Развивающие игры бывают. Детские развивающие игры для дошкольников. В какие развивающие игры ребенок может играть дома с родителями

Детские развивающие игры – это не только способ занять малыша, чтобы он не скучал, но и прекрасное подспорье для тренировки у дошколят ассоциативной памяти, логического мышления, внимательности и навыков связной речи. Если вы думаете, что такие игры для развития детей дома трудно осуществимы, так как требуют хотя бы минимальных педагогических навыков и наличия определенного инвентаря, вы глубоко ошибаетесь. Развивающие игры в домашних условиях доступны всем – от молодых родителей до более старшего поколения – бабушек и дедушек.

Узнайте, какие бывают развивающие игры, и как ими увлечь малыша.

Игры, для развития памяти, внимания и мышления у детей-дошкольников

Топаем и хлопаем

Вы произносите правильные и неправильные фразы. Если правильные - малыш хлопает, если неправильные - топает. Например: «Кошка летает», «Корова дает молоко», «Трава синяя», «Зимой идет снег», «Собака меньше божьей коровки» и т.д. Эта игра прекрасно подходит для развития у детей внимания.

Я знаю овощи!

Это тоже один из вариантов игры на развитие внимания +у дошкольников. Вместо овощей можно дать задание не пропустить «одежду», «животное», «виды транспорта», «мебель», «цветы», «посуду» - любые слова определенной группы, известные малышу. Вы произносите слова. Когда ребенок слышит «нужное», он подпрыгивает, или поднимает руки, или хлопает - о правилах можно договориться.

Примерные слова для развития памяти и внимания у детей в ходе игры:

Собака, помидор, лев, ложка, стол, капуста, самолет, ромашка, шкаф, морковь, кастрюля, роза, кошка, свекла, волк, чайник, кровать, автобус, диван, ландыш, заяц, картошка, стул и т.д.

Старая-старая сказка

У вашего малыша, наверное, есть любимая сказка, которую он знает практически наизусть, но часто просит снова рассказать или прочитать. Устраивайте иногда «проверку памяти и внимания»: рассказывая старую сказку, меняйте героев, или обстоятельства, или место действия, а малыш вас будет исправлять. Очень хорошо объясняет такую игру известный итальянский писатель Джанни Родари на примере сказки о Красной Шапочке.

Такие необычные игры отлично подходят для развития у малышей внимания, памяти и мышления: дети начинают прислушиваться и, прекрасно помня свой любимый вариант сказки, поправляют «забывчивую» маму или «рассеянного» папу.

Игры для развития связной речи у детей-дошкольников дома

Для развития у детей речи дома можно использовать следующие игры.

Послушай!

  • Предложите малышу: «Внимательно послушай, что происходит за дверью (за окном). Через минутку попробуй рассказать обо всех звуках». (Например: в ванной работает стиральная машина, за окном проехал трамвай, чирикают воробьи, папа включил чайник и т.д.)
  • «Давай поиграем! Я буду произносить звуки, а ты постараешься их точно так же повторить». Можете проговаривать любые слоги, например: «ма-ма-ма», «гу-гу-гу», «ко-ко-ко». Когда малыш повторит, произнесите те же «ма-ма-ма», только другим тоном и с другой скоростью. После того как ребенок поймет правила игры, играйте по очереди. Произносить можно слоги, слова, а в дальнейшем короткие предложения, поговорки, пословицы, чистоговорки. Старайтесь говорить разными «голосами» (высоким, низким, «писклявым» и т.д.) и по-всякому: быстро, медленно, тихо, громко. Это великолепная игра, помогающая малышу научиться слышать и проговаривать звуки правильно.
  • «Закрой глаза и попробуй угадать, какой предмет издает звук». Вы можете использовать как игрушки, так и обычные предметы: позвенеть в колокольчик, попищать игрушечным резиновым утенком, постучать ложкой об ложку, пошуршать газетой, открыть и закрыть дверцу шкафа, накрыть кастрюлю крышкой и т.д.
  • Дайте ребенку задание шепотом , с расстояния двух-трех метров: «Подними куклу», «Принеси паровозик», «Посади на диван мишку» и так далее.

Такая детская развивающая игра для дошкольников хорошо тренирует слуховое внимание, умение слышать не только речь, но и различные звуки.

Звуковая запоминалка

Эта развивающая игра для маленьких детей похожа на предыдущую, но есть некоторые особенности. Скажите: «Малыш, сейчас мы поиграем в интересную игру. Ты закроешь глаза, а я буду ходить по комнате, брать какие-то предметы и «звучать» ими. Когда я скажу: «Глазки открывай, звуки угадай!», ты расскажешь по порядку, что я делала и какие звуки ты запомнил». Если малыш затрудняется рассказать, он может показать по порядку все предметы, с помощью которых мама «звучала».

Для начала звуков не должно быть много, примерно 2 - 4. Например, вы постучите в дверь, нальете в стакан воду из бутылки, перелистаете страницы журнала. Задача малыша - правильно и по порядку назвать все звуки. Обязательно спросите: «Было ли тебе трудно? Как ты догадался, что я налила водичку?» Когда дети освоятся, для этой игры на развитие речи можно увеличить количество звуков и разнообразить их.

