Конспект занятия по фэмп. свойства предметов: форма, цвет, размер. Конспект занятия «Свойства предметов». Средняя группа Конспект занятия свойства предметов по фгос

Цель: Закрепить умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов.

Формировать умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами. Развивать логическое мышление. Продолжать учить высказывать свое мнение и приводить примеры. Воспитывать мотивацию к учению

Организация занятия:

1 часть – сидя на стульчиках

2 часть – стоя в кругу (физкультминутка)

3 часть – сидя на стульчиках

4 часть – стоя полукругом

5 часть – сидя на стульчиках

Материалы к занятию:

Демонстрационный – картинки с изображением Карандаша (серия “Веселые человечки”), альбомный лист бумаги, картинки с изображением овощей.

Раздаточный – цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), листочки бумаги, наборы фигур: 5 кругов – красный, желтый, зеленый, оранжевый и синий, 5 овалов, 5 квадратов, 5 треугольников и 5 прямоугольников тех же цветов.

Ход занятия:

I Свойства предметов – цвет. Цвета радуги.

Воспитатель вставляет в стакан цветные карандаши всех цветов радуги. Такие же стаканчики с цветными карандашами на столах у детей. Воспитатель показывает картинку с изображением Карандаша:

Воспитатель: - Ребята, наш Веселый Карандаш рассказал мне удивительную историю! Оказывается, карандаши умеют разговаривать и даже хвастаться. Вот этот карандаш сказал (берет в руки красный карандаш) : «Я могу быть маком, огнем, флагом!»

Воспитатель рисует красную линию на альбомном листе бумаги, прикрепленном на доске, а дети рисуют красную линию на своих листочках бумаги. Затем воспитатель просит их рассказать, чем похвастались остальные карандаши.

Воспитатель: - Угадайте, что рассказали эти карандаши?

Дети по собственному желанию выходят к доске, выбирают карандаш и оставляют им свой на листе, прикрепленном на доске. Остальные дети рисуют линии теми же цветами на своих листках. Примерные ответы детей:

Дети: - Оранжевый: «Я апельсин, морковь!»

Дети: - Желтый: «Я цыпленок, солнце, репа!»

Дети: - Зеленый: «Я трава, листва, целый лес!»

Дети: - Голубой: « Я незабудка, небо, лед!»

Дети: - Синий: «Я чернила, море, василек!»

Дети: - Фиолетовый: «Я слива, сирень, сумерки, колокольчик!»

Воспитатель благодарит детей за помощь и загадывает загадку.

Воспитатель: - Веселый Карандаш шепнул мне одно словечко. Догадайтесь какое.

Через поля, через луга

Встала нарядная дуга.

Дети: Радуга

Воспитатель: - А кто знает цвета радуги?

Дети называют: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Можно предложить им составить радугу из полосочек цветной бумаги.

II Физкультминутка «Отгадай, чей голосок?»

Дети встают в круг, в центре которого стоит водящий с завязанными глазами, берутся за руки и, шагая по кругу, дружно говорят:

Мы все встали дружно в круг,

Повернулись разом вдруг,

(все поворачиваются на 180 градуса и идут в обратном направлении )

А как скажем: «Скок, скок, скок!» -

Один из детей по указанию воспитателя повторяет последнюю строчку, а водящий отгадывает, кто это. Если он не отгадал, то продолжает оставаться водящим, а если отгадал, то водящим становится тот, кто подавал голосок. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Роль ведущего во 2-м и 3-м туре игры лучше поручить кому-нибудь из детей.

III Сравнение предметов по признакам сходства и различия (цвету, форме, размеру, материалу, назначению и т.д.).

1)Воспитатель:- Рассмотрите картинки. Что нарисовано на первый картинке?

Дети: - Кукла и мишки.

Воспитатель:- Сравните куклу и мишку: что у них общего и чем они отличаются?

Воспитатель, в случае необходимости, может начать сравнение: общее у куклы и мишки назначение – это игрушки; одинаковый размер; общее то, что и у куклы, и мишки есть ленточки, а отличаются они тем, что… И дети называют признаки различия самостоятельно.

Воспитатель: -Сравните воздушный шар, на котором летит Незнайка, и мячик: что у них общего и чем они отличаются?

