Кто формирует точку сборки. Точка сборки. Уровни сознания. Достижение целей пути воина и пути видящего

Точка сборки – термин, пришедший в эзотерическую среду из книг Карлоса Кастанеды . Термин стал популярным и даже «самостоятельным» – его теперь используют многие искатели без отсылки к первоисточнику. Книги Кастанеды не особенно авторитетны среди поклонников классических учений. Все же, в них есть интересные и полезные для жизни идеи. Например: , сталкинг, мелкие тираны, точка сборки и др.

У меня есть подозрения, что впервые Кастанеда повел речь о точке сборке (еще не дав ей названия) в четвертой книге, где говорил о разуме, как о центре сборки изначально разрозненного пучка восприятий.

Обычно точку сборки описывают как округлое пятно особой интенсивной светимости на тонком уровне размером с теннисный мяч. В этой точке собирается и формируется восприятие каждого живого существа. Сияние точки сборки освещает светом сознания определенный спектр энергетических волокон вошедших с ней в контакт, и при ее передвижении проясняются новые спектры, становясь познаваемыми. «Движение» точки сборки меняет восприятие, самоощущение и как следствие поведение. Считается, что во время точка сборки смещается самопроизвольно плавно и незаметно.

Подразумевается, что мы непрерывно воссоздаем реальность в собственном сознании, путем настройки точки сборки на определенный спектр энергетических волокон. Выражаясь терминами йоги, в это время мы «движемся» по каналам нашего тонкого тела, высвечивая сознанием, заложенную в них информацию.

Большинство людей имеют устойчивую фиксацию точки сборки в одном и том же положении. Не у многих она «гуляет». Как писал Карлос Кастанеда: «суть магии – в движении точки сборки». Иначе говоря, на чем сосредоточено наше внимание, то и проявляется. И здесь важна намеренная смена фиксации, по своему решению, а не как у сумасшедших – хаотично и бесконтрольно. Способность чувствовать и задавать направление движению точки сборки – одна из величайших на человеческом пути. В эзотерической среде популярна тема о том, на какой чакре у конкретного человека фиксируется точка сборки – на какой чакре он «находится».

Считается, что истинное духовное развитие начинается с сердечной чакры (анахаты). Хотя по моему субъективному наблюдению большинство духовников, как это ни парадоксально зависают где-то между третьей и четвертой чакрой, и ведут свои битвы (игры) именно в этой области, где эгоизм начинает сдавать позиции.

Может сложиться так, что у человека постоянное положение точки сборки где-то в области третьей чакры, но в тоже время, в ходе продолжительной войны (игры) с эго был подготовлен фланг в области одной из вышестоящих чакр. Тогда, человек время от времени начинает туда смещаться, и с «верхнего этажа» собственного существа, ему открывается более широкий обзор. Временное смещение к верхним центрам дает ясность, и человек удивляется, как он мог еще совсем недавно действовать так грубо и неосмотрительно. Для подобного смещения сознания к вышестоящим центрам необходим созерцательный, сторонний, спокойный и отрешенный взгляд на привычные фиксации.

Означает осознание любых фиксаций и переживаний, как сторонних наблюдаемых явлений. На глубинном уровне мы лишь наблюдаем происходящее, не принимая в этом никакого личного участия. Состояние за пределами фиксаций относительного «понимания», является свободой абсолютного «понимания». Иначе говоря, точка сборки сама по себе является лишь временным пристанищем, новым отождествлением , а внимание как таковое в его абсолютном аспекте является тем самым, искомым просветлением.

Одна из наиболее интригующих концепций современности — точка сборки. Этот термин ввёл писатель и антрополог Карлос Кастанеда. Понять, что это такое, непросто, если не ознакомиться с некоторыми взглядами талантливого исследователя на вселенную в целом и человека в частности. Добро пожаловать в мир, где нет ничего твёрдого и постоянного, где догмы и аксиомы человечества теряют свою силу и становится возможным всё.

Необычный взгляд на мир

Понятие точки сборки не относится к физическому телу человека. Поэтому для начала следует разобраться с тем описанием вселенной, которое Кастанеда предложил читателю в своих книгах. Он писал, что мир, каким мы его видим, является всего лишь описанием, которое захватывает узкий спектр всего, что окружает нас на самом деле. В той картине мира, к которой относится точка сборки, дело обстоит совершенно иначе. В ней всё состоит из бесчисленных эманаций энергии, которая имеет разную плотность и частоту. Каждый вид живых существ имеет уникальный, свойственный лишь ему вид энергетического тела и цвет свечения.

Человек в этом мироописании напоминает светящееся яйцо белого цвета, которое как бы покрыто многослойной оболочкой. На поверхности этой оболочки и находится точка сборки человека. Она отбирает те эманации, которые будут восприниматься человеком, производя сонастройку внутренних и внешних процессов. То есть наше восприятие полностью зависит от положения точки сборки. Именно она делает наш мир таким, каким мы его видим, хотя минимальные сдвиги происходят у каждого человека, но серьёзные смещения недоступны для большинства.

Соглашение

Когда человек только родился, его точка сборки блуждает по всей поверхности светящегося кокона. Он может видеть гораздо больше того, что свойственно «нормальному» человеку. Дети постоянно рассказывают об удивительных вещах, которых не видят их родители. В таких случаях взрослые оьвечают им, что такого не бывает, что все которые они видят — лишь игра воображения, не более того. Таким образом, каждый, кого ребёнок встречает на своём жизненном пути, становится его учителем, прививает ему общепринятую картину мира.

Положение точки сборки окружающих оказывает влияние на человека. Получается, что между всеми представителями человечества заключено соглашение о том, каков мир на самом деле. Годы жизни лишь укрепляют твёрдую уверенность в привитой картине мира, из-за чего точка сборки закрепляется на одном месте и остаётся там на всю жизнь. Это существенно ограничивает восприятие человека, лишает его возможности осознавать огромное количество вещей, доступных для восприятия. Но принятие и понимание этой концепции никак не поможет изменить нынешнее положение дел, так как намеренно сместить точку сборки очень тяжело. Самый страшный страж, остервенело охраняющий нашу картину мира — внутренний диалог.

Внутренний диалог

Каждый человек постоянно ведёт разговор с самим собой, в котором непрерывно принимаются одни и те же решения, клубятся сомнения и страхи. Также посредством внутреннего диалога закрепляется привычная картина мира, что делает смещение точки сборки невозможным. Пока человек ведёт мысленный разговор с самим собой, для него закрыты любые возможности существенно изменить свой взгляд на мир. Эта вредная привычка формируется с раннего детства, когда ребёнок вступает в соглашение с обществом. Именно постоянно напоминает, что мир только такой, каким вы его видите. И никак иначе. Благодаря его усердному надзору всё, что не укладывается в общепринятую картину мира, просто отбрасывается, даже не попадая в поле нашего восприятия.

Более того, когда человек занят диалогом с самим собой, он не может находиться «здесь и сейчас». Его восприятие мира будет лишь воспоминанием о прошедших моментах. Внутренний диалог создаёт дополнительную прослойку между человеком и вселенной, которая существенно искажает действительность. Отсюда и такое количество эгоцентричных и помешанных людей, которые видят вокруг себя лишь отражение своей персоны.

Остановка внутреннего диалога

Первое, что нужно сделать для того, чтобы сместить точку сборки — это прекратить бесконечный диалог с собой. Только после этого станет возможным какое-либо изменение в восприятии мира. Для прекращения внутреннего диалога существует множество техник. Многие медитативные практики основываются именно на внутреннем безмолвии. Можно сказать, что после остановки мыслей мир прекращает быть таким, каким мы привыкли его видеть. Но остановить бесконечный поток суждений, сомнений и бессмысленных мыслей не так просто, как кажется.

Практические приёмы

Один из простейших способов позволяет избавиться от внутреннего диалога во время ходьбы. Достаточно лишь смотреть на горизонт, не концентрируя взгляд ни на одном из объектов в поле зрения. Этот приём перегружает зрительное восприятие объектами, что затрудняет привычное течение мыслей.

Также прекрасно помогает прислушивание. Большую часть информации об окружающем мире мы получаем благодаря зрительному восприятию, звуки же зачастую просто игнорируются. Однако если сосредоточиться на звуках мира вокруг, то всё станет глубже и как бы объёмнее, а внутренний диалог ослабнет или же вовсе прекратится. Можно совмещать обе этих техники для достижения наилучшего результата.

Изменение точки сборки

Но зачем менять точку сборки осознания? Что даст этот сложный и туманный приём, выглядящий глупым и непонятным для современного прагматичного человека? Смещение точки сборки поможет как минимум взглянуть на мир под другим углом, по-новому оценить старые ситуации и найти выход из привычной колеи. Многие люди годами живут, выполняя негативный сценарий, который приносит им лишь горе и печаль. Такое положение вещей формировалось долгие годы, так что не получится измениться без труда. Для смещения точки сборки требуется изменение своих привычек и Но возможен и Если вам удалось изменить точку сборки, то ваш внутренний мир изменится вместе с ней.