Что я загадала?

В развивающих играх для детей младшего дошкольного возраста можно использовать и окружающие предметы, и картинки в любой книге, и карточки - вариантов очень много. Например, попросите малыша внимательно посмотреть вокруг (или на картинку, на карточку) и назвать, что вы загадали, по описанию: «Этот предмет большой, коричневого цвета, деревянный». (Шкаф.) «Она круглая, глубокая, с цветочком на боку…» (Кастрюля.) Рассматриваете картинку: «У нее пушистый хвост, мягкая шубка, острые зубки…» Малыш может перебить и закричать: «Лиса!» А вы добавите: «Любит орешки и семечки, живет в дупле…» Такие игры обучают ребенка обращать внимание на различия в признаках предметов и живых существ. Ведь какие-то признаки могут быть одинаковые (пушистая шубка и у лисы, и у собаки, и у кошки, и у белки…), а есть явные отличия: ни лиса, ни кошка орехов не едят и в дупле не живут. Такие задания можно давать малышу в любом месте - хоть в квартире, хоть на улице, хоть в очереди в поликлинике. Возможен и «обратный» вариант: малыш
загадывает, называет признаки какого-то предмета, а вы отгадываете. В ходе этой игры происходит не только развитие речи дошкольников, но и активизируется мышление.

Кстати, педагоги советую делать самодельные карточки, они очень пригодятся не только для игр дома, но и для развивающих занятий с малышом. На всякий случай поясню: коробка с самодельными карточками послужит вам палочкой-выручалочкой, когда иссякает фантазия развлечь малыша. На кусочки плотной бумаги наклеивайте картинки из старых глянцевых журналов или из рекламных буклетов. Это могут быть изображения людей, животных, предметов, красивых или необычных пейзажей, зданий, игрушек, «неведомых существ» - чего угодно, и чем больше, тем лучше. Складывайте такие карточки в какую-нибудь коробку и время от времени пополняйте их запас, они вам не раз пригодятся.

Один - много

Малыш уже знает, что предмет может быть один или их бывает несколько. В этой игре для развития связной речи учите ребенка правильно называть множественное число предметов. Опять можно использовать мячик. Скажите: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду называть один предмет, а ты назовешь много таких предметов. Например, птица - птицы. Когда поймаешь мячик, сразу скажешь и вернешь мячик мне». Бросаете или катите, мяч крохе, а слова говорите такие, которые малышу знакомы, например: игрушка (игрушки), стул (стулья), диван (диваны), тарелка (тарелки), ложка (ложки), котенок (котята), петух (петухи), цыпленок (цыплята). Обращайте внимание на правильное произношение, ведь малыш может назвать вместо «цыплята» и «котята» - «цыпленки», «котенки», а вместо «стулья» - «стулы». Игра очень хорошо развивает речь.

На что это похоже?

Эта игра на развитие памяти, мышления и речи напоминает предыдущую, но основная ее цель - развивать воображение и речь малыша. Берете любые предметы, например, упавший с дерева каштан, яблоко, сухую веточку, ракушку, даже бублик или баранку - что угодно, и спрашиваете, на что они похожи. Чем разнообразнее ответы, тем интереснее.

Что я прячу в кулачке?

Эта игра для детей помогает развитию памяти и речи у детей, учит задавать вопросы. Спрячьте в сжатой ладони какой-нибудь маленький предмет: пластиковую крышечку от бутылки, значок, желудь, игрушку из киндер-сюрприза. Подойдут и небольшие кусочки сухих продуктов, например, орешек, колечко из сухого завтрака, мелкое печенье. Это ваш секрет, который малыш может разгадать и забрать себе. Скажите: «У меня что-то есть! Если ты спросишь, что это, я тебе могу ответить только «да» или «нет», а ты попробуй догадаться!» На первых порах подскажите малышу примерные вопросы: это тяжелое? Оно похоже на квадрат? Или на кружок? Это мягкое? Оно зеленое? Это вкусное? И так далее. Когда кроха догадается, бурно порадуйтесь, какой у вас умный и догадливый малыш, какие правильные вопросы он задавал, и торжественно вручите «секрет». Когда малыш поймет правила игры, поменяйтесь ролями, пусть ребенок что-то спрячет, а вы угадывайте. Играя дома в такие развивающие игры для детей, родители и сами увлекаются процессом, ведь т взрослые и
малыши обожают секретики и «угадайки»!

Ниже описано, какие ещё есть развивающие игры для маленьких детей.

В какие развивающие игры ребенок может играть дома с родителями?

Подбери пару

Чтобы поиграть в эту развивающую игру с детьми дошкольного возраста, понадобятся карточки с картинками. Можно взять их из детского лото, главное, чтобы картинки изображали какой-то один предмет или явление (корова, туча, дом, дерево и т.д.). Начинайте с небольшого количества картинок, в следующий раз его можно будет увеличить. Перед малышом разложите карточки и скажите: «Давай поиграем. Я буду называть слова, а ты выбирай карточку с таким рисунком». Произносите, к примеру, «корова», а малыш выбирает карточку с изображением коровы.

