Что чувствует ребенок, когда находится в утробе матери? Беременность изнутри: чем занимается малыш в животике

Возраст человека в Китае исчисляют совершенно иначе, чем на Западе: в самый первый день рождения возраст малыша не 12, а 21 месяц. 9 месяцев в материнском теле тоже считаются. Так как для китайцев предродовое развитие - тоже жизнь. Для нас жизнь начинается с рождения. Хотя для эмбриологов, гинекологов, психологов и будущих родителей те 9 месяцев, которые проводит малыш в материнском животе, – часть его и их жизни.
Большинство даже не сомневаются, что крошечное создание, чье маленькое сердечко начинает биться собственными силами уже через 4 недели после зачатия, представляет собой нечто гораздо большее, чем скопление клеток.

Беременность - это удивительный опыт. Внутри вас крошечный человек! По мере того, как месяцы продолжаются, ваш нерожденный ребенок будет развиваться и расти невероятно. То, что ваш ребенок способен делать в утробе, наверняка взорвет ваш ум! Когда ребенок готовит, они узнают о себе и своей окружающей среде - матке. Они передвигаются, берут в себя свою уютную комнату и экспериментируют со своими новыми способностями, такими как двигать руками и ногами, открывать глаза и слушать голоса их мамы и папы.

Жизнь начинается не с рождения, а с зачатия

По мере того, как конец этих длинных девяти месяцев начинает казаться ближе, чем когда-либо, ребенок сможет делать довольно классные вещи. Он способен выполнять многие функции, которые он будет делать после рождения, что в настоящее время происходит в вашем животе. Ребенок готовится к жизни снаружи.

Уже через 12 недель у малыша в материнском теле уже есть крошечные ручки, а на каждом кончике пальцев – слой осязательных клеток. И черты лица приобретают индивидуальный характер.

Насколько развито тело малыша в животе у матери, становится очевидно, если обследовать рожденных раньше срока малышей. Младенцам, рожденным на 25-ой неделе, недостает только жировой ткани под кожей и стабильных легочных пузырьков. И тот, кто рассматривает их трогательно смышленые личики, признает, не медля ни секунды, что они могут выражать всю палитру человеческих чувств. Малыши морщат лобик и жалобно стонут, когда у них берут кровь, они расслабляются и даже пытаются улыбнуться, когда лежат на груди у матери и чувствуют биение ее сердца.

Она практикует те навыки, которые она возьмет с собой, когда она совершит свое путешествие по родовому каналу. Мы знаем, что дети любят пинать, ударять и делать то, что чувствует себя как колесики, но они делают гораздо больше, что многие ожидающие мамы даже не осознают, что это происходит. Это замечательная и чрезвычайно . И они делают гораздо больше. Продолжайте читать, чтобы увидеть все, что ребенок до тех пор, пока он висит в утробе матери!

Хотя это может стать шокером для ожидающих родителей, некоторые считают, что нерожденные младенцы могут чувствовать боль и удовольствие во время долгого пребывания в утробе матери. Так как некоторые эксперты говорят, что дети могут чувствовать удовольствие, особенно после пятнадцати недельной отметки, они будут выполнять действия в утробе матери, чтобы по существу исследовать и чувствовать себя хорошо.

У младенцев, рожденных в срок, органы чувств настолько же развиты как и у рожденных раньше положенного срока . «С одной стороны, матка - словно защитное убежище», - говорит Людвиг Янус, психотерапевт и президент международного научного общества пренатальной и перинатальной медицины и психологии в Хайдельберге, Германия. - «Но в материнском теле ребенок не оторван от окружающего мира». Это значит: он участвует в жизни матери, ощущает то, что происходит вокруг - там, куда он скоро родится. Для женщины сознание этого может быть захватывающим и увлекательным, а иногда и немного обременительным. Многие время от времени задают себе такие вопросы, как «переживает ли малыш в моем животе все то же самое, что и я сама?» «Чувствует ли он мои сомнения тревоги и беспокойства, мою усталость?» «Что делать, чтобы ему было хорошо?» Современная наука пытается дать ответы на подобные вопросы.

Многие считают, что действия нерожденных детей несколько целенаправленны и что, возможно, существует форма мастурбации. Ребенок-мальчики часто видят в УЗИ руками между ног. Конечно, мы, возможно, никогда не узнаем, действительно ли это или нет, что нерожденные младенцы мастурбируют в утробе матери, но это было частью продолжающихся дебатов относительно того, следует ли запретить аборт после пятнадцати недельной отметки, поскольку при этом точная мастурбация указывает на то, что дети чувствуют удовольствие, а потому и чувствуют боль.

Формирование физического здоровья ребенка

Когда мы устаем, мы часто отпускаем милый зевок. Ну, наши дети в матке делают то же самое! Когда начнет развиваться центральная нервная система вашего ребенка, они смогут сделать больше, что будет напоминать, как они будут себя вести, как только они родится. Это включает в себя возможность зевать.

Здесь – три самых важных открытия, сделанные немецкими учеными:
1. Бесспорно, существует материальная связь между матерью и младенцем.
Малыш в животе не только получает питание от материнского организма, но и огромное количество информации. Плацента передает ребенку эмоции матери через гормоны. Например, если будущая мама нервничает, растет уровень кортизола (гормон отвечающий за поддержание энергетических ресурсов организма) в крови. При анализе крови из пуповины врачи могут установить: с отставанием в несколько ударов пульса, стресс передается от матери малышу.

Ваши нерожденные дети практикуют эти навыки. Фактически, многие врачи и эксперты считают, что зевота помогает ребенку продвигать свою деятельность и развитие мозга. Поэтому в этом случае зевота происходит не только потому, что ребенок устал, но и выполняет гораздо более важную функцию.

Если вы один из счастливчиков, вы действительно можете увидеть, как ваш ребенок зевает во время ультразвука. Очень эффектно видеть такую ​​нормальную, повседневную работу, которую делает ребенок в утробе матери! Многие ожидают, что матери сообщают о внезапном толчке от своего ребенка. Это может быть быстрый удар или ощущение почти так, как если бы ребенок был просто испуган из своей сонной мечты. Подобно тому, как определенные звуки или шум могут заставить нас прыгнуть, если они поймают нас врасплох, то же самое касается младенцев в утробе матери!

На стресс младенцы в животе реагируют по-разному: некоторые становятся беспокойными, а их движения – более нервными. Другие собираются в комочек, подбирают ручки и ножки ближе к тельцу. В позитивных переживаниях матери малыш также непосредственно принимает участие: эндорфин и другие гормоны счастья проникают к ребенку в матку, как только его мама может расслабиться, радуется и счастлива. Эмбриологи выяснили: рецепторы для распознавания гормонов счастья созревают в мозгу малыша довольно рано и быстро. Исследования головного мозга показали, что амплитуда кривых уменьшается, если будущая мама (начиная с 20-ой недели) по просьбе исследователей воображает себе особенно приятную ситуацию или думает о чем-то особенно приятном. Ребенок, таким образом, тоже может наслаждаться вместе с ней этими ощущениями.
2. Развиваются органы чувств. Ребенок все лучше понимает и чувствует свою маму .

Каждая новая жизнь уникальна

Если все тихо, и вдруг вы включаете громкое телевидение, звонит телефон, начинает звучать музыка, гудки автомобильного гудка или больше шумов, вы можете заметить, что ваш ребенок «прыгнет» в матку. Они вздрагивают, просто ли они расслабляются или спят. В любом случае, внешние стимулы удивили их, и вы почувствовали реакцию!

Это поразительное явление у нерожденных детей, по-видимому, происходит ближе к концу беременности. Когда-то родившийся, у вас будет потрясающий рефлекс, возможно, они привезли с собой из утробы. Разве мысль о ребенке, плачущем в утробе матери, делает вас немного слезливыми глазами? Нерожденные дети плачут, проводя время в утробе матери. Может быть странно думать, что ребенок еще не родился, фактически плачет в животе своей матери, но это так.

Сначала пробуждается осязание: уже на седьмой неделе кожа способна воспринимать ощущения и реагировать на них. Ребенок может чувствовать, что он окружен околоплодными водами , его тело «прислушивается» к ритму внутренних органов материнского организма, резонирует с ударами ее сердца.

На 25-ой неделе уже полностью развиты органы слуха. Каждая мама это пережила: если включить миксер или сильно хлопнуть дверцей машины, ребенок в животе вздрагивает.