Дети: -У них одинаковая форма: и мяч, и воздушный шар имеют форму шара. А отличаются они цветом: мяч – желтого и синего цвета, а воздушный шар – желтый и красный. Еще они отличаются размером: мяч – маленький, а воздушный шар – большой. Назначение у них тоже разное: мяч – игрушка, а воздушный шар – летательный аппарат.

Воспитатель: - Сравните ежа и елку.

Дети: -Ель на ежика похожа: еж – в иголках, елка – тоже, и «живут» они в лесу». Отличаются они размером: еж маленький, елка больше ежа. Еще они разного цвета: еж серый, а елка зеленая. Ежик – животное, елка – растение.

В более подготовленных группах работу можно организовать так: каждый ребенок по своему желанию выбирает одну из картинок и о ней рассказывает, а остальные дети дополняют.

2) Воспитатель: - Рассмотрите картинку. Как вы думаете, почему ниточкой соединены лиса и морковка?

Дети: - Они оба оранжевого цвета.

Воспитатель: - Молодцы! А теперь возьмите свои «волшебные» карандаши и соедините «волшебными ниточками» предметы одного цвета.

Дети в течение 1 – 2 мин проводят линии самостоятельно. Затем вслух обсуждают, кто как выполнил задание.

Воспитатель: - Расскажите, какие картинки вы соединили? Почему?

Примерные ответы детей:

Дети: - Морковка и лиса оранжевые.

Дети: - Я соединил цыпленка и луну, потому что они желтые.

Дети: - Помидор и божья коровка красные.

Дети: - Лягушка и яблоко зеленые.

Воспитатель помогает детям исправить свои ошибки. В завершение важно похвалить тех, кто старался: «Айзат молодец – все линии провел правильно! Лия тоже молодец – нашла и исправила свою ошибку!»

3) Дети выполняют задание самостоятельно.

Воспитатель: - А теперь вам предстоит найти признаки различия и исправить ошибки художника Незнайки.

Самостоятельную работу можно провести в форме игры-соревнования: кто быстрее и больше найдет отличительных особенностей. Победители получают призы.

IV . Физкультминутка «Смотри в оба!»

Дети строятся в ряд (не более 7 – 10 человек ). Водящего выбирают с помощью считалочки или назначением. Ему предлагается запомнить, в каком порядке стоят дети. После того как водящий отварачивается, дети перестраиваются. Водящий должен определить, что изменилось, и восстановить нарушенный порядок. Расположение может быть линейное, круговое, хаотичное – в зависимости от уровня сложности, который хочет предложить воспитатель.

V . Закрепление умение выделять свойства предметов.

1)Беседа овощах. Отгадывание загадок.

Воспитатель: - Какие овощи вы знаете?

Воспитатель: - Что растет у вас на огороде (например, на даче )?

Воспитатель: - Про какие овощи так говорят? Как вы догадались?

а)Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

Дети: Морковь

б) Летом в огороде –

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Желтые, соленые.

Дети: Огурцы

в) Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это?

Дети: Репка

г) Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что за шар это?

Дети: Арбуз

Дети объясняют, по каким признакам они догадались, о чем идет речь: по цвету, форме, размеру, вкусу и т.д. На фланелеграфе выставляются картинки-отгадки с изображением овощей. Можно устроить «путаницу»: выставлять картинки с ошибками, а затем их разбирать.

2) Игра «На что похоже?».

На фланелеграфе – картинки с изображением овощей.

Воспитатель: - Молодцы! Вы очень хорошо отгадываете загадки. А теперь рассмотрите внимательно картинки и выберите геометрические фигуры, которые напоминают эти овощи.

Примерные ответы детей:

Дети: - Морковь оранжевого цвета, по форме напоминает треугольник, - я положу оранжевый (красный ) треугольник.

Дети: - Репа желтая и круглая. Я выбираю желтый кружок. И т.д.

Воспитатель: - Что понравилось? Что показалось трудным?

Воспитатель: - Посмотрите: на странице внизу Незнайка начал рисовать узор. Попробуйте его закончить дома.

Занятие в старшей группе по теме «Свойства предметов»

Программное содержание: закрепить знания детей о свойствах материалов (дерево, стекло, металл) на основе сравнения; формировать умения находить выход в заданной ситуации; развивать образное мышление, воображение, любознательность, внимание; развивать речь детей, активизировать словарь.

Материал: свеча, таз с водой, деревянный брусок, металлическая пластина, спички, фланелеграф, “Морфологический ящик”, звездочки из картона.