Наркотические вещества

Один из способов сдвинуть точку сборки — принятие веществ, изменяющих сознание. Например, всем известный алкоголь изменяет осознание человека несильно, но достаточно, чтобы он перестал как-либо отвечать за свои действия. Некоторые не в силах остановить движение точки сборки и впадают в совершенно невменяемое состояние под действием алкоголя.

Более мощные наркотики производят ещё более серьёзный сдвиг, собирая перед глазами своей жертвы невиданные ранее миры.

В чём опасность изменения сознания Дело в том, что при их приёме человек никак не контролирует движение точки сборки. Это может нанести серьёзный вред психике и здоровью. Поэтому лучше не прибегать к помощи подобных средств, так как польза от них в любом случае будет равна нулю. А вот навредить они могут надолго. Например, если ваша точка сборки уйдёт в такое неконтролируемое путешествие и не сумеет вернуться, то вы больше никогда не сможете собрать привычный мир и остаток жизни проведёте в стенах психиатрической лечебницы.

Сумасшествие

Любой сильный сдвиг точки сборки есть не что иное, как контролируемое сумасшествие. Эта практика столь сильно изменяет восприятие и мышление, что не позволяет оставаться в пределах «разумности». Те же сумасшедшие, которые навсегда ушли в собственные непонятные миры, невидимые стороннему наблюдателю — отличный тому пример. Их точка сборки сместилась в результате какого-то события, давшего серьёзную встряску. Затем они просто не смогли вернуть её на место. Поэтому привычный мир так и не был собран их сознанием, и они навсегда остались в новых, неведомых пространствах. Чтобы избежать подобного исхода, нужно относиться к смещению точки сборки крайне серьёзно. После сдвига в ту или иную сторону надо обязательно возвращать её в привычное положение, чтобы не потерять контроль над ситуацией.

Как сместить точку сборки

Какие есть практические способы изменить положение точки сборки? Для того чтобы хотя бы малейший осознанный сдвиг стал возможен, нужно усердно практиковать остановку внутреннего диалога, которая позволит сделать фиксацию осознания не такой жёсткой. Затем следует изменить свои привычки. За годы жизни каждый человек накапливает массу привычек, которые и формируют положение его точки сборки. Их изменение неизбежно приведёт к смещению, пусть небольшому, но стабильному.

После того как новые привычки укоренятся, следующее положение точки сборки будет зафиксировано. Поначалу она будет упорно пытаться вернуться в исходное место, но если не обращать внимания на эти жалкие потуги, то вскоре они прекратятся. Можно менять свои привычки так часто, как сочтёте необходимым, потихоньку приобретая опыт сознательного изменения положения точки сборки. Чем больше новых и непривычных дел вы попробуете, тем более податливым станет ваше сознание.

Возможности

Безопаснее всего перемещать свою точку сборки в пределах «человеческой полосы». Так, Карлос Кастанеда называл спектр всевозможных положений сознания, находящихся в пределах человеческого мира. Безусловно, опытный практик сможет собрать своё осознание так, чтобы воспринимать удивительные вещи, недоступные простым людям. Но это не несёт никакой практической пользы для большинства. Более того, столь далёкие путешествия в неизведанное могут привести к плачевным последствиям, так как не каждый сможет вернуть себя в нормальное состояние.

Разумнее всего будет использовать эту экзотическую концепцию как ещё один инструмент для работы над собой. Отказ от вредных привычек и получение моральных качеств, которых вам не хватало — вот лишь некоторые полезные вещи, которые может принести изменение точки сборки. Практика подобных смещений позволит выйти из негативного жизненного сценария и создать собственный, полезный для вас.

Тайна Карлоса Кастанеды. Анализ магического знания дона Хуана: теория и практика Ксендзюк Алексей Петрович

4. Точка сборки

4. Точка сборки

"Настоящей новой земли в той или иной науке можно достичь лишь тогда, когда в решающий момент имеется готовность оставить то основание, на котором покоится прежняя наука, и в известном смысле совершить прыжок в пустоту."

Гейзенберг

С точки зрения нынешней науки мы уже прыгнули в пустоту, заявив, что человеческое восприятие практически невероятно удалено от Реальности, и именно поэтому общение человека с Реальностью крайне неэффективно. Академический подход твердит о том, что процесс восприятия предполагает обнаружение объекта в воспринимаемом поле, различение в этом объекте отдельных признаков и их синтез. При этом следовало бы задать вопросы: определяется ли каким-то внешним законом объем воспринимаемого поля и следует ли считать предлагаемую систему интерпретации сенсорных сигналов, имеющихся в данном поле, оптимальной? Ведь не станем же мы отрицать, что именно от разрешения этих вопросов зависит судьба человека как познающего субъекта. Или, как писал американский психолог У. Найссер (Cognition and Reality. San Francisco, 1976.): "восприятие представляет собою основную когнитивную активность, порождающую все остальные виды." И здесь же он утверждает идею, которая неминуемо приводит нас к вопросу о природе и объеме воспринимаемого поля: "Однако еще важнее то, что в восприятии встречаются когнитивная активность и реальность. Я не думаю, что большинство психологов правильно понимают природу этой встречи. Доминирующая точка зрения состоит в превознесении воспринимающего: утверждается, что он перерабатывает, трансформирует, перекодирует, ассимилирует и вообще придает форму тому, что в противном случае было бы бессмысленным хаосом. Этот подход не может быть правильным; назначение восприятия, как и эволюции, несомненно, состоит в раскрытии того, что же действительно представляет собой окружающая среда, и в приспособлении к ней." (Курсив мой - А. К.)

Представленное в силу определенных причин человеку поле восприятия - это часть Реальности, превратными путями транспортируемая нашему сознанию тоналем; скорее, карикатура на Реальность, а не стройное здание, выросшее из "бессмысленного хаоса". Ибо мы не имеем права называть «бессмысленным» Непостижимое. (Помните? "Твой драгоценный разум является только центром сборки, зеркалом, которое отражает нечто, находящееся вне его… Тональ каждого из нас является просто отражением неописуемого неизвестного, наполненного порядком, а нагуаль каждого из нас - только отражением неописуемой пустоты, которая содержит все." - IV, 280–281)

Так, уже в четвертой книге мельком упоминается концепция, которая начиная с книги "Огонь изнутри" (VII) станет определяющей для всего учения дона Хуана. В энергетической реальности нагуаля, где "мы являемся чувством, ощущением, а то, что мы называем своим телом, - это пучок светящихся волокон, наделенных осознанием" (IV, 97), вопрос выбора полей восприятия разрешается с точки зрения позиции точки сборки.

"Следующая истина состоит в том, - продолжил дон Хуан, - что восприятие возможно благодаря точке сборки - особому образованию, функция которого заключается в подборе внутренних и внешних эманаций, подлежащих настройке. Конкретный вариант настройки, который мы воспринимаем, как мир, является результатом того, в каком месте кокона находится точка сборки в данный момент." (VII, 354–355)

Иначе говоря, ряд энергетических потоков, воздействующих на человеческую форму извне, могут собираться в целостную картину восприятия, только оказавшись в сфере действия определенного элемента на светящемся коконе живого существа - в области, именуемой доном Хуаном точкой сборки. Остальная масса энергетических потоков минует эту область тем или иным способом и потому оказывается за порогом человеческого восприятия.

Как видите, ограниченность живой формы все-таки неизбежна: мы никогда не имеем дело со всей Реальностью целиком, мы воспринимаем лишь то, что соответствует положению единственной точки нашего энергетического тела. Выражаясь фигурально, это наш единственный и подлинный «глаз», благодаря которому нагуаль обретает свои непостижимые черты. "Каждый из нас покрыт энергетической оболочкой, имеющей форму кокона. Внутри кокона заключена небольшая часть эманаций, составляющих вселенную. Осознание возникает вследствие постоянного давления эманаций, находящихся вне кокона и именуемых большими, на эманации, находящиеся внутри кокона. Восприятие является следствием осознания и возникает, когда внутренние эманации настраиваются на соответствующие им большие." (VII, 354)

Дон Хуан рассуждает с такой тщательностью и настолько систематично, что начинаешь понимать всю невероятную сложность и значительность явления, с которым сталкивается воин на этом этапе. Ведь, в конечном счете, все достижения дон-хуановской традиции оказываются связанными с управляемым изменением позиции точки сборки - вплоть до окончательной реализации абсолютной свободы.

Фиксированное положение точки сборки контролируется, в первую очередь, тоналем - вот почему мы столько времени уделили рассмотрению его механизма. Дон Хуан объяснял, что человеческие существа выбирают для восприятия все время одни и те же эманации по двум причинам. Во-первых (и это главное), нас научили, что именно эти эманации доступны восприятию. "Описание мира" из поколения в поколение поддерживает себя, консервирует, сохраняется в потомках как бесценное сокровище накопленного опыта. Во-вторых, такой биологической форме, как человек, определенное положение точки сборки было присуще изначально - как результат специфики его энергообмена, как результат борьбы за выживание среди подобных биологических форм. Тональ и научение тоналя сделали фиксацию точки сборки жесткой, и теперь ее почти невозможно сдвинуть с места.

Но маги нашли немало способов нарушить фиксацию и заставить точку сборки двигаться.

