Сценарий праздника посвященный Дню коренных народов мира "Ямал собирает друзей" материал (старшая группа) на тему. Многонациональная россия Сценарий к международному дню коренных народов мира

В этом празднике собраны игры коренных народов мира, не только Ямала, но и Австралии, индейцев Америки и аборигенов Африки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЯМАЛ СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ»

Музыкально – спортивный праздник посвященный международному дню

коренных народов мира

Составитель:

Музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надым ЯНАО

Растовцева Л.А.

Цель праздника: ознакомление с национальными играми, музыкой, танцевальными

движениями коренных народов мира, развитие эмоционально-эстетической отзывчивости детей посредством музыкально-ритмических движений с использованием современного приема Флешмоб.

Оборудование: головные уборы (рожки оленей, наголовники масок комаров, маски африканских зверей, наголовники из перьев.)корзины для сбора ягод,

Бутафорские лошадки, конверты с письмами.

Оформление зала: герб ЯНАО, радуга из шаров, плакаты с изображением оленей, шар сюрприз.

ДЕТИ ВХОДЯТ В ЗАЛ ПОД МУЗЫКУ «ПРАЗДНИК».

Вед. Дорогие ребята,

Мы собрались сегодня с вами,

чтобы встретить замечательный праздник,

день коренных народов мира.

А что это за праздник, мы сейчас узнаем,

Хозяйку тундры и тайги к нам в гости приглашаем.

ВХОДИТ ХОЗЯЙКА.

Хоз. ань- торова,

здравствуйте ребята,

Как много у меня гостей,

И всем я очень рада.

Все меня зовут Хейро, это значит…… солнышко

Всем коренным народам мира шлю я поздравленья,

И наш Ямал, любимый край, не будет исключеньем.

Индейцы, ненцы, эскимосы, весь мир танцует и поет.

Ханты, манси и селькупы все встанут в дружный хоровод.

И пусть наш праздник будет ярким, веселым и красивым,

Ямал собрал в кругу друзей – радостных, счастливых.

ХОРОВОД. «НА ХОЛОДНОМ ЯМАЛЕ»

ВЛЕТАЕТ КАРЛСОН.

Карл. Посадку давай, ой посадку давай,

Не то разобьюсь,

Ой, скорее спасай.

Всем привет, а вот и я,

Здравствуйте мои друзья.

Ой…. А куда это я попал,

Здесь еще я не бывал,

Хоз. ань-торова, здравствуй, добрый человек.

ты, на Север попал,

В наш любимый край ……Ямал

Карл. Ой, как замечательно, и очень интересно, Мне о Ямале……ничего не известно.

Очень хочется узнать, как вы поживаете…….можете рассказать.

Хоз. конечно можем,

В тундре суровой нам жить хорошо,

Все, что растет на ней, наше богатство,

Чум – не дворец, но в нем нам тепло,

И по тому, это место нам свято.

Наша тундра необъятна,

Озера, реки…..красота

Могучие кедры, множество ягод,

Рыбалка, охота и вечная мерзлота,

Богатство Ямала измерить нельзя,

Ямал…..бесценная наша земля.

Его мы любим, бережем,

Своею Родиной зовем.

Карл. Какой интресный у вас край,

Послушать….это прямо рай.

Я конечно много стран повидал,

Но на Ямале не бывал.

А во, что у вас играют,

А сладости употребляют?

А то я что то проголодался,

Ой….да я давно не заправлялся,

От варенья я бы не отказался.

Хоз. ну, что же, есть у нас одна игра.

Что б варенье получилось, нужно ягоду собрать,

Но сначала необходимо… к оленьей упряжке нарты увязать

Потом хореем упряжку весело подгонять,

Потом в тайге поляну отыскать,

Можешь в лесу еще евражку повстречать,

пуночка может на ветке песню свою распевать

Ну а пока ягоду собираешь, можно нянь пожевать.

Ну в общем вроде бы и все,

А какую ягоду ты хочешь собирать,

У нас ее много, а давайте нашу северную ягоду перечислять:

Брусника, клюква, голубика, черника, морошка, рябина, костяника, ежевика.

Карл. Ой нет, что-то мне тяжеловато,

Расскажите по порядку,

Чего увязывать, кого погонять и на конец кого я могу повстречать.

Хоз. ну, что же ребята, давайте покажем Карлсону, что и как нужно делать,

Что бы ягоду собрать. А какую ты решил ягоду собирать.

Карл. Я буду клюкву собирать,

Она говорят самая полезная

Хоз. ну, что же слушай внимательно еще раз.

Нарты – это сани, хорей – палка, погонять оленей,

Евражка – тундровая мышка, пуночка – это воробей

А нянь – это хлеб, а клюква собирается на болоте.

Карл. Ну теперь мне все понятно, буду с кочки на кочку скакать,

Быстро клюкву собирать.

Хоз. нужно сначала оленей в упряжку собрать

ИГРА « ОТБИВКА ОЛЕНЕЙ»(мячиком бросаем в детей, в кого попал, тот олень)

Хоз. Упряжки готовы, смелее вперед.

