Чему не учат в школе? Полезные навыки для жизни. Чему не учат в школе То чему не учат в школе

Даже если ребенок на домашнем обучении получает прекрасное развитие своих интеллектуальных способностей, родителям стоит задуматься, только ли знания, умения и навыки являются слагаемыми счастья в жизни? Ведь если задуматься, то отчетливо видно, что счастье складывается из отношений с другими людьми – с любимым человеком, с родственниками и друзьями, с коллегами и просто знакомыми.

Впереди 1 сентября – долгожданный День знаний, начало нового учебного года, еще одного года удивительных открытий, еще одной ступеньки во взрослую жизнь!

Почему же на энергичный вопрос взрослых: «Ну что, соскучился по школе?» – нередко дети отводят глаза в сторону и корчат унылую мину? Может, они двоечники и просто не хотят учиться?

Слишком умный для школы

В том и беда, что среди детей, которые не любят школу, много одаренных и развитых. Эти дети считают время, проведенное в школе, потерянным. Они чувствуют себя умнее других ребят в своем классе. То, что класс узнает на уроке, этим ребятам известно давным-давно, им не надо по десять раз повторять одно и то же – новую информацию они усваивают с первого раза. Настоящая их жизнь и развитие начинаются после школьных уроков – кружки, спортивные секции, занятия английским, музыкой, программированием и многое-многое другое, чему не учат в современной школе. И часто получается парадоксальная ситуация, когда одаренный ребенок недогружен и откровенно скучает в школе и перегружен дополнительными занятиями вне школы.

Как правило, это дети, обладающие или звуко-зрительной связкой векторов. Их возможности к познанию действительно выше, чем у большинства людей. Стандартная школьная программа им дается слишком легко, поэтому родителям нередко приходится ломать голову, когда очередной раз такой ребенок ставит вопрос:

«Зачем мне школа? Я и так это все знаю или могу выучить сам».

Продвинутые родители, видя «страдания» милых чад и заботясь об их полноценном интеллектуальном развитии, забирают таких детей из школы, чтобы перевести на домашнее обучение. Благо интернет сейчас изобилует обучающими программами и курсами на любую тему.

Но дома часто возникают новые трудности – без хорошей организации со стороны родителей домашнее обучение превращается в домашнее ничегонеделание, а именно в круглосуточное сидение за компьютером с перерывом на кружки и секции, интерес к которым слабеет, так как компьютер затягивает все больше и больше.

Но даже если это и не так, и ребенок на домашнем обучении получает прекрасное развитие своих интеллектуальных способностей, родителям стоит задуматься, только ли знания, умения и навыки являются слагаемыми счастья в жизни? Ведь если задуматься, то отчетливо видно, что счастье складывается из отношений с другими людьми – с любимым человеком, с родственниками и друзьями, с коллегами и просто знакомыми.


«Они мне мешают!»

Лишить звукового ребенка орущих, бегающих, не очень умных, с его точки зрения, одноклассников – это именно то, чего он сознательно хочет. Его и раньше окружающие сверстники не очень-то устраивали в плане общения, а теперь они и вовсе кажутся ненужными. С детства ощущая свое интеллектуальное превосходство, звуко-зрительный ребенок может проявлять высокомерие по отношению к одноклассникам, и те, в свою очередь, тоже не остаются в долгу. Желание к общению пропадает, а вместе с этим теряется и без того хрупкое умение строить отношения.

Ребенок замыкается в своем мире. Эгоцентризм в звуковом векторе отделяет его от окружающего мира, создавая иллюзию собственной гениальности. Родители часто не понимают, что если не сломать эту скорлупу эгоцентризма до конца пубертата, то в будущем им придется столкнуться с более сложными проблемами, чем просто нежелание идти в школу – депрессией, компьютерной зависимостью, нежеланием и неспособностью взаимодействовать с другими людьми.

Поэтому каково бы ни было ваше решение относительно обучения, нужно приложить максимум усилий, чтобы возбудить в ребенке желание общаться и интерес к другим людям. Как это сделать, подробно разъясняется на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Почему она орет? Потому что ей плохо

Всякому поведению есть свои причины, и если их понимать, то места для неприязни не остается. Выстраивая доверительные отношения с ребенком, нужно объяснять ему причины поступков других людей, показывать отличия одних людей от других, вызывать сочувствие и сопереживание.