Ход занятия

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад я услышала историю. Хотите её услышать? Тогда давайте сядем на ковер, и я вам её расскажу.

Дети садятся на ковер.

Воспитатель: Жили-были три друга: металл, стекло и дерево. Жили они дружно, чем могли помогали людям, но однажды заспорили, кто из них важнее и нужнее? Для разрешения своего спора собрались они в поход. Идут, идут и вдруг на пути речка. Как им быть? Как перебраться на другой берег?

Дети рассуждают. Выслушиваются все ответы.

Воспитатель: А что будет, если каждый из них поплывет сам?

Дети рассуждают. Воспитатель предлагает попробовать. Пускает по отдельности дерево, стекло, металл. Дети пытаются найти выход. Если затрудняются, воспитатель дает подсказку: на дерево положить металл, потом стекло.

Проходят к столу.

Проводиться ЭКСПЕРИМЕНТ: в таз с водой, дети сами кладут и отталкивают дерево.

Воспитатель: Переправились друзья на другой берег. Дерево загордилось, ведь оно всех выручило. Замерзли. Стало друзьям холодно, все промокли. Что можно сделать, чтобы они обогрелись и просохли.

Дети: Развести костер.

Воспитатель: А как развести костер? Дерево предложило себя. Почему не получается?

Дети: Дерево сырое, не сможет, разгорится.

Воспитатель: Как же нам добыть огонь?

Ответы детей.

Воспитатель: Можно добыть огонь с помощью стекла. А как это сделать?

Дети: С помощью лупы и солнца.

Воспитатель: Правильно, заважничало стекло, загордилось. Развели огонь (костер). Какая посуда им понадобиться, чтобы приготовить пищу?

Дети: Котелок, кастрюля, сковорода.

Воспитатель: Какой котелок им понадобится. Почему не подойдет деревянный, стеклянный.

Ответы детей.

Воспитатель: А почему котелок понадобится металлический?

Дети: Металл не бьется, не ломается, прочный, гладкий, быстро нагревается, но не горит.

Воспитатель: А давайте проверим это.

Подходят к столу.

Проводиться ЭКСПЕРИМЕНТ: зажигается свеча, и воспитатель держит ложку над свечой.

Воспитатель: Что произошло с ложкой?

Дети: Она нагревается.

Воспитатель дает потрогать детям теплую ложку.

Воспитатель: Обогрелись друзья, поели. Металл заважничал, что самым нужным оказался. Стали они думать, что же им делать дальше. Скоро наступила ночь, на улице холодно, а вдруг пойдет дождь, где можно от него укрыться?

Дети предлагают разные варианты.

Воспитатель: Решили они построить дом. А из какого материала они будут его строить. Каждый хочет, чтобы жом был построен только из его материала. Ребята, а как вы думаете, какой дом лучше: металлический, деревянный или стеклянный?

Выслушивают ответы, обсуждения принятых ответов. Например: если построить из металла, то летом в нем будет жарко, потому что металл быстро нагревается, а зимой холодно, потому что металл не держит тепло. Теплый дом можно построить из дерева.

Воспитатель: А из чего делают окна в доме? А почему именно из стекла?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам все же выяснить, какой же материал нужнее и важнее. А поможет нам вот эта игра.

крыша стены двери окна

Воспитатель: Возьмем с вами материал: дерево, стекло и металл. А так как мы строим дом то возьмем части дом: крышу, стены, окна и двери. Будем теперь выбирать, и определять бывает или небывает и если бывает такое, то будем ставить в пустом окошечке звездочку (улыбку). А потом посмотрим, у кого больше этих звездочек, значит тот материал важнее и нужнее.

Воспитатель: Например: возьмем 2 параметра: дерево и окон. Бывает деревянные окна, рама. Бывает, ставим звездочку. Стекло и окно - бывает. Ставим звездочку, металл и окно - бывает. Есть ли у окна металлические части: ручка, шпингалет - бывает. Ставим звездочку и т. д.

Воспитатель разбирает все варианты, выясняет с детьми детали. В итоге весь “Морфологический ящик” заполнен полностью звездочками.

Воспитатель: Посмотрите, что же получается? Правильно, получается, что все они очень нужны и очень важны, без них нам никак не обойтись. Они все дополняют друг друга. Они выручают и помогают друг другу.