Нас ягода клюква давно уже ждет.

ИГРА «БЕГА НА ОЛЕНЬИХ УПРЯЖКАХ»

Хоз. а вот и болото, клюква….как бусинки, на кочках лежит

Спелая, красная……….кто собирать будет, пусть ко мне поспешит.

И конечно Карлсон.

ИГРА «НА БОЛОТО ЗА КЛЮКВОЙ»

Карл. А мне понравилось ягоду собирать,

Хоз. главное, что не пришлось скучать,

На Севере жить – нужно сильным и терпеливым быть,

Зимой – мороз, а летом – комары и мошка. Жизнь вовсе не легка.

Карл. Комары совсем не страшно.

Хоз. ты не боишься комаров,

Карл. Ерунда. Ну укусит немножко, ну и что.

Хоз. ладно, мы сейчас посмотрим на тебя,

Потом не кричи…..спасите меня.

ИГРА «КОМАРЫ» (выбираются 6 детей, догоняют Карлсона, посчипывают)

Карл. ой, спасите, помогите, ой-ой-ой, комаров прогоните.

Хоз. вот видишь, Карлсон, тайга шуток не любит,

Нужно быть осторожным и очень внимательным.

Карл. Я теперь понял, что Северный край, очень суровый, здесь не зевай.

Хоз. ой, ребята посмотрите, сколько писем нам пришло,

Карл. Это наверное поздравления с праздником,

Хоз. Вот письмо из Австралии, от моего друга аборигена Даги,

Ну-ка прочитаем: « Дорогая Хейро….поздравляю с нашим днем,

Пусть будет много счастья в нем,

пусть все., что пожелается.

И пусть мечты сбываются. Сейчас мы с кенгуру играем, чего и тебе желаем,

А так как у вас нет кенгуру, я тебе его в контакте шлю, крепко обнимаю,

Твой друг абориген Даги»

Хоз. ой как интересно, ну, кА посмотрим, что это за контактный кенгуру,

Карл. Да это же танец, давайте танцевать,

Весело озорничать.

ТАНЕЦ «КЕНГУРУ, ТОЧКА РУ».

Карл. Хейро смотри, вот еще письмо,

Какое то горячее оно,

Наверное там горячее поздравление,

Торт, пирог или печение.

Хоз. ну, что ты Карлсон, такое в письмах не отправляют,

Об этом все ребята знают.

Карл. Ну давай читай скорей,

Хоз. Здравствуй милая Хейро, принимай поздравление…… от моего племени.

Пусть лучик солнца Африки тебе светит всегда,

И северным летом и в зимние холода,

Пусть тебя в чуме согревает,

От всех бед оберегает.

Прими горячий мой привет

Горячей привета нет.

В подарок тебе маски шлю,

Играть в Сафари я очень люблю

Надеюсь, тебе тоже понравится,

По вашему, это охотой называется.

Твой друг……пигмей Мабука.

Карл. Какое имя интересное,……

Я в Африке бывал, страна известная,

а можно я буду слоном,

с таким огромным хо-ботом.

Хоз. вот спасибо за подарок,

Ну, что же, давайте играть,

На Сафари охоту будем открывать.

ИГРА «САФАРИ»

Хоз. ой, а это письмо от моего друга Джони,

Индейца из Америки,

Карл. Наверное, он тоже тебя поздравляет,

Хоз. наверное, давай кА почитаем,

«Мой древний род.,

поздравление шлет,

пусть духи леса тебе помогают,

и от зла оберегают.

Шлю тебе перо священной птицы Кондор,

Оно будет всегда тебе помогать,

Но с ним можно еще и играть.

Твой друг Джони, из племени Навахо»

Карл. Как замечательно, когда можно поиграть,

А еще поозорничать,

Я знаю индейцы лихие наездники,

Вот мы и поиграем с вами сейчас,

Кто быстрей всех прискачет, ну например в Канзас.

ИГРА «СКАЧКИ ИНДЕЙЦЕВ»

Хоз. Какие замечательные у меня друзья,

Мне тоже нужно всех поздравить,

И без подарка никак мне нельзя.

Что же мне им подарить.

Карл. А ты на небо посмотри, радуга сияет,

Такой, как на Ямале, радуги,нигде не бывает.

И пусть она светит всем людям на планете,

И пусть ей улыбаются и взрослые и дети.

Хоз. А еще можно песню подарить,

Радуга желаний всех развеселит.

ТАНЕЦ «РАДУГА ЖЕЛАНИЙ»

Хоз. вот и подошел к концу

Наш веселый праздник,

Карл. Сегодня все мы наигрались,

Послушка и проказник,

Хоз. всем коренным народам еще раз поздравление.

Вместе. Желаем удачи, счастья и добра,

И хорошего настроения.

ВСЕ ВЫХОДЯТ ИЗ ЗАЛА.


Праздник

дружная семья

Цель : Развивать у детей этнокультурные представления.

Воспитывать чувство патриотизма к своей стране, ее обычаям, традициям; дружеские взаимоотношения между людьми разных национальностей.