"Сообразно команде Орла (о Вселенной Орла - в следующей части этой книги. - А. К.), точка сборки располагается на коконе в пределах определенной области, - сказал дон Хуан. - Но точное ее местоположение определяется привычками, то есть постоянно повторяющимися действиями. Сначала мы узнаем, что она может находиться в каком-то конкретном месте, а затем сами приказываем ей там быть. Наша команда становится командой Орла, требующей, чтобы точка сборки находилась именно в данном месте." (VII, 364)

Чтобы изменить такое положение, нам необходима только энергия. Первое внимание, или внимание тоналя, "описания мира", ведет к тому, что дон Хуан называет «самопоглощенностью» - то есть, таким режимом энергообмена, который представляет собой замкнутый цикл: всякая производимая энергия поглощается структурой, ее порождающей. Например, в жизни древних «видящих» ритуалы и заклинания выполняли отвлекающую роль - они на время «освобождали» первое внимание от самопоглощенности - мощнейшего фиксатора точки сборки.

"Навязчивая вовлеченность первого внимания в самопоглощенность или рассудочность является очень мощной фиксирующей силой. Ритуальное поведение, повторяясь изо дня в день, заставляет первое внимание высвободить часть энергии, занятой созерцанием инвентаризационного перечня. В результате жесткость фиксации точки сборки несколько уменьшается." (VII, 364)

Однако каким же образом наше внимание, связанное и ограниченное тоналем, "описанием мира", работающее вполне определенным образом (вспомните схему перцептуального аппарата человека?), привлекающее инвентаризационный список и другие подобные вещи, способно транслировать сознанию целостную перцептивную картину, находясь в контакте с энергетическими полями, совершенно ему незнакомыми? Дон Хуан объясняет это так:

"Первое внимание воспринимает эманации блоками или пучками. Организация такого восприятия тоже является функцией точки сборки. Примером пучка эманаций, которые выделяются и усиливаются в виде единого блока, может служить человеческое тело в том виде, как мы его обычно воспринимаем. Остальные же части нашего существа - светящегося кокона - никогда не выделяются и не усиливаются. Они обречены на забвение. Ведь функция точки сборки - заставить нас не только воспринимать определенные пучки эманаций, но и игнорировать все прочие.

Я настоятельно потребовал подробнее остановиться на блочной организации восприятия. Дон Хуан объяснил, что точка сборки излучает свечение, которое группирует внутренние эманации в пучки, которые затем настраиваются на соответствующие им большие эманации, тоже собранные в пучки. Формирование пучков происходит даже тогда, когда видящий имеет дело с никогда не использовавшимися эманациями. Как только эманации выделены и усилены, вступают в действие законы блочного восприятия, свойственного первому вниманию." (VII, 367–368)

У нас с вами возникнут некоторые трудности, если мы попытаемся, опираясь исключительно на книги К. Кастанеды, точно выяснить обычное местоположение точки сборки в энергетическом коконе человека. В книге VII ("Огонь изнутри") он устами дона Хуана дает следующую информацию:

"Точка сборки расположена высоко, примерно на уровне в три четверти высоты кокона, на его поверхности." (VII, 366)

В книге же девятой, "Искусство сновидения", автор мельком упоминает, что точка сборки расположена на задней стенке кокона, приблизительно "между лопаток". Как бы то ни было, этот элемент светимости находится в "полосе человеческого восприятия" - группы энергетических волокон, пересекающих "светящееся яйцо" наискось и насквозь. Ее движение вдоль «полосы» (или, точнее, диска - т. е. сечения внутри кокона) обычно воспринимается видящими как сдвиг влево (ведь кокон прозрачен), хотя на самом деле точка сборки просто погружается внутрь, по направлению к сердцевине «кокона». Оттого и возникли термины - "правостороннее осознание" и "левостороннее осознание", что соответствует в той же терминологии первому и второму вниманию.

Ниже мы будем более подробно говорить о типах перемещения точки сборки, а также о связанных с ними переживаниях и восприятиях. Сейчас же для нас важнее разобраться в том, какие ощущения и симптомы сопровождают сдвиг точки сборки как таковой.

Незначительные перемещения точки сборки мы испытываем повседневно. Флуктуации внутреннего психического состояния, уровень физического или эмоционального тонуса - все влияет на местоположение этого перцептивного центра. Но дон Хуан говорит о куда более масштабных движениях энергетической структуры. Более того, он утверждает, что всякий человек, обладающий для этого достаточным количеством силы, способен совершать такие движения:

"Прежде всего, человек должен осознать тот факт, что воспринимаемый нами мир является, результатом определенного положения точки сборки на коконе. После того, как понимание этого достигнуто, точка сборки может быть смещена волевым усилием в результате приобретения новых привычек." (VII, 363)

Можно сказать, что такое объяснение ничего не объясняет. Оно лишь утверждает возможность этого достижения, но ставит одновременно целый ряд вопросов:

а) как осознать, что восприятие есть результат определенного положения точки сборки?

б) какова природа волевого усилия, необходимого для ее сдвига?

в) что означает "приобретение новых привычек"?

"Теоретическое" осознание первого вопроса заняло у нас всю первую часть книги, но речь идет прежде всего о практическом осознании этого фундаментального положения. Оно может прийти, конечно же, лишь после того, как в вашем личном опыте «сработает» хоть одна из предложенных доном Хуаном методик. Сейчас каждый из вас готов испытать изменение режима восприятия, используя исключительно приемы толтекской «магии» и никакой другой. Проблема в том, что вам необходима энергия. Когда мы с вами последовательно проанализируем, откуда и каким образом накапливается энергия, вы увидите, что и эта проблема разрешима.

Сложнее обстоят дела с рациональным пониманием волевого усилия. В главе, посвященной намерению, вы сможете убедиться, что автор почти безуспешно пытается прорваться за языковой предел, потому что говорить об этом мы так и не научились. Возьмите, к примеру, любой волевой акт - например, поднимите руку. Проще простого. А теперь опишите мне, пожалуйста, как вы это сделали? Меня не интересует последовательность операций, как там двигались у вас мышцы и проч. Объясните, как вы решили поднять руку, в результате чего подняли ее. Это и есть волевое усилие, перед которым мы немеем.

Что же касается "приобретения новых привычек", то, с одной стороны, это касается способов накопления энергии, о которых мы будем еще говорить, а с другой - проблемы научения вообще. Когда вы учились ходить, вы пытались - падали, поднимались и снова падали. Точно так же научаются сдвигу точки сборки. Через некоторое время новый навык становится "новой привычкой", т. е. проделывается автоматически и без особых усилий. Таким образом мы ходим, разговариваем и делаем еще уйму всяких вещей.

Но вернемся к осознанию специфики человеческого восприятия. Мы здесь, не имея ни дона Хуана, ни любого другого «видящего» (экстрасенсы занимаются, как вы поняли, другими вещами), вынуждены были составить целую монографию на сей предмет. Дон Хуан действовал практически: "Учитель перестраивает картину мира. Я назвал эту картину островом тональ. Я сказал, что все, чем мы являемся, находится на этом острове. Объяснение магов говорит, что остров тональ создан нашим восприятием, выученным концентрироваться на определенных элементах. Каждый из этих элементов и все они, вместе взятые, образуют нашу картину мира. Работа учителя относительно восприятия ученика состоит в перенесении всех элементов острова на одну половину пузыря. К настоящему времени ты, должно быть, понял, что чистка и перестройка острова тональ означает перегруппировку всех этих элементов на сторону разума. Моей задачей было разделить твою обычную картину мира: не уничтожить ее, а заставить ее перекатиться на сторону разума. Ты сделал это лучше, чем любой, кого я знаю." (IV, 257)

Опутевшая половина «пузыря» наполняется волей - т. е. той энергией, что может воздействовать на точку сборки и двигать ее. Правая сторона (сторона разума) именуется тоналем, а левая - нагуалем, так как непосредственно связана с восприятием его эффектов. И если сторона нагуаля берет верх в нужный момент, может случиться невообразимое:

"Знаешь ли ты, что можешь навечно расширить свои границы в любом из указанных мною направлений?.. Знаешь ли ты, что одно мгновение может быть вечностью?

<…>Пока у тебя все равно недостаточно личной силы… Иначе моих слов хватило бы, чтобы собрать свою целостность и направить ее на прорыв собственных границ.

Он подошел ко мне и постучал костяшками пальцев по моей груди.

Вот границы, о которых я говорю, - сказал он. - Можно выйти за них. Мы - это чувство, осознание, заключенное здесь." (IV, 15)

Теперь мы лучше понимаем метафорическую загадку дона Хуана. Свободное движение точки сборки - вот о чем он говорит, вот для каких достижений не было энергии у Карлоса Кастанеды. Поэтому на первых порах учитель использует собственную энергию для того, чтобы «сбить» точку сборки Карлоса с фиксированного места.