Например, как здесь:

– Тебе плохо в школе, потому что тебе кажется, что учительница все время орет? А как ты думаешь, почему она орет?

– Потому что дети не слушаются? И она не знает, что ей делать, как успокоить класс, да? Получается, что ей плохо. Люди часто орут, когда им плохо.

– Ты можешь пожалеть ее или как-то помочь ей, чтобы ей стало хорошо.

Звуковики любят думать и задуматься о причинах им будет интересно. И очень полезно. Тем более, если системно вы сможете подсказать им точные ответы о причинах поведения людей.

Понять – помочь…

Самому звуковому ребенку необходимо создать условия звуковой экологии дома, чтобы не было громких криков и шума, желательно, чтобы с детства он приучался вслушиваться в звуки классической музыки. Это будет приучать его мозг сосредотачиваться снаружи, на окружающем мире, а не концентрироваться на себе. И конечно, самое верное средство для отличной учебы любого ребенка – это сохранение у него чувства защищенности и безопасности.

При всех выдающихся способностях ребенка со звуковым вектором не стоит требовать от него отличных отметок по всем предметам. Звуковики обычно проявляют некую избирательность интересов: чему-то отдаются со всей страстью, а что-то просто не заставить учить.

Подойдите к учителю и попросите давать вашему ребенку дополнительные задания на уроках, чтобы у него не создавалось иллюзии собственной гениальности. Не старайтесь «отмазывать» его от школьных мероприятий – спартакиад, концертов, конкурсов. Возможно, смотр строя и песни вашему звуковику не понравится, зато кто лучше его защитит честь класса на конкурсе научных проектов и олимпиадах?


Важно, чтобы ребенок понимал, что он не «сам по себе мальчик», а часть чего-то большего – класса, города, страны. Что его достижения и заслуги не принадлежат только ему, что реализуя свои способности, он служит Родине, счастью и здоровью других людей.

Эти мысли могут показаться несколько утопичными. Но это единственный способ вырастить гения психически здоровым человеком. В обратном случае жизнь звукового ребенка или подростка оказывается под серьезной, не всегда осознаваемой угрозой депрессии и суицида. .

Очень важно понимать своего ребенка. Тогда вы будете знать, как его направить, не нарушая его самостоятельности и не противореча его природным желаниям, помогая развить то лучшее, что в нем заложено.

А ваш ребенок хочет в школу? Если нет, вы знаете, почему?

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

О плюсах и минусах белорусского среднего образования нам рассказали гродненцы - родители, педагоги и репетиторы.

Больше внимания бумажкам, чем детям

Учительница Ольга Букатая пришла работать в школу после института. В первый же год создала и внедрила экспериментальную программу. Но со временем почувствовала, что заполнению «бумажек» приходится уделять больше внимания, чем детям.

Вторая сложность в школе, по мнению Ольги, неуважение к ученикам.

Руководство школы обращается с детьми, как с марионетками, - поясняет она. - Я поняла, что не хочу работать в такой системе.

Ольга ушла и вместе с единомышленниками создала детскую образовательную студию. Они мечтают открыть в Гродно частную школу.

По мнению психолога Светланы Кутаковой , нужно развивать эмоциональный интеллект школьников. А изменения в программах, которые практически упразднили эстетическое образование, отбросили школу в «каменный век».


Еще один вопрос, которому стоило бы уделить больше внимания, - физическое развитие и культура тела.

Учимся дома. Если разрешат

У Светланы шестеро детей. Трое из них - школьники: 8-й, 5-й и 3-й классы. Одними из первых в Гродно стали учиться по индивидуальному плану. Такая возможность предусмотрена Кодексом об образовании: дети не ходят в школу каждый день, а занимаются дома самостоятельно. Раз в четверть они выполняют контрольные задания.

Главный вопрос, который вызывал опасения у школьных педагогов - социализация детей. Но это, считает Светлана, совершенно не проблема:

В семье самая сложная, нужная и значимая социальная нагрузка. Здесь дети учатся договариваться, выстраивать и сохранять отношения.