Это их способ сообщить свои потребности, будь они голодными, уставшими, нуждаются в изменении или просто хотят быть удержаны. Младенцы начинают возглавлять плач, практикуя это все важные навыки, находясь еще в утробе матери! Как мы можем сказать, когда наш ребенок плачет в утробе? Ну, скорее всего, мама не почувствует, что ее ребенок плачет. Исследователи обнаружили через УЗИ, что дети плачут. Это тихий крик, который характеризуется удручающими языками в открытом рте, задыхающимися здесь и там и даже с дрожащей нижней губой.

Ваш ребенок проводит долгие девять месяцев с вами двадцать четыре часа в день, семь дней в неделю. Нет перерывов или одного времени. Неудивительно, что дети узнают и запоминают голос своей мамы. Врачи часто предлагают мамам говорить с их нерожденным ребенком, поют им песни и даже читать им историю. Хотя это может показаться глупым, это может быть весело и способ заставить вашего ребенка запомнить ваш голос, как только он прибыл в этот мир.

Довольно рано дети могут различать «отрицательные» и «положительные» звуки. Ласковые слова мамы всегда до него доходят: если она разговаривает с малышом в животе, он успокаивается или радостно трепещет. Профессор Манфред Хансманн, руководитель университетской гинекологической клиники в Бонне и «первоиспытатель» в области ультразвукового обследования младенцев, уже много лет исследует тесную связь матери с ребенком в ее животе. «После ультразвукового обследования я прошу женщин еще несколько минут полежать и громко поговорить с ребенком. Если я при этом смотрю на экран, большинство малышей спокойны, частота пульса уменьшается, а черты лица становятся менее напряженными.
3. Между мамой и будущим ребенком существует интуитивная связь.
Все исследователи, которые занимаются психическим развитием малыша, исходят из того, что мама и ребенок неразрывно связаны изнутри. Даже когда эту связь невозможно доказать научным путем – биохимическим анализом или ультразвуком. «Ребенок в матке воспринимает душевное состояние матери и чувствует ее мысли», - говорит доктор Томас Райнерт, специалист по психотерапевтической медицине в клинике Вельберт (Вупперталь), который много лет исследует жизнь до рождения.

При ультразвуковом сканировании , когда ребенок слышит голос матери, сердечный ритм может замедляться. Это может указывать на то, что ребенок расслабится, когда узнает, что их мама есть, услышав ее голос. Это довольно феноменально, так что продолжайте говорить!

Иногда, ожидая, что родители получат захватывающую картину ультразвука, а это их маленькая сосать большой палец, находясь в утробе матери! Младенцы постоянно экспериментируют во время своего прекрасного пребывания в мягком мире матки. Они двигают руками, касаются их лица. Вскоре они узнают, как положить руку в рот.

В положительные, гармоничные периоды беременности, будущая мама радуется этому внутреннему контакту с малышом. В менее благополучные периоды такая близость беспокоит беременных, так как они догадываются, что их заботы, которых всегда достаточно, невозможно скрыть от малыша. « Чувства будущей мамы отражаются на ребенке» - объясняет доктор Томас Райнерт. Если малыш в материнском теле чувствует только неприятие, позже, скорее всего, ему с трудом удастся полюбить самого себя.
Какие впечатления принесет малыш с собой в этот мир?

И если вам повезет, вы сможете увидеть некоторые из них в действии во время увлекательного ультразвука. Это еще один способ для младенцев подготовиться к внешнему миру . На самом деле, нерожденные дети могут научиться сосать большой палец довольно рано, возможно, прежде чем они достигнут отметки в 20 недель. Это довольно удивительно, особенно когда вы видите это в действии!

Всасывание большого пальца в утробе матери может стать большим сосудом, когда-то родившимся. Как и во многих других вещах, которые ваш нерожденный ребенок делает в утробе матери, они практикуют в тот момент, когда они совершают это путешествие по родовому каналу и присоединяются к нам в жизни «снаружи»! В течение большей части своего времени в вашем животе ваш ребенок останется с закрытыми глазами. В любом случае не так много!

Любовь и надежность – вот составляющие успеха - и тогда ваш малыш расцветет!

Каждая мама хочет, чтобы в ее теле малыш развивался нормально и родился счастливым существом . Только часто обстоятельства этому не способствуют. Даже желанный ребенок может при случае доставить хлопоты своей маме. И все это должен выносить малыш в животе? Не лучше ли подавлять негативные эмоции всеми силами и способами?

Примерно через семь месяцев у вашего ребенка будет возможность открыть глаза. Опять же, мало что можно увидеть в его маленьком пространстве, но он должен уметь видеть и даже реагировать на свет. Если вы сияете ярким светом, таким как фонарик, на животе, вы можете просто почувствовать, как ваш ребенок движется. Скорее всего, ему не нравится свет и отходит от него.

Удивительно знать, что ваш ребенок начнет открывать и закрывать глаза, готовясь к морганию и увидев, как только она приедет. Старая поговорка гласит, что вы едите, ваш нерожденный ребенок ест. Это верно, так как вы питаете ребенка через пуповину. Но в некоторых случаях некоторые ароматы остаются очень распространенными и могут быть продегустированы вашим ребенком, находясь в утробе матери. Эти ароматы фактически обнаруживаются в амниотической жидкости.

«Нет, к этому не должна принуждать себя ни одна мама», - говорит доктор Райнерт. После своих исследований он никогда не сделает упрека будущей маме . Но и ощущениями ребенка не стоит пренебрегать, чтобы полностью снять вину с матери.

Ребенок в матке разделяет переживания мамы, если ей нехорошо. От одной этой мысли становится больно. Но открытия доктора Райнерта и его коллег утешительны. Ребенок в материнском теле живет мгновениями. Так же быстро, как он впадает в уныние, чувствуя беспокойство матери, так же мгновенно настроение его меняется вместе с материнским, если она снова счастлива. И даже короткие периоды умиротворения и спокойствия действуют на него целительно. Если трудные времена подошли к концу, ребенок в животе чувствует себя «на седьмом небе от счастья», как говорит доктор Райнерт. «Он чувствует, что счастье существует, и что вместе со своей мамой он на пути к этому прекрасному состоянию».

Так много вкусов, от пряного до сладкого, соленого и кислого, могут пробиться к развивающимся вкусовым рецепторам вашего ребенка. Измученная пицца с чесноком? У вашего ребенка будет чеснок дышать наверняка! Не можете получить достаточно кусочков шоколадного пирога?

Приготовьтесь к будущему ценителю шоколада! Фактически, исследователи обнаружили, что ожидая, что матери, которые съели морковь, оказались младенцами, которым действительно нравилось есть морковь больше, чем младенцам, чьи матери редко или никогда не месили морковь. Так что обязательно наблюдайте, что вы едите, и наслаждайтесь им!

Уже в материнском теле проявляется сила духа: не отчаиваться, если что-то не ладиться, а уверенно надеяться на будущие мгновения счастья.

Следующие оптимистичные открытия - результат исследования по теме «Переживание мира в материнском теле», проведенного в 2005 году в университете Трира психиатром и биологом доктором Маргаритой Ригер.
Взаимосвязи между весом ребенка при рождении, окружностью головы, общей жизнеспособностью малыша и стрессом его матери во время беременности не существует. Тезис, что здоровье ребенка зависит от психического состояния будущей матери, оказывается не состоятельным.
Противоречивые чувства и трудные периоды в жизни матери не наносят вреда душевному состоянию малыша. Только долгий и продолжительный стресс способен поколебать доверие ребенка к окружающему миру. Такие дети кричат чаще и дольше первое время после рождения. Или они сонливы, и их интерес к окружающему миру быстро угасает.
Материнский организм располагает особыми механизмами, чтобы защитить ребенка от стресса. Во вторые три месяца беременности в плаценте развивается определенный фермент. Он способен притуплять до определенной степени действие кортизола в крови, гормона стресса, и таким образом, защищает малыша. Только если стресс продолжается очень длительное время , эти механизмы выходят из строя.

Беременные мамы знают, что по мере того, как месяцы продолжаются, и ваш живот растет, это означает, что меньше места для вашего ребенка, чтобы передвигаться. Это, несомненно, удобные и уютные сидения, окруженные всей этой амниотической жидкостью . Не нужно волноваться, но младенцев заставляют скручиваться и быть милыми и сгорбленными.

