Патриотические чувства закладываются в самом процессе жизни человека, осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды. Патриотическое воспитание это целая система целенаправленного действия. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.
Исходя из психолого-педагогических исследований о значимости дошкольного детства в становлении личности ребёнка, большое значение отведено гармонизации деятельности ребёнка, где культурологическому аспекту отводится ведущее. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника творческого развития потенциала детей и взрослых.
Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее:
Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку к менее близким культурно-историческим фактам.
Деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок.
Осознанным выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).
Соблюдение принципов:
Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Педагогические функции музея:
Образовательные :
усвоение информации; стимулирующей интерес к народному быту
использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса
Развивающие :
активация мышления;
развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
развитие зрительно-слухового восприятия,
Воспитательные :
формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре
Просветительские :
формирование умений, навыков;
формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.
Направления инновационной работы:
Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческого музея, картинной галереи, детской школы искусств, центра внешкольной работы и др.
Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.
Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп.
Цель и задачи развития музея:
Целью создания нашего музея стало:
Знакомство детей с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Задачи :
Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей малой Родины.
Знакомить с русским народным фольклором.
Развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.
Воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому, воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.
Формы работы в музее :
Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).
Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).
Непосредственно-образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).
Основная идея развития музея.
Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков.
Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. В русской избе размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.
В музее воссозданы основные детали и обстановку русской избы. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование. Она полностью или частично может быть перенесена в зал, группу для создания интерьера фольклорного праздника, занятия, она не статична, может меняться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий
Красный угол;
Бабий кут.
Тематическая структура экспозиции (разделы и темы экспозиции)
Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам:
«Мебель»: стол, лавки, сундук, люлька.
«Как Марьюшка семью кормила»: миски, крынки, чаши, ложки деревянные.
«Хозяйкины помощники»: кочерга, веник-голик, сечка, корытце, кадка рукомойник, ведро.
«Как Марьюшка бельё стирала и гладила»: рубель, корыто, доска, паровой, жаровой утюг, коромысло.
«Кухонная утварь»: квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, мутовка.
«Одежда и обувь»: русские народные костюмы, лапти и поршни.
«Освещение жилища»: лучина, свеча, лампа.
«Мастера и мастерицы»: прялка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия) рушники, подзоры, скатерти.
«Изделия плетеные из бересты и лыка»: короб, лукошко, корзины
«Как Марьюшка да Иванушка детей растили»: люлька, зыбка, народные игрушки.
На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: лемеха от сохи, колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, собрать различные виды замков.
На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: лемеха от сохи, колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, собрать различные виды замков.
Шире использовать в работе музея информационно-коммуникативные технологии.
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее во второй младшей группе
Разработала заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Смирнова Любовь Викторовна.
Сентябрь. |
«Милости просим в избу» |
Формирование представлений об избе, знакомство с хозяйкой. |
Народная игра «Катя, Катя маленька» |
«Сорока-сорока» |
Формировать представление о кухонной утвари: глиняный горшок, миска |
Обыгрывание потешки «Сорока» |
|
Ай, качи, качи. |
Знакомство с колыбелькой, зыбкой. |
Чтение «Вот и люди спят», игра «Бай, качи» |
|
Водичка-водичка. |
Знакомство с рукомойником. |