Занятие окончено.

Курмаева Гузель Фановна
Должность: воспитаталь
Учебное заведение: МБОУ " Школа развития №24"
Населённый пункт: Г. Нефтеюганск
Наименование материала: Сценарий занятия по технологии "Ситуации" в старшей группе
Тема: Тема: "Свойства предметов и символы"
Дата публикации: 26.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Сценарий занятия по технологии «Ситуации» в старшей группе

Тема: «Свойства предметов и символы»
Общеобразовательные задачи: 1.Повторить форму плоских геометрических фигур, свойство предметов – форма, размер, цвет. 2.Закрепить представление о цифре как знаке, обозначающем число (количество предметов) 3. сформировать представления о способах обозначения свойств предметов с помощью знаков (символов), опыт придумывания и использования таких обозначений. Метапредметная цель: Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику». Образовательная ситуация- «открытия» нового знания. Материалы к занятию: демонстрационный: картинки к заданию (рисунок) Раздаточный: листы к заданиям, карандаши цветные, геометрическое лото, карточки с записью чисел 1-8. Ход занятия
1.Введение в игровую ситуацию.


Дидактические задача: создать условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. « Детская» цель. Воспитатель собирает детей возле себя -кем вы хотите стать, когда вырастите? (слушаю ответы детей). Замечательно, я вам предлагаю попробовать поработать продавцами. Знаете ли вы, в чем заключается работа продавца? Ответ детей (продавцы продают различный товар, принимают товар, раскладывают их по полочкам, расставляют их по местам, клеят ценники, отбивают чеки). -Хотите поработать продавцами? (да, хотим) -сможете разложить товар по полкам? (да сможем)
2.Актуализация знаний.

Дидактические задачи:
1. Повторить свойства предметов (цвет, форма, размер) и геометрических фигур; 2. Уточнить представление о цифре, как знаке, обозначающем число (некоторое количество предметов);
Ребята, садимся за столы. (на столах лежат листы с заданием, карандаши, карточки с цифрами от1-8) В магазин привезли товар и продавцам нужно расставить его на полках так, чтобы на одной полке располагался чем-либо похожий товар. -Рассмотрите верхнюю картинку. Как вы расставите товар на полки? Мы можем на полку справа положить желтые предметы, на полку слева – красные. -Берем карандаши, проводим линию от предмета к полке. - по какому признаку вы распределили товар по полкам? (по признаку цвета) -молодцы! (дети проводит линию от предмета к полке. Назовите все что вы положили на полку справа (дети перечисляют желтое платье, сыр, цыплёнок) Что вы положили на полку слева? (красную чашку, яблоко и красную панаму) Посмотрите следующую картинку. Что вы положите на полку справа, а что на полку слева? (товары круглой формы мы положим на полку справа, а товары квадратной формы- слева.) - карандашами проводим линию от предмета к полке. -по какому признаку вы распределили товар по полкам? (по признаку формы). -Назовите все, что вы положили на полку справа? (тарелка, пуговица, колесо) Назовите все что положили на полку слева? (флажок, платочек, будильник) -Молодцы, ребята. Давайте. Рассмотрим нижнюю картинку. Как вы здесь расставите товар по полкам? (на полку справа расставим большие предметы, а на полку слева- маленькие. -Давайте проведем линии от предметов к полкам. -по какому признаку вы распределили товар по полкам? (по признаку размера)
-назовите все что вы положили на полку справа? (книга, кастрюля, арбуз) - что вы положили на полку слева? (карандаш, соска- пустышка) - хорошо, ребята! Я сейчас посчитайте и покажите цифрой Сколько желтых предметов? (дети показывают карточку с цифрой 3) -сколько больших предметов? (дети показывают карточку с цифрой 3) - сколько квадратных предметов? (дети показывают карточку с цифрой 3) -Почему вы поднимаете одну и ту же цифру- ведь свойства предметов разные? (потому что на полках по три предмета) -воспитатель делает вывод: цифра это значок, который обозначает не свойства, а количество предметов.
3.Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: 1.Создать мотивационную ситуацию для введения знаков, обозначающих свойства предметов; 2.Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимание его причины и опыт целеполагания; - ребята, чтобы вы быстро находили товар на полках давайте напишем какой товар находиться на каждой полке. - рассмотрите верхнюю картинку, какой товар лежит на полке справа? (желтый товар) -запишите в клеточке около полки, что товар желтый. Возникает затруднение. -смогли вы написать свойство товара, который находиться на этой полке? (нет не смогли) - а на второй картинке какой товар лежит на полке справа? (квадратный) -запишите в клеточке около полки, что товар квадратный. Возникает затруднение. -смогли вы написать свойство товара, который находиться на этой полке? (нет, не смогли) -рассмотрите третью картинку. Какой товар лежит на полке справа? (большой товар) -запишите в клеточке около полки, что товар большой. Возникает затруднение -смогли вы написать свойство товара, который находиться на этой полке? (нет, не смогли). -почему вы не смогли написать около полок свойства предметов, которые на них находятся? (потому что мы не умеем писать)
-А рисовать значки вы умеете? (да, умеем) Значит, что вам надо узнать? (как обозначить свойство предметов значками)
4.Открытия нового знания
Дидактические задачи: Сформировать представление о способах обозначения свойств предметов с помощью знаков (символов), опыт придумывания таких обозначений; Актуализировать известный способ действия в ситуации затруднения и познакомить с новым способом – «если чего – то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»; - Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать то, что не знаешь? (спросить у того, кто знает, т.е у взрослых) - Сегодня мы узнаем еще один способ – попробуем придумать его сами. - подумайте, как можно обозначить цвет? (цвет обозначать цветными пятнами) -Ребята, в своих тетрадях на верхней картинке рисуют около правой полки какое пятно? (желтое) Правильно, рисуем. Я рисую на доске. -около левой полки? (красное пятно) -молодцы, какие у вас аккуратные пятна получились. - подумайте обозначение формы предметов на второй полке. - как вы обозначите круглую, квадратную форму (квадратом, кругом – мы умеем рисовать геометрические фигуры) - молодцы, рисуем круг и квадрат около соответствующих полок на второй картинке. (воспитатель рисует на доске формы) - как вы обозначите размер? Маленький и большой. (дети начнут предлагать множество вариантов) - как же мы поймем этот маленький предмет, а этот большой, у всех разные обозначения? Давайте, например, маленький размер обозначим, а большой размер. - рисуем значки около соответствующих полок на последней картинке. -а вот сейчас проверим правильно ли они придумали значки. Открываем по закладке тетрадь и проверяем. (да, правильно значки придумали верно). -Молодцы! Теперь вы знаете еще один способ узнать новое: «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику».
- Ребята, я вас благодарю за отличную работу в роли продавцов. Благодаря вашей работе другие продавцы смогут найти все предметы на полках.
5.Введение нового знания в систему знаний.