Другой вариант этой же домашней развивающей игры, когда ребенок ищет подходящую пару не на картинке, а вокруг себя. Вы называете слово, например, «стол», а малыш показывает стол, стоящий в комнате. Можете спросить, где еще в доме есть стол (кухонный, обеденный, письменный, журнальный).

И самый сложный вариант этой развивающее игры для дошкольников, когда вы показываете картинку: «Малыш, найди похожий предмет в нашей комнате. Что это?» Задача очень трудная, ведь на картинке изображение того же стола может сильно отличаться от вашего. И картинки для игры надо подобрать заранее, чтобы вдруг не попалась «корова» или «туча».

Подбери карточки

Для этой одно из лучших развивающих игр для детей вам понадобится по 3 - 5 картинок разных групп предметов или живых существ. Например, овощи (помидор, огурец, лук, капуста, морковь), одежда (платье, брюки, куртка, варежки, шапка), игрушки, дикие и домашние животные, посуда, мебель и т.д. - вы сами можете подобрать нужные, исходя из возраста малыша и его словарного запаса.

Ребенку предложите из всех карточек, разложенных в беспорядке, подобрать подходящие друг к другу. Для начала возьмите две группы картинок, например, посуду и животные, по три карточки в каждой группе. Со временем можно будет увеличивать и количество карточек, и количество групп, а для первой игры хватит этих. Обязательно расспрашивайте малыша: «Как назвать одним словом тарелку, сковороду и кастрюлю? Кого мы называем животными?» и т.д.

Примерные карточки для игры с детьми на развитие памяти и мышления:

  • Кровать, стул, шкаф (мебель)
  • Куртка, футболка, юбка (одежда)
  • Роза, василек, ромашка (цветы)
  • Дуб, береза, ель (деревья)
  • Голубь, сорока, утка (птицы)
  • Клубника, смородина, малина (ягоды)
  • Огурец, капуста, морковь (овощи)
  • Яблоко, слива, груша (фрукты)
  • Мальчик, женщина, дедушка (люди)

Соломинка

Для этой игры понадобится соломинка (трубочка для сока). Предложите малышу «дуть, как ветер». Можно устроить «бурю на море» - через соломинку дуть на воду (например, подгонять бумажную лодочку); сдувать мелкие обрывки бумаги со стола (а потом поиграть веником и совочком); делать «снегопад» (сдувать кусочки ваты или обрывки салфетки); играть в «одуванчик»; дуть на бумажные модели птиц или бабочек, подвешенных на нитке. Чтобы не закружилась голова, пусть малыш дует не более 10 секунд, а потом делайте паузы. Малышу необходимо развивать легкие, и такие игры очень полезны.

Здесь вы можете посмотреть фото лучших развивающих игр для детей:







Какие ещё есть самые лучшие развивающие игры для маленьких детей?

Убери лишнее и собери команду

В эту домашнюю развивающую игры с детьми можно играть и с предметами, и с игрушками. Чтобы познакомить малыша с игрой, возьмите две-три коробочки или непрозрачных пакета. В каждую коробочку положите комплект из трех предметов, например, в первую - кубик, мячик и детскую варежку, во вторую - пластиковую тарелку, одноразовый стаканчик и плюшевого мышонка, а в третью - чайную ложечку, детский носочек и свой шарф. Скажите, что предметы в коробочках «перепутались», надо помочь им - убрать из каждой коробки что-то лишнее. Обязательно обратите внимание малыша на то, что если убрать «лишний» предмет, оставшиеся можно будет назвать одним словом. В первой коробке останутся кубик и мячик (игрушки), во второй - тарелка и стаканчик (посуда), а в третьей - носочек и шарф (одежда). А как же быть с «лишними» предметами? Ой, оказывается, их можно добавить в коробочки! Куда надо положить варежку? А ложку и мышонка?

Самые лучшие развивающие игры для детей прекрасно тренируют сразу несколько навыков: и речь, и внимание, и умение распределять и обобщать предметы по признакам. Есть и другие варианты этой игры: вы кладете в коробки предметы определенного цвета, или формы, или тяжести, или величины. И, кстати, в этой игре вы с успехом можете использовать те три коробки, которые делали для игры «Что внутри коробки?». Помните, красная, желтая и зеленая с разными геометрическими фигурами?

Найди похожий предмет

Предложите малышу найти в комнате (или во дворе, в магазине) предметы, похожие на какую-нибудь геометрическую фигуру.

Примеры:

  • круг - тарелка, крышка от кастрюли, колесо, пуговица, мяч и т.д.;
  • треугольник - елка, пирамидка, крыша дома, лопатка для торта, морковь и т.д.;
  • прямоугольник - плоская коробка, кирпич, книга, портфель, ноутбук и т.д.;
  • овал - яйцо, огурец, кабачок, баклажан и т.д.

Особенно актуальны такие игры, когда вы с малышом закупаете товары в большом магазине и ребенок изнывает от скуки. Дайте задание назвать «все круглое» (или «все зеленое», или «все громадное») - и малыш будет занят, и вы быстрее справитесь с покупками, не отвлекаясь на капризы чада.

Какие развивающие игры нужны ребенку?