С учебной программой ее дети справляются. Правда, педагоги присматриваются к ним более внимательно.

Сначала очень переживала за оценки, - признается Светлана. - Но потом подумала: в школе тоже по-разному: у одного четверка, у другого десятка.

Все больше родителей хотели бы выбрать для детей обучение по индивидуальному плану. Но получается не у всех. Дочери Натальи после двух лет на индивидуальном плане не разрешили продолжить учебу.

По словам директора, причиной стал анонимный звонок о «ненадлежащих» условиях проживания и воспитания ребенка. Начались проверки, вопросы, семью собирались поставить на учет как находящуюся в социально опасном положении.

Мы вынуждены были прописать дочь в Минске у бабушки, где разрешили учиться так, как мы просили. Теперь раз в четверть возим в столицу сдавать контрольные, - рассказывает Наталья.

Ее дочь окончила 3-й класс. На учебу тратит примерно час в день и за это время успевает выполнять все нужные задания. В свободное время ходит в музыкальную школу, занимается танцевальной акробатикой, английским и увлекается ткачеством.

По мнению Натальи, жесткое сопротивление системы образования желанию родителей не оправдано, а вызвано, скорее, страхом нового и опасением потерять контроль над ситуацией.

Кому, как не родителям, лучше знать, что нужно ребенку? Нам говорят, что за детей отвечает школа. Но ведь родители несут за них ответственность и при смене школы, и по ее окончанию. А нас лишают законного права выбора, - считает Наталья, сама педагог в третьем поколении.

Школа рассчитывает на репетиторов

Татьяна Соловьева - преподаватель английского, а сейчас занимается репетиторством. Работает с детьми из разных школ Гродно. При одинаковых программах уровень подготовки у них очень отличается.

При этом не всегда успех ученика зависит от учителя. У детей может быть разная степень мотивации и способностей, - подчеркивает Татьяна.

И тогда мне просто жаль своей работы. При таком запросе надо учить распознавать подвохи в заданиях. А после ЦТ с этим багажом куда? - сокрушается Татьяна.

Учат вписываться в систему

Тестирование, пришедшее на смену экзаменам, сильно изменило всю систему обучения и критерии его качества:

Сформулировать самостоятельно свою точку зрения многим трудно: проблема с самовыражением. Этому перестали учить, а тесты лишь вписывают в систему норм.

Павел Соловьев говорит, что и учебники стали менее понятными:

Как-то сын не мог разобраться с темой по физике. Скачал ему из интернета старый советский учебник для техникумов. Он прочел и с первого раза все понял.

Татьяна и Павел в свое время окончили школу с медалью.

Нам прививали навыки аналитического мышления, отбора и сортировки информации - это очень нужные вещи. Уроки вели даже университетские преподаватели. Сейчас такого уже почти нигде нет, - рассказывает Татьяна.

В любой системе все решают люди. А сейчас, считают Соловьевы, учитель поставлен в незаслуженно низкое социальное положение.

Платить можно было бы и больше

Сельская школа от городской очень сильно отличается, считает один из самых молодых директоров школ в Гродненском районе .


Ему 29, и он уже третий год руководит школой в Озерах. 78% прошлогодних выпускников поступили в вузы.

Кадровый состав очень сильный, текучки нет. По химии в Озерах готовят так, что каждый год школьники занимают призовые места на республиканских олимпиадах. По мнению Сергея, школьная программа дает возможность педагогам подходить к работе творчески.

У каждого есть полет фантазии, который нельзя ограничивать. Если все загнать в жесткие рамки, то творчество просто уйдет.

Из изменений в системе школьного образования директор отмечает, что в разы повысилась степень ответственности учителей.

Мы отвечаем за жизнь и здоровье детей почти круглосуточно, на нас даже функция контроля за семьей… Практически образование отвечает за все, - заключает Сергей.

Но в таком случае и платить за высокую ответственность надо бы больше, считает директор. Кстати, уже со следующего года на каждого ребенка школа получит 2600 рублей в год и должна будет оплачивать из этого бюджета все свои расходы, от зарплаты до коммуналки. Сэкономленное или дополнительно заработанное останется в распоряжении школы.