Игра « Покупатели»
Дидактические задачи: 1) Сформировать опыт использования обозначения свойств предметов с помощью (значков) символов; Воспитатель собирает детей около себя. -кому продавцы продают товар? (покупателям) - Да, правильно. Случалось, ли вам быть покупателями? (да) -очень хорошо. Вот мама послала Таню, свою дочку, в магазин (показываю картинку с девочкой Таней). Хотите вместе с Таней пойти в магазин? (да, хотим) Ее дом находиться через дорогу. Как мы пойдем?(построимся парами, не будем шуметь, кричать) Где мы должны перейти дорогу? (где есть пешеходный переход или светофор). Проигрываем ситуацию перехода дороги. Молодцы, вот и дом Тани. Мама попросила дочку купить (проговариваю быстро) большой зеленый треугольник, маленький желтый круг. Таня очень беспокоиться, что забудет, что ей нужно купить. - как вы думаете, что надо сделать для того. чтобы не забыть? (надо записать, как мама дает папе список продуктов, которые он должен купить.) - замечательно. Давайте поможем Тане и запишем что нужно купить. - Садимся за столы (на которых находятся листы бумаги и карандаши, для удобства лист разделен горизонтальной линией на 2 части). - Нужно Тане купить « Большой зеленый треугольник» - Что известно о размере товара? (большой) - Умеете вы с помощью значка обозначать это свойство предмета? (да) Дети рисуют нужный значок на верхние строчки. (воспитатель рисует на доске) - что известно о цвете товара? (он зеленый) -умеете вы с помощью значка обозначать это свойство предмета? (да) (дети рисуют цветное пятно рядом с первым значком) - что известно о форме товара? (он треугольный) -умеете вы с помощью значка обозначать это свойство предмета? (да) (дети рисуют треугольник рядом с первыми двумя символами).
-ребята, мама еще попросила дочку Таню купить маленький желтый круг. Вы самостоятельно записываете символами свойства этого « товара». Проверяем записи с доски. -молодцы, ребята. Вы помогли Тане записать все что нужно купить. Пойдемте с ней в магазин вместе. Игра « Тяжелая покупка» Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, умение изображать состояние человека с помощью жестов и мимики. - мы идем в магазин и у нас в руках сумки. Несем их. (дети идут по группе) -вдруг порыв ветра сорвал у вас шапку и погнал по улице. (дети догоняют шапку, «надевают» ее на голову) -зашли в гастроном и купили пакет молока. (дети должны показать, что их сумка стала тяжелее) -зашли в овощной и купили большой арбуз. (дети «с трудом» несут сумки.) - пришли домой, поставили сумки на стол и перевели дух. Молодцы, помощники.
Игра « Клумба»