Итак, мы с вами уже вплотную подошли к области так называемых "измененных состояний сознания" - той сфере явлений, что для современной науки лежит где-то между экспериментальной психологией и психиатрией. Коли так, давайте рассмотрим симптомы сдвига точки сборки в тех масштабах, когда ее перемещение приводит к заметным изменениям в способе восприятия. Описание симптомов для психиатрии дело нужное и обязательное. Начнем:

"В какой-то момент я услышал гудение, похожее на обыкновенный звон в ушах, и поначалу не обратил на него никакого внимания. Он усилился, все же не выходя за пределы обычных телесных ощущений. Я помню, что внимание как бы разделилось между людьми, за которыми я наблюдал, и звуком, который слышал. Это был переломный момент. Лица людей вдруг стали ярче, как будто включили свет. В то же время это не было похоже ни на электрический свет, ни на свет керосиновой лампы или вспыхнувшего костра. То, что я видел, скорее напоминало люминесценцию, розовое свечение, очень размытое, но, тем не менее, заметное с того места, где я сидел. Звон в ушах, казалось, усиливался." (II, 227)

Стоит обратить внимание, что Карлос в этот момент, хоть и присутствовал на митоте (ритуальном поглощении пейота), сам никаких галлюциногенов не принимал, оставаясь в роли наблюдателя. В другом случае звук тоже присутствует, но это происходит под воздействием мескалина. На этот раз сила звука потрясает.

"Раньше я никогда не слышал этого слова, и хотел переспросите что он сказал, когда заметил звук, похожий на звон в ушах. Звук становился все громче, пока не превратился в рев. На несколько мгновений рев стал нестерпимым, а затем постепенно стих, и наступила полная тишина. Мощь и глубина звука устрашили меня до полусмерти. Я так трясся, что едва держался на ногах, и все же мысли оставались совершенно ясными." (I, 83)

Следующие симптомы повторяются с некоторыми модификациями:

"Я был поглощен своей чудесной способностью видеть в темноте… Временами все было так ясно, что казалось, сейчас утренняя или вечерняя заря…

Меня полностью захватило это открытие, когда вновь появился прежний странный звук… Звук был таким громоподобным, таким всепоглощающим, что все остальное потеряло значение…" (I, 84–85) И снова Карлос, спустя несколько минут, слышит рев - "мощный, как гул ураганного ветра".

Конечно, психиатрия все это легко спишет на "интоксикационный галлюциноз", а первый случай сведет к так называемому "индуцированному бреду" (в психиатрических справочниках пишут, что индуцированию способствует "убежденность, с которой больной высказывает свои мысли, авторитет, которым он пользовался до болезни" - очень смахивает на дона Хуана, если принять его за больного, не так ли?). Мы не будем касаться проблем психического здоровья, тем более, что дон Хуан само «безумие» рассматривает как результат неуправляемого сдвига точки сборки. Что же касается галлюциногенов, то по их поводу он говорит следующее:

"Затем дон Хуан сказал, что в начале моего обучения он пользовался растениями силы, поскольку так рекомендуют поступать новые видящие. Опираясь на опыт своего видения, они знают, что растения силы очень сильно раскачивают точку сборки, «стряхивая» ее с обычного места… Дезориентирующее влияние такого сдвига используется затем учителем для закрепления в уме ученика понимания того факта, что восприятие мира никогда не может быть окончательным и однозначным." (VII, 483)

Итак, нам следует отметить три характерных признака сдвига точки сборки в субъективном переживании: а) внезапность начала процесса; б) появление звука, похожего на звон в ушах или жужжание - по мере усиления звук может вызвать явственную вибрацию в теле, после чего звук доходит до "ужасающего рева"; в) появление люминесценции, что воспринимается как изменение освещенности, обычно в сторону желтоватых или розовых тонов. Это именно люминесценция, а не внешний источник света, так как объекты при этом не отбрасывают тени, но возникает иллюзия необыкновенно отчетливого различения всех деталей окружающего мира, вплоть до мельчайших.

Кроме того, из других подобных опытов выясняется, что непосредственно в момент сдвига воспринимаемое поле своим расширением провоцирует временную расфокусировку внимания ("внимание как бы разделилось между людьми… и звуком").

(Исходя из отчетов К. Кастанеды, результатов экспериментальных исследований и собственного опыта, я могу предположить, что сила, резкость и тембр субъективно переживаемого звука непосредственно связаны с характером и скоростью сдвига точки сборки. Неравномерная локализация и «перемещение» источника звука во внутреннем аудиальном поле могут свидетельствовать о том, что точка сборки движется скачкообразно или хаотично.)

Вообще же, нельзя не отметить: звук так часто сопровождает сдвиг точки сборки, что может вызывать обратную связь условнорефлекторного типа. Вспомните, каким странным прибором под названием "ловец духов" порой вооружались индейские «маги»! Прибор издавал неповторимый звук, после чего требовалось "прислушиваться к тишине". Явлению «союзника» всегда аккомпанирует специфическая акустика - все тот же рев, звук дробления камней, хруста веток и т. д. и т. п. "Зов бабочки" в виде ритмичного постукивания тоже может провоцировать сдвиг точки сборки. Не забывайте и о странном "щелчке в основании шеи", сигнализирующем о выходе «дубля». Неуправляемая "обратная связь" с акустическим эффектом может стать даже серьезной опасностью. Дон Хуан в конце первой книги прерывает занятия с Кастанедой из-за некоторого необычного симптома: ученику кажется, что любой рокочущий и вибрирующий звук может "унести его сознание". Дон Хуан называет это "потерей души", и в определенном смысле это именно так - неуправляемый сдвиг точки сборки может лишить рассудка или даже убить неопытного ученика. Словом, акустические эффекты разнообразны и присутствуют почти всегда. То же касается внезапности и перемены в освещенности. Они могут не описываться специально, но при внимательном изучении кастанедовских отчетов обязательно присутствуют как бы на втором плане.

Подобные симптомы отмечали и другие мистики, особенно те, кто испытывал пристрастие к "астральным путешествиям", и различные духовидцы. Еще Сведенборг, рассказывая о своем обращении в путешественника по миру духов, свидетельствовал о каких-то "громогласных звуках", вибрациях, толчках, "как от столкновения ветров". (Иллюстрированная история суеверий и волшебства // Сост. д-р Леманн. М., 1900. С. 170.) Можно сказать, что это явление само по себе встречается чаще, чем принято думать. Многие медитаторы отмечают "внезапный шум в ушах и появление желтоватого света", но специального внимания этому не уделяют, так как считают подобные эффекты помехой на пути своего "духовного развития". Даже люди, не занимавшиеся оккультизмом, порою сталкиваются с чем-то подовым, например, в результате внезапного пробуждения.

Из трех типов перемещения точки сборки (о которых немного ниже) мы пока рассматриваем только сдвиг. С одной стороны, он достаточно ярко демонстрирует изменения в режиме восприятия, а с другой - позволяет говорить об областях, все еще достаточно близких к человеческому опыту в широком смысле этого слова. Здесь мы остаемся еще в сфере «обычных» мистических упражнений и можем ссылаться на подобные результаты у иных исследователей.

Например, особый интерес вызывает поперечный сдвиг точки сборки. Аналогию этому феномену мы нашли у Джона Лилли, который дал в своей книге развернутую классификацию состояний. Но сначала вспомним, что говорит о поперечном сдвиге дон Хуан:

"Подобного рода видения (речь идет о видениях миров-призраков, во многом подобных нашему собственному - А. К.) - продукт человеческой инвентаризации, - продолжал дон Хуан. - Они не имеют никакой ценности для воина, стремящегося к абсолютной свободе, поскольку формируются за счет поперечного сдвига точки сборки.

Дон Хуан замолчал и взглянул на меня. Я знал, что под "поперечным сдвигом" он понимает перемещение точки сборки не вглубь человеческой полосы, а поперек - от края к краю. Я спросил, правильно ли я понял.

Именно это я имел в виду, - подтвердил он. - По обоим краям человеческой полосы находятся странные скопления мусора - невообразимые кучи человеческого хлама. Этакий склад зловещих патологий…

<…>… в принципе любой человек может попасть в этот хламник, просто остановив внутренний диалог. Если сдвиг минимален, результатом является то, что называют игрой воображения. Если сдвиг существенен, возникает то, что известно как галлюцинации.

<…>На правом краю мы обнаруживаем бесконечные видения физической активности, насилия, убийств, чувственных проявлений. На левом краю - духовность, религиозность, все, что связано с Богом. " (VII, 376)

Как тут не вспомнить Эммануила Сведенборга, полжизни потратившего на блуждания в этих "поперечных сдвигах"? И сколько еще ему подобных продолжают эти бесплодные поиски!

Джон Лилли подошел к этому делу с научной тщательностью. Результатом его опытов с измененными состояниями сознания стала очень показательная таблица. (См.: Лилли Дж. Центр циклона. Киев: «София», с. 125.) Он оценил состояния по 48-балльной шкале. Не вдаваясь в подробности его концепции, просто укажем: если +48 - это нормальное состояние "человеческого биокомпьютера", то + 12 - это Ананда, состояние блаженства (цель многих религий), а -12 - "чрезвычайно отрицательное состояние, как при сильнейшем приступе мигрени. Сознание сжато и подавлено, отдает отчет о настоящем и о боли… Ограничения над самостью, вы изолированы". То есть, состояния изменяются симметрично в ту или иную сторону. Например, +6 - "делание Будды, астральное путешествие, ясновидение, слияние с другими сущностями во вселенной". А -6 - "подобно +6, за исключением того, что крайне отрицательно. Адоподобное состояние, в котором человек является только точечным источником сознания и энергии. Страх, боль, вина в крайней степени, бессмысленность всего очевидна." И так далее. Состояние +3, между прочим, характеризуется как "союз с Богом". Таким образом, крайнее погружение на левую сторону одной-единственной полосы эманаций превращается в наивысшее достижение человека как духовного существа. Дж. Лилли постарался примирить всех с помощью достаточно искусственной схемы, симметричность каковой для него просто аксиоматична и является следствием универсального закона симметрии бытия. Только дон Хуан, как нам кажется, ставит на свое место эту безусловно полезную и поучительную классификацию. Но для него это лишь аккуратный список "кучи человеческого хлама".