Пение попевки «Вода-водица» |
|
С гуся вода, с Ваня худоба. |
Закрепление представлений о зыбке, рукомойнике. |
Исполнение потешек об умывании, колыбельных. |
|
Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча |
Показать назначение печи, чугуна, ухвата. совок. |
Народная игра «Лады» |
|
Наша –то хозяюшка умела была. |
Закрепить представление об использовании веника, голика, |
Разучивание потешки «Наша-то хозяйка» |
|
Колобок – румяный бок. |
Познакомить с такими экспонатами музея, как сито, скалка. |
Инсценирование сказки |
|
Идёт коза рогатая. |
Познакомить с назначением крынки, подойника. |
Использовать потешки о корове и козе |
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в средней группе
Использование атрибутов музея. |
Интеграция с другими видами деятельности. |
||
Сентябрь. |
«Дорогим гостям рады» |
Продолжать знакомить с избой, показать назначение красного угла. |
Пробуем угощение-овсяный кисель Заучивание «Восенушка-осень» |
«Как Иванушка на ярмарке был» |
Продолжать знакомить с атрибутами праздничного народного костюма (ленты, бусы) |
Обыгрывание потешки «Ай, тари, тари, тари» |
|
«Пошла млада за водой» |
Рассмотреть вёдра, коромысло. |
Инсценирование песни. Украшение коромысла |
|
«Из бабушкиного сундука» |
Продолжить знакомство с народными игрушки (бирюльки, матрёшки, игрушки-свистульки) |
Изготовление куклы-скрутки |
|
«Приходите во горницу» |
Скалка, печь, чело, подтопок |
Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой» |
|
Наши подружки -ложки, миски, кружки |
Знакомить со старинной деревянной утварью. Деревянные ложки как предмет обихода и музыкальный инструмент. |
Продуктивная деятельность «Укрась посуду» |
|
«Эх, лапти мои» |
Показать лапти, познакомить с их назначением. |
Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» |
|
«Хозяйкины помощники» |
Уточнить представление о таких экспонатах музея, как сито, скалка, самовар |
Отрывок из сказки «Федорино горе» |
|
«Курочка в избушке веником метёт |
Веник, голик, совок. |
Народные загадки |
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в старшей группе
Использование атрибутов музея. |
Интеграция с другими видами деятельности. |
||
Сентябрь. |
«Как Марьюшку бельё стирала и гладила» |
Показать утюги (жаровой и угольный), рубель, валёк Знакомство с предметами обихода, используемыми при стирке (корыто, доска), |
Народные загадки об утюге. Стирка платочков. |
«Волшебные спицы» |
Знакомить с спицами и вязанием на них. Рассматривание шерстяных вещей, беседа «Откуда шерсть берётся» |
Продуктивная деятельность «Украсим Марюшке вязаные вещи» |
|
Золотое веретено |
Познакомить со старинными орудиями и материалами традиционного женского труда (Кудель, прялка, веретено) |
Народная игра «Прялица» |
|
Волшебная иголка |
Роль вышивки, лоскутных изделий в создании домашнего уюта. (подзоры, занавески, лоскутные одеяла, половики) |
Рисование узоров для вышивки со знаками Земли-матушки |
|
Как Марьюшка детей растила. |
Познакомить с традициями воспитания в семье, с народной игрушкой. |
Картина Маковского «Крестьянские дети» Потешка «Лады-лады» |
|
Сверху пар, снизу жар-это русский самовар |
Познакомить с традицией чаепития. |
За самоваром знакомимся с докучными сказками. |
|
Весна пришла, сороки привела. |
Сито, скалка, ларь |
Печём жаворонков. |
|
Одежда наших предков |
Знакомство с женской народной одеждой (сарафан, кокошник), особенностями её изготовления. |
Пение «Уродись, бел ленок» |
|
Прощание с избой |
Закрепить представление о музее, как месте погружения в прошлое, месте хранения старинных редких предметов. |
Народные загадки |
Актуальность темы. Проблема патриотического воспитания детей - одна из наиболее актуальных. Большую роль в её решении могут сыграть образовательные учреждения, в рамках, деятельности которых обеспечивается духовно- нравственное становление подрастающего поколения.
Именно в детском саду наши дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, к Родине. Узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту. Они учатся видеть не только красоту, но и понимать её ценность. В детском саду дети узнают много интересного о мастерах, художниках, скульпторах, создающих подлинные произведения искусства.
Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, развивать эстетическое к ней отношение, подготовить его - не столько информационно, сколько эмоционально - к восприятию произведения искусства.
Понятие «музейная педагогика», появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности. Активное использование музейной технологии в образовательном процессе помогает приобщить детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности.
Знакомство с музеем позволяет развить у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в нашем детском саду стала работа по созданию мини-музеев.