«Есть ли у плода вкусовые ощущения? Трудно поверить, что он различает вкус, но слышала и такое»

В то время как ваш ребенок делает себя красивым и приятным, он делает замечательные вещи, когда он растет и развивается. Кики и удары - это название игры, а иногда и множество из них! Иногда это может быть неудобно для ожидающей мамы. Это может быть весело играть с ребенком. Иногда, если ребенок пинает, а ты отталкиваешься, она снова ударит!

Почти все новорожденные придерживаются поведения, которое дает им чувство безопасности, знакомое по ощущениям в теле матери. Например, даже самые маленькие подползают как можно ближе в своих колясочках и кроватках к деревянной или плетеной обивке и головкой тесно прижимаются к ней (словно втискиваются). Что они ищут? Ощущение, к которому привыкли в теле матери, тесно окруженные костями малого таза. Подавляющее большинство рождается с твердым убеждением – мама это тепло, близость, защита, ее любовь несет меня. Даже если в течение девяти месяцев в материнском теле ребенок пережил вместе с мамой грусть и депрессии. Новорожденные дарят своей маме удивительное доказательство своего доверия: ни на что они не реагируют так живо, как на ее голос. Слышать ее - делает их счастливыми.

Невероятно знать, что вы можете взаимодействовать с вашим ребенком, как это, прежде чем она родится. Ваш ребенок снова готовится к внешнему миру в чрезвычайно важном и удивительно удивительном виде - он уже тренируется, чтобы дышать, уже через девять недель в своей жизни в утробе матери! Нерожденные младенцы получают весь необходимый им кислород через пуповину. Но пуповина не останется с ними, как только они прибудут, поэтому очень важно знать, что они практикуют свои дыхательные навыки.

Младенцы практикуют дыхание, делая движения лица и рта, которые можно увидеть на УЗИ. Тот факт, что они делают это всего лишь на короткое время во время беременности, просто невероятен. Как только ваш ребенок родится, их практика будет окупаться. Изменение температуры из матки в мир заставляет их внезапно дышать, но не беспокойтесь, они практикуют месяцы!

Все мамочки, как после, так и до рождения своей крохи, беспокоятся за их здоровье и самочувствие, благополучие и настроение. Беременным женщинам ни в коем случае нельзя расстраиваться, но некоторые внешние обстоятельства, гормональные сбои и перемены в настроении, сказываются на моральном благосостоянии матери. Поэтому вопрос, что чувствует ребёнок в утробе матери, когда она плачет , возникает часто.

Мы знаем, что дети узнают голос своей матери, в конце концов, они слышат ее голос в основном все время! Еще более невероятным является то, что нерожденные младенцы могут действительно распознавать и рассказы, которые они слышали, а также песни, которые пели или играли им в утробе матери.

Возможно, вы слышали о том, чтобы мамы читали книги на животе. Ну, хотя это может показаться странным, на самом деле это замечательная вещь. Прочтите ту же историю своему малышу, почувствуйте ее удар и двигайтесь. Когда младенцев читают одну и ту же историю, даже другой человек, их сердечный ритм замедляется, указывая, что они узнают, что они слышат!

Малыш тесно связан со своей мамой и до и после рождения. Чувствует её настроение и его перепады, реагирует на них, сочувствует и сопереживает неприятностям. Начиная с 29-ой недели беременности, у ребенка развиты уже все органы чувств, он чувствует запахи и вкус, осязает окружающее его пространство и даже различает изменение освещения. Поэтому не стоит расстраиваться и плакать во время беременности. На будущем благосостоянии вашего малыша, скажется ваше поведение во время беременности. Стоит быть аккуратней со своим эмоциями, оградить себя от нервных потрясений и стрессов.

Существует множество книг о беременности, родах и новорождённых. Их пишут квалифицированные медики: психологи и педиатры. Доверят им конечно можно, но нельзя упускать и наличие индивидуальных показателяй матери и плода. И так, многие специалисты утверждают, что моральная связь матери и ребёнка, очень плотная и тесная. Но помимо эмоциональной связи, есть и физическая. Когда мать радуется, в её кровь происходит «впрыск» гормона – эндорфина, а соответственно, он происходит и в кровь малыша в утробе, у него повышается настроение. Дети в животе у мамы, так же умеют радоваться и улыбаться, как и мама.

К сожалению, не только радостные эмоции чувствует кроха в утробе, грусть и стресс, так же. Когда мать испытывает стресс, у неё нет настроения, что-то её угнетает, происходит поступление гормона кортизола, либо кортизона. В кровь ребёнка эти гормоны так же поступают от матери, соответственно мамочка, сама того не желая, передаёт своё плохое настроение ещё не рождённому крохе. А тот может грустить и плакать, что научно доказано.

Нервное потрясение ребёнок так же может получить от мамы. Когда ей страшно, в кровь происходит поступление адреналина, в кровь ребёнка он тоже поступает. Малыш начинает нервничать и бояться, мучается и бьётся. Такие стрессы всегда откладываются в подсознании, и влияют на моральное самочувствие и психику крохи.

Обидеть малыша можно и в утробе. Даже если мама немного расстроена, на малыша это непосредственно влияет. Как и влияет то, что она рассказывает, поёт, даёт слушать. Ребёнок чувствует не только заботу и любовь, но и разочарование и негатив. Поэтому когда мама плачет, малыш плачет с ней . Малыш реагирует на тон голоса, движения и даже дыхание. Стоит быть предельно аккуратными с тем, что говоришь и слушаешь, на что смотришь и даже о чем думаешь во время беременности. Малейший перепад сказывается на характере и поведении ребёнка в будущем. Стоит приобрести настольную книгу со сказками, и ограничить все фильмы, вызывающие плохое настроение, страх и слёзы.

  1. Зарождение жизни
  2. Я маленький человечек!
  3. Как слышит младенец
  4. Формирование личности
  5. Хочу кушать!
  6. Видео

Жизнь естественным образом зарождается в утробе матери. Эта простая истина известна всем, если упустить достижения науки и технологий, как бы инновационно это не звучало. Приставка «in» в латинском «novatio» означает «в направлении изменений». Само понятие «инновация», возникшее в XIX веке, получило новое применение в начале XX века в результате исследований в сфере экономических отношений.


Восприятие отца Нужны ли какие-либо изменения и инновации в отношениях между мужчиной и женщиной при рождении их ребенка - вопрос широко обсуждаемый и все более спорный. Но самой главной задачей будущих родителей всегда было и остается создание наилучших условий для того, чтобы рождающемуся человечку всегда было хорошо. Поэтому они вместе со всеми, кто их окружает, часто задают себе вопрос - что чувствует ребенок в утробе матери.

Зарождение жизни



Эмбрион на девятой неделе беременности

В начале разговора об этом сразу хотелось бы заметить, что применять медицинские термины «плод» или «эмбрион» не очень хочется. Вряд ли будущая мамочка размышляет о том, что у нее внутри соединяются и растут какие-то клетки, она всегда думает о своем ребенке.




Психическое состояние мамы и малыша

Жизнь малыша, как чаще всего принято считать, начинается с момента его появления на свет. Поздравления с его первым Днем рождения он принимает через 12 месяцев. Но в действительности, как считают, к примеру, в Китае, на этот момент он прожил уже 21 месяц. 9 месяцев в утробе матери - это тоже его жизнь. К такому мнению присоединяются и эмбриологи, гинекологи, психологи и, конечно, родители ребенка. Чего только стоят эмоции мамы от толчков малыша в ее животе! Она никак не может назвать скоплением неких клеток то крошечное создание, которое уже четыре недели спустя после зачатия являет собой организм с маленьким, самостоятельно бьющимся сердечком.

Я маленький человечек!



Маленький человечек в утробе

Двенадцать недель спустя у малыша в утробе матери уже есть крохотные ручки с осязательными клетками на кончике каждого пальчика, а черты лица становятся индивидуальными. Малыш с этого времени способен выразить всю палитру человеческих чувств на своем трогательном смышленом личике. Особенно хорошо это можно наблюдать у младенцев, родившихся преждевременно (на 25-й неделе). Они стонут и морщат лобик при их обследовании, но получают удовольствие на груди у матери, что сопровождается их улыбкой. Любое соприкосновение с телом мамы - это поиск защиты. В тревожных ситуациях малыш прислоняется головкой даже к кроватке - это напоминает ему привычную обстановку в утробе матери, где его окружали материнские тазобедренные кости.



Ребенок в утробе матери

Обратите внимание!
Очень важны прикосновения и поглаживание живота беременной женщины, в том числе, если это исходит от отца ребенка.