Задачи: Углубить представления детей о культуре народов России.

Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ.

Оборудование :Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Ход мероприятия.

Что прекрасней и милее

Этой ласковой земли?

Всюду яблони белеют.

И река течет вдали …

Исполнение песни «Шире круг»

Пускай совсем я маленький,

Но родину люблю

Свой дом на тихой улице

И всю страну мою!

Люблю я речку быструю

И дальний лес за ней.

Пусть будет небо чистое

Над родиной моей!

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы родиной светлой,

Мы родиной милой,

Мы родиной нашей зовем!

Учитель: Согласитесь как приятно прикоснуться к истоку нашей культуры, изучать её, свой род, свою историю. Но чтобы роду не было переводу,он должен жить много-много лет, даже столетий. На Руси в старину говорили, что дом и всё ,что в нем есть; и песни, и вышивка, и доброе слово- делают семью богатой.А наша классная семья действительно богата на национальности. Есть здесь и русские корни, и армянские, и украинские, и туркские корни. А восток, как известно дело тонкое.

Танец « Восточный»

Армения, трудись и пой!

В работе, в песне – мы с тобой,

Чтобы сады твои цвели,

И соки были хороши.

Учитель : Вековая страна. Страна камней… Столица Армении –Ереван. Больше трех тысячелетий существует армянский народ. У армян были знаменитые цари, полководцы, писатели, поэты, актеры и драматурги. Много раз терпела Армения иноземные нашествия. Не раз казалось, что само имя Армении стерто с карты. Но армянский народ выстоял, отстояв своё существование ыв тяжелейшей борьбе.

Слушание « Танец с саблями» из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна.

Учитель : Во главе родовой общины стоял старший в доме мужщина - тан-тер. Он пользовался неограниченной властью, при его появлении все вставали, его указания выслушивали стоя, в его присутствии нельзя было громко разговаривать и курить. Для армян всегда были характерные родственные связи. В традиционном быту армян было обязательным строгое соблюдение широко распространенного на Кавказе обычая гостеприимства.

« Гость от Бога»- говорили в народе, поэтому каждому путнику,постучавшемуся в дом всегда были готовы и кров, и пища. При этом считалось приличным, в случае необходимости, попросить постель и еду для гостя у соседа, поскольку гость считался как бы общим.

Армянская кухня – одна из древнейших кухонь Азии и самая древняя в Закавказье.

Слушание стихотворений на армянском языке в исполнении родителей класса.

Учитель: Республика Татарстан расположена на Восточно- Европейской равнине. Площадь этой республики 68 тыс.куб. км. Столица Татарстана – Казань. В республике изготавливают автомобили «Камаз», фотоплёнку, лаки, краски, медицинские препараты. В Татарстане много талантливых людей. Один из знаменитых поэтов Татарстана –МусаДжамиль.

Исполнение татарской народной песни в исполнении родителя

Учитель: В XIX веке она входила в состав Киевской Руси. Древняя русская народность была единым корнем трех братских народов. Поверхность равнинная, с небольшими возвышенностями. Климат –переходный между мягким и влажным.Зоны – лес, лесостепь, степь. О каком государстве идет речь?

Украина песнями славится, городами светлыми, новыми. А какие сады вишнёвые! А пшеница в поле - красавица! Украинская кухня- это такое же наследство украинского народа, как язык, литература, музыка, им важно всерьёз гордиться и не нужно забывать. Украинская кухня в основном использует приёмы варения, тушения, и печения. Среди растительной пищи первое место занимает хлеб.

Учитель: Любимым и наиболее распространенным и употребляемым продуктом является свиное сало во всех видах: сырое соленое копченое жареное вареное тушеное.Уникально то, что сало невозможно пересолить, и чем это обусловлено – неизвестно.

Исполнение произведения «Украинская – плясовая»

Учитель: Якутия расположена на северо- востоке Сибири. Площадь 3103 Т км 2. Якутия находится за полярным кругом. Климат суровый. На территории Якутии находится свыше 700 озер. В Якутии добывают алмазы золото олово уголь газ и другие полезные ископаемые. Население Якутии занимается оленеводством.

Учитель: Ребята вы сейчас узнали о многих народах. У каждого народа свои традиции свои обычаи свой язык. В наших классах учатся дети разных национальностей. Но мы понимаем друг друга. Что нам помогает общаться и понимать друг друга?

Я русский человек

И русская природа

Любима мне

И я её пою

Я русский человек

Сын своего народа

Я с гордостью гляжу

На Родину свою!

Россия… Как из песни слово _

Березы юная листва,

Гуденье цеха заводского,

Любимый город наш –Москва

Своих друзей могу понять я –

Всех,кто отсюда вдалеке,

Ведь разговор народы - братья

Ведут на русском языке.

Исполнение песни «Во поле береза стояла»

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля.

Это ты, моя Русь державная,

Моя родина православная!

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью.

Стихотворение «Россия»

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою –рекою,

С могучим, быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называю

Одним широким словом: «Русь».