Актуальность «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».
Д. Лессинг. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. Патриотическое воспитание является важным условием всестороннего развития личности. Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма. Одним из методов работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание в ДОУ мини-музея . Мини -музей в условиях ДОУ позволяют реализовывать образовательную программу, являются действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. А также расширяют кругозор, открывают возможности для творческой и самостоятельной исследовательской деятельности. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины . Поэтому в своей группе мы решили создать мини-музей , который назвали «Русский национальный костюм» .
Цель. Формирование патриотических чувств к традициям своего народа через создание и использование материалов мини-музея .
Задачи. 1. Образовательные
Формировать чувство патриотизма, любовь к традициям своего народа, интерес к его прошлому, одежде в разные исторические времена.
- Познакомить с предметами одежды в разные исторические времена.
Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой, а также в конструировании, экспериментировании, ручном труде и т. д.)
Учить детей приемам музейной деятельности экскурсовода.
2. Развивающие :
Развивать познавательную активность детей посредством музейной деятельности с привлечением родителей
Развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, читать наизусть стихи и прочее.
Развивать творческое воображение через ознакомление с русским национальным костюмом.
3. Воспитательные :
Прививать детям чувство гордости за свой народ.
Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования чувства патриотизма дошкольников учитывались следующие педагогические средства,
Педагогические средства, используемые в мини-музее
Форма проведения : занятия, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, дидактические игры, продуктивная деятельность детей, самостоятельная игровая деятельность.
Форма организации : коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы :
Словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание. - наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;
Практические – дидактические игры, оформление альбомов, изготовление поделок.
Приемы : исследовательские действия, игровые приемы.
Особенность мини - музея
Важная особенность мини -музеев - участие в их создании детей и родителей . Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею . Они могут : участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини -музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини -музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Оформление мини-музея :
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини -музея располагаются на стене и на полках шкафа в групповой комнате, поэтому всегда доступны для рассматривания, детских игр, и др. деятельности ребенка
Использование музея в интеграции образовательных областей :
1. Социально - коммуникативное развитие.
Первоначально была проведена предварительная подготовка детей к общению с музейной культуры. Совместно с детьми мы разработали определенные правила поведения в мини- музее .
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В НАШЕМ МИНИ-МУЗЕЕ
1. В нашем музее нельзя шуметь «Слушай сам и дай слушать другому» ;
2. Многие экспонаты разрешено трогать рука
3. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
«Сохрани историю для других» ;
4. Экспонаты нельзя ломать.
5. Можно и даже нужно задавать вопросы.
6. В нашем музее можно играть, рисовать, создавать и творить.
7. Музей можно посещать каждый день, пополнять новыми экспонатами, самому менять, переставлять экспонаты.
8. Будь доброжелателен по отношению к другим
«Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой» ;
Познакомила детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например, «время» , «культура» , «история» , «экспонат» , «исследователь» .
«Экспонат» - предмет, выставляемый на выставке, в музее.
«История» – изучение прошлого
В процессе создания мини -музеев мы уделяли особое внимание становлению самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в нашем мини -музее устроен уголок «игротека» . Дети могут использовать игры самостоятельно в процессе самостоятельной деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
настольная игра «Наряди куклу в национальный костюм» , дети одевают кукол и называют элементы национальной одежды.
Цель : закреплять знания о национальных костюмах народов проживающих на территории России.
Диалог с музеем также, обогащает самостоятельную деятельность детей, позволяет им удовлетворить свою потребность в самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения. Дети с удовольствием выступают в роли экскурсовода перед младшими детьми, перед сверстниками, проводя экскурсию по мини-музею (показывая и рассказывая об экспонатах музея) .
Наши дети становятся «экскурсоводами» , увлечёно рассказывая о том, что знают сами.
ролевая игра «школа маленького экскурсовода» детям дается понятие,
что экскурсии можно проводить везде, в том числе и по детскому саду.