Матка женщины - то самое защитное убежище, в котором малыш ощущает наибольшую связь с матерью, когда он участвует в ее жизни, в то же время, не находясь в изоляции от окружающего мира. Малыш реагирует на происходящее вокруг мамы, чувствует ее настроение, слышит разные шумы при работе всех органов ее тела - сердца, желудка, кишечника, пульсации кровеносных сосудов. Замечено, что процедура УЗИ не очень приятна младенцу в утробе, поэтому ее проводят обязательно согласно плану.

Как слышит младенец




Звуки играют особую роль в развитии малыша. Чтобы понять, как он воспринимает звуки в утробе, нам достаточно окунуться с головой под воду. В таком приглушенном виде и воспринимаются им любые звуки. На 25-й неделе органы слуха ребенка уже полноценно развиты.

Обратите внимание!
Очень важно уделять внимание общению с ребенком в форме тихой и эмоционально положительной беседы. Сказки и колыбельные песенки ребенок воспринимает уже в материнской утробе.

Такое общение для женщины всегда увлекательное и захватывающее. Мамочка задает себе вопросы - слышит ли ее малыш, понимает ли ее беспокойства и тревоги, ее усталость? Как сделать, чтобы ему было комфортно?




Образ жизни беременной

Дискомфорт ребенок испытывает при громкой музыке, особенно тяжелом роке, который сопровождается частыми шумными ударами. Он активно реагирует на ссоры родителей, на резкие движения тела матери, на громкий звонок мобильного телефона, на длительную работу миксера, на громкий удар дверцы автомобиля, на слезы матери. Агрессия между родителями наносит больший вред еще нерожденному малышу, чем алкоголь или курение, и часто приводит к выкидышу.

Обратите внимание!
Младенец любит классическую, спокойную музыку, на более поздних сроках беременности матери хорошо воспринимает низкую тональность разговора отца.

Формирование личности




Ход развития беременности

В утробе матери младенец уже проявляет эмоции, активно реагирует на все происходящее вокруг него, особенно на настроение мамы. Поэтому она должна размышлять только о позитивном и заниматься только приятными делами, не забывая о физических упражнениях. Существует мнение о том, что будущее психическое развитие ребенка зависит от нервозности и стресса матери во время беременности. Тем не менее, немецкие ученые поспешили всех успокоить, опровергнув эту точку зрения. Дело в том, что младенец лишь на короткие периоды времени (мгновенно) реагирует на события, затем быстро переключает свое внимание и забывает о предыдущем.

Обратите внимание!
Влияние на будущую психику ребенка оказывает только длительный стресс беременной матери. Материнское неприятие нежеланного ребенка приводит к нелюбви младенца к самому себе, а, значит, ребенок с трудом адаптируется в обществе.

Хочу кушать!



Эмоции плода

Младенец в утробе безмолвно сообщает о том, что проголодался, различными шевелениями и толчками. Его питание происходит через плаценту, куда поступают питательные вещества от продуктов, потребленных мамой. Околоплодная жидкость становиться горьковатой от крепкого чая, никотина сигарет, острых пищевых приправ и специй. Поэтому крайне важно, чем питается беременная женщина. Если мамочка взволнована или испугана, происходит зажим в ее теле, а, значит, плацента недополучает необходимое питание и кислород.

Любовь и защищенность, сытость и покой - вот те составляющие успешности маленького человека. Пожелаем ему приятного аппетита на радость всем.

Узнайте, как происходит внутриутробное развитие малыша.

Сейчас все чаще говорят не только о пренатальной (т.е. «дорожденческой», если можно так выразиться) диагностике, но и о пренатальной психологии и даже о пренатальной педагогике. Скептики пожимают плечами, энтузиасты утверждают, что приступать к воспитанию ребенка надо чуть ли не до зачатия. Кто прав?

Попробуем рассуждать логически. Корректно ли считать стартовой точкой жизни момент рождения? Понятно, что нет. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом - это доказанный факт (да никто, собственно, всерьез и не подвергает его сомнению - даже самые заядлые скептики). Трудно себе представить, что все это «свалилось» на него сразу - в момент рождения. Известно, что ребенок, родившийся значительно раньше, чем ему «положено», реагирует на звуки и яркий свет. О чем это свидетельствует? По меньшей мере о том, что слуховой аппарат недоношенного ребенка уже в основном сформирован. Есть ли в таком случае у нас основания утверждать, что ребенок до рождения не видит и не слышит?

Откуда мы знаем?

Можно ли достоверно узнать, что чувствует и на что реагирует ребенок, находясь в утробе матери? В определенной степени - да. Чувственное восприятие не может не отражаться на физическом состоянии организма. Мы знаем по себе: сильное волнение заставляет сердце учащенно биться; слыша резкий громкий звук, мы инстинктивно вздрагиваем и т.д. Между прочим, именно на этой неразрывной связи между психикой и физиологией основан принцип действия пресловутого «детектора лжи», изобретенного в начале XX столетия. В первых модификациях этого устройства измеряли кожно-гальваническую реакцию человека, теперь - целый комплекс показателей, и в первую очередь - электроэнцефалограмму. Конечно, «лгуны» давно научились сознательно обманывать хитроумную машину, однако суть не в этом, а в том, что современная наука располагает весьма внушительным арсеналом средств, позволяющих по изменениям физиологических параметров человека зафиксировать его ощущения и даже (в весьма ограниченных пределах, разумеется) его мысли.

Что мы знаем?

Итак, что же достоверно известно современной науке о психо-интеллектуальном внутриутробном развитии ребенка? Не слишком много, но и не так уж мало.

Вкус и обоняние. К 13-й - 15-й неделе вкусовые рецепторы плода практически ничем не отличаются от вкусовых рецепторов взрослого человека. Между прочим, амниотическая жидкость, окружающая плод, может иметь отчетливый запах и привкус сильнопахнущих продуктов и специй, употребляемых в пищу матерью, - кэрри, тмина, чеснока, лука и т.д. (это известно еще с древности). Нет никаких свидетельств в пользу того, что ребенок в утробе может различать эти продукты по вкусу и запаху, однако известно, что недоношенный ребенок, родившийся на 34-й неделе, сразу же после рождения гораздо охотнее сосет сладковатую соску, чем безвкусную (точнее - с резиновым привкусом), - то есть способен отличить один вкус от другого и даже имеет собственные вкусовые пристрастия. Так что не исключено, что, скажем, узбекские дети с самого рождения «любят» плов, в русские - «щи да кашу»…

Зрение. Меньше всего известно ученым о внутриутробном зрении ребенка. С полной уверенностью можно сказать одно: в момент рождения ребенок лучше всего фокусирует взгляд на объектах, находящихся в 20-30 см от него (на таком расстоянии от глаз ребенка находится лицо матери во время кормления грудью).

Слух. Если о развитости обонятельно-вкусовых и зрительных ощущений плода судить довольно сложно, то абсолютно достоверно известно, что ребенок в утробе слышит! В течение большей части внутриутробного периода слух у ребенка, по всей видимости, доминирует над остальными четырьмя чувствами.
Исследования, проведенные около 10 лет назад в Белфасте, показали, что о «реактивном» - т.е. вызывающем реакцию - слуховом восприятии можно говорить уже через 16 недель после зачатия (раньше считалось, что лишь на исходе второго триместра)! Такие результаты поразили ученых: ведь это означает, что ребенок начинает слышать еще до того, как у него… заканчивается формирование ушей и слухового аппарата! Объясняют этот парадокс следующим образом: в процессе слухового восприятия на этом этапе принимает участие не только незрелый слуховой аппарат плода, но и его кожа (орган осязания , интегрирующий вибро-, термо- и болевые импульсы), а возможно, даже и кости. (У плода и у новорожденного ребенка чувства вообще практически невозможно отделить одно от другого - такое явление ученые называют «синестезией».) Полноценный слуховой аппарат формируется у ребенка приблизительно к 24-25-й неделе внутриутробного развития!

Кто лучше слышит?

Как это ни парадоксально, в каком-то смысле еще не родившийся младенец может больше, чем мы с вами: он нас слышит, а мы его - нет. Конечно, с помощью хитроумных лабораторных приспособлений можно не только услышать, но и увидеть малыша, но не переселяться же будущим родителям в кабинет акушера-гинеколога!

Для родителей, желающих начать общение со своим ребенком еще до его рождения, придумано устройство BabySound . Компактное и удобное, оно устроено по принципу электронного стетоскопа и абсолютно безвредно как для матери, так и для ребенка.