Учитель: «Хлеб да соль!» - говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом.

«Хлеба кушать!»- непременно отвечали ему.

Хлебом и солью встречают и провожают русские люди всякого гостя. Эта традиция уходит своими корнями в далекое прошлое.

Угощение хлебом и солью гостей праздника.

Хлеб в старину ставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».

Во время приема пищи, трапезы в прошлые времена сидели чинно, о пустяках не говорили. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошел старший по возрасту или почетный гость. Ему кланялись, сидя за столом, и продолжали не спеша есть.

На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Ели деревянными ложками. Хозяин дома сидел на почетном месте за столом. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начинать есть.

Древнеславянской пищей являлось – толокно – толченая и молотая овсяная мука с водой ил квасом и солью. Кушанье скорое – замесил да в рот положил.

Выручала славян тюря – кусочки черного хлеба, размоченные в квасе или в воде. Картошки не знали, ее заменяла репа.. Из напитков пили березовый и кленовый сок, квас, хмельным питьем считался вареный мед.

Песня «Калинка»

Учитель: Было время, когда праздники отошли в сторону, затем их потихоньку запретили…Однако совсем истребить старые праздники, обряды и игры невозможно.

На Руси была пословица «Зима за морозы, мужик за праздники». Древнерусский земледельческий новый год начинался торжественно и весело. Двухнедельные зимние святки проходили празднично. По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью и детьми.

Есть в народе поверье, что новогодние гаданья обязательно сбываются. 7 января в православной Руси отмечается большой религиозный праздник – Рождество Христово. В ночь под Рождество и начинаются основные гадания.

Родители рассказывают о разных способах гадания в Рождество.

Учитель: Политики, которые в одночасье разделили великую страну, совсем не думали о народах, населяющих ее. И теперь жители отрезанных от России стран все равно приезжают по разным причинам в нее на проживание.

Ученик 10:

Я – русский человек,

И счастлив потому я,

Что много есть сестер

У Родины моей.

Что Грузия в цвету,

Армения богата,

Что хорошо в Крыму

И радостно в Баку.

Учитель: Дорогие взрослые! Не должно быть разницы в том, какой у ребенка разрез глаз, цвет кожи.

Песня «Нас много на шаре земном»

Ученик 11:

Я – русский человек,

Но как родного брата

Украинца пойму, узбека обниму.

Так говорит поэт,

И так его устами

Великий, древний говорит народ.

Нам, русским, братья все,

Кто вместе с нами

Дорогой мира и добра идет!

Грузины, белорусы, украинцы,

Узбек, казах, киргиз или якут

Мы – русские! Недаром за границей

Нас всех сегодня русскими зовут!

Ученик 12:

Что значит:Родина моя?-

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе на встречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края

Все это – Родина моя,

Земля моя родная

Учитель : Родина много значит для каждого из нас. Это прежде всего, город или село, где ты родился. Родным краем мы называем место, где прошло наше детство. Родиной россияне называют Россию – страну, в которой мы все живем.

Исполнение песни « С чего начинается Родина»

Сценарий праздника «Дети разных народов»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.

Задачи:

1. Формировать у детей интерес и уважение к людям разных стран мира и национальностей, к их культуре и деятельности.

2. Воспитывать терпимое (толерантное) отношение к представителям армянской, азербайджанской и узбекской национальностям.

3. Формировать желание дружить друг с другом, помогать, творить добро по отношению к ближним.

Оформление: Эмблема «Толерантности» - земной шар, вокруг которого разноцветные ладошки, плакаты о дружбе, изображение детей разных народов, воздушные шары.

Предварительная работа : Работа с картой мира, с глобусом; Рассматривание картин, иллюстраций о жизни людей разных стран; Чтение художественной литературы разных народов мира; Заучивание пословиц о дружбе (друга ищи, а найдешь береги; верный друг лучше сотни слуг; дерево живет корнями, а челок друзьями; сам погибай, а товарища выручай); Составление рассказов «Портрет моего друга» (использование приема «живая картина», с помощью прикладывания пустой рамки); Выставка совместных работ детей и родителей «Улица Дружбы» .

Ход мероприятия. Ведущие мальчик и девочка. Мальчик одет в русский народный костюм. Девочка одета в узбекский костюм.

Мальчик: говорит вступительное слово о предстоящем празднике, акцентируя внимания детей на новом слове – толерантность, объясняя его смысловое значение. «На нашей планете огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать. Нужно с добром к людям в дом приходить, Дружбу, любовь в своем сердце хранить! Ребята, а в какой стране живем мы?» Дети: В России. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу.

Девочка : Много нас разных: задорных, веселых, светлых и темных, красивых, здоровых! Сколько же вместе дорог будет пройдено! Край у нас общий и общая Родина! И чтобы Россия могла процветать Душою и сердцем должны мы понять, Что мир от отцов нам достался в наследство, А дружба для мира надежное средство! Все дети планеты, давайте дружить И Землю родную беречь и любить. Чтоб мир для потомков своих сохранить! Девчонки, мальчишки, Нам в будущем жить! Страна моя огромная - Россия, В сравненье с ней Канада и Китай не выглядят такой особой силой, как наша.