Цель : способствовать усвоению опыта социальных взаимоотношений, умению выражать личное отношение к событиям и фактам, учить детей оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, учить считаться с интересами других, развивать речь, творческие способности.
2. Познавательное развитие
Первым экспонатом нашего музея стал сарафан и кокошник (сшитый родителями),
Беседа «Женский народный костюм»
Цель. Продолжить знакомить детей с женским национальным костюмом Воспитывать в детях патриотические чувства.
Благодаря собранным экспонатам дети могут заглянуть в историческое прошлое национального костюма
Рассматривание альбома «Одежда народов проживающих на территории России» . Дети имеют возможность рассмотреть одежду народов проживающих на территории России.
Нельзя не вспомнить замечательные слова Д. С. Лихачева
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине , её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
3. Речевое развитие
Каждый мини -музей – средство общения.
В нашем мини -музее есть много способов знакомства ребенка с культурой, и средств по развитию речи детей, владению ею как средством общения, обогащению активного словаря, развитию связной, диалогической и монологической речи, развитию речевого творчества.
4. Художественно-эстетическое развитие.
Учитывая специфику организации работы с детьми, в наших экспозициях в качестве экспонатов выступают творческие работы детей. Самостоятельная работа в уголке изобразительной деятельности
раскрашивание раскрасок «национальный костюм» ,
5. Физическое развитие.
Разучивание с детьми народных игр, в которые играли наши дедушки и бабушки.
Цель : привлекать детей к участию в народных играх,
развитие двигательной активности детей и способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Работа с родителями
Пополнение экспозиции мини -музея новыми экспонатами
Рекомендации родителям «Как познакомить ребенка с русским костюмом» .
Привлечь к изготовлению новых народных костюмов.
Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместную с детьми деятельность.
Вывод :
Полученные знания оказывают положительное влияние на патриотическое воспитание детей. Дети углубили свои знания об истории русского народного костюма, его достопримечательностях. Учатся проявлять уважение к традициям своего народа.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания.
Артеменко Александра Александровна
Должность:
воспитатель детского сада
Учебное заведение:
МБДОУ детский сад№12
Населённый пункт:
город Ярцево, Смоленской области
Наименование материала:
доклад из опыта работы
Тема:
"Мини музей как средство патриотического воспитания".
Дата публикации:
24.05.2016
Раздел:
дошкольное образование
СЛАЙД 2
Воспитание патриотических чувств у дошкольников - одна из задач
нравственного воспитания, включающая в себя воспитания любви к
близким людям, детскому саду, к родному городу, родной стране.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека,
находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с
момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к
окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего
народа.
Одним из средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста
является мини-музей. Мини-музей ДОУ особое, специально
организованное пространство детского сада, способствующее расширению
кругозора и ребенка и взрослого, социализации, приобщению к вечным
ценностям, воспитанию чувства патриотизма.
Главная задача при организации мини-музея в ДОУ – построение
диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной
среде, способствующей развитию у детей исследовательской и
познавательной деятельности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции,
соответствующие требованиям музейного дела. Часть слова «мини» в
нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и
размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики.
СЛАЙД 3
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
СЛАЙД 4
В этом году мы отмечаем 55-летие первого полёта человека в космос.
Подвиги наших соотечественников являются примером мужества и
героизма. Именно на их примере мы раскрываем перед детьми три грани
самовоспитания: познавательные, духовные, волевые.
Опыт показал, что космос – это обширная тема для исследовательской
деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне
развивать личность дошкольников. Видя заинтересованность, которую
проявляют дети к космосу, мы решили продолжить и расширить
космическую тему. Так «родился» проект «Загадочный космос».
СЛАЙД 5
Цель: Углубить и расширить знания детей о космосе, формировать
нравственно – патриотические чувства посредством проекта «Загадочный
космос».