Что с ним можно делать? Что из этого можно сделать?

Такая игра поможет скоротать время в очереди, в длительной поездке, по дороге пешком в поликлинику, магазин, на почту. Оглядываетесь вокруг и спрашиваете малыша: «Что можно делать с песком? А с водичкой? А что можно сделать из теста? Из бумаги? Из железа? Из дерева?» Если малыш затрудняется с ответами, подсказывайте, объясняйте.

Кто что умеет?

Похожая игра, когда малыш отвечает на ваши вопросы: собачка умеет… (лаять, бегать, лежать, кусать…); воробей умеет… (клевать крошки, летать, прыгать по дорожке); петушок умеет… (кукарекать, искать зернышки, хлопать крыльями…); комарик умеет… (летать, кусать, пищать…) и т.д.

Кто где живет?

Для этой развивающей игры для детей в домашних условиях понадобится три «места» и несколько игрушек (или карточек, картинок), изображающих животных. «Местами» могут быть листы цветной бумаги или разноцветные бумажные салфетки, куски ткани. Или даже можете просто сказать, что ковер будет «морем», диван - «небом», а кресло - «землей». Теперь надо расселить наших друзей-зверят по местам их обитания. Где живет зайчик? На земле, значит, надо посадить его на кресло. А кит? В море, его отправим на ковер. Будьте внимательны: есть животные, которые могут жить и на суше, и в воде (лягушка, крокодил, бегемот и др.), а есть те, кто и летает, и плавает, и по земле ходит (утка, гусь, чайка и т.д.). Так что в игре сможете расширить представления малыша об окружающем мире.

Закончи фразу!

Эта одна из тех развивающих игр, какие нужны ребенку для тренировки понятийного мышления. Вы начинаете, а малыш должен закончить предложение. Можно играть в дороге или в очереди, а можно использовать мячик или мягкую игрушку, если играете в комнате. Говорите фразу и бросаете мяч, малыш ловит и отвечает, бросая мяч обратно вам. Варианты придумываете, их очень много. Например:

Варенье сладкое, а лимон… Днем светло, а ночью… Утром завтракаем, а вечером… Ты слушаешь ушами, а видишь… Маленькая корова - теленок, а маленькая собачка… Земляника - ягода, а помидор… У тебя две ноги, а у собачки… Шапку носим зимой, а панамку… Самолет летит, а лодочка… Доктор лечит, а строитель… и т.д.

Какие ещё бывают развивающие игры (с фото и видео)

Закончи слово

В такие игры удобно играть, когда предстоит длительная поездка или прогулка до магазина. Называете любой слог, малыш сам подбирает окончание слова. Например: «ко…» - котик, кошка, комната; «ли…» - листик, лифт; «во…» - волосы, волк, воздух и т.д. Таких игр можно придумать очень много самому, когда вы начинаете (слово, предложение, рассказ), а ребенок заканчивает. Обратите внимание на то, что слог должен быть ударным. Ведь малыш не знает правил написания, и, если вы скажете «ка…», он может в ответ произнести «каша», а может сказать «катенок». Самое интересное, что ребенок будет прав, ведь звучит слово именно так!

Что внутри?

В игре обучаем ребенка понятийному мышлению, спрашиваем, что «внутри». Например: что внутри шкафа? Что внутри песочницы? Что внутри холодильника? Что внутри машины? Что внутри аптеки? Что находится в кухне? А в спальне? И т.д.

Мы послушаем хлопки

Перед игрой договоритесь с ребенком о правилах. Например, если вы хлопнете в ладоши один раз, малыш должен четко, как солдатик, шагать по комнате. Если услышит два хлопка - остановиться и попрыгать. Хлопаете не по порядку, задача малыша - внимательно слушать, считать хлопки и выполнять «правила». Когда малыш станет старше, количество заданий (и количество хлопков) постепенно увеличивайте. Задания используйте разные, можно ведь и встать на одну ножку, и раскинуть руки в стороны, и наклониться вперед. А заодно проведете физкультминутку. Впрочем, о физкультминутках - особый разговор.

Что есть у предмета?

Играть можно не только в комнате, но и в любом месте, например, по дороге в магазин или в поездке - в машине, в общественном транспорте. Называете малышу любой предмет и спрашиваете, что есть у этой вещи. Например, что есть у дерева? (Ствол, ветки, листья, плоды…) А у самолета? (Крылья, салон, хвост, кабина…) А у машины? (Руль, колеса, дверцы, сиденья…) А у кошки? (Мордочка, усы, лапы, хвост…) На самом деле, эта игра бесконечная, предметов, животных, транспорта и любых других вещей вокруг достаточно. Можно играть по очереди, пусть малыш и вас озадачивает - это прекрасный способ обогатить словарный запас ребенка.

На видео «Развивающие игры для детей» показаны и другие варианты полезных и увлекательных занятий с малышами:

Статья прочитана 2 758 раз(a).

2 4 249 0

Развитие детей – одна из самых важных задач, которая стоит перед родителями. Каждый ребенок стремится к познанию уже с самого рождения. Очень важно в этот момент не только позволить малышу узнать мир, но и правильно направить его активность.