Дидактические задачи:
1) Тренировать умение использования обозначения свойств предметов с помощью символов, умение выполнять самоконтроль; 2) Повторить пространственные отношения; Вот послушайте, ребята, жители Таниного дома хотят, чтобы в их дворе была красивая клумба с цветами. Но так как все очень заняты, то они попросили Таню помочь посадить цветы. -хотите вместе с Таней порадовать жителей дома? (да, хотим) Сможете посадить цветы? (да, сможем)
Проходим за столы (на которых находятся зеленые листы бумаги и геометрическое лото. -Какой формы клумба, на которую вы будете сажать цветы? (квадратная) На интерактивной доске появляется зеленый квадрат. -Ребята, жители написали какие цветы они просят посадить на клумбу. -посадите в верхнем правом углу вот такой цветок. (показываю карточку) - Дети читают запись (маленький красный квадрат), после чего выбирают нужную фигуру и кладут в указанное место. - В нижний левый угол посадите такой цветок. (показываю карточку) Дети самостоятельно выбирают нужную фигуру и кладут в указанное место. - В нижний правый угол посадите такой цветок (показываю карточку) -В верхний левый угол посадите такой цветок (показывая карточку)
Для самопроверки на интерактивной доске появляется образец. - чем похожи цветы, которые вы посадили вверху и внизу? (слева большие цветы, а справа – маленькие) -чем похожи цветы, которые вы посадили вверху и внизу? (вверху красные цветы, а снизу –желтые) _Ребята, жителям дома очень понравилась клумба, которую вы посадили вместе с Таней, они благодарят вас за помощь.
6. Итог занятия. (Осмысление)

Дидактические задачи:
Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха. - Где вы сегодня побывали? (мы сегодня побывали в магазине, работали продавцами, раскладывали товар по полкам, помогали Тане) - Какие новые знания дали вам возможность сделать покупку в магазине, посадить клумбу? (мы смогли сделать покупку посадить клумбу потому что хорошо знаем свойства предметов (цвет, форма и размер) и научились пользоваться значками для обозначения этих свойств.)

Конспект

урока математики в 1 классе.

Учитель: Лебедева И.С.

Тема: Свойства предметов. Сравнение предметов.

Цели: познакомить с учебником, со свойствами предметов;

развивать речь, память, логическое мышление;

прививать интерес к математике.

Планируемые результаты: учащиеся научатся приводить примеры предметов определенных цвета, размера, формы;

развивать логическое мышление;

определять принадлежность предмета к какой- либо группе;

слушать учителя.

Ход урока

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Что нужно сделать, когда слышите звонок?(Встать около своего места)

Я рада встрече с вами. Спасибо за то, что вы пришли.

Кто вчера запомнил, как меня зовут?

Молодцы, у вас отлична память. А я, честно скажу, не всех вас запомнила. Думаю, что и вы всех не сразу запомнили. Давайте все вместе назовем имя того кому я брошу мяч. А кто ловит мяч, тот слушает, правильно ли назвали его имя.

(по цепочке мяч передается каждому ученику, все громко называют имя)

Кто запомнил сколько всего ребят в нашем классе?

А сколько девочек? /мальчиков?/

(следует похвалить тех, кто поднял руку)

Как можно поднимать руку? Как удобнее поднимать руку? Для чего нужно правило поднятой руки?