СЛАЙД 6
Задачи:
воспитывать у детей патриотизм, уважение к покорителям космоса и
чувство гордости за своё Отечество;
расширить представления детей о космическом пространстве (об
этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о
солнечной системе, планетах и спутниках);
совершенствовать стиль партнерских отношений, обогащать детско-
родительское взаимодействие опытом совместной исследовательско-
творческой деятельности;
создать благоприятную предметно-развивающую среду и
дополнительное образовательное пространство для проведения
исследовательско-творческой деятельности детей в детском саду и
семье.
СЛАЙД 7
Этапы реализации проекта: организационный, основной, заключительный.
СЛАЙД 8
Первый этап - организационный
. На этом этапе мной были установлены
цели и задачи, подготовлен и собран материал для НОД и бесед, подобраны
игры и материал для них, созданы информационные листы и папки-
передвижки для родителей, проведена педагогическая диагностика в форме
беседы с детьми по заданной теме.
СЛАЙД 9
Второй этап - основной
.
Мы апробировали содержание проекта «Космос». Провели экскурсию,
беседы, приступили к оформлению экспозиции мини-музея «Космос».
Организовали работу с родителями, направленную на знакомство с
проектной деятельностью.
СЛАЙД 10 – 16
Комментирует А.А.
СЛАЙД 17
Была проведена повторный диагностика, которая показала, что почти все
дети усвоили материал, были устранены пробелы в знаниях детей о
космосе, которые выявил первый этап диагностики. Был организован мини-
музей космонавтики, посетителями которого стали дети и родители нашей и
других групп, грамотой была отмечена самая активная семья.
СЛАЙД 18
Комментирует А.А.
СЛАЙД 19
Практическая значимость
Разработано и реализовано тематическое планирование по каждому блоку
проекта в рамках интеграции образовательных областей.
Данный проект может использовать в своей работе любой педагог,
адаптировав его содержание к индивидуальным возможностям
воспитанников и условиям ДОУ. Знания, полученные детьми в ходе
реализации проекта, способствуют формированию нравственно –
патриотические чувств детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат
: заинтересовать детей и родителей темой космоса, создать
интересный материал для бесед и НОД. Расширить представления детей о космосе и о
планете Земле, развивать творческую активность детей и родителей, воспитывать
патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым,
продолжать воспитывать у детей экологическую культуру, обогатить словарный запас
детей словами на космическую тематику. Закрепить знания детей о расположении
планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Расширить
тематику сюжетных игр.
Создание мини-музея космонавтики и фильма «Моё фантастическое путешествие».
Положительные результаты реализации этого проекта заключается в следующем:
1. Заинтересованность детей в данной работе.
2. В полном объеме решены задачи проекта.
3.
С
помощью
детско-родительских
работ
пополнена
экспозиция
мини-музея
«Космос».
Статья по педагогике "Музей в ДОУ - средство воспитания и образования детей дошкольного возраста".
Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно-нравственного воспитания.
Статья может быть полезна воспитателям и родителям, так как рассказывает о том, как использовать мини-музеи в качестве стимулятора творческой деятельности дошкольников
Основная задача
:
- Раскрыть способности каждого ребенка;
- воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире.
Основной целью
:
- приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери
С какого возраста начинать приобщение ребенка к музею?
На этот вопрос можно ответить по-разному.
В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Музей- это хранилище истории,
где хранится большой накопленный опыт поколений, это один из способов познания ребенком окружающего мира.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, центральным направлением работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитание. Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Любовь к родному краю, к городу не возможно воспитать без определенных знаний.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с разными знаменитыми людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями».
Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Оптимальным решением построения целостного пространства выступает музейная педагогика. Известно, что приобщение к культурно-историческому наследию является средством формирования у детей патриотических чувств и развитие нравственности.
Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов.
Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, развлечениях, рисуя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети тем самым усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами и мнением других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром..
Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения данного раздела, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения и именно здесь нам на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Мини-музеи позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музея можно организовать кратковременные выставки. Дошкольники разных групп могут знакомиться с мини-музеями своих «коллег». При этом в старшей и подготовительной к школе группах экскурсии могут проводить сами ребята.
Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, принимают активное участие, задают вопросы, предлагают помощь.
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Так давайте же воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!