Ребенок в 4 года должен уметь:

  • выполнять простые движения за родителями;
  • находить отличия между предметами;
  • складывать пирамидку по цветам;
  • начинать считать и решать простые логические задачи.

Именно в этом возрасте нужно развивать интеллект, мышление, воображение.

Использование игр позволит делать это просто и интересно. В этой статье мы сделали подборку самых интересных и развивающих игр для вашего малыша.

Вам понадобятся:

Познавательные игры для детей

Они позволяют не только концентрировать внимание и тренировать память, но и узнавать новые вещи и их названия. Эти игры включают большой арсенал всевозможных задач, выступающих как средство развития познавательной активности. Выполняют важную обучающую функцию.

Разложи по цвету

Есть четыре группы, в которых представлено большое количество предметов: цветы и растения, дома, игрушки, звери и другие. Все они находятся вместе, то есть, перемешаны.

  • Ребенку предлагают все эти предметы разных цветов;
  • Он должен рассортировать их все по цветовому признаку;
  • После того, как он это сделает, нужно назвать цвета. Можно также проверить названия предметов.

Родители могут спросить, какой они формы, большие или маленькие.

В конце игры было бы неплохо вознаградить ребенка. Сладостями или каким-нибудь небольшим подарочком.

Кто где живет

Ребенку нужно определить, где проживает тот или иной зверек. Обычно для этой игры требуются дополнительные карточки с изображениями разных животных и местами их обитания.

  • Перед ребенком раскладываются карточки, изображающие природные условия и места обитания животных;
  • Даются карточки с изображениями зверей, птиц, насекомых;
  • Малыш должен положить каждого зверька на туда, где он живет;
  • После родители проверяют с малышом полученный результат.

Для игры можно использовать и натуральные фигурки животных, если есть игрушечные места их жительства. Например, вольер для лошадки, озеро или пруд для жабки, будка для собаки и так далее.

Часть и целое

Проводится на природе. Можно задействовать всю семью, родственников, друзей. Все становятся в круг, в центре ведущий с мячиком.

  • Центральный по очереди бросает мяч каждому участнику и называет какую-то деталь;
  • Игрок должен поймать мяч и назвать предмет, к которому относится деталь (крыло – птица, листик – дерево, лепесток – цветок);
  • Если ребенок замешкается или называет предмет неверно, то нужно подождать, пока назовет нужный;
  • Выигрывает тот, кто даст больше всего правильных ответов;
  • Победителю можно вручить вкусный приз.

Не задавайте сложных вопросов малышу, и делайте подсказки. Будет весело:).

Загадочный предмет

Проводится с несколькими детьми.

  • Игрок выходит из комнаты;
  • Те, кто остался, должны загадать какой-то один предмет и качество, которое будет говорить о нем;
  • Когда игрок возвращается, он у каждого спрашивает задуманное слово. Например, круглый, большой, зеленый, сладкий, полосатый;
  • Он должен догадаться, что это за предмет, который описывают – арбуз.
  • Игра идет по кругу, как только один ребенок отгадал, выходит другой. Если он так и не догадался – загадывают другой предмет.

Интеллектуальные игры

Развивают творческие способности. Помогают формировать чувство коммуникабельности, коллективизма. Такие игры – отличная возможность . Состоит игра из нескольких этапов (конкурсы или раунды). Каждый из них проводится по определенному сценарию и оценивается ведущим. Часто действует система баллов.

Накрываем на стол

Домашний вариант игры, которую может провести каждая мама или папа. Не нужно никаких дополнительных инструментов.

  1. На кухне вместе с малышом родители или бабушка накрывают на стол.
  2. Задача малыша не только помочь все расставить так, как нужно, но и сделать это как можно быстрее.
  3. После ребенок должен сосчитать все предметы на столе: количество тарелок, приборов, чашек и так далее.
  4. Цель не только помочь маме, но и .

Листопад

Замечательный вариант времяпрепровождения на осень. Это интересно не только детям, но и взрослым.

  1. На улице, во время прогулки, нужно собрать как можно больше листьев с разных деревьев.
  2. Там же или дома малыш должен разложить их. Можно сначала по цвету, а потом по тому, с какого дерева они были собраны.
  3. Можно просто перебирать каждый лист и называть дерево, с которого оно упало.

Этот вариант очень простой, но понадобится помощь родителей, чтобы точно назвать все сорта и названия деревьев. Еще из листьев можно собрать красивый гербарий.

Обезьянка

Помогает развивать мелкую моторику, координацию и память.

  • Взрослый рассказывает деткам интересную сказку о том, как мальчик или девочка встретили обезьянку, которая за ними все повторяла.

Пример:

  • Мальчик съел яблоко – обезьянка тоже съела;
  • Девочка танцует – обезьянка тоже танцует;
  • Девочка убрала в комнате – обезьянка тоже убрала.

Подкрепить можно целой постановкой.

  • В эту игру можно играть большой толпой. Взрослый становится и показывает действие, а все дети повторяют за ним.

Играть можно как на улице, так и в доме. Настроение вам и ребенку будет обеспечено.

Какой предмет пропал?

Помогает развивать не только память, но и логику, мышление.