Приложите устройство к животу, наденьте наушники - и вы услышите самые удивительные звуки на свете - биение сердца вашего малыша! Что еще можно услышать? Как он ворочается, брыкается (дети есть дети!) и даже… икает (да-да, примерно с 10-й недели он частенько этим занимается)! Вы, если захотите, можете досконально изучить «распорядок дня» вашего крохи: когда он спит (а спит он немало - процентов 90 всего времени) - когда бодрствует, когда весел - когда задумчив. Вы узнаете, смешно ли ему, когда вы смеетесь (между прочим, УЗИ показывает, что, когда мама смеется, ребенок нередко начинает активно двигаться, по мере сил солидаризируясь с ее весельем), и грустит ли он, если вам плохо (согласно данным исследований, когда мама переживает стресс, у плода учащается сердцебиение, так что лучше переключиться с сиюминутной неприятности на мысли о ребенке - вы услышите, как он постепенно успокоится). А еще можно записать все, что вы услышали, на кассету и позже, уже после рождения малыша, проверить наконец, правда ли, что «внутриутробные» звуки успокаивают рыдающего младенца, настраивая его на вдумчиво-ностальгический лад.

Поговори со мною, мама…

Скептики могут сколько угодно фыркать и пожимать плечами, но мы возьмем на себя смелость утверждать, что еще в утробе матери ребенок способен к обучению! Правда, следует уточнить терминологию: родной речи вы его не научите, даже если будете говорить с ним с утра до ночи. Говоря о способности к обучению, мы имеем в виду уровень формирования рефлексов - но и это, согласитесь, немало! Например, в ответ на резкий громкий звук младенец вздрагивает, а его сердце начинает биться значительно чаще (боится?), а вот если этот звук повторяется с достаточной регулярностью, ребенок «привыкает» к нему и перестает реагировать. Успокаивающе действует на младенца и звук материнского голоса. Мало того, доказано (опять же на основании зафиксированных изменений физиологических параметров), что сразу же после рождения младенец узнает голос матери! Что это значит? Это значит, что в течение долгих месяцев, проведенных в утробе, малыш успел привыкнуть к этим звукам и - не побоимся этого слова - полюбить их!

Правда, не стоит думать, что плод в утробе слышит то же, что и мы с вами, и так же, как и мы с вами! Современная техника позволяет вести «репортаж»… прямо из матки. Американские ученые ввели в полость матки беременной женщины миниатюрный гидрофон и немедленно поняли, что материнская утроба - отнюдь не самое тихое место на свете! Чего только не слышит младенец: ток крови в материнских сосудах, бульканье и бурчание, доносящееся из маминого желудка и кишечника, звук ее голоса, пропущенный сквозь «фильтр» многочисленных препон, голоса других людей, доносящиеся извне и приглушенные солидной «звукоизоляцией»: амниотической жидкостью, плодными оболочками и материнской брюшиной… Проведите нехитрый эксперимент: принимая ванну, погрузитесь в воду с головой. Не правда ли, шум наполняющей ванну воды слышен теперь совсем по-другому, а прочие голоса и звуки доносятся как бы из другого мира? Вот вам слабая имитация того, что слышит ваш ребенок. С помощью BabySound вы можете слегка приблизить для него звучание вашего голоса к естественному (кто знает, может, так ему будет проще узнать голоса родителей после выхода из материнской утробы?). Только не напугайте малыша: как мы уже говорили, дети в утробе боятся резких и громких звуков! Можете негромким и нежным голосом… почитать ему сказку. Нет-нет, мы не собираемся утверждать, что он что-нибудь поймет, но он, возможно, запомнит ее звучание. Не так давно американский профессор психологии Энтони Де Каспер предложил одной беременной женщине на последних месяцах беременности ежедневно читать своему малышу какую-нибудь сказку. Будущая мама выбрала «Кота в сапогах». В первые дни после рождения мама, кормя ребенка грудью, читала ему «на выбор» разные сказки. Малыш начинал сосать заметно активнее, когда слышал «любимого» «Кота в сапогах». Можете дать вашему сыну или дочери послушать негромкую мелодичную музыку (что-нибудь вроде «Колыбельной» Брамса). Не все согласны с тем, что услышанная в утробе музыка влияет на дальнейшее развитие ребенка, но в том, что тихая, спокойная мелодия благотворно влияет на состояние плода, сомнений нет.

Одним словом, BabySound может стать помощником в общении родителей (причем не только мамы, но и будущего папы) с ребенком. А общение, как известно, - залог понимания!

Сегодня я сначала хочу поговорить об особенностях новорожденного ребенка, о том, что ему полезно и вредно, что можно вынести из научных исследований и из опыта, доставшегося нам от старинных обычаев, традиций.

Что чувствует новорожденный малыш? Как он воспринимает мир?
Представим себе роды с точки зрения ребенка. Всю свою жизнь он находился в безопасном убежище, почти в темноте, звуки доносились до него приглушенно, но ярко слышны были успокаивающий равномерный стук маминого сердца, тихие шорохи организма - шум крови в сосудах, урчание в животе и тому подобное. Поэтому когда мама прижимает ребенка к сердцу, н слышит знакомые звуки и успокаивается. Недаром все женщины инстинктивно предпочитают держать ребенка на левой руке, головой к сердцу. Ребенок слышал приглушенно голоса матери, отца, других близких, поэтому эти же голоса и после рождения будут ему привычны.
Внутри матки ребенок находился в почти невесомом состоянии - он плавал во внутриутробной жидкости. При ходьбе матери он ощущал покачивания в определенном ритме, привык к ним.

Ему было все время тепло, его окружали мягкие нежные оболочки, не сравнимые с тканью, в которую после рождения мы завернули или одели малыша.

И вдруг все меняется.
Начались схватки - вдруг его сдавливает со всех сторон, потом отпускает, и снова сдавливает, опять отпускает. Периодически становится меньше кислорода. Он пугается.
Потом - потуги - малыша не просто давит - его выпихивают с огромной силой, его головка протискивается через твердое костяное кольцо - таз матери - с такой силой, что слегка деформируется. Ребенок в панике, у него учащается сердцебиение, происходит выброс гормонов, это шок для него. В то же время он получает и поддержку от матери, поток эндорфинов - гормонов, выделяемых при схватках, которые воздействуют на опиоидные рецепторы в мозгу и помогают пережить родовой стресс, боль и страх. В это время с ребенком происходит так называемый
И четвертая стадия - ребенок родился. Он совершенно в новом мире. Он испытывает массу потрясений, удар по всем органам чувств. Скачок температуры - с привычных ему 37 градусов Цельсия, до 20-25. Гравитационный удар - он раньше был в воде, которая заметно облегчала массу тела, почти в невесомости, и вдруг почувствовал свой вес.
Его нежная кожа касается и ощущает шероховатую ткань, в которую его завернули, руки, которые его держат. Эти ощущения пришли на смену нежным касаниям плодных оболочек - таких же слизистых, как те, что покрывают например, наш рот изнутри, нежному касанию теплых околоплодных вод. Если внутри матки малыш был как-бы нежно спеленут - он мог шевелиться, но ограничено, он не мог делать размашистых движений, то теперь его ручки и ножки ничто не связывает и он получает множество новых мышечных ощущений от новых движений.
Малыш теперь дышит сам - сперва он делает вдох - и раскрываются до этого сжатые легкие, это ощущение сродни ожогу, считается, что кричит ребенок именно от этих ощущений.
Он слышит много новых звуков - очень резких с непривычки. Если только специально не позаботились о том, чтобы вокруг малыша звучало все приглушенно, тихо. И он не слышит - в первый раз за свою жизнь - успокаивающих звуков маминого организма - стука сердца, ритма дыхания.
Он впервые видит яркий свет - а после жизни внутри любой свет ему кажется ярким, а особенно - если это яркий свет в медицинском кабинете.
Ясно теперь, что малышу приходится очень нелегко, ведь после стресса родов он попал в такие новые и некомфортные по сравнению с прежними, условия. Поэтому детки родившись, сразу обессилено засыпают на несколько часов, иногда даже на сутки.
И конечно нам хочется смягчить для него этот переход. Сейчас существуют «комфортные по отношению к ребенку» родильные залы, можно договориться с врачом об этом. В палате приглушенный свет, говорят тихо, без нужды ребенка не тормошат. Это же происходит и при домашних родах. И, конечно, он сразу попадает в самое для него важное и спокойное место - к маме на грудь. Контакт кожа к коже - малыша голеньким кладут маме на живот, - наиболее похож на то, что он чувствовал внутри. Он чувствует и тепло матери, слышит ее сердце, ее запах, и это успокаивает его. Если ребенок рожден в воду, то переход делается еще более плавным, такие дети часто не засыпают в первые часы жизни, а внимательно осматриваются.
Не менее важен этот первый контакт и для мамы - от первого касания, от контакта кожа к коже организм получает сигнал - роды прошли успешно, выделяется окситоцин - матка сокращается и сильно уменьшается риск послеродовых кровотечений. Быстрее отделяется плацента. Запускается лактация . Весь организм матери настраивается на ребенка.
Исследования показали, что даже если женщина планировала отказаться от ребенка, то если она рожала естественно, кормила малыша сразу после родов, то чаще возникает привязанность и она оставляет ребенка и растит его.
Реже случается послеродовая депрессия, лучше налаживается лактация.