(учитель на доске закрепляет знак понятой руки)

2.Актуализация знаний

Ребята, сегодня у вас необычный день- вы пришли на первый в жизни урок математики. Я поздравляю вас с этим событием и хочу пожелать, чтобы изучение математики было для вас интересным. Давайте прочтем название предмета по слогам.

НА ДОСКЕ ЗАПИСЬ: МА-ТЕ-МА-ТИ-КА

Кто уже знает, чем мы будем заниматься на уроках математики?

(ответы детей)

Математика - одна их древнейших наук. Она нужна людям, чтобы преобразовать окружающий мир. На уроках математики вы научитесь считать, проводить измерения, решать примеры и задачи.

Нашими помощниками на уроках будет учебник - рабочая тетрадь, которую написала для вас Людмила Георгиевна Петерсон.

(Учащиеся рассматривают обложку учебника. Учитель просит детей обернуть учебник и подписать, показывает, как пользоваться закладкой)

Рассмотрим учебник, полистаем его. обратите внимание, какой он красочный. В каждой картинке прячется задание. Вы видите, что в учебнике можно писать, раскрашивать, поэтому он называется «Учебник –тетрадь». Но уговор: не писать и не рисовать на страницах самим, без моего разрешения. Если очень хочется заниматься, обратитесь ко мне, у меня для вас есть задания.

(Учитель показывает дополнительные задания на листочках)

К уроку математики на парту нужно положить учебник – тетрадь, ручку и цветные карандаши. В пенале иметь линейку и простой карандаш.

(Учащиеся проверяют готовность к уроку)

3.Самоопределение к деятельности.

Четыре спелых груши

На веточки качались.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось? (2)

Сколько яблок у ребят

Солнышком в руках горят!

У Наташи и у Томы, У Сережи и у Ромы,

На столе еще одно,

Солнышком напоено.

Ну-ка сколько яблок, братцы?

Кто сумеет догадаться? (5)

НА кустике перед забором

Шесть ярко- красных помидоров.

Потом четыре оторвались,

А сколько на кустике осталось? (2)

Груша, яблоко, помидор –это предметы. Чем похожи предметы- ответы у загадок? (Ответы детей)

Вы уверены, что вы назвали все свойства предметов?

О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

4.Работа по теме урока

Работа по учебнику

Кто нас встречает на стр.3 ? (Белка)

(Учитель выставляет игрушечную белку или закрепляет на доске рисунок с ее изображением)

Что вы знаете о белке? (Ответы детей)

А знаете ли вы, что бывают не только рыжие белки, но и черные? А еще бывают белки- летяги, которые с легкостью преодолевают большие расстояния между ветками на дереве. Но все белки умеют прыгать по деревьям, грызть орешки- это их отличительные свойства. Такие отличительные свойства есть у всех предметов. Убедимся в этом. Пусть наша бедлочка познакомит вас с таблицей предметов.

1 (с.3)

Сколько всего предметов изображено на рисунке? (12)

Как расположены предметы? (В строчку, в столбик)

(показать ряд рукой, строчку, столбик)

Что объединяет предметы первой строки? (Цвет)

Что объединяет предметы в столбцах? (Первый столбец –посуда, второй- овощи, третий –одежда, четвертый- игрушки)

Вы назвали уже два свойства предметов: цвет и принадлежность к какой – либо группе.

Какой предмет находится во второй строке и в четвертом столбце? (Матрешка.)

А какой предмет спрятался в третьей строке и в третьем столбце? (Шапка)

Теперь загадайте один предмет из таблицы (только не говорите вслух) и скажите своему соседу, где он находится, на какой строке и в каком столбце. Пусть ваш сосед постарается отгадать, о каком предмете идет речь. А потом поменяетесь ролями.

(Работа в парах. Два –три предмета следует отгадать коллективно)

Рассмотрим строку под таблицей. Что общего у этих предметов? (это круги)

Еще одно свойство предметов- это форма. А чем отличаются круги? (Цветом, размером)

Какое свойство предметов вы назвали сами? (размер)

Посчитайте, сколько всего кругов? (15)

Сколько красных? Желтых? Синих?

Сколько больших? Маленьких?

Итак, какие свойства предметов вы можете назвать? (ЦВЕТ, РАЗМЕР, ФОРМА, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ к какой –либо группе)

5.Физкультминутка

Наша белочка очень воспитанная и пользуется словами вежливости. Она поиграет с вами в игру на внимание «Пожалуйста». Если произносится слово «пожалуйста», то выполняем движение, если нет, то движение выполнять не надо.