  1. Перед малышом выкладывается несколько предметов.
  2. За минуту-две он должен рассмотреть и запомнить их.
  3. Глаза закрываются или ребенок отворачивается.
  4. В это время взрослый убирает один из предметов и просит ребенка опять повернуться и все проверить.
  5. Ребенок должен сказать, что именно пропало и вспомнить как можно больше деталей: цвет, форму, размер и так далее.

Если ребеночек не может вспомнить, старший может давать подсказки: где объект лежал, что на нем нарисовано, какого он цвета.

Сюжетно-ролевые

Развивают запас возможных действий с игрушками. Это хорошая тренировка творческого мышления. Такие игры позволяют взаимодействовать коллективом и развивать коммуникативные навыки.

Игрушки у доктора Айболита

Задача игры – сводить игрушек к врачу.

  1. Нужно выбрать ведущего, доктора и медсестру.
  2. Дети выбирают по игрушке или двум. Им необходимо придумать болезни, которые их беспокоят или симптомы (горло болит, голова, ножка и т. д.).
  3. По очереди, как в больнице, они подходят и общаются с врачом, рассказывают истории, как приключилась беда, что болит.
  4. Врач советует, что делать, бинтует ножки-ручки, делает уколы и все, на что хватит фантазии.

После выздоровления, обязательно, все игрушки идут к врачу и благодарят за помощь.

Дочки-матери

Одна из самых популярных игр у девочек. Используются не только игрушки и куклы, но участвовать могут и сами дети.

  1. Мама, то есть девочка, выбирает куклу, которая будет ее дочкой.
  2. Ребенку нужно собрать ее на прогулку или к походу в гости.
  3. Требуется одеть, подготовить куклу, собрать игрушки.
  4. Девочка может прочесть книгу дочке, провести чаепитие или званий ужин, для которого все нужно подготовить.

Игра имеет множество вариаций и может проводиться несколькими детьми. Кто-то может исполнять роль мамы, кто-то – дочки.

Спортивные

Играя в них дети не только расходуют накопленную энергию, но и приобретают стремление к победе, занимаются спортом и пребывают на свежем воздухе. Они основываются на физической подготовке, но не требуют напряженной борьбы.

Репка

Рассчитана на 12 человек. Понадобятся 2 стула.

  1. Есть две команды по 6 человек, это известные дедушка, бабушка, внучка, Жучка, мышь и кошка.
  2. Стулья стоят на противоположной стороне от детей.
  3. На каждом из них сидит репка – ребенок, имеющий атрибут овоща.
  4. Начинает дед. Он бежит к репке, оббегает и возвращается.
  5. За него цепляется бабка, и они вместе паровозиком бегут, оббегают репку и возвращаются. За них цепляется внучка и так далее.
  6. Когда цепляется мышка, то оббегая репку, она уже цепляет саму репку и все бегут к началу.

Выигрывает та команда, которая вытащит репку быстрее всего. Ну и как же без приза победителям, подумайте, что это может быть.

Два вола

Игра рассчитана на двоих. Понадобиться веревка.

  1. На каждого участника одевается упряжка (они обвязываются веревкой).
  2. По сигналу каждый начинает тянуть в свою сторону.
  3. Лучше всего, если по обеих сторонах от участников будут стоять призы или цели. Каждый тянется к ним.
  4. Выигрывает тот, кто дотянется первым, ну и, конечно, забирает долгожданный приз.

Танцевальные

Проводятся под музыку. Это могут быть простые подвижные игры, те же змейки, но под определенную музыку, либо эстафеты.

Повтори за мной

  • В центре становится ведущий;
  • По кругу располагаются детки;
  • Под музыку ведущий показывает танцевальные движения;
  • Цель детей повторить их как можно точнее.

Можно делать смешные движения, прыгать, детям такое веселье точно понравится.

Ручеек

Нужно непарное количество детей.

  • Все становятся парами, поднимая высоко руки, создавая ворота;
  • Под музыку непарный бежит и на ходу выбирает себе пару;
  • Новая пара становится позади, а оставшийся без нее бежит вперед и выбирает опять себе другого;
  • Проигрывает тот, кто остался без пары, когда музыка закончилась.

Пальчиковые

Используются для развития моторики у ребенка.

Гуси-гуси

Под известную считалку выполняются движения.

Гуси-гуси: взмахи руками.
Га-га-га: движения пальцами, похожие на клюв.
Есть хотите: движения кругом.
Да-да-да: опять движения клювом.

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трем друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печем “пирожки”)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем “козырек”)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Детские игры онлайн

Если вы хотите занять ребенка, чтобы в доме было спокойствие и порядок, и вы могли заняться своими делами, предложите ему онлайн-раскраски любимых персонажей. Пусть из предложенных ниже выберет того, который больше понравиться, кликнет по картинке и начинает раскрашивать.

Для девочек

Для мальчиков

Практически всем родителям широко известно мнение психологов и педагогов о том, что лучшая форма обучения и воспитания детей – это игра. Как стимулировать детское развитие? Как гармонично развивать его интеллектуально и физически? Читайте в нашей статье обзор самых эффективных развивающих игр для детей разного пола и возраста, активизирующих внимание, восприятие и воображение детей, память и мелкую моторику, логику и многое другое.