Впервые директора школ станут хозяйственниками. Мы должны будем учиться экономить, считать деньги и сами зарабатывать, - говорит Сергей.

Что из этого выйдет - посмотрим…

5 школьных неумений

1. Мало внимания уделяется развитию эмоционального интеллекта.

2. Недостает возможностей для учебы детей по индивидуальным планам.

3. ЦТ учит пониманию системы норм, но ограничивает самовыражение.

4. Недоверие к возможностям детей и семьи контролировать ситуацию.

5. Перегрузка учителей «допзаданиями» тормозит их профразвитие.


Стоит признать, что большая часть того, чему учат в школе, в жизни никогда не понадобится. Общество, стиль жизни, технологии и всё, что связано с повседневной жизнью меняются очень быстро, а школьная программа всё та же. В результате стены школы все покидают с аттестатом, но без практических знаний, которые помогут понять мир и выжить в нём.


Возможно, необходимость формирования этого умения вызовет удивление, но иногда в случае опасности или чрезвычайной ситуации нужно, чтобы тебя услышали. Это может стоить жизни. Поэтому засовываем пальцы в рот и учимся.


Есть постоянно вне дома, в кафе и ресторанах – дорогое удовольствие, домашняя еда поможет сэкономить много денег, но для этого нужно научиться готовить. Начинаем с простых, базовых рецептов и ни в коем случае не отходим далеко от плиты.


Если после дружеских посиделок выворачивает наизнанку, значит, пить не умеем. Нужно научиться определять свою дозу, которая поможет избежать неприятных последствий не только в плане физического, но и морального самочувствия.


Если норма алкоголя превышена, придётся искать лекарство от похмелья. Надёжных средств, которые спасают по утрам, множество. Так что выбрать лучшее невозможно, а вот действенное каждому придётся подбирать индивидуально. Для кого-то это будет рассол, а кого-то к жизни вернёт обычный куриный бульон.


Существует десятки «надёжных» средств от икоты, вот только в ответственный момент они почему-то не спасают. А учёные установили, что ключ к решению проблемы заключается в повышении уровня СО2 в крови. Так что придётся дышать секунд 30 в пластиковый пакет.


Для неопытного водителя пробитое колесо – это ночной кошмар, хотя на самом деле большой проблемы в этом нет. Главное, чтобы в багажнике оказалось, запасное.


Красно-белое сочетание смотрится потрясающе, если речь идёт не о вине и белой блузке или рубашке. Посыпаем ткань толстым слоем кухонной соли, которая впитает вино, а через час её можно будет убрать.


Умение вести переговоры – необходимость, а в школе, к сожалению, этому не учат. А ведь это зачастую и цена на машину поменьше, и карьерная лестница не такая крутая, и наказание не такое жёсткое, а ещё масса возможностей в бизнесе.


Рукопожатие может многое рассказать о человеке, поэтому здороваться нужно научиться правильно.


Жизнь – это не одиночество в джунглях. В жизни нам нужны люди, а мы нужны им. Вот только искусство общения с людьми в школе не преподаётся. А связи непременно понадобятся. Знания и умения – это хорошо, а знакомство с нужными людьми намного важнее.


Впечатление, произведённое на собеседовании, может стоить хорошей карьеры, поэтому к нему непременно нужно серьёзно готовиться. Начать нужно с поиска общей информации о компании, а закончить можно тренировкой улыбки перед зеркалом.


Страна проживания или ведения бизнеса не имеет значения, налоги придётся платить везде. Поэтому стоит научиться считать и оптимизировать их. Возможно, придётся обратиться к профессионалу.


Платить кредиткой очень удобно, но чревато последствиями. Плата наличными – более болезненный процесс с психологической точки зрения, расставаться с большой суммой в этом случае тяжелее. Да и потратить больше, чем есть, практически невозможно. А в целом нужно научить соизмерять свои доходы и траты.


У каждого должна быть заначка, её вид и размер не имеют значения. Она просто должна быть. Для этого придётся научиться на чём-то экономить. К сожалению, в школе не учат правильно распоряжаться деньгами.


Споры по поводу необходимости чаевых и их размера не утихают, хотя давно принято, что они составляют 15% от счёта, а при хорошем обслуживании 20%.