Кроме того, точка сборки может сдвигаться вниз, но там "положение зверя", и дон Хуан не советует Кастанеде практиковать подобные фокусы.

"Благодаря этой практике, - говорит он, - древние видящие стали мастерами по части принятия форм животных. В качестве точек отсчета они выбирали различных животных, называя их своим нагуалем. Толтеки верили, что, сдвигая точку сборки в определенные положения, они приобретают свойства избранных ими животных - их силу, мудрость, коварство, ловкость или свирепость." (VII, 377)

Многие сочтут подобное заявление дона Хуана метафорой, хотя на самом деле речь идет о вполне реальном и всестороннем превращении. Дело в том, что изменение положения точки сборки в значительных масштабах приводит к изменению всего энергетического кокона, а в мире тоналя это и есть наше "физическое тело". Кстати, по той же причине неуправляемый или неверно направленный сдвиг точки сборки может убить человека.

Рис. 2. Энергетическое тело воина: просвет и точка сборки

Взгляните на рис. 2. Энергетическое тело человека неоднородно. Согласно описанию «видящих» оно имеет «просвет» где-то на уровне пупка или солнечного сплетения. Сквозь этот «просвет» внутрь кокона проникают как те внешние эманации, что питают, поддерживают нашу форму, так и те, что стремятся разрушить ее. При обычном положении точки сборки этот «просвет» невелик и отлично справляется со своей функцией - поглощает нужные эманации и отбрасывает гибельные. Но при сильном сдвиге точки сборки в любую сторону просвет соответственно меняет свою форму. Он может раскрыться до такой степени, что кокон будет уничтожен внешним океаном бушующих энергий. Воина спасают «щиты» внимания, о которых мы говорили в предыдущем разделе. Внимание возвращает точку сборки в безопасную зону, и просвет закрывается. Не сделать это своевременно, значит, подвергнуть риску не только свою психику, но и всю "жизненную целостность" организма.

Подытоживая краткий обзор по поводу перемещений точки сборки, следует сказать о нашей классификации этих энергетических процессов. Исходя из наблюдений, отчетов Кастанеды и других сообщений, мы пришли к выводу, что можно говорить о трех типах перемещения точки сборки. Кастанеда, со слов дона Хуана, упоминает лишь два типа: сдвиг (shift) и движение (movement), несмотря на то, что первый (неупоминаемый) тип встречается куда чаще и является как бы преддверием к остальным двум. По природе своей этот тип перемещения вполне может быть отнесен к сдвигу, и только его особая роль в подготовке энергетического тела воина к решительным трансформациям и странствиям в нагуале заставляет говорить о нем отдельно.

Рис 3. Типы перемещения точки сборки.

Обратите внимание на рис. 3.

а) Первый (изначальный) процесс мы назвали углублением. Для него характерно весьма незначительное перемещение. (Мы изображаем точку сборки в виде цилиндрического объекта, отрезка энергетической трубки, собирающей и упорядочивающей входящие извне эманации.) Очень важно, что в этой области продолжает функционировать первое внимание, т. е. внимание тоналя. В зоне сборки остаются практически те же эманации, что и в режиме ординарного восприятия. Интерпретация восприятия изменяется только за счет некоторого расширения вглубь резонансных процессов, из-за чего меняется внутренняя дистанция осознания, ведущая к нарушениям ординарного эмоционально-чувственного реагирования, заданного тоналем. С этим состоянием мы сталкиваемся, прежде всего, при усиленной практике безупречности и сталкинга (см. следующие главы). Ярким примером такого перемещения точки сборки может служить достижение "места без жалости", подробно описанное Кастанедой в книге VII. Главным достоинством этой позиции точки сборки является постоянное порождение избытка перцептуальной энергии, неминуемо «толкающей» центр восприятия к более масштабным перемещениям. Это, так сказать, "энергетические ворота", через которые достигается сдвиг и движение точки сборки.

б) Собственно сдвиг точки сборки рассматривается у Кастанеды наиболее подробно. В этом случае в поле восприятия попадают эманации, никогда ранее не собиравшиеся, поэтому эффект от их сборки столь разительно отличается от ординарной картины перцепции, что говорят о включении второго внимания, или внимания нагуаля. Если точка сборки ушла недалеко от привычной перцептивной зоны, тональ может активно использовать остатки знакомых ему соответствий и «синтезировать» любопытные ряды восприятий. Именно в таких случаях дон Хуан говорит Кастанеде: "Я не знаю, что ты видел. Это зрелище только для тебя." Игра "сбитого с толку" тоналя с новыми, незнакомыми эманациями, которые невозможно игнорировать, - всегда предельно субъективна. Так было с видением «базара» в Мехико после «телепортации», так было с "разговаривающим койотом" во время "остановки мира" в пустыне Сонора.

в) В девятой книге Кастанеды "Искусство сновидения" мы, наконец, встречаемся с ясным определением в различии между сдвигом (shift) и движением (movement) точки сборки. Для последнего процесса (движения) характерны такие эффекты, как выделение «дубля» и развитие "тела сновидения". Точка сборки в данном случае выходит за пределы энергетического тела человека и начинает свое странствие вовне, т. е. среди энергетических волокон эманаций внешнего мира. Разумеется, точка сборки при этом не теряет связь с основным коконом и образует за собою след из специфически вытянутых соединительных пучков собственной энергии. Форма светящегося кокона претерпевает значительные метаморфозы. По словам дона Хуана, светящееся тело воина в этой позиции напоминает курительную трубку с длинным чубуком, гае роль чубука выполняет соединительная ткань, образовавшаяся между основным коконом и вышедшей вовне точкой сборки. Именно в этом явлении заключена разгадка физических телепортаций магов, поскольку при наличии определенных условий и мастерском обращении с энергетическими потоками воин может перетянуть всю целостность собственного кокона в то место, где окажется его странствующая точка сборки. Тем же способом воин может покидать мир обычного восприятия и перемещаться в другие энергетические планы вместе со своим физическим телом.

Мы можем принимать или не принимать концепцию точки сборки - в конце концов, для нас она целиком умозрительна, так как опирается на опыт, никогда нами не переживавшийся. Однако нельзя не согласиться с тем, что даже логически такая идея сводит, наконец, воедино разнообразие "измененных состояний сознания" и объясняет феномены, прежде не находившие места в других «описаниях». Мы полагаем, что предложенный доном Хуаном взгляд на природу человека открывает исключительные и ни с чем не сравнимые перспективы развития. Ни Бог, ни дьявол не ограничивают больше наших постижений - весь бесконечный спектр Реальности оказывается доступным трансформированному человеческому существу. "И если точка сборки выстраивает эманации внутри кокона в положении, отличном от нормального, человеческие органы чувств начинают воспринимать мир самым непостижимым образом." (VII, 369)

4. «Точка сборки» Карлоса глазами Маргарет Кастанеды Как изложить на бумаге все эти необъяснимые видения, причем сделать это так, чтобы их смог понять любой обыватель от Скенектади до Лонг-Бич? Карлос Кастанеда имел с этим колоссальные проблемы, просыпаясь по ночам в

Из книги Ветер нагваля или Прощание с доном Хуаном автора Смирнов Терентий Леонидович

Прыгающая точка сборки Всё чаще со мной стали происходить и прочие странные, а порой и невероятные вещи. Я продолжал погружаться глубже, всё глубже в поток сознания толтеков. Я хотел достичь дна и вынырнуть с тайным магическим знанием! Имелась возможность и захлебнуться и

Из книги Огонь изнутри автора Кастанеда Карлос

Из книги Сила безмолвия автора Кастанеда Карлос

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ТОЧКИ СБОРКИ Через пару дней дон Хуан и я отправились в горы. На полпути к вершине мы присели отдохнуть. Днем раньше дон Хуан решил отыскать подходящее место, где можно будет объяснить мне некоторые сложные аспекты мастерства сознания. Обычно ему нравилось

автора Кастанеда Карлос

Глава 7. Точка сборки После моей схватки с союзником дон Хуан на несколько месяцев прервал объяснение искусства овладения осознанием. Однако наступил день, когда он снова к нему вернулся. Толчком к этому послужило одно весьма странное событие.Дон Хуан находился в своем

Из книги Карлос Кастанеда, книги 1-11 (изд-во «София») автора Кастанеда Карлос

Из книги Играющий в пустоте. Карнавал безумной мудрости автора Демчог Вадим Викторович