То же самое происходит и с папой. Известно, что если вскоре после родов отец берет малыша на руки и провидит с ним некоторое время, то такой папа потом чувствует себя с ребенком уверенно, ощущает его истинно своим.

Этот контакт настолько важен, что сейчас уже официально признан во многих клиниках. Замечено, и подтверждено исследованиями, что недоношенные детки, которых много держат на руках, намного лучше развиваются, у них быстрее растет вес, они лучше налаживают дыхание - подстраивают его под ритм дыхания взрослого, который их носит на ручках. Этот метод выхаживания недоношенных получил название «метод кенгуру». Младенца, часто голенького, привязывают к маме на грудь, сверху укрывают теплым платком, чтобы он не терял тепло. Дети чаще и лучше сосут, лучше усваивают молоко, Такие дети намного быстрее входят в норму, чем те, что лежат в обогреваемых кювезах.

Из сказанного понятно, что самое главное для малыша в первые часы, дни - контакт с мамой , а яркие игрушки, особенно музыкальные, громко звенящие - еще неуместны.

Многим деткам приятно бывает оказаться легко спеленутым - не свитым «полешком» по руками и ногам, а мягко завернуть в теплую ткань. Лучше всего для этого подходит вязаный платок - он тонкий, легкий, но теплый. Малыша можно завернуть в один или несколько слоев, и этот мягкий кокон не стягивает ручки и ножки, не выпрямляет их, как старались сделать раньше, опасаясь, что если не выпрямлять ручки и ножки ребенка, то они будут кривыми. На самом деле, физиологичная поза - именно с согнутыми ручками и ножками, так ребенок чувствует себя спокойно и привычно - опять же, так он жил внутри мамы большую, пока что, часть жизни. В то же время, ребенок еще не умеет осознанно управлять ручками, часто невольно ударяет себя по лицу, может от этого напугаться, будит сам себя, поэтому мягкое пеленание не дает полной свободы, но, в то же время, и не связывает, а создает уютное защищенное пространство.

Успокаивает ребенка и ношеная одежда мамы или папы, которую можно положить к нему в колыбель. Мамин запах успокаивает, утешает, даже когда ее нет рядом.
Мой сын, например, спать любит в папиной футболке, отвергая все красивые пижамы, причем он, когда достает себе футболку, то не хочет брать из шкафа чистую, он ее нюхает и говорит, что чистая майка не пахнет папой.
Поскольку ребенок в последний месяц внутриутробной жизни находился вниз головой, упершись головкой в тазовые кости, то ощущение, когда головка упирается во что-то, многим детям тоже нравится. Бывает, что дети намного лучше засыпают, если им положить около головы валик из одеяла.

Хочу еще остановиться на совместном сне.
Сон человека не всегда одинаков. Мы все видели, что иногда человек спит спокойно, иногда - ворочается, стонет, разговаривает, двигает глазными яблоками под веками, меняется ритм и глубина дыхания. Это - различные фазы сна. В общем, можно сказать что существует фаза быстрого сна и фаза медленного сна. В «медленной фазе» происходит полное расслабление, в «быстрой» - наблюдается повышенная активность мозга. Если лишить человека одной из фаз. Например частыми пробуждениями, то даже при большой длительности сна отдыха и восстановления не происходит.
У малыша цикл сна - примерно 40 минут. После этого времени ребенок может начать ворочаться, кряхтеть, хныкать. Но он еще не выспался, он просто вошел в фазу «быстрого сна». Если его чуть-чуть покачать, погладить, побаюкать - он уснет снова крепко. А если взять на руки, начать переодевать, кормить - то он проснется, но будет не выспавшимся, в плохом настроении, снова скоро заснет, может плохо поесть.
Если ребенок спит с мамой рядом, то в течение нескольких дней фазы сна у них синхронизируются, и проснуться маме в то время, когда она нужна малышу - легче. Кроме того, очень скоро мама приспосабливается кормить ребенка, почти не просыпаясь. Таким образом, мама высыпается.
Ночные кормления очень важны и для спокойствия ребенка, и для хорошей лактации - известно, что пролактин - гормон, отвечающий за выделение молока - больше всего вырабатывается гипофизом именно ночью, во время кормлений от 2 до 8 часов утра. Причем лучше он вырабатывается в полусонном, расслабленном состоянии. Недаром при кормлении маму часто тянет в сон.
Существуют и мнения психологов о том, что совместный сон вреден . В первую очередь - это мнение психоаналитиков.
Но это скорее теоретические рассуждения.
Кроме того, некоторые врачи считают, что совместный сон - это негигиенично. Однако, все врачи сходятся, что соблюдение полной стерильности вредно для ребенка. А микрофлора матери - самое естественное для него. Совместный сон рекомендован и ВОЗ.
Малыш успокаивается от маминого дыхания, от ее тепла. Чувствует себя в безопасности.
Можно, если вам не подходит спать с малышом в одной кровати, поставить его кроватку рядом с родительской, и снять одну стенку, так что мама легко может не вставая погладить ребенка, если она заворочался, беспокоится. Может, не вставая, взять и покормить его.

Мой опыт, и опыт многих знакомых мам, говорит, что это в первую очередь - удобно. Я не высыпалась ночью только с первым ребенком, который спал в своей кроватке. Приходилось просыпаться, вставать к нему.

Поговорим теперь подробнее об органах чувств новорожденного.

Младенец может все, что воспринимает своими органами зрения, связывать воедино, упорядочивать и реагировать на это. Сразу после первого дыхания новорожденный ребенок начинает пользоваться своими органами чувств, чтобы познавать мир, в который он пришел. Новорожденный малыш не только использует навыки, полученные в утробе матери, за короткое время он быстро учится всему новому. У него есть огромные потенциальные возможности многое усваивать. Современные исследования дают ответ, что же именно видит и чувствует новорожденный ребенок сразу после рождения.

Зрение новорожденного ребенка.

Если новорожденный ребенок рождается в помещении с приглушенным светом, он широко открывает глаза и начинает оглядываться вокруг. Если новорожденный рождается в родильной комнате с ярким освещением, то плотно смыкает глаза: он делает так, чтобы не ослепнуть в первый момент. Сразу после рождения новорожденный ребенок ищет зрительный контакт с мамой. Эволюция предоставила младенцу идеальное зрение для выживания. Лучше новорожденный ребенок видит на расстоянии 20см. Он может в пределах 20-30см сосредоточивать зрение на любом объекте.

С точки зрения выживания, таким объектом является его мать и еда, а все остальное на этой стадии развития может лишь привести новорожденного ребенка к панике. Поэтому острота зрения у новорожденного ребенка на расстоянии еще в 20-30 раз слабее, чем у взрослого, а глаза еще не способны настраиваться на дальние и близкие объекты. Блаженное неведенье новорожденного малыша позволяет ему оставаться спокойным и одновременно идеально восприимчивым к сигнала, поступающего от его защитницы. Ребенок пока не воспринимает детали.

Привлекают новорожденного ребенка лица - большой круг, на котором есть два маленьких круга и горизонтальная и вертикальная полосы носа и рта. Ему нравится все, что движется и излучает эмоции. Вы можете заметить, что движения обоих глаз еще недостаточно скоординированы, однако, это не косоглазие. Диагноз косоглазия у ребенка устанавливается до третьего месяца жизни, когда зрительный нерв почти полностью сформирован. В этот период новорожденный ребенок может лучше приводить взгляд на окружающие предметы, более четко их видеть, дольше на них сосредоточиваться. Предметы, которые двигаются, он будет провожать глазами. Новорожденного все больше начинает интересовать окружающее. Примерно с 6 месяцев он начинает различать лица других людей, кроме мамы и папы. Одновременно включается реакция беспокойства и тревоги на незнакомый раздражитель. Хотя полностью зрение формируется лишь до 4 лет, до года большинство взрослых реакций на внешний зрительный раздражитель уже сформирован. Годовалый ребенок уже вполне визуально адаптирован.