6.Продолжение работы по теме.

1. Игра «Угадай предмет»

2 (стр3)

Что общего у предметов первой строки? (Форма)

Перечислите эти предметы.

Я задумала предмет из таблицы. Он находится в первой строке и в четвертом столбце Какой предмет я задумала? (Самовар.)

Задумайте предмет для своего соседа и объясните, как его найти.

(Работа в парах. Два- три предмета следует отгадать коллективно)

Итак все предметы имеют свойства. Назовите их. (Цвет, форма, размер, принадлежность к какой- либо группе)

7. Упражнения для развития навыков письма.

1. Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик- я.

Вот и вся моя семья!

(Поочередно сгибая пальчики)

2.Правила посадки на письме

(Работа с плакатом «Сиди правильно»)

3.Выполните задания в ученике (с 3 внизу)+ р.тет стр3 №1, 2, 3)

8. Рефлексия

Какие свойства предметов вы знаете?

Кто доволен своей работой?

Все ли понятно было?

9. Подведение итогов урока.

Что больше всего понравилось на уроке?

Что было трудно?

У вас на партах лежит лист с заданием. Положите лист перед собой. Зачеркните в каждой строке столько кругов, сколько показывает цифра в начале строки.

Индивидуальный лист с заданием.

Зачеркните столько кружков, сколько у вас показывает цифра

Дети самостоятельно работают на листах. Учитель проверяет правильность выполнения задания.

Тема 1. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Совершенно все предметы, окружающие нас, имеют признаки и свойства. Что же такое признак предмета?

Признак предмета - это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина: машина - является предметом, а зеленая - это признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).

Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?

https://pandia.ru/text/78/074/images/image002_75.jpg" width="84" height="101 id=">

И первое, что нам надо повторить, это цвета радуги.

https://pandia.ru/text/78/074/images/image004_49.jpg" width="223" height="149 src=">.jpg" width="510" height="127 src=">

А теперь назови как можно больше предметов:

а) красного цвета;

б) зелёного цвета;

в) чёрного цвета;

г) голубого цвета.

Посмотри внимательно на картинку и скажи, какие овощи и фрукты раскрашены неверно. Как бы ты их раскрасил?

https://pandia.ru/text/78/074/images/image008_22.jpg" width="76" height="101">

Какой формы бывают предметы? Круглые, квадратные, какие еще?

Назови как можно больше предметов:

а) круглой формы;

б) овальной формы;

в) квадратных;

г) прямоугольных.

Посмотри внимательно на стол. Какие из лежащих на нем фруктов и овощей такой формы, как изображено на схеме: и такого цвета: ?

Следующий важный признак предмета – это размер. Размер мы будем обозначать так:


А теперь правильно назови большой и маленький https://pandia.ru/text/78/074/images/image016_25.gif" width="366" height="274">

А теперь попробуй с помощью обозначений https://pandia.ru/text/78/074/images/image019_9.jpg" width="71" height="101 src="> обозначить признаки таких предметов: синий кубик, большой красный мяч, высокий желтый дом. Обозначить можно, например, так:

- красное яблоко.

Есть еще очень много признаков предметов. Мы их представили для вас в таблице. С помощью этой таблицы можно обозначить особенности многих предметов.

ТАБЛИЦА ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ


Покажи на рисунке предметы, имеющие запах. Попробуй обозначить их с помощью таблицы.

Мы рассмотрели такие важные признаки предметов, как цвет, форма, размер, ознакомились с таблицей обозначений признаков предметов, попробовали применять эти обозначения. И теперь попробуем выполнить КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ. С ее помощью мы проверим, как ты усвоил материал.

Задание 1. Посмотри внимательно на рисунок и выполни задание. А взрослые, помогающие тебе отвечать на вопросы контрольной работы , занесут твори ответы в специальный бланк ответов.

Задание 2. Отгадай загадки о том, что Нюша купила на базаре?

1 загадкаhttps://pandia.ru/text/78/074/images/image032_3.jpg" width="141" height="95 src=">

3 загадкаhttps://pandia.ru/text/78/074/images/image034_2.jpg" width="133" height="86">

Задание 3.

Задание 4.


Задание 5.


Задание 6.

В каждом окошке найди нужный рисунок.