Точка сборки, счастье – здесь и сейчас Подведем черту, или расставим несколько финальных точек, чтобы двинуться дальше. Для этого нам понадобится термин из компендиума методов легендарного К. Кастанеды – точка сборки.В очень грубом пересказе – это некий энергетический

Из книги Пороги сновидения автора Ксендзюк Алексей Петрович

Внимание как сборка. Точка сборки Поскольку нагуализм полагает, что внимание имеет самое непосредственное отношение к сборке сенсорных сигналов, необходимо сказать несколько слов о феномене «точки сборки» и об отношении между сборкой и вниманием, имеющим

Из книги Огонь изнутри автора Кастанеда Карлос

автора Ксендзюк Алексей Петрович

Из книги После Кастанеды: дальнейшее исследование автора Ксендзюк Алексей Петрович

Из книги Тайна Карлоса Кастанеды. Анализ магического знания дона Хуана: теория и практика автора Ксендзюк Алексей Петрович

4. Точка сборки "Настоящей новой земли в той или иной науке можно достичь лишь тогда, когда в решающий момент имеется готовность оставить то основание, на котором покоится прежняя наука, и в известном смысле совершить прыжок в пустоту." Гейзенберг С точки зрения нынешней

Из книги Видение Нагуаля автора Ксендзюк Алексей Петрович

Из книги Сила безмолвия (перевод 2001 И.Старых) автора Кастанеда Карлос

Из книги Приметы для девочек автора Вакса Ольга

Раздел II. Точка, точка, запятая… Приметы о внешнем виде и личной гигиене БРОВИ - есть очень много примет, связанных с бровями, но они настолько противоречивы, что каждый может выбрать для себя что-нибудь по собственному усмотрению и свято в это верить.Возьмем, к примеру,

Для того что бы оперировать одинаковыми терминами, давайте определимся с тем, что такое точка сборки сознания .

Термин точка сборки , употребляется сейчас очень часто и очень часто без понимания того, что же это такое на самом деле. Много путаницы возникает от того, что за словом точка сборки забывается слово, сознание . Поэтому сокращение ТС не совсем верное, точнее будет говорить ТСС (точка сборки сознания).

Что такое точка сборки - описано в книгах Карлоса Кастанеды. Точка сборки - орган, воспринимающий мир. Точка сборки подобна бегунку радио приёмника, а чакры подобны конкретным частотам передающих станций. То есть чакры - это положение в которые можно поставить ТС . Точка сборки – это некое устройство , которое позволяет нам воспринимать внешний мир. И каждый человек может самостоятельно настраивать это восприятие.

Карлос Кастанеда описывает точку сборки как святящуюся область, находящуюся на поверхности энергетического кокона. При изменении положения ТС у человека меняется восприятие. При небольшом сдвиги точки сборки, человек начинает видеть наш физический мир как бы под другим углом. Самый простой пример, это алкогольное опьянение либо воздействие легких наркотиков. При более сильном сдвиге точки сборки, человек начинает воспринимать другие миры. Точка сборки фиксируется как вашим сознанием, так и внешними факторами. И основная суть сводится к умению управлять своей точкой сборки.

Поэтому говорят о эффекте сонастройки, при котором точки сборки других людей, влияют на положение вашей ТС. Таким образом, они как бы втягивают человека в присущее им положение ТС. Они влияют друг на друга и как бы создают мир, причем не только свой собственный, но и окружающих. Как следствие, наш мир представляет собой нечто среднее между позициями точек сборки всех людей. В магии это называется Договором . Можно сказать что Договор, формируется картинами мира людей участвующих в нем. Глобально Договор – это сонастройка, всех мыслящих существ.

Кастанеда выделяет горизонтальные (право лево вперёд назад) и вертикальные (верх низ) сдвиги точки сборки. Так же, определяется движение точки сборки внутрь кокона и наружу. Обычное же её положение, это как бы на поверхности кокона. И именно это дает нам возможность воспринимать окружающий мир.

Двигаясь по вертикали точка сборки фиксируется в чакрах , но так же возможна фиксация в других местах, количество этих мест очень большое. Позиция ТС, влияет на восприятие человека, а также на мерность воспринимаемого мира.

Для пример: при сдвиге ТС ниже муладхары, может изменяться человеческий облик, и здесь начинается смещение в область животных форм. Сдвиг ТС выше сахасрара чакры, также приводит к потере человеческой формы, но уже в пользу ангела подобных созданий.

Позиция фиксации ТС на определенной чакре , обозначает вашу Варну (Касту). ТС на манипуре или ниже, то это первые три касты. Выше это уже магическое восприятие.

Условно, при сдвиге ТС влево, мы движемся в сторону Воздуха. Вперед, в стихию Земля, назад в Огонь, смещение точки сборки вправо, мы двигаемся в Воду. Таким образом формируется крест стихий.

При более глубоких сдвигах точки сборки, за пределы кокона, мы можем начать воспринимать мир из другой точки, отсюда мы можем говорить о выходе из физического тела.

Поэтому распространенная фраза «где у меня точка сборки». Очень часто встречается, но гораздо реже правильно понимается, теми кто её задает. Этот вопрос подразумевает, то положение точки сборки, которое она занимает большую часть времени . Если человек с помощью магических практик научился выпрыгивать с манипуры на вишудху и удерживаться там несколько минут для того, что бы произвести какую то магическую работу. Это совсем не значит что он на вишудхе! Это значит, что он так и остался на манипуре.. Хотя очень многие такие «специалисты», бегают и всем рассказывают, что они уже на вишудхе.

Отсюда родился старый анекдот.

Встречаются, два адепта ШМА, и один другому говорит:
- У меня ТС на Вишудхе, а у тебя где?

Смысл анекдота в том, что если у тебя ТС на вишудхе, у тебя не будет возникать вопроса где ТС у того или иного человека. Ты будешь это Видеть.
Если человек, работает в социуме по 8 часов в день, то всё это время его ТС находится на манипуре или даже свадхистана чакре, за исключением некоторых творческих личностей. Поэтов (анахата), художников (анахата), некоторых ученых (вишудха), сильные ораторы (вишудха) а также хорошие программисты (вишудха) и тд. Но и даже они в большинстве своём придя домой, падают на манипуру. Поэтому если человек ходит каждый день на простую офисную работу, (не говоря уже о физическом труде), а вечером посвящает 2 часа занятиям магии. Ему в большинстве случаев, очень трудно вырваться с мира образов, с мира манипура чакры.

Более подробно смотри книги Кастанеды:
Огонь изнутри, Искусство сновидения

Понятие о Точке Сборки (ТС) и уровнях сознания человека

Человеческое сознание развивается в рамках планетарного сознания по существующей схеме, от простого к сложному. Все люди имеют на каждый конкретный момент времени, различные уровни сознания, а соотвественно и различные возможности. Поэтому, у разных людей лучше, или хуже получаются одни и те же действия. Один хорошо выполняет простую физическую работу и начинает страдать когда ему приходится работать головой, а другой наоборот – готов весь день ломать голову над проблемой и начинает страдать от любой физической работы – даже несложной и на свежем воздухе...

Одни люди в свободное время пойдут в ресторан, другие в театр, третьи будут читать книги, а четвёртые изучать мир и выполнять эзотерические практики. Каждый человек строит свою жизнь соответственно уровню собственного сознания. И люди подбирают себе друзей и партнёров исходя из этого же критерия – даже не понимая, почему это так происходит.

Понимание же этого механизма, и правильная оценка собственного уровня сознания, поможет человеку выбирать для себя более соответствующее ему место в социальной жизни и подбирать более подходящих ему партнёров по жизни или по работе.

Человек представляет собой сгусток в энерго-информационном поле вселенной. Он состоит из тех же самых энергий, которые распределены во вселенной.

Человеческая душа создаётся из энерго-информационного «материала» вселенной, а затем усложняется в процессе эволюционного развития. Таким образом происходит и эволюция (усложнение) самой вселенной – за счёт усложнения отдельных её элементов.

Если упрощённо представить себе энерго-информационную вселенную в виде океана воды, то зарождающаяся человеческая душа будет выглядеть как стакан с водой, которую зачерпнули из этого океана. Если разбить стакан, то вода выльется в океан и сольётся с ним...

В процессе жизни, происходит усложнение структуры воды – для иллюстрации представим, что часть воды превратилась в лёд. Если теперь разбить стакан – то часть воды выльется в океан, а часть сохранится в виде куска льда.... Аналогичное происходит и с человеком, после смерти. Его оболочка (стакан) расстворяется и остаётся только структурированная часть его души – то, что он успел наработать за эту и предыдущую жизни.

Мы можем взять образовавшийся кусок льда в новый аналогичный стакан и продолжить процесс... Через какое-то время, льда станет больше... Повторяя многократно этот цикл, мы в конечном счёте получим полный стакан льда...

Если мы теперь разобьём стакан – то в его содержимом ничего не изменится, поскольку вся вода уже заструктурирована – превратилась в лёд...