Гордость - наш родимый край.

Все мы - народов разных дети,

Россия наш огромный общий дом

Веками мы живем под общей крышей

Нам хорошо, уютно в доме том.

И в то же время мы народ единый,

Достичь мы сможем многого

Когда мы будем вместе – мы непобедимы,

Мы знали это правило всегда.

Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле… ».

Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу.

Встречайте детей разных национальностей.

(В зал под музыкальную презентацию входят дети в разных национальных костюмах, проходят по кругу).

Каких народов только нет

В стране великой нашей: Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты - Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ.

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране Кого?

Конечно, русских!

Дети танцуют «Русский народный танец».

Российский край, моя земля,

Родимые просторы! У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.

Сады цветут на юге.

На севере снега вокруг – Там холода и вьюги.

Российский край, как ты велик!

С границы до границы

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.

Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

Родина у всех одна.

Привет тебе и слава,

Непобедимая страна,

Российская держава!

Дети танцуют «Казачий танец».

Живут в России разные Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия, У нас у всех одна.

Язык порой разный и разная вера.

Мы стали для всех образцом и примером.

Дети России дружны с детских лет,

В этом, пожалуй, наш главный секрет.

Общие игры у нас и забавы,

Общая школа и общее право.

Общее солнце, земля, где живем,

Учимся вместе и вместе растем!

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности.

Мальчик : Молодцы! Наша страна многонациональна, в ней живут представители разных национальностей и народностей.

Национальный язык у нас русский. Россия имеет свои традиции и обычаи. Давайте познакомимся с ними поближе. (Звучит музыка, в зал входит представительница России – «Матушка Русь «в русском народном костюме, выносит каравай, кланяется гостям).

Мы всегда гостей встречаем,

Круглым, пушным караваем,

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником.

Русский народ славится своим гостеприимством. Есть такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом, да солью. Эту замечательную традицию передала мне моя бабушка, а теперь я передаю её вам.

Девочка : Ребята, а какие традиции и праздники вы знаете, и как отмечают, эти праздники. Дети: Масленица, Пасха, Осенины, Рождество, Святки, Яблочный спас. Все люди веселятся, угощают всех гостей, приходящих в дом, играют, проводят конкурсы, водят хороводы. Ведущий: Правильно! Вот и мы сейчас с вами вспомним замечательную традицию – водить хоровод.

Давайте все встанем, возьмемся дружно за руки, пригласим всех желающих и нашу замечательную гостью, которая напомнит нам как правильно нужно водить хоровод (хоровод «Во поле березка стояла»). Все слова сопровождаются движениями). После хоровода все рассаживаются на свои места.

Мальчик: Матушка – Русь: но не только хороводами и караваем славится Россия, но и веселыми играми. В одну из таких игр мы сейчас поиграем: игра называется «Гуси - Лебеди» (Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой - волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей: «Гуси-лебеди, домой!» Гуси отвечают: «Старый волк под горой!» - «Что он там делает?» - «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет».- «Ну, бегите же домой!» Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы)

Девочка: Спасибо тебе, Матушка Русь, за гостеприимность твою, хороводы и игры, но нам пора прощаться. Дети: До свидания! (Матушка Русь уходит)

Мальчик : В России живут не только русские люди. Наша страна много национальна.

Среди воспитанников нашего детского сада есть и другие национальности: армяне, и узбеки. Давайте теперь познакомимся с ними.

Звучит узбекская народная музыка, в зал входит представительница Узбекистана, одетая в народный костюм, здоровается с детьми на родном языке и переводит свои слова) представители разных национальностей и народностей.

Мальчик.
Узбекистан находится в Средней Азии. Это густонаселённая страна. На юге - горы, но большая часть территории - пустыни, среди которых одна из красивейших в мире - Кызыл кум.

Девочка: Узбекистан называют страной «белого золота», потому что здесь выращивают хлопчатник. Из него получают хлопок для изготовления ткани. Именно из этой ткани шьётся национальный мужской полосатый халат. Узбечку тоже нетрудно узнать по яркому шёлковому платью, а ещё по множеству заплетённых косичек. И мужчины, и женщины носят тюбетейки - шапочки, вышитые красочным узором.

Мальчик: Знаменитые города в Узбекистане - это Бухара и Самарканд. В Самарканде жил великий полководец Тамерлан. С тех пор сохранились дворцы, мечети, украшенные мозаикой и резьбой. А в Бухаре жил хитрый и остроумный Ходжа Насреддин. Народ сложил о нём много легенд.
Девочка: Если вы попали за праздничный стол к узбекам, то обязательно отведайте плов. Это древнейшее восточное блюдо из риса и баранины. Есть его принято руками. Считается, что только так можно по-настоящему ощутить вкус этого блюда. Ну а развлекать вас будут своими великолепными танцами восточные красавицы.

( Гостья исполняет народный узбекский танец). Кто-то хочет научится танцевать? (Выходят желающие девочки, показываются простые элементы танца, после чего всех угощают национальным кушаньем.

Девочка: К нам уже спешат следующие гости, встречаем их (Раздается армянская музыка, в зал входит представительница Армении в народном костюме.

Мальчик : Армения - одна из стран Закавказья. Это, в основном, горная страна. Древнее название Армении - Наири. Это значит - « страна рек». Их в Армении более двухсот.

Девочка: Столица Армении - город Ереван - был основан почти 3000 лет назад. Это город очень древний и очень красивый. Его украшают дома из природного розового камня -туфа. Это делает город похожим на цветок. В самом Ереване и его окрестностях до сих пор сохранились многие памятники старины.
Мальчик: Жемчужина Армении - высокогорное озеро Севан. Его гигантская чаша зажата со всех сторон кольцом гор. В озере изумительно чистая вода. Там водится редкий вид рыбы форели. В озеро впадают десятки рек, но вытекает только одна.
Девочка: Природа Армении мягкая и суровая. Когда в одном уголке падает снег, в другом - наливаются соком персики и виноград, растёт миндаль, инжир, хурма, гранат.

В Армении вас обязательно угостят лавашем, голубцами из виноградных листьев и, конечно же, шашлыком. А также вас не оставит равнодушными прекрасный кавказский танец.

Исполняется кавказский танец.

Мальчик: Как и в России, в Армении много замечательных игр, давайте поиграем в одну из них. (Армянская подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух» или «Хох, джур, крак, от»). Играющие встают в круг, в центре ведущий. Он бросает мяч одному из играющих, произнося при этом одно из слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий говорит: «Земля!», тот, кто поймал мяч должен быстро назвать какое-нибудь животное; если «Вода!», то название рыбы; если «Воздух!», в этом случае птицы; а если же «Огонь!», все дружно должны повернуться кругом и помахать руками. Ошибающиеся выбывают).

Девочка: Важно не только жить в мире и согласии с народами разных стран, но необходимо уметь дружить и со своими сверстниками, в независимости от их национальности, обычаев и традиций. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что каждый из нас может попасть в беду и мы не можем угадать где и когда. Мы живем один раз на Земле, поэтому давайте творить добро каждый день.

Стихи детей :

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда,

Рвануться на выручку нужно,

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно прожит!

На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало

Тому, с кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты!

Услышишь ты песенку чью-то,

И станет светлее кругом:

Волшебное самое чудо

Мы дружбой не даром зовем.

Мальчик:

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

Веришь в чудо, в доброту,

Взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

Оставайся им навсегда

И будь ещё галантен!

Встают в хоровод все: и дети, и родители и гости.

Есть белые дети,

Есть черные дети,

Есть желтые дети

На нашей планете.

Но дело не в цвете,

А в том, что на свете

Друг другу всегда

Улыбаются дети!

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Хочу я чтоб общими были на веке –

И небо, и море, и горы, и реки,

И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.

(Все вместе) Пусть будут все дети на веке друзьями!

Все поднимают руки вверх и хлопают.

Хоровод дружбы «От улыбки станет всем светлей»

Подружки и товарищи
У нас повсюду есть
Подружек и товарищей
По всей земле не счесть!
Пусть весело и дружно
Ребята все живут
И песенку о друге
О друге все поют

Исполняется песня о друге.

Участники праздника становятся в «хоровод дружбы».

Цель:

  • воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России;
  • вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре.

Задачи:

  • воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других;
  • создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения;
  • расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире;
  • формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
  • знакомство детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей.

Дети поют песню «Мы дети твои, Россия!»

Ведущий: Наш Нижегородский край – многонациональный край. Много национальностей проживает в нем. И всем хочется жить в мире, согласии, уважении, терпимости друг к другу, по законам добра.

Ребёнок:

Пусть будет небо голубым,
А солнце будет ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным!

Ведущий: Все мы живём в России, пожалуй, в самой многонациональной стране. И для всех нас Россия – Это Родина!

Ребёнок:
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на пальцы
Большой и крепкой руки.

Ведущий: Сегодня у нас много гостей из разных уголков нашей многонациональной страны. Встречайте первых гостей. Гости из России.

Дети: Здравствуйте!» (дети одеты в русский народный костюм)

А мы живём в России,
У нас леса густые,
У нас берёзы белые…
И космонавты смелые!
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые.
И Москвы, столицы нашей,
В целом мире нету краше!
Приезжайте чаще к нам,
Очень рады мы гостям!

(Дети исполняют танец «Кадриль» , под фонограмму «Когда-то россияне»).

Ведущий: Россияне - народ дружный, любят веселья и игры, и мы сейчас поиграем в русскую народную игру «Бубенцы»

П/игра «Бубенцы»
Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Ведущий : Ребята, а ещё к нам приехали гости из солнечного Узбекистана. Они хотят рассказать о том,как они принимают гостей и угощают их чаем.(дети одеты в народный национальный костюм)

Ребёнок:

Я живу в Узбекистане,
Я люблю свой край родной.
Он хорош зимой и летом,
Но особенно весной.
Приезжайте к нам, ребята,
С Волги, с Дона и с Невы!
Наш Ташкент, столица наша,
Будет братом для Москвы.
/Кудрат Хикмат/

Ребёнок:

У нас, в солнечном Узбекистане, очень жарко. Мы любим пить зелёный чай, потому что он очень хорошо утоляет жажду. Чай мы пьём из специальной чашки, которая называется пиалой. К чаю подают угощение: фрукты, сладости, сухофрукты.

В Узбекистане не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдают свежезаваренному чаю. Заваривает чай хозяин. Чем более уважаемый гость, тем меньше чаю в пиале. В Узбекистане так и говорят: «Налить с уважением». У пиалы нет ручки, поэтому держать её в руках полностью наполненной кипятком неудобно. Можно проявить заботу о госте, подливая ему постоянно новую порцию чая. К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказаться от пиалы чая – невежливо, можно обидеть хозяев дома.
Ведущий: Наши гости желают нас познакомить со своей национальной игрой, которая называется «Ловушка»

П/игра «Ловушка (Копкон)»

Из числа играющих выбираются двое водящих. Став друг против друга (расстояние между ними примерно 1,5 м), они соединяют руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные участники находятся за «воротами» с одной их стороны. По сигналу руководителя (вожака) все играющие должны пробежать на три счета («Раз, два, три!») через «ворота» (ловушку). На счет «четыре» «ворота» закрываются (водящие, приседая, опускают руки вниз). Кто не успел пробежать, тот считается пойманным и заменяет одного из водящих. Если задержаны в воротах двое, то они сменяют двух водящих и игра продолжается.

Ведущий. А теперь мы встречаем гостей из Украины.

Дети:«Здоровэньки булы!» (дети одеты в костюмы: сарафан, венок)

Ребёнок:

Украина и Россия – славные друзья,
Без согласия и дружбы – им никак нельзя!
Там и тут народ – славяне непростой судьбы!
И живут они со всеми в мире и любви!
Украина и Россия, словно две сестры,
Раскрасавицы – подруги, ярки и просты!
Взрослых, всех мы призываем:
«Этнос не дробить. Украину и Россию – трепетно любить».

(Дети исполняют танец «Казачок!» под фонограмму « Ты ж меня пидманула»)

Ведущий: А ещё нам ребята из Украины привезли их национальную игру давайте в неё поиграем.

П/игра « Хлибчик (Хлебец)»

Дети, взявшись за руки, становятся попaрно (парa зa пaрой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлибчиком.
- Пеку-пеку хлибчик! (Это выкрикивает хлибчик)
- А выпечешь? (спрашивает задняя пара)
- Выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрим!
С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.

Ведущий: следующие наши гости! Гости из Грузии. Встречайте!

Дети:Гамарджобат (

Ребёнок:

В Грузии горы высокие,
В Грузии море глубокое,
В море чёрном играют дельфины,
А в садах растут апельсины
И лимоны растут золотистые.
А ребята у нас голосистые.
Любим плавать, играть, кувыркаться
Любим петь и плясать, и смеяться!

(Дети исполняют танец «Лезгинка», под фонограмму «Грузинская лезгинка»)

Ведущий: И следующие наши гости Встречайте! Цыганочки!

Дети: Бахталэс (здороваются дети, дети одеты в национальные костюмы)

Ребёнок:

Цыганки мы – на белом свете,
Судьба нам петь и танцевать.
Цыганки мы, вольны как ветер,
А ветер в цепь не заковать!

Цыганки мы, и кто ж не знает,
Что любим мы лихих коней,
Ведь конь умчаться помогает
Навстречу ветру и мечте!

Цыганки мы, и доля наша:
Гитара, песня, перепляс,
Цыганки – в круг, и те, что краше,
Станцуют здесь, сейчас для вас.

(Дети исполняют танец «Цыганочка» , под фонограмму «Циганочка»)

Ведущий:

Пусть радость живет на планете.
И яркое солнце встает
Плетут венок дружбы счастливые дети
Заводят большой хоровод.

(Дети исполняют общий хоровод, под фонограмму «Гляжу в озёра синие» в исполнение Е.Шавриной)

Дети (хором): Мы разные, но мы вместе!

Ведущий:

Вот и закончилось наше веселое путешествие по традициям и играм народов России. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы.

Ведущий: Ребята, мы дарим вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом.

Счастья Вам и радости! всем, мира!

Ведущий:Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. И в зависимости от места жительства и погодных условий, все люди выглядят по-разному. У них разный цвет кожи, волос, разный разрез глаз, разные носы и одеваются они все по-разному. А самое главное – ведут разный образ жизни. И это – величайшее богатство мира. Ведь каждый народ делает мир таким ярким и красочным, каким мы его привыкли видеть
Посмотрите друг на друга – мы с вами такие разные: кто-то выше – кто-то ниже, у кого-то глаза серые, а у кого-то карие, а может даже зеленые… У всех разные волосы, – и это уже говорит о том, что все мы принадлежим к разным народам. Изучать культуру и быт народов мира – это не только увлекательно и интересно, но и полезно, ведь именно в разнообразии народов на земле хранится источник мудрости и доброты.
А я вам раскрою одну тайну! Именно она поможет нам с вами познакомиться с разными народами мира! Готовы!? Тогда слушайте…
«Когда-то мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять их и сохранить уникальность. И договорились, что никогда не будут говорить о них вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы те смогли передать своим. Так и случилось!» И до сих пор все тайны, силу и мудрость своего народа дети узнают через специальные обряды, – мы их называем «ИГРЫ»!
И действительно, дети каждых народов и национальностей играют в свои игры, и именно через них узнают, насколько нужно быть ловким, быстрым, сильным, как нужно ценить дружбу и уважать соперника.

И сегодня я хотела бы рассказать вам об играх разных народов и даже поиграть в них всем вместе!

1.Русская народная игра «Поймай рыбку» – (СКАКАЛКА)
Эта русская народная игра для помещения вполне подходит. Игроки образуют круг. Выбирается «вода» – он встает в центр и берет в руки веревочку или скакалку. В детском саду его роль исполняет воспитатель. Вода вращает веревку по земле вокруг своей оси, а участники должны успеть через нее перепрыгнуть. Кто попадется (не успеет перепрыгнуть) на «удочку», выбывает из игры либо становится на место ведущего.
2.Украинская народная игра «Аисты» (МЕЛ)
В игре принимают участие 6-8 детей, которые изображают аистов. Все игроки встают в общий круг, и каждый из них очерчивает вокруг себя окружность поменьше (диаметром 1 метр) – это будет «гнездо». Водящий встает в центр большого круга – «гнезда» у него нет. Когда «вода» подаст сигнал, аисты должны поднять правую ногу и так остаться стоять. Водящий тоже прыгает на одной ноге, а затем запрыгивает в чье-нибудь «гнездо». Тогда два конкурента выскакивают из «гнезда» и прыгают на одной ноге, огибая общий круг (ногу разрешается уже менять). Тот, кто первым, вернется к исходному кружку, остается в «гнезде». Опоздавший назначается водящим.
3.Туркменская народная игра «Хромая курица» (старт и финиш)
Игроки делятся по командам, в каждой из которых по три человека. Все участники встают вдоль линии старта. Двое крайних из каждой тройки берутся за руки, а стоящий посередине забрасывает левую ногу на их соединенные меж собой руки. Получается «хромая курица» на пяти ногах. По сигналу ведущего начинается гонка, в которой побеждает команда, которая придет к финишу раньше соперников.
4.Аргентинская народная игра “Поезд” (Свисток)
Перед игрой участники делятся на водящего “паровоз” и остальных игроков “вагоны”. На большой площадке игроки, каждый себе “выбирает место – депо” – стул скамейка и т.д.
В середине площадки стоит водящий – паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного игрока к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим паровозом.

5.Австрийская народная игра «Найди платок»(Платок)
Ход игры: игроки выбирают водящего, который прячет платок, а остальные в это время зажмуриваются. Платок прячут на небольшой территории, которую заранее отмечают. Спрятав платок, игрок говорит: «Платок отдыхает». Все начинают искать, поиски направляет спрятавший. Если говорит «тепло», идущий знает, что он близко от места, где находится платок, «горячо» – в непосредственной близости от него, «огонь» – тогда надо брать платок. Когда ищущий удаляется от того места, где спрятан платок, то водящий предупреждает его словами «прохладно», «холодно». Тот, кто найдет платок, не говорит об этом, а незаметно подкрадывается к игроку, который к нему ближе всего, и ударяет его платком. В следующем туре он и будет прятать платок.
6.Английская игра «Саймон говорит»
Один игрок, ведущий, берёт на себя роль «Саймона» и отдаёт приказы остальным игрокам в таком ключе: «Саймон говорит: сделай то-то»;. Остальные игроки должны не задумываясь исполнить приказ. Суть состоит в том, что приказ должен обязательно начинаться со слов «Саймон говорит…», в противном случае его исполнять нельзя, и если кто-то из игроков сделает это, он выбывает. Также если игрок замешкавшись не сразу исполняет верно отданный приказ, он также выходит из игры. Последний оставшийся игрок побеждает. Если последние оставшиеся участники выполняют неверный приказ и выбывают, тогда победившим считается сам «Саймон».

Ведущий:Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. Все они разные: одежда, религия, традиции, история… Но есть у всех нас что-то общее, одно на всех, – это мир, в котором мы живем, это голубое небо, над головой и счастье,и самое главное – ДРУЖБА, которая нас всех объединяет! А пока мы едины – мы … непобедимы!
Молодцы, и за активное участие, любознательность и большой интерес, я хочу вас отблагодарить и раздать вам призы.
РАЗДАЮТСЯ ПРИЗЫ.
Спасибо за участие, ждём вас снова, в нашей игровой комнате!