Правильно распоряжаться временем – важное умение, которое в школе не формируется. А зря. Оно бы помогло не только эффективно учиться при минимально затраченном времени, но во взрослой жизни тоже бы пригодилось.


Даже для тех людей, у которых активная личная жизнь, первое свидание с новым партнёром – это стресс. Что уж говорить о молодых мальчиках и девочках. Нужно учиться строить отношения с противоположным полом, а без практики никак не обойтись.


Первое свидание далеко не всегда ведёт к развитию отношений и созданию семьи. Рано или поздно приходится прощаться и уходить. Вот только никто не готовит, и школа в том числе, к тому, как пережить столь сложный в эмоциональном плане период.


Одно дело инициировать разрыв, совсем другое – пережить тот факт, что тебя бросили. Придётся испытать невероятно широкую гамму чувств.

Как путешествовать с минимальными затратами

Завязывать галстук должен уметь каждый мужчина, вот только на практике всё оказывается далеко не так.


Природные катаклизмы происходят в самый неподходящий момент, а застать могут в любом месте. Поэтому просто необходимы хоть минимальные знания по выживанию.


Все видели в фильмах или читали в книгах о том, как можно разжечь костёр с помощью лупы или кремня. А ведь стоит не просто почитать или посмотреть, лучше всего научиться.


Умение справляться со стрессом в современной жизни необходимо всем без исключения, как детям, так и взрослым.
Хотя стоит признать, что иногда школа не просто не учит нужным вещам, но порой даёт и неправдивую информацию. Часто приходится жить с вынесенными из стен школы.

«Жизнь пройти — не поле перейти», — гласит знакомая пословица. Каждый из нас набивает кучу шишек, проходя эту трудную и интересную жизнь… И, после очередного крутого жизненного виража, ловишь себя на мысли, что если бы знать какие-то секреты чуть раньше, можно было бы соломку подстелить. Так и воспитывает нас жизнь, награждая то взлетами, то падениями, делая нас закалённее, увереннее в себе, и готовыми к преодолению новых препятствий. А что, если бы нас многому из того, чему нас учит жизнь, нас научили бы еще в школе, ошибок меньше бы было? Давайте разберемся, чему нас не учат в школе, и что можно было бы узнать намного раньше?

Я знаю, что об этом задумываются многие. Система образования не шагает в ногу со временем, к большому сожалению, а для современного человека сегодня необходим целый набор навыков, которые необходимо тренировать самостоятельно для того, чтобы быть многофункциональным.

Для чего учиться в школе?

Не знаю, как вам, но нам говорили, что учиться нужно для того, чтобы быть грамотным и образованным. Спросите сегодня у своих детей, для чего они учатся в школе? Какие ответы вы услышите? Мой одиннадцатилетний племянник честно признается, что он не знает, для чего он учится в школе. Начинаешь задавать наводящие вопросы, и с ужасом понимаешь, что у маленького человека отсутствуют цели. А раз целей нет, то и учиться он будет из под палки, нехотя. Думаю, что картина всем знакомая.

Умение управлять своим временем

Распорядок дня — отличная вещь, он хотя бы процентов на 40 оправдывает приобретенные привычки по выполнению задач в течение дня. Но этого так мало… Многие школьники и слова-то такого не слышали — тайм-менеджмент, не говоря о том, что оно значит. А ведь для нас так важно научиться управлять своим временем, и уметь планировать и делать все вовремя.

Принимать решение

Кого в школе учили принимать решение? Наверное, кто-то даже не задумывался о том, что этому можно научить. Страшно… Вдруг что-нибудь натворят дети. Помню, как в 7 классе мы приняли коллективное решение, что соберемся классом одни, и поздравим наших мальчишек с 23 февраля. Праздник удался на славу только до того момента, как нас «застукала» завуч. Итог плачевный — классная за то, что без ее ведома мы устроили вечеринку, решила от нас отказаться. Было море слез, родительское собрание, позор, который опустился на наши головы, но это было своеобразное проявление командной инициативы, которая тут же была наказуема.