При этом, младенец настроен на восприятие эмоциональной информации . Показано, что если предлагать различные зрительные стимулы, то ребенок предпочтет куклу, а не погремушку, а между куклой и живым человеческим лицом выберет лицо.

Слух новорожденного ребенка.

Слух новорожденного ребенка также натренированный еще с внутриутробной жизни. Там новорожденный слышал биение сердца матери, пуповины, различные звуки извне. Хотя слуховой нерв полностью развивается лишь к концу первого года, у новорожденного ребенка ярко выражена способность слышать с периода новорожденности. Он сразу отличает знакомые голоса от чужих.

Больше слух новорожденного ребенка настроен на голос мамы, и это неудивительно, ведь он привык уже к ее голосу. Сразу после рождения и на протяжении еще нескольких дней внутреннее ухо новорожденного ребенка заполнено жидкостью, смягчая восприятие невероятного количества разнообразных звуков, которые обрушиваются на новорожденного ребенка после появления на свет.

Ребенок поворачивает голову в направлении, откуда доносится звук. Установлено, что новорожденному ребенку больше нравятся высокие частоты, чем басы. Многие взрослые люди инстинктивно изменяют тембр голоса на более высокий при разговоре с ребенком, ведь такой голос ему нравится больше. Мама, разговаривая с ребенком, воркуя над ним, делает ему неоценимую услугу.

У человека слух в прямом сочетании с уникальной функцией, которой не владеет более никакое существо на Земле, - способностью к понятию языка. Способность новорожденного к восприятию и различию звуков идеальна. Начиная со стадии полового созревания, эта способность начинает угасать. Ирония заключается в том, что до того момента, когда человек сможет воспользоваться дорогой стереосистемой, он уже не сумеет ее по-настоящему оценить.

Понятно, поэтому, что в первое время самыми лучшими звуками для малыша будут спокойные голоса родных, к звучанию которых он уже привык.

Органы обоняния новорожденного ребенка.
В мире взрослых зрение безраздельно господствует над обонянием, однако, в жизни новорожденного ребенка его нос играет очень важную роль. Новорожденный ребенок сразу после рождения различает запахи, он сразу узнает свою мать по специфическому запаху ее кожи. Новорожденный различает запах молока. Привлеченный запахом молока, новорожденный ребенок сразу стремится сосать грудь. По запаху он может отличить свою маму от другой женщины. Удивительно, но и мать может по запаху узнать своего ребенка без каких-либо других подсказок. Из всех чувств запах и вкус для новорожденного ребенка играют важнейшую роль. Новорожденный ребенок накладывает свой запах на материнскую грудь, на свои игрушки и пеленки.

Вкус.

В лоне матери новорожденный ребенок уже различал вкус. Во рту у новорожденного на тысячу больше вкусовых рецепторов, чем у взрослого человека, некоторые из них находятся даже за щеками. Все они направлены только на одно - на восприятие материнского молока.

Многочисленные проведенные эксперименты с подслащиванием и подсоливанием околоплодной жидкости показывают, что ребенку разнообразные вкусовые ощущения были неравнодушны. Существуют четыре основных вкуса: сладкое, кислое, соленое и горькое, которые в сочетании дают всю ту гамму вкусовых ощущений, которыми наслаждаемся мы, взрослые. Но у новорожденного ребенка работает другая динамика.

Раствор сахара вызывает сильный сосательный рефлекс, а раствор соли - совершенно иную реакцию. Эти механизмы обеспечивают ребенку соблюдение строгой молочной диеты. Не случайно взрослые в момент сильного душевного волнения ищут успокоение в чашке сладкого чая или горячего шоколада, так они регрессируют в состояние детства. Вкусовые пристрастия, по мнению ученых, формируются еще с периода внутриутробной жизни. Если во время беременности Вы употребляли чеснок, лук или пряности, Вы можете использовать их и во время грудного вскармливания. Хотя молоко будет иметь запах этих веществ, новорожденный ребенок будет с аппетитом потреблять то, к чему он привыкла.

Чувство прикосновения новорожденного ребенка.

С помощью прикосновения младенцы могут чувствовать тепло, холод и боль. Это тоже развито со времени пребывания в утробе матери. Интенсивный телесный контакт, поглаживание, ношение на руках особенно важны в начале потому, что способствуют лучшему здоровому развитию новорожденного ребенка и является необходимым компонентом для развития органов чувств.

Они также способствуют образованию определенных гормонов, влияющих на рост и умственное развитие ребенка. Поэтому то, что маленький ребенок просится на руки - не прихоть, а жизненно важная для нее необходимость. Новорожденный ребенок начинает исследовать мир с помощью рта. Тактильное ощущение в этот период жизни сильнее всего проявляется на губах и языке. Позже ребенок использует кончики пальцев, которыми он затрагивает людей и предметы для их чувства и узнавания.

Способность мыслить новорожденного ребенка .

Часто спрашивают, умный ли новорожденный ребенок. Строго говоря - нет. Ум - это способность сопоставлять возникшие проблемы с опытом прошлого. Младенец слишком мало жил в этом мире, чтобы иметь любой опыт прошлого. Однако у него есть способности к обучению. Как губка, новорожденный собирает впечатления, поступающие к нему от всех органов чувств. Мозг здорового ребенка к моменту начала ходьбы буквально начинен впечатлениями. У нас нет уверенности, что скучное детство ведет к отставанию в развитии, но стоит ли рисковать.

Развитие органов восприятия новорожденного ребенка.
Для правильного развития необходимо раздражение органов чувств: игрушки, движущихся перед глазами ребенка, песенка, что поет мама, прикосновения, забавы с ребенком, массаж, гимнастика, ношение на руках так же жизненно необходимы, как и кормления. Это эмоциональная пища для полноценного развития ребенка. Ребенок нуждается в информации.

Сытый и здоровый ребенок в отсутствии внешних стимулов может начать плакать. Было проведено множество опытов, которые показали, что без разнообразных впечатлений животные вырастают глупыми, плохо способными к обучению. Разнообразная же стимулирующая внешняя среда, - игрушки, много пространства, общение со сверстниками - дает развернуться заложенным способностям. Но в то же время, ребенка не нужно перевозбуждать.

На избыток раздражения он реагирует верчением головы, гримасами, недовольством и плачем. Если после длительного общения и игры у ребенка появляются эти реакции, значит, ему нужен отдых и сон.

Хочу предложить вам представить себе, что Вы легли спать , а перед Вами висит яркий предмет, прямо пред лицом. Или изголовье кровати раскрашено яркими черно-белыми узорами. Уютно ли вам будет? Спокойно ли?

Поэтому, мне кажется, что подвешивать игрушки перед малышом можно ненадолго, не слишком ярких и кричащих цветов, следить за его реакцией на них.

То же самое относится к музыкальным игрушкам. Лучший звук для младенца - мамин голос, ее пение. Даже если у мамы нет слуха и голоса, для развития слуха ребенка ее пение дает больше всего. Мама неосознанно подстроит свое пение к состоянию малыша - споет потише и помедленнее, когда он устал, более весело, громко, когда малыш добрый и хочет активной жизни. Мам поет именно своему ребенку, а заводная игрушка или музыкальная запись играет всем и никому.
Утверждение, что для правильного развития грудным детям необходимы специально продуманные игрушки - слишком категорично . Прежде всего, дети осваивают и играют с пальчиками на руках и ногах, пробуют перевернуться, ощупывают и проверяют на вкус простыню и одеяло, дергают за рукава одежды.
Когда мама или папа берут ребенка на руки, жизнь его становится необычайно богатой. Ведь можно подергать за волосы или сунуть палец в родительский нос, а чего стоит смешное круглое отверстие, полное твердых, блестящих белых предметов, оно то открывается, то закрывается, оттуда веет ветерком, и доносится множество странных, забавных звуков!

Есть глаза, которые открываются и закрываются, движутся, есть руки, которые держат то тут то там, ласкают, похлопывают…

Кроме того, этот человек постоянно меняет одежду, пуговицы, браслеты, шарфик - всегда что-то новое.