Аналогичное происходит и с человеческой душой за многие воплощения в теле. Энерго-информация души превращается в структуры (структурируется) и усложняется до тех пор, пока эта структура не заполнит весь возможный объём. Созданные таким образом энерго-информационные структуры отдельных личностей (или душ), далее объединяются в более сложные конструкции. В результате, из простых энерго-информационных объектов получаются более сложные, что и является эволюцией в нашем упрощённом примере...

Взаимодействие человеческого сознания со внешним энергетическим полем осуществляет орган, именуемый -Точка Сборки. Она как объектив, фокусирует внешние энергии во внутрь человеческого кокона. Отсюда и её название – это точка, которая собирает для нас мир, потому что мир, который мы воспринимаем – это энерго-информационный сигнал, который фокусируется на «приёмнике» нашего сознания. Об этом мы поговорим в дальнейшем.

Если поменять положение Точки Сборки, то она будет фокусировать (собирать) на нашем сознании другую внешнюю энерго-информацию, и воспринимаемый нами мир изменится.

Существует множество изречений мудрецов о том, что «человек сам строит свой мир». Это абсолютно истинные утверждения, и в данной статье мы рассмотрим механизм (Точку Сборки), с помощью которого мы сами строим свой мир.

Для примера, представим себе уличный свет, фокусируемый через объектив кинокамеры на плёнку. Образовавшийся небольшой световой кадр на плёнке можно сравнить с человеческим восприятием. Точно также, как этот кадр содержит в себе только часть энергии внешнего света, так и человек воспринимает только часть энергий вселенной. Если мы поменяем положение объектива и поднимем его вверх, к небу и солнцу, то и освещённость кадра на плёнке увеличится. Если мы улучшим качества стекла в линзах объектива, то на плёнку будет поступать свет в более широком спектре... Аналогичное происходит и с человеческим сознанием. По мере его развития, меняются параметры и положение Точки Сборки, и в сознание человека проходит больше энерго-информации вселенной. При этом изменяются параметры сознания человека, меняется его мышление и меняется мир, который он воспринимает.

Поскольку мы говорим о многомерной вселенной, то и сама Точка Сборки является многомерным объектом. Поэтому изменение положения Точки Сборки следует понимать не как её перемещение по 3 координатам, а как изменение её качеств по одному или нескольким из 22 параметров. В частности и перемещение по 3 координатам. В дальнейшем, под «положением» Точки Сборки мы будем понимать не только её физическое положение, но и соответствующие данному состоянию качества.

Все человеческие состояния определяются «положением» Точки Сборки и наработанной за многие жизни структурой личности. Обучение любому ремеслу или науке, есть не что иное, как перемещение и фиксация Точки Сборки в определённое положение. Поэтому, всегда так тяжело начать осваивать новое деле. Точка Сборки ещё не привыкла перемещаться в требуемое положение.

У ребёнка Точка Сборки не фиксирована в каком-то одном положении. Поэтому дети так легко воспринимают различные картины мира, верят в сказки, боятся чудовищ, видят иные миры.

В процессе социализации (воспитания, образования) происходит фиксация Точки Сборки в положении, аналогичном тому, что есть у родителей, друзей, общества. И друзей, и работу, и хобби человек выбирает в соответствии с положением своей Точки Сборки.

Многие обращали внимание на тот факт, что детская и юношеская свобода мыслей и действий сменяется у некоторых людей к середине жизни на жёстко-фиксированную жизненную позицию. Это происходит в том случае, когда Точка Сборки данного человека жёстко фиксируется в одном положении и не позволяет ему воспринимать мир за пределами данного направления «объектива».... Это можно сравнить с кинокамерой, жёстко закреплённой на штативе. Её объектив всегда направлен в одну точку и на плёнке мы увидим только то, что происходит в этой точке. И это отображение части внешнего сигнала на входе своего сознания, человек воспринимает как объективный мир. Но, можно повернуть объектив, и на плёнке будет собираться совсем иной мир. Более того, можно двигать объектив по всем координатам и на плёнке всякий раз будет собираться другой мир.

Аналогичный процесс возможен и с человеческим энергетическим коконом, в который «проекцируются» энергии внешнего мира, прошедшие через Точку Сборки. При умении человека изменять положение Точки Сборки, он получает возможность «перемещаться» между различными мирами. Это может быть как изменённое восприятие нашего мира (при перемещении ТС по одним координатам/параметрам), так и восприятие совсем иных миров.

Об этом мы будем говорить в дальнейшем.

По мере нарабатывания жизненного опыта, происходит формирование человеческого энерго-информационного «кокона» (перераспределение энергии внутри кокона) и перемещение Точки Сборки.

Положение Точки Сборки на коконе определяет (характеризует) уровень развития сознания данного человека, его ментальные возможности, его видиние мира и его поведение. ТС воспринимается экстрасенсами, как наиболее энергонасыщенное место на коконе. Она расположена там, где сконцентрировано около 70% энергии. Остальные 30% находятся выше, над уровнем Точки Сборки. Ниже уровня ТС находятся уже законченные, структуры, наработанные в прошлых воплощениях. Это тот лёд, который уже образовался в стакане...

Таким образом, Точка Сборки является ещё и «измерительным» индикатором для определения уровня развития сознания человека.

Для удобства меряют положение ТС относительно чакр. Когда максимальное количество энергии человеческого кокона сконцентрировано на уровне Муладхара чакры, то мы говорим что ТС находится на уровне Муладхары. И это соотвествует самому низкому уровню развития человеческого сознания.

По мере накопления жизненного опыта, происходит формирование энерго-информационных структур в коконе. То что мы называем – учиться на своём опыте – означает нарабатывать всё более и более сложные алгоритмы поведения в различных ситуациях. Эти алгоритмы нашего поведения кодируются и хранятся в качестве энерго-информационных структурtc1fr.jpg нашей личности. Именно этот процесс мы и называем – структурированием (или «прошивкой») человеческого кокона.

Определив положение Точки Сборки у любого человека, можно сделать выводы о месте его нахождения в данный момент на лестнице эволюции личности, о его мировоззрении и ментальных возможностях.

Чем выше положение ТС, тем выше в коконе находится зона максимальной концентрации энергии и тем больше энергии подаётся на головной мозг (остальные 30%) - и тем интенсивнее работает мозг данного человека, что определяет в свою очередь, его ментальные возможности.

Иногда приходится слышать или читать о различных исследованиях, которые говорят о том, что ресурсы человеческого сознания не до-используются. Что человек задействует лишь малую часть своей памяти, и что, повидимому, у человека имеется большой резерв неиспользованных ресурсов...

Эзотерические знания дают ответ на этот вопрос. Физическое тело человека (которое можно в рамках нашей модели сравнить с аппаратной частью компьютера) расчитанно на обслуживание сознания, как самого низкого, так и самого высокого уровней. Т.е. «материальная часть» (физическое тело) человека не меняется при эволюции сознания.

Независимо от уровня сознания личности, строиться одна и та же «модель» физического тела, расчитанная на «работу» как с самым простым, так и с самым сложным сознанием.

Использование тела сознанием (в нашей модели это будет программа, работающая на компьютере), будет разным при различном уровне развития самого сознания. При низком уровне развития сознания, соответвстующем положению ТС на Муладхара чакре (и минимальном количестве энергии на коре головного мозга), некоторые ресурсы мозга будут действительно не задействованы.

Процесс эволюции человеческого сознания в рамках планеты Земля, будет идти до тех пор, пока вся энергия не сосредоточится в районе верхней, высокочастотной Сахасрара чакры и будет максимально запитывать кору головного мозга. При этом все ресурсы человеческого организма будут восстребованы. А сознание и возможности такого человека будут коренным образом отличаться от всех остальных людей.

Около ста лет назад Г.И. Гурджиев следующим образом выразил мысль о сложности понятия Человек:

"Обратимся еще раз к идее человека. В языке, о котором я говорю, вместо

слова "человек" употребляются семь слов, а именно: человек номер один,

человек номер два, человек номер три, человек номер четыре, человек номер

пять, человек номер шесть и человек номер семь. С этими семью понятиями

люди, говоря о человеке, уже смогут понимать друг друга.

"Человек номер семь - это такой человек, который достиг полного

развития, возможного для человека, который обладает всем, чем может обладать

человек, т.е. волей, сознанием, постоянным и неизменным Я,

индивидуальностью, бессмертием, а также многими иными свойствами, которые мы

в своей слепоте и в своем невежестве приписываем себе. Лишь тогда, когда мы

до известной степени понимаем человека номер семь и его свойства, мы можем

понять и те постепенные переходы, которыми к нему приближаемся, т.е.

понимаем процесс возможного для нас развития.

"Человек номер шесть стоит очень близко к человеку номер семь. Его

отличает от человека номер семь только то обстоятельство, что некоторые из

его качеств еще не стали постоянными.

"Человек номер пять также является недостижимым для нас стандартом,

так как это человек, достигший единства.

"Человек номер четыре - это промежуточная стадия. Я поговорю о нем

"Человек номер один, два и три - это люди, образующие механическое

человечество и пребывающие на том же уровне, на каком они родились.

"Человек номер один - это человек, у которого центр тяжести психической

жизни лежит в двигательном центре. Это человек физического тела, у которого

двигательная и инстинктивная функции имеют перевес над эмоциональной и

мыслительной функциями.