Развивающие игры: их значение

Современные дети развиваются стремительно. Их уже не могут сводиться только лишь к обычным умениям – считать, писать или читать. Для того, чтобы успешно обучаться и постигать мир, при подготовке к школе ребёнку нужно иметь определённый комплект гармонично развитых качеств. При оценке, готов ли малыш к школе или нет, рассматриваются показатели:

  • базового опыта
  • развития познания
  • эмоционального и языкового развития
  • физической подготовки
  • умения общаться
  • зрительного восприятия, различения и памяти
  • слуховых способностей
  • отношения к книгам
  • общей и психологической готовности.

Из этого становится понятным, что поиск способов всестороннего развития детей сегодня очень актуален. Новые технологии ведения учебного процесса, повышенные темпы обучения, огромные объёмы информации, которые следует переработать маленькому школьнику, предъявляют иные требования к его способностям, чем ранее.
Развивающие игры - самый простой и природный способ развивать ребёнка и готовить его к школе. Развивающие игры основаны на таких принципах :

  • принцип сочетания игры и обучения
  • принцип перехода от игры к активной познавательной деятельности
  • принцип поэтапного усложнения игр и заданий
  • принцип активизации умственного развития ребёнка.

В этих принципах заложено значение развивающих игр, так как они формируют условия, в которых ребёнок будет эффективно всесторонне развиваться.
Каждый возрастной период развития ребёнка предназначен для освоения нового. Развивающие игры способствуют формированию необходимых для жизнедеятельности умений и навыков, например, захватывать и держать предмет, удерживать внимание, быть усидчивым и многого другого. В процессе игры ребёнок формирует свою эмоциональную сферу, совершенствует мелкую моторику. Вот почему важно подбирать игры и игрушки по возрасту ребёнка.

Виды развивающих игр

Для малышей

  • раскраски с крупными изображениями и наклейками
  • мягкие пазлы большого размера
  • игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды)
  • (длина, высота, количество, размер, вес предметов).

Эти несложные игры положительно повлияют на развитие внимания и памяти малыша, цветовое восприятие, логическое мышление и, конечно, способствовать формированию детского творчества. Не забывайте, что такими играми малыши занимаются вместе с родителями.


Познавательные (дидактические)

Такие игры (тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками и цифрами) расширяют представление ребёнка об окружающем мире: о животном мире, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т. д.

Для развития внимания и памяти

  • «Ищем пару»
  • «Отличия»
  • «В поисках предмета»
  • «Что не так?»
  • «Лабиринт»

Такие игры также позитивно влияют на развитие внимания и памяти ребёнка. Малыш учится концентрироваться, ведь ему предстоит найти спрятанный предмет или отличия между практически одинаковыми рисунками, отбирать предметы по парам или выделить лишние (одинаковые). В результате малыш станет более наблюдательным и внимательным, находчивым и решительным.

Игры для развития мышления и логики

Развиваем логическое мышление с детства при помощи специальных игр. «Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы», «Ассоциации» и другие игры призваны учить ребёнка делать сравнение, анализ и систематизацию информации, находить связи между предметами и обобщать, определять основное и делать выводы, а значит - самостоятельно размышлять. Такие умения пригодятся в дальнейшем на уроках математики.

Раскраски

Раскраски призваны развивать творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать их точные движения, различать и запоминать цвета.

Пазлы

Пазлы - игра, где картину нужно собрать из частей - это увлекательно и полезно. Для самых маленьких используйте крупные пазлы из мягкого материала, а детям постарше подойдут наборы мелких частей, из которых можно собрать красочные картины.

Загадки и ребусы

Игры, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить. Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады - это своеобразная гимнастика для ума. Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется самостоятельно мыслить, писать.

Математические игры

Обучайте детей простым манипуляциям с цифрами с раннего возраста. В этом вам помогут красочные карточки, кубики и книжки с цифрами и весёлыми картинками, которые помогут легко, в занятной форме познакомить малыша с миром чисел и цифр, понятиями количества, счётом и арифметикой.

Головоломки, конструкторы, шнуровки

Сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребёнок может заниматься самостоятельно.

Обзор рынка развивающих игр

Какие игры для детского развития сегодня родителям доступны в продаже?