Только когда малыш находится в стерильных условиях, ему нужны для развлечения подвесные игрушки.

Однако нам хочется дать малышу игрушку . Детская индустрия предлагает массу вариантов. Не все они подходят ребенку, как мы уже обсудили. Я предлагаю сейчас сделать игрушку самим - она будет предназначена именно вашему малышу, нести мамино тепло. Давайте вспомним, с чем играли дети раньше, и попробуем что-нибудь сделать своими руками.

C давних пор первыми игрушками малышей были погремушки, правда, изготовлены они были из природных материалов: бересты, лозы, дерева, кости.

В Древней Руси считалось, что совсем маленькому человечку необходимы неброские, негромкие игрушки. Так в первые месяцы малышей забавляли так называемыми шаркунками или шуршунками - погремушками из бересты или лозы. Ребенок подрастал - и у него появлялись другие игрушки из дерева, кости, ниток, лоскутков. В отличие от покупных игрушек, изделия из природных материалов чрезвычайно интересны для исследования, и приятны для детских ладошек. Подобные самодельные игрушки незаменимы как по фактуре, так и по своей сути: не являясь строго функциональными, они пробуждают фантазию, развивают и поддерживают в малыше умение играть.

Какие же игрушки можно предложить малышу в течение первых полутора-двух месяцев жизни ? В первый месяц после рождения малыш адаптируется в новом для него мире. Из игрушек для него сейчас лучше всего подойдет самодельный мобиль, а также игрушки-погремушки самых простых форм, интересной фактуры, которые можно было бы вкладывать в маленькую ручку.

Начнем с мобиля . В магазинах вы можете купить вращающиеся мобили, крепящиеся к бортику кроватки. Эти подвески равномерно вращаются и исполняют какую-нибудь мелодию. Самодельные мобили вызывают гораздо больший интерес у малышей. Такие подвески приходят в движение от малейшего колебания воздуха, а игрушки на них можно менять.

Сделать такой мобиль можно из легких реечек (например, пластиковых или деревянных линеек) или пялец для вышивания, которые нужно обшить неяркой тканью. К такому каркасу на липучках прикрепляются 3-5 полосочек из той же ткани, на которые вешаются любые выбранные вами предметы, которые должны быть легкими, небьющимися и достаточно яркими. Этими предметами могут быть погремушки, ленточки, бантики, бубенчики или колокольчики, самодельные игрушки из папиросной бумаги, помпончики из ниток и так далее. Очень красиво смотрится мобиль, к которому подвешены проглаженные осенние листья. Позже, когда малыш подрастает, чтобы проживать с ним вместе ритм года, можно подвешивать к мобилю что-то, что напоминает о том, что сейчас за окном, о сезонных праздниках. Осенью это могут быть веточки рябины, «носики» клена, листья, шишки, колоски. Зимой на мобиле появляются бумажные снежинки, звездочки из соломы, из золотой бумаги, может быть, бумажные фигурки ангелов, еловые веточки, высушенные кружочки-ломтики мандаринов или лимонов, позолоченные шишки, и т.д. Весной - бабочки из креповой бумаги, цветы, веточки вербы с пушистыми почками. Можно сделать пахучий мобиль - подвесить палочки корицы, кусочки мандариновой кожуры, звездочки бадьяна, засушенный цветы. Здесь есть безграничный простор для вашей фантазии.

Лекции Екатерины Бурмистровой "Первый год жизни ребенка", 2002-2005 гг.

Жизнь будущей мамы полна впечатлений и ощущений. И дело не в том, что все беременные резко начинают искать себе приключения. Дело в гормональных и физических изменениях.

В этой карусели эмоций возникают вопросы, к примеру, что чувствует ребенок в утробе матери, когда она плачет?
Давайте размышлять.

Всем известно

После 29-й недели у плода развиты все органы чувств. Он уже слышит, реагирует на свет, чувствует вкусы, запахи.
Когда отец ребенка гладит живот, малыш может затихать. Этим спасаются многие мамы, у которых детки любят тренироваться эквилибристике в утробе.

И вот с этого момента будущих родителей (не всех, хоть и многих) начинает заносить на обучение алфавиту и ограничения интимной близости, потому как ребенок уже вроде как совсем человек.

Малыш же не отделяет себя от матери. Когда извне начинают оказывать на него воздействия, он либо затихает (защита при опасности), либо активно проявляет свое недовольство.

Поэтому делать следует все наоборот: направлять положительные воздействия на беременную. Что хорошо маме, хорошо и ребенку.
Во время близости, женщина получает коктейль гормонов радости, которые передаются малышу. Так что ограничивать секс во время беременности без медицинских показаний не нужно.

Исключение в вопросе «хорошо» составляют вредные привычки. Алкоголь, курение и кофе негативно влияют на плод. Вредные вещества преодолевают плаценту и попадают прямо к плоду. Ученые установили, когда мама курит, к ребенку поступает меньше кислорода, и у него это вызывает болезненные судороги. Малыш начинает корчиться и шевелиться. Более того, человечек протестует уже на этапе, когда мама только подумает о сигарете.

Можете посмотреть коротенькое видео, как реагирует плод на курение беременной. (Видео для меня было жестоким, так что слабонервным смотреть не советую).

Оказывается

На самом деле, уже с 10-й недели беременности идет активный обмен эмоциями между беременной женщиной и ее будущим ребенком!

Практически каждой эмоции соответствует отдельный гормон. Например, в моменты радости выделяются эндорфины, а в минуты грусти надпочечники продуцируют катехошмины. Через плаценту гормоны легко попадают к ребенку.

Есть снимки, на которых зафиксировано: малыш в утробе практически синхронно улыбается с матерью или копирует другие эмоции (выходит, что и состояние тоже).

Соответственно, если плачет мама, то может плакать и человечек вместе с ней.

Плач младенца в утробе:


Плод также может передавать свое настроение маме. Такой вот взаимообмен.

Эмоции, опасные для жизни

Длительный и частый стресс может привести к нарушению кровоснабжения плаценты. Однако следует понимать, что в стрессовой ситуации вырабатываются гормоны. Запускается сложный механизм. Зачем? Для экстренного решения ситуации, для возможности выживания. Происходит побуждение к действию, направленному на благополучный исход ситуации. Природой все предусмотрено.

В стрессовой ситуации важно адекватно реагировать. Вместо того чтобы держать в себе эмоции потому что «нельзя же нервничать», отпустите их:
выговорите, прокричите, разбейте тарелку, поплачьте, съешьте конфетку…

Риск представляет собой постоянство стрессового фактора. Если вы все время нервничаете, постарайтесь исключить тревожащий фактор.

Вывод

В книге Ж. Цареградской «Ребенок от зачатия от года» написано: «Во время беременности гормоны радости эндорфины, проникая к плоду, сообщают ему ощущение покоя и счастья. Частое переживание ребенком этого состояния в утробе матери способствует правильному формированию его психики, определяет его личностные качества, что, несомненно, определяет характер его поведения и поступков в дальнейшей жизни. Многочисленные опросы матерей показали, что у мам, ждущих ребенка и любящих его еще до рождения, дети рождаются более здоровыми и психически устойчивыми.»

Ключевой фактор для здоровья – любовь матери!

Людям свойственно испытывать разные эмоции. И исключительная радость – прямой путь в лечебницу для душевнобольных.
Пресловутое «не надо нервничать» уже порядком нервирует!

Если беременная женщина нервничает, плачет, а после отпускает свою печаль, справившись с ней, она в итоге показывает ребенку, что мир разный. И эмоции в нем разные. И как можно с этими эмоциями справиться.

В жизни бывают разные ситуации. Стрессовый фактор возможен, но тучи проходят, и появляется солнце и светлое небо!
Берегите себя!

Для поднятия настроения предлагаю посмотреть видео, как малыш в утробе хлопает в ладоши, когда его родители поют:

У вас много вопросов по уходу за новорожденным? Это хорошо, ведь правильное понимание этих тем сослужит хорошую службу здоровью и благополучию вашего ребенка. Обратите внимание на отличные курсы врача Ирины Жгаревой, которые помогут вам сориентироваться в начале вашего материнства:

«Подготовка к беременности и родам»

«Естественное родительство: мифы и рифы»

«Секреты счастливого материнства»

Эта статья подготовлена при поддержке консультанта по материнскому искусству Евгении Старковой. Вы можете задать ей вопрос по теме статьи в комментариях, или воспользовавшись формой обратной связи .