"Человек номер два - это человек на том же уровне развития, но его

эмоциональный центр совпадает с центром тяжести психической жизни. Это

человек, у которого эмоциональная функция имеет перевес над всеми прочими,

человек чувств, эмоций.

"Человек номер три означает человека на том же уровне развития; но у

него центр тяжести психической жизни лежит в интеллектуальном центре, т.е.

мыслительная функция получает преобладание над двигательной, инстинктивной и

эмоциональной функциями; это человек рассудка, который ко всему подходит с

точки зрения теорий и умственных соображений.

"Деление человека на семь категорий, или семь номеров, объясняет тысячи

явлений, которые иначе понять невозможно. Это деление дает верное понятие об

относительности в приложении к человеку. Вещи могут быть одними или другими

в зависимости от рода того человека, с точки зрения которого они

воспринимаются или по отношению к которому они берутся.

"В соответствии с этим все внутренние и внешние проявления человека,

все, что принадлежит человеку, все, что им создано, также делится на семь

"Теперь можно сказать, что существует знание номер один, основанное на

подражании или инстинктах, заученное, втиснутое в человека, сообщенное ему

долгими упражнениями. Человек номер один, если он таков в полном смысле

слова, заучивает все наподобие попугая или обезьяны.

"Знание человека номер два - это просто знание того, что ему нравится;

а того, что ему не нравится, он не знает. Всегда и во всем: он желает

чего-то приятного. Если же это больной человек, он будет, напротив, знать

только то, что ему неприятно, что его отталкивает, пробуждает в нем страх,

ужас, отвращение.

"Знание человека номер три - это знание, основанное на

субъективно-логическом мышлении, на словах, на буквальном понимании. Это

знание книжного червя и схоласта. Человек номер три, например, подсчитал,

сколько раз каждая буква арабского алфавита повторяется в Коране Магомета; и

обосновал на этом целую систему толкования Корана.

"Знание человека номер четыре представляет собой род знания, весьма

отличный от предыдущих. Это знание, исходящее от человека номер пять,

который в свою очередь получает его от человека номер шесть; а к тому оно

поступает от человека номер семь. Но, конечно, человек номер четыре

усваивает из этого знания только то, что он может усвоить сообразно своим

силам. По сравнению с человеком номер один, два и три человек номер четыре

начал уже освобождаться от субъективных элементов в своем знании, начал

движение по пути к объективному знанию.

"Знание человека номер пять - это целостное, неделимое знание. Он имеет

одно неделимое Я, и все его знание принадлежит этому Я. Он не может иметь

одно "я", которое будет желать чего-то такого, что неизвестно другому "я".

То, что он знает, знает все его существо в целом. Его знание ближе к

объективному знанию, чем знание человека номер четыре.

"Знание человека номер шесть - это полное знание, какое только возможно

для человека; но его еще можно утратить.

"Знание человека номер семь - это его собственное знание, которое

невозможно от него отобрать; это объективное и целиком практическое знание

"Совершенно так же обстоит дело и с бытием. Есть бытие человека номер

один, который живет инстинктами и ощущениями; есть бытие человека номер два,

так сказать, бытие сентиментального, эмоционального человека; есть бытие

человека номер три, бытие рационалиста, человека теоретического ума, и так

Человек номер один, два или три - и причиной тому его бытие - не

воспринимает знание человека номер четыре, пять и выше. И что бы вы ему ни

дали, он станет объяснять это на свой лад, принижая любую идею до того.

уровня, на котором находится сам.

"Тот же порядок деления на семь категорий следует применять ко всему,

что относится к человеку. Есть искусство номер один, т.е. искусство человека

номер один, подражательное и копирующее, грубо примитивное и чувственное,

такое как музыка и пляски первобытных народов. Есть искусство номер два -

сентиментальное искусство; есть искусство номер три, интеллектуальное и

надуманное; должны существовать также искусство номер четыре, пять и так

П.Д. Успенский (В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения)

Вот, что говорит на эту же тему, Руководитель Школы Магии «Атлантида», Б.М. Моносов:

Маги различают 4 касты людей, представляющие собой ступени в индивидуальной эволюции человека (наподобие школьных классов). Нарабатывая в каждой жизни необходимые признаки человек, переходит из касты, в касту затрачивая на переход разное количество времени в зависимости от целей которые он в этой жизни реализует (способствуют ли они наработке качества данной касты). Каждая каста имеет свои признаки, которые можно разделить на поведенческие и энергетические. Энергетические признаки доступны только "видящим" (экстрасенсам), а вот поведенческие критерии доступны для простого анализа.

Магия представляет собой способ жизни 4 касты, которая в свою очередь делится на 4 уровня. Протестировать уровни Магов сложнее, чем касты людей. Приведем здесь краткое описание каст и методов их тестирования. Хочу отметить, что тестирование возможно только извне, так как большинство людей будет "переживать за свою команду" и найдет у себя признаки всех 4 каст. Для внешнего же наблюдателя будет ярко виден "пик активности" приходящийся на конкретную касту.

1 Каста (работники): в этой касте формируется "душа" (то, что дальше будет перерождаться). В этой касте люди совершают простую физическую работу (для сложной у них еще нет навыков) и ценят такие добродетели как прилежание и трудолюбие. Они, как правило, не многословны (так как разговаривать, еще толком не научились). С точки зрения физиогномики это крупные сильные люди с большим аппетитом и сильными мышцами (от природы). Они много едят (количественно) но в еде не прихотливы. К концу этой касты нарабатывается виртуозность в работе и появляется элемент творчества. Личность нарабатывается по 3 закону Ньютона при взаимодействии с грубым материалом, как совокупность индивидуальных отличий. Например, один человек отличается от другого навыком держать лопату ложку и молоток. Постепенно индивидуальных особенностей набирается столько, что возникает личность.

2 Каста (купцы): в этой касте нарабатывается навык общения. Основной чертой человека этой касты является болтливость и любовь к компании. С точки зрения стороннего наблюдателя люди этой касты пустые болтуны, однако, они просто нарабатывают навык к коммуникации. В конце касты "купцы" овладевают навыком эффективного общения результатом, которого является прибыль. С точки зрения физиогномики это быстрые ловкие и непоседливые люди, не обладающие большой силой, но выносливые и обильно поглощающие пищу. Очень сексуально активны и полигамны.

3 Каста (воины): Эти люди определяют свое место в социуме. Подобно частицам в броуновском движении они сталкиваются друг, с другом создавая некий порядок (иерархию). Воина характеризует наличие врагов. Воины любят тренировки. Они все время готовятся к некой грядущей битве и боятся оказаться не готовыми. Воины отличаются волей, с помощью которой нарабатывают качества и борются со страхом.

4 Каста (Маги): Эти люди занимаются познанием окружающего мира. Их влечет само знание как таковое. Обычно Маги не обладают фиксированной внешностью и способны к довольно сильным переменам. Их состояние определяется во многом внутренними параметрами: эмоциями - для 1 уровня, мыслями - для 2, образами - для 3, и Системой - для 4. Основным признаком Магов является самодостаточность. Закройте человека в одиночестве на 2 недели и если к концу этого срока он не спятит, то это Маг. Для Магов интересен не только результат познания, но и сам процесс. Не даром самое классическое определение науки: "это то, что мы бы делали даже абсолютно бесплатно...". Классическое определение самой Магии выглядит следующим образом: "Магия является системой знаний принадлежащих рассе существ обладающих необходимыми способностями для осознания и использования ее". Попытки использовать Магию обычными людьми называется колдовством (ругательный термин у Магов) и обычно не дают ничего, либо гораздо меньше, чем ничего (какой-нибудь жуткий побочный эффект).

Б.М. Моносов (Школа Эзотерических знаний Атлантида)

Мы имеем 7 различных уровней человеческого сознания, т.е. 7 различных категорий людей, каждая из которых воспринимет мир по-своему, т.е. фактически живёт в своём мире. Уровень сознания человека однозначно определяется положением его ТС в обычном состоянии, т.е. не в моменты занятия какими-либо эзотерическими практиками.

Существует принципиальная разница в работе Точки Сборки на различных уровнях. При положении Точки Сборки до Анахата чакры (первые три касты), она работает во-внутрь кокона, т.е. только собирает внешние энергии и проецирует их во-внутрь. Это позволяет развивающейся личности строить свой внутренний мир, своё поведение, своё отношение к вещам.

При поднятии ТС на уровень Анахата чакры, она начинает переворачиваться и может работать наружу. С этого момента, мысли и намерения человека начинают «собирать» мир вокруг него, начинают влиять на внешний мир. При высоком положении ТС (Анахата чакра и выше), достаточно человеку о чём-либо подумать, и ситуация вокруг него начинает изменяться. Работа сознания начинает оказывть непосредственное воздействие на внешний мир. Поэтому одних людей судят за поступки, а других – за мысли...

Cоветуем Вам ознакомиться со статьями:

Методы определения положения Точки Сборки

Характерные черты различных уровней сознания

Эта «мистическая» Точка Сборки

Что такое Алгоритмы Поведения

Таблица Кастовых Алгоритмов Поведения

Три Этапа Магического Перехода

Пища как поставщик энергии- “кастовый” подход