  • : они «говорят» с малышом, «поют песенки». Они влияют на развитие музыкального слуха ребёнка, способствуют становлению его эмоциональности, коммуникабельности. Также они могут помочь малышу начать говорить.
  • сортеры (вкладыши): отличные помощники по изучению цветов, фигур, и цифр. Объёмные фигуры нужно вставлять в соответствующие отверстия. Вариаций игр с такими игрушками можно придумать множество.
  • пазлы: собирание картин из отдельных элементов может быть интересно и детям и взрослым.
  • кубики: учимся строить дома, изучая фигуры, числа и цвета. Тренируем логику и руку для письма.
  • конструкторы: собираем по образцу или придумываем свой проект. Деревянные, блочные, пластиковые, бумажные или металлические - сейчас большой выбор.
  • настольные игры: домино, шашки, шахматы, лото, настольный баскетбол, футбол, хоккей - развивают логическое мышление и быстроту реакции.
  • сюжетно-ролевые игрушки: маленькие и большие куклы, персонажи из мульфильмов, плюшевые игрушки - с помощью их малыш моделирует ситуации и учится играть в ролевые игры, которые являются хорошим тренажёром для социальной адаптации ребёнка.
  • сенсорно-двигательные (погремушки, карусельки-мобиле, игрушечные музыкальные инструменты) - вводят ребёнка в мир звуков, движения, форм.
  • пирамидки: конусообразные и шарообразные, деревянные и пластмассовые, разноцветные и прочие - тренируют первые навыки логического мышления малыша.
  • счётные столики (абаки): палочки с нанизанными предметами разной формы и цветов - хорошо учат ребёнка счёту, группировке и сортировке предметов, сенсорному восприятию.
  • шнуровки: готовят руку малыша к письму.
  • игрушки для активных игр: спортивный инвентарь и предметы повседневного обихода - физически развивают малыша, помогают понять способы действий с предметами.
  • наборы детского творчества: пластилин, моделирующие глины, аппликации - развивают детское творчество.

«Совет. При выборе развивающих игр для своего ребёнка лучше проконсультироваться у продавца детского магазина, для какого возраста та или иная игра/игрушка, с какой она целью используется, какие качества ребёнка она развивает».

Не забывайте, что все игры разработаны специалистами для развития определённых способностей малышей. Если не учитывать эти правила, то вы не достигнете намеченного результата и зря потратите деньги.

Игры детей от 0 до 3 лет

Пусть дошкольник побольше раскрашивает, учится рисовать.

Для школьников

Игры для детей, достигших школьного возраста, меняют свой характер. Настольные игры, интересные школьникам, всё также развивают разнообразные способности. Младшим школьникам становится интересно играть в командные настольные игры, а также деловые детские игры, которые способствуют их успешной социализации, развивают коммуникативные способности, мышление. Ребята в этом возрасте стремятся творчески проявить себя. Младшим школьницам нравится учиться вышивать, шить, создавать собственными руками поделки, и украшения. Мальчики с удовольствием выцарапывают гравюры, выпиливают лобзиком и чаще всего просят строительные наборы: так хочется смастерить что-либо!
Актуальность в этом возрастном периоде приобретают компьютерные игры, которые тоже могут быть развивающими.

Компьютерные и онлайн игры

В настоящее время появилось большое количество специализированных электронных ресурсов, предлагающих развивающие компьютерные и он-лайн игры для детей. Такие игры - абсолютно логичное продолжение всех предметных и устных игр и занятий с детьми с целью развития их способностей. Позитивные стороны тут тоже присутствуют - например, ребёнок постепенно учится компьютерной грамотности. Здесь нет ничего сложного: ребёнок просто играет в понравившуюся , тем самым тренируя память или внимание или скорость мышления и тому подобное. Он может научиться логически мыслить, обобщать, делать правильный выбор, тренироваться в математике или учить языки. И всё происходит в доступной игровой форме.


При занятиях за компьютером существуют правила:

  1. Обращайте внимание, в какой позе ребёнок сидит за компьютером. Сидеть нужно не сутулясь, не наклоняясь в какую-либо сторону, не кособочась.
  2. Следите за расстоянием монитора от лица ребёнка. Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.
  3. Научите пользоваться «мышкой». Этот полезный навык пригодится в развивающих компьютерных играх.

Детские компьютерные игры появились не так давно - всего несколько лет назад, однако эта сфера стала очень популярной среди детей и их родителей.

Выводы

Уважаемые родители, помните, что каждый ребёнок - индивидуален, и его развитие происходит в своём темпе. Старайтесь подбирать игры, которые будут развивать вашего ребёнка в соответствии с уровнем его общего развития и возраста. Не огорчайтесь, если малыш не справляется с заданием: отложите игру, предложите другую. Настроение и интерес ребёнка подскажут вам, чем он хочет заниматься. Будьте рядом во время игры, подсказывайте и объясняйте, как играть. Заинтересуйте ребёнка игрой и скоро увидите, каких успехов он достигнет.


Уделяйте развивающим играм достаточное количество времени, однако не перегружайте ребёнка. Ведь использование развивающих игр помогает развить индивидуальные качества ребёнка, а не воспитать гения. Перегружая малыша бесконечными непростыми заданиями, можно и отбить у него охоту учиться. Пусть лучше игры будут источником пользы и удовольствия.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Фото: Pavel Losevsky/Rusmediabank.ru

Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.

В чем польза этого процесса?

Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:

- познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

- образное мышление, фантазия и воображение.
В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать . Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.

- физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.

- речь.
Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.

- нравственные качества.
Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.

- мотивационная сфера.
Ее развитие тоже происходит в процессе игры. основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.

Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:

Развить логику и мышление;
развить мелкую моторику;
научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
осознать и придерживаться правил;
тренировать память и внимание.

С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.

Какие игры выбрать и как заниматься?

Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:

для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
игры на помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.

Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.

Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.

Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.

Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.

Необходимо помнить, что польза от будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.