полотенце, заяц, цыплёнок, цена, овца, цель.

Дети. Это звук [Ц].

Учитель: Верно, теперь откроем первое кольцо цепи.

– Произнесите звук [Ц] все вместе. Какой этот звук? Что о нём вы можете сказать? Давайте за ним понаблюдаем. (Он произносится с шумом, воздух встречает преграды, он не тянется и не поётся.)

– Значит, какой этот звук? (Согласный.)

– Верно. Мы откроем следующую цепь. Что ещё вы можете сказать об этом звуке? (Он глухой, не звучит и не звенит.)

– Верно, откроем третью цепочку. Что ещё вы можете сказать о нём, если услышите слова: цапля, цель? (Он твёрдый, в не зависимости от следующей за ним букве.)

– У него есть мягкая пара? (Нет.)

– Значит, что о нём мы скажем? (Он всегда твёрдый.)

– Верно. Откроем последнюю цепь.

– Итак, подведём итог: [Ц] – согласный, всегда твёрдый, глухой звук.

– Какой буквой обозначается звук [ Ц ]? (Буквой “Цэ”.)

– На что похожа буква [Ц]? Сейчас об этом нам прочитают ребята в стихотворении.

4. Звуковая разминка

1. Повтори звуки.

– Но замочек мы не весь открыли. Нам необходимо провести звуковую зарядку.
– Как подзывают к себе цыплят? Цып, цып, цып, цып.
Как стучит копытом лошадка? Цок, цок, цок, цок.
Как жестом и звуком говорят, чтобы человек громко не разговаривал? Цыц, цыц, цыц.
Как стучат каблучками туфли и сапоги? Цок, цок, цок, цок.
Вот мы и открыли 1 часть замочка.

2. Чтение чистоговорки.

– А теперь мы потренируемся в чтении и произношении слов со звуком [Ц].
– Откройте “Учимся читать” на стр. 59. Прочитаем чистоговорку по строчкам. Теперь прочитаем её по рядам. Затем выразительно читают 2 ученика.
– Ну вот, замочек мы отк5рыли. Мы можем отправляться в путешествие. (Учитель открывает доску.)

5. Лесенка. Лексическое значение слов

– Наш путь проходит по городу под названием “Буква Ц”.

Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы [Ц].
Есть слова, где Ц в начале,
Где – в середине,
Где – в конце.

6. Работа с загадкой

– Теперь пойдём по дорожке до следующей станции. А для этого мы должны отгадать загадку.

На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. Что это? (Огурец.)

– Что такое кадка, кадушка? (Бочка.)
– Перевернём дорожку и проверим. Верно, это огурец.

7. Игра “Живые слова”

Есть конец у строчки,
А в начале – точки.

– Мои слова рассыпались на слоги. Их надо собрать. Для этого соедините своё начало слова и конец, чтобы мы могли прочитать слова. Концом слов будут те дети, у кого карточки со слогами: ЦА , ЦО , ЦЫ . Итак, распределитесь на группы.

СКВОР
КОН
КУЗНЕ
ОГУР
МОЛОД
ДВОР
КОЛОД
НОЖНИ
ПТЕН
ЩИП
ТАН
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ОВ
КУРИ
ЕДИНИ
СИНИ
ЛУКОВИ
ГУСЕНИ
ГОРЧИ
ЛИСИ
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
КОЛЬ
КРЫЛЬ
ЯЙ
ЛИ
ЦО
ЦО
ЦО
ЦО

– И с этим заданием вы справились.

8. Физкультминутка

– “Окончания” слов будут показывать движения, а вы все будете за ними повторять.

10. Работа со сказкой “Цыплёнок Цып”

– Следующим нашим заданием будет – прочитать сказку как раз про этого цыплёнка. Откройте учебник “Учимся читать” на стр. 58. (Дети читают текст вслух по очереди.)
– Кто является главным героем сказки?
– Докажите, что это сказка.
– Кого встречал цыплёнок и с кем он беседовал? (С курицей, с цветком, с гусеницей, с цаплей.)
– Подчеркните слова с буквой [Ц]. Проверим, что вы подчеркнули.

11. Профессии и их приборы и инструменты. Составление предложений

– Чтобы пройти по дорожке, мы должны сделать правильный выбор. Перед вами картинки, на которых изображены люди разных профессий. Назовите их. Я вытащу из коробочки предмет и покажу вам. Вы в ответ должны сказать, людям какой профессии необходим данный предмет. И придумать предложение.

Врач – шприц, портной – ножницы, повар – яйцо, продавец – чек, учителю – циркуль.

Предмет, который останется в коробке, будет являться нашей дорожкой.

12. Составление пары слов (словосочетаний), с учётом характеристики героев

– Вспомните героев сегодняшней сказки про цыплёнка. Сейчас на листочках вам нужно составить правильные пары слов, которые рассказывали нам о героях сказки.

Молчаливый цветок, глупый цыплёнок, зелёная лягушка, любопытная гусеница, умная цапля.

13. Рассыпанное слово

– А чтобы узнать последнюю дорожку, мы должны вспомнить народное изречение…
У всего есть начало и … конец.
А теперь соберём рассыпанное слово и узнаем, что о нас думает буква “Ц”.

М О Л О Д Ц Ы!

14. Итог урока

– Что нового сегодня узнали на уроке?
– Чему мы научились?
– Чем мы занимались на уроке?
– Что вам особенно понравилось?