Разбираться в законах

Это умеют юристы, вернее они этому учатся целых 5 лет. А как же быть нам, обычным гражданам нашей страны, которые так далеки от этого. И какой имеем результат? Не знаем свои права и свои обязанности. Сколько неприятностей свалилось на нас после того, как мы окончили школу и стали самостоятельными людьми, только из-за того, что были настолько невнимательны к оформлению деловых бумаг, прочтению договора, незнанию законодательства страны, в которой мы живем… Сегодня мы обязаны быть многофункциональными и многопрофильными, а значит мы должны быть юридически грамотными людьми. Это тоже, своего рода навык, и его так же нужно тренировать.

Общаться и договариваться

Знание основ психологии нужны каждому человеку, мы живем в социуме, и для полноценного взаимного общения психология может стать помощницей и союзницей и дома, на работе. К слову сказать, в общении с различными людьми полезными будут не только знания психологии, но многих других наук. Как правильно попросить повышения зарплаты? Как быть убедительным в общении с инвестором? Как продать выгодно товар, идею, свой талант? Этому не учат в школе. Этому мы учимся самостоятельно.

Риторика

Литература — это хорошо, только сегодня одного урока литературы школьнику мало. Уметь грамотно выразить свою мысль не только в сочинении, но и в общении с другими людьми — ключевой навык для любой творческой профессии.

Систематизировать деятельность

Только последовательность действий способна принести определенный результат. Не хаотичность, не «как получится», или еще одно любимое выражение «война план покажет», а привычка планировать и систематизировать практические действия способны привести к успеху. Этому навыку нельзя научиться в каком-то одном уроке, это результат комплексного обучения. К примеру, интеллект-карты позволяют всю «кашу в голове» систематизировать, привести в порядок, и разложить по полочкам. И вообще, интеллект-карты, это очень мощный инструмент, с помощью которого можно принимать верные и правильные решения.

Вся жизнь — игра?

В некоторых школах есть такой предмет — Театр. Кто-то воспримет такой предмет, как детскую забаву. А между тем, смысл детского театра совершенно в другом: в игровой форме выражать способы взаимодействия друг с другом. Основы театрального мастерства могут привить нам умения управлять своим телом, голосом, эмоциональным состоянием. Это очень важно, особенно в свете раскрытия детских талантов.

Как быть хорошим родителем?

Как построить полноценную ячейку общества, и что значит хорошая семья и хорошие родители? Воспитываясь своими родителями, мы переносим семейные традиции и устои в жизнь своей семьи, часто — в усеченном варианте. Моральный дух семьи во многом зависит от качества морали супругов и родителей. Нелишним было бы школьникам узнать общие принципы построения семейных отношений, и быть морально готовым к этому ответственному жизненному шагу.

Экономика и финансы

В немецких школах учат детей вести домашнюю бухгалтерию, тем самым, прививая привычку ответственно относиться к ведению учета денежных средств. Как вы считаете, разве лишними бы для подрастающего поколения стали бы знания о том, как обращаться с деньгами?

Список можно продолжать еще долго, и у каждого человека может быть свой перечень тех вещей, которым не учат в школе. Все мы разные… Я знаю, что в некоторых школах, есть интересные системы и программы обучения, но и обучение в этих школах стоит недешево. Под силу ли такое обучение всем без исключения? Навряд ли. Такое впечатление складывается, что нас специально не учат качественно жить потому, что необразованной массой людей легче управлять.

Сколько лет у человека проходит в неведении, пока он не найдет ответы на все свои вопросы? Говорят, что мудрость приходит со временем. Но время сегодня — это непозволительная роскошь, которого и так все время не хватает. Неужели главный закон джунглей — «выживает сильнейший», является главным законом жизни в нашем обществе, обществе современных и цивилизованных людей 21-го века?

Но не все так грустно, друзья, ведь жизнь бьет ключом тех, кто к этому готов))) Давайте не станем ждать кардинальных изменений в школьной программе, а самостоятельно заниматься науками, самообразованием и саморазвитием. Польза от этого — огромная! Но при одном условии, если вы все это будете делать с интересом и с удовольствием! Как хорошо подметил старик Эйнштейн: «Образование - это то, что остается, когда забывается все, чему нас учили».

В любимом Ералаше я нашла выпуск «Школа моей мечты», хотите посмотреть? Присоединяйтесь!