Русская каменная мозаика. Древняя русская мозаика в англии. Агатовые комнаты в Царском селе

К одному из самых сложных методов художественной обработки натуральных природных камней можно отнести «русскую мозаику». Эта техника прославила множество отечественных мастеров, работавших на рубеже 18-19 веков. Сама же техника русской мозаики была изобретена во второй половине 18 столетия.

В технике русской мозаики мастера создавали самые разнообразные произведения: от мебели (малахитовые гарнитуры) до предметов интерьера (вазы, картины, статуэтки, канделябры) и украшений. Техника русской мозаики подразумевает особую технологию обработки камня и создания формы. Первым этапом всегда было создание нужной формы произведения – например, вазы.

После того, как форма готова, на нее наклеивались тонкие пластинки заранее подготовленного камня (к примеру, малахита). При этом перед мастером на данном этапе стоит задача совместить разные по форме пластинки таким образом, чтобы они, словно паззл, сложились в единый рисунок – создали единую гармоничную картинку. Каждую пластинку (толщина до 6 мм) стачивают под определенным углом. Такой подход упрощает последующую подгонку деталей друг под друга.

Еще один немаловажный момент заключается в совмещении элементов таким образом, чтобы швы были незаметны. Раньше в качестве клея мастера использовали олово. При этом для отдельных видов камней (например, для малахита) – применялась специальная мастика.

Следующий этап создания изделия в технике русской мозаики – полировка и шлифовка. Наклеенные пластинки натираются специальным шлифовальным камнем. После этой процедуры камень приобретал особый привлекательный блеск.

Одна из особенностей техники русской мозаики заключается в том, что создавать каменный рисунок из пластинок можно не только на плоской поверхности, как например, в случае с флорентийской мозаикой, но и на искривленных поверхностях. Изделия, созданные в технике русской мозаики, отличаются выразительностью, приятным витиеваты рисунком камня. Увидев однажды, что собой представляет русская мозаика, невозможно спутать ее с чем-то другим.

Познакомиться с искусством русской мозаики просто – достаточно заглянуть в собрание изделий из камня в русском доме подарков «Русь Великая». В галерее магазина «Русь Великая» представлены самые разнообразные работы отечественных художников, созданные в этой удивительной технике. Купить любую работу можно как на сайте, так и в нашем салоне.

Одно из первых мест в коллекции из камня Эрмитажа принадлежит предметам из малахита – около 200 ваз, столешниц и других произведений камнерезного искусства. Малахит хорошо знаком большинству людей, как и янтарь – это поделочный камень зеленого цвета различных оттенков, начиная от голубого и кончая почти черным. В разрезе он дает дает красивый слоистый рисунок в виде колец и полос.

Изделия из малахита разнообразны по своим формам и назначению. Монументальные вазы украшали интерьеры дворцов, освещенные торшерами из камня. В парадных комнатах дворцов стояли столы инкрустированные зеленым камнем. Мелкие изделия – шкатулки, ларцы, чернильные приборы, табакерки, - в старину были предметом обихода.

Строгие прекрасные формы малахитовых изделий великолепно сочетаются с цветовым богатством камня и его рисунками. Это впечатление усиливается блеском золоченой бронзы, которая применяется в декоративном оформлении изделий.

Малахит, русская мозаика, и Петергофская фабрика

Все малахитовые изделия, включая огромные декоративные вазы, выполнены способом русской мозаики, принесшей славу Петергофской фабрике.

Вот как академик А.Е. Ферсман описывает технику этой работы в своей знаменитой книге Очерки по истории камня:

Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Это способом, изобретенным еще во второй половине XYIII века, русские мастера облицовывали (подобно фанере) огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму. Мы восторгаемся огромными вазами из этих камней в больших залах Эрмитажа, сверкающими столами и колоннами в б. Зимнем дворце или в Исаакиевском соборе – все эти уникальные мировые художественные предметы сделаны этим способом, из мелких кусочков, а не из монолитов камня.

Одним из первых изделий Петергофской фабрики, выполенных в технике русской мозаики из малахита, была круглая столешница. Поверхность стола выложена малахитовыми пластинками, чеканные античные фигуры из золоченой бронзы, изображающие веселое шествие вакханок и сатиров, украшают его борт. Трехгранное основание столика украшено бронзовыми сфинксами и орнаментом.

На фото справа - Камин Малахитового зала Зимнего дворца. 1839. Государственный Эрмитаж.

В Эрмитаже самые ценные с художественной точки зрения бытовые вещи из малахита выставлены в Малахитовом зале. В убранстве самого зала также широко использован малахит.

Вдоль длинных сторон зала установлено восемь малахитовых колонн, расположенных попарно, вдоль коротких сторон – восемь пилястров с капителями на белых мраморных постаментах. Под огромными зеркалами в деревянных золоченых рамах вделаны малахитовые камины. В центре паркетного пола, откуда расходятся деревянные лучи, стоит малахитовая ваза на треножнике из золоченой бронзы и с крылатыми женскими фигурами. Вдоль стен и окон стоят покрытые малахитовой мозаикой столы, торшеры, вазы. В витринах выставлены разнообразные изделия из малахита – настольные украшения, письменные приборы, шкатулки, коробочки и другие изделия. Это настоящее несравненное малахитовое царство, в которое желательно хоть раз в жизни попасть каждому гражданину нашей большой страны.

Малахитовый храм, выполненный в виде античного храма-ротонды, где малахит применен в отделке колонн, а другие цветные камни в мозаике пола и купола является также одним из памятников камнерезного искусства XIX века Эрмитажа.

Агатовые комнаты в Царском селе

Подобным же достижением в искусстве русской мозаики являются Агатовые комнаты в Царском Селе.

Техника русской мозаики, где пластинки так искусно подбирались по тону, рисунку и цвету, что создавалось впечатление монолитного камня с единым узором применялась при работе не только с малахитом, но и с яшмой, лазуритом, агатом и другими камнями .

В технике мозаичных наборов применялись такие приемы, как ленточный, мягкий бархат, на две стороны, на четыре стороны, струйчатый и другие.

Ленточный (струйчатый) узор

В ленточном или струйчатом узоре пластинки камня располагались сплошной полосой и подбирались так, чтобы линии рисунка на одной пластинке плавно переходили в линии на соседней. Узор должен был непрерывно струиться.

Мягкий бархат

Мозаичный набор мягкий бархат применяется при отделке больших участков поверхности, при этом пластинки подбираются таким образом, чтобы линии рисунка мягко переходили друг в друга во все стороны , а весь набор производил бы впечатление единого камня. Найти стыки иногда просто невозможно!

Узор на две или на четыре стороны

Получить узор на две стороны или на четыре стороны не так сложно, как предыдущие. Для этого нужно опилить от цветного камня пластину толщиной от 3 мм до 6 мм. Рисунки на обоих срезах пластинки получаются одинаковыми, поэтому, опилив вторую пластинку и совместив ее с первой, получим симметричный рисунок на две стороны.

Соединив пластины с подготовленными деревянными прямоугольниками, получим стенки или крышки шкатулки. Если от этого же камня отпилить еще две пластинки и соединить с двумя первыми, то получится узор на четыре стороны.

Таким же образом можно делать композиции на шесть и более сторон, комбинируя их в различные узоры и украшая различные вещи.

Искусство каменной мозаики

Искусство мозаики позволяет создавать изумительные высокохудожественные уникальные, несравненные произведения!

Одной из вершин мозаичного и камнерезного искусства России является карта Советского Союза, созданная из цветных камней и самоцветов, помещенная в Эрмитаже. Размеры ее просто колоссальны - поражают воображение. Площадь карты 22,5 кв. м, масштаб 1: 1 500 000.

Здесь прекрасно подобраны различные виды зеленых яшм для бескрайних равнин страны, желтых и коричневых – для гор, белый опал - это вечные снега, свелот-зеленый амазонский камень – оазисы в пустынях, синий лазурит - конечно же моря и океаны. Из орлеца выложена лента государственной границы.

Карта сделана гранильщиками и шлифовальщиками Екатеринбурга, над ней работали сотни человек 11 месяцев. Они огранили 4000 рубинов, альмандинов, аметистов, изумрудов, топазов, аквамаринов и других драгоценных камней, которые здесь используются.

Мозаичный набор потребовал кропотливой и тончайшей работы. По рисунку, выполненному акварелью, мастера подбирали плитки камня одного тона с таким расчетом, чтобы они идеально гармонировали друг с другом. При этом нужно было соблюсти размеры каменных плиток. Неточность размеров, допущенная в одной части карты, привела бы к тому, что изображенные на ней реки, озера и другие географические элементы не увязывались бы с реками и озерами соседней части. Это настоящая ювелирная работа - в огромном размере.

После сборки планшеты выравнивались на больших шлифовальных кругах. Шлифовка была очень ответственной операцией: неосторожность могла привести к выбоинам тщательно подобранного камня.

Такой же важной была и полировка фрагментов каменной карты.

Каждая столица союзной республики отмечена большой рубиновой звездой , а название ее выложено изумрудами . Рубиновая звезда Москвы украшена серпом и молотом из бриллиантов .

Тысячи самоцветов обозначили индустриальные центры страны. Рубинами разной формы показаны предприятия тяжелой промышленности, альмандинами – химической, америстами – легкой, изумрудами и горным хрусталем – лесной промышленности, золотисными топазами – пищевой, нежно-голубыми топазами – бумажные фабрики, темно-вишневые альмандиновые треугольники указывали электростанции, ленточки из дымчатого топаза – нефтепроводы. Черная яшма и молочно-белый кахалонг отмечали полезные ископаемые – угль, нефть, марганец, апатит и др.

Обрамляла карту красивая рама из белого мрамора с бронзой. Венчал ее герб Советского Союза. Серп и молот были сделаны из ослепительно сверкающих уральских фенакитов .

Тысячи посетителей стояли возле этой карты часами на Всемирных и Международных выставках.

Затем карту переделали - увеличили: размер возрос до 27 кв. м, а поверхность состояла из 45 тысяч пластин цветного камня, 450 серебряных и позолоченных звездочек изображали города.

краткое содержание других презентаций

«Детские художники-иллюстраторы» - Иван Максимович Семёнов. Иллюстрации Владимира Сутеева. Евгений Михайлович Рачев. Иллюстрации Евгения Чарушина. Иллюстрации Бориса Диодорова. Алексей Михайлович Лаптев. Владимир Михайлович Конашевич. Иллюстрации Бориса Дехтерева. Николай Александрович Устинов. Олег Владимирович Васильев. Борис Александрович Дехтерёв. Иллюстрации Юрия Васнецова. Иллюстрации Леонида Владимирского. Евгений Иванович Чарушин.

«Русские куклы» - Русская народная кукла. Зернушка или Крупеничка – кукла, которая символизировала достаток. Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал. Изготовление кукол. Обрядовые куклы. Счастье – это маленькая куколка с очень длинной косой. Игровые куклы. История возникновения русской народной куклы. Купавка – кукла-однодневка, олицетворяла начало купаний. Десятиручка. Мартинички. Кувадка (или Куватка) – одна из самых простых обережных куколок.

«Художник и театр» - Театральные профессии. Художники декораций. Сценаристы. Рефлексия. Место действия спектакля. Художники кукол. Деятельность. Конструкторы. Художник и театр. Серебряное копытце. Какую роль в театре играет художник. Костюмы к спектаклю. Варианты проблемного вопроса. Назовите театральные профессии.

«Иван Билибин» - «Сказка о царе Салтане». С 1936 после эмиграции Билибин живет в Петербурге. Б.М. Кустодиев. В 1905 году появляется «Сказка о царе Салтане» с рисунками Билибина. В 1899 году начали выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. Иван Билибин скончался 8 февраля 1942 года. Рисунки запоминаются как нечто светлое, радостное и волшебное. Жар птице и о сером волке», «Белая уточка и др. Портрет И.Я. Билибина. 1901 г.

«История возникновения гжели» - Производство фарфора. Литейщик. Один из традиционных российских центров производства керамики. Полуфаянс. Гжель. Первое упоминание о гжели. Гончарные трубы. Искусство народного русского фарфора. Изобразительное искусство. Традиционная роспись солями цветных металлов. Артель "Художественная керамика". Исполнение росписи. Женщины-"писарихи". Гжель славилась своими глинами. Гжельская майолика. Выпуск изделий.

«Народная тряпичная кукла» - Тряпичная кукла. Немного истории. Древние славяне. Кукла. Виды кукол. Кукла Пасха. Кусочки яркого лоскута. История возникновения кукол. Неразлучники. Расчет себестоимости изделия. Народная игрушка. Обрядовые куклы. Туловище. Народный обычай. Рябинка. Игровые куклы. Как сделать куклу закрутку. Народные куклы. Проект

Отличительной чертой русской мозаики является ее использование в объемных мозаичных произведениях (рис. 77 из книги Баранова, с.157).

Этот вид мозаики предусматривает предварительное изготовление основы по форме будущего изделия. Основа может быть выполнена из мрамора, змеевика, или металла, шифера, гипса. Основу облицовывают тонкими пластинами цветного камня, чаще всего малахита, лазурита и яшмы. Отдельные пластинки по цвету и природному рисунку должны быть подобраны так, чтобы получить полное впечатление монолита.

Мозаика на сферических плоскостях – трудоемкий процесс. Каменные пластинки для мозаики первоначально заготавливают на шлифовальных станках или универсальных бабках профильными абразивными кругами из карбида кремния. Затем пластины притирают друг к другу, после чего наклеивают на основу.

В русской мозаике, как и во флорентийской, шлифование и полирование производят тогда, когда картина уже набрана. Мастика для склеивания состоит из канифоли, воска, шеллака и мелких частиц камня, из которого выполняется мозаика. Могут применятся и другие клеящие вещества, обладающие прочностью и температурой размягчения не ниже 45 ºС, в том числе эпоксидный клей.

Самой сложной является мозаика из малахита. Набор малахитовых изделий соответственно сортам малахита ведется тремя основными способами: «клеймами», «со щебнем», «рытым бархатом».

При наборе «клеймами» пластинки малахита набирают сначала в отдельные узоры, чаще всего концентрические, с плотно подогнанными швами, не оставляющими пустот. Затем пространство между набранными узорами заполняют кусочками малахита с нейтральным рисунком. Для этого способа набора обычно использую малахит лучшего качества, не имеющий изъянов и пустот.

Для набора «со щебнем» можно использовать малахит более низкого качества, с пустотами. Мозаику набирают также как и при первом способе, т.е. пластинки подбирают по рисунку, но допускается неплотная подгонка швов. Пустоты и швы заполняют малахитовой щебенкой с мастикой.

При наборе «рытым бархатом» можно использовать разные по качеству и рисунку мелкие пластинки, которые не годятся для других видов набора. Пластинки малахита наклеивают не плотно, а на некотором расстоянии друг от друга. Пространство между ними заполняют щебенкой из мелких кусочков малахита с мастикой.

После выполнения каждого из перечисленных видов набора все швы подвергаются повторной штуковке. Штуковку швов производят и после выравнивания, а также после полирования набора.

Русская мозаика требует большого мастерства и терпения. Этим способом изготавливают вазы, колонны, чаши с закругленной поверхностью и с рельефными орнаментами.


Разновидностью русской мозаики является объемная мозаика, которая часто представляет собой трехмерную скульптуру. Она предусматривает создание пластически цельного произведения из одного или нескольких различных камней.

Выполнение объемной мозаики всегда включает резьбу, придающую ей выразительность.

Другой разновидностью русской мозаики является так называемая накладная мозаика. Ее суть состоит в том, что выполненная объемная мозаика, например ветка смородины, накладывается на готовое изделие из камня как декоративное украшение (рис. 13 из книги Белецкой).

При изготовлении изделий небольших размеров (шкатулок, ваз), для декоративного оформления, например, цветами или ягодами, каждую отдельную деталь прорисовывают, производят лепку, а для контроля пользуются контршаблонами.

При создании скульптуры методом объемной мозаики, кроме лепки всей скульптуры, производят лепку отдельных деталей и их цветную прорисовку. Изготовление каждой детали мозаики производят в основном на универсальной бабке, оснащенной необходимыми приспособлениями и инструментом.

Детали для изделия из мозаики обрабатывают и на плоскошлифовальных станках (планшайбах), абразивных или войлочных кругах в зависимости от характера операции. В объемной мозаике обязательно применяется художественная резьба, от которой зависит выразительность объемного изделия. Элементы объемной мозаики соединяют эпоксидным клеем.

Для выполнения объемной мозаики из плоских пластин различных геометрических форм необходимо предварительно изготовить макет будущего изделия в натуральную величину. Его можно сделать из картона или других, удобных для этой цели материалов. Макет раскрашивают под цвет выбранного камня, именно на нем уточняется цветовая гамма каменных пластин.

Каждый геометрический элемент переносят на картон, который играет роль шаблона при разметке заготовок на камне и при их подгонке. Отшлифованные и отполированные смежные пластины склеивают эпоксидным клеем в элементы мозаики в соответствии с макетом.

Технология изготовления объемной мозаики типа ваз, шкатулок и им подобных изделий может быть и другой. Это решают на этапе создания макета. Каждую сторону объемного изделия можно набрать отдельно, а затем склеить.