Праздники в буддизме. Праздники в буддизме Зула хурал значение

Вы-кто предвзятости тьмой не окутан,
кто обладает рассудком, способным
зло отличить от добра; и благому
рождению -человеческой жизни-
достойный придать хочет смысл,-
Внимайте, счастливцы, в сосредоточенье!

Чжэ Цзонхава «Ламрим»

Один из главных религиозных буддийских праздников Зула Хурал, или Праздник тысячи лампад (от монгольского зул – светильник, лампада, хурал – богослужение) отмечается в 25‑й день первого зимнего месяца по лунному календарю.
Этот молебен посвящён Дню ухода в Нирвану основателя школы Гелуг – буддийскому философу Чже Цзонхаве (или Цзонкапе), который известен среди буддистов как автор книги «Ламрим» («Этапы пути пробуждения»). Чжэ Цзонхава (1357 — 1419 гг.) также почитается в Тибете как второй Будда. Созданная им школа Гелуг стала наиболее влиятельной из всех школ Тибета. С середины XVII в. эта школа утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае (как придворная буддийская школа императорского двора).
Четыре главных деяния Цонкапы связаны с основанием школы Гелука:
– реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтреи (в буддийской мифологии – будда грядущего мирового порядка как знак тысячелетнего существования новой школы;
– возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета;
– учреждение праздника Монлам чхенмо (15 чудес Будды, что способствовало единению народа и новой школы;
– строительство монастыря Галдан, или «земли Тушита», где обитает Майтрея, и возведение в этом монастыре магической диаграммы – мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сангдуй, Демчхог и Дорчжеджигчжед.

Во время праздника Зула Хурал миряне приносят в храмы тысячи подношений Учителю. Как правило, это молоко, чай, сладости и масло для лампад, символизирующих учение буддизма.
В день памяти Цонкапы в знак скорби принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста.
Зула-хурал представляет собой торжественный молебен и красочное шествие, праздник имеет и другое название – Тысячи свечей. В этот же день наступает калмыцкий Новый год.
С наступлением темноты внутри и вокруг храмов принято возжигать тысячу лампад (зула), которые освещают путь буддиста, ведущий в нирвану, тысячекратно подавляя невежество. Тем самым, буддисты почитают своих коренных учителей, родителей, близких, всех тех, кто дорог в этой жизни, желая всем живым существам лучшей участи. Считается, что стержень зула образно являет собой человеческое тело, а масло, находящееся в лампаде, символизирует собой человеческие страдания. Сгорая, зула очищает наши негативные проявления, грехи, принося вместе с ним мир и спокойствие.
Сохранился обычай и в доме ставить две лампадки. Одна делается в форме лодочки, в ней несколько фитилей - соответственно количеству членов семьи, причем каждый фитиль имеет разное количество составляющих травинок - их столько, сколько лет человеку плюс еще несколько. Вторая лампадка - обычной формы, фитиль в ней состоит из 9 травинок. Она ставится для всех домочадцев (по другой версии - для хозяйки дома). Число 9 - символ прибыли и богатства: скот считали не десятками, а именно девятками.

Праздник Тысячи лампад, один из зрелищных и красивейших буддийских праздников в буддийских храмах Бурятии, когда сотни и тысячи маленьких масляных лампад зажигаются в храмах одновременно. Лампада () — символ света учения, рассекающего мрак неведения.

Аркадий Зарубин , CC BY-SA 3.0

Зула Хурал («Праздник тысячи лампад») - важнейший памятный день для последователей буддизма. Именно в 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю в дацанах России и не только отмечают день памяти (ухода в нирвану) Богдо Зонхабы (1357—1419), земного воплощения бодхисаттвы Манджушри, основателя тибетской школы Гелуг, последователями которой сегодня являются и буддисты Традиционной Сангхи России, и многие верующие по всему миру. Зула Хурал проходит в течение трёх дней.

Буддийская танка , Public Domain

Лама Богдо Зонхаба

Лама Зонхаба почитается как второй Будда, а два его основных сочинения - «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) - полностью охватывают духовную практику буддизма.

По преданию, сам лама Зонхаба в конце земной жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.

Четыре главных деяния

Последователями реформ ламы Зонхабы отмечены четыре главных деяния, связанные с основанием школы Гелуг:

1. Реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтрейи как знак тысячелетнего существования новой школы.

2. Возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета.

Буддийская танка , Public Domain

3. Учреждение праздника Монлам Ченмо, которое способствовало единению верующих и новой школы.

4. Строительство монастыря Гандан, или «земли Тушита», где обитает Майтрейя, и возведение в этом монастыре магической диаграммы - мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сандуй, Демчог и Дорже Жигжед.

Достижения школы Гелуг

Созданная Богдо Зонхабой школа Гелуг («школа добродетели» - тиб.) стала одной из самых влиятельных и популярных школ Тибета.

Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Гандан), носит титул жалва («победитель» - тиб.) и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары.

С середины 17 века школа Гелуг утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.

В день памяти Зонхабы принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи масляных лампадок («зула», отсюда и название праздника). В память о великом Учителе лампадки горят до самого рассвета, и если представить буддийские монастыри и храмы в эту ночь сверху, они покажутся чудесным, ярким и тёплым обращением к небожителям всех времён.

В дни празднования Зула Хурала благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать подношения дацанам и ламам.

Фотогалерея

Полезная информация

Зула Хурал
Праздник тысячи лампад
День памяти (ухода в нирвану) Богдо Зонхабы

История праздника

Зула хурал – один из самых значительных праздников школы Гелуг.

Основной день этого молебна всегда приходится на 25 лунные сутки десятого лунного месяца – именно в этот день в 1419 году ушел в Паринирвану основоположник школы Гелуг (т.н. школы Добродетели) – буддийский философ и реформатор Дже Цзонхава (или Цонкапа).

Дже Цзонхава

Широко известен буддистам как автор книг «Ламрим» («Большое руководство по этапам пути к Пробуждению») и «Нагрим» («Большое руководство по этапам пути тантры»), таким образом Цзонхава соединил в школе Гелуг сутру и тантру, сделав их как бы двумя равными крыльями этой линии буддизма.

Впоследствии линия Гелуг стала наиболее влиятельной из всех школ буддизма. С середины XVII в. она утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае.

Буддийская традиционная Сангха России является также приверженцем этой школы.

19 декабря в Иволгинском дацане "Хамбын Хурээ" под руководством Главы Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева прошла декламация священного Ганжура1. 20 декабря, в основной день хурала, всем верующим была предоставлена драгоценная возможность поклониться Эрдэнитэ Мунхэ Бэе2. Также в этот день проводилась церемония "Подношение Вселенной". 21 декабря состоялся заключительный Сахюусан хурал (молебен Защитникам Учения). В этот день также были проведены обряды сэржэм3, даллага4.

Зула хурал посвящен уходу в Нирвану Богдо Цзонхавы5 - основателя школы гелуг, последователями которой являются традиционные буддисты России. Он отмечается 25-го числа десятого месяца по лунному календарю. Название получил от того, что в этот праздник принято зажигать зула - масляные лампады.

Церемония "Подношение Вселенной"

20 декабря с 11.00 до 18.00 на стадионе Иволгинского дацана прошла торжественная церемония "Подношение Вселенной". 1000 небесных зула, освященных Хамбо ламой Итигэловым, были зажжены и подняты небо над Иволгинским дацаном. Горящая лампада нагревает воздух внутри небольшого воздушного шара, который и поднимает ее в небо.

Свет лампад символизирует мудрость, рассеивающую тьму неведения. Совершая подношение подобной лампады, Вы устраняете собственную темноту неведения и всех, о ком памятуете в этот важный момент.

К непосредственному участию к церемонии допускались все желающие.

Церемония "Подношение Вселенной" проводилась во второй раз в истории Иволгинского дацана.

Что следует делать верующим во время Зула хурала?

В дни празднования Зула хурала благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: возжигать лампады, молиться, налагать на себя обеты, совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать подношения храмам и монастырям, почитать Эрдэни Мунхэ Бэе.

Примечания:

  1. Ганжур, тиб. - священный буддийский канон, состоящий из 108 томов. Заключает в себе переведенное на тибетский язык Слово Будды.
  2. Эрдэнитэ Мунхэ Бэе, бур. - Драгоценное и Неиссякаемое Тело Пандито Хамбо ламы XII Даша Доржо Итигэлова.
  3. Сэржэм - это божественный напиток в виде чая, молока или водки. При совершении обряда сэржэм водкой ламы мысленно преображают эту «дьявольскую пищу» в «золотой напиток», лишь затем преподносят ее божествам.
  4. Даллага – это символическое собрание всех благих качеств: доброта, счастье, богатство в виде яств. Следует принести сладости, печенье, фрукты. Зайдя в храм, разложите все подношения перед алтарем в специальном месте. Когда начнется обряд даллага, возьмите продукты на руки и синхронно с ламами, вращая по ходу солнца, мысленно призывайте счастье, благополучие, здоровье и т.п., провозглашая "А-хурай!». После проведения обряда верхнюю, самую лучшую часть освященной пищи оставьте на алтаре, остальное заберите домой и раздайте домочадцам.
  5. Богдо Цзонхава (1357-1419) - основатель школы гелугпа, реформатор и философ. Почитается как земное воплощение бодхисаттвы Манжушри. Второй Будда, два его сочинения - «Ламрим» и «Нагрим» охватывают духовную практику буддизма во всем объёме. Сам Цонхава в конце жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.

Созданная Цзонхавой школа гелуг стала наиболее влиятельной из всех школ Тибета. С середины XVII века школа гелуг утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве

Зула Хурал («Праздник тысячи лампад») – важнейший памятный день для последователей буддизма. Именно в 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю в дацанах России и не только отмечают день памяти (ухода в нирвану) Богдо Цзонхавы (1357–1419), земного воплощения бодхисаттвы Манджушри, основателя тибетской школы Гелуг, последователями которой сегодня являются и буддисты Традиционной Сангхи России, и многие верующие по всему миру.

Зула Хурал проходит в течение трёх дней. Лама Цзонхава почитается в Тибете как второй Будда, а два его основных сочинения – «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) – полностью охватывают духовную практику буддизма. По преданию, сам лама Цзонхава в конце земной жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.

Последователями реформ ламы Цзонхавы отмечены четыре главных деяния, связанные с основанием школы Гелуг:
1. Реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтрейи как знак тысячелетнего существования новой школы.
2. Возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета.
3. Учреждение праздника Монлам чхенмо, которое способствовало единению верующих и новой школы.
4. Строительство монастыря Галдан, или «земли Тушита», где обитает Майтрейя, и возведение в этом монастыре магической диаграммы – мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сангдуй, Демчхог и Дорчжеджигчжед.

Созданная Богдо Цзонхавой школа Гелуг («школа добродетели» – тиб.) стала одной из самых влиятельных и популярных школ Тибета. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Галдан), носит титул гьялва («победитель» – тиб.) и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. С середины 17 века школа Гелуг утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.

В день памяти Цзонхавы принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи масляных лампадок («зула», отсюда и название праздника). В память о великом Учителе лампадки горят до самого рассвета, и если представить буддийские монастыри и храмы в эту ночь сверху, они покажутся чудесным, ярким и тёплым обращением к небожителям всех времён.

В дни празднования Зула Хурала благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать подношения храмам